Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Перечислите виды экономического анализа

Экономический анализ может быть подразделен на различные виды в соответствии с определенными признаками. Прежде всего экономический анализ принято подразделять на два основных вида — финансовый анализ и управленческий анализ — в зависимости от содержания анализа, выполняемых им функций и задач, стоящих перед ним.

Финансовый анализ, в свою очередь может быть подразделен на внешний и внутренний. Первый проводится налоговыми органами, банками, статистическими органами, вышестоящими организациями, поставщиками, покупателями, инвесторами, акционерами, аудиторскими фирмами и др. Основной задачей внешнего финансового анализа является оценка финансового состояния организации, ее платежеспособности и ликвидности. Проводится при самой организации силами ее бухгалтерии, финансового отдела, планового отдела, других функциональных служб. Внутренний финансовый анализ решает гораздо больший спектр задач по сравнению с внешним. Внутренний анализ изучает эффективность использования собственного и заемного капитала, исследует показатели прибыли, рентабельности, выявляет резервы роста последних и укрепления финансового состояния организации. Внутренний финансовый анализ, таким образом, направлен на разработку и внедрение оптимальных управленческих решений, способствующих улучшению финансовых показателей деятельности данной организации.

Управленческий анализ, в отличие от финансового, носит внутренний характер. Его проводят службы и отделы данной организации. Он изучает вопросы, связанные с организационно-техническим уровнем и другими условиями производства, с использованием отдельных видов производственных ресурсов (трудовых ресурсов, основных фондов, материалов), анализирует объем выпуска продукции, ее себестоимость.

В зависимости от содержания, функций и задач анализа, выделяют также следующие виды анализа: социально-экономический, экономико-статистический, экономико кологический, маркетинговый, инвестиционный, функционально-стоимостной (ФСА) и др. Социально-экономический анализ рассматривает взаимосвязь и взаимообусловленность между социальными и экономическими явлениями. Экономико-статистический анализ используется в целях исследования массовых общественно-экономических явлений. Экономико-экологический анализ изучает взаимосвязь и взаимодействие между состоянием экологии и экономическими явлениями. Маркетинговый анализ имеет своей целью изучение рынков сырья и материалов, а также рынков сбыта готовой продукции, соотношения спроса и предложения, на эту продукцию, конкурентоспособность продукции данной организации, уровня цен на продукцию, и др. Инвестиционный анализ направлен на выбор наиболее эффективных вариантов инвестиционной деятельности организаций. Функционально-стоимостной анализ (ФСА) представляет собой метод системного исследования функций какого-либо изделия, либо какого-либо производственно-хозяйственного процесса, либо определенного уровня управления. Этот метод имеет своей целью минимизацию затрат на проектирование, освоение производства, продажу изделий, а также на промышленное и бытовое потребление этих изделий при условиях их высокого качества, максимальной полезности (в том числе долговечности).

Какие признаки являются наиболее значимыми при классификации видов экономического анализа?

Большое значение для правильного понимания содержания и задач экономического анализа имеет его классификация. В экономической литературе экономический анализ классифицируется по разным признакам. В табл. 2.1 представлена возможная классификация видов экономического анализа.

Таблица 2.1 – Классификация видов экономического анализа

Классификационные (группировочные) признаки Виды анализа
Роль в управлении 1) управленческий; 2) финансовый.
Объект управления 1) технико-экономический; 2) социально-экономический; 3) финансово-экономический и др.
Пользователи анализа 1) внутренний; 2) внешний.
По признаку времени 1) предварительный; 2) последующий (ретроспективный) (оперативный и итоговый)
Объем анализа (по содержанию программы) 1) комплексный; 2) тематический.
Отраслевой признак 1) отраслевой; 2) межотраслевой.
Пространственный признак 1) внутрихозяйственный; 2) межхозяйственный.
Методика изучения объектов 1) сравнительный; 2) диагностический; 3) факторный (стохастический и детерминированный); 4) маржинальный; 5) экономико-математический; 6) функционально-стоимостной.
Назначение анализа 1) выявление резервов увеличения объемов производства; 2) повышение качества продукции; 3) снижение издержек производства и экономия капитальных затрат и др.
Способы сравнения данных 1) сравнение с плановыми показателями; 2) с результатами работы передовых отечественных и зарубежных организаций; 3) с показателями работы анализируемого объекта за соответствующий предшествующий период.
Периодичность анализа 1) периодический; 2) разовый.
Степень охвата анализируемого объекта 1) сплошной; 2) выборочный.
Степень механизации или автоматизации работ по экономическому анализу 1) автоматизированный; 2) механизированный; 3) ручной.

На основе представленной в табл. 2.1 информации, дадим краткую характеристику отдельных видов экономического анализа, представляющих для нас наибольший интерес с точки зрения более полного понимания его содержания.

Как видно из представленной в табл. 2.1 классификации с точки зрения роли в управлении экономический анализ можно разделить на управленческий и финансовый. Управленческий анализ тесно связан с управленческим учетом, который представляет собой систему учета, планирования, контроля, анализа информации о затратах и результатах хозяйственной деятельности, необходимой управленческому персоналу для управления деятельностью компании. Управленческий анализ можно определить как комплексный анализ внутренних ресурсов и внешних возможностей организации, направленный на оценку текущего состояния бизнеса, ее сильных и слабых сторон, выявление стратегических проблем. Финансовый анализ представляет собой деятельность по оценке текущего и перспективного финансового состояния организации на основе изучения финансовой информации с использованием аналитических инструментов и методов для определения существенных связей и характеристик, необходимых для принятия управленческих решений. По объекту управления: технико-экономический анализ – изучает взаимодействия технических и экономических процессов и устанавливает их влияние на экономический результат деятельности организации; социально-экономический анализ – изучает социально-экономических процессы, обусловленные взаимодействием общественных интересов и экономических результатов деятельности организации; финансово-экономический анализ – изучает финансовые результаты деятельности организации и определяющие их факторы. По субъектам (пользователям) анализа: внутренний, который проводится непосредственно в организации для нужд оперативного, краткосрочного и долгосрочного управления производственной, коммерческой и финансовой деятельностью и внешний, который проводится на основании финансовой и статистической отчетности органами хозяйственного управления, банками, финансовыми органами, инвесторами, акционерами и другими внешними пользователями. По признаку времени: предварительный анализ, который проводится до осуществления хозяйственных операций и необходим для обоснования управленческих решений и плановых заданий, а также для прогнозирования будущего и оценки ожидаемого выполнения плана, предупреждения нежелательных результатов. Последующий (ретроспективный) анализ, который проводится после совершения хозяйственных актов и используется для объективной оценки результатов деятельности организаций, контроля выполнения плана, выявления неиспользованных резервов. Последующий анализ в свою очередь делится на оперативный, который проводится сразу после совершения хозяйственных операций или изменения ситуации за короткие промежутки времени (смена, сутки, декада) и итоговый, который проводится за отчетный период времени (месяц, квартал, год). По объему анализа (содержанию программы)анализ может быть комплексным и тематическим. При комплексном анализе деятельность организации изучается всесторонне, а при тематическомтолько отдельные ее стороны, представляющие в определенный момент наибольший интерес, например, вопросы использования материальных ресурсов, производственной мощности организации, снижения себестоимости продукции и пр. По отраслевому признаку: отраслевой, методика которого учитывает специфику отдельных отраслей экономики и межотраслевой, который является теоретической и методологической основой экономического анализа деятельности во всех отраслях национальной экономики. По пространственному признаку: внутрихозяйственный анализ, который изучает деятельность только анализируемой организации и ее структурных подразделений и межхозяйственный, при котором сравниваются результаты деятельности двух или более организаций. По методике изучения объектоввыделяют следующие виды анализа: сравнительный, факторный, диагностический, маржинальный, экономико-математический, детерминированный, стохастический и функционально-стоимостной. При сравнительном анализе обычно ограничиваются сравнением отчетных показателей о результатах хозяйственной деятельности организации с показателями плана текущего года, данными прошлых лет, передовых организаций. Диагностический анализ представляет собой способ установления характера нарушений нормального хода экономических процессов на основе типичных признаков, характерных только для данного нарушения. Знание признака позволяет быстро и довольно точно установить характер нарушений, не производя непосредственных измерений, т.е. без действий, которые требуют дополнительного времени и средств. Факторный анализ направлен на выявление величины влияния факторов на прирост и уровень результативных показателей. По характеру исследуемой связи различают детерминированный и стохастический факторный анализ. Детерминированный факторный анализ представляет собой методику исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер. Стохастический анализ исследует влияние факторов, связь которых с результативным показателем, в отличие от функциональной, является неполной, вероятностной (корреляционной). Если при функциональной (полной) зависимости с изменением аргумента всегда происходит соответствующее изменение функции, то при стохастической связи изменение аргумента может дать несколько значений прироста функции в зависимости от сочетания других факторов, определяющих данный показатель. Например, производительность труда при одном и том же уровне фондовооруженности может быть неодинаковой на разных предприятиях. Это зависит от оптимальности сочетания других факторов, воздействующих на этот показатель. Маржинальный анализ это метод оценки и обоснования эффективности управленческих решений в бизнесе на основании причинно-следственной взаимосвязи объема продаж, себестоимости и прибыли и деления затрат на постоянные и переменные. С помощью экономико-математического анализа выбирается наиболее оптимальный вариант решения экономической задачи, выявляются резервы повышения эффективности производства за счет более полного использования имеющихся ресурсов. Функционально-стоимостный анализ (ФСА) представляет собой метод выявления резервов. Он базируется на функциях, которые выполняет объект, и сориентирован на оптимальные методы их реализации на всех стадиях жизненного цикла изделия (научно-исследовательские работы, конструирование, производство, эксплуатация и утилизация). Его основное назначение в том, чтобы выявить и предупредить лишние затраты за счет ликвидации ненужных узлов, деталей, упрощения конструкции изделия, замены материалов и т.д. По охвату изучаемых объектов: сплошной, при котором выводы делаются после изучения всех без исключения объектов и выборочный выводы делаются по результатам обследования только части объектов. Каждая из названных форм экономического анализа своеобразна по содержанию, организации и методике его проведения. Однако на практике отдельные виды экономического анализа встречаются редко. В процессе управления для обоснования принимаемых решений используется совокупность различных видов экономического анализа. Например, рыночная экономика характеризуется динамичностью ситуаций внешней и внутренней среды деятельности организации. В этих условиях важная роль отводится оперативному анализу. Его отличительными чертами являются комплексность, компьютерная обработка оперативных информационных массивов, использование его результатов на уровне отдельных функциональных служб организации в виде ориентированной фрагментарной информации.

Примерная схема экономического анализа представлена на рис.2.2.

Рисунок – 2.2. Структура экономического анализа

Разделение анализа на финансовый и управленческий обусловлено сложившимся на практике разделением системы бухгалтерского учета в масштабе организации на финансовый учет и управленческий учет. Это же порождено делением анализа на внешний и внутренний. Такое разделение анализа для самой организации является несколько условным, потому что внутренний анализ может рассматриваться как продолжение внешнего анализа, и наоборот. В интересах дела оба вида анализа подпитывают друг друга основной информацией

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...