Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития космонавтики на Украине. Вклад украинских ученых - С.П. Королева и Ю.В. Кондратюка в развитие космонавтики

Самостоятельная работа

На тему:

Развитие космической техники в бывшем СССР на Украине

Студента группы 14ОКС

ОККТ ОДЕКУ

Шаю Дмитро

Содержание

1. Введение

2. Прорыв в космос

3.1История развития космонавтики на Украине. Вклад украинских ученых - С.П. Королева и Ю.В. Кондратюка в развитие космонавтики

3.2 Украина в составе СССР

3.3 Независимая Украина

4. Государственное Космическое Агентство Украины

5. Евпаторийский Центр Дальней Космической Связи

6. Финансовые аспекты космической отрасли Украины

7. Выводы

8. Список использованной литературы

 

Введение

Человечество не может мыслиться вне категорий науки и техники. На протяжении мировой истории ремесло, а затем и техника мыслились как опосредующее звено в цепи между человеческим замыслом и его реализацией. Безусловно, наука и техника призвана обеспечивать и удовлетворять бесконечные потребности человечества.

Научные и технические достижения составляют элемент культурного слоя общества, являясь индикатором его развития.

Основное назначение техники - облегчение и повышение эффективности труда человека, расширение его возможностей, освобождение (частичное или полное) человека от работы в условиях, опасных для здоровья.

Начиная с первой технической революции, случившейся в VIII веке, наука и техника пошли рука об руку. Именно с того времени, мир стал стремительно меняться и достижения в науке и технике стали мерилом технического прогресса.

Техника как составная часть производительных сил всегда играла и играет большую роль в жизни людей, в развитии общества. Но в то же время она развивается не сама по себе, а под воздействием тех социальных и экономических условий, которые характерны для каждого исторического периода, для каждой общественно-экономической формации. Из многообразия фактов, событий, явлений необходимо выбрать те, которые отражают главные тенденции и взаимосвязи, позволяют раскрыть основные направления технического прогресса. Это сложная и трудная задача.

Прорыв в космос

Советская наука и техника добились огромных успехов в освоении космоса. В 1957 г. была создана первая космическая ракета. 4 октября 1957 г. в Советском Союзе был выведен на орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. Запуск первого спутника открыл космическую эру в истории человечества. Он ярко продемонстрировал высокий уровень научно-технического развития нашей страны и положил начало бурному совершенствованию космической техники. Вслед за первым спутником на околоземные орбиты были выведены второй и третий спутники с существенно большими массами и расширенным составом научного оборудования.

В январе 1959 г. в сторону Луны стартовал космический аппарат «Луна-1», прошедший в непосредственной близости от поверхности Луны и вышедший на гелиоцентрическую орбиту. В сентябре того же года на поверхность Луны опустился аппарат «Луна-2», а месяц спустя межпланетная станция «Луна-3» передала на Землю фотографии обратной стороны Луны. 12 апреля 1961 г. человечество узнало о величайшем научном и техническом достижении советского народа, беспримерной победе человеческого разума. В этот день советский космический корабль-спутник с человеком на борту, совершив триумфальный полет вокруг земного шара и вернувшись на землю нашей Родины, возвестил миру о том, что вековая мечта человечества осуществлена.

Первым человеком, проникшим в космос, был гражданин Советского Союза, первый в истории летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин. Поздно вечером в День космонавтики (официально он был утвержден 10 апреля 1962 года) на площадях выступали известные писатели и поэты. Все концерты и спектакли начинались с поздравления зрителей с успешным завершением полета Гагарина. А в следующие два дня на московских аэродромах приземлялись специальные самолеты, которые доставляли делегации из различных стран мира для встречи с первым космонавтом

Запуск первого искусственного спутника Земли 4 октября 1957 г. открыл космическую эру в истории человечества. Если обратиться к первому спутнику, то в глаза бросается его предельная конструктивная простота, несложность установленного на нем радиопередатчика, явное стремление конструкторов обойтись самым минимумом необходимых и достаточно очевидных условий, способных дать возможность радиопередатчику проработать в течение некоторого, сравнительно незначительного по нынешним представлениям, времени. Все это вместе взятое оправдывает его не официальное название — «Простейший спутник».

 

Парадоксально, но эта простейшая конструкция совершенно закономерно стала символом новой эры, связанной с огромными научными и техническими достижениями человечества в одной из сложнейших областей человеческой практики. Первый спутник ценен не столько сам по себе, сколько тем, что представляет собой узловой пункт развития техники: с одной стороны, он символизирует завершение трудного пути совершенствования ракет, ставших, наконец, космическими, а с другой — является началом зарождавшейся в конце 50-х годов всей космической техники. Именно это обстоятельство требует хотя бы краткого рассмотрения того пути развития советской ракетной техники, который привел к созданию ракеты-носителя, способной разогнаться до первой космической скорости, а, следовательно, вывести на орбиту

Земли первый спутник. Требует и хотя бы краткого описания развитие собственно космической техники, последовавшее за созданием носителей космического класса.
Сразу после окончания Великой Отечественной войны в связи с началом «холодной войны», начатой против Советского Союза блоком империалистических государств, перед нашей страной возникла настоятельная необходимость дать достойный ответ политическому шантажу, развязанному США, которые обладали в то время монополией на атомную бомбу. Эта сложнейшая задача имела два технических аспекта — создание атомной, а затем водородной бомбы и создание средств доставки ядерного оружия к цели. Оружие могло доставляться различными средствами, и одним из них стала боевая ракета.

 

В 1945—1946 гг. в СССР были возобновлены прерванные войной работы по созданию баллистических ракет с жидкостными ракетными двигателями.
Неправильно было бы представлять ракету в виде некоторой конструкции, заполненной топливом и снабженной жидкостным ракетным двигателем. Если понимать термин «ракета» в широком смысле слова, то это означает сложную совокупность взаимодействующих систем, среди которых достаточно назвать жидкостные двигатели со своей автоматикой, высокоточную, построенную на базе прецизионной гироскопии и бортовых вычислительных машин систему автономного управления полетов, радиосредства, собственно ракету с системой подачи компонентов топлива в двигатели, системой разделения ступеней и другими системами и, наконец, поражающую своей масштабностью и сложностью систему наземного оборудования, обеспечивающего подготовку ракеты к запуску и сам ее запуск. Уже первая ракета, разрабатываемая в СССР сразу после окончания войны, содержала с той или иной степенью полноты всю перечисленную совокупность тесно увязанных и согласованно действующих систем.

 

Очевидно, что создание ракеты было возможно только путем привлечения ряда специализированных организаций, и с этой целью уже в 1946 г. были назначены главные конструкторы жидкостных ракетных двигателей, гироскопических приборов, системы управления, радиосистемы и наземного комплекса сооружений. Главным конструктором ракет, ответственным и за увязку работы всех систем, обеспечивающих запуск ракеты и управление ее полетом, был назначен С. П. Королев, 70-летие которого отмечалось в 1977 году.

 

Первая советская баллистическая ракета совершила свой испытательный полет в 1948 г. Уже эта дата показывает, с каким напряжением работали все коллективы, привлеченные к участию в создании отечественной ракетной техники. Ведь аналогичные старты в США были осуществлены несколько лет позже, и это несмотря на то, что в США к работам над баллистическими ракетами были привлечены немецкие специалисты, разрабатывавшие во время войны ракету А-4 (Фау-2), которая была применена для обстрела Лондона.

 

По своей конструктивной схеме первая советская баллистическая ракета соответствовала представлениям, сложившимся у ракетчиков еще в довоенное время.
Одновременно с созданием первого советского ракетного комплекса в нашей стране велись интенсивные исследования путей существенного улучшения летных характеристик ракет (прежде всего, увеличения скорости, до которой могла быть разогнана ракета к моменту израсходования рабочего топлива). Эти исследования охватывали широкий круг проблем — и создание более экономичных и эффективных ракетных двигателей, и выбор оптимальных траекторий подъема, и улучшение конструктивных схем ракет.
Что касается ракеты, то здесь наиболее важными усовершенствованиями, носящими принципиальный характер, оказались использование отделяемой головной части ракеты и переход к несущей схеме топливного бака. Первое позволяет конструировать ракеты на основании тех нагрузок, которые ею испытываются на восходящем участке траектории полета (они гораздо меньше нагрузок на нисходящем участке); второе дает возможность включить в силовую схему ракеты топливные баки. Оба этих достижения вели к уменьшению массы пустой (без топлива) ракеты и к возможности соответственно увеличить массу используемого топлива. В результате этих и ряда других достижений, к началу 50-х годов была создана первая советская ракета стратегического назначения, один из вариантов которой экспонируется сейчас у входа в Музей Вооруженных Сил СССР в Москве.
Следующей принципиальной важной задачей стала разработка в нашей стране баллистической ракеты межконтинентальной дальности полета. Здесь потребовались новые усилия как в области создания более мощных и более экономичных двигателей, так и в области дальнейшего совершенствования конструкции ракет (в частности, пришлось отказаться от одноступенчатой схемы ракеты). Конечно, достижение межконтинентальной дальности требовало также существенного прогресса в разработке систем управления полетом.
Самоотверженная работа многих научных и конструкторских коллективов, рабочих и инженеров промышленности нашей страны привела к успешному решению этой задачи. Уже в августе 1957 г. из сообщения ТАСС стало известно о запуске межконтинентальной ракеты в СССР. Это было выдающимся достижением — межконтинентальная дальность полета ракеты была достигнута впервые в мире. Еще до полета ракеты на межконтинентальную дальность ее конструкторам стало ясно, что путем достаточного сокращения массы полезного груза ракеты1 можно получить скорость полета в конце активного участка, несколько превышающую первую космическую скорость (~7,9 км/с), а это говорило о возможности вывода с ее помощью искусственного спутника на орбиту вокруг Земли.
Работы по созданию советской космической ракеты шли быстрее, чем изготовление и отладка комплекса научной аппаратуры для спутника-лаборатории, и поэтому было решено разработать и запустить тот спутник, который получил после запуска наименование — Первый советский искусственный спутник Земли. Ведь сам факт достижения первой космической скорости был бы эпохальным явлением, открывающим космическую эру, независимо от количества научной аппаратуры, установленной на первом спутнике. Получение научной информации о космическом пространстве было на этом этапе основной задачей. Сначала надо было отработать космическую ракету-носитель и программу вывода спутника на орбиту, создать и отладить сложную наземную службу траекторных измерений и прогноза движения спутника, создать, станции связи с летящим космическим аппаратом и т. д.
4 октября 1957 г., когда через полтора месяца после успешных испытаний межконтинентальной баллистической ракеты на околоземную орбиту был выведен первый искусственный спутник Земли, весь мир воспринял это как триумф всего человечества. Это было действительно эпохальное свершение, это был действительно триумф, триумф создателей первой космической ракеты-носителя. Необходимо еще раз подчеркнуть то, что иногда незаслуженно забывают — первый спутник есть прежде всего материализованный символ величайшего достижения ракетной техники — создания ракеты космического класса!
Чтобы увеличить массу полезного груза, выводимого на околоземные космические траектории, и сделать возможным следующий качественный скачок в развитии отечественной космонавтики — достижение второй космической скорости, в 1958—1959 гг. в СССР на базе первой ракеты-носителя был разработан ее трехступенчатый вариант, позволивший поднять в космос первого человека и открывший путь к Луне.
В 1961 г. был создан четырехступенчатый вариант ракеты-носителя, который не только позволили еще более увеличить массу полезного груза, но и обладал чрезвычайно ценным качеством: выведенная на орбиту искусственного спутника Земли четвертая ступень летела некоторое время с неработающим двигателем, который запускался в тот момент, когда она приходила в точку, наиболее выгодную для разгона к Луне, Марсу или Венере.

 

Это потребовало создания ракетного двигателя, способного запускаться в пустоте и невесомости, усложнило систему управления, но зато чрезвычайно расширило возможности дальних космических перелетов, поскольку изменяющая свое положение (вследствие движения планет) наивыгоднейшая точка начала разгона до второй космической скорости могла выбираться свободно — точка начала разгонаперестала быть «привязанной» к территории космодрома. Это привело к тому, что масса стартующих в направлении к Марсу и Венере советских космических аппаратов стала превышать 1000 кг.
Позже в Советском Союзе были разработаны еще более совершенные ракеты-носители космического класса, но главные достижения первых десяти лет космической эры, которые навсегда вошли в историю ракетно-космической техники как основополагающие, связаны с серией ракет-носителей, основанных на первой межконтинентальной баллистической ракете 1957г. Появление ракет космического класса сделало возможным разработку космических летательных аппаратов самых различных типов, и вся эта поражающая разнообразием серия аппаратов начинается с «простейшего» спутника 1957 г.
Не следует думать, что до 1957 г. в СССР не производилось прямого исследования космического пространства. Первый подъем научной аппаратуры на высоту порядка 100 км состоялся еще в 1949 г. с помощью первой советской баллистической ракеты, соответствующим образом переделанной для данной задачи.
За запуском этой ракеты следовали запуски других ракет, названных «академическими». С их помощью изучались состав верхней атмосферы, физические процессы в ионосфере, первичное космическое излучение, спектр Солнца, на них поднимались подопытные животные. Высота, достигаемая ракетами, увеличивалась и в конечном итоге превысила 500 км.
Таким образом, еще до космической эры в нашей стране уже был накоплен немалый опыт прямых космических исследований, однако создание ракеты-носителя космического класса открывало путь для качественно новых достижений. Ведь до 4 октября 1957 г. все полеты ракет в космос были кратковременными, это были вертикальные запуски, позволявшие производить зондирование космоса практически над точкой старта ракеты и только в течение времени подъема и спуска научной аппаратуры. Достижение первой космической скорости делало возможными сколь, угодно длительные полеты над всей поверхностью Земли, оно как бы «освобождало» искусственный спутник Земли от прямой связи от старта ракеты-носителя. Именно это обстоятельство явилось качественным скачком в исследовании и использовании околоземного космического пространства, не говоря уже о том, что запуск первого искусственного спутника Земли открывал принципиальную возможность прямого изучения планет Солнечной системы. Вскоре за первым советским спутником последовали второй и третий со все более сложной программой научных исследований2.
Даже самые простые типы космических аппаратов потребовали для своего создания решения ряда задач, до этого не встречавшихся в науке и технике. Назовем лишь некоторые из них:
1. Выбор траекторий движения космических аппаратов и прогноз их эволюции. Для этого следовало создать новые главы небесной механики, которая стала превращаться из «чистой» науки в прикладную.
2. Условия космического вакуума и невесомости также потребовали разрешения конструкторами ряда новых задач. Дело оказалось не только в надежной герметизации космических аппаратов, но и, как потом выявилось, в том, что многие механические подвижные сочленения работают в космическом вакууме совсем не так, как в земных условиях, а невесомость практически исключает тепловую конвекцию в среде, заполняющей герметизированные объемы, резко изменяя привычное протекание процессов теплопередачи.
3. Обеспечение теплового режима установленной на борту аппаратуры, помимо сказанного, усложнялось еще и тем, что в наружном теплообмене огромную роль играют тепловое излучение в космос и нагрев аппаратуры Солнцем, т. е. механизмы, которыми обычно пренебрегают в земной практике. Это потребовало разработки как новых методов расчета этих процессов, так и создания новых технических устройств для регулирования температуры внутри космического аппарата.
4. Энергоснабжение космических аппаратов потребовало создания устройств для прямого преобразования солнечной радиации в электроэнергию — солнечных батарей.
5. Возникла проблема сверхдальней радиосвязи. Ведь на Земле приемная и передающая радиостанции не могут отстоять друг от друга на расстояние, превышающее 20 тыс. км (половина длины экватора), в то время как в космических исследованиях (правда, не в спутниковых) используются расстояния в десятки и сотни миллионов километров.
6. Совершенно необычный характер получила проблема надежности аппаратуры. Сложность (а подчас и невозможность) ремонта аппаратуры в космосе потребовала приборов самой высокой надежности, поскольку обычные земные методы ее обеспечения, основанные на массовом изготовлении однотипных изделий, были принципиально непригодны в силу уникальности космических экспериментов. Пришлось искать новые подходы и новые принципы дублирования и резервирования, которые соответствовали бы новым условиям.
Решение перечисленных и многих других задач, возникавших перед советской космонавтикой, потребовало самой тесной кооперации работ конструкторских, производственных и исследовательских организаций. В результате их совместных работ стала рождаться новая область техники — космическая, обладающая рядом специфических черт, отличающих ее от других (например, от авиационной).
После создания первых искусственных спутников Земли дальнейшее развитие космической техники пошло по трем направлениям: создание спутников различного назначения и их совершенствование, создание автоматических космических аппаратов межпланетного класса и создание пилотируемых космических кораблей и станций.
Как уже говорилось выше, создание советской трехступенчатой ракеты-носителя давало возможность разгона космического аппарата массой в несколько сот килограммов до второй космической скорости. В начале 1959 г. в СССР был осуществлен запуск первого космического аппарата в сторону Луны — «Луна-1», и тем самым был сделан новый принципиальный шаг в развитии ракетно-космической техники, поскольку достижение второй космической скорости открывало путь не только к Луне, но и к ближайшим планетам — Марсу и Венере.
В сентябре 1959 г. космический аппарат «Луна-2» доставил на поверхность Луны вымпел с изображением Государственного герба Советского Союза, были произведены первые измерения магнитного поля Луны и зарегистрирован ряд параметров космической среды на трассе перелета Земля — Луна.
4 октября 1959 г., точно через два года после запуска первого спутника, стартовала советская автоматическая межпланетная станция «Луна-3», главной задачей которой было фотографирование обратной стороны Луны. Это был уникальный для своего времени научный эксперимент, положивший начало качественно новому этапу в конструировании космических аппаратов.
Все созданные к тому времени советские и американские космические аппараты были неуправляемы и после отделения их ракеты-носителя совершали медленное и неопределенное вращение относительно своего центра масс. Это исключало возможность многих научных экспериментов, в частности, делало практически немыслимым фотографирование Луны. Единственным способом преодоления описанного недостатка существовавших тогда космических аппаратов была теоретическая разработка, а затем и создание систем управления ориентацией космических аппаратов.
Подобное управление было необходимо для важных астрономических космических исследований, наблюдения поверхности Земли из космоса, ориентации остронаправленных антенн, осуществления маневрирования космических аппаратов, в частности их возвращения на Землю, и т. д. Этот далеко не полный перечень задач, требующих управления ориентацией, показывает, что без решения возникшей проблемы было немыслимо дальнейшее развитие космонавтики. Именно поэтому автоматическая межпланетная станция «Луна-3» явилась этапной конструкцией в истории развития космонавтики — это был первый космический аппарат, обладавший системой управления ориентацией.
Дальнейшее развитие советской программы межпланетных полетов стимулировалось созданием упомянутой выше четырехступенчатой ракеты-носителя, при помощи которой в 1961 —1962 г. начались запуски аппаратов «Венера» и «Марс». В частности, в период 1964—1965 гг. на межпланетные трассы вышли близкие им по конструкции космические аппараты «Зонд», третий из которых, пролетев вблизи Луны, передал на Землю высококачественные изображения обратной стороны Луны, включая области, недоснятые «Луной-3».
В начале 1966 г. межпланетной станцией «Венера-3» был доставлен на поверхность Венеры вымпел с изображением Герба СССР, а в 1967 г. научная аппаратура станции «Венера-4» провела первые измерения (температуры, давления) непосредственно в атмосфере Венеры.
Параллельно с разработкой перечисленных космических экспериментов в СССР были начаты работы по созданию аппаратов, способных осуществить мягкую посадку на поверхность Луны. Первая такая посадка была осуществлена («Луна-9») в феврале 1966 г. Эти новые направления в космической технике потребовали решения новых задач — надо было иметь в составе межпланетных станций системы коррекции траектории, мягкой посадки и спуска на безатмосферное небесное тело (Луна) и на планету, имеющую необычайно плотную и горячую атмосферу (Венера), и т. д. В дальнейшем на основе еще более мощной советской ракеты-носителя оказалось возможным проведение таких уникальных экспериментов, как использование передвижной лаборатории — «Лунохода» — на поверхности Луны, доставка лунного грунта на Землю, передача телевизионных изображений с поверхности Венеры, получение данных об условиях на поверхности этих небесных тел. Каждый такой новый шаг требовал соответствующих исследований и конструкторских решений.
Совершенно особым направлением в развитии отечественной космической техники было осуществление программы пилотируемых полетов.

Переход от автоматических аппаратов к космическим кораблям потребовал решения целой совокупности задач, в частности, задачи возвращения спускаемого аппарата на Землю. Действительно, если автоматы, как правило, не нуждались в возвращении на Землю, то при пилотируемых полетах это требование становилось обязательным. При спуске в атмосфере Земли надо было обеспечить безопасность (т. е. теплозащиту) спускаемого аппарата и ограничение соответствующих перегрузок, разработать методы оказания помощи космонавту в различных нештатных ситуациях, возможных в течение полета космического корабля, начиная со старта ракеты-носителя и вплоть до касания поверхности Земли; предусмотреть возможность спуска на скальные грунты и воду и т. д.
Помимо всего этого, надо было решить проблему обеспечения жизнедеятельности экипажа (регенерация воздуха, питание и т. д.), изучить влияние специфики космического полета на человеческий организм (в первую очередь, невесомости), разработать системы ручного управления и увеличить надежность наиболее ответственных автоматических систем корабля. Решение перечисленных задач обеспечило появление нового направления в бурно развивавшейся ракетно-космической технике — техники пилотируемых полетов.
Отработка пилотируемого корабля «Восток» началась с весны 1960 г., когда на орбиту был выведен ряд кораблей-спутников, последние из которых были точными копиями будущего «Востока» и имели на борту животных в качестве «пассажиров». Менее чем за год было запущено пять кораблей-спутников, что позволило провести надежную отработку и испытания всех бортовых систем. Само собой разумеется, что одновременно с отработкой техники пилотируемых полетов была заблаговременно начата подготовка космонавтов.
12 апреля 1961 г. стартом «Востока» с Юрием Алексеевичем Гагариным человечество совершило второй эпохальный шаг в освоении космоса — в космос проник не созданный людьми автоматический аппарат, а сам человек.
Вслед за полетом Ю. А. Гагарина последовали другие пилотируемые полеты, после «Востоков» стартовали «Восходы», а затем и «Союзы». После отработки процессов сближения и стыковки советская космическая техника пополнилась принципиально новым типом пилотируемых аппаратов — долговременными орбитальными станциями «Салют», предусматривающими смену экипажей. Это стало новым гигантским скачком в развитии техники пилотируемых полетов.
Здесь дано лишь краткое описание событий, наиболее тесно связанных с запуском первого искусственного спутника Земли в 1957 г. После его запуска произошло чрезвычайно быстрое, «взрывоподобное», развитие космической техники.Всего за несколько лет после запуска «простейшего спутника» появляются сложные советские автоматически действующие спутники научного и народнохозяйственного назначения, достигается вторая космическая скорость, начинается прямое изучение планет, стартует в космос человек. Почти наглядно видно, как накопленный за многие годы советской страной научно-технический потенциал за короткий срок рождает сложную и разнообразную космическую технику. И еще раз уместно подчеркнуть, что это «взрывоподобное» развитие было начато в результате создания в СССР первой в мире ракеты-носителя космического класса.

Украина в составе СССР

Становление космической отрасли Украины началось в 1937 году с создания в Харьковском авиационном институте Харьковской реактивной группы под руководством Г. Проскуры, которая осуществила запуск большой стратосферной ракеты под Харьковом.Приблизительно в это же время начинает свою научную деятельность выдающийся украинский (советский) конструктор и ученый Сергей Павлович Королев.

Первой задачей, поставленной Советским Правительством перед С.П. Королевым как главным конструктором и всеми организациями, занимающимися ракетным вооружением, было создание аналога ракеты Фау-2 из отечественных материалов. В 1948 г. С.П. Королев начинает летно-конструкторские испытания баллистической ракеты Р-1 (аналога Фау-2) и в 1950 г. успешно сдает ее на вооружение.

В 1951 году по решению Советского Правительства большой автомобильный завод, строящийся в Днепропетровске, был преобразован в завод № 586 для производства советских ракет Р-1. Для реализации проекта по созданию ракеты Р-12, конструкции С.П. Королева, с новыми боевыми качествами в 1954 году на территории завода было создано самостоятельное

Особенное конструкторское бюро, главным конструктором которого был назначен Михаил Янгель. В 1966 году завод № 586 переименован - в конструкторское бюро "Южное".

В 1952 году начинаются исследования Королевым, связанные с созданием первой двухступенчатой межконтинентальной ракеты Р-7, которая совершила первый успешный полет в августе 1957. В результате этих исследований была показана возможность разработки двухступенчатой межконтинентальной крылатой ракеты, первая ступень которой была чисто ракетной и выводила вторую ступень - крылатую ракету - на высоту 23-25 км.

Еще задолго до летных испытаний ракеты Р-7 С.П. Королев, М.В. Келдыш, М.К. Тихонравов обращаются в правительство с предложением о выведении в космос при помощи ракеты Р-7 искусственного спутника Земли (ИСЗ).И уже 4 октября 1957 г. С.П. Королев запускает на околоземную орбиту первый в истории человечества ИСЗ. Украинские предприятия и организации "Коммунар", "Арсенал", "Монолит", Евпаторийский космический центр принимали участие в подготовке запуска первого ИСЗ.

Интересный факт: еще задолго до Королева, идея о создании многоступенчатых ракет была описана знаменитым украинским (советским) ученым-изобретателем Юрием Васильевичем Кондратюком (Шаргей Александр Гнатович) в научном труде "О завоевании межпланетных пространств" (1929 г.). В этой книге Кондратюк также вывел основное уравнение полета ракет, рассмотрел энергетически выгодные траектории космических полетов и многое другое. Является автором так называемой "трассы Кондратюка", которой путешествовали на Луну космические корабли "Аполлон" (1969 г.).

12 апреля 1961 г. С.П. Королев снова поражает мировую общественность, создав первый пилотируемый космический корабль "Восток". Этот корабль был выведен на орбиту трехступенчатой ракетой-носителем (советская модифицированная межконтинентальная баллистическая ракета Р-7), оборудованной приборами предприятий "Коммунар" и "Арсенал". Таким образом, С.П. Королев реализует первый в мире полет человека - гражданина СССР Юрия Алексеевича Гагарина по околоземной орбите.космонавтика ракетный связь межпланетный

Еще в процессе создания космического корабля "Восток" С.П. Королев начал разработку первого отечественного спутника-фоторазведчика "Зенит" для Министерства обороны. Сергей Павлович создал два типа подобных спутников для детальной и обзорной разведки, которые начали эксплуатироваться в 1962 - 1963гг.

С.П. Королев дал начало развитию и другого важного направления использования спутников. Он разработал первый отечественный спутник связи и телевещания "Молния-1",который впервые был выпущен 23 апреля 1965 г.

В середине 60-х годов завод и конструкторское бюро "Южное" начали разработку космических ракет-носителей "Циклон" на базе боевых межконтинентальных ракет Р-36.

В 1969 году по инициативе конструкторского бюро "Южное" по созданию и реализации международной космической программы "Интеркосмос" состоялось выведение на орбиту первого спутника - "Интеркосмос-1".

В рамках сотрудничества с Французским космическим центром в течение 1971-1982 годов были осуществлены запуски научных спутников серии "Ореол", созданными конструкторским бюро "Южное" и Южмашем.

В 1976 году в конструкторском бюро "Южное" под руководством Владимира Уткина начались работы по созданию космического ракетного комплекса "Зенит", разработка и испытания которого продолжались в течение 10 лет.

В начале 80-х годов начались работы по запускам космических аппаратов серии "Океан" для дистанционного зондирования и исследования Мирового океана.

Независимая Украина

Для реализации космической деятельности в независимой Украине в 1992 году был создан специальный орган исполнительной властиНациональное космическое агентство Украины.

В 1995 году Государственное конструкторское бюро "Южное" и производственное объединение "Южмаш" совместно с партнерами из США, России и Норвегии начали реализацию уникального проекта "Морской старт" по созданию ракетно-космического комплекса с одноименным названием.В том же году в августе с космодрома Плесецк ракета-носитель "Циклон-3" произвела запуск на орбиту первого спутника Украины "Сич-1", предназначенный для дистанционного зондирования Земли.В 1996 году были созданы Институт космических исследований.

Национальный центр управления и испытания космических средств в городе Евпатория.На очередной сессии Верховного Совета Украины в 1996 году был принят Закон Украины "О космической деятельности".В рамках развития международного сотрудничества 19 ноября 1997 года состоялся полет первого космонавта-исследователя независимой Украины Леонида Каденюка в составе экипажа американского космического корабля "Спейс Шаттл Колумбия" В ходе 16-суточного полета украинский космонавт проводил научные эксперименты в области космической биологии.

В марте 1999 года состоялся первый запуск ракеты-носителя "Зенит-3SL" по программе "Морской старт". В октябре ракета-носитель "Зенит-3SL"осуществила первый коммерческий запуск с плавучего космодрома и вывела на геостационарную орбиту американский спутник связи Direc TV - 1R.

В апреле 1999 года был реализован первый запуск ракеты-носителя "Днепр", который вывел на орбиту английский спутник "Уосат-12".

В июле 1999 года ракетой-носителем "Зенит-2" с космодрома Байконур был выведен на орбиту украинско-российский космический аппарат "Океан-О". Его основным заданием были изучение и контроль параметров Мирового океана, континентального шельфа.

В октябре 2003 годасостоялось подписание Договора между Украиной и Федеральной Республикой Бразилия о долгосрочном сотрудничестве по использованию ракеты-носителя "Циклон-4".

В декабре 2004 годавыведены в космос первый украинский микроспутник "МС-1-ТК".

В ноябре 2006 годавпервые в Украине проведен Международный симпозиум ООН по космическому праву.

В январе 2007 годаВерховная Рада Украины ратифицировала Соглашение о сотрудничестве по глобальной навигационной спутниковой системе GALILEO между Европейским Содружеством, его странами-членами и Украиной.

Государственное Космическое Агентство Украины

Украина входит в состав космических государств мира благодаря высокому уровню научно-технического и производственного потенциала, реализации собственных космических проектов, участию в международной космической деятельности. Для реализации целенаправленной государственной политики в космической сфере 29 февраля 1992 года былосоздано Национальное космическое агентство Украины (НКАУ).

Национальное космическое агентство Украины (НКАУ) - специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти, который обеспечивает реализацию государственной политики в области космической деятельности, осуществляет руководство порученной ему сферой управления, несёт ответственность за состояние её развития.

 

С 9 декабря 2010 переименовано в Государственное космическое агентство Украины (ГКАУ).

В сферу управления ГКАУ входят более 40 конструкторских бюро, научных организаций и учреждений, воинских частей и промышленных предприятий, которые непосредственно занимаются космической деятельностью. Среди них - днепропетровские предприятия ГКБ "Южное" и "Южный машиностроительный завод им А.М. Макарова", харьковские - "Коммунар", "Хартрон", НИИ радиоизмерений, киевский завод "Арсенал", "Киевприбор" и киевский радиозавод, Евпаторийский космический центр.

Задачи ГКАУ:

· разработка концептуальных основ государственной политики в области исследования и использования космического пространства в мирных целях и в интересах безопасности государства;

· обеспечение организации и развития космической деятельности на Укр

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...