Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные средства: понятие, состав, структура. Основные производственные и непроизводственные фонды. Износ и воспроизводство основных производственных фондов. Амортизация и методы ее начисления.

Основные средства — это средства труда, которые участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму. Предназначаются для нужд основной деятельности организации и должны иметь срок использования более года. По мере износа, стоимость основных средств уменьшается и переносится на себестоимость с помощью амортизации.Основные средства — материальные активы, которые предприятие содержит с целью использования их в процессе производства или поставки товаров, предоставления услуг, сдачи в аренду другим лицам или для осуществления административных и социально-культурных функций, ожидаемый срок полезного использования которых более одного года .Стоимость основных средств за вычетом накопленной амортизации называется чистыми основными средствами[1] или остаточной стоимостью.

Основные производственные фонды – это средства труда, функционирующие в сфере материального производства. Они участвуют в производственном процессе многократно сохраняя свою натуральную форму и переносят свою стоимость на вновь созданный продукт на полностью, а по частям в виде амортизации по мере износа. Основные средства по назначению подразделяются на ис­пользуемые в предпринимательской деятельности(относятся средства труда, которые, со­храняя свою натуральную форму, многократно участвуют в производственном процессе и постепенно переносят свою стоимость на себестоимость готовой продук­ции, произведенной с их участием) и неисполь­зуемые в предпринимательской деятельности(объекты непроизводственного назначения, обслу­живающие культурно-бытовую сферу работников предпри­ятия и числящиеся на его балансе. Это поликлиники, профи­лактории, оздоровительные лагеря).Основные средства в зависимости от назначения и роли в процессе производства классифицируются по группам: зда­ния, сооружения, передаточные устройства, машины и обо­рудование, транспортные средства, инструмент, производ­ственный инвентарь и принадлежности, хозяйственный ин­вентарь и прочие основные средства. По характеру участия в производственном процессе ос­новные средства подразделяются на активную и пассивную части. К активной части относятся средства труда, прини­мающие непосредственное участие в изготовлении продук­ции (машины, оборудование и т.д.). К пассивной части от­носятся основные средства, которые создают условия для осу­ществления производственного процесса (здания, сооружения, передаточные устройства и др.).

Под структурой основных средств понимается соотноше­ние их отдельных групп в общей величине основных средств предприятия.

Для получения информации о наличии отдельных групп основных средств, их техническом состоянии и стоимости производится учёт основных средств как в натуральном, так и в стоимостном выражениях. Данные учёта основных средств в натуральном выраже­нии позволяют определить производственную мощность пред­приятия, производительность, срок службы, состав и др.

К основным производственным фондам относятся основные, которые принимают участие в производственном процессе непосредственно, т. е. станки, оборудование и иное, или создают условия для производственного процесса (т. е. здания и сооружения производственного назначения и т. п.).Основные непроизводственные фонды – это объекты культурно-бытового назначения (клубы, столовые и т. п.). Они предназначены для обслуживания нужд жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, просвещения, культуры предприятия.Основные непроизводственные фонды чаще не приносят прибыли для предприятия. Обычно они функционируют либо бесплатно (за счет предприятия) для сотрудников, либо на уровне безубыточности.

Процесс износа основных фондов и переноса их стоимости на изготовленный с их помощью продукт называется амортизацией основных фондов. Износ основных фондов подразделяется на:физический (прямое изнашивание основных фондов, потеря первоначальных технических характеристик);моральный износ (потеря стоимости основных фондов).Амортизация – это метод включения по частям стоимости основных фондов в течение срока их службы в затраты на производимую ими продукцию и последующее использование этих средств для возмещения потребленных основных фондов.Амортизационный фонд – сумма накопленных денег, которая должна использоваться для приобретения новых основных фондов взамен изношенных.Расчет амортизации может проводиться линейным и нелинейным методом. При линейном методе вся сумма амортизации начисляется равномерно по годам и определяется исходя из первоначальной стой-мости основных фондов.Нелинейные методы амортизации позволяют возместить большую часть (60–75 %) стоимости фондов уже в первую половину срока их использования.Во вторую половину срока службы величина амортизации уменьшается. Нелинейные методы:1.способ уменьшаемого остатка(остатка годовая сумма амортизации определяется исходя из остаточной стоимости фондов на начало года и нормы амортизации);2.списания стоимости по сумме чисел лет срока использования(годовая сумма амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости фондов и годового соотношений, где числитель – число лет, оставшихся до конца службы, знаменатель – сумма чисел лет этого срока);3.способ списания стоимости пропорционально объему продукции(амортизация начисляется, исходя из натурального показателя объема продукции в отчетном периоде и соотношения первоначальной стоимости основных фондов и расчетного (предполагаемого) объема продукции за весь срок использования фондов).

Норма амортизации (Na) установлена в государственных справочниках и имеет стандартную величину. Она вычисляется как величина, обратно пропорциональная количеству лет службы основного фонда, и выражается в процентах.

 

20.Сущность, состав и классификация оборотных средств. Кругооборот и показатели оборачиваемости оборотных средств. Пути ускорения оборачиваемости оборотных средств.Понятие, состав, структура и классификация оборотных средств

Предприятию в ходе осуществления деятельности требуются средства, которые полностью потребляются в течение одного периода. Эти средства и получили название оборотного капитала (оборотных средств), т.е. его роль содержится в обслуживании производства. Оборотные средства - это финансовые средства вложенные в сырье, топливо, незавершенное производство, готовую, но ещё не реализованную продукцию, а также финансовые средства, необходимые для обслуживания процесса обращения.Характерной особенностью оборотных средств является высокая скорость их оборота. Функциональная роль оборотных средств в процессе производства в корне отличается от основного капитала. Оборотные средства обеспечивают непрерывность процесса производства.Вещественным содержанием оборотных средств являются предметы труда, а также средства труда сроком службы не более 12 мес.Вещественные элементы оборотных средств потребляются в каждом производственном цикле. Они полностью утрачивают свою натуральную форму, поэтому целиком включаются в цену изготовленной продукции .Под составом оборотных средств следует понимать входящие в их состав элементы:- производственные запасы (сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты, вспомогательные материалы, топливо, запасные части и др.); - незавершенное производство; - расходы будущих периодов; - готовая продукция на складах; - продукция отгруженная; - дебиторская задолженность; - финансовые средства в кассе предприятия и на счетах в банке. Сырье является продукцией добывающих отраслей.
По источникам образования оборотные средства делятся на собственные и привлеченные (заемные).Собственные оборотные средства формируются за счет собственного капитала предприятия (уставный капитал, резервный капитал, накопленная прибыль и др. В состав заемных оборотных средств входят банковские кредиты, а также кредиторская задолженность. Их предоставляют предприятию во временное пользование. Одна часть платная (кредиты и займы), другая бесплатная (кредиторская задолженность).
По степени управляемости оборотные средства подразделяются на нормируемые и ненормируемые.К нормируемым относятся те оборотные средства, которые обеспечивают непрерывность производства и способствуют эффективному использованию ресурсов. Это производственные запасы, расходы будущих периодов, незавершенное производство, готовая продукция на складе. Денежные средства, отгруженная продукция, дебиторская задолженность относятся к ненормируемым оборотным средствам. Отсутствие норм не означает, что размеры этих средств могут изменяться произвольно. Действующий порядок расчетов между предприятиями предусматривает систему санкций против роста неплатежей.Нормируемые оборотные средства планируются предприятием, тогда как ненормируемые оборотные средства объектом планирования не являются.

Оборотные средства находятся в постоянном движении. Кругооборот капитала охватывает три стадии: заготовительную, производственную и сбытовую.Любой бизнес начинается с некоторой суммы наличных денег, которые вкладываются в определенное количество ресурсов для производства.На стадии производства ресурсы воплощаются в товар, работы или услуги. Результатом этой стадии является переход оборотного капитала из производственной формы в товарную.После реализации произведенного продукта оборотный капитал из товарной формы вновь переходит в денежную. Размеры первоначальной суммы денег и выручки от реализации продукции не совпадают по величине. Время полного кругооборота оборотных средств называется временем (периодом) оборотаоборотных средств. Время (длительность) оборота оборотных средств представляет собой один из показателей оборачиваемости. Для характеристики оборачиваемости оборотных средств используют следующие показатели:коэффициент оборачиваемости (Ко), то есть число оборотов, совершаемых оборотными средствами за период; коэффициент загрузки средств в обороте (Кз); показатель длительности одного оборота в днях (Т).Коэффициент оборачиваемости Ко = Р / С,где Р – объем реализации (по основным видам деятельности) за период по себестоимости, руб.;С – средняя величина оборотных средств за период, которая может определяться как средняя хронологическая, руб.Коэффициент загрузки средств в обороте определяется как обратный показатель:Кз = С / РДлительность одного оборота (период оборачиваемости)в днях определяется отношением числа дней отчетного периода (Д) на коэффициент оборачиваемости:Т = Д / КоИсходя из приведенных выше формул оборачиваемости средств число оборотово) может быть определено двумя формулами:Ко = Р / СКо = Д / ТНа основании этих двух уравнений можно получить равенствоР / С = Д / Т. Показатели оборачиваемости оборотных средств могут рассчитываться аналогично по всем составляющим оборотных средств, участвующим в обороте, и отдельным их элементам. В результате сравнения показателей оборачиваемости оборотных средств выявляется ее ускорение или замедление на стадиях их использования. При ускорении оборачиваемости оборотных средств из оборота высвобождаются материальные ресурсы и источники их образования, при замедлении – в оборот вовлекаются дополнительные средства.Высвобождение оборотных средств вследствие ускорения их обора­чиваемости может быть абсолютным(фактические остатки оборотных средств меньше норматива или остатков предшествующего периода при сохранении или превышении объема реализации за рассматриваемый период)и относительным(имеет место в тех случаях, когда ускорение их оборачиваемости происходит одновременно с ростом объема выпуска продукции, причем темп роста объема производства опережает темп роста остатков оборотных средств).

Сокращение времени пребывания оборотных средств в незавершен­ном производстве достигается путем совершенствования организации производства, улучшения применяемой техники и технологии, совершенствования использования основных средств, экономии по всем стадиям движения оборотных средств.

 

21.Теории культур в сравнительном менеджменте. Высокий и низкий контекст культур.До настоящего времени не существует единой теории культуры, которая вобрала бы в себя основные частные теории. Ниже представлены подходы, каждый из которых дает определенный «срез» феномена культуры и соответственно вооружает менеджера теми или иными специальными рекомендациями. В сравнительном менеджменте используются три направления теоретического исследования культуры:Универсальный подход (Джордж Мэрдок ), Системный подход (8 основных подсистем П. Р. Харриса и Р. Т. Морана),Ценностный подход (теория базовых и инструментальных ценностей Дж. Рокича и теория внутреннего содержания личности). 1) Универсальный подход базируется на предпосылке, что любая культура состоит из стандартного набора элементов и задача заключается в их выделении и описании.Джордж Мэрдок в 1945 г. предложил 70 так называемых культурных универсалий, достаточно полно охватывающих феномен национальной культуры. Среди них такие, как этика, мораль, религия, характеристики типа семьи, мифология, фольклор, музыка, особенности невербального общения, игры, танцы, спорт и т. д. Подход Мэрдока ориентирует менеджера на достаточно широкий диапазон знаний о местной культуре. Одновременно он предъявляет практически нереальные требования с точки зрения затрат времени менеджера на такого рода изучение. Использование культурных универсалий целесообразно и рационально в условиях многолетней работы менеджера в одной и той же зарубежной стране. Определенное упрощение подхода, особенно для международного менеджера, работающего в нескольких странах, может состоять в выделении 5-7 наиболее важных универсалий и подробном их изучении для этих стран.2) Системный подход к культуреразвиваетсяв 60-70 гг. XX в.. В этой теории предполагается, что культура определяется взаимодействием и взаимовлиянием подсистем, ее составляющих. П. Р. Харрис и Р. Т. Моран выделяют 8 основных подсистем: системы родства, образование, экономика, политика, религия, принятые формы и характер общественных союзов, состояние здоровья нации, формы и традиции отдыха.Такое разбиение культуры на подсистемы не исчерпывает всей ее полноты, но дает достаточно возможностей для построения профилей национальных культур с учетом их влияния на организационное поведение.3) Ценностный подходявляется одним из наиболее популярных в настоящее время. В его основе лежит представление о том, что ценности составляют ядро культуры и основная задача исследователя — выявить структуру системы ценностей.

