Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Важнейшие принципы при использовании системного подхода

При системном подходе любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая выход (цель), вход, связь с внешней средой, обратную связь. Системный подход способствует адекватной постановке проблем и выработке эффективной стратегии их разрешения. В виде системы может выступать любая организация, ее подразделение, отдел, и т.д.

Системный анализ представляет собой совокупность определенных методов и практических приемов решения разнообразных проблем на базе системного подхода и представления объекта исследования в виде системы. Анализ в узком плане представляет собой расчленение явления или предмета на составные его части (элементы) для изучения их как частей целого. Такое расчленение позволяет заглянуть вовнутрь исследуемого предмета, явления, процесса, понять его внутреннюю сущность, определить роль каждого элемента в изучаемом предмете или явлении.

Можно выделить следующие важнейшие принципы системного подхода (системного анализа):

1) процесс принятия решений начинается с определения важнейших проблем и четкого формулирования конкретных целей системы;

2) при рассмотрении проблемы в целом следует выявлять все последствия и взаимосвязи каждого частного решения;

3) определить и исследовать возможные альтернативы путей разрешения проблемы и достижения цели;

4) цели отдельных подсистем должны быть согласованы с целями всей системы;

5) в процессе анализа целесообразно прейти от абстрактного к конкретному (от формулировок - к количественным оценкам);

6) крайне важно выявлять связи между элементами системы, исследовать их взаимодействие.

 

Особенности комплексного подхода

При применении комплексного подхода должны учитываться технические, экологические, экономические, организационные, социальные, психологические, при необходимости и другие (например, политические, демографические) аспекты менеджмента и их взаимосвязи. Если упустить один из обязательных аспектов менеджмента, то проблема не будет полностью решена. К сожалению, на практике не всегда соблюдается это требование. Например, при строительстве новых предприятий социальные вопросы иногда откладываются "на потом", из - за чего объект либо совсем не вводится, либо используется частично.

Объективность оценки итогов деятельности предприятия, уровня использования производственных и финансовых ресурсов требуют комплексного подхода.
В этой связи одним из перспективных видов экономического анализа современной экономики, но пока недостаточно полно разработанным, является комплексный анализ. Он основывается на системном подходе к экономическим процессам на предприятии, которые исследуются в динамике и во взаимосвязи со всеми частными элементами процессов и отражаются в системе показателей. Многообразие и сложность процессов деятельности предприятий требуют классификации этапов исследования, выделения первичных и вторичных элементов, их взаимной увязки. В этой связи разработки методологии комплексного экономического анализа основываются на создании взаимосвязанной системы показателей, наиболее полно и всесторонне охватывающей все элементы сложного хозяйственного и финансового механизма деятельности предприятия. При этом показатели группируются по экономически однородным признакам в блоки, которые затем увязываются в единую систему. При выполнении комплексного анализа и оценке бизнеса выделяют несколько этапов: 1) Уточняются объекты, цель и задачи анализа, составляется план аналитической работы. 2) Разрабатывается схема статистических и аналитических показателей, которые характеризуют объект исследования в различных аспектах. 3) Собираются и подготавливаются к анализу необходимые источники данных, т.е. информационная база (проверяется точность показателей, данные приводятся в сопоставимый вид). 4) Проводится сравнение фактических результатов деятельности с плановыми показателями, с данными прошлых лет, с показателями предприятий конкурентов и т.д. 5) Выполняется факторный анализ: при этом составляются алгоритмы расчетов, включающие факторы, и определяется степень их влияния на показатели и результаты деятельности предприятия. 6) Выявляются неиспользованные и перспективные резервы повышения эффективности производства. 7) Оценка результатов хозяйствования осуществляется с учетом различных факторов и выявленных резервов. Степень объективности этой оценки зависит от набора системы показателей и факторов. 8) Разрабатываются мероприятия по мобилизации неиспользованных резервов и развитию бизнеса предприятия.

 

Интеграционный подход

Интеграционный подход к стратегическому менеджменту на­целен на исследование и усиление взаимосвязей: а) между отдельными подсистемами и компонентами системы стратегического менеджмента; б) между стадиями жизненного цикла объекта управления (стратегический маркетинг, НИОКР, организационно —тех­нологическая подготовка производства, производство и т.д.); в) между уровнями управления по вертикали (страна, регион, город, фирма, ее подразделения); г) между субъектами уп­равления по горизонтали.

Термин «интеграция» означает углубление сотрудничества субъектов управления, их объединение, углубление взаимодействия и взаимосвязей между компонентами системы управления. В данном случае интеграция между отдельными подсистемами и компонентами системы менеджмента обеспечивается углублением и конк­ретизацией взаимосвязей между ними, количественным вы­ражением этих взаимосвязей.

 

Маркетинговый подход

Маркетинговый подход предусматривает ориентацию управляющей подсистемы системы стратегического менеджмента при решении любых задач на потребителя. Например, выбор стратегии фирмы должен осуществляться на основе анализа существующих и прогнозирования будущих стратегических потребностей в данном виде товара или услуг, стратегической сегментации рынка, прогнозировании жизненных циклов будущих товаров, анализе конкурентоспособности своих товаров и товаров конкурентов, про­гнозировании их конкурентных преимуществ, прогнозировании механизма действия закона конкуренции. Выполнение перечис­ленных функций стратегического маркетинга является наисложнейшей проблемой стратегического менеджмента. Маркетинго­вый подход следует применять при решении любой задачи в любом подразделении фирмы.

При применении маркетингового подхода приоритетами выбора критериев менеджмента будут следующие: 1) повышение качества объекта (выхода системы) в соответствии с нуждами потребителей; 2) экономия ресурсов у потребителей за счет повышения качества объекта; 3) экономия ресурсов в производстве объекта за счет ре­ализации фактора масштаба, научно-технического процесса, совер­шенствования системы менеджмента. В условиях централизован­но - плановой системы хозяйствования приоритетами альтернативного производственного подхода были следующие: 1) снижение себестоимости продукции 2) повышение качества продукции; затраты у потребите­ля продукции не регламентировались и не управлялись.

 

Функциональный подход

Тесно взаимосвязанным с диалектическим подходом является функциональный, сущность которого заключается в рассмотрении исследуемой СУ или ее составляющих элементов только с позиций внешней среды. При этом исследуемая СУ представляется в виде "черного ящика". Это позволяет рассматривать отношения системы с другими системами и внешней средой абстрактно, не вникая в процессы, происходящие непосредственно в исследуемой системе. Все то, что отражает поведение и отношения представленной функционирующей системы, называют функцией, а подход — функциональным. При изменении в изучаемой системе каких-либо параметров, в связи с происходящим процессом в "черном ящике", меняется ее состояние, в том числе взаимосвязи с внешней средой. Зная принципы происходящих в системе процессов, можно исследовать саму систему и получить новые знания. Например, собрав информацию о сбоях и отказах компьютерной сети предприятия, не вникая в сущность происходящих в ней процессов, можно дать их прогноз.

Функциональный подход, также как и системный, и ситуационный, не исключает использование процессного подхода. Функциональный подход может широко применяться при изучении экономических явлений, в том числе планирования, тенденций экономического развития, оценке акционерного капитала, изменения цен и т.п.

 

Воспроизводственный подход

Воспроизводственный подход ориентирован на постоянное возобновление производства объекта для удовлетворения потребностей конкретного рынка с меньшими, по сравнению с лучшим аналогичным объектом на данном рынке, совокупными затратами на единицу полезного эффекта. Элементами воспроизводственного подхода являются: 1) применение опережающей базы сравнения при планировании частных показателей качества и ресурсоемкости обновляемого объекта, базы, отвечающей достижениям научно-технического прогресса в данной области на момент приобретения объекта потребителем, базы, удовлетворяющей требования потребите­лей не к моменту планирования или разработки объекта, а к мо­менту приобретения объекта потребителем; 2) трактовка закона экономии времени как экономии суммы
прошлого, живого и будущего труда за жизненный цикл объекта
на единицу его полезного эффекта; 3) рассмотрение во взаимосвязи воспроизводственного цикла выпускаемой, проектируемой и перспективной моделей объекта в
координатах времени и программы выпуска; обеспечение, по возможности, пропорционального по каче­ству и количеству развития элементов внешней среды системы стратегического менеджмента (макросреды, инфраструктуры региона, микросреды фирмы).

 

Нормативный подход

Сущность нормативного подхода заключается в установлении нормативов управления по всем подсистемам системы стратеги­ческого менеджмента. Нормативы должны устанавливаться по важ­нейшим элементам: а) целевой подсистемы (нормативы качества и ресурсоемкости объекта, параметры рынка, организационно - технического уровня производства, социального развития коллектива, охраны окружающей природной среды); б) обеспечивающей под­системы (нормативы эффективности использования ресурсов, обеспеченности работников всем необходимым и др.); в) функциональ­ной подсистемы (нормативы по функциям управления); г) управля­ющей подсистемы (нормативы по психологии и социологии менеджмента, разработке и принятию стратегического управлен­ческого решения). Эти нормативы должны отвечать требованиям комплексности, эффективности, обоснованности, перспективнос­ти применения по масштабу и во времени.

Нормативами функционирования компонентов внешней среды системы стратегического менеджмента фирма не управляет, но она должна иметь банк этих нормативов, строго соблюдать (особенно правовые и экологические нормативы) и принимать участие в развитии системы нормативов внешней среды фирмы.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...