Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Организационно-педагогические меры

Требуется уйти от формализма в учебном процессе, вытащить обучающегося из-за парты и поставить его в ситуацию, близкую к реальной.Обучение должно строиться в виде проблемных и игровых занятий с имитацией самых различных видов несчастных случаев. Основная цель подобных занятий - отработать тактику, и навыки правильного поведения, способы быстрого сбора информации о пострадавшем, схемы оповещения спасательных служб и администрации, а главное - научить мобилизовать все наличные силы и резервы, быстро принимать рациональные решения в затруднительных условиях экстренной ситуации (темнота, дождь, холод, отсутствие необходимых средств спасения).

Для проведения занятий необязательно использовать традиционные аудитории, парты и столы, лучше - двор, улица, спортзал, кори­дор. Обучающимся можно разрешить не конс­пектировать. Ведь все есть в учебниках и пособиях обычного и карманного формата. Когда че­ловек много пишет, это еще не значит, что он многое познает. К тому же в одной группе зачастую оказываются люди с разным уровнем подготовки и опыта. Один будет с трудом успевать записывать, другому вообще ничего не надо. Как результат - тот и другой впустую посещают подобные занятия. Но как только на занятии зайдет речь о реальных событиях, каждый сможет высказать свое мнение или задать вопрос. Полезно, когда практические занятия превращаются в место интересного обучения и демократич­ного общения, а не в судилище над глупыми, вечно виноватыми неучами.

Достаточно условно имитировать площадку места происшествия, выбрать наиболее типичную ситуацию несчастного случая, чтобы включить в обсуждение всю аудиторию, заставить каждого человека принимать те или иные решения в выборе тактики поведения и действий. Вот когда пригодится профессиональный и жизненный опыт более опытного обучающегося. Он будет вспоминать реальный опыт, приме­ры из жизни. Такие откровения скорее заставят задуматься самого ветреного слушателя, чем призывы учителя. На подобных занятиях слушатель быстрее приобретает необходимые навыки действий, которые в традиционной школе, дающей в основном теоретические знания, не достигаются.

Нужно взять на вооружение только те методики оказания первой помощи, которые реально может применить обучающийся.Прежде всего, это методики остановки кровотечения и проведения сердечно-легочной реанимации, прида­ния наиболее благоприятного положения тела пострадавшему.

Некоторые ошибочно считают, что если не сделать вдоха искусственного дыхания, то не имеет смысла приступать к непрямому массажу сердца. А вдох делать иногда очень неприятно и страшно, у каждого есть право на брезгли­вость. В итоге некоторым проще пройти мимо ле­жащего на земле человека, чем иметь столько неприятностей. По сути, многие отказывают умирающему в помощи.

Но можно комплекс реанимации начать с удара по грудине и непрямого массажа сердца, не обязательно прикладываться к губам пострадавшего. И даже эта малость уже дает ему шанс на спасение.

Необходимо полнее оснащать аптечки и здравпункты жгутами, шинами, средствами щадящей иммобилизации и транспортировки. Обучить каждого использованию разных видов средств спасения и оказания первой помощи.Причем комплектация аптечки должна соответствовать задачам оказания первой помощи. Интересно посмотреть, как и чем именно будут оказывать помощь при ДТП те «специалисты», которые утвердили состав автоаптечки. Опре­деляющим в составе аптечек должны быть сред­ства оказания помощи при травмах. Требования к составу аптечки:

· дезинфицирующая жидкость для обработки рук и кожи вокруг раны,

· маска для проведения искусственного дыхания,

· резиновый баллончик (груша) для очище­ния полости рта и верхних дыхательных путей,

· атравматичный жгут «Альфа»,

· складная универсальная шина,

· гипотермический пакет,

· бинты и лейкопластырь,

· противоожоговая пеленка,

· набор лекарственных препаратов.

Для того чтобы каждый гражданин хорошо знал содержимое аптечки и смог в любую минуту привычно и безошибочно наложить жгут, шину, холод и т.п., необходимо именно ее использовать в качестве главного учебного пособия на практических занятиях.

Необходимо внедрить во всех организациях и учреждениях краткие красочные и компакт­ные инструкции по оказанию первой помощи при несчастных случаях.Три назначения подобной инструкции:

1.Нормативно-рекомендательный документ, который дает уверенность в действиях при оказании первой помощи с четко обозначенным кругом компетентности и возможности оказывающего помощь, его прав и обязанностей, последовательностью принятия решений и алгоритмами действий;

2.Учебное пособие в качестве сжатого конспекта занятий, которые удобно изучать в любую минуту свободного времени;

3.Карманная памятка с элементами экстренного поиска информации.

Можно использовать для обучения навыкам первой помощи современные роботы-тренажеры.Обучать езде на велосипеде без велосипеда - абсурд. Нельзя обучать навыкам первой помощи без тренажера. Перечень требований к тренажерам таков.

Внешний вид: модель в виде симпатичной девушки или подростка.

Длина не более 120-140 см (для удобства транспортировки и манипуляций. Вес не более 15-20 кг.

Оболочка должна соответствовать анатомическим ориентирам и физическим свойствам тела человека. (Твердая пластмасса, люки и чмокающие жабры на груди значительно затрудняют отработку навыков реанимации.)

Имитация оживающего и умирающего орга­низма в зависимости от правильных и ошибочных действий (сужение и расширение зрачков, подъем грудной клетки на вдохе, появление и исчезновение пульса на сонной артерии).

Питание: автономное или от сети.

Именно такой тренажер наиболее эффективен при обучении навыкам реанимации. Он пригоден для использования в классе, на полигоне, при проведе­нии учений и соревнований. Он позволяет моделировать ситуации приближенные к реальности.

Надо включать в традиционные соревнова­ния или конкурсы профессионального мастерства обязательных вопросов (этапов) по демонстрации навыков первой медицинской помощи,предусматривающие решение следующих задач:

· максимально приблизить участников к реальным условиям ЧС;

· провести мощный психологический и эмоциональный тренинг, который заставит запомнить свои ошибки и просчеты на всю жизнь;

· выявить уровень подготовки участников и его соответствие принятому стандарту;

· оценить динамику подготовки участников по сравнению с предыдущими соревнованиями;

· продемонстрировать новые методики и полезный опыт;

· выявить и поощрить лучших.

По своей сути подобные соревнования и конкурсы должны способствовать совершенствованию профессионализма в организациях и учреждениях, создавать реальный и наглядный эталон поведения в ЧС и убеждать в доступности осво­ения нормативных требований и навыков любым желающим.

Хороший эффект от изложенного системного подхода к обучению персонала был достигнут департаментом охраны труда РАО «ЕЭС России». Служебная инструкция энергетиков по оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве РД 153034.0-03.702-99 и робот-тренажер «ГОША» были удостоены золотой медали в Женеве. Правильность выбранного подхода к обучению подтверждает и фрагмент из официального заключения судей ежегодных соревнований оперативно-ремонтного персонала предприятий электрических сетей РАО «ЕЭС России» (таблица «Допущенные погрешности при демонстрации методов оказания ПМП»).

Такое соотношение выполненных манипуляций и допущенных погрешностей, показанное участниками соревнований, практически соответствует требованиям подготовки медицинской сестры или фельдшера.

Быстрый прогресс в медицинской подготовке персонала, которого добился департамент охраны труда РАО «ЕЭС России», показывает эффективность методик обучения, основанных наотработке каждым множества конкретных ситуаций, ане на посещении лекций и семинарских занятий.

Таким образом, решить назревшую проблему по обучению граждан России навыкам оказания первой медицинской помощи можно оперативно и качественно.

2.2. Разработка урока: «Оказание ПМП при травмах»

 

В первом параграфе Главы 2 мы предлагаем урок, разработанный с учетом методики оказания первой медицинской помощи В. Г. Бубнова. Базой исследования являлись 7-е классы МОУ Лицея № 135 г. Екатеринбург, чкаловского района, Свердловской области.

 

План-конспект для проведения занятия по курсу ОБЖ с учащимися 7-х классов

Тема: "Оказание первой медицинской помощи при травмах"

ЦЕЛЬ:

Учебная -Систематизация знаний умений и навыков по теме "Оказание ПМП".

Воспитательная -Формирование потребности бережного отношения к своему здоровью.

Время –40 минