Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и предмет КП как отрасли права

Понятие и предмет КП как отрасли права

Наука конституционного права (НКП) относится к отраслевым юридическим наукам, т.к. КП является самостоятельной отраслью российского права. Предмет НКП - изучение отрасли КП, то есть она раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, анализирует функции и роль соответствующих правовых институтов. Предмету НКП включает:

1.сущность, система отрасли российского КП, ее источники;

2.фактические отношения, регулируемые нормами КП России - конституционно-правовые отношения;

3.практика реализации норм российского КП - деятельность государственных органов;

4.история самой науки КП России, ее идеи, концепции, прогнозы;

НКП - отрасль правоведения, которая изучает конституционно-правовые институты и отношения, практику реализации конституционных норм, историю идей данной отрасли знания.

НКП включает в себя следующие разделы:

1.исследование соответствующего понятийного аппарата;

2.учение о Конституции России в ее историческом развитии;

3.сущность, структура, принципы и юридические свойства действующей Конституции РФ;

4.системный анализ норм, закрепляющих основы конституционного строя Российского государства;

5.изучение проблем конституционного регулирования взаимоотношений личности и государства, проблем закрепления и реализации прав и свобод человека и гражданина;

6.анализ формы правления и национально-государственного устройства РФ.

Система КП как отрасли права

Система науки КП - упорядоченная совокупность относительно самостоятельных комплексов теоретических положений, логическая связь между ними - внутреннее строение отрасли.

КП не включает и не объединяет другие отрасли права; устанавливает лишь основополагающие принципы, которым должны соответствовать нормы других отраслей права. КП образует строго определенную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов. Основной элемент КП РФ - правовой институт - группа правовых норм, объединенных общей сферой регулирования. В системе КП выделяют институты:

1. Основы конституционного строя.

2. Основы правового статуса человека и гражданина.

3. Федеративное устройство государства.

4. Систему государственной власти и систему МСУ.

 


 

Конституционно-правовые институты

Конституционно-правовые институты - совокупность родственных правовых норм, регулирующих однородную группу общественных отношений.

Главный критерий объединения норм в правовой институт - однородность регулируемых ими отношений, что влечёт за собой правовое единство соответствующих норм, объединенных в институт, общую для них правовую специфику.

В конституционно-правовом институте объединяются нормы самых различных видов: нормы Конституции, нормы текущего законодательства (нормы, обладающие различной юридической силой). В составе конституционно-правового института могут быть нормы, различные по территории действия, по степени определенности правового предписания и по другим признакам.

Нормы КП объединяются в отраслевые институты. Выделяют пять ведущих отраслевых институтов конституционного права:

1.основы конституционного строя;

2.основы правового статуса человека и гражданина;

3.федеративное устройство государства;

34система государственной власти;

5.система местного самоуправления.

По мнению большинства исследователей нормы, регулирующие МСУ, образуют укрупненный институт или подотрасль КП, но не образуют в настоящее время обособленной отрасли права. КПИ регулируют однородные и взаимосвязанные общественные отношения: унитарный институт; комплексный институт (состоит из подинститутов, являются дробными).


Виды законов в РФ

Закон - нормативный правовой акт высшей юридической силы, принимаемый в особом порядке законодательным органом или народом на референдуме, и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Классификация законов:

1.По юридической силе:

- Конституция РФ (закон высшей юридической силы);

- ФКЗ РФ - существуют с 1994 года, принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ и считается принятым при одобрении большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов СФ и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы.

- Закон РФ о поправке к Конституции РФ - ни разу не принимался - возможность его принятия установлена в постановлении КС РФ от 31.10.1995 «О толковании статьи 136 конституции РФ».

- ФЗ РФ (ординарные) - основной вид закона РФ - принимается Госдумой и советом Федерации - не могут противоречить ФКЗ; статья 105 - ФЗ принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы. Принятые Госдумой ФЗ в течение 5 дней передаются на рассмотрение СФ. ФЗ считается одобренным СФ, если за него проголосовало более 1/2 от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен СФ. В случае отклонения федерального закона СФ палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Госдумой. В случае несогласия Госдумы с решением СФ ФЗ считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Госдумы. Президент РФ имеет право вето на ФЗ.

2.По предметам ведения, которые в них могут затрагиваться

-ФКЗ - по вопросам, предусмотренным Конституцией.

- Закон РФ о поправке к Конституции РФ;

- ФЗ (о выборах президента 10.01.2003, о гражданстве 31.05.2002, о СМИ 27.12.1991, о политпартиях 11.07.2001).

3.по территориальному признаку:

- федеральные законы;

- законы субъектов РФ - принимаются законодательными органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ.

4.По возможности применения в отношении их отлагательного вето Президентом РФ

- ФКЗ - президент не обладает отлагательным вето;

- ФЗ - президент обладает отлагательным вето.

Конституция РФ предусматривает принятие ФКЗ и ФЗ. Они различаются:

1) по юридической силе;

2) по предметам ведения, которые в них могут затрагиваться;

3) по порядку принятии;

4) по возможности применения президентом РФ в отношении них отлагательного вето.


Понятие и сущность Конституции

Конституция РФ - основной закон Российского государства, регулирующий важнейшие общественные отношения между гражданином, обществом и государством, закрепляющий основы конституционного строя, организацию государственной власти.

Конституция РФ - это закон, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяемый на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.

Отличительные черты Конституции:

1. особый субъект, который устанавливает Конституцию (народ) или от имени которого она принимается;

2.учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3.всеохватывающий характер конституционной регламентации, то есть тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет (политическая сфера, экономическая, социальная, духовная и другие);

4.особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, особый порядок принятия, внесения поправок и изменения Конституции, специфические формы охраны и так далее.

Сущность Конституции - баланс основных социальных интересов, представленных в обществе; проявление плюрализма, политического компромисса.

Одним из распространенных представлений является трактовка сущности Конституции как общественного договора. Предполагается, что все члены общества заключили договор, воплощенный в Конституции, о том на каких основах учреждается данное общество, по каким правилам оно живет. Согласно таким концепциям Конституция есть выражение суверенитета народа, проявление его единой воли.

Теологические теории видят сущность Конституции в воплощении в ней божественных предписаний человеческому обществу о правилах жизни и считают, что в Конституции выражаются идею высшей справедливости, разума.

Некоторые представители школы естественного права полагают, что сущность Конституции заключается в воплощении в ней многовекового опыта, постепенно складывающихся традиций данного народа. Только такие Конституции обладают, по этой концепции, прочностью, устойчивостью, в отличие от «революционных» Конституций, исходя из чужого опыта.

В сущности Конституции 1993 года заложены общедемократические начала. По своему источнику она является народной Конституцией, поскольку была принята народом на референдуме, а не установлена государством.


Структура Конституции РФ

Конституция РФ - это закон, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и применяемый на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ. Конституция РФ была принята всенародным голосованием (референдумом) 12 декабря 1993 года.

В Конституции РФ определяются основы статуса человека и гражданина, отношения государства и личности, закрепляется многоукладность экономики страны, и содержатся положения о том, что РФ - социальное государство.

В Конституции заложены принципы политического многообразия, многопартийности, исключается установление какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной.

В Конституции подчеркивается о примате международного права по отношению к внутригосударственному, то есть если международным договором установлены иные правила, чем предусмотренные Законом, то применяются правила международного договора.

Конституция РФ состоит из 2-х разделов и преамбулы. В преамбуле излагаются основные цели принятия данной конституции. 2 раздел называется "Заключение и переходные положения", 1 раздел - без названия.

Структура Конституции РФ:

Раздел первый. Основные положения

Глава 1. Основы конституционного строя (статьи 1-16)

Глава 2. Права и свободы человека и гражданина (статьи 17-64)

Глава 3. Федеративное устройство (статьи 65-79)

Глава 4. Президент Российской Федерации (статьи 80-93)

Глава 5. Федеральное Собрание (статьи 94-109)

Глава 6. Правительство Российской Федерации (статьи 110-117)

Глава 7. Судебная власть (статьи 118-129)

Глава 8. Местное самоуправление (статьи 130-133)

Глава 9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции (статьи 134-137)

Раздел второй. Заключительные и переходные положения

Структура конституции:

Первый раздел состоит из 9 глав.

Второй раздел закрепляет:

1.порядок вступления конституции в действие;

2.соотношение конституции и ранее принятых источников права;

3.процесс реформирования органов государственной власти и реформирования законодательства.

По сути, положения второго раздела можно было принять как конституционный закон "О введении конституции в действие", поскольку некоторые его положения были актуальны лишь на момент принятия конституции, и сейчас они не действуют.


Толкование Конституции РФ

Конституция 1993 года ввела институт толкования Конституции - речь идет об официальном толковании, имеющем юридическую силу и обязательном для всех правоприменяющих субъектов.

Цель толкования - юридически точно определить, как понимать норму конституции.

Причины введения института толкования - конституция - достаточно краткий правовой акт, поэтому не свободна от применения понятий и терминов, допускающих неоднозначное толкование; имеются прямые пробелы в тексте Конституции.

Функция толкования Конституции - статья 125 пункт 5 - Конституционный Суд РФ по запросам Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, Правительства РФ, органов законодательной власти субъектов РФ дает толкование Конституции РФ. КС применяет различные методы толкования: логический, грамматический, системный, исторический. В отдельных случаях КС отказывает в рассмотрении запроса о толковании. КС дал толкование многих статей: статьи 137 части 2 (28.11.1995) - поправки в статью 65 вносятся указом президента; статьи 136 (31.1.01995) - поправки к Конституции РФ принимаются в форме особого правового акта «Закона РФ о поправке к Конституции РФ».

На самом деле, акты суда (постановления) не должны быть источниками права, так как они не создают новой нормы права, а лишь толкуют уже действующую. Самое страшное, что постановления КС обжалованию не подлежат. Точно так же как комментарии к кодексам и законам не представляют собой НПА!


Вопросы референдума

Статья 6 ФКЗ «О референдуме РФ» от 28.06.2004 - Вопросы референдума и порядок их вынесения на референдум

1. Конституционное Собрание вправе вынести на всенародное голосование проект новой Конституции РФ. Порядок принятия Конституционным Собранием такого решения, а также порядок вынесения на всенародное голосование проекта новой Конституции РФ определяется ФКЗ, принимаемым в соответствии со статьей 135 Конституции РФ.

2. На референдум выносится проект нормативного акта или вопрос, обязательное вынесение на референдум которых предусмотрено м/н договором РФ. Вынесение на референдум указанных проекта нормативного акта или вопроса, назначение, подготовка и проведение референдума осуществляются в соответствии с настоящим ФКЗ с учетом особенностей, предусмотренных соответствующим м/н договором РФ.

3. Вопросы государственного значения, не указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, выносятся на референдум исключительно в порядке, предусмотренном настоящим ФКЗ.

4. На референдум могут выноситься вопросы, отнесенные Конституцией РФ к ведению РФ, а также к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

5. На референдум не могут выноситься вопросы:

- об изменении статуса субъекта (субъектов) РФ, закрепленного Конституцией РФ;

- о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Президента РФ, Госдумы, а также о проведении досрочных выборов Президента РФ, депутатов Госдумы, либо о перенесении сроков проведения таких выборов;

- об избрании, назначении на должность, досрочном прекращении, приостановлении или продлении полномочий лиц, замещающих государственные должности РФ;

- о персональном составе федеральных органов гос. власти, иных федеральных государственных органов;

- об избрании, о досрочном прекращении, приостановлении или продлении срока полномочий органов, образованных в соответствии с м/н договором РФ, либо должностных лиц, избираемых или назначаемых на должность в соответствии с м/н договором РФ, а также о создании таких органов либо назначении на должность таких лиц, если иное не предусмотрено м/н договором РФ;

- о принятии и об изменении федер. бюджета, исполнении и изменении внутренних финансовых обязательств РФ;

- о введении, об изменении и отмене федеральных налогов и сборов, а также об освобождении от их уплаты;

- о принятии чрезвычайных и срочных мер по обеспечению здоровья и безопасности населения;

- об амнистии и о помиловании.

6. Вопрос, выносимый на референдум, не должен противоречить Конституции РФ, ограничивать, отменять или умалять общепризнанные права и свободы человека и гражданина, конституционные гарантии реализации таких прав и свобод.

7. Вопрос, выносимый на референдум, должен быть сформулирован таким образом, чтобы исключалась возможность его множественного толкования, чтобы на него можно было дать только однозначный ответ.

8. Разные инициативные группы по проведению референдума могут предложить для вынесения на референдум разные, в том числе альтернативные, вопросы.

9. Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с настоящим ФКЗ может быть вынесен на референдум, не является обстоятельством, препятствующим проведению референдума по данному вопросу, за исключением случая, предусмотренного частью 27 статьи 15 настоящего ФКЗ (Инициативная группа по проведению референдума до официального опубликования решения о назначении референдума вправе отозвать свою инициативу).

10. Принятие федеральным органом государственной власти, иным государственным органом решения по существу вопроса, который в соответствии с м/н договором РФ подлежит обязательному вынесению на референдум, не допускается.

11. Проведение референдума в случаях, порядке и сроки, которые предусмотрены Конституцией РФ, м/н договором РФ, настоящим ФКЗ, является обязательным.


РФ – светское государство

Статья 14 Конституции РФ: РФ - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Статья 28: Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Светское государство:

- Религиозные организации отделены от государства, и не вправе выполнять ни политические, ни юридические функции, не могут вмешиваться в дела государства;

- Государство не вправе контролировать отношения своих граждан к религии;

- Светский характер образования - отделение школы от церкви;

- Государство не вмешивается во внутрицерковную деятельность, если не нарушается действующее законодательство;

- Религиозные организации не выполняют по поручению государства никаких юридических функций;

- Государство не оказывает ни одной из конфессий, ни материальной, ни финансовой, ни какой-либо иной помощи;

- Конфессии занимаются лишь деятельностью, связанной с удовлетворением религиозных потребностей населения, не вмешиваясь в политическую жизнь страны;

- Государство охраняет законную деятельность религиозных объединений, обеспечивая равенство всех религиозных организаций перед законом.

Статус светского государства конституционно закрепили РФ, Германия, Франция, все государства СНГ и другие.

ФЗ РФ «О свободе совести и религиозных объединениях» от 26.09.1997 (в редакции ФЗ от 29.06.2004):

Религиозное объединение - добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.

Религиозные объединения могут создаваться в форме:

1.религиозных групп - добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без гос. регистрации и приобретения правоспособности юридического лица.

2.религиозных организаций (РО) - добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. РО в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные (состоит не менее чем из 10 участников, достигших 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении) и централизованные (состоит не менее чем из 3 местных РО).

Учредителями местной РО могут быть не менее 10 граждан РФ, объединенных в религиозную группу, у которой имеется подтверждение ее существования на данной территории на протяжении не менее 15 лет, выданное органами МСУ, или подтверждение о вхождении в структуру централизованной РО того же вероисповедания, выданное указанной организацией.

РО действует на основании устава, который должен отвечать требованиям гражданского законодательства РФ.

РО подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ "О гос. регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" от 08.08.2001 (в редакции ФЗ от 02.11.2004).

РО может быть отказано в государственной регистрации, если:

- ее цели и деятельность противоречат законодательству РФ;

- создаваемая организация не признана в качестве религиозной;

- устав и другие представленные документы не соответствуют требованиям законодательства РФ или содержащиеся в них сведения не достоверны;

- в едином государственном реестре юридических лиц ранее зарегистрирована организация с тем же наименованием;

- учредитель (учредители) неправомочен.

Иностранная РО - организация, созданная за пределами РФ в соответствии с законодательством иностранного государства; ей может быть предоставлено право открытия своего представительства на территории РФ; представительство иностранной РО не может заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на него не распространяется статус религиозного объединения.

Религиозные организации могут быть ликвидированы:

- по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом религиозной организации;

- по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, настоящего ФЗ и иных ФЗ и осуществления деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

Основаниями для ликвидации религиозной организации и запрета на деятельность религиозной организации или религиозной группы в судебном порядке являются:

- нарушение общественной безопасности и общественного порядка;

- действия, направленные на осуществление экстремистской деятельности;

- принуждение к разрушению семьи;

- посягательство на личность, права и свободы граждан;

- нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в том числе использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий.

РО действуют в соответствии со своими внутренними установлениями, если они не противоречат законодательству РФ, и обладают правоспособностью, предусматриваемой в их уставах. Государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству РФ.

Государство оказывает содействие и поддержку благотворительной деятельности религиозных организаций, а также реализации ими общественно значимых культурно-просветительских программ и мероприятий.

Содействие государством религиозным организациям: материальная и иная помощь в реставрации памятников истории и культуры; объявление религиозных праздников нерабочими днями (по просьбе религиозной организации).

Надзор за исполнением законодательства РФ осуществляют органы прокуратуры РФ.

Статья 13 Конституции РФ:

1. В РФ признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения (ОО) равны перед законом.

5. Запрещается создание и деятельность ОО, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.


Принцип равноправия граждан

Принципы правового статуса личности:

1.равноправие - Статья 19 Конституции РФ - Все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

2.гарантированность и неотъемлемость прав и свобод - основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.

3.включают не только права, но и обязанности (соблюдать Конституцию РФ; платить законом установленные налоги и сборы; охранять природу; защищать Отечество и др.).

Принцип равноправия состоит из трех элементов:

1 равенство всех перед законом и судом - закон и его предписания в равной мере обязательны для всех; суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом - обеспечение справедливости в пользовании человека и гражданина своими правами. Закреплена возможность обжалования в суде решения и действия (бездействия) органов государственной власти, МСУ, общественных объединений и должностных лиц. Принципы деятельности суда, закрепленные в Конституции: независимость судей и подчинение их только закону; состязательность и равноправие сторон; открытость разбирательства дел в суде.

2.равенство прав и свобод человека и гражданина - они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация; равноправие понимается как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, что в реальной жизни не достижимо.

3.равноправие мужчины и женщины - правовая защита женщин от любых форм ущемления по признаку пола.


Предметы ведения РФ

Предмет ведения - это круг вопросов, решаемых высшими органами государственной власти с помощью установленных конституцией и другими законодательными актами полномочий этих органов.

Предметы ведения РФ перечислены в Статье 71 Конституции РФ (По вопросу о применении отдельных положений статьи 71 см. определение Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 N 250-О):

а) принятие и изменение Конституции РФ и ФЗ, контроль за их соблюдением;

б) федеративное устройство и территория РФ;

в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств;

г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти (О толковании пункта "г" статьи 71 Конституции РФ см. Постановление Конституционного Суда РФ от 27.01.1999 N 2-П);

д) федеральная государственная собственность и управление ею;

е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области гос., экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;

ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;

з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;

и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

к) внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира;

л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;

м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;

н) определение статуса и защита гос. границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ;

о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;

п) федеральное коллизионное право;

р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;

с) государственные награды и почетные звания РФ;

т) федеральная государственная служба.


84.Порядок принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ

ФКЗ «О порядке принятия в РФ и образования в ее составе нового субъекта РФ» от 17.12.2001:

Принятие в РФ нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ в результате присоединения к РФ иностранного государства или его части.

Образование в составе РФ нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов РФ и не связанная с принятием в РФ иностр. государства или его части.

Принятие в РФ и образование в РФ нового субъекта осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, м/н (м/г) договорами РФ, настоящим ФКЗ, а также ФКЗ о принятии (образовании) в РФ нового субъекта.

Принятие в РФ и образование в ее составе нового субъекта осуществляются на добровольной основе, с соблюдением государственных интересов РФ, принципов федеративного устройства РФ, прав и свобод человека и гражданина.

Условия принятия в РФ нового субъекта

Принятие в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части осуществляется по взаимному согласию РФ и данного иностранного государства в соответствии с м/н (м/г) договором о принятии в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части (далее - м/н договор), заключенным РФ с данным иностранным государством.

Условия образования в составе РФ нового субъекта

Может быть осуществлено в результате объединения двух и более граничащих между собой субъектов РФ. Может повлечь за собой прекращение существования субъектов РФ, территории которых подлежат объединению. Изменение наименования субъекта РФ не влечет за собой образование в составе РФ нового субъекта. Новое наименование субъекта РФ включается в текст статьи 65 Конституции РФ и учитывается при переиздании текста Конституции РФ.

Порядок принятия в РФ нового субъекта:

1.Инициатором предложения о принятии в РФ в качестве нового субъекта иностранного государства или его части и заключении м/н договора является данное иностранное государство.

2.Президент РФ после поступления предложения уведомляет о нем Совет Федерации, Госдуму, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними консультации.

3.Рассмотрение предложения и принятие решений, касающихся заключения м/н договора, осуществляются в соответствии с ФЗ «О международных договорах РФ» от 15.07.1995. М/н договором может быть урегулировано: наименование и статус нового субъекта РФ; порядок приобретения гражданства РФ гражданами иностранного государства; действие законодательства РФ на территории нового субъекта РФ.

4.После подписания м/н договора Президент РФ обращается в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Конституции РФ данного м/н договора.

5.В Госдуму одновременно с м/н договором вносится проект ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта.

6.ФЗ о ратификации м/н договора принимается палатами Федерального Собрания РФ в порядке, предусмотренном статьями 105, 106 и 107 Конституции РФ (принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Госдумы, одобряется Советом Федерации более половины от общего числа членов этой палаты).

7.ФКЗ о принятии в РФ нового субъекта принимается палатами Федерального Собрания РФ порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции РФ (одобрение не менее чем ¾ от общего числа членов Совета Федерации и принятие не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госдумы).

Порядок образования в составе РФ нового субъекта:

1.Инициатива образования в составе РФ нового субъекта принадлежит субъектам РФ, на территориях которых образуется новый субъект РФ;

2.Предложение направляется Президенту РФ - должно быть обосновано и содержать предполагаемые наименование, статус и границы нового субъекта, а также прогноз социально-экономических и иных последствий, связанных с его образованием;

3.Президент РФ уведомляет о полученном предложении Совет Федерации, Госдуму, Правительство РФ и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации;

4.Вопрос об образовании в составе РФ нового субъекта подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов РФ;

5.Если данный вопрос был вынесен на референдумы двух и более заинтересованных субъектов РФ и не получил одобрения на референдуме хотя бы одного из указанных субъектов РФ, повторные референдумы могут проводиться во всех заинтересованных субъектах РФ, независимо от результатов предыдущих референдумов по данному вопросу не ранее чем через год;

6.Официальные данные о результатах референдумов представляются Президенту РФ;

7.Проект ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта может быть внесен в Госдуму, если на референдумах заинтересованных субъектов РФ были приняты соответствующие решения по данному вопросу. Проект данного закона вносится Президентом РФ;

8.Проект ФКЗ должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта РФ, положения о прекращении существования заинтересованного субъекта (заинтересованных субъектов) РФ в случае объединения;

9.ФКЗ принимается палатами Федерального Собрания РФ в порядке, предусмотренном статьей 108 Конституции РФ;

10.Изменения в часть 1 статьи 65 Конституции РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании ФКЗ об образовании в составе РФ нового субъекта и учитываются при переиздании текста Конституции РФ.

Внесение поправок в статью 65 Конституции (Статья 137) - эти поправки вносятся на основании: ФКЗ о принятии в состав РФ нового субъекта РФ; ФКЗ об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ; либо на основании решения самого субъекта РФ об изменении своего наименования, принятом в соответствии с законодательством данного субъекта РФ (статья 137 Конституции РФ). При изменении наименования субъектов федерации новое наименование подлежит включению в ст. 65 Конституции без особых процедур (статья 137, пункт 2).

КС в Постановлении от 28 ноября 1995 г. N 15-П: «Изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа в соответствии с ч. 2 статьи 137 Конституции РФ включаются в текст статьи 65 Конституции РФ указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им порядке. В спорных случаях Президент РФ использует полномочия, предусмотренные статьей 85 (ч. 1) Конституции РФ». «Не является изменением наименования субъекта РФ в смысле части 2 статьи 137 Конституции РФ (shpora.su) и, следовательно, не может быть произведено в указанном порядке такое переименование, которое затрагивает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, интересы других субъектов РФ, РФ в целом либо интересы других государств, а также предполагающее изменение состава РФ или конституционно-правового статуса ее субъекта».

«Ингушская Республика» заменено на «Республика Ин<

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...