Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава 1. Анализ литературных источников

1.1. Основные проблемы преподавания раздела «Первая медицинская помощь» в общеобразовательных школах

 

Систему оказания очевидцами первой медицинской помощи (СОО ПМП) пострадавшим на месте происшествия, Россия унаследовала от СССР. Правовые основы СОО ПМП зафиксированы в статье 125 УК РФ «Оставление в опасности», Федеральным законом «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», обязывающими граждан Российской Федерации изучать и постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в этой области. Особое внимание в законе уделяется соответствующему обучению всего персонала опасных видов производства и транспорта, а также оснащению аптечек, медпунктов и санитарного транспорта современными средствами оказания ПМП.

Однако в настоящее время ежегодно на дорогах России в ДТП гибнет 30000 человек, тонет 15 000 человек, от бытового и производственного травматизма погибает до 100 000 человек. По данным ВОЗ 60% погибших в результате несчастных случаев в мирное время могло быть спасено, если бы медицинскую помощь им оказали своевременно. По данным служб скорой помощи Москвы, Челябинска и других крупных городов смерть пострадавших в ДТП по причине несовместимых с жизнью повреждений составляет 10-15% от всех смертельных исходов, то есть большинство погибших должны были бы выжить в случае своевременного и правильного оказания им первой медицинской помощи очевидцами на месте происшествия. Подобная картина наблюдается и в случаях утопления, бытового и производственного травматизма.

До настоящего времени в мире не существует единой системы оказания ПМП для лиц без медицинского образования. До сих пор остается не разрешенной проблема массового обучения населения, в частности школьников приемам ПМП с последующим навыком их практического применения в экстремальных ситуациях. Причины данной неэффективности четко выявлены В.Г. Бубновым в работе «Научные и практические основы повышения эффективности системы оказания очевидцами (лицами первого контакта) первой медицинской помощи на месте происшествия». Автор выделяет следующие отрицательные стороны формального решения проблемы:

1. Привлечение к процессу обучения врачей и медсестер не являющихся педагогами или инструкторами или недостаточно квалифицированных учителей ОБЖ не имеющих необходимых знаний по медицине и не прошедших подобный тренинг.

2. Количество «охваченных лиц» и толщина записанных слушателями конспектов. Сторонники конспектирования до сих пор утверждают, что без лекций по анатомии, физиологии человека, подробного изучения механизмов получения травмы и законов развития патологических состояний невозможно научить оказанию ПМП. По мнению В.Г. Бубнова, программы и методы подготовки медицинского персонала оказались непригодными для массового обучения школьников. Игнорирование этого факта изначально заводило проблему в тупик. Даже подробное изучение анатомии, физиологии и патогенеза, посещение моргов и отделений реанимации не могут дать человеку без медицинского образования самого главного — привить за несколько занятий мировоззрение медицинского работника, воспитать сознание профессионального медика. Практика обучения даже персонала спасательных служб и опасных производств в медицинских учебных заведениях очень часто приводила к обратному эффекту — у многих слушателей складывался комплекс недоучек: полученные знания и сложную медицинскую терминологию они начинали использовать не для спасения пострадавшего, а для оправдания своего бездействия и трусости. В подобных случаях ни в коем случае нельзя винить исполнителей, так как причины их несостоятельности кроются в неадекватности учебного процесса.

3. Проведение учений с симуляцией малореальных ситуаций. Например, проведение учений ГО по сценариям малореальной ситуации химического или ядерного поражения не решает реальных задач оказания ПМП. В большинстве случаев практиковались эстафеты в противогазах с носилками. Качество подготовки сотрудников оценивалось по следующим критериям:

• скорость надевания противогаза;

• скорость и правильность наложения жгута, повязки и шины;

• скорость переноса пострадавшего на руках, на носилках или «на закорках». Отработанные на учениях навыки можно было использовать только на последующих военизированных эстафетах..

4. Упущение психологического фактора. Знание приемов и даже владение навыками оказания ПМП — не означает умение ими воспользоваться в экстремальной ситуации. Увидеть умирающего, окровавленного и пострадавшего, а тем более своего сослуживца или товарища - стресс для каждого человека. Обучение без учета психологического фактора и замалчивание многих психологических аспектов в оказании ПМП приводило к формализму как в приобретении навыков, так и в их использовании. По словам В. Г. Бубнова, любой человек, оказавшийся очевидцем, может назвать как минимум четыре причины, которые не позволяют приступить к оказанию ПОМОЩИ. К примеру: «Я боюсь навредить. Он может умереть по моей вине»; «Пострадавшего я почти не знаю, поэтому боюсь заразиться СПИДом, гепатитом, сифилисом и др.»; «Почему именно я должен подойти первым, что я самый умный, самый... Ведь именно мои действия будут осуждаться, именно я должен буду принимать решения и понесу всю тяжесть ответственности»; «Если пострадавший лежит без признаков жизни, а я не смог его оживить, то мне придется оправдываться, доказывать, что не я его убил».

Именно психологический фактор, который не брался в расчет ни одной из внедряемых до сегодняшнего дня методик, превращал обучение приемам оказания ПМП в пустую формальность.

5. Неразумная комплектация большинства аптечек для автолюбителей и персонала опасных производств:

· использование вложений возможно только профессиональными медиками;

· использование вложений опасно для пострадавшего в силу несовершенства своей конструкции.

6. Плохая оснащенность кабинета ОБЖ и отсутствие тренажеров в большинстве общеобразовательных школ. Хотя новый стандарт предусматривает наличие тренажера «Гоши» в каждой школе. В этом случае из учебного процесса выпадает приобретение навыков оказания первой помощи в условиях реальных ситуаций.

Можно сделать вывод, что отсутствие таких составляющих как, квалифицированный преподаватель (не медицинский работник или инструктор, не приспособленные для работы преподавателя в школе), процесс обучения, оснащение кабинета ОБЖ (роботы-тренажеры, видео материалы и наглядные пособия), псифактор не позволяет достигнуть положительного конечного результата, направленного на спасение жизни человека. Следовательно, задач школы обеспечить себя техническими средствами и квалифицированными педагогами, которые смогут построить процесс обучения с учетом всех составляющих, чтобы добиться поставленных целей.


1.2. Понятие «первая медицинская помощь»

 

В данном параграфе мы рассмотрим, что такое первая медицинская помощь, каковы цели и меры, принимаемые при оказании первой медицинской помощи.

В Полном справочнике: ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ – это простейшие срочные меры, необходимые для спасения жизни и здоровья пострадавшим при повреждениях, несчастных случаях и внезапных заболеваниях. Она оказывается на месте происшествия до прибытия врача или доставки пострадавшего в больницу.

Первая помощь является началом лечения повреждений, т.к. она предупреждает такие осложнения, как шок, кровотечение, развитие инфекции, дополнительные смещения отломков костей и травмирование крупных нервных стволов и кровеносных сосудов.

Где, когда и почему появилась скорая помощь?

Скорая помощь была впервые создана в 1881 в Вене после грандиозного пожара театра, сопровождавшегося огромным количеством жертв, затем в Берлине и других крупных городах Европы. Организация скорой помощи была вызвана резким увеличением числа несчастных случаев в связи с ростом городов, механизацией транспорта и промышленности.

Появление скорой помощи в России. В дореволюционной России скорая помощь была организована в 9 городах, большей частью на благотворительные средства. Первая станция скорой помощи открылась в Варшаве в 1897, затем в Одессе в 1903. В Москве в конце 90х гг. было приобретено несколько карет скорой помощи, которые находились при полицейских управлениях и выезжали с фельдшерами. Перевозка больных была платной.

Скорая помощь в Петербурге. Организованная «Скорая помощь» появилась в Петербурге в 1898 году, когда было создано «Общество подачи помощи в несчастных случаях». На 30.300 рублей, отпущенных Красным Крестом, при районных пожарных частях (где имелись свои конюшни) оборудовали пункты дежурного врача, оснащенные хирургическим инструментом и носилками. Первоначально, таких пунктов было пять (при Спасской, Московской, Нарвской, Василеостровской и Шлиссельбургской частях города), в 1901 году открылся шестой пункт на Сергиевской улице, а координировала их деятельность Центральная станция скорой помощи.

В 1905 году в Городскую думу предполагалось внести проект открытия 70 пунктов «Скорой помощи» в аптеках города. Для врачей, оказавшихся в толпе и подавших первую помощь, предусматривалась плата в пять рублей из бюджета города. Хотя проект реализован не был, усилия разных ведомств привели к тому, что круг лиц, подготовленных для оказания помощи в экстремальных ситуациях, значительно расширился. По указанию петербургского градоначальника, во всех подведомственных ему учреждениях были вывешены рисунки с изображением приемов первой помощи; медицинские лекции для 200 ревизоров и обер-кондукторов организовала трамвайная комиссия; Министерство путей сообщения было озабочено устройством в поездах купе для заболевших, обслуживать которые должен был кондуктор-фельдшер. На железнодорожных станциях и конечных Павильонах трамвайных линий были оборудованы специальные аптечки.

Следует помнить, что от своевременности и качества оказания первой помощи в значительной степени зависит дальнейшее состояние здоровья пострадавшего и даже его жизнь. При некоторых незначительных повреждениях медицинская помощь пострадавшему может быть ограничена лишь объемом первой помощи. Однако при более серьезных травмах (переломах, вывихах, кровотечениях, повреждениях внутренних органов и др.) первая помощь является начальным этапом, так как после ее оказания пострадавшего необходимо доставить в лечебное учреждение. Первая помощь очень важна, но никогда не заменит квалифицированной (специализированной) медицинской помощи, если в ней нуждается пострадавший. Вы не должны пытаться лечить пострадавшего – это дело врача-специалиста.

Цели оказания первой медицинской помощи:

1. Сохранить жизнь (например, применение искусственной вентиляции легких «изо рта в рот» при остановке дыхания).

2. Не допустить ухудшения состояния или осложнений (например, предупреждение неспециалиста, стремящегося оказать помощь, чтобы он не двигал пострадавшего, когда в этом нет необходимости).

3. Обеспечить возможность дальнейшего лечения и выздоровления (например, промывание и дезинфекция загрязненной раны).

Характер первой помощи зависит от состояния человека, пострадавшего в чрезвычайной ситуации (аварии, катастрофе, экологическом или стихийном бедствии, применении противником современных средств поражения), определяется непосредственно на месте поражения или вблизи от него и требует использования подручных средств.

Первая медицинская помощь оказывается непосредственно на месте поражения или вблизи от него с использованием подручных средств оказания помощи. Своевременно и правильно оказанная первая медицинская помощь спасает жизнь пострадавшему и предупреждает развитие неблагоприятных исходов. В случае отсутствия поблизости людей пострадавший должен сам позаботиться о доврачебной помощи. При организации первой медицинской помощи особое внимание необходимо обращать на своевременность ее

оказания при травмах, сопровождающихся кровотечением, шоком, асфиксией, потерей сознания, отравлением окисью углерода.

В объеме первой медицинской помощи особое значение приобретает выполнение таких мероприятий, как остановка наружного кровотечения, введение обезболивающих средств, устранение асфиксии, проведение искусственного дыхания, непрямой массаж сердца с целью восстановления сердечной деятельности, закрытие раневой поверхности повязкой и др.

Таким образом, главной задачей оказания первой медицинской помощи - сделать все возможное, чтобы не допустить смерти пострадавшего на месте происшествия. Оказание первой медицинской помощи должно работать на конечный результат — снижение смертельных исходов до прибытия квалифицированного медицинского персонала.

Внастоящее время возникает большая необходимость воспитать для общества безопасную личность. Каждый цивилизованный человек должен обладать навыками в оказании первой медицинской помощи. При этом степень цивилизованности человека напрямую зависит со способностью оказать эту помощь в любое время и в любом месте, как это ни парадоксально звучит.

В данном процессе велика роль дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», которая непосредственно связана с начальной медицинской подготовкой. В процессе обучения важно подготовить ребенка к предупреждению травм, отравлений, к оказанию помощи и самопомощи при отравлениях, ожогах, отморожениях, травмах, удушениях, вывихах, переломах, поражении электрическим током, внезапной остановке дыхания или сердечной деятельности и т.д. На уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» не надо изучать, как излечить пострадавших - это задача медицинского персонала. Участие школьников в оказании помощи пострадавшим должно сводиться к минимуму без применения специального оборудования, а при необходимости используя элементарные методы реанимации.

На сегодняшний день проделана большая работа по отбору и систематизации медицинских знаний, разработке методики обучения навыкам неотложной помощи и самопомощи.

Воспитать безопасную личность для общества невозможно без элементарных знаний по медицине, поэтому не случайно в программу курса ОБЖ включен раздел «Сохранение здоровья и обеспечение личной безопасности». С одной стороны, задача дисциплины основы безопасности жизнедеятельности воспитать человека безопасного для общества, который должен уметь правильно реагировать и ориентироваться в сложившейся чрезвычайной ситуации и оказать первую медицинскую помощь, но с другой стороны научить не допускать подобных ситуаций.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...