Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Натурфилософские ориентации досократовской философии.

Первые философские школы в г. Милет и Эфес.

Космоцентрическая ориентация – стремление понять природу, окружающий мир во взаимосвязи и единстве вещей, убеждение в наличии первоначала, основы ( субстанции).

Первооснова мира:

-Фалес – вода

-Анаксимандр – апейрон ( беспредельно абстрактное вещество)

-Анаксимен – воздух

-Гераклит – огонь

-Пифагор – число

Зачатки диалектики (учение о всеобщей взаимосвязи, изменчивости и развитии всего существующего в мире)

Анаксимандр – Вечное движение материи создает отдельные вещи путем порождения противоположностей.

Гераклит – Мир процесс. Вещи превращаются в свою противоположность. Все течет, все изменяется.

Элейская школа ( Ксенофан, Парменид, Зенон)

Континуальный образ мысли – представление о непрерывности, единственности и неразрывности бытия.

Бытие – вечно, неизменно, неподвижно.

Демокрит

Атомы ( мельчайшие неделимые частицы) – первооснова существующего.

Вечные, неизменные, находятся в движении.

Классический период древнегреческой философии

Период расцвета античной философии. Происходит построение глобальных философских систем, включающих анализ природы, человека и общества.

Основные представители:

Софисты (Протагор, Гиппий, Горгий)

Сократ

Платон

Аристотель

Софисты- Древнегреческие учителя ведения дискуссии, спора.

Основные идеи:

-Учение о принципиальной непознаваемости мира: «Ничего не существует», «Если что-то и существует, то его нельзя познать», «Если это и можно познать, то нельзя передать и объяснить другому» (Протагор);

-Учение об относительности истины: «Человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют, несуществующих в том, что они не существуют» (Протагор);

-Идея о том, что основанием всех форм культуры (религия, мораль, право, государство) является условное соглашение между людьми.

Философия Сократа – направлена на человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее самого себя.

Разработал диалектический метод. Диалектикой он называл искусство ведения беседы, диалога с целью достижения подлинной истины.

Самопознание раскрывает моральные ценности: справедливость, умеренность, мужество. Знание истины и нравственность – понятия совпадающие. Зная, что хорошо и что плохо, никто не сможет поступать плохо.

Платон (427-347 до н.э.)

Учение об идеях:
Концепция объективного идеализма.

Всякий существующий предмет, явление или процесс имеет свою идею.

Совокупность идей образуют мир идей. Идеи вечные и неизменные, образуют иерархическую лестницу. На ее вершине находится идея Блага, самая общая идея.

Идеи – источник существования всех вещей предметного мира.

Вторым источником существования вещей является материя, как бесформенная масса вещества.

В результате соприкосновения материи с идеями возникают вещи. Вещи – несовершенные копии идей, кажущееся бытие.

Учение о познании

Познание – процесс созерцания разумом высших сущностей.

Осуществляется в два этапа.

При восприятие вещей ( подобий идей) – формируется только мнение.

При помощи диалектики, беседы – душа человека припоминает виденное ранее в мире идей.

Учение о человеке

Человек – единство души и тела. Душа – идея человека.

Душа состоит из трех иерархически упорядоченных частей:

разум (ориентация на интеллектуальное познание идеального мира)

воля (ориентация на достижение поставленных целей)

чувственность (ориентация на удовлетворение материальных потребностей).

Учение о государстве.

Идеальное государство- это общество, состоящее из трех сословий:

- правители (функция управления);

- воины (функция обороны);

- производители (функция производительного труда).

Главная добродетель – справедливость ( каждое сословие выполняет возложенную на него функцию).

Формы идеального государства

Монархия

Аристократия

Демократия

Аристотель (384–322 до н.э.)

Промежуточная форма между материализмом и идеализмом.

Подлинной реальностью обладают единичные вещи.

Единичное бытие вещи есть сочетание формы и материи.

Материя – то, из чего состоит вещь (возможность формы).

Форма – то, что придает вещи качественную определенность (действительность материи).

Учение о познании.

Выделяются чувственное восприятие и интеллектуальное знание.

Чувственное восприятие является основой познания. Оно дает знание о единичных вещах.

Интеллектуальное знание, основанное на разуме, постигает всеобщего и необходимого. Оно – основание мудрости.

Учение о человеке.

Человек – единство души и тела. Душа и тело неразрывно связаны друг с другом; отдельное существование души невозможно.

Сущность человеческого существования составляет его общественный характер. Общественная жизнь людей – источник нравственности и добродетели.

Социально-политическое учение.

Государство – объединение родов и поселений для достижения счастливой жизни под властью единого права.

Полноправными гражданами государства являются только те, кто обладает собственностью и участвует в управлении.

Правильные формы: Неправильные формы:

монархия тирания

аристократия олигархия

полития демократия

Становление и основные проблемы средневековой философии периода патристики

Хронологические рамки средневековой философии

I – XIV вв. н.э.

Главный фактор возникновения и развития – Христианство.

ž 1 в. н.э. - движение протеста против господствующих социальных институтов и доминирующей культуры общества.

ž 4 в.н.э. - господствующая религия Римской империи,Формирование единой христианской догматики и культа.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...