Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Устройство и техническое обслуживание электрооборудования суднаЭто установки, в которых производится, преобразуется, распределяется и потребляется электроэнергия. Электрогенераторы, электродвигатели, трансформаторы, электроприборы, электроинструменты, нагревательные и осветительные устройства, преобразователи электроэнергии, кабели и провода. Электроэнергетическая установка – это составная часть судовой энергетической установки, предназначенная для снабжения судна электроэнергией. В состав электроэнергетической установки входят: первичные двигатели, генераторы электротока, аккумуляторы электроэнергии, преобразователи электрического тока и распределительные шины. Срок службы и надежность работы судового электрооборудования во многом зависят от его грамотной технической эксплуатации, вахтенного и технического обслуживания. Техническую эксплуатацию электрооборудования осуществляет электрогруппа во главе с электромехаником судна в соответствии с Правилами технической эксплуатации судового электрооборудования. Обслуживание электромашин Перед пуском длительно не работавшей электромашины необходимо замерить сопротивление изоляции, провернуть машину на 1 — 2 оборота, наблюдая при этом за свободным вращением ротора (якоря). При подготовке к пуску осматривают пускорегулирующую аппаратуру, чтобы убедиться в отсутствии посторонних предметов, грязи, ветоши; проверяют исправность вентиляционных отверстий, наличие защитных кожухов. При необходимости делают запись в машинном или вахтенном электротехническом журнале о времени пуска. Одновременно с подготовкой к пуску электрической машины должен быть подготовлен и первичный двигатель (дизель, турбина) или приводимый механизм (брашпиль, компрессор и др.). При необходимости подмагничивания генераторов в обмотке возбуждения генератора от постороннего источника пропускают ток, величина которого не должна превышать 20% номинального значения тока возбуждения генератора. Во время работы не реже 1 раза за вахту необходимо проверить нагрузку генератора, частоту тока, величину сопротивления изоляции по щитовым приборам, работу щеточного аппарата, температуру генератора и аппаратуры на ощупь. При работе электродвигателей следят за температурой нагрева подшипников и корпуса, работой щеточного аппарата и подшипников, вибрацией машины. При самопроизвольной остановке машины повторное включение до выяснения и устранения причин остановки запрещается. Работа электромашины с неисправным узлом допускается лишь в аварийных ситуациях. Для отключения генератора необходимо снизить нагрузку до 10%, отключить автомат, снять возбуждение и остановить приводной двигатель. В соответствии с планом-графиком технического обслуживания электрические машины периодически осматривают без разборки, с частичной или полной разборкой. При этом оценка технического состояния машины производится на основании данных о величине сопротивления изоляции, нагреве, шуме, вибрации, биении колец, зазоров, состоянии щеток, коллектора и т. д. Нормы предельно допустимых величин определяются формулярами и Руководством по техническому надзору за судами, Правилами Регистра. Для коллекторных машин особенно важно хорошее состояние коллектора. Поверхность его должна быть хорошо отполированной и иметь красноватый цвет с фиолетовым оттенком. Щетки должны быть хорошо притерты, давление щеток на коллектор может колебаться в пределах 0,15—0,4 кгс/см2. Это давление проверяется динамометром. Разница между величинами нажатия щеток не должна превышать 10%. Обслуживание электроаппаратуры, распределительных устройств и пультов управления При подготовке ГРЩ (пульта управления) к включению после длительного отключения необходимо произвести внешний осмотр- проверить состояние контактных и крепежных соединений, убедиться в том, что все автоматы отключены, проверить сопротивлений изоляции ГРЩ, наличие предохранителей, убедиться в чистоте ковриков, после чего включить и проверить работу щита под нагрузкой. Двери ГРЩ и АРЩ должны быть заперты на ключ. При срабатывании (отключении) автоматического выключателя его повторное включение разрешается через 5 с. Включать щитовые приборы, находящиеся под напряжением и имеющие переключатели, разрешается на время, определяемое инструкцией по эксплуатации. Во время работы системы необходимо следить за исправностью его работы, содержать в чистоте, производить ежедневные осмотры, проверять состояние токоведущих соединений, контактов и крепежных деталей. Магнитные станции, контроллеры, командоконтроллеры, посты управления, пускатели, контакторы и реле перед включением тщательно осматривают, проверяют состояние контактов, убеждаясь в свободном перемещении подвижных механизмов. Работа аппаратов без дугогасительных камер и принудительное заклинивание контакторов и реле категорически запрещаются. Техническое обслуживание без разборки ГРЩ и АРЩ, пультов управления разрешается 1 раз в 6 мес, с частичной разборкой — 1 раз в 12 мес; обслуживание аппаратов и приборов производится в сроки, определенные инструкциями по эксплуатации. Особое внимание при техническом обслуживании уделяют регулированию реле обратной мощности, реле обратного тока. Настройку их осуществляют в соответствии с требованиями Регистра (по мощности для турбогенераторов 2—6%, для дизель-генераторов — 8—15%, по току— 15% номинального значения мощности и тока соответственно). Техническое обслуживание электрической аппаратуры, как правило, производится одновременно с техническим обслуживанием электропривода, в комплект которого входит данная аппаратура. Обслуживание без разборки аппаратуры грузовых устройств — перед грузовыми операциями, с частичной разборкой— 1 раз в 6 мес,. с полной разборкой — 1 раз в 48 мес. Обслуживание электроприводов Вахтенный персонал должен не реже 1 раза за вахту проверять нагрузку, нагрев подшипников, тормозов, корпусов машин, работу щеточного аппарата, состояние аппаратуры управления, контроля и защиты, чистоту электрооборудования приводов. Отключение электроприводов ответственного назначения без ведома и разрешения вахтенного механика запрещается. После окончания работ все электрооборудование палубных механизмов должно быть укрыто специальными чехлами. Электроприводы рулевых и подруливающих устройств осматривают перед каждым выходом судна в рейс, при этом проверяют сопротивление изоляции, исправность указателей и ограничителей перекладки, включают привод и опробуют его в действии путем перекладки руля с борта на борт, проверяют в действии работу звуковой и световой сигнализаций. К управлению грузовыми и якорно-швартовными устройствами допускаются лица из числа судовой команды по назначению администрации судна, имеющие специальные удостоверения. На них возлагается ответственность за соблюдение допускаемых режимов работы. Запрещается выводить из действия конечные, путевые и дверные выключатели и средства защиты электроприводов. После окончания работ грузовых и швартовных устройств отключают их питание, спускают конденсат после остывания электродвигателя, закрывают все вентиляционные отверстия. Техническое обслуживание судовых электроприводов представляет собой комплекс профилактических мер; сроки и объем их зависят от назначения, места установки и режима работы электропривода и определяются планами-графиками технического обслуживания. Судовые системы и устройства. Под судовыми системами подразумевают совокупность специализированных трубопроводов с механизмами, аппаратами, приборами и устройствами, предназначенных для выполнения определенных эксплуатационных функций. Они подразделяются на: · Осушительные (осушительные, водоотливные); · Балластные (креновые, балластные, дифферентные); · Водяные противопожарные (водотушения, спринклерные, водораспыления, тонкораспыленной воды, орошения помещений); · Пожарной сигнализации (дымовые и электрические); · Парогазовые объемного тушения (паротушения, газотушения, жидкостные, инертных газов); · Пенотушения (химической, воздушно-механической пены); · Вентиляции (естественная и искусственная); · Отопления (парового, водяного, воздушного отопления); · Охлаждения (провизионных кладовых, морозильных камерах, рефрижераторных трюмах); · Осушения воздуха (в грузовых трюмах сухогрузов и наливных судов); · Кондиционирования воздуха (жилые, служебные помещения); · Бытового водоснабжения (питьевая, мытьевая и забортная вода); · Канализация (фановая, сточная). · Погрузочно-разгрузочные (грузовые, зачистные); · Газоотводные (для спец судов); · Подогрева вязких нефтепродуктов (для спец судов); · Мойки танков (для спец судов). Якорные и швартовые механизмы входят в состав якорного и швартового устройств, обеспечивающих надежную стоянку судна на рейде и у причала порта. Якорные механизмы делятся по расположению оси вала цепного барабана на брашпили, у которых ось расположена горизонтально, и шпили, у которых она же расположена вертикально. Часто брашпили и шпили выполняют так же функции швартовых механизмов, хотя имеются и специальные механизмы для этой цели. Кроме того, имеются якорно-швартовые лебедки. Для выполнения грузовых операций все суда снабжены подъемными устройствами. Различают основные и вспомогательные грузовые устройства. Первые предназначены для операций с перевозимыми грузами, вторые – для внутрисудовых операций. Грузоподъемными механизмами являются лебедки, краны, подъемники и транспортирующие механизмы. Различают лебедки грузовые и специальные. К специальным относятся топенантные, буксирные, траловые, шлюпочные, траповые и т.д. Они могут быть паровыми, электрическими и гидравлическими. Краны могут быть стреловыми, поворотными и козловыми. Последнию применяются на новейших судах – контейнеровозах. По типу привода краны подразделяются на электрические и гидравлические. К подъемникам относятся лифты – пассажирские и грузовые, элеваторы. Подъемники имеют преимущественно электропривод. Обязанности моториста, связанные с принятием вахты, при несении вахты и при передаче вахтыВахтенный моторист подчиняется непосредственно вахтенному механику. Он отвечает за поддержание установленного режима работы обслуживаемых технических средств, и выполнение правил (инструкций) по их эксплуатации. При приеме вахты моторист должен проверить состояние работающих механизмов и ознакомиться с распоряжениями о режиме их работы, переданными по вахте. Вахтенный моторист обязан: а) неотлучно находиться на своем посту и управлять работой порученных ему действующих механизмов и технических средств энергетической установки судна; б) обеспечивать заданный режим работы технических средств в соответствии с правилами их эксплуатации, инструкциями и указаниями вахтенного механика ; в) докладывать вахтенному механику о замеченных неисправностях или отклонениях в заданном режиме работы технических средств и принимать меры по их устранению; г) при угрозе аварии работающих механизмов или опасности для жизни людей принять немедленные меры по их предотвращению с последующим докладом вахтенному механику; д) при отсутствии на судне вахт электриков управлять работой электрооборудования энергетической установки судна; е) поддерживать чистоту и порядок в машинном отделении. Мотористы 1-го и 2-го класса подчиняются второму механику и отвечают за точное и своевременное выполнение возложенных на них обязанностей по техническому обслуживанию главных и вспомогательных двигателей судна, а также технических средств, обеспечивающих их работу. Мотористы 1-го и 2-го класса обязаны: а) знать устройство и уметь обслуживать главные и вспомогательные двигатели, вспомогательные котлы, а также трубопроводы и системы, обеспечивающие их работу; б) выполнять ремонтно-профилактические работы и устранять неисправности технических средств своего заведования; в) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться; г) нести вахту согласно судовому расписанию. Мотористы 1-го класса должны знать расположение и назначение трубопроводов и клапанов судовых систем и уметь управлять ими, а также обслуживать электрооборудование машинных помещений. Мотористы 1 -го класса несут вахту по обслуживанию главных двигателей судна, мотористы 2-го класса — по обслуживанию вспомогательных и аварийных двигателей. На судах с несколькими главными двигателями наиболее подготовленные мотористы 2-го класса могут допускаться к несению вахт по обслуживанию главных двигателей. Мотористы 1 -го и 2-го класса могут привлекаться к работам по техническому обслуживанию и ремонту судовых технических средств, не входящим в круг их прямых обязанностей. Допуск к указанным работам оформляется приказом капитана после соответствующего обучения и инструктажа по технике безопасности. 12 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |