Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организационно-педагогические мерыТребуется уйти от формализма в учебном процессе, вытащить обучающегося из-за парты и поставить его в ситуацию, близкую к реальной.Обучение должно строиться в виде проблемных и игровых занятий с имитацией самых различных видов несчастных случаев. Основная цель подобных занятий - отработать тактику, и навыки правильного поведения, способы быстрого сбора информации о пострадавшем, схемы оповещения спасательных служб и администрации, а главное - научить мобилизовать все наличные силы и резервы, быстро принимать рациональные решения в затруднительных условиях экстренной ситуации (темнота, дождь, холод, отсутствие необходимых средств спасения). Для проведения занятий необязательно использовать традиционные аудитории, парты и столы, лучше - двор, улица, спортзал, коридор. Обучающимся можно разрешить не конспектировать. Ведь все есть в учебниках и пособиях обычного и карманного формата. Когда человек много пишет, это еще не значит, что он многое познает. К тому же в одной группе зачастую оказываются люди с разным уровнем подготовки и опыта. Один будет с трудом успевать записывать, другому вообще ничего не надо. Как результат - тот и другой впустую посещают подобные занятия. Но как только на занятии зайдет речь о реальных событиях, каждый сможет высказать свое мнение или задать вопрос. Полезно, когда практические занятия превращаются в место интересного обучения и демократичного общения, а не в судилище над глупыми, вечно виноватыми неучами. Достаточно условно имитировать площадку места происшествия, выбрать наиболее типичную ситуацию несчастного случая, чтобы включить в обсуждение всю аудиторию, заставить каждого человека принимать те или иные решения в выборе тактики поведения и действий. Вот когда пригодится профессиональный и жизненный опыт более опытного обучающегося. Он будет вспоминать реальный опыт, примеры из жизни. Такие откровения скорее заставят задуматься самого ветреного слушателя, чем призывы учителя. На подобных занятиях слушатель быстрее приобретает необходимые навыки действий, которые в традиционной школе, дающей в основном теоретические знания, не достигаются. Нужно взять на вооружение только те методики оказания первой помощи, которые реально может применить обучающийся.Прежде всего, это методики остановки кровотечения и проведения сердечно-легочной реанимации, придания наиболее благоприятного положения тела пострадавшему. Некоторые ошибочно считают, что если не сделать вдоха искусственного дыхания, то не имеет смысла приступать к непрямому массажу сердца. А вдох делать иногда очень неприятно и страшно, у каждого есть право на брезгливость. В итоге некоторым проще пройти мимо лежащего на земле человека, чем иметь столько неприятностей. По сути, многие отказывают умирающему в помощи. Но можно комплекс реанимации начать с удара по грудине и непрямого массажа сердца, не обязательно прикладываться к губам пострадавшего. И даже эта малость уже дает ему шанс на спасение. Необходимо полнее оснащать аптечки и здравпункты жгутами, шинами, средствами щадящей иммобилизации и транспортировки. Обучить каждого использованию разных видов средств спасения и оказания первой помощи.Причем комплектация аптечки должна соответствовать задачам оказания первой помощи. Интересно посмотреть, как и чем именно будут оказывать помощь при ДТП те «специалисты», которые утвердили состав автоаптечки. Определяющим в составе аптечек должны быть средства оказания помощи при травмах. Требования к составу аптечки: · дезинфицирующая жидкость для обработки рук и кожи вокруг раны, · маска для проведения искусственного дыхания, · резиновый баллончик (груша) для очищения полости рта и верхних дыхательных путей, · атравматичный жгут «Альфа», · складная универсальная шина, · гипотермический пакет, · бинты и лейкопластырь, · противоожоговая пеленка, · набор лекарственных препаратов. Для того чтобы каждый гражданин хорошо знал содержимое аптечки и смог в любую минуту привычно и безошибочно наложить жгут, шину, холод и т.п., необходимо именно ее использовать в качестве главного учебного пособия на практических занятиях. Необходимо внедрить во всех организациях и учреждениях краткие красочные и компактные инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях.Три назначения подобной инструкции: 1.Нормативно-рекомендательный документ, который дает уверенность в действиях при оказании первой помощи с четко обозначенным кругом компетентности и возможности оказывающего помощь, его прав и обязанностей, последовательностью принятия решений и алгоритмами действий; 2.Учебное пособие в качестве сжатого конспекта занятий, которые удобно изучать в любую минуту свободного времени; 3.Карманная памятка с элементами экстренного поиска информации. Можно использовать для обучения навыкам первой помощи современные роботы-тренажеры.