Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

Выпускная квалификационная работа

по специальности 050104.65 «Безопасности жизнедеятельности»

 

Исполнитель:

Иванов Иван Иванович,

студент 5 курса

дневного отделения, 503 группы

 

 

Допущен к защите Научный руководитель:

«___» ________ 2010 года Мельникова Наталья Федоровна

Зав. кафедрой _________ доцент.

 

Екатеринбург, 2010 г.

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Анализ литературных источников.. 7

1.1. Основные проблемы преподавания раздела «Первая медицинская помощь» в общеобразовательных школах.. 7

1.2. Понятие «первая медицинская помощь».. 11

1.3. Учет возрастных особенностей учащихся в процессе обучения комплексу мер оказания первой медицинской помощи.. 15

1.4. Анализ методик и программ по обучению школьников оказанию первой медицинской помощи.. 18

Глава 2. Методика обучения школьников оказанию первой медицинской помощи 27

2.1. Теоретическое обоснование разработки урока для обучения школьников оказанию первой медицинской помощи.. 27

2.2. Разработка урока: «Оказание ПМП при травмах».. 34

2.3. Анализ разработанного урока «Оказание ПМП при травмах».. 39

Заключение. 44

Список литературы... 46

Приложение 1.. 48

Приложение 2.. 49

Приложение 3.. 50

 


Введение

 

Актуальность исследования.События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях губительно отражаются на состоянии здоровья и жизни детей. По мнению специалистов, одной из причин создавшейся ситуации является низкий уровень школьного образования в области безопасности жизнедеятельности человека, после чего следует данная статистика Чрезвычайных ситуаций за период 2005 – 2009 гг.

По данной статистике МЧС России в период за 2005 - 2009 года в Российской Федерации произошло 10656 чрезвычайных ситуаций, в том числе 9643 техногенного, 1013 природного, 171 биолого-социального характера и 11 крупных террористических актов. В результате этих чрезвычайных ситуаций погибло 21 тысяч 334 человек и пострадало 4 миллиона 983 тысяч 184 человека. Спасателям МЧС удалось спасти за период 2005 - 2009 года жизни 20 тысяч 673 человек.

До сих пор не уделяется должного внимания обучению школьников комплексу мер оказания первой медицинской помощи на уроках ОБЖ. Зачастую это происходит из-за низкого профессионального уровня подготовки учителя в области ОБЖ, отсутствия необходимых технических средств обучения, или же нехватки времени на уроке.

Все чаще человек стал забывать о существовании элементарных бытовых угрозах, которые привнес человечеству технический прогресс. Современные комфортные условия жизни притупили нашу бдительность. Но опасность не перестала подстерегать человека в привычной «среде обитания»: на улице, в транспорте, дома или на работе. Автодорожные происшествия, несчастные случаи на производстве и в быту и т.д. Участником или очевидцем этих событий может оказаться любой из нас. А мы не всегда готовы к правильным действиям в экстремальной ситуации, когда счет идет на минуты.

Распространение в нашем обществе знаний о безопасности жизнедеятельности и обучения населения оказанию первой медицинской помощи - задача непростая очень важная. Семья не всегда может дать такие знания. Между тем владеть этими знаниями и навыками должен каждый человек. Возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, умение правильного и своевременного оказания первой медицинской помощи и выработки у них привычек здорового образа жизни.

Из вышеизложенного вытекает проблема исследования,и эта проблема заключается в следующем: неподготовленность учащихся к оказанию Первой Медицинской Помощи (далее ПМП), как практически, так и психологически. В чрезвычайной ситуации учащиеся часто не могут помочь ни себе, ни тем более другому даже близкому человеку. В чрезвычайной ситуации появляется психологический барьер, который раньше не был заметен, и на котором не заострялось внимание.

А если подросток и готов преодолеть свои страхи перед болью хватит ли у него знаний и опыта что бы сделать всё необходимое: помочь, облегчить состояние и не навредить, не сделать ещё хуже.

Школа призвана обучать, давая необходимые знания, умения и навыки, а главное это умение жить и выжить. В школьные программы включен курс «Основы безопасности жизнедеятельности», который содержит раздел «Основы медицинских знаний», который прослеживается на протяжении всего обучения. Главной задачей является обучение школьников оказанию ПМП в различных ситуациях. Без этих фундаментальных знаний невозможен качественный процесс обучения основам медицинских знаний - оказание ПМП. Отсюда вытекает проблема нашей работы, которая заключается в том, что после изучения курса по оказанию ПМП школьники не могут применить на практике полученные ими знания и умения.

Цель:определить, разработать и опытно-поисковым путем проверить эффективность предложенной методики обучения школьников оказанию первой медицинской помощи.

Объектом исследования - учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование сознательного отношения учащихся к оказанию ПМП в ЧС.

Предмет исследования - формы и методы работы педагога ОБЖ по обучению учащихся оказанию ПМП в ЧС.

Гипотеза предполагается, что при внедрении в процесс обучения разработанного урока, изменится уровень знаний школьников в изучении раздела: оказание ПМП в чрезвычайных ситуациях.

Задачи:

1. Провести анализ литературных источников по оказанию ПМП. Выявить недостатки в процессе обучения школьников оказанию ПМП в чрезвычайных ситуациях.

2. Разработать методику обучения школьников по оказанию ПМП.

3. Опытно-поисковым путем проверить эффективность разработанной методики обучения школьников оказанию ПМП.

В соответствии с поставленной целью и задачами в настоящей работе используется следующие методы исследования:

1) анализ научно-методической литературы по оказанию ПМП ;

2) педагогическое наблюдение;

3) опрос;

4) тестирования.

База исследования: Муниципальное образовательное учреждение «лицей №135» Чкаловского района, города Екатеринбурга.

Структура и объем работы. Содержание выпускной квалификационной работы изложено на 50 страницах и состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. Список литературы включает 21 источников.

 

 

 


Выводы по главе I

 

Итак, в результате анализа исследуемой литературы было установлено, что:

1. Предмет ОБЖ напрямую связан с основами медицины. Каждый цивилизованный человек должен обладать навыками в оказании первой медицинской помощи и для решения этой первоочередной задачи служит такой раздел ОБЖ, как «Оказание первой медицинской помощи».

2. Основная задача оказания первой медицинской помощи - не допустить смерти пострадавшего на месте происшествия. Оказание первой медицинской помощи должно работать на конечный результат — снижение смертельных исходов до прибытия квалифицированного медицинского персонала.

3. Данной проблемой занимались отечественные и зарубежные ученые, такие как М. И. Гоголев, И. Н. Данишевский, С. С. Ахуджанов и Ю. Ю. Базаров, Ю. П. Засядько, В. Мошкин, В. Г. Бубнов. Анализ работ показал проявление повышенного интереса к проблемам создания и увеличения эффективности методов оказания первой медицинской помощи в нашей стране. Не смотря на это, наиболее наглядно представлены в работе В. Г. Бубнова все недостатки, и попыткиповысить эффективность методики обучения оказания первой медицинской помощи

4. Основными причинами неэффективности методик является отсутствие таких составляющих как квалифицированный преподаватель, процесс обучения, оснащение, психофактор. Задача педагога построить процесс обучения с учетом всех составляющих, чтобы достигнуть положительных результатов.


Теория плюс практика

Основное, что мешает решить проблему быстрого и эффективного обучения - это формализм и преобладание вербализма в обучении приемам первой медицинской помощи, а не практических занятий. Вспомните скучные семинары и лекции, усталость от терминов, плакатов, слайдов.

Даже изучение анатомии, физиологии, посе­щение отделений реанимации не могут дать человеку без медицинского образования навыков и психологической подготовки профессионального медика. Знать теорию и методику оказания первой помощи - еще не значит уметь воспользоваться этими знаниями в экстремальной ситуации.

Увидеть беспомощного, окровавленного пострадавшего, и тем более близкого, коллегу или товарища, - колоссальный стресс для каждого. Любой человек в этой ситуации испытывает некоторую растерянность и чувство страха, которые мешают оказанию помощи. Выявлена целая группа сомнений, страхов и аргументов, мешающих быстро начать оказание помощи. Вот наиболее распространенные из них:

«Я боюсь навредить. Он может умереть по моей вине».

«Боюсь заразиться гриппом (туберкулезом, гепатитом, сифилисом)».

«Почему именно я должен подойти первым, что я - самый умный? Потом мои действия будут обсуждаться, именно я должен буду при­нимать решения и понесу всю тяжесть от­ветственности».

«Если я не смогу спасти пострадавшего, то мне придется оправдываться, что я его не убил».

Чтобы потенциальному спасателю (а им дол­жен стать каждый) не мешали эти естественные сомнения и страхи, необходимо вложить в его руки достаточно твердые навыки, а в сознание -уверенность в важности и правильности его действий. Но именно навыкам и выработке установки на непременное оказание помощи в условиях традиционного обучения (информирова­ния о знаниях) уделяется недостаточно внимания.

План-конспект для проведения занятия по курсу ОБЖ с учащимися 7-х классов

Тема: "Оказание первой медицинской помощи при травмах"

ЦЕЛЬ:

Учебная -Систематизация знаний умений и навыков по теме "Оказание ПМП".

Воспитательная -Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью.

Время –40 минут

Место проведения –кабинет ОБЖ

Метод проведения –рассказ, показ, игра

Материальное обеспечение:

Бинты; жгуты;

подручные шины; перевязочный материал; карточки с заданиями; динамическая таблица; аптечка первой помощи.

ПЛАН УРОКА:

1. Вводная часть – 5 минут

2. Основная часть – 30 минут

3. Заключительная часть – 5 минут

 

ХОД УРОКА

 

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

Сегодня мы с вами проводим обобщающий урок по теме "Оказание ПМП при различных видах повреждений". Как вы думаете, для чего мы проводим этот урок? Попробуйте сформулировать цель урока? (Учащиеся самостоятельно формулируют цель: определение прочности усвоения полученных знаний, умение применить их на практике. В случае неточности формулировки учитель подводит их к правильному пониманию цели урока).

Очень часто в жизни люди оказываются в таких ситуациях, в которых не знают как себя вести, а от их действий порой зависит благополучие и даже жизнь человека. Вот для того, чтобы быть полезным, а может быть и спасти человека, мы проводим этот урок.

Сегодня у нас на уроке присутствуют эксперты: (представление экспертов - ученики, лучше всех успевающие в данной дисциплине). Они будут помогать нам в решении технических вопросов, а также будут участвовать в оценивании ваших действий.

3. ПРОВЕРКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.

По группам учащиеся выполняют "задания - соответствия" (карточка № 1). Ключи к карточке № 1 заданий-соответствий смотреть Приложение 1 .

Карточка № 1.

Задания - соответствия. Повреждения

• ушиб

• растяжение

• артериальное кровотечение

• венозное кровотечение '

• переломы

• сотрясение головного мозга

• инсульт

РАБОТА В ГРУППАХ.

Пока эксперты оценивают ваши теоретические знания, мы переходим к практической части. На доске вы видите динамическую таблицу, состоящую из карточек (см. Приложение 2), с указанными на них видами повреждений, требующих немедленной медицинской помощи. Предлагаю вам подойти и выбрать по 2 карточки с заданием для следующей работы. Вам дано 2 минуты на обсуждение задания, после чего от каждой группы должны выйти по 2 человека для его выполнения. (Учащиеся в парах оказывают помощь, демонстрируя тот или иной прием, эксперты следят за выполнением.) Далее следует описание действий. Класс вносит дополнения или поправки при необходимости. По окончании пары меняются. Эксперты фиксируют правильность наложения повязок, точность описания действий, присуждая зачет- незачет за правильно выполненное задание.

РОЛЕВАЯ ИГРА.

Ребята, вы молодцы, не только теоретически знаете материал, но и умеете применять свои знания на практике. А теперь перейдем к последней части нашей работы. Часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случиться где -то далеко, там, где нас нет, и мы никогда не можем оказаться. Но ведь это может произойти и в обычной жизни: ребенок стянул с плиты горячий чайник на себя, малыш упал с дерева, ударился головой, кто-то споткнулся, кто-то поскользнулся и если именно вы оказались рядом, то что же вы, все-таки, будете делать? Давайте рассмотрим несколько таких жизненных ситуаций.

Ребятам раздаются ситуации (см. Приложение 3) из школьной жизни и предлагается инсценировать их, оценить, принять решение (т.к. 2 часть урока весьма насыщена, потребует много времени, то инсценировку можно заменить коллективным обсуждением, количество ситуаций рассматривается в зависимости от времени.).

Оценивается: анализ ситуации (определение сознания, признаки возможных повреждений), действия по оказанию ПМП. Не следует делать акцент и оценивать артистизм учащихся, а оценить рациональность действий.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Наш урок подходит к концу. Я думаю, что поставленные задачи мы с вами выполнили. А теперь слово экспертам. Эксперты оценивают действие каждой группы и выставляют зачет/незачет.

Я думаю, что главным итогом являются не оценки, которые вы заработали, а те умения, которые вы сможете применить в сложной жизненной ситуации.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Ваше домашнее задание разработать памятку по оказанию ПМП карманного формата и составить список аптечки первой помощи.

В качестве заключения хотелось бы отметить, что при разработке данной модели урока были учтены все требования программы курса ОБЖ по теме ПМП и использованы традиционные формы урока. Урок включает в себя несколько видов работ (устный контроль, работа в группах и ролевая игра).

 

2.3. Анализ разработанного урока «Оказание ПМП при травмах»

Разработанный урок был апробирована в 7 «А» (15 учащихся) и 7 «Б» (18 учащихся) классах МОУ № 82 г. Екатеринбурга Свердловской области.

При подготовке к уроку, как того требует программа курса ОБЖ, мною была поставлена цель: систематизировать знания умений и навыков уже ранее приобретенных по теме "Оказание ПМП при различных видах повреждений" у учащихся 7-х классов. Для достижения поставленной цели было намечено несколько задач (обучающие, воспитывающие и развивающая), решение которых облегчило реализацию учебного процесса. Правильно поставленная цель и задачи позволили определить степень понимания и наличия, уже ранее приобретенных знаний, а также с помощью игровых ситуаций отработать его на практике.

Ход урока состоит из организационного момента, вступительного слова учителя о ПМП, контроля теоретических знаний по теме ПМП, практической работы в группе, ролевой игры «Поведение в ЧС», подведения итогов и домашнего задания.

Организационный момент необходим для установки контакта с учащимися и для их настроя на работу, однако, затягивать его не стоит.

Вступительное слово учителя о ПМП является очень важным моментом, так как именно этот этап предусматривает постановку целей и задач, которые учащиеся должны решить на протяжении урока.

Данное занятие является обобщающим, поэтому момент контроля теоретических знаний обязателен. Знание теоретического материала играет не маловажную роль, поскольку все последующие этапы урока требуют практической апробации и отработки уже полученных знаний.

Как было сказано выше, следующие этапы направлены на практическое применение теоретических знаний, работая в группах.

Ролевая игра направлена на закрепление как теоретических, так и практических знаний учащихся темы ПМП. Для ролевой игры класс был разбит на 5 групп, одна из которых была группа экспертов. Поскольку урок предусматривал работу учащихся в качестве экспертов им была организована предварительная консультация. Экспертами были назначены более успешные учащиеся, проявившие себя при изучении данного раздела. Функция экспертов - оценка деятельности учащихся на уроке; помощь учителю в коррекции работы групп.

Данный этап работы позволяет поддерживать их активность и стимулирует их интерес к предмету. Практическая часть урока предусматривает хорошее техническое оснащение, поэтому заранее было проверено наличие в кабинете ОБЖ всех необходимых материалов (бинты, жгуты, подручные шины, перевязочный материал, аптечка первой помощи). На наш взгляд, применение наглядных пособий и различных ТСО в работе с учащимися способствовало не только оживлению самого урока и привлечение их интереса и концентрации внимания, но и выработке механической и зрительной памяти.

Подведение итогов играет важную роль в ходе урока, так как учащийся должен знать насколько хорошо он усвоил материал. Мы для себя решили воспользоваться системой оценок зачет - незачет, так как учащийся должен понимать, что, оказывая ПМП пострадавшему, вы не можете допустить ошибки. В данной ситуации помощь оказана или нет. Этот этап урока помогает учащемуся осознать ответственность за свои действия и показать на практике, что не только взрослый, но и ребенок может оказать свою посильную помощь в экстремальной ситуации. Те учащиеся, которым не удалось получить зачет, было предложено еще раз факультативно проделать ту же практическую работу. По итогам результатов проведенного исследования, было установлено, что 3-е учащихся 7 «А» класса (группа № 3) и 2-е учащихся 7 «Б» класса (группа № 2) не справились с заданиями полностью, так как пробел в теоретических знаниях отразился и на практической части занятия. Группа № 2

(4 человека) 7-го «А» класса не справилась с практическими действиями из-за неслаженной работы группы на начальном этапе выполнения задания, что потребовало большей затраты времени не выполнение задания, соответственно работа была проделана некачественно, и эксперты выявили ряд ошибок.

Таблица результатов 7 «А» класса

 

Группа Задание-соответвия Практические действия Ролевая игра
Группа №1 (4 чел.) Зачет Зачет Зачет
Группа №2 (4 чел.) Зачет Незачет Зачет
Группа № 3 (3 чел.) Незачет Незачет Незачет
Группа № 4 (3 чел.) Зачет Зачет Зачет

Таблица результатов 7 «Б» класса

 

Группа Задание-соответвия Практические действия Ролевая игра (ситуация)
Группа №1 (3 чел.) Зачет Зачет Зачет
Группа №2 (3 чел.) Зачет Зачет Зачет
Группа № 3 (3 чел.) Зачет Зачет Зачет
Группа № 4 (2 чел.) Незачет Незачет Незачет

 

Самым заключительным этапом урока является домашнее задание, которое позволяет учащемуся закрепить свои знания по теме ПМП, а учителю отследить, как хорошо закреплен материал темы.

Для оптимизации учебного процесса время для каждого этапа урока было заранее четко определено с той целью, что это позволило постоянно контролировать и регулировать дисциплину учащихся, направлять их действия и мысли в нужном русле, чтобы не отклониться от темы и цели урока.

В заключении хотелось бы отметить, что учащиеся в основном справились с поставленной задачей урока, но исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что более эффективная усвояемость материала оказалась в классе с наименьшим количеством учащихся, так как учитель успевал опросить больше ребят на уроке и проконтролировать их знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо добавить что, полученные знания во время урока по теме ПМП учащиеся смогут применить на уроках физической культуры и биологии, а также методы и приемы, используемые во время урока, научили ребят работать в группе, оказывая друг другу взаимопомощь.

Итак, практическая апробация разработанного и представленного урока позволяет сделать следующие выводы:

1. При разработке данного урока были учтены все требования программы курса ОБЖ по теме ПМП и использованы традиционные формы урока. Урок включает в себя несколько видов работ (устный контроль, работа в группах и ролевая игра).

2. Проведенный анализ урока позволил установить, что учащиеся в основном справились с поставленной задачей урока, но исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что более эффективная усвояемость материала оказалась в классе с наименьшим количеством учащихся, так как учитель успевал опросить больше ребят на уроке. Полученные знания во время урока по теме ПМП учащиеся смогут применить на уроках физической культуры и биологии, а также методы и приемы, используемые во время урока, научили ребят работать в группе, оказывая друг другу взаимопомощь.


Заключение

 

Проведенное исследование, посвященное обучению комплексу мер оказания первой медицинской помощи, позволяет сделать следующие выводы.

Основная задача оказания первой медицинской помощи - не допустить смерти пострадавшего на месте происшествия. Оказание первой медицинской помощи должно работать на конечный результат — снижение смертельных исходов до прибытия квалифицированного медицинского персонала. Поэтому очевидцу необходимо обладать такими навыками как реанимация, т.е. уметь оказать первую медицинскую помощь без применения специального оборудования. В нашей стране большое внимание уделяется проблеме оказания первой медицинской помощи для создания наиболее эффективных методик. Данным вопросом занимались отечественные и зарубежные ученые, а в часности М. И. Гоголев, И. Н. Данишевский, С. С. Ахуджанов и Ю. Ю. Базаров, Ю. П. Засядько, В. Мошкин, В. Г. Бубнов В. Г. Бубнов и Эндрю М. Мэйсон. Сегодня существует множество разных методик, предложенных для обучения как медицинского персонала, работников МЧС и МВД, но также студентов и школьников. Однако при рассмотрении ряда методик было установлено, что методика оказания первой медицинской помощи врача В. Г. Бубнова является современной и эффективной по сравнению с остальными.

Следуя В. Г. Бубнову, мы согласны с тем, что основные причины неэффективности сторонников других методик заключаются в отсутствии таких составляющих как квалифицированный преподаватель, процесс обучения, оснащение класса, псифактор. Задача педагога построить процесс обучения с учетом всех составляющих, чтобы достигнуть положительных результатов. Основная задача педагога при обучении ребенка курсу ОБЖ, и в частности,
оказанию первой медицинской помощи - это учет возрастных особенностей в
процессе обучения. На начальном этапе ребенку проще привить и заложить все необходимые навыки безопасной жизни. Опираясь на методику оказания
первой помощи В. Г. Бубнова, был разработан и апробирован урок, с учетом
всех методических требований.

Мы считаем, что владение методами и формами обучения позволяет педагогу оптимизировать свою профессиональную деятельность, подняться на более высокий уровень профессионального мастерства. Характер методов, используемых педагогом, задается особенностями решаемой проблемы, возрастными особенностями детей, спецификой взаимодействия.

Поставленная цель и задачи исследования были реализованы.


Список литературы

1. Ахунджанов С. С, Базаров Ю. Ю. Санитарная дружина в системе гражданской
обороны. - Ташкент: ФАН, 1981

2. Байобородов Л. В., Индюков Ю. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Метод, пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

3. Белкин А. С. Педагогика детства: Основы возрастной педагогики. -Екатеринбург: Сократ, 1995

 

4. Бубнов В. Г. Научные и практические основы повышения эффективности системы оказания очевидцами (лицами первого контакта) первой медицинской помощи на месте происшествия/ По материалам диссертации в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора медицинских наук.-М., 2001

5. Бубнов В. Г. Основы медицинских знаний для 1Х-Х1 классов обще образовательной школы. Программа курса в рамках предмета «Основы безо­пасности жизнедеятельности». — М.: Просвещение, 1994

6. Бубнов В. Г. Пострадавшие от терроризма и от формализма. — М.: МЧС РФ, журнал «Основы безопасности жизнедеятельности», № 2, 2003.

7. Бубнов В.Г Рядом пострадавший. Ваши действия. Проблемы обучения персонала предприятий и учреждений оказанию первой медицинской помощи. — М.: МЧС РФ, журнал «Основы безопасности жизнедеятельности», № 10, 2000.

8. Булай П. И. Первая помощь при травмах, несчастных случаях и некоторых заболеваниях: Крат, справ. - 3-е изд., доп. -Мн.: Беларусь, 1989

9. Гоголев М. И. Методическое пособие по медико-санитарной подготовке. - М.: Просвещение, 1985

10. Данишевский И. Н. Медицинская подготовка населения. - М.: Медицина, 1980
11.П.Дмитрук Ф. Ликвидировать дефицит дипломированных преподавателей-организаторов ОБЖ. — М.: МЧС РФ, журнал «Основы безопасности жизнедеятельности», № 5, 2002.

12. 3асядько Ю. П. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 класс. -Волгоград, Экстремум, 2005

13.Медико-санитарная подготовка учащихся: Учеб. для сред. учеб. заведений/ В. Н. Завьялов, М. И. Гоголев, В. С. Мордвинов и др.; Под ред. П. А. Курцева. - 3-е изд. -М.: Просвещение, 1988

14. Мошкин В. Методы, закономерности и принципы воспитания культуры личной безопасности. — М.: МЧС РФ, журнал «Основы безопасности жизнедеятельности», № 2,2001, стр. 14-19

 

15.Мэйсон Эндрю М. Первая помощь при травмах и несчастных случаях./ Перевод с англ. Н. Григорьевой. - М.: Аквариум, 1998

16.Назарова Т., Шаповаленко В. Так о чем же этот курс? О сущности концептуальной проблемы курса ОБЖ. — М.: МЧС РФ, журнал «Основы безопасности жизнедеятельности», № 6, 2000.

17.Репин Ю. В. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие/ Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2003

18.Сборник нормативных документов. Основы безопасности

жизнедеятельности/ Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004

19. Тимофеева С. С. Введение в безопасность жизнедеятельности/ Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2004

20.Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи. - М., Педагогика, 1989

21.Шолох В. Врач В. Г. Бубнов. — М.: МЧС РФ, журнал «Основы безопасности жизнедеятельности», № 4, 2000.

Приложение 1

Приложение 2

Карточки динамической таблицы

 

1 сторона 2 сторона
ПМП при ушибах. Признаки ушиба.
Ушиб Наложение тугой повязки
Повреждение локтевого Сустава Растяжение связок или вывих ПМП.
Растяжение Признаки растяжения. ПМП при Растяжении голеностопного сустава.
Венозное кровотечение Признаки венозного кровотечения Наложение давящей повязки (место повреждения выбрать самостоятельно)
Повреждение лучезапястного сустава Растяжение связок лучезапястного Сустава. ПМП.
Повреждение голеностопного сустава. ПМП при разрыве связок.
Травма головы. Повязка "Чепец" и её назначение
Артериальное кровотечение Признаки артериального кровотечения. Наложение жгута с объяснением.
Повреждение коленного сустава Разрыв связок коленного сустава. ПМП при разрыве.
Перелом нижней конечности Перелом бедренной кости. Иммобилизация.
Перелом верхней конечности Перелом в области предплечья. Иммобилизация.

Приложение 3

 

Ситуация 1,

На спортивной площадке.

Играя в футбол, ученик получил удар мячом по голове.

Ситуация 2.

В столовой.

Ученик поскользнулся на пролитом киселе. Вы наблюдаете кровотечение.

Ситуация 3.

Вклассе.

Учащийся на уроке потерял сознание.

Ситуация 4.

На перемене.

Сбегая по лестнице, ученик споткнулся и упал, почувствовав при этом острую боль в области тазобедренного сустава.

 

ОБУЧЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

Выпускная квалификационная работа

по специальности 050104.65 «Безопасности жизнедеятельности»

 

Исполнитель:

Иванов Иван Иванович,

студент 5 курса

дневного отделения, 503 группы

 

 

Допущен к защите Научный руководитель:

«___» ________ 2010 года Мельникова Наталья Федоровна

Зав. кафедрой _________ доцент.

 

Екатеринбург, 2010 г.

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Анализ литературных источников.. 7

1.1. Основные проблемы преподавания раздела «Первая медицинская помощь» в общеобразовательных школах.. 7

1.2. Понятие «первая медицинская помощь».. 11

1.3. Учет возрастных особенностей учащихся в процессе обучения комплексу мер оказания первой медицинской помощи.. 15

1.4. Анализ методик и программ по обучению школьников оказанию первой медицинской помощи.. 18

Глава 2. Методика обучения школьников оказанию первой медицинской помощи 27

2.1. Теоретическое обоснование разработки урока для обучения школьников оказанию первой медицинской помощи.. 27

2.2. Разработка урока: «Оказание ПМП при травмах».. 34

2.3. Анализ разработанного урока «Оказание ПМП при травмах».. 39

Заключение. 44

Список литературы... 46

Приложение 1.. 48

Приложение 2.. 49

Приложение 3.. 50

 


Введение

 

Актуальность исследования.События, происходящие в нашей стране в последнее время, вызвали глубокие изменения во всех сферах общественной жизни. Увеличение частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера, отсутствие навыков правильного поведения в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях губительно отражаются на состоянии здоровья и жизни детей. По мнению специалистов, одной из причин создавшейся ситуации является низкий уровень школьного образования в области безопасности жизнедеятельности человека, после чего следует данная статистика Чрезвычайных ситуаций за период 2005 – 2009 гг.

По данной статистике МЧС России в период за 2005 - 2009 года в Российской Федерации произошло 10656 чрезвычайных ситуаций, в том числе 9643 техногенного, 1013 природного, 171 биолого-социального характера и 11 крупных террористических актов. В результате этих чрезвычайных ситуаций погибло 21 тысяч 334 человек и пострадало 4 миллиона 983 тысяч 184 человека. Спасателям МЧС удалось спасти за период 2005 - 2009 года жизни 20 тысяч 673 человек.

До сих пор не уделяется должного внимания обучению школьников комплексу мер оказания первой медицинской помощи на уроках ОБЖ. Зачастую это происходит из-за низкого профессионального уровня подготовки учителя в области ОБЖ, отсутствия необходимых технических средств обучения, или же нехватки времени на уроке.

Все чаще человек стал забывать о существовании элементарных бытовых угрозах, которые привнес человечеству технический прогресс. Современные комфортные условия жизни притупили нашу бдительность. Но опасность не перестала подстерегать человека в привычной «среде обитания»: на улице, в транспорте, дома или на работе. Автодорожные происшествия, несчастные случаи на производстве и в быту и т.д. Участником или очевидцем этих событий может оказаться любой из нас. А мы не всегда готовы к правильным действиям в экстремальной ситуации, когда счет идет на минуты.

Распространение в нашем обществе знаний о безопасности жизнедеятельности и обучения населения оказанию первой медицинской помощи - задача непростая очень важная. Семья не всегда может дать такие знания. Между тем владеть этими знаниями и навыками должен каждый человек. Возрастает роль и ответственность системы образования за подготовку обучающихся по вопросам, относящимся к области безопасности жизнедеятельности, умение правильного и своевременного оказания первой медицинской помощи и выработки у них привычек здорового образа жизни.

Из вышеизложенного вытекает проблема исследования,и эта проблема заключается в следующем: неподготовленность учащихся к оказанию Первой Медицинской Помощи (далее ПМП), как практически, так и психологически. В чрезвычайной ситуации учащиеся часто не могут помочь ни себе, ни тем более другому даже близкому человеку. В чрезвычайной ситуации появляется психологический барьер, который раньше не был заметен, и на котором не заострялось внимание.

А если подросток и готов преодолеть свои страхи перед болью хватит ли у него знаний и опыта что бы сделать всё необходимое: помочь, облегчить состояние и не навредить, не сделать ещё хуже.

Школа призвана обучать, давая необходимые знания, умения и навыки, а главное это умение жить и выжить. В школьные программы включен курс «Основы безопасности жизнедеятельности», который содержит раздел «Основы медицинских знаний», который прослеживается на протяжении всего обучения. Главной задачей является обучение школьников оказанию ПМП в различных ситуациях. Без этих фундаментальных знаний невозможен качественный процесс обучения основам медицинских знаний - оказание ПМП. Отсюда вытекает проблема нашей работы, которая заключается в том, что после изучения курса по оказанию ПМП школьники не могут применить на практике полученные ими знания и умения.

Цель:определить, разработать и опытно-поисковым путем проверить эффективность предложенной методики обучения школьников оказанию первой медицинской помощи.

Объектом исследования - учебно-воспитательный процесс, направленный на формирование сознательного отношения учащихся к оказанию ПМП в ЧС.

Предмет исследования - формы и методы работы педагога ОБЖ по обучению учащихся оказанию ПМП в ЧС.

Гипотеза предполагается, что при внедрении в процесс обучения разработанного урока, изменится уровень знаний школьников в изучении раздела: оказание ПМП в чрезвычайных ситуациях.

Задачи:

1. Провести анализ литературных источников по оказанию ПМП. Выявить недостатки в процессе обучения школьников

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...