Дж. Рокич делит все ценности на так называемые базовые(ценности, которые составляют основу жизни, это главные устремления, ради которых, собственно, живет и действует человек) и инструментальные(имеют значение лишь как определительные возможности, средства обеспечения базовых ценностей).Для международного менеджера существенно, что набор базовых и инструментальных ценностей меняется от страны к стране.К базовым ценностям он отнес, например, личную безопасность, жизненный комфорт, равенство, семью, дружбу, а к инструментальным — стремление к карьере, эффективность, логичность. Хорошо понимая систему базовых и инструментальных ценностей своих партнеров, подчиненных, вообще окружающих людей в данной стране, менеджер может умело оперировать ими в интересах бизнеса и укрепления позиций фирмы.

Теории культуры, анализирующие влияние культурных особенностей:1.”Универсальная” теория: ее сторонники убеждены, что значение национально-культурных особенностей в управлении бизнесом, а более общо - в ведении дел вообще крайне преувеличенно и люди вне зависимости от национальной и страновой принадлежности в общем достаточно одинаковы и соответственно к ним могут быть применены достаточно одинаковые инструменты управления.2. ”Экономико-кластерная” теория, которая исходит из признания существенных различий в поведении отдельных людей и коллективов, принадлежащих к разным этническим общностям. Однако, она утверждает, что эти различия определяются в основной мете именно различиями в экономическом различиях и уровнях благосостояния разных народов и стран.3. ”Культурно-кластерная” теория, на позициях которой, собственно, и стоит сравнительный менеджмент, и которая по существу признает первичную роль национально-культурных особенностей в понимании поведения личности и коллектива.

Низкий/высокий контекст.

Под контекстом понимают ряд возбудителей, присутствующих в коммуникационном событии, которые включают: жесты; тон речи; физическое расстояние между собеседниками; время дня; погоду; принятые в обществе нормы; географическое место коммуникации; и другие внешние факторы. Существует два типа контекста: высокий и низкий. Основным различием между ними является то, какое значение придает каждая культура контексту коммуникативного акта по сравнению с его содержанием.

В культурах высокого контекста первостепенное значение придается возбудителям коммуникативного акта и второстепенное – его содержанию. К коммуникационным нормам культур высокого контекста относятся, среди прочих, следующие: важно не то, что сказано, а то, кто это сказал и каким образом это сказано, а также запрет на разговоры в церкви. В культурах высокого контекста требуется больше времени на принятие решений и выполнение деловых операций, чем в культурах низкого контекста. В них очень распространены ситуации, в которых требуется «читать между строк». Юридическая система в культурах высокого контекста, как правило, строится на основе свидетельских показаний и социального положения людей, а доверием населения пользуются неформальные группы родственников, друзей и коллег вместо учреждений, чиновников и государственных органов.

В культурах низкого контекста первостепенное значение имеет объективное содержание коммуникативного акта и второстепенное – его контекст. К коммуникационным нормам культур низкого контекста относятся, среди прочих, следующие. В культурах низкого контекста делается упор на скорость, точность и эффективность общения («сухое» содержание является более предпочтительным). По мнению Сингха, “культуры низкого контекста отличаются логикой, линейностью и действенностью; объем информации является формализованным. Участники процесса ожидают конкретного, а не абстрактного содержания. В культурах низкого контекста большое значение придается печатному слову, а юридическая система, как правило, строится на основе официальных документов, таких как конституция и другие государственные документы. В некоторых ситуациях юридические учреждения могут заменять неформальные группы друзей, родственников и коллег.

 

Понятие и виды себестоимости продукции. Элементы себестоимости и классификация затрат. Структура себестоимости и факторы,ее определяющие. Калькулирование себестоимости продукции. Резервы снижения себестоимости продукции.

Себестоимость продукции представляет собой выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции, выполнение работ или оказание услуг.Различают следующие виды себестоимости: цеховая(представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции), производственная(помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы) и полная(отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, складирование и прочие расходы)).Элементы себестоимости– это однородные по своему характеру затраты всех служб и цехов на производственные и хозяйственные нужды.Затраты, образующие себестоимость продукции, группируются в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:1.материальные затраты(отражают стоимость приобретаемого со стороны сырья и материалов); 2.затраты на оплату труда(отражают затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты);3.отчисления на социальные нужды(единый социальный налог;4. амортизация основных средств;5.прочие затраты(это налоги, сборы, отчисления во внебюджетные фонды, платежи по кредитам в пределах ставок, затраты на командировки, по подготовке и переподготовке кадров, плата за аренду).

Классификацияпо экономическим элементам практически не может быть использована для расчета себестоимости единицы определенного вида выпускаемой продукции. Для этой цели применяется классификация по калькуляционным статьям расходов.

Основные затратынепосредственно связаны с технологическим процессом( затраты на сырье и материалы, топливо и энергию на технологические цели, основная заработная плата производственных рабочих).Накладные расходысвязаны с организацией управления и обслуживанием производства( например, цеховые и общезаводские расходы, расходы на реализацию продукции).Прямые затратынепосредственно связаны с изготовлением определенного вида продукции и прямо относятся на ее себестоимость.Косвенные затратысвязаны с работой цеха или предприятия в целом и не могут быть отнесены прямо на себестоимость отдельных видов продукции, а только косвенным образом, по заранее установленному признаку – пропорционально основной заработной плате производственных рабочих, производственной себестоимости, машиночасам работы оборудования по изготовлению соответствующих видов продукции и др.К постояннымотносятся затраты, которые остаются в целом постоянными в определенном диапазоне колебаний объема производства или меняются скачкообразно.Переме́нные затраты— затраты, величина которых зависит от объёма выпуска продукции. Основным признаком, по которому можно определить, являются ли затраты переменными, является их исчезновение при остановке производства

Подструктурой себестоимости понимаются ее состав по элементам или статьям и их доля в полной себестоимости. Она находится в движении, и на нее влияют следующие факторы:1) специфика (особенности) предприятия. Исходя из этого различают: трудоемкие предприятия (большая доля заработ­ной платы в себестоимости продукции); материалоемкие (большая доля материальных затрат); фондоемкие (большая доля амортизации); энергоемкие (большая доля топлива и энергии в структуре себестоимости);2) ускорение научно-технического прогресса.Основ­ное влияние заключается в том, что под воздействием этого фактора доля живого труда уменьшается, а доля овеществлен­ного труда в себестоимости продукции увеличивается;3) уровень концентрации, специализации, кооперирования, комбинирования и диверсификации производства;4) географическое местонахождение предприятия;5) инфляция и изменение процентной ставки банковского кредита.

Одним из важнейших условий получения достоверных данных о себестоимости продукции является ее научно обоснованное калькулирование, которое представляет собой процесс исчисления себестоимости единицы продукции по отдельным статьям. Калькулирование и учет затрат тесно взаимосвязаны.Если учет издержек показывает направление затрат, т.е. что было затрачено, где и за какой период, то калькулирование себестоимости продукции показывает целевой характер затрат - во что обошлось производство продукции.Калькулирование себестоимости необходимо для установления экономически обоснованных цен на продукцию, определения рентабельности отдельных видов продукции и эффективности их изготовления. Способы калькулирования себестоимости продукции:Нормативный способ калькулирования себестоимости продукции предполагает обязательное предварительное составление по каждому изделию нормативных калькуляций, которые рассчитываются на базе действующих на начало отчетного периода норм затрат.Способ прямого расчета Его сущность заключается в том, что фактическую себестоимость продукции определяют делением общей суммы затрат по объекту учета на количество продукции.Способ суммирования затрат основан на том, что себестоимость изделий определяется путем суммирования затрат по отдельным изделиям или процессам их изготовления.Способ пропорционального распределения затрат применяется на предприятиях, где в результате технологического процесса из одного исходного вида сырья получают несколько видов продукции.Сущность способа исключения затрат на побочную продукцию заключается в том, что произведенную продукцию по составу делят на основную и побочную. Причем калькулируется лишь основная продукция, а себестоимость побочной продукции оценивается по свободным, отпускным, плановым, сдаточным или продажным ценам.Комбинированный способ калькулирования продукции представляет собой сочетание нескольких вышеперечисленных способов, если применение каждого из них в отдельности невозможно или не обеспечивает обоснованного исчисления себестоимости.

Основными источниками резервов снижения себестоимости являются:-увеличение объема производства продукции;-сокращение затрат на производство за счет увеличения производительности труда;-экономного использования сырья и материалов, электроэнергии и оборудования;-сокращение брака.Резервы увеличения объема производства продукции или услуг выявляются в процессе анализа производственной программы. Одним из возможных способов в выявлении резервов является сравнение фактического объема продукции или услуг с производственной мощностью предприятия(это максимальное количество продукции или услуг, которое может быть произведено в наибольшую смену в условиях полной обеспеченности производства сырьем и материалом). В этом случае резервы выпуска продукции или услуг рассчитываются следующим образом:
Р(ВП) = Пм – ВПф, где Р(ВП) – резервы увеличения объема производства.Пм – производственная мощность предприятия. ВПф – фактический объем производства

 

.

23.Сущность, функции и виды прибыли. Распределение и использование прибыли.
Как экономическая категория прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства. Значение прибыли состоит в том, что прибыль является показателем, наиболее полно отражающим эффективность производства, объем и качество производимой продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции:1 . Она отражает конечный финансовый результат, т.е. характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности организации. Получение прибыли в организации означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с ее деятельностью. 2. Стимулирующая функция состоит в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов организации. Доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении организации после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научно-технического и социального развития организации. 3. Прибыль служит одним из источников формирования бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими доходными поступлениями. В хозяйственной практике выделяют следующие виды прибыли:валовую — разница между выручкой от реализации и производственной себестоимостью; • от реализации продукции (работ, услуг) — финансовый результат, полученный от основной деятельности организации, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в ее уставе и не запрещенных законом.

Распределение и использование прибыли предприятия.Объектом распределения является балансовая прибыль предприятия. Под ее распределением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Законодательно распределение прибыли регулируется в той ее части, которая поступает в бюджеты разных уровней в виде налогов и других обязательных платежей. Определение направлений расходования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, структуры статей ее использования находится в компетенции предприятия.

Принципы распределения прибыли можно сформулировать следующим образом:-прибыль, получаемая предприятием в результате производственно-хозяйственной и финансовой деятельности, распределяется между государством и предприятием как хозяйствующим субъектом;-прибыль для государства поступает в соответствующие бюджеты в виде налогов и сборов, ставки которых не могут быть произвольно изменены. Состав и ставки налогов, порядок их исчисления и взносов в бюджет устанавливаются законодательно;-величина прибыли предприятия, оставшейся в его распоряжении после уплаты налогов, не должна снижать его заинтересованности в росте объема производства и улучшении результатов производственно-хозяйственной и финансовой деятельности;-прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, в первую очередь направляется на накопление, обеспечивающее его дальнейшее развитие, и только в остальной части - на потребление.На предприятии распределению подлежит чистая прибыль, т.е. прибыль, оставшаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей. Из нее взыскиваются санкции, уплачиваемые в бюджет и некоторые внебюджетные фонды.Распределение чистой прибыли - одно из направлений внутрифирменного планирования, значение которого в условиях рыночной экономики возрастает. Порядок распределения и использования прибыли на предприятии фиксируется в уставе предприятия и определяется положением, которое разрабатывается соответствующими подразделениями экономических служб и утверждается руководящим органом предприятия. В соответствии с уставом предприятия могут составлять сметы расходов, финансируемых из прибыли, либо образовывать фонды специального назначения:фонды накопленияифонды потребления.Смета расходов, финансируемых из прибыли, включает расходы на развитие производства, социальные нужды трудового коллектива, на материальное поощрение работников и благотворительные цели.

 

 

24.Цель, задачи, принципы и методы планирования. Характеристика планов в зависимости от уровня планирования.Планирование на предприятии — процесс разработки и установления руководством предприятия системы количественных и качественных показателей его развития, которая определяет темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия как в текущем, так и на перспективу.Основные задачи:Сосредоточение внимания на приоритетных направлениях.Готовность к реакции на изменения во внешней среде.Сведение к минимуму нерациональных действий при возникновении неожиданных ситуаций.Обеспечение четкого взаимодействия между подразделением предприятия и исполнителями.К основным принципам планирования относятся:• непрерывность планирования. На предприятии должны разрабатываться долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные (годовые) планы. Среднесроч­ные и долгосрочные планы должны систематически пересмат­риваться и корректироваться с учетом изменившихся обсто­ятельств, а годовые планы должны вытекать из среднесрочных планов. Этим достигается непрерывность планирования на предприятии;• научность планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и научно проверенных методах. Кроме того, этот принцип означает, что в планах должны использоваться самые последние достижения в науке и технике, а также передовые методы работы отдельных предприятий, появившиеся в миро­вом сообществе государств;• нацеленность планов на рациональное использование всех ресурсов предприятия, на повышение эффективности про­изводства и на достижение максимальной прибыли;• принцип ведущих звеньев и приоритетность их реализа­ции. на предприятии всегда необходимо выбирать ведущие звенья, от реализации которых зависит успех дела, и стремиться их реализовать в первую очередь.;• принцип взаимной увязки и координации. Планирование должно охватывать все производственные подразделения предприятия с целью обеспечения сбалансированности в рабо­те между ними.В отечественной практике применяются различныеметоды планирования на предприятии:1. балансовый метод, наиболее широко используется при пла­нировании на народнохозяйственном уровне. Он применяется и на уровне предприятия. При использовании этого метода составляются следующие виды балансовL• материальные (балансы топлива, электроэнергии, обору­дования, строительных материалов и т.д.);• трудовые (баланс рабочей силы);• финансовые (баланс денежных доходов и расходов, бух­галтерский баланс, кассовый план и др.);2. нормативный метод, сущность его заключается в том, что при планировании применяется целая система норм и нор­мативов использования ресурсов предприятия (нормы рас­хода сырья и материалов, нормы выработки и обслуживания, трудоемкость, нормы численности, нормативы использова­ния машин и оборудования).3. программно-целевой метод, в основном используется при планировании НТП, так как он позволяет:сосредоточить и направить ресурсы предприятия на выпол­нение важнейших научно-технических программ;обеспечить сквозное планирование — от идеи до внедрения в производство;увязать реализацию научно-технических программ с пла­ном экономического и социального развития предприятия;4.метод планирования по технико-экономическим факторам,применяется в основном при планировании издержек произ­водства и реализации продукции, производственной програм­мы и других разделов плана экономического и социального развития предприятия.Как правило, при планировании на предприятии использу­ется не один метод из вышеперечисленных, а весь их комплекс.

Планирование в организации имеет несколько обязательных уровней.

Стратегическое планированиеПервый уровень. Его задача: сформировать долгосрочные цели, нарисовать перспективы, к которым организации следует стремиться. Этого невозможно достичь без определения организацией собственной миссии. Когда организация говорит о миссии, ей приходится дать себе отчет о смысле ее существования, насколько она необходима в данном обществе, и какую пользу может принести ее деятельность. Стратегические цели указывают, чего именно организация стремится достичь в глобальном масштабе. Стратегическое планирование не слишком подробно останавливается на деталях. Его основная задача – в общих чертах наметить путь к желаемому результату. Организация, понимая динамический характер происходящих в обществе процессов, должна иметь некоторой набор стратегий, из которых одна будет базовой, другие же реализуются в случае конкретных, не всегда желательных, ситуаций. Стратегическое планирование призвано задать границы вероятного пространства реализации основной деятельности, пространства конкретного бизнес-планирования, и базу для планирования повседневного (оперативного).

Бизнес-планированиеВторой уровень. Оно связывает деятельность по

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...