Обучать езде на велосипеде без велосипеда - абсурд. Нельзя обучать навыкам первой помощи без тренажера. Перечень требований к тренажерам таков. Внешний вид: модель в виде симпатичной девушки или подростка. Длина не более 120-140 см (для удобства транспортировки и манипуляций. Вес не более 15-20 кг. Оболочка должна соответствовать анатомическим ориентирам и физическим свойствам тела человека. (Твердая пластмасса, люки и чмокающие жабры на груди значительно затрудняют отработку навыков реанимации.) Имитация оживающего и умирающего организма в зависимости от правильных и ошибочных действий (сужение и расширение зрачков, подъем грудной клетки на вдохе, появление и исчезновение пульса на сонной артерии). Питание: автономное или от сети. Именно такой тренажер наиболее эффективен при обучении навыкам реанимации. Он пригоден для использования в классе, на полигоне, при проведении учений и соревнований. Он позволяет моделировать ситуации приближенные к реальности. Надо включать в традиционные соревнования или конкурсы профессионального мастерства обязательных вопросов (этапов) по демонстрации навыков первой медицинской помощи,предусматривающие решение следующих задач: · максимально приблизить участников к реальным условиям ЧС; · провести мощный психологический и эмоциональный тренинг, который заставит запомнить свои ошибки и просчеты на всю жизнь; · выявить уровень подготовки участников и его соответствие принятому стандарту; · оценить динамику подготовки участников по сравнению с предыдущими соревнованиями; · продемонстрировать новые методики и полезный опыт; · выявить и поощрить лучших. По своей сути подобные соревнования и конкурсы должны способствовать совершенствованию профессионализма в организациях и учреждениях, создавать реальный и наглядный эталон поведения в ЧС и убеждать в доступности освоения нормативных требований и навыков любым желающим. Хороший эффект от изложенного системного подхода к обучению персонала был достигнут департаментом охраны труда РАО «ЕЭС России». Служебная инструкция энергетиков по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве РД 153034.0-03.702-99 и робот-тренажер «ГОША» были удостоены золотой медали в Женеве. Правильность выбранного подхода к обучению подтверждает и фрагмент из официального заключения судей ежегодных соревнований оперативно-ремонтного персонала предприятий электрических сетей РАО «ЕЭС России» (таблица «Допущенные погрешности при демонстрации методов оказания ПМП»). Такое соотношение выполненных манипуляций и допущенных погрешностей, показанное участниками соревнований, практически соответствует требованиям подготовки медицинской сестры или фельдшера. Быстрый прогресс в медицинской подготовке персонала, которого добился департамент охраны труда РАО «ЕЭС России», показывает эффективность методик обучения, основанных наотработке каждым множества конкретных ситуаций, ане на посещении лекций и семинарских занятий. Таким образом, решить назревшую проблему по обучению граждан России навыкам оказания первой медицинской помощи можно оперативно и качественно. 2.2. Разработка урока: «Оказание ПМП при травмах»
В первом параграфе Главы 2 мы предлагаем урок, разработанный с учетом методики оказания первой медицинской помощи В. Г. Бубнова. Базой исследования являлись 7-е классы МОУ Лицея № 135 г. Екатеринбург, чкаловского района, Свердловской области.
План-конспект для проведения занятия по курсу ОБЖ с учащимися 7-х классов Тема: "Оказание первой медицинской помощи при травмах" ЦЕЛЬ: Учебная -Систематизация знаний умений и навыков по теме "Оказание ПМП". Воспитательная -Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью. Время –40 минут Место проведения –кабинет ОБЖ Метод проведения –рассказ, показ, игра Материальное обеспечение: Бинты; жгуты; подручные шины; перевязочный материал; карточки с заданиями; динамическая таблица; аптечка первой помощи. ПЛАН УРОКА: 1. Вводная часть – 5 минут 2. Основная часть – 30 минут 3. Заключительная часть – 5 минут
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. 2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО. Сегодня мы с вами проводим обобщающий урок по теме "Оказание ПМП при различных видах повреждений". Как вы думаете, для чего мы проводим этот урок? Попробуйте сформулировать цель урока? (Учащиеся самостоятельно формулируют цель: определение прочности усвоения полученных знаний, умение применить их на практике. В случае неточности формулировки учитель подводит их к правильному пониманию цели урока). Очень часто в жизни люди оказываются в таких ситуациях, в которых не знают как себя вести, а от их действий порой зависит благополучие и даже жизнь человека. Вот для того, чтобы быть полезным, а может быть и спасти человека, мы проводим этот урок. Сегодня у нас на уроке присутствуют эксперты: (представление экспертов - ученики, лучше всех успевающие в данной дисциплине). Они будут помогать нам в решении технических вопросов, а также будут участвовать в оценивании ваших действий. 3. ПРОВЕРКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ. По группам учащиеся выполняют "задания - соответствия" (карточка № 1). Ключи к карточке № 1 заданий-соответствий смотреть Приложение 1 . Карточка № 1. Задания - соответствия. Повреждения • ушиб • растяжение • артериальное кровотечение • венозное кровотечение ' • переломы • сотрясение головного мозга • инсульт |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |