Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Ответственность субъектов хозяйствования и ее виды.

Ответственностью являются применения к правонарушителю установленных законом или договором санкций, вследствие чего он несет имущественные потери. Понятие хозяйственной ответственности включает в себя и имущественные следствия применения санкций. В свою очередь хозяйственно-правовая санкция представляет определенную непосредственно законом или договором меру (масштаб, величину) ответственности правонарушителя. Это предельная величина имущественно-принудительного влияния на правонарушителя, который может применить к нему кредитор или соответствующий орган (суд, арбитражный, хозяйственный суд).

Поэтому действующее законодательство Беларуси содержит ряд нормативных актов призванных обеспечить надлежащее качество товаров, работ и услуг:

1) Гражданский кодекс Республики Беларусь;

2) Закон Республики Беларусь от 9 января 2002 года «О защите прав потребителей»;

3) Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 года «О техническом нормировании и стандартизации», который определяет правовые и организационные основы технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики в этой области.

4) Закон Республики Беларусь от 5 января 2004 года «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных актов в области технического нормирования и стандартизации».

5) Положение о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 3 января 2008 года и т.д.

Субъект хозяйствования может являться субъектом трех видов юридической ответственности:

- гражданско-правовой ответственности;

- административной ответственности;

- организационно-правовой ответственности.

Гражданско-правовая ответственность – ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств, связанных с предпринимательской деятельностью.

Административная ответственность – ответственность за совершение административных правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности.

Организационно-правовая ответственность – это особая форма ответственности, выражающаяся в принудительной реорганизации или ликвидации субъекта хозяйствования за совершение определенных нарушений законодательства.

16. Понятие, признаки и правовое регулирование экономической несостоятельности (банкротства).

Понятие экономической несостоятельности (банкротства) содержится в Законе Республики Беларусь "Об экономической несостоятельности (банкротстве)". До принятия Указа Президента Республики Беларусь "О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)" №508 понятия "экономическая несостоятельность" и "банкротство" характеризовались как одно понятие, но Указ разделил их. Таким образом:
- банкротство - неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника - юридического лица, прекращением деятельности должника - индивидуального предпринимателя (решение об открытии ликвидационного производства);
- экономическая несостоятельность - неплатежеспособность. имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (решение о санации).
Для определения признаков экономической несостоятельности закон использует критерий неплатежеспособности, под которой понимается неспособность удовлетворить требования кредитора по денежным обязательствам. Сущность неплатежеспособности заключается в неисполнении обязанности вне зависимости от наличия или отсутствия имущества, а также его стоимости.
Закон не конкретизирует понятие "устойчивый характер". Система признаков для признания субъекта предпринимательской деятельности неплатежеспособным установлена правилами по анализу финансового состояния и платежеспособности субъектов предпринимательской деятельности. В соответствии с правилами проводится анализ финансового состояния субъектов предпринимательской деятельности, целью которого является установление неудовлетворительной структуры их бухгалтерского баланса и, как следствие, неплатежеспособности.
Правила в качестве критериев для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса устанавливают следующие показатели:
- коэффициент текущей ликвидности - характеризует обеспеченность предприятия собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств предприятия;
- коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами - характеризует наличие у предприятия собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости.
Эти признаки являются экономическими. В законодательстве также предусмотрены признаки несостоятельности, имеющие юридический характер:
1) неплатежеспособность, имеющая устойчивый характер;
2) неплатежеспособность, приобретающая устойчивый характер.
Эти признаки и выясняются в ходе судебного разбирательства.

 

 

17 Правовое регулирование конкуренции и противодействие монополистической деятельности.Правовое регулирование обеспечения добросовестной конкуренции и ограничения монополистической деятельности на товарных рынках Республики Беларусь осуществляется с помощью системы антимонопольного законодательства, включающего в себя нормы гражданского, административного и уголовного права.

Для проведения государственной антимонопольной политики создан Комитет по антимонопольной политике при Совете Министров Республики Беларусь.

Функциями антимонопольных органов являются:

Репрессивная функция – осуществляется в виде предварительного и текущего контроля за деятельностью предпринимателей.

Созидательная деятельность включает в себя контроль за формированием рыночных отношений на основе добросовестной конкуренции и развитии предпринимательской деятельности.

Под монополистической деятельностью понимаются противоречащие антимонопольному законодательству действия (бездействие) хозяйствующих субъектов, государственных органов, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Монополистическая деятельность является правонарушением, ее следует рассматривать как антипод конкуренции. Конкуренция – это состязательность хозяйствующих субъектов, при которой самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Законодательством закреплены правомерные виды монополистической деятельности это: государственная, естественная и чрезвычайная монополии.

Государственная монополия - это система общественных отношений, при которой исключительное право осуществлять отдельные виды деятельности имеет государство в лице определенных государственных органов или иных полномочных субъектов.

Естественная монополия - система общественных отношений, санкционированная государством, при которой удовлетворение спроса на товарном рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а соответствующие товары не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем, спрос на данном товарном рынке в меньшей степени зависит от изменения цены, чем спрос на другие товары.

Чрезвычайная монополия - система общественных отношений на товарном рынке по созданию, реализации или потреблению товаров, санкционированная государством на определенный период времени.

Государство в лице уполномоченных органов осуществляет меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности:

осуществления государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

принятия в установленном порядке мер по реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке;

осуществления государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов;

осуществления государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов;

оказания содействия осуществлению общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства;

принятия иных мер.

К субъектам хозяйствования, нарушившим антимонопольное законодательство, могут применяться гражданские, административные или уголовные меры воздействия.

за:

уклонение должностных лиц органов управления хозяйствующими субъектами от исполнения предписаний антимонопольных органов;

злоупотребление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом хозяйствующего субъекта своим доминирующим положением на рынке;

установление или поддержание монопольных цен.

 

18 Понятие, структура и виды хозяйственных обязательств. Возникновение, изменение, прекращение хозяйственных обязательств.

Хозяйственное обязательство - это обязательство, которое возникает между субъектом хозяйствования и другим участником (участниками) отношений в сфере хозяйствования из оснований, предусмотренных кодексом, в силу которого один субъект (обязанная сторона, в том числе должник) обязан совершить определенное действие хозяйственного или управленческо-хозяйственного характера в пользу другого субъекта (выполнить работу, передать имущество, уплатить деньги, предоставить информацию и т.п.), или воздержаться от определенных действий, а другой субъект имеет право требовать от обязанной стороны выполнении ее обязанностей.

Хозяйственные обязательства делятся на два вида: имущественно-хозяйственные обязательства; организационно-хозяйственные обязательства.

По основаниям возникновения хозяйственные обязательства принято подраз­делять на договорные и в недоговорные. Договорными именуются обязательства, возникающие из договоров. Внедоговерные — обязательства, возникающие вследствие причинения вреда, из неосновательного приобретения или сбережения имущества.

в хозяйственных отношениях возникают следующие обяза­тельства:

а) обязательства по передаче имущества в собственность, на праве полного хозяйственного ведения либо оперативного управления;

б) обязательства по оплатной реализации имущества (купля-продажа, постав­ка, контрактация);

в) обязательства по передаче имущества в пользование за плату (аренда);

г) обязательства по производству работ (подряд на капитальное строительство);

д) обязательства по оказанию услуг (комиссия, хранение, экспедиция);

е) обязательства по перевозкам;

ж) обязательства, связанные с расчетами и кредитованием (банковское кре­дитование юридического лица, договоры банковского счета, расчетные отношения);

з) обязательства по страхованию;

и) обязательства по совместной деятельности;

и) охранительные обязательства (обязательства, возникающие из причинения вреда, неосновательного приобретения либо сбережения имущества (пригульный либо приблудный скот).

Заключение хозяйственного договора осуществляется в соответствии с принципами, установленными для осуществления предпринимательской деятельности:

· принцип равенства субъектов хозяйственных правоотношений;

· принцип свободы договора;

· принцип добросовестности и разумности субъектов хозяйственных правоотношений;

· принцип диспозитивности.

Заключая договор между собой, субъекты хозяйственных отношений, преследуют единую цель – получение прибыли или постижение иного значимого результата. Однако принцип стабильности договорных хозяйственных связей не исключает возможности изменения или расторжения договора. По общему правилу изменение или расторжение договора возможно только по соглашению сторон, что является последовательной реализацией принципа свободы договора.

Изменение и расторжение договора возможно также в одностороннем порядке без согласия контрагента. При этом существуют две формы изменения и расторжения:

- односторонний отказ от исполнения договора;

- изменение и расторжение договора судом по требованию одной стороны.

 

19,Понятие, виды и содержание хозяйственных договоров.

хозяйственный договор рассматривается как соглашение между сторонами, являющимися предпринимателями, или с их участием, направленное на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей в сфере предпринимательской деятельности.

Хозяйственные договоры можно классифицировать по различным признакам. Исходя из предмета хозяйственных договоров их можно разделить на три группы: 1. Договоры, направленные на передачу имущества (договор купли-продажи, договор аренды, договор мены и др.). 2. Договоры, направленные на выполнение работ (договор подряда и др.). 3. Договоры, направленные на оказание услуг (договор перевозки, договор транспортной экспедиции, договор хранения и др.). В науке и на практике наиболее часто исследуются следующие договоры: – публичный; – договор присоединения; – предварительный; – договор в пользу третьего лица.

Отличительными признаками хозяйственного договора являются: – наличие хотя бы с одной стороны специального субъекта – предпринимателя, действующего в сфере предпринимательской деятельности в любой предусмотренной законодательством организационно- правовой форме (коммерческие организации; некоммерческие организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в пределах предоставленных законодательством и учредительными документами прав; индивидуальные предприниматели); – цель, для достижения которой заключается договор, совпадает с целью предпринимательской деятельности и состоит в систематическом получении прибыли, что и обусловливает возмездный характер хозяйственного договора. – предмет хозяйственного договора предназначен не для семейного, бытового потребления, а для ведения предпринимательской или иной, не связанной с личным потреблением, деятельности.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...