Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Натурфилософские ориентации досократовской философии.Первые философские школы в г. Милет и Эфес. Космоцентрическая ориентация – стремление понять природу, окружающий мир во взаимосвязи и единстве вещей, убеждение в наличии первоначала, основы ( субстанции). Первооснова мира: -Фалес – вода -Анаксимандр – апейрон ( беспредельно абстрактное вещество) -Анаксимен – воздух -Гераклит – огонь -Пифагор – число Зачатки диалектики (учение о всеобщей взаимосвязи, изменчивости и развитии всего существующего в мире) Анаксимандр – Вечное движение материи создает отдельные вещи путем порождения противоположностей. Гераклит – Мир процесс. Вещи превращаются в свою противоположность. Все течет, все изменяется. Элейская школа ( Ксенофан, Парменид, Зенон) Континуальный образ мысли – представление о непрерывности, единственности и неразрывности бытия. Бытие – вечно, неизменно, неподвижно. Демокрит Атомы ( мельчайшие неделимые частицы) – первооснова существующего. Вечные, неизменные, находятся в движении. Классический период древнегреческой философии Период расцвета античной философии. Происходит построение глобальных философских систем, включающих анализ природы, человека и общества. Основные представители: Софисты (Протагор, Гиппий, Горгий) Сократ Платон Аристотель Софисты- Древнегреческие учителя ведения дискуссии, спора. Основные идеи: -Учение о принципиальной непознаваемости мира: «Ничего не существует», «Если что-то и существует, то его нельзя познать», «Если это и можно познать, то нельзя передать и объяснить другому» (Протагор); -Учение об относительности истины: «Человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют, несуществующих в том, что они не существуют» (Протагор); -Идея о том, что основанием всех форм культуры (религия, мораль, право, государство) является условное соглашение между людьми. Философия Сократа – направлена на человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее самого себя. Разработал диалектический метод. Диалектикой он называл искусство ведения беседы, диалога с целью достижения подлинной истины. Самопознание раскрывает моральные ценности: справедливость, умеренность, мужество. Знание истины и нравственность – понятия совпадающие. Зная, что хорошо и что плохо, никто не сможет поступать плохо. Платон (427-347 до н.э.) Учение об идеях: Всякий существующий предмет, явление или процесс имеет свою идею. Совокупность идей образуют мир идей. Идеи вечные и неизменные, образуют иерархическую лестницу. На ее вершине находится идея Блага, самая общая идея. Идеи – источник существования всех вещей предметного мира. Вторым источником существования вещей является материя, как бесформенная масса вещества. В результате соприкосновения материи с идеями возникают вещи. Вещи – несовершенные копии идей, кажущееся бытие. Учение о познании Познание – процесс созерцания разумом высших сущностей. Осуществляется в два этапа. При восприятие вещей ( подобий идей) – формируется только мнение. При помощи диалектики, беседы – душа человека припоминает виденное ранее в мире идей. Учение о человеке Человек – единство души и тела. Душа – идея человека. Душа состоит из трех иерархически упорядоченных частей: разум (ориентация на интеллектуальное познание идеального мира) воля (ориентация на достижение поставленных целей) чувственность (ориентация на удовлетворение материальных потребностей). Учение о государстве. Идеальное государство- это общество, состоящее из трех сословий: - правители (функция управления); - воины (функция обороны); - производители (функция производительного труда). Главная добродетель – справедливость ( каждое сословие выполняет возложенную на него функцию). Формы идеального государства Монархия Аристократия Демократия Аристотель (384–322 до н.э.) Промежуточная форма между материализмом и идеализмом. Подлинной реальностью обладают единичные вещи. Единичное бытие вещи есть сочетание формы и материи. Материя – то, из чего состоит вещь (возможность формы). Форма – то, что придает вещи качественную определенность (действительность материи). Учение о познании. Выделяются чувственное восприятие и интеллектуальное знание. Чувственное восприятие является основой познания. Оно дает знание о единичных вещах. Интеллектуальное знание, основанное на разуме, постигает всеобщего и необходимого. Оно – основание мудрости. Учение о человеке. Человек – единство души и тела. Душа и тело неразрывно связаны друг с другом; отдельное существование души невозможно. Сущность человеческого существования составляет его общественный характер. Общественная жизнь людей – источник нравственности и добродетели. Социально-политическое учение. Государство – объединение родов и поселений для достижения счастливой жизни под властью единого права. Полноправными гражданами государства являются только те, кто обладает собственностью и участвует в управлении. Правильные формы: Неправильные формы: монархия тирания аристократия олигархия полития демократия Становление и основные проблемы средневековой философии периода патристики Хронологические рамки средневековой философии I – XIV вв. н.э. Главный фактор возникновения и развития – Христианство. 1 в. н.э. - движение протеста против господствующих социальных институтов и доминирующей культуры общества. 4 в.н.э. - господствующая религия Римской империи,Формирование единой христианской догматики и культа. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |