Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Устройство и техническое обслуживание электрооборудования судна

Это установки, в которых производится, преобразуется, распределяется и потребляется электроэнергия. Электрогенераторы, электродвигатели, трансформаторы, электроприборы, электроинструменты, нагревательные и осветительные устройства, преобразователи электроэнергии, кабели и провода. Электроэнергетическая установка – это составная часть судовой энергетической установки, предназначенная для снабжения судна электроэнергией. В состав электроэнергетической установки входят: первичные двигатели, генераторы электротока, аккумуляторы электроэнергии, преобразователи электрического тока и распределительные шины.

Срок службы и надежность работы судового электрооборудования во многом зависят от его грамотной технической эксплуатации, вахтенного и технического обслуживания. Техническую эксплуатацию электрооборудования осуществляет электрогруппа во главе с электромехаником судна в соответствии с Правилами технической эксплуатации судового электрооборудования.
В вахтенное обслуживание входят: подготовка к пуску и включению, пуск и включение, наблюдение за нормальной работой, остановкой и отключением судового электрооборудования. Вахтенное обслуживание обеспечивает требуемый условиями эксплуатации судна режим работы и управление электрооборудованием.
В техническое обслуживание входят: поддержание электрооборудования в исправном техническом состоянии, контроль за его использованием и состоянием, профилактические осмотры, чистка, ремонт, сушка электрооборудования в объеме и в сроки, предусмотренные планом-графиком технического обслуживания, составленным электромехаником и утвержденным старшим механиком судна.

Обслуживание электромашин

Перед пуском длительно не работавшей электромашины необходимо замерить сопротивление изоляции, провернуть машину на 1 — 2 оборота, наблюдая при этом за свободным вращением ротора (якоря). При подготовке к пуску осматривают пускорегулирующую аппаратуру, чтобы убедиться в отсутствии посторонних предметов, грязи, ветоши; проверяют исправность вентиляционных отверстий, наличие защитных кожухов. При необходимости делают запись в машинном или вахтенном электротехническом журнале о времени пуска.

Одновременно с подготовкой к пуску электрической машины должен быть подготовлен и первичный двигатель (дизель, турбина) или приводимый механизм (брашпиль, компрессор и др.). При необходимости подмагничивания генераторов в обмотке возбуждения генератора от постороннего источника пропускают ток, величина которого не должна превышать 20% номинального значения тока возбуждения генератора.

Во время работы не реже 1 раза за вахту необходимо проверить нагрузку генератора, частоту тока, величину сопротивления изоляции по щитовым приборам, работу щеточного аппарата, температуру генератора и аппаратуры на ощупь. При работе электродвигателей следят за температурой нагрева подшипников и корпуса, работой щеточного аппарата и подшипников, вибрацией машины.

При самопроизвольной остановке машины повторное включение до выяснения и устранения причин остановки запрещается. Работа электромашины с неисправным узлом допускается лишь в аварийных ситуациях.

Для отключения генератора необходимо снизить нагрузку до 10%, отключить автомат, снять возбуждение и остановить приводной двигатель.

В соответствии с планом-графиком технического обслуживания электрические машины периодически осматривают без разборки, с частичной или полной разборкой. При этом оценка технического состояния машины производится на основании данных о величине сопротивления изоляции, нагреве, шуме, вибрации, биении колец, зазоров, состоянии щеток, коллектора и т. д. Нормы предельно допустимых величин определяются формулярами и Руководством по техническому надзору за судами, Правилами Регистра.

Для коллекторных машин особенно важно хорошее состояние коллектора. Поверхность его должна быть хорошо отполированной и иметь красноватый цвет с фиолетовым оттенком. Щетки должны быть хорошо притерты, давление щеток на коллектор может колебаться в пределах 0,15—0,4 кгс/см2. Это давление проверяется динамометром. Разница между величинами нажатия щеток не должна превышать 10%.

Обслуживание электроаппаратуры, распределительных устройств и пультов управления

При подготовке ГРЩ (пульта управления) к включению после длительного отключения необходимо произвести внешний осмотр- проверить состояние контактных и крепежных соединений, убедиться в том, что все автоматы отключены, проверить сопротивлений изоляции ГРЩ, наличие предохранителей, убедиться в чистоте ковриков, после чего включить и проверить работу щита под нагрузкой.

Двери ГРЩ и АРЩ должны быть заперты на ключ. При срабатывании (отключении) автоматического выключателя его повторное включение разрешается через 5 с. Включать щитовые приборы, находящиеся под напряжением и имеющие переключатели, разрешается на время, определяемое инструкцией по эксплуатации.

Во время работы системы необходимо следить за исправностью его работы, содержать в чистоте, производить ежедневные осмотры, проверять состояние токоведущих соединений, контактов и крепежных деталей.

Магнитные станции, контроллеры, командоконтроллеры, посты управления, пускатели, контакторы и реле перед включением тщательно осматривают, проверяют состояние контактов, убеждаясь в свободном перемещении подвижных механизмов. Работа аппаратов без дугогасительных камер и принудительное заклинивание контакторов и реле категорически запрещаются.

Техническое обслуживание без разборки ГРЩ и АРЩ, пультов управления разрешается 1 раз в 6 мес, с частичной разборкой — 1 раз в 12 мес; обслуживание аппаратов и приборов производится в сроки, определенные инструкциями по эксплуатации. Особое внимание при техническом обслуживании уделяют регулированию реле обратной мощности, реле обратного тока. Настройку их осуществляют в соответствии с требованиями Регистра (по мощности для турбогенераторов 2—6%, для дизель-генераторов — 8—15%, по току— 15% номинального значения мощности и тока соответственно).

Техническое обслуживание электрической аппаратуры, как правило, производится одновременно с техническим обслуживанием электропривода, в комплект которого входит данная аппаратура. Обслуживание без разборки аппаратуры грузовых устройств — перед грузовыми операциями, с частичной разборкой— 1 раз в 6 мес,. с полной разборкой — 1 раз в 48 мес.

Обслуживание электроприводов

Вахтенный персонал должен не реже 1 раза за вахту проверять нагрузку, нагрев подшипников, тормозов, корпусов машин, работу щеточного аппарата, состояние аппаратуры управления, контроля и защиты, чистоту электрооборудования приводов. Отключение электроприводов ответственного назначения без ведома и разрешения вахтенного механика запрещается. После окончания работ все электрооборудование палубных механизмов должно быть укрыто специальными чехлами.

Электроприводы рулевых и подруливающих устройств осматривают перед каждым выходом судна в рейс, при этом проверяют сопротивление изоляции, исправность указателей и ограничителей перекладки, включают привод и опробуют его в действии путем перекладки руля с борта на борт, проверяют в действии работу звуковой и световой сигнализаций.
Все неисправности, выявленные при проверке, подлежат немедленному устранению. Результаты проверки должны быть занесены в судовой, машинный и электротехнический журналы. Во время хода судна старший электромеханик и второй механик не реже 1 раза в сутки проверяют рулевое устройство. Резервное электрооборудование рулевого привода должно быть готово к немедленному вводу в действие.

К управлению грузовыми и якорно-швартовными устройствами допускаются лица из числа судовой команды по назначению администрации судна, имеющие специальные удостоверения. На них возлагается ответственность за соблюдение допускаемых режимов работы. Запрещается выводить из действия конечные, путевые и дверные выключатели и средства защиты электроприводов. После окончания работ грузовых и швартовных устройств отключают их питание, спускают конденсат после остывания электродвигателя, закрывают все вентиляционные отверстия. Техническое обслуживание судовых электроприводов представляет собой комплекс профилактических мер; сроки и объем их зависят от назначения, места установки и режима работы электропривода и определяются планами-графиками технического обслуживания.


Судовые системы и устройства.

Под судовыми системами подразумевают совокупность специализированных трубопроводов с механизмами, аппаратами, приборами и устройствами, предназначенных для выполнения определенных эксплуатационных функций.

Они подразделяются на:

· Осушительные (осушительные, водоотливные);

· Балластные (креновые, балластные, дифферентные);

· Водяные противопожарные (водотушения, спринклерные, водораспыления, тонкораспыленной воды, орошения помещений);

· Пожарной сигнализации (дымовые и электрические);

· Парогазовые объемного тушения (паротушения, газотушения, жидкостные, инертных газов);

· Пенотушения (химической, воздушно-механической пены);

· Вентиляции (естественная и искусственная);

· Отопления (парового, водяного, воздушного отопления);

· Охлаждения (провизионных кладовых, морозильных камерах, рефрижераторных трюмах);

· Осушения воздуха (в грузовых трюмах сухогрузов и наливных судов);

· Кондиционирования воздуха (жилые, служебные помещения);

· Бытового водоснабжения (питьевая, мытьевая и забортная вода);

· Канализация (фановая, сточная).

· Погрузочно-разгрузочные (грузовые, зачистные);

· Газоотводные (для спец судов);

· Подогрева вязких нефтепродуктов (для спец судов);

· Мойки танков (для спец судов).

Якорные и швартовые механизмы входят в состав якорного и швартового устройств, обеспечивающих надежную стоянку судна на рейде и у причала порта. Якорные механизмы делятся по расположению оси вала цепного барабана на брашпили, у которых ось расположена горизонтально, и шпили, у которых она же расположена вертикально. Часто брашпили и шпили выполняют так же функции швартовых механизмов, хотя имеются и специальные механизмы для этой цели. Кроме того, имеются якорно-швартовые лебедки.

Для выполнения грузовых операций все суда снабжены подъемными устройствами. Различают основные и вспомогательные грузовые устройства. Первые предназначены для операций с перевозимыми грузами, вторые – для внутрисудовых операций. Грузоподъемными механизмами являются лебедки, краны, подъемники и транспортирующие механизмы. Различают лебедки грузовые и специальные. К специальным относятся топенантные, буксирные, траловые, шлюпочные, траповые и т.д. Они могут быть паровыми, электрическими и гидравлическими. Краны могут быть стреловыми, поворотными и козловыми. Последнию применяются на новейших судах – контейнеровозах. По типу привода краны подразделяются на электрические и гидравлические. К подъемникам относятся лифты – пассажирские и грузовые, элеваторы. Подъемники имеют преимущественно электропривод.


Обязанности моториста, связанные с принятием вахты, при несении вахты и при передаче вахтыВахтенный моторист подчиняется непосредственно вахтенному механику. Он отвечает за поддержание установленного режима работы обслуживаемых технических средств, и выполнение правил (инструкций) по их эксплуатации.

При приеме вахты моторист должен проверить состояние работающих механизмов и ознакомиться с распоряжениями о режиме их работы, переданными по вахте.

Вахтенный моторист обязан:

а) неотлучно находиться на своем посту и управлять работой порученных ему действующих механизмов и технических средств энергетической установки судна;

б) обеспечивать заданный режим работы технических средств в соответствии с правилами их эксплуатации, инструкциями и указаниями вахтенного механика ;

в) докладывать вахтенному механику о замеченных неисправностях или отклонениях в заданном режиме работы технических средств и принимать меры по их устранению;

г) при угрозе аварии работающих механизмов или опасности для жизни людей принять немедленные меры по их предотвращению с последующим докладом вахтенному механику;

д) при отсутствии на судне вахт электриков управлять работой электрооборудования энергетической установки судна;

е) поддерживать чистоту и порядок в машинном отделении.

Мотористы 1-го и 2-го класса подчиняются второму механику и отвечают за точное и своевременное выполнение возложенных на них обязанностей по техническому обслуживанию главных и вспомогательных двигателей судна, а также технических средств, обеспечивающих их работу.

Мотористы 1-го и 2-го класса обязаны:

а) знать устройство и уметь обслуживать главные и вспомогательные двигатели, вспомогательные котлы, а также трубопроводы и системы, обеспечивающие их работу;

б) выполнять ремонтно-профилактические работы и устранять неисправности технических средств своего заведования;

в) знать расположение мест хранения аварийно-спасательного имущества, средств пожаротушения и уметь ими пользоваться;

г) нести вахту согласно судовому расписанию.

Мотористы 1-го класса должны знать расположение и назначение трубопроводов и клапанов судовых систем и уметь управлять ими, а также обслуживать электрооборудование машинных помещений.

Мотористы 1 -го класса несут вахту по обслуживанию главных двигателей судна, мотористы 2-го класса — по обслуживанию вспомогательных и аварийных двигателей.

На судах с несколькими главными двигателями наиболее подготовленные мотористы 2-го класса могут допускаться к несению вахт по обслуживанию главных двигателей.

Мотористы 1 -го и 2-го класса могут привлекаться к работам по техническому обслуживанию и ремонту судовых технических средств, не входящим в круг их прямых обязанностей. Допуск к указанным работам оформляется приказом капитана после соответствующего обучения и инструктажа по технике безопасности.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...