Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стратегии переговорного процесса
Роль и участие третьей стороны в разрешении конфликтной ситуации Обращение конфликтующих сторон к третьему лицу с просьбой об урегулировании конфликта является исторически одним из древнейших способов. Тем не менее конструктивный потенциал этого способа не исчерпан. Различают несколько возможных форм участия третьей стороны: а) Медиаторство (посредничество), при котором консультативные рекомендации не обязательно должны приниматься во внимание конфликтующими сторонами; б) Примирение, когда акцент делается не столько на улаживании вопросов, сколько на процессе, с помощью которого прекращается конфликтное взаимодействие; в) Арбитраж –форма разрешения конфликта с помощью третьей стороны, которая выступает в роли арбитра, ее рекомендации являются обязательными для выполнения конфликтующими сторонами; г) Фасилитация –помощь конфликтующимсторонам в общем понимании их отношений и целей в процессе достижения соглашения. Рассмотрим подробно первую и третью формы.
Алгоритм арбитража, применяемого в управленческой практике, следующий: 1) Беседа арбитра (руководителя) с одним из участников конфликта по его инициативе, или по указанию вышестоящего руководителя; 2) Беседа со вторым участником конфликта, которой может предшествовать сбор дополнительной информации; 3) Анализ конфликтной ситуации арбитром, направленный на установление истины и выработку арбитражного решения. 4) Встреча с обоими участниками конфликта и доведение до них арбитражного решения. В целом, модель арбитража отвечает распространенному в обыденном сознании представлению, что разрешение конфликта предполагает выяснение правоты одной и неправоты другой стороны. Однако, нельзя не видеть, что эта модель затрагивает лишь предметный аспект конфликта, и не воздействует на аспект взаимоотношений конфликтующих сторон.
Медиатор – это лицо, осуществляющее посредническую деятельность. Позитивный эффектмедиаторства связан с удовлетворенностью пользователей, размером согласия, степенью компромисса и уменьшением «стоимости» процедуры (по сравнению с арбитражем). Негативный эффектмедиаторства проявляется в размерах урегулирования, прочности соглашения, уменьшением невыполнений, улучшением послеконфликтного климата взаимоотношений. Медиаторство, как и любые другие формы разрешения конфликта, имеет границы применения. Такими ограничениями являются: 1) Отсутствие у третьей стороны собственных интересов в разрешаемом конфликте (нейтральность); 2) Ослабление внутренней мотивации участников конфликта к разработке и принятию соглашения; 3) Степень способности сторон к кооперативным действиям с помощью медиатора; 4) Степень доверия сторон к медиатору и самому медиативному процессу. Технические приемы медиаторства достаточно разнообразны: от сбора информации до убеждения и даже внушения сторонам. В результате изучения данной темы можно сформулировать следующие выводы: 5. Фундаментальная идея, лежащая в основе современных методов управления конфликтами сводится к тому, что конфликт поддается управлению, причем управлению таким образом, что его исход будет иметь конструктивный характер. 6. Среди способов урегулирования конфликтов отчетливо доминирующее положение на современном этапе занимают переговорные модели. В этих целях активно разрабатываются принципы и технологии эффективного проведения переговоров по разрешению конфликтов; 7. Особое место в практике управления конфликтами занимает привлечение третьей стороны. Существуют разнообразные формы участия третьей стороны, среди которых особое место занимают медиаторство и арбитраж. Технология управления конфликтом Две стратегии управления и основные технологии Регулирования конфликта Различают две основные стратегии управления конфликтом: конкурентную и кооперативную.С точки зрения конструктивности процесс управления конфликтом предпочтительнее использовать кооперативную стратегию, которая предполагает достижение определенного соглашения. В процессе разрешения конфликтов могут применяться четыре основные технологии их регулирования: а) Информационная технологияпредусматривает ликвидацию дефицита информации в конфликте, исключение из информационного взаимодействия ложной, искаженной информации, устранение слухов; б) Коммуникативная технологияделает упор на организации общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками, а также на обеспечение эффективного общения; в) Социально-психологическая технологияориентирована на работу с неформальными лидерами и микрогруппами, на снижение социальной напряженности и укрепление социально-психологического климата в коллективе; г) Организационная технологиянаправлена на решение кадровых вопросов, использование воспитательных методов поощрения и наказания, на изменение условий взаимодействия сотрудников. Однако, сами по себе стратегия управления и технология регулирования не дают возможности переходить к управленческой деятельности по разрешению конфликта. Для этого введено понятие алгоритма управления конфликтом. Для выбора конкретного алгоритма, как перечня действий руководителя, необходимо помимо анализа причин и условий возникновения конфликтного поведения, придерживаться следующих принципов управления конфликтами: а) Принцип объективности и адекватности оценки конфликта; б) Принцип конкретно-ситуационного подхода; в) Принцип демократизма, опоры на общественное мнение; г) Принцип комплексного использования способов и приемов воздействия. В общем случае алгоритм управления конфликтом содержит четыре шага: 1. Шаг первый –изучение причин возникновения конфликта. Здесь применимы методы наблюдения, анализа результатов деятельности, биографический метод и др.; 2. Шаг второй –ограничение числа участников, которое достигается путем работы с лидерами в микрогруппах, применением педагогических методов поощрения или наказания; 3. Шаг третий –дополнительный анализ конфликта с помощью экспертов, который предполагает применение методов анализа, опроса экспертов, организацию переговорного процесса или обращение к третьей стороне; 4. Шаг четвертый – принятие решения, которое предполагает выбор между административными или педагогическими методами. В ходе принятия решения необходимо предусмотреть учет некоторых негативных факторов, которые представлены в таблице. Негативные факторы |
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |