Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Политико-правовые идеи софистов.

 

Рабовладельческая демократия достигла расцвета во второй половине V в. до н.э., когда экономическим и политическим центром древнегреческого общества стали Афины.

 

Политическая мысль рабовладельческой демократии получила обоснование в произведениях софистов.

 

Софистами (слово произошло от греческого “софос” – мудрый) называли тогда философов, которые обучали искусству спорить, доказывать, выступать в суде и народном собрании. По утвердившейся традиции различают старших и младших софистов. К видным представителям старшего поколения софистов принадлежали Протагор, Горгий, Гиппий и Антифонт.

 

Одним из основателей этого направления был Протагор. Согласно знаменитому мифу Протагора, где рассказывается о возникновении общества, человек первоначально отличался от животных только умением обращаться с огнем. Этому искусству его научил Прометей, выкравший огонь у богов. Постепенно люди овладели ремеслами, но продолжали жить разбросанно. Тогда боги ввели стыд и правду, наделив ими всех людей, так что каждый стал причастен к справедливости и политическому искусству.

 

Никакое государство не устоит, заключает Протагор, если политическим искусством будут владеть немногие. Общепризнанной истины и единого блага просто не бывает. Носителем знаний и справедливости является не только мудрец, но и каждый отдельный человек. Эту мысль Протагор выразил в формуле, которая воспринималась современниками как своеобразный лозунг софистов:

 

“Мера всех вещей – человек, существующих, что они существуют, а несуществующих, что не существуют”.

 

Развивая представления об относительности и условности морали, Горгий выделял добродетель для мужчины и женщины, свободного и раба, добродетель для каждого возраста, рода занятий и конкретного дела.

 

В духе требований окрепшей рабовладельческой демократии старшие софисты развивали учение о законе. Они утверждали, что законы, по сути дела, являются той высшей справедливостью, на которую не может претендовать ни один человек, каким бы мудрым и добродетельным он ни был. Закон есть выражение согласованной, “взаимной справедливости”. Исходя из этого, старшие софисты пополнили политическую теорию определением закона как договора, как совместного Установления граждан или народа.

 

Гиппий под законом понимал “то, что граждане по общему соглашению написали, установив, что должно делать и от чего надо воздерживаться”. Антифонт приравнивал справедливость к исполнению закона. Справедливость заключается в том, чтобы “не нарушать законы государства, в котором состоишь гражданином”. Предписания законов – результат соглашения.

 

В первой половине IV в. до н.э. софистика как движение преимущественно сторонников демократии вырождается. Преподавательская деятельность софистов все больше ограничивалась областью риторики (искусства красноречия), теории доказательств, логики.

 

Под влиянием критики со стороны идейных противников, в первую очередь Платона и Аристотеля, термин “софистика” приобретает значение мнимой, поверхностной философии и со временем становится именем нарицательным для обозначения всякого рода словесных и логических передержек.

 

 

5. Сократ о государстве и праве.

 

Сократ (469-399 г.г. до н.э.) Не был основателем какой-либо школы, ничего не писал. Все знаем из учений Ксенофонта и Платона. Сократ не знатного происхождения. Постоянное стремление к истине, своим словом будить мысль и совесть. Не любил софистов, не брал денег за уроки. Беседы, в которых обсуждал все стороны человеческой жизни: политика, добродетель и зло. Сократ пытался возвысить мысль к общим началам, лежащим в основе частных факторов. Сократ поставил мир человека выше мира внешнего, противопоставлял себе язычников. Внутренняя сущность человека в разуме. Разум имеет первостепенное значение. Он дает подлинное знание. Познание- корень всякого добра. Незнание- корень зла. Сократ не выступал всенародно и не стремился к власти. Он считал, что править должны знающие применение ко всем.

 

Выделял 5 форм правления: монархия, тирания, плутократия, аристократия, демократия. Различие этих форм правления по числу лиц, по способам и целям осуществления власти.

 

Монарху подчиняются добровольно, тирану – насильственно.

 

Плутократия господство богатых

 

Аристократия- господство меньшинства.

 

Демократия – идеал Сократа, правление всех.

 

Но критиковал все формы правления. Главный недостаток- некомпетентность правления. Он не доверял демагогам. Низко оценивал политическую мудрость народного собрания. Сократ склонялся на сторону аристократии, где правят лучшие. Его идеал – правление лучших и знающих, где разум и добродетель царят и направляют шаги политика.

 

Впервые выдвигает концепцию договорной связи между государством и гражданином. Патерналистская версия договора: Отечество и законы выше и дороже отца с матерью, высшие воспитатели и повелители. Любой, кому не нравятся порядки, может покинуть государство, оставшиеся же обязуются выполнять все веления государства и его органов. Если граждане согласились стать членами своего государства, то обязаны чтить его порядки и установления.

 

Обязанность подчиняться закону — первая обязанность каждого гражданина. Наряду с «писаным» законом, есть закон «неписаный», который действует у всех народов, установленный очевидно богами. Это требование почитать богов, уважение родителей и воздавать добром за добро.

 

В 399г. Сократа предали суду за то, что он отвергает божества своего государства, развращает юношество, внушая им гибельные идеи (аристократические убеждения). Он был приговорен к смерти. Причина его осуждения- склонность к демократии, нравственно-религиозный характер учения, затрагивание основ государственного устройства.

 

Сократ вошел в историю как учитель нравственности.

 

 

6. Учение Платона о государстве и законах.

 

ПЛАТОН (427-347 г.г. до н.э.) имел аристократическое происхождение. В 20 лет познакомился с Сократом и стал его верным учеником. Создал Академию, просуществовавшую 900 лет, собственную фсф школу.

 

Платон – первый греческий философ, учение которого дошло в оригинале. Почти все они написаны в форме диалогов. Взгляды на государство и законы изложены в 3-х диалогах: «Государство», «Политика», «Законы».

 

В трактате «Политика» лучшим правителем должен быть мудрейший. Его мудрости достаточно, чтобы сделать правление совершеннейшим. Для мудрого правителя законы не нужны. Обладая всеми добродетелями, он сам закон и должен руководствоваться своим усмотрением. Лучшая форма правления – неограниченная никакими законами власть мудрейшего над подчиненной ему массой граждан.

 

В сочинении «Государство» Платон изображает идеальное государственный строй. Население должно делиться на следующие классы:

 

1. Достаточное количество людей, занятых материальным трудом – низшие сословия, едва достойные звания граждан (земледельцы, ремесленники и купцы).

 

2. Защитники государства (воины, стражи). Основная цель – охранять государство от внешних и внутренних врагов. Это граждане в собственном смысле слова. Стражи живут в полном коммунизме – нет частной собственности, нет жен и детей, все общее.

 

3. Из стражей выделяются правители, старшие годами и обладающие наибольшими добродетелями. Они немногочисленны, им вверяется неограниченная власть в государстве.

 

Процесс деторождения строго контролируется. Человеку определяют место в государстве по его способностям, распределяют по классам.

 

Принадлежность власти философам – главное условие правильной политики. Ближе всех к совершенным формам правления из всех существующих несовершенных находится ТИМОКРАТИЯ (правление мужественных и храбрых воинов) и ОЛИГАРХИЯ (господствуют богатейшие граждане). ДЕМОКРАТИЯ И ТИРАНИЯ – худшие формы: они напрочь лишены всех добродетелей.

 

Почти в 80 лет написал новый труд – трактат «Законы». Убедившись в несбыточности своего политического идеала, он берет смешанную форму правления из монархии и демократии. Монархия должна быть ограничена свободой граждан, а демократия усилием власти в необходимых случаях.

 

Государство должно быть удалено от прибрежья. Количество народа должно быть достаточно для защиты государства и не быть слишком большим (5040 семейств). Каждое семейство получает по земельному участку, отчуждение которого не допускается. Наследует только один из сыновей. Устанавливается средний размер имущества с определением низшего и высшего пределов (не более чем в 4 раза). Излишки – в казну.

 

Граждане делятся на 4 класса по имуществу. Высший орган государства – «хранители законов» — стражи, составляющие коллегию из 37 человек от 50 до 70 лет. Второй по значению орган — Сенат (360 человек). Сенаторов избирают все. Также избираются надзиратели за городом, жрецы. Военачальники избираются воинами.

 

В таком государстве велика роль законов. Здесь уже сами правители должны подчиняться законам, т.е. позиция Платона меняется. Вместо абсолютного правления философов он теперь предлагает абсолютное правление законов.

 

Итак, Платон остается идеалистом. Свобода лица, личность приносится в жертву «общему благу», единству государства. Меры, которые он предлагает к нарушителям – вплоть до смертной казни.

 

 

7. Политическое и правовое учение Аристотеля.

 

Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Он родился в небольшой греческой колонии Стагире (отсюда второе имя философа, упоминаемое в литературе, – Стагирит). Юношей Аристотель отправился в Афины и вступил в платоновскую Академию, где сначала учился, а потом преподавал многие годы. После смерти учителя Аристотель странствовал по городам Малой Азии. Затем около трех лет он провел в Македонии, исполняя обязанности воспитателя Александра Македонского. По возвращении в Афины он открыл собственную философскую школу – Ликей.

 

Свое политико-правовое учение Аристотель изложил в трактатах “Политика”, “Никомахова этика” и “Афинская полития”.

 

В политической сфере не увлекался мечтами об идеальном обществе, а постоянно сообразовывался с действительностью. Целая глава посвящается необходимости рабовладения. Граждане должны всецело отдаваться служению государству, поэтому должны не беспокоиться о материальном состоянии, для этого у них существовали рабы.

 

О государстве.

 

Человек по природе коллективное существо и стремиться к совместному жительству, Государство есть совершенная форма такого общежития. Цель государства — достижение общего блага. Т.к. цель общая — управление должно быть общим. Это приводит Аристотеля к оправданию остракизма (изгнание во имя демократии из государства граждан, которые становились популярными политиками).

 

Формы государства

 

Монархия — правит один в интересах общества.

 

Аристократия — господство лучших людей, правящих в интересах общего блага.

 

Полития — власть общества.

 

Извращенные формы:

- [монархия]-тирания

 

- [аристократия] — олигархия, где правят богатые для своего счастья

 

- [полития]- охлократия, где правят бедные, не заботясь о богатых.

 

Идеальное политическое устройство:

 

1. Государство должно быть среднее по величине т.к. в большом государстве сложно установить порядок, а в малом недостаточно ресурсов гражданам.

 

2.В нем должны жить греки, ибо северные народы храбры, но не умны, азиаты — умны но не храбры, греки соединение этих прекрасных качеств

 

3.Граждане должны полностью посвятить себя служению государству, гражданство не предоставлялось земледельцам, т.к. они не служат добродетели.

 

Граждане в совершенном государстве занимаются только политической жизнью. Земля принадлежит гражданам, а обрабатывают ее рабы и метеки. Служение государству заключается в защите отечества и управлении общественными делами. Это исключительное призвание граждан.

 

Государственный строй должен быть смешанным: в государстве живут и богатые и бедные => необходимо сочетание олигархии и демократии.

 

Вывод: политические блага как и блага этические состоят в умеренности, политическое искусство — в умении воздержания.

 

Правовые воззрения в трактате «Риторика». Законы устанавливает каждый народ для себя. Есть неписаные законы — «правда», они восполняют писаное право.

 

Законы подразделяются на те, которые устанавливают обязанности в отношении государства, и на законы, устанавливающие обязанности в отношении его граждан (частные и публичные права, которые позже были сформулированы в Древнем Риме).

 

8. Политико-правовая теория Полибия.

 

ПОЛИБИЙ (род 201 или 120 до н.э.) — дипломат. Был епархом — начальником конницы, выполнял дипломатические миссии, выдающийся историк и правовед, фсф. После победы Римлян в числе богатых Афинян был отправлен в Рим в качестве заложника. Был принят в Римское общество.

 

Фсф воззрения основывались на теории цикличности, круговороте явлений. Любое явление от отдельного человека до государства развивается в соответствии с порядком природы и проходят в своем развитии определенные этапы: зарождение, зрелость, упадок.

 

Формы государства также зарождаются, развиваются и неизбежно вырождаются. После чего- новый цикл. Главный труд своей жизни «Всеобщая история» посвятил выяснению вопроса о том, почему Рим смог стать великой державой. Основная причина – совершенство государственного строя. По принципу Аристотеля, выделял три формы правления (3 правильных (царство, аристократия, демократия) и 3 извращенных (тирания, олигарх, охлократия).

 

Каждая из правильных форм переходит в соответствующую извращенную форму, все меняется в соответствии с законом человеческой природы. Первоначально люди жили стадом под предводительством сильнейшего, за которым другие следовали добровольно. Мера власти его – физическая сила. Этот способ правления есть единовластие, но пока не монархия.

 

С течением времени люди получают представление о чести, долге и справедливости, они со временем приобретают политическое значение и отношения основанные на силе переходят в отношения подчинения общества власти — царство. Цари властвуют добродетельно, но потом стали возвышать себя и угнетать подвластных. Пользуясь общественными благами, стали отличаться от народа и угнетать его — тирания. Народ восстает против таких правителей и свергает их — аристократия, когда поколение освободителей сменяется новым, воспитываемым в роскоши — олигархия. Народ восстает против вельмож и оставляет власть за собой, не доверяя никому. Умирает поколение умеренных и привычка к свободе приводит к всеобщему разгулу — господство черни -охлократия, анархия.

 

Каждая из форм таит в себе зародыш гибели, т.к. человек склонен употреблять во зло свободу и власть. Необходим сдерживающий фактор. Наиболее оптимальна смешанная форма. Цари не злоупотребляют властью, т.к. боятся народа, народ не восстает, т.к. опасается вельмож, которые стоят посредине и не допуск преобладания ни одной власти. Два консула в высшей магистратуре, аристократия в сенате, народ в Народном Собрании.

 

 

9. Политическая и правовая теория Цицерона.

 

Марк Туллий Цицерон (106 – 43гг до н.э.) был виднейшим идеологом римской аристократии в период республики. Знаменитый оратор, писатель, юрист. Его эпоха — переломный момент в истории Рима — переход от демократии к тоталитарному режиму империи.

 

Цицерон получил юридическое образование, прославился победами в суде, красноречием. В 66 году (40 лет) стал претором, в 63 – консулом, но вскоре сошел с политической арены. Выступал против Антония после убийства Цезаря, что и послужило причиной его убийства как неугодного правителю лица.

 

По образу мыслей он был ЭКЛЕКТИКОМ – сочетал в себе различные философские школы, выбирая из них самое необходимое. Его учение- это соединение идей стоиков и эпикурейцев, взглядов Платона и Аристотеля. Свое учение он изложил, подражая Платону, в диалогах “О государстве” и “О законах”. Некоторые аспекты государственно-правовой проблематики затрагиваются им также в сочинениях по этике (например, в трактате “Об обязанностях”) и в многочисленных речах.

 

Трактат о республике является учением о сущности государства и его формах. Государство – это дело народа. Народ не всякое множество людей. Народ — основанное на общности права и пользы соединение людей. Таким образом, государство — есть дело народа, как соединение многих людей связанных между собой согласием в вопросах права и общностью пользы.

 

Причина соединения людей в государство состоит не в беспомощности, слабости и страхе, а в свойственной людям общественности. Но из всякого общежития возникает потребность во власти. Всякое государство должно кем-то управляться. Если одним лицом — царем, то это монархия. Если же избранными — это аристократия (власть ОПТИМАТОВ- лучших людей). Если власть предоставлена народу — демократия (народоправство).

 

Он выделяет недостатки каждой формы правления. В монархии и аристократии нарушается принцип справедливости. В демократии равенство, но при нем не соблюдены степени достоинства каждого. Царская власть неизбежно вырождается в тиранию, власть оптиматов из власти лучших по мудрости и храбрости — в господство богатых, а полновластие народа – в безумство толпы, что также ведет к тиранической власти толпы. Лучше всех смешанная форма правления (в Спарте и Риме), образованная из гармоничного сочетания всех 3-х элементов: монархии, демократия, аристократии.

 

Вывод: государству как общему делу народа соответствует лишь такое устройство, при котором в заведовании общими делами принимают участие совместно все элементы, соединенные совместно между собой общностью права.

 

«О законах» – учение о естественных правах граждан. Права устанавливаются не по человеческому усмотрению, а самой природой. Под природой он понимает космос, человеческое бытие, весь окружающий мир. Разумно-духовный аспект природы и является источником права.

 

Истинный и первый закон возникает до того, как люди объединяются в гражданские общины, его нельзя изменить ни голосованием, ни решением судьи. Постановления и законы государства должны соответствовать божественному порядку, иначе они не имеют законной силы. Если закон препятствует справедливости, то они не является законом.

 

 

10. Политико-правовые идеи римских юристов.

 

Римский юрист был юристом-практиком и выполнял 2 функции:

 

1. Составление юридических документов. Для того чтобы иск был рассмотрен в суде, его необходимо было привести в соответствующую юридическую формулу. Этим занимались жрецы-понтифики. Формулы держались в строгом секрете. В 3 в до н. э. один из понтификов Гней Флавий выкрал их и опубликовал. После освобождения юристов от влияния жрецов проявилась их творческая роль.

 

2. Дача юридических советов и разъяснений в том числе самим судам. С середины 2 века до н. э. начинается эпоха responsa – квалифицированный ответ римского юриста на запрос суда. Интерпретация в то время имела нормотворческое значение, являлась самостоятельным источником права.

 

На закате республики, когда в ряды респодентов влились смутные личности, Август предоставил право обязательных для суда консультаций только отдельным, наиболее авторитетным, юристам. Со времен Деоклетиана юристы перестали давать такие ответы.

 

“Закон о цитировании юристов”: мнения первой пятерки (Гая, Папиниана, Павла, Ульпиана, Модестина) устраняли мнения других юристов. Если же имелись противоречия между ними, то преимущество имел Папиниан.

 

Три вида права, действующего в Риме:

 

1. Естественное право – это совокупность правил, вытекающих из природы всего сущего и определяющих поведение людей и животных. И как идущее от природы оно вечно и неизменно.

 

2. Право народов – совокупность правил, которые соблюдаются у всех народов одинаково. Оно искусственно по происхождению, но равно соответствует народам по интересам.

 

3. Универсальное право — право одного народа.

 

Римская юриспруденция – это целое мировоззрение. Существовало много школ. Основные:

 

1. Сабинианская (основатель – Капитон)

 

2. Прокулианская (основатель – Лабион).

 

Различие – в методе исследования правового материала. Сабинианцы больше значения предавали внешней стороне правовых институтов. Прокулианцы – внутреннему основанию, целям.

 

Римские юристы дали определение праву. «Право есть наука о добром и справедливом». Ульпиан делил право на публичное и частное. Ульпиан определил, что публичное право – это право, которое относится к положению всего римского государства. Частное же служит пользе отдельных лиц. Выделили такую категорию как “норма права”, разделили право процессуальное и материальное.

 

Существовала теория фикции или презумпций. Данная теория служила при необходимости корректировки права, то есть когда какой-либо фундаментальный институт входил в противоречие с доброй совестью и справедливостью.

 

Теория правовой презумпции распространялась на все отрасли права. В гражданском праве – двусмысленность договора должна толковаться в пользу должника. В УП, УПП – всегда предполагается добросовестность, если не доказан злой умысел.

 

Сентенция Павла – закон УП следует толковать ограничительно. Без вины – нет ответственности.

 

После 3 века до н.э. начинается упадок классической римской юриспруденции. Основным источником деятельности становится законодательная деятельность императора.

 

11. Политические идеи раннего христианства. Августин Аврелий о церкви и государстве.

 

«АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ» (354–430 гг.). Признание христианства государственной религией не исключало трений между императорской властью и церковью. С одной стороны император смотрел на священников как и на своих чинов т.е. они обязаны исполнять императорские веления, а также император опирался на авторитет решения религиозных вопросов. С другой стороны духовенство не желало быть послушным исполнителем императорских велений. Церковь притязала на полную независимость в религиозных делах и на участие в управлении государством.

 

Притязания церкви на участие в государственном управлении называются теократическими теориями. Знаменитой вехой в развитии политической правовой идеологии церкви был ученый, североафриканский епископ Августин Аврелий, прозванный «блаженным», а католической церковью святым и учителем церкви.

 

В произведении «О граде божьем» Августин Аврелий писал что на земле существует 2 государства: божий град (церковь) и град земной (государство). В церкви – право и общественная польза, истины, справедливый мир и покой, а государство – временное создание человека, созданное насилием и держащееся принуждением. Оправдание государства в том, что оно поддерживает земной порядок, причем существует 2 земных государства: одно основано на насилии, а другое на заботе о подданных. В конечном счете оправдание государства в служении церкви, в помощи небесному граду направлять мир земной к небесному миру.

 

Божественным установлением являются и частная собственность, имущественное неравенство, деление на бедных и богатых.

 

Августин Аврелий первый, кто предложил приобщать к христианству насильственным, вооруженным путем, искоренять ереси. Источник зла — свободная воля людей, влекущая их от единства к множественности. Оправдание государства и в поддержании социального порядка. Августин Аврелий выдвинул новый подход к рабству. Источник рабства грех, но исторически рабство отделяет людей – плен, причем плен имеет оправдание, поскольку согласно его учения, войны не противоречат божьим заповедям. Божественное установлением является и частная собственность, социальное неравенство, деление на бедных и богатых.

 

Практически преобразованное государство является рабовладельческим христианским государством, основ на участии духовенства в государственных делах, насилием подавляющее инакомыслие. Теории и идеи Августина Аврелия осуществились в Восточной Римской Империи.

 

 

12. Учение Ф. Аквинского о государстве и праве.

 

Ф. АКВИНСКИЙ (1225-1274). Философская мысль в Средние Века не имела самостоятельного развития. Человеческая мысль была поставлена в зависимость от религии, которая пыталась подчинить богословским канонам все науки.

 

Авторитеты в области фсф были Платон и Аристотель. Следовать им было невозможно, т.к. они были язычниками, и во многом противоречили христианству. Свое наивысшее развитие схоластическая фсф приобрела при Ф. Аквинском. Он был аристократического происхождения, преподавал в Парижском Университете.

 

«Богословская сумма» – фундаментальный труд по всем наукам, в т.ч. отдельную главу посвятил государству и праву.

 

Фома разделяет человеческие добродетели на естественные, т.е. это добрые качества души, приобретаемые естественными силами человека, и «влитые» (богословские) — это добрые качества души, которые сообщаются нам благодатью, вливаются богом.

 

4 вида законов:

 

1. Вечный – сам божественный разум управляющий миром.

 

2. Естественный – это отражение вечного закона в человеческом разуме. Основное начало здесь: надо делать добро и избегать зла.

 

3. Человеческий – нужен для дисциплины.

 

4. Божественный – содержится в божественном откровении — Священном Писании. Он нужен для исправления несовершенства человеческого закона.

 

Взгляд на государство

 

Все должны иметь какое-либо участие в верховной власти, чтобы сохранялась доля народа. Наилучший образ правления – тот, где правит один с добродетелью. Затем — аристократия (где правят немногие, движимые добродетелью). Третье место у демократии.

 

Сочинение «О правлении князей» осталось неоконченным. Следуя Аристотелю, выделяет три правильных (монархия, аристократия и полития) и три искаженных (тирания, олигархия и демократия). Вопрос об их преимуществе решает в пользу монархии.

 

У Аристотеля мотивом деятельности правителя считается сознание его зависимости от государства, общности интересов, а у Фомы – это Божья воля, ставящая правителя над государством.

 

На вопрос, должны ли крестьяне повиноваться светским властям, Фома отвечает, что вера в Христа не освобождает от повиновения светской власти.

 

Власть может быть не от Бога:

 

1. По неправильному приобретению

 

2. По злоупотреблению, которое может быть двоякообразно:

 

- повелевается то, что противно велению божьему, т.е. грех. Подданные должны ослушаться вплоть до восстания.

 

- повелевается то, на что не простирается власть правителя. Подданные не обязаны подчиняться, но не обязаны и ослушаться.

 

Вопрос о собственности

 

Собственность – дар Бога человеку, и пользоваться ей надо с чувством ответственности перед дарителем. Она бывает частная, но должна служить общему благу. Никто не должен иметь больше, чем ему нужно для удовлетворения жизненных потребностей.

 

В 1879 году Папа Лев 13 объявил учение Фомы Святого истинным в католической вере.

 

 

13. Политико-правовое учение М. Падуанского.

 

Яркое и своеобразное теоретическое выражение протеста против притязаний католической церкви на светскую власть было выражено в учении Марсилия Падуанского (ок. 1280-1343 гг.). Он изучал философию, медицину, богословие, теологию права в Орлеане, в Париже. Был избран ректором парижского университета. Произведение “Защитник мира” – ответ на отлучение Людовика 4 от церкви.

 

Наиболее желательным в государстве является спокойствие, а не раздоры. Самая главная причина раздоров – ложное понятие о церковной власти и непомерные притязания папства. Конечная цель людей, объединяющихся в государство, — хорошо жить. Но так как нужд у людей много, необходимо разделение занятий и должностей.

 

6 групп:

 

1. земледельцы

 

2. ремесленники

 

3. торговцы

 

4. воинство

 

5. священство

 

6. суд (администрация)

 

Первые три группы – это простой народ. Следующие 3 – почетные граждане. Суд – главная часть государства. Правительство. Назначение этой власти – устанавливать в обществе праведное и полезное.

 

Василий Падуанский отличает законодателя от исполнительной власти. Устройство ее может быть различно – различные формы правления.

 

Верховная власть всегда принадлежит законодателю, который всегда один – народ. Народ имеет право назначать правителя и лишать его власти в случае превышения полномочий для общего блага. Обязанности правителя – толковать закон. Правитель обязан судить и повелевать на основании закона.

 

Власть должна быть выборной – выборной монархией с разделением законодательной и исполнительной властей. Светской власти подчинены все граждане без исключения, а духовенству принудительной власти не дано.

 

Слово закон имеет разнообразное значение:

 

1. Суждение о том, что правомерно, а что нет.

 

2. Предписание, сопровождаемое принуждением посредством награды/наказания.

 

Главная цель закона – правда и общее благо. Второстепенная цель – твердость и прочность власти.

 

Всякий закон требует судью. Судья человеческого закона – государь. Судья Божественного – Христос.

 

Падуанский отстаивает на отделение политики от церковного авторитета и разграничивает церковную и государственную власть. Государственная власть у правителя. И духовные лица подвержены светскому суду. Церковное имущество не должно быть освобождено от податей. Право назначать служителей культа принадлежит собранию верующих, церкви. Но так как невозможно собрать всех верующих, представителей избирал Вселенский Собор.

 

Церковь должна действовать только нравственными методами, но не как ни принуждением.

 

Учение В. Падуанского было объявлено еретическим и в 1327 году он был отлучен от церкви и приговорен к смертной казни. Но Людовик Баварский не допустил смертной казни.

 

В. Падуанский во многом предварил мысли Руссо.

 

14. Основные направления политической мысли в период образования Русского централизованного государства.

 

Социальные явления, которые к этому привели:

 

1. Объединение в единое централизованное государство русских земель вокруг Москвы

 

2. княжеско-боярская оппозиция объединилась

 

3. закрепощение крестьян и связанное с этим сопротивление народа

 

Эти факторы предопределили содержание политической мысли:

 

1. проблемы происхождения русских князей

 

2. правомерность их династических притязаний

 

3. взаимоотношения между светским и духовными властями

 

Москва ревностно отстаивала свою независимость. Это нашло отражение в повести «О флорентийском соборе»: защищается идея преемственности власти византийским императором и московскими князями. По мнению автора, Иоанн Палеолог, согласившись на унию с католической церковью, лишился права считаться защитником православной веры. Единственным ее защитником стали московские князья.

 

После собора в российских церковных кругах — недоверие к грекам. Стали себя осознавать единым носителем Христовой веры в ее чистом виде. Российский царь получил право рассматривать свою власть как полученную от Бога. Когда Византия пала, эта мысль стала еще настойчивей.

 

К концу 15 в. монах Филофей пишет труд «Москва — 3-й Рим». Вся история человечества — история трех царств:

 

1 — Древний Рим пал из-за язычества

 

2-ой Рим — Константинополь пал т.к. изменил делу православия

 

3-ий Рим — Москва, т.к. хранила во всей чистоте христианскую веру.

 

4-му Риму не бывать, когда падет 3 — конец мира.

 

Он обусловлен легитимностью царской власти — царь — потомок бога и его слуга, нельзя ему противостоять, но и он должен заботиться о подданных и наказывать за зло. Православная церковь подчинилась светской власти, но сохранила право говорить владыкам правду. Законы — лишь часть этой правды, они поддерживаются силой власти и основаны на божественных заповедях. Беззаконие — всякое безнравственное деяние. Основная мысль — русское государство выбрано для защиты православной веры.

 

Возвышение царской власти над удельными князьями было возможно только при помощи обоснования теологических свойств верховенства, эту проблему решили при помощи церкви — Иосиф Володский (Иван Санин) «Просветитель», «Множество посланий». В этих посланиях он стремился окружить князя ореолом божественности.

 

В дальнейшем он отказывается от этой позиции и подчиняет церковь государству. Имущество церкви – имущество Бога, всякое покушение на него — покушение на божеское.

 

Его противник Нил Сорский (инок белозерского монастыря). В своем учении обличает человеческие страсти (тщеславие, гордыню). Монастырям не подобает заниматься мирской суетой, задача церкви в помощи человеку преодолеть страсти, а земли ей вовсе незачем. Идеал — в христианской общине, где общая собственность и обязанность труда. Государство не может вмешиваться в дела веры.

 

15. Политические и правовые взгляды И. Пересветова.

 

Пересветов был служилым дворянином, выходцем из русских земель, входивших в то время в состав Великого княжества Литовского. До приезда в Россию он служил польскому, венгерскому, чешскому королям и молдавскому воеводе. В своих челобитных (около 1550 г.) Ивану IV Пересветов жалуется на притеснения его боярами и просит “оборонить от насильства сильных людей”.

 

1549г. — пишет «Сказание о Магомет — султане и царе Константине»

 

Боярское засилье – причина не только материального оскудения государства, казны, но и ослабления военного могущества страны. Византийские вельможи поработили страну. Как результат – Византия завоевана “безбожным Магметом-султаном”.

 

Охарактеризовав таким образом гибельные для государства последствия боярского засилия, Пересветов обосновывает необходимость коренного изменения внутренней и внешней политики русского государя. Настоящая опора царской власти в борьбе с внутренними и внешними врагами – служилое дворянство. Не знатность рода и богатство, а личные заслуги перед царем, преданность ему и храбрость должны определять положение “воинника” на государевой службе.

 

Наместничество должно быть отменено, так как ослабляет власть государя, ведет к усобицам. Необходимо отменить и систему кормлений – она причина упадка государства и неправедного обогащения боярства. Для укрепления финансовой системы государства все доходы нужно собирать в царскую казну. Сборщики налогов должны получать жалованье из казны. Для проведения судебной реформы нужно назначать судей, которые бы не пошлинам<

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...