Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Профессионально-педагогическая деятельность учителя физической культуры

В деятельности учителя физической культуры выделяют три основных этапа:

· подготовка к процессу физического воспитания;

· практическая деятельность на уроке;

· контроль за эффективностью педагогического процесса

Первый (подготовительный) этап включает в себя разработку и состав­ление плана-графика учебно-воспитательного процесса на год, тематического (рабочего) плана на каждую учебную четверть, пла­нов-конспектов на каждый урок, выбор конкретных средств и методов физического воспитания, форм организации учебного процесса, а именно:

· основных, подводящих и специальных упражнений;

· определение количества повторений каждого упражнения;

· определение продолжительности выполнения отдельных упражнений;

· выбор общепедагогических методов — словесного (рассказ, объяснение, описание и т.п.), наглядного (демонстрация рисун­ков, кинограмм, учебных видеофильмов, методических пособий, непосредственный показ учителем движений и двигательных дей­ствий) и специфических методов обучения двигательным действи­ям и воспитания физических качеств.

На подготовительном этапе деятельность учителя физической культуры направлена на организацию:

· целостного учебно-воспитательного процесса;

· каждого урока.

Организация целостного учебно-воспитательного процесса включает совокупность профессиональных действий учителя фи­зической культуры, направленных на обеспечение условий успеш­ного проведения уроков планируемого периода.

Организация отдельного урока включает совокупность про­фессиональных действий учителя, направленных на упорядоче­ние и налаживание деятельности учащихся. Важно обеспечить возможно более эффективное решение на конкретном уроке пре­дусмотренных учебной программой и запланированных учите­лем педагогических задач. 1.подготовка предстоящих мест занятий (организация безо­пасности мест занятий);

2.подготовка необходимого для урока оборудования и ин­вентаря.

В процессе физического воспитания (второй этап) практи­ческая деятельность учителя физической культуры направлена на управление учебно-практической и познавательной деятельнос­тью учащихся на уроке, в ходе которого выполняются программ­ные требования по физическому воспитанию в школе. Управле­ние деятельностью учащихся включает в себя:

· организационные мероприятия на уроке;

· непосредственно педагогические воздействия;

· текущий контроль на уроке.

Приведению учащихся в состояние готовности к усвоению программного материала и воспитательному воздействию служат следующие организационные мероприятия на уроке:

1.построение класса;2.сообщение учащимся задач урока;3.проведение перестроений, необходимых для руководства классом;4.выбор места для руководства классом (отделением, подгруп­пами);5.организация дисциплины;установка необходимого оборудования и спортивного ин­вентаря;.6.организация безопасности учащихся при выполнении дви­гательных действий;7.рациональное распределение учебного времени;8.

уборка мест занятий (оборудования и инвентаря);9.подведение итогов урока и сообщение домашнегозадания

Действия учителя физической культуры на уроке направлены на решение конкретных задач: 1.объяснение учебного материала;2.показ упражнений;3.демонстрация рисунков, кинограмм, методических пособий и т.п.;4.непосредственная помощь учащимся при выполнении дви­гательных действий.

Слово (объяснение, описание, рассказ) и наглядность игра­ют важную роль в педагогическом воздействии учителя на учащихся. Они содействуют созданию представлений и поня­тий; облегчают восприятие, воспроизведение, понимание, за­поминание; служат источником чувственного восприятия;

Деятельность учащихся весьма вариативна, как и условия про­ведения урока (спортивный зал, пришкольная площадка, стади­он, пересеченная местность, а также изменение времен года). Именно это определяет высокие требования к умению учителя выбрать свое место на уроке и те перемещения в процессе заня­тия, которые обеспечат ему надежный контроль за деятельностью учащихся. Основной принцип здесь — видеть всех и видеть все. Знание специфики видов двигательной деятельности и условий их проведения обязывает педагога не только обеспечить наиболее эффективную организацию деятельности занимающихся, но и пре­дусмотреть при этом необходимые меры безопасности.

Текущий контроль — это совокупность профессиональных действий учителя физической культуры, направленных на оценку и сверку результатов педагогического воздействия с запланиро­ванными и при необходимости на оперативное устранение заме­ченных отклонений от плана.На этапе контроля за эффективностью педагогического про­цесса (третий этап) деятельность учителя физической культу­ры направлена на анализ и оценку результатов обучения, поло­жительных и отрицательных сторон своего труда, выявление наи­более рациональных путей устранения замеченных недостатков и при необходимости на выработку нового профессионально-педа­гогического решения.

Деятельность учителя физической культуры может осуществ­ляться на следующих уровнях эффективности

Минимальный уровень (репродуктивный) — учитель может передать учащимся только то, что знает и умеет сам.

Низкий уровень (адаптивный) — учитель может передать знания, умения, которыми владеет сам, умеет приспособить кон­кретное содержание осваиваемого материала к возрастным и ин-

дивидуальным особенностям занимающихся, к уровню их физи­ческой подготовленности.

Средний уровень (локально-моделирующий) — учитель мо­жет формировать у занимающихся прочные знания, умения и навы­ки по отдельным разделам и частям своего учебного предмета.

Высокий (системно-моделирующий) — учитель умеет форми­ровать у занимающихся прочные знания, умения и навыки по всем основным аспектам (сторонам) их двигательной деятельности.

Высший уровень (системно-моделирующий двигательную деятельность и поведение учащихся) — учитель умеет использо­вать свой учебный предмет как средство формирования личности занимающихся, т.е. сознательно формировать у них творческое мышление, умение самостоятельно добывать новые знания, обоб­щать их и перестраивать свою двигательную деятельность в но­вых, изменяющихся условиях.

 


 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...