Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация стран мирового хозяйства

Классификация стран мирового хозяйства

 

Разнообразие сочетаний показателей экономического развития различных стран не позволяет оценивать уровень экономического развития с какой-то одной точки зрения. Для этого используют несколько основных показателей и критериев:

— абсолютный и относительный ВВП (ВНП);

— национальный доход и доход на душу населения;

— отраслевую структуру национальной экономики;

— структуру экспорта и импорта страны;

— уровень и качество жизни населения и некоторые другие. Следует отметить, что уровень экономического развития страны и ее участие в мировом хозяйстве – понятие историческое.

Каждый этап развития национальной экономики и всего мирового хозяйства в целом вносит те или иные изменения в состав основных показателей.

Существует несколько подходов к определению места страны в мировом хозяйстве. Самый простой из них – разделение мировой экономики на группы стран по уровню дохода на душу населения. Такой подход используется в ООН, МВФ, МБРР (абсолютные показатели дохода на душу населения по странам исчисляются ежегодно). Например, МБРР различает три группы стран в соответствии с уровнем дохода.

В 1995 г. были определены следующие граничные значения годового дохода на душу населения: низкий уровень доходов – не более 765 долларов (49 стран), средний уровень доходов – от 766 до 9385 долларов (58 стран), высокий уровень доходов – 9386 долларов и выше (26 стран). Дополнительная граница дохода на душу населения 3035 долларов вводится между уровнем доходов незначительно выше и незначительно ниже среднего.

Существуют и другие подходы к классификации стран в мировом хозяйстве и определению их роли в мировом воспроизводственном процессе.

В современном мире есть несколько групп государств, характеризующихся схожестью названных социально-экономических показателей.

Мир по своей социально-экономической природе крайне неоднороден. В настоящее время можно выделить три группы стран:

— промышленно развитые страны с рыночной экономикой, образующие так называемый каркас мирового хозяйства;

— развивающиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки и Океании (или страны третьего мира);

— страны с переходной экономикой, представленные в основном государствами Восточной Европы, а также Россией, находящимися на пути развития новых форм хозяйствования.

Но было бы ошибкой проводить слишком резкую черту между этими группами. Например, уже сегодня целую группу развивающихся стран – страны Юго-Восточной Азии, в частности Южную Корею, Гонконг (с 1997 года – провинция Китая, Сянган), Тайвань, Бразилию и Аргентину, и некоторые другие – по целому ряду экономических показателей логично отнести к числу индустриально развитых государств мира. Однако по уровню других важных показателей (глубина социальных контрастов, неравномерность регионального развития и др.) они традиционно еще относятся к группе развивающихся стран.

В то же время часть несомненно развитых государств как бы опаздывает с качественными преобразованиями национальных производительных сил, что тормозит рост общественной производительности труда. Так, в странах Восточной Европы и России она одна составляет лишь около 50% уровня стран Западной Европы.

1. По количеству населения

Ø с населением более 1 млн. чел. (148 государств)

Ø с населением от 30 тыс. до 1 млн. чел. (62 государства)

2. По влиянию на мировую экономику

Ø Большие

Ø Малые

3. По уровню экономического развития

Ø Развитые индустриальные - 24 страны. Большая семерка: Германия, Италия, Канада, Великобритания, США, Франция, Япония

Ø Развивающиеся - 132 государства Азии, Африки, Латинской Америки.

Страны НИС (Аргентина, Бразилия, Корея, Сянган, Сингапур, Тайвань, Турция

Ø Страны с переходной экономикой – 28 стран:

· Страны Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехия, Словакия

· Постсоветские государства

· Страны, возникшие после распада Югославии

4. По уровню дохода на душу населения

Ø С высоким уровнем дохода - более 9,5 тыс.долл. (44 государства)

Ø С доходами выше среднего уровня – от 3 тыс. до 9,5 тыс.долл. (35 государств

Ø С доходами ниже среднего уровня – от 786 долл.до 3 тыс. долл. (66 государств)

Ø Бедные - менее 785 долл.(64 государства). Мозамбик, Эфиопия, Непал, Уганда

5. По уровню международной задолженности

Тема 3. Объекты международной логистики.

1. Объекты внедрения международных логистических систем.

2. Транснациональные компании. Признаки транснациональных компаний. Преимущества транснациональных компаний в международном бизнесе.

3. Финансово-промышленные группы.

4. Развитие международной логистики в свободных экономических зонах.

 

 

Финансово-промышленные группы

 

Финансово-промышленная группа (ФПГ) — совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создание финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.

 

Тема 4. Логистические центры.

1. Логистические центры фирм

2. Региональные логистические центры

3. Состав типичного регионального логистического центра

 

 

Логистические центры фирм

 

Логистические центры фирм очень разнообразны. Их структура зависит от профиля и размеров фирмы. На мелких фирмах это может быть небольшая группа специалистов-логистиков и 2—3 компьютера. На крупных фирмах это подраз­деления с многочисленным штатом и значительным числом компьютеров, обя­зательно объединенных в локальную сеть с выходом в Интернет. Используемые ими методы управления материальными, информационными и финансовыми потоками описаны в предыдущих главах. Главное преимущество логистических центров фирм заключается в том, что они сравнительно дешевы и могут быть быстро созданы. Для них не нужно создавать многие вспомогательные подраз­деления (например, складские помещения или средства разгрузки и погрузки), так как они уже имеются на фирме. Они могут учитывать специфику фирмы и не несут опасности нарушения коммерческой тайны.

Логистические центры фирм получили широкое распространение с 1980-х годов, что было связано с волной банкротств фирм оптовой торговли. Разорялись преимущественно фирмы средних и малых размеров, имевшие устаревшую организационную структуру и большой штат сотрудников. Выжили в основном крупные фирмы, действовавшие в нескольких городах или даже странах. Они имели достаточные финансовые средства для реорганизации и создания логистических центров, повысивших эффективность их работы. Выжили также мелкие фирмы, имевшие современную структуру и небольшое число сотрудников. Вместе с тем создавались новые мелкие и средние фирмы с логистическими центрами, простой и экономичной организационной структурой. Имеются фирмы с персоналом всего 15—20 человек, которые успешно функционируют. Часто большинство сотрудников фирм являются родственниками, что повышает их заинтересованность в процветании семейного бизнеса. Но наибольших успехов, как правило, добиваются крупные фирмы, использующие современные методы управления.

 

Уровни глобализации

 

Проследим уров­ни эволюции компаний от предприятий, опирающихся на логистические опера­ции в рамках национальной экономики, до конкурентов мирового масштаба. Про­должительность пребывания фирмы на каждом уровне зависит скорее от испо­ведуемой руководством философии, не­жели от течения времени.

Принято выде­лять пять уровней глобализации:

1. сохра­нение дистанции,

2. самостоятельный экспорт в зарубежные страны,

3. самосто­ятельные зарубежные операции,

4. укоре­нение бизнеса в зарубежных странах,

5. де­национализация деятельности.

 

 

Категории грузов

 

По способам перевозки и перегрузки грузы делятся нагенеральные, массовые и особорежимные.

Категориюгенеральных грузов составляют различные штучные грузы, т.е. грузы в упаковке или без нее, принимаемые к транспортировке по счету грузовых мест.

По виду тары или упаковки их делят на:

· тарно-упаковочные (в мешках, коробках, ящиках, бочках, бидонах, и т.д.);

· грузы в укрупненных грузовых местах и транспортных единицах (на поддонах, в трейлерах, контейнерах, лихтерах);

· грузы без тары или упаковки (трубы, подвижная техника, металлоконструкции).

Генеральные грузы разделяются по размерам наобычные, длинномерные (длина свыше 3 м) и негабаритные.

Массовые грузы представляют собой определенную структурную массу, перевозимую в больших количествах без упаковки, иделятсяна:

· наливные (нефть и нефтепродукты, сжиженные газы, животные жиры, растительные масла, спирты и т.д.),

· навалочные (руда, рудные концентраты, удобрения и т.п.),

· насыпные(зерно, сахар-сырец и пр.),

· лесные (круглый лес, пиломатериалы и технологическая щепа).

Категорию особорежимных составляют грузы, которые хранят и перевозят при условии соблюдения специальных правил. К ним относятся

· опасные грузы — вещества и предметы, которые вследствие их специфических свойств при хранении, перевозке и перегрузке могут послужить причиной повреждения транспортного средства, перегрузочных устройств, а также нанесения увечий, отравления, ожогов или заболевания людей;

· скоропортящиеся грузы — это пищевые продукты, при хранении и транспортировке которых требуется соблюдение температурного режима.

 

Расчеты аккредитивами

Документарный аккредитивпредставляет собой договор, в котором банк принимает на себя обязательство произвести по указанию и за счет покупателя-импортера платеж экспортеру на сумму поставленного товара против представленных продавцом документов, подтверждающих поставку товара.

Он заключается между покупателем (клиентом), банком-эмитентом, принимающим обязательство обеспечить платеж, и продавцом-бенефициаром (получателем денег). Для расчетов по аккредитиву характерно, что снятие денег со счета плательщика предшествует отправке товаров в его адрес. Это отличает аккредитивную форму от других форм расчетов. При этом деньги, числящиеся на аккредитиве, продолжают принадлежать получателю товаров и снимаются с аккредитива лишь после того, как продавец отправит указанные товары и представит в банк соответствующие документы.

3. Расчеты инкассо

 

Одной из наиболее сбалансированных форм расчетов, как для покупателя, так и для поставщика будут расчеты по инкассо.

Инкассопредставляет собой поручение экспортера своему банку получить от импортера определенную сумму или подтверждение (акцепт), что эта сумма будет выплачена в установленный срок, против предъявленных экспортером документов.

Расчеты банковскими переводами

 

Банковский перевод представляет собой простое поручение банка своему банку-корреспонденту выплатить определенную сумму денег по просьбе и за счет перевододателя иностранному получателю (бенефициару) с указанием способа возмещения банку-плательщику выплаченной суммы. Банки направляют платежные поручения друг другу почтой, телеграфом (телексом) или с использованием иных способов телекоммуникации.

Банковский перевод осуществляется безналичным путем одним банком другому. Коммерческие или товаросопроводительные документы направляются при данной форме расчетов от экспортера импортеру непосредственно, т.е. минуя банк.

Расчеты чеками

Чекв международной торговле – это письменное распоряжение (приказ) покупателя (чекодателя) банку-плательщику об уплате указанной в нем суммы чекодержателю (предъявителю) или по их приказу другим лицам (ордерный чек) за счет имеющихся у банка средств чекодателя.

Следовательно, расчет чеком обусловлен наличием средств на текущем счете чекодателя и используется как средство распоряжения этим счетом. По сути, чек является частным обязательством чекодателя в качестве платежного средства. Банк, как правило, не несет ответственности перед чекодержателем за оплату выписанного на него чека. Вместе с тем, обслуживающий банк может иметь договоренность со своим клиентом (импортером), позволяющую выставлять на его счет чеки, превышающие в определенном размере кредитовый остаток по текущему счету (так называемый овердрафт).

В нормативных документах Нацбанка Республики Беларусь чек – это средство платежа при банковском переводе.

Чеки используются при оплате товаров, купленных на консигнационных складах, при перерасчетах за поставленный ранее товар и в других случаях. Широкое распространение в чековом обороте имеют ордерные чеки. Поскольку чек является не инструментом кредитования, а средством распоряжения текущим счетом, срок его действия ограничен. В соответствии с Женевской конвенцией о чеках 1931 г., регулирующей чековое обращение в международных расчетах, период действия чека в пределах одной страны составляет 8 дней, а чеки, предназначенные для оплаты в других странах, действительны в течение 20–70 дней, включая время на оплату и перечисление денег получателю.

Расчеты при рассрочках платежа

 

Рассрочки платежа являются основной формой коммерческих (товарных) кредитов, когда продавец поставляет покупателю товар и соглашается на то, что платежи за товар будут осуществляться поэтапно помесячными, квартальными, полугодовыми и т.д. частями с начислением банковских процентов на оставшуюся сумму кредита с момента поставки товара.

Главными проблемами расчетов при таких кредитах являются гарантия платежей и обеспечение их максимального удобства, как для продавцов, так и для покупателей. Эти проблемы решаются с помощью векселей.

Вексель представляет собой письменное долговое обязательство строго установленной формы, наделяющее его владельца (векселедержателя) правом требовать с лица, подписавшего это обязательство (векселедателя), уплаты указанной суммы к конкретному сроку. Поскольку вексель относится к ценным бумагам, он используется как средство платежа.

В 1930 году на Женевской конференции были приняты конвенции об унификации вексельного права, согласно которым государства-участники обязались на своей территории в качестве национального ввести Единообразный вексельный закон (ЕВЗ). Законность векселя определяется не условиями основного контракта, а установленной международно-правовыми соглашениями формой самого векселя.

 

Виды международных посредников

В зависимости от содержания прав и обязанностей сторон различают следующие виды посредников: простые посредники (сводники), поверенные, комиссионеры, консигнаторы, торговые агенты, дилеры, дистрибьютеры (сбытовые посредники).

1. Коммерческие представители (простые посредники) - это лица или организации, которые подыскивают заинтересованных продавцов и покупателей, сводят их, но сами не участвуют в сделках ни своим именем, ни капиталом. По законодательству некоторых стран (например, Англии) таких посредников называют брокерами (broker). С брокерами могут заключаться соглашения, расширяющие их обязательства. Так, они могут кредитовать торговые операции и гарантировать платежеспособность покупателей. За свои услуги простые посредники могут получать вознаграждение от любого заказчика, но в основном от экспортера. Между заказчиком и посредником заключается договор (соглашение) об услугах и размерах их вознаграждения. Посредники могут оказывать услуги по исследованию рынка (маркетинговые посредники), разрабатывать и осуществлять рекламу, снабжать заказчика оперативной информацией о предстоящих аукционах, торгах, создавать благоприятное мнение в общественных кругах о заказчике, содействовать проведению деловых переговоров и заключению контрактов и т.д. Такие посредники не вкладывают больших средств в свою деятельность, а их вознаграждение является оценкой их компетентности и активности на рынке.

2. Поверенные посредники (attorney) - это посредники, которым доверители (продавцы или покупатели) поручают от своего имени и за свой счет совершить сделку. При этом заключается договор поручения, по которому одна сторона - поверенный - обязуется совершить определенные действия от имени и за счет другой стороны — доверителя. Вознаграждение поверенного обычно устанавливается в процентах к стоимости проданного товара или в виде определенной суммы.

3. Комиссионеры (middleman) — содействуют по поручениям предпринимателей (комитентов) сбыту или приобретению товаров в рамках комиссионных договоров путем заключения от своего имени и за счет комитентов контрактов с третьими фирмами.

Комиссионеры подписывает контракты от своего имени, но за счет заказчика-комитента (покупателя), несущего коммерческие риски. В договоре комиссии обычно устанавливаются пределы полномочий и дополнительные обязательств комиссионеров. За свои услуги комиссионеры получают комиссионное вознаграждение чаще всего в виде процентов от суммы заключенных контрактов.

Комиссионер за свой счет создает сбытовую сеть, доставляет товар к покупателю, покупатель расплачивается с продавцом за товар, а продавец компенсирует комиссионеру все затраты по доставке товара и выплачивает ему вознаграждение.

Консигнаторы (consignee) - это посредники, которые имеют консигнационные склады. Они берут на реализацию со своего склада товары экспортера (консигнанта) и по мере их реализации от своего имени выплачивают консигнанту соответствующие платежи. Продажа товаров на условиях консигнации является формой договора комиссии.

Договор консигнации подписывается на срок (обычно от 1 до 1,5 лет), в течение которого консигнатор обязуется реализовать определенное количество товара, поставляемого консигнантом на склад консигнатора. Хранение товара на складе и его предпродажная подготовка осуществляются за счет экспортера.

Условия работы консигнанта на рынке:

-полная, безвозвратная консигнация - консигнатор обязан выкупить весь непроданный товар у экспортера;

-частично возвратная консигнация - консигнатор имеет право возвратить экспортеру оговоренную часть непроданного товара;

-возвратная консигнация - посредник имеет право вернуть весь непроданный товар.

Эти условия фиксируются в договоре, заключаемым между консигнантом и консигнатором.

Вознаграждение консигнатора обычно составляет 6 — 8% стоимости реализуемого товара и должно покрывать все его затраты и обеспечивать получение прибыли.

4. Торговые агенты (commercial agent) - фирмы, лица и организации, которые на основании договоров с продавцами (экспортерами) и покупателями (импортерами) получают право содействовать заключению сделок или заключать их от имени экспортеров и импортеров. Агенты не покупают продукцию у производителей или экспортеров и не перепродают ее. Они уполномочены принципалами продавать продукцию в качестве их представителей. При этом принципалы оставляют за собой право определять условия реализации товаров покупателями и, прежде всего, устанавливать уровень цен.

5. Дилер занимается перепродажей товаров от своего имени и за свой счет и несет коммерческие риски. Его прибыль образуется за счет разницы продажных и покупных цен. В соответствии с заключаемыми с ним договорами он может выполнять поручения продавцов по рекламе и техническому обслуживанию проданной продукции.

6. Дистрибьюторы (distributer) или сбытовые посредники – это независимые посредники, которые покупают товар у экспортера с целью перепродажи этого товара. Они закупают товары от своего имени и за свой счет и перепродают их покупателю также от своего имени и за свой счет. Дистрибьютор действует на основе заключаемого им со своим партнером посреднического соглашения (договора дистрибьюции), устанавливающего номенклатуру товаров и регион деятельности, и другие обязательства дистрибьютора (изучение рынка, создание сбытовой сети, ведение рекламы и др.). Дистрибьюторы становятся собственниками товара с момента его покупки у продавца (экспортера).

Производитель может представить дистрибьютору монопольное право продажи конкретных товаров на определенной территории или определенным клиентам. В свою очередь, дистрибьютор обязуется покупать указанные товары только у своего контрагента. Обычно производители предоставляют дистрибьюторам товарные кредиты. Вознаграждение дистрибьюторов может определяться как разница между ценами реализации товаров на рынке и экспортными ценами либо как процент к суммам сделок, совершаемых с их участием.

Положение посредников на рынке

 

В зависимости от сочетания прав, предоставляемых посредником, и обязанностей, выполняемых продавцами (производителя), посредники делятся на три вида.

1. Посредник с неисключительным правом продажи. Положение такого посредника характеризуется следующим сочетанием прав и обязанностей с продавцом:

• посредник имеет право сбывать товары по поручениям продавца на договорной территории;

• продавец имеет право сбывать товар через этого посредника, а также привлекать других посредников или самостоятельно сбывать товары на договорной территории.

Посредник с неисключительным правом продажи вследствие своего положения не рискует делать существенные капиталовложения в исследования рынка, рекламу, приобретение складских помещений и т. д. Практика международной торговли показывает, что такое положение посредника целесообразно как временное на начальном периоде освоения рынка. Экспортер выбирает из нескольких кандидатов в посредники, ставя их на определенный период в одинаковые условия работы на одной и той же договорной территории. По истечении начального периода работы на рынке может оказаться, что один из посредников более успешно работает с вполне определенным товаром, другой более успешно — с другим. Тогда продавец может разделить свою номенклатуру товаров между посредниками, действующими на общей договорной территории, и заключить с ними отдельные посреднические соглашения.

2. Посредник с исключительным (монопольным) правом продажи. Положение посредника с исключительным правом продажи характеризуется следующим соотношением прав и обязанностей с продавцом:

• продавец не имеет права самостоятельно или через других посредников сбывать на договорной территории товар, входящий в номенклатуру товаров посредника;

• если продавец нарушит вышеуказанное условие, то в соответствии с соглашением посредник может, как минимум, потребовать от продавца выплаты ему установленного соглашением вознаграждения, как если бы сам посредник содействовал сбыту этого товара, либо также дополнительно взыскать с продавца убытки, понесенные посредником в связи с допущенным продавцом нарушением.

Поскольку посредник уверен в своем положении, он заинтересован вкладывать капитал в организацию и расширение сбытовой сети. В этом заинтересован и продавец. Однако соглашение с монопольным посредником таит для продавца опасность блокирования рынка, если посредник не будет по каким-либо причинам вести активную работу по сбыту товаров. В практике отечественных экспортеров были случаи преднамеренного блокирования рынка монопольными посредниками в интересах конкурирующих компаний западных стран, которые выплачивали таким посредникам значительные компенсации.

Чтобы застраховать себя от такой опасности, продавцу рекомендуется предусматривать в посредническом соглашении оговорку о праве продавца расторгнуть или изменить соглашение, если монопольный посредник не выполняет обязательств по годовым объемам реализации товара на договорной территории.

3. Посредник с преимущественным правом продажи (правом первой руки). Положение такого посредника характеризуется следующими правами и обязанностями:

• продавец в первую очередь обязан предложить товар посреднику с преимущественным правом продажи. В случае его отказа сбыть товар на предложенных условиях продавец может предложить тот же товар другому посреднику или непосредственно покупателю на условиях не лучше, чем были предложены посреднику с преимущественным правом продажи;

• если посреднику с преимущественным правом продажи станет достоверно известно, что продавец сбыл товар на договорной территории на условиях лучше, чем были ему предложены, он имеет право взыскать с продавца предусмотренное соглашением вознаграждение, как если бы он сам содействовал сбыту этого товара.

Включение в посреднические соглашения такого права продажи было достаточно популярно в 50-х годах, затем частота его применения резко упала, но во второй половине 90-х годов о нем стали вновь достаточно часто вспоминать. Падение популярности применения такого права, очевидно, было связано с тем, что его реализация нередко порождала трудноразрешимые разногласия. Но их можно избежать, если строго придерживаться определенной процедуры: направлять первому посреднику безотзывные оферты с указанием предельного срока ответа и с оговоркой, что неполучение ответа быстрой связью в установленный срок означает молчаливый отказ посредника, а также, конечно, строго придерживаться правила не улучшать предложение другим посредникам и покупателям не только по ценам, но и по срокам кредитов, условиям платежей, санкциям, срокам гарантий и т.д.

Валюты и их классификация

Деньги, используемые в международных экономических отношениях, становятся валютой.

Классификация валют

По статусу валюты:

1. Национальная

2. Иностранная

3. Международная

4. Региональная

5. Евровалюта

По отношению к валютным запасам страны:

1. Резервная

2. Прочие валюты

По видам валютных операций

1. Валюта цены контракта

2. Валюта платежа

3. Валюта кредита

4. Валюта клиринга

5. Валюта векселя

По принципу построения

1. "Корзинного" типа

2. Обычная

По способу фиксации

1.Фиксированные– в их основе лежит валютный паритет, т.е. официально установленное соотношение денежных единиц разных стран.

2.Плавающие -зависят от рыночного спроса и предложения на валюту и могут значительно колебаться по величине.

По степени конвертируемости

Конвертируемость - это степень простоты обмена национальной валюты на иностранные без непосредственного вмешательства государства.

1. Свободно конвертируемая валюта (СКВ)-

Валюта, которая свободно и неограниченно обменивается на другие иностранные валюты для всех субъектов и по всем операциям. (Доллар США, английский фунт стерлингов, немецкая марка, японская иена, французский франк, швейцарский франк, итальянская лира, канадский доллар и некоторые другие).

2. Частично конвертируемая валюта (ЧКВ) - национальная валюта стран, которые применяют валютные ограничения для резидентов и по отдельным видам валютных операций.

3. Замкнутая (неконвертируемая) валюта (НКВ) - национальная валюта, которая функционирует только в пределах страны и не обменивается на иностранные валюты (запрет как для юридических, так и для физических лиц).

Валютные курсы и их виды

Валютный курс- цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежных единицах другой страны.

Валютный курс необходим:

· для обмена валют при торговле товарами и услугами;

· при движении капиталов и кредитов;

· для сравнения цен на мировых товарных рынках;

· для сравнения стоимостных показателей разных стран;

· для периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм, банков, правительств и физических лиц.

Структурные факторы

1. конкурентоспособность товаров страны на мировом рынке и ее изменение;

2. состояние платежного баланса страны;

3. покупательная способность денежных единиц и темпы инфляции;

4. разница процентных ставок в различных странах;

5. государственное регулирование валютного курса;

6. степень открытости экономики.

Конъюнктурные факторы

1. политическая обстановка;

2. слухи и прогнозы;

3. деятельность валютных рынков;

4. спекулятивные валютные операции;

5. кризисы, войны, стихийные бедствия;

6. цикличность деловой активности в стране

Формы валютной политики

1. Дисконтная политика - изменение учетной ставки ЦБ, для регулирования валютного курса и платежного баланса путем воздействия на международное движение капитала, с одной стороны, и динамику внутренних кредитов, денежной массы и цен - с другой.

2. Валютная интервенция - метод воздействия на курс национальной валюты путем купли-продажи государственными органами иностранной валюты.

3. Диверсификация валютных резервов - политика национального банка, направленная на регулирование структуры валютных резервов (включение в их состав разных валют)

4. Двойной валютный рынок - валютный рынок делится на две части: в одной его части (коммерческой) применяется рыночный валютный курс, в другой - официальный (установленный ЦБ).

5. Девальвация – официальное снижение курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте и международным счетным единицам

6. Ревальвация - официальное повышение курса национальной валюты по отношению к иностранной валюте и международным счетным единицам.

7. Валютные ограничения - административные ограничения и регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой и другими валютными ценностями

Валютные рынки

Валютный рынокмеханизм, посредством которого взаимодействуют продавцы и покупатели валюты.

Функции валютного рынка:

1. Обслуживание международного оборота товаров и услуг

2. Формирование валютного курса под влиянием спроса и предложения

3. Механизм защиты от валютных рисков

4. Механизм спекуляции

Участники валютного рынка

1. коммерческие и центральные банки,

2. правительственные единицы,

3. брокерские организации,

4. финансовые институты,

5. промышленно-торговые фирмы

6. физические лица, оперирующие с валютой.

Таможенные платежи

Совокупный импортный таможенный платеж включает:

• импортную таможенную пошлину;

• налог на добавленную стоимость;

• акциз по подакцизным товарам;

• сбор за таможенное оформление;

• таможенные сборы за хранение и таможенное сопровождение товаров (в случае необходимости).

Таможенная пошлина определяет размер платежа, взимаемого таможенными органами при ввозе и вывозе товара.

Ставки импортных таможенных пошлин обобщены в импортном таможенном тарифе, действующем в Беларуси с 1 января 2008 года. Таможенный тариф является сводом ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу

Экспортные таможенные платежи.

Экспортные таможенные платежи включают:

· экспортную таможенную пошлину;

· таможенный сбор за таможенное оформление;

· таможенные сборы за хранение и таможенное сопровождение товаров;

· акцизы (для некоторых товаров, в том числе энергоносителей).

3. Таможенная стоимость товара и методы ее определения

Таможенная стоимость товара - стоимость товара, определяемая в соответствии с законом о таможенном тарифе и используемая для целей:

1. начисления таможенной пошлины, сборов и иных таможенных платежей;

2. внешнеэкономической и таможенной статистики;

3. применения мер государственного регулирования экспортно-импортных операций, осуществления валютного контроля внешнеторговых сделок и расчетов банков по ним.

Методы определения таможенной стоимости

1. по цене сделки с ввозимым товаром;

2. по цене сделки с идентичными товарами;

3. по цене сделки с однородными товарами;

4. метод вычитания стоимости;

5. метод сложения стоимости;

6. резервный метод.

4.Таможенное оформление товара

Таможенное оформление - это совокупность таможенных операций, возникающих в связи с перемещением через таможенную границу товаров и транспортных средств, а также в случае смены таможенного режима.

В настоящее время таможенное оформление перенесено с границ внутрь страны, в места нахождения отправителей или получателей товаров, что повышает эффективность таможенного контроля, улучшает взаимодействие с налоговыми и правоохранительными органами.

Основным действиями при таможенном оформлении товаров и транспортных средств являются предоставление документов и сведений, необходимых для таможенного оформления и представление товаров и транспортных средств таможенному органу для целей проведения таможенного контроля.

Таможенное оформление может проводить или владелец товаров непосредственно или таможенный брокер - организация, осуществляющая декларирование и оформление груза на основании договора.

Оформление импортируемого товара. Для начала таможенного оформления товара лицо, ввозящее товары, или перевозчик обязаны уведомить таможенные органы о намерении перевести их через таможенную границу Республики Беларусь. Дата подачи уведомления о намерении считается датой начала оформления. Таможня, расположенная в пункте пропуска на границе (таможня отправления), регистрирует уведомление и определяет, когда и куда товар должен быть доставлен для дальнейшего оформления (таможня назначения). Перевозчик должен доставить товар и документы на него в таможню назначения в установленный срок без изменения состояния товара.

Для таможенного оформления декларант обязан в установленные таможней сроки предъявить следующие основные документы:

- грузовую таможенную декларацию;

- паспорт сделки для импортного валютного контроля;

- для лицензируемых товаров — лицензию;

- для товаров, подлежащих контролю различных государственных органов, разрешение этих органов;

- платежные документы, подтверждающие уплату всех таможенных платежей, либо документы, содержащие гарантии их уплаты.

Грузовая таможенная декларация (ГТД), применяемая в Беларуси, соответствует образцам, используемым в международной практике. Она состоит из четырех листов и содержит 54 графы, часть из которых заполняется декларантом, а часть — таможенным учреждением. Первый лист декларации остается в таможне, второй направляется в ГТК РБ, третий — лицу, осуществляющему расчеты по таможенным платежам, четвертый — государственному статистическому органу Республики Беларусь.

Декларация содержит сведения об отправителе и получателе товара, о стране, в которой зарегистрирована фирма-партнер, стране происхождения товара (для импортера) или стране назначения (для экспортера), об условиях поставки, о валюте контракта, транспорте, на котором должен быть доставлен товар, о таможне, на которой он должен пройти оформление, таможенной стоимости т<

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...