Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность, формы и показатели уровня концентрации производства. Концентрация и оптимальные размеры предприятия. Экономическая эффективность концентрации производства.

Концентрация — это процесс, направленный на увеличение выпуска продукции или оказания услуг на предприятии.
Концентрация на предприятии может развиваться на основе различных форм: увеличения выпуска однородной продукции (специализиро-ванные предприятия);увеличения выпуска разнородной продукции (универсальные предприятия);
развития концентрации на основе комбинирования производства (предприятия-комбинаты);
развития концентрации на основе диверсификации производства. Эта форма самая сложная, так как в этом случае развитие концентрации может осуществляться как на основе вышеупомянутых форм, так и за счет более широкой деятельности предприятия.
Концентрация производства на предприятии может быть достигнута путем:увеличения количества машин, оборудования, технологических линий на прежнем техническом уровне;применения машин и оборудования с большей единичной мощностью;
одновременного увеличения машин, оборудования как прежнего технического уровня, так и более современного;
развития комбинирования взаимосвязанных производств;диверсификации производства.
Для анализа уровня концентрации применяются как абсолютные, так и относительные показатели, поэтому и различают абсолютную и относительную концентрацию.
Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень определяют следующие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных фондов; среднесписочная численность работающих. Наиболее объективен показатель объема выпуска продукции. Остальные показатели уровня концентрации используются для более всестороннего анализа уровня концентрации производства.

Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентрации определяют следующие показатели: доля одного, двух, трех, четырех и т. д. предприятий в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли; доля одного, двух и т. д. предприятий на рынке продаж. Показатели уровня относительной концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации предприятия.

В каждой отрасли промышленности размер предприятий должен определяться оптимальными размерами производства, условиями транспортировки сырья и готовой продукции и другими факторами, связанными с размещением производства.

Оптимальным следует считать такой размер предприятия, который обеспечивает наивысшие технико-экономические показатели производства продукции, выполнение заключенных договоров и обязательств по производству продукции в установленные сроки с минимальными затратами. Факторы, определяющие оптимальный размер предприятия, изменяются с развитием НТП, сырьевой и топливно-энергетической базы, изменением демографического состава населения, в зависимости от отраслевых и территориальных особенностей.При выборе оптимального размера предприятия вводят понятия максимально возможного (верхнего) и минимально допустимого (нижнего) пределов концентрации. Верхний предел определяется максимально возможной единичной мощностью технологического оборудования при данном уровне развития техники и экономическим эффектом, определенным при сопоставлении влияния положительных и отрицательных факторов концентрации.Нижний предел определяется соответствием ТЭП концентрированного производства.

Наличие верхнего и нижнего пределов концентрации производства предполагает существование оптимального варианта. Такой вариант может быть выбран по минимуму приведенных затрат на производство единицы продукции и ее транспортировку к потребителю.

Змин. = С + Ен * К + Зтр. Þ минимум,где С — себестоимость ед. продукции;Ен — нормативный коэффициент эффективности кап. вложений;К — кап. вложения;Зтр. — транспортные расходы.

Экономическая эффективность концентрации производства заключается в улучшении технико-экономических показателей изготовления продукции в результате увеличения размеров производства и предприятий. Сосредоточение больших производственных мощностей, материальных и трудовых ресурсов на одном предприятии позволяет более эффективно и экономично использовать все основные элементы производства: оборудование, сырье и материалы, рабочую силу — и на этой основе повысить производительность труда и снизить себестоимость продукции.Крупные предприятия обеспечивают более высокую эффективность производства

Фактическая эффективность концентрации может быть лучше всего выявлена на примере отдельных отраслей промышленности, и прежде всего однопродуктовых отраслей, характеризующихся массовым выпуском какого-либо вида продукции. В этих отраслях размеры предприятий, а также некоторые экономические показатели их работы могут быть выражены в натуральной форме. Наиболее важным показателем эффективности крупных предприятий является рост производительности труда. Однако чрезмерное укрупнение заводов и фабрик не является целесообразным с народнохозяйственной точки зрения. Существует граница, за пределами которой увеличение масштабов производства уже не вызывает улучшения экономических показателей. Имеют место случаи, когда чрезмерное укрупнение производства при данном уровне техники приводит даже к ухудшению технико-экономических показателей.

Для промышленности Российской Федерации характерна высокая степень концентрации производства, поскольку в прошлом осуществлялась ориентация на создание крупных предприятий.

Концентрация производства привела к тому, что в России на одном предприятии сосредоточен весь выпуск троллейбусов, картофелеуборочных комбайнов, мотороллеров, врубовых машин, проходческих комбайнов, отдельных видов каучуков. катионных красителей, кинофотопленки и целого ряда других видов продукции. Для многих отраслей промышленности характерна олигополия — сосредоточение выпуска значительной части однородной продукции на двух-четырех крупнейших предприятиях.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...