Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пути предупреждения и способы разрешения семейных конфликтов

Пути предупреждения и способы разрешения семейных конфликтов

Существует устойчивое мнение о том, что семейные конфликты представляют опасность для семьи в целом и могут привести к ее разрушению. Однако, на практике, некоторые мелкие семейные ссоры могут иметь позитивную направленность, помогая прийти к согласию по спорным вопросам и предотвратить более крупный конфликт. Вместе с тем существуют пути предупреждениясемейных конфликтов, которые зависят от характеристик потенциальных субъектов конфликтного взаимодействия (супруги, родители, дети, родственники). Остановимся на самых общих рекомендациях:

1. Формирование психолого-педагогической культуры семейных отношений, которые основываются на выяснении и согласовании взглядов супругов на значение семьи в жизненном пространстве личности. В таких взглядах обнаруживается значительное разнообразие – от гармоничного сочетания до противопоставления;

2. Воспитание детей с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, а так же эмоциональных состояний;

3. Организация семьи и семейных отношений, включающая формирование семейных традиций, развитие взаимопомощи, ответственности, доверия и уважения;

4. Овладение культурой межличностного общения, которое включает освоение приемов и способ эффективной коммуникации, преодоления трудностей и барьеров.

Разрешениесемейных конфликтов возможно в конструктивном (переговоры) и неконструктивном (развод) направлении. Конструктивный путь предполагает проведение переговоров с целью достижения согласия по спорным вопросам. Обычно в этом случае используется одна из пяти стратегий разрешения конфликта, изученных нами ранее (сотрудничество, соперничество, компромисс, уход, уступка).

В результате изучения данной темы можно сформулировать следующий вывод:

  • Семейные конфликты относятся к наиболее часто встречающимся, они отличаются особым предметом, своеобразными причинами, формами проявления и тяжелыми последствиями. Эти конфликты поддаются управлению, в частности раннему предупреждению и безопасному разрешению.

 

 

Понятие организации и конфликтов в ней, а также проявление конфликтных ситуаций в организации

  • Организация – это социальная группа, объединяющая на основе общей цели людей, деятельность которых сознательно координируется и направляется в интересах достижения этой цели.

Основные признаки организации, как социального института:

1. Объединение в своем составе не менее двух человек;

2. Наличие для всех членов организации общей цели, ради осуществления которой она создана;

3. Совместный труд (деятельность) в интересах общей цели;

4. Наличие четкой структуры с выделением органов управления и распределением прав, обязанностей и ролей между членами организации.

Любая организация характеризуется внутренней и внешней средой.

Внутренняя среда организации отражает ее функциональную структуру, цели и задачи, ресурсы, технологии и коммуникации.

Внешняя среда организации включает в себя факторы и социальные условия окружающей среды.

  • Конфликты в организации – это конфликты, возникающие между субъектами социального взаимодействия внутри организации.

В зависимости от выполняемых функций или целей организации делятся на четыре типа:

1. Производственные или экономические, занимающиеся созданием товаров, услуг, капиталов. Они обеспечивают материальное существование общества;

2. Поддерживающие, цель которых – социализация индивида для выполнения им соответствующих ролей в обществе (церковь, школа, здравоохранение, благотворительность);

3. Адаптивные, создающие знания, разрабатывающие и проверяющие теории. Они обеспечивают информационную интеграцию общества;

4. Политические, имеющие дело с общей регуляцией, координацией и контролем ресурсов, людей, отдельных подсистем в обществе (государство, общественные организации);

Некоторые организации обладают смешанными функциями.

Люди играют особую роль в развитии организации. С одной стороны, они являются создателями организации, определяют их цели, выбирают методы достижения этих целей. С другой стороны, люди – важнейший ресурс, используемый всеми без исключения организациями для реализации собственных целей.

Развитие конфликтной ситуации в организациипроявляется в социальной напряженности, обострении противоречий, распространении неудовлетворенности, открытом выступлении социальных групп, коллективов, работников.

Прогнозирование, управление и предупреждение

Конфликтов в организации

Особое место в управлении организационными конфликтами занимает их прогнозирование и предупреждение на основе контроля уровня социальной напряженности. Существует методика оценки конфликтности организации на основе выявления интегрального показателя социальной напряженности.

Признаки социальной напряженности в организации могут быть выявлены путем обычного наблюдения. К ним относятся:

1. Стихийные собрания или беседы нескольких человек;

2. Увеличение числа неявок на работу;

3. Снижение производительности труда;

4. Увеличение числа локальных конфликтов;

5. Массовые увольнения по собственному желанию;

6. Распространение слухов;

7. Коллективное невыполнение указаний руководителей;

8. Стихийные митинги и забастовки;

9. Рост эмоциональной напряженности.

Важной особенностью управления конфликтами в организации является их регулирование и разрешение на правовой основе, которую представляют собой Трудовой Кодекс РФ и Федеральный Закон «О порядке разрешения коллективных трудовых споров», а также Устав организации, нормы и правила трудового взаимодействия сотрудников.

В результате изучения данной темы можно сформулировать следующий вывод:

  • Конфликты в организациях имеют определенные структурные и функциональные особенности, они поддаются управлению и прогнозированию. Важнейшая задача руководителя состоит не в избежании таких конфликтов, а в освоении оптимальных методов и форм управления ими.

 

 

Ценностные.

3. По динамике управленческой деятельности(функциям управления) принято выделять четыре типа конфликтов:

3.1. Конфликты планирования,связанные с нарушением принципов планирования, несовпадением стратегического, тактического и оперативного планирования;

3.2. Конфликты организации,которые имеют причиной нарушение организационных принципов, нарушение постоянных и временных взаимоотношений между подразделениями;

3.3. Конфликты мотивации,выражающиеся в нарушениях принципов мотивации, просчетах в подборе и расстановке кадров;

3.4. Конфликты контроля,которые имеют причиной неадекватность отражения в сознании субъектов и объектов управления функции контроля, нечеткости критериев контроля.

Рассмотрим основные формы проявления конфликтов в сфере управления.Все они связаны с объективным процессом дезорганизации в управленческой деятельности.

  • Дезорганизация –это такое состояние управленческого взаимодействия, при котором существующие групповые нормы, административно-бюрократические правила приходят в несоответствие с новыми условиями и факторами управленческого процесса.

Состояние дезорганизации проявляется в различных формах борьбы между субъектами управления, отстаивающими устаревшие формы управленческих отношений и теми, кто выступает за изменения. Такая борьба может перейти в конфликт, который может протекать в форме несогласия, напряженности и конфронтации.

  • Несогласие –это отказ определенных субъектов или объектов управления от предписанных шаблонов и норм поведения. Это неисполнение в той или иной мере своих обязанностей, легитимность которых в изменившихся условиях подвергается сомнению.

Несогласие как форма управленческого конфликта характеризуется сознательным нарушением согласованных действий, связанных с выполнением функций управления.

  • Напряженность –более острая форма управленческого конфликта, затрагивающая устои существующей системы управления.

Напряженность, как форма управленческого конфликта характеризуется резким ростом сознательных нарушений в управленческих действиях со стороны различных субъектов управления.

  • Конфронтация –это самая острая форма управленческого конфликта, ведущая к расколу и ликвидации существующей системы управления.

Конфронтация характеризуется жесткой конкуренцией на почве карьерных устремлений определенных субъектов управления и применением крайних средств и методов противоборства: организации групповых протестов, травли «инакомыслящих», подсиживаний, увольнения соперников.

А также способы их разрешения

Предупреждение и разрешение управленческих конфликтов является составной частью работы руководителей. Главную роль в этом процессе играет менеджер того звена, в котором зреет конфликт.

В целях предупреждения управленческих конфликтов менеджеру необходимо установить обратную связь со всеми звеньями управления соответствующего уровня. Кроме того, конфликт может быть предупрежден, если будет осуществляться постоянная коррекция стиля, форм, средств и методов управления с учетом конкретных условий. И, наконец, руководитель должен (в целях предупреждения конфликта) владеть различными формами воздействия на подчиненных:

прямое воздействие (приказ, директива, распоряжение, задание);

воздействие через мотивы (стимулирование потребностей и интересов в целях желаемого поведения и деятельности);

воздействие через систему ценностей (воспитание, образование);

воздействие через окружающую социальную среду (изменение условий труда, статуса в организации, изменение системы взаимодействия).

В результате изучения данной темы правомерно сформулировать следующее положение:

  • Конфликты в сфере управления подчиняются общим закономерностям, но вместе с тем обладают существенными особенностями. Они поддаются классификации, особое место среди них занимают ролевые конфликты, особую роль в предупреждении и разрешении управленческих конфликтов играют менеджеры – руководители первичных производственных групп.


 

Характеристика

Регулирования конфликта

Различают две основные стратегии управления конфликтом: конкурентную и кооперативную.С точки зрения конструктивности процесс управления конфликтом предпочтительнее использовать кооперативную стратегию, которая предполагает достижение определенного соглашения.

В процессе разрешения конфликтов могут применяться четыре основные технологии их регулирования:

а) Информационная технологияпредусматривает ликвидацию дефицита информации в конфликте, исключение из информационного взаимодействия ложной, искаженной информации, устранение слухов;

б) Коммуникативная технологияделает упор на организации общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками, а также на обеспечение эффективного общения;

в) Социально-психологическая технологияориентирована на работу с неформальными лидерами и микрогруппами, на снижение социальной напряженности и укрепление социально-психологического климата в коллективе;

г) Организационная технологиянаправлена на решение кадровых вопросов, использование воспитательных методов поощрения и наказания, на изменение условий взаимодействия сотрудников.

Однако, сами по себе стратегия управления и технология регулирования не дают возможности переходить к управленческой деятельности по разрешению конфликта. Для этого введено понятие алгоритма управления конфликтом. Для выбора конкретного алгоритма, как перечня действий руководителя, необходимо помимо анализа причин и условий возникновения конфликтного поведения, придерживаться следующих принципов управления конфликтами:

а) Принцип объективности и адекватности оценки конфликта;

б) Принцип конкретно-ситуационного подхода;

в) Принцип демократизма, опоры на общественное мнение;

г) Принцип комплексного использования способов и приемов воздействия.

В общем случае алгоритм управления конфликтом содержит четыре шага:

1. Шаг первый –изучение причин возникновения конфликта. Здесь применимы методы наблюдения, анализа результатов деятельности, биографический метод и др.;

2. Шаг второй –ограничение числа участников, которое достигается путем работы с лидерами в микрогруппах, применением педагогических методов поощрения или наказания;

3. Шаг третий –дополнительный анализ конфликта с помощью экспертов, который предполагает применение методов анализа, опроса экспертов, организацию переговорного процесса или обращение к третьей стороне;

4. Шаг четвертый – принятие решения, которое предполагает выбор между административными или педагогическими методами.

В ходе принятия решения необходимо предусмотреть учет некоторых негативных факторов, которые представлены в таблице.

Негативные факторы

Конфликтной ситуацией

  • Управление конфликтом – это целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействие на его динамику в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт.

Фундаментальная идея современного подхода к управлению конфликтами сводится к тому, что конфликт принципиально поддается управлению, причем его исход будет иметь конструктивный характер. Ранее нами было установлено, что в функциональном плане конфликты отличаются противоречивостью. Другими словами, одни из них носят конструктивный характер и способствуют развитию сопряженной с ними социальной системы (семья, организация, коллектив). Другие конфликты носят деструктивный характер и способствуют разрушению социальной системы. Отсюда вывод о том, что субъекты социального управления в зависимости от их места в конкретной социальной системе могут целенаправленно воздействовать на динамику происходящих конфликтов. Таким образом, основная цель управления конфликтами сводится к предотвращению деструктивных конфликтов и способствованию адекватного разрешения конструктивных конфликтов. Наряду с разрешением конфликтов понятие «управление конфликтом» включает в себя прогнозирование и профилактику возникновения конфликтных ситуаций. Поэтому в общем смысле управление конфликтом и конфликтной ситуацией представляет собой процесс контроля конфликтного взаимодействия самими участниками или внешними силами. Под контролем в данном случае условимся понимать конкретные действия по локализации конфликтного поведения, ограничения его определенными рамками, недопущению эскалации конфликтогенов. В связи с этим рассмотрим основные термины, относящиеся к управлению конфликтами.

  • Урегулирование конфликта – выбор такой альтернативы в конфликтном процессе, при которой основные усилия его участников сосредоточены на снижении интенсивности противоборства, на последовательном переводе прямой конфронтации в плоскость смягчения противостояния и замены его бесконфликтными отношениями, на взаимоприемлемом для соперников решении самой проблемы, породившей конфликтную ситуацию.

Урегулирование часто понимается, как относительно «мягкое» воздействие на конфликт, а также как его частичное или временное решение.

  • Завершение конфликта – любое прекращение конфликтного взаимодействия, не обязательно предполагающее его разрешение.
  • Разрешение конфликта – это элиминация или минимизация проблем, разделяющих стороны, обычно осуществляется через поиск компромисса, достижение согласия и другие формы.

Другими словами, разрешение конфликта представляет собой достижение соглашения по спорному вопросу между его участниками. Таким образом, разрешение конфликта не сводится к победе или поражению одной из сторон, а предполагают взаимную договоренность и согласие участников.

  • Конструктивное управление конфликтом – долгосрочный, трудный процесс, ведущий к разрешению конфликтных проблем на основе достижения взаимоприемлемого соглашения.

Важным представляется вопрос о критерии разрешенности конфликта. Им можно считать удовлетворенность участников исходом конфликта. Поскольку управление конфликтами нацелено прежде всего на динамику его протекания, постольку выделим основные этапы конфликта и соответствующие им виды управления. Эти данные представлены в таблице 1.

 

 

Содержание управления конфликтом

№ п/п Этапы конфликта Содержание управления (вид деятельности)
1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации Прогнозирование Предупреждение (стимулирование)
2. Осознание конфликтной ситуации Предупреждение (стимулирование)
3. Начало открытого конфликтного взаимодействия Регулирование
4. Развитие открытого конфликта Регулирование
5. Завершение конфликта Разрешение (конструктивное управление)

Остановимся на характеристике видов управления конфликтами.

  • Прогнозирование конфликта – вид деятельности субъекта управления, направленное на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии.

Прогнозирование осуществляется на базе изучения объективных и субъективных условий и факторов конфликтного взаимодействия между людьми, их индивидуально-психологических особенностей, а также анализ общих и частных причин конфликтов.

  • Предупреждение конфликта – это вид субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта.

Предупреждение основывается на прогнозировании конфликтов. В этом случае на основе полученной информации о причинах назревающего нежелательного конфликта предпринимаются активные действия по нейтрализации причин. Эта форма предупреждения называется вынужденной. Существует и другая форма – превентивная, которая реализуется в рамках эффективного управления социальной системой. Основными направлениями превентивного предупреждения конфликтов являются:

а) Забота об удовлетворении нужд и запросов сотрудников;

б) Подбор и расстановка кадров с учетом их индивидуально-психологической совместимости.

  • Совместимость межличностная –взаимное приятие партнеров по общению, сотрудников, членов коллектива, основанное на оптимальном сочетании по принципам сходства или взаимодополняемости ценностных ориентаций, социальных установок, интересов, мотивов, потребностей, характеров, темпераментов, темпа и ритма психофизиологических реакций, значимых для межличностного взаимодействия.

в) Соблюдение принципа социальной справедливости при принятии решений, затрагивающих интересы коллектива и сотрудников;

г) Воспитание персонала, формирование у сотрудников психолого-педагогической культуры общения.

  • Стимулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на провоцирование, преднамеренное ускорение конфликтного взаимодействия.

Стимулирование целесообразно применять в случае развития конструктивных конфликтов. Основными средствами стимулирования конфликта являются:

а) Вынесение проблемного вопроса для обсуждения (на собрании, совещании, семинаре);

б) Критика сложившейся ситуации на совещании;

в) Выступление с критическим материалом в средствах массовой информации;

  • Регулирование конфликта – это вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечение его развития в сторону разрешения.

Различают три стадии регулирования конфликта:

а) стадия признания реальности конфликта участниками конфликтного взаимодействия;

б) стадия легитимизации, т.е. достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия;

в) стадия институциализации конфликта, т.е. создания соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия.

  • Разрешение конфликта – это вид деятельности субъекта управления, связанный с завершением конфликта в связи с исчерпанностью конфликтного взаимодействия. Различают полное и неполное разрешение конфликта:

а) Полное разрешение конфликта достигается при устранении причин, предмета конфликта и конфликтных ситуаций;

б) Неполное разрешение конфликта происходит в том случае, когда устраняются не все причины или конфликтные ситуации.

Кроме того, при разрешении конфликта необходимо учитывать предпосылки, формы и способы.

Предпосылки разрешения конфликта:

– Достаточная зрелость конфликта;

– Потребность субъектов конфликта в его разрешении;

– Наличие необходимых средств и ресурсов для разрешения конфликта;

Формы разрешения конфликтов:

– уничтожение или полное подчинение одной из сторон (уступка);

– согласование интересов и позиций конфликтующих сторон на основе компромисса;

– взаимное примирение конфликтующих сторон (уход);

– перевод борьбы в русло сотрудничества по совместному преодолению противоречий (сотрудничество);

Способы разрешения конфликта:

– административный (увольнение, наказание, перевод на другую работу);

– педагогический (беседа, просьба, разъяснение, убеждение).

6. Понятие технологии эффективного общения, а также условия и основное ее содержание

  • Технологии эффективного общения – это такие способы, приемы и средства общения, которые в полной мере обеспечивают взаимопонимание и взаимную эмпатию партнеров по общению.
  • Взаимопонимание – социально-психологический феномен, сущность которого проявляется в:

согласовании индивидуального осмысления предмета общения;

взаимоприемлемой двусторонней оценке и принятии целей, мотивов и установок партнеров.

Взаимопонимание является одновременно процессом, результатом и состоянием.

Для достижения взаимопонимания необходимо соблюдение четырех условий:

1. Понимание речи взаимодействующей личности;

2. Осознание проявляющихся качеств взаимодействующей личности;

3. Учет влияния на личность ситуации взаимодействия с партнером;

4. Выработка соглашения и практическое его выполнение по установленным правилам.

  • Эмпатия (сопереживание) – осознание эмоционального состояния другого человека и способность разделить его опыт.

Сопереживание следует отличать от жалости. Эмпатия проявляется в форме отклика одного человека на переживание другого; через эмоциональный отклик люди познают внутреннее состояние других. Эмпатия регулирует взаимоотношения людей и определяет нравственные качества человека.

Самое главное препятствие к конструктивной работе с конфликтом – это нежелание сторон разрешать его. Стороны не стремятся к разрешению конфликта в двух случаях:

а) Когда ими (или одной из них) принято решение о разрыве отношений;

б) Когда сохранение конфликтных отношений создает какие-то преимущества сторонам (или одной из них)

Кроме того, существуют и другие препятствия к разрешению конфликтов:

1. Использование «силовых» методов и привычки быть судьею;

2. Оценка каждой из сторон своей позиции, как более обоснованной;

3. Осуждение другой стороны без учета ее реальной позиции.

Таким образом, можно утверждать, что главным препятствием к разрешению конфликтов являются неэффективные стратегии поведения.

Особое место в содержании технологий эффективного общения в конфликте занимают целевые установки конфликтантов. Поэтому для обеспечения конструктивного общения в конфликте необходимо создание двух условий:

а) Формирование и поддержание атмосферы взаимного доверия в процессе общения;

б) Формирование у себя целевой установки на сотрудничество.

Рассмотрим содержаниетехнологий эффективного общения в конфликтном взаимодействии на примере соблюдения определенных правил и норм общения:

1. Концентрируйте внимание на говорящем, на его сообщении;

2. Уточняйте правильность понимания общего содержания передаваемой информации и ее деталей;

3. Сигнализируйте другой стороне то, что Вы усвоили предназначенное для Вас сообщение;

4. Не перебивайте говорящего, не критикуйте, не давайте советов;

5. Добивайтесь, чтобы Вас услышали и поняли. Для этого соблюдайте последовательность в передаче и приеме информации;

6. Поддерживайте атмосферу взаимного доверия и взаимного уважения к собеседнику;

7. Используйте неречевые средства коммуникации (мимику, жесты, пантомимику) для улучшения понимания в ходе общения.

Важное место в разрешении конфликтов играет переход от эмоционального к рациональному поведению.

Технологии рационального поведения в конфликте – это совокупность способов психологической коррекции, направленной на обеспечение конструктивного взаимодействия конфликтантов, на основе самоконтроля эмоций.

Рассмотрим способ избавления от раздражения и гнева (по Д. Скотту):

1. Способ визуализации состоит в представлении себя делающим или говорящим что-либо;

2. Способ «заземления» состоит в представлении отрицательных эмоций, испытываемых в данный момент, в виде потока энергии, который может быть замкнут на «землю»;

3. Способ проецирования состоит в представлении выхода своих отрицательных эмоций на воображаемый экран с последующим их разрушением путем ступенчатых волевых усилий;

4. Способ очищения «энергетического поля» состоит в выполнении некоторых специальных упражнений, для расслабления и освобождения себя от отрицательных эмоций.

Далее рассмотрим три правила самоконтроля эмоций:

1. Спокойная реакция на эмоциональные действия партнера. Для его выполнения необходимо задавать себе вопросы и искать причины того или иного поведения партнера. Это дает Вам четыре преимущества:

1.1. В критической ситуации акцент в поведении переносится на рациональную работу сознания;

1.2. Своим поведением партнеру предоставляется возможность избавиться от эмоциональных проявлений;

1.3. Достигается отвлечение от восприятия и острого переживания эмоциональных проявлений партнера;

1.4. Обеспечивается поиск причины конфликта путем понимания мотивов соперничающей стороны.

2. Рационализация эмоций, обмен содержанием эмоциональных переживаний в процессе спокойного общения.

3. Поддержание высокой самооценки в переговорном процессе как основа конструктивного поведения.

На основе изучения данной темы сформулируем вывод:

  • Конструктивное разрешение конфликтов предполагает владение технологиями эффективного общения и рационального поведения. Они базируются на специальных психологических приемах, позволяющих обеспечить взаимопонимание и самоконтроль эмоций.

 

Пути предупреждения и способы разрешения семейных конфликтов

Существует устойчивое мнение о том, что семейные конфликты представляют опасность для семьи в целом и могут привести к ее разрушению. Однако, на практике, некоторые мелкие семейные ссоры могут иметь позитивную направленность, помогая прийти к согласию по спорным вопросам и предотвратить более крупный конфликт. Вместе с тем существуют пути предупреждениясемейных конфликтов, которые зависят от характеристик потенциальных субъектов конфликтного взаимодействия (супруги, родители, дети, родственники). Остановимся на самых общих рекомендациях:

1. Формирование психолого-педагогической культуры семейных отношений, которые основываются на выяснении и согласовании взглядов супругов на значение семьи в жизненном пространстве личности. В таких взглядах обнаруживается значительное разнообразие – от гармоничного сочетания до противопоставления;

2. Воспитание детей с учетом их индивидуально-психологических и возрастных особенностей, а так же эмоциональных состояний;

3. Организация семьи и семейных отношений, включающая формирование семейных традиций, развитие взаимопомощи, ответственности, доверия и уважения;

4. Овладение культурой межличностного общения, которое включает освоение приемов и способ эффективной коммуникации, преодоления трудностей и барьеров.

Разрешениесемейных конфликтов возможно в конструктивном (переговоры) и неконструктивном (развод) направлении. Конструктивный путь предполагает проведение переговоров с целью достижения согласия по спорным вопросам. Обычно в этом случае используется одна из пяти стратегий разрешения конфликта, изученных нами ранее (сотрудничество, соперничество, компромисс, уход, уступка).

В результате изучения данной темы можно сформулировать следующий вывод:

  • Семейные конфликты относятся к наиболее часто встречающимся, они отличаются особым предметом, своеобразными причинами, формами проявления и тяжелыми последствиями. Эти конфликты поддаются управлению, в частности раннему предупреждению и безопасному разрешению.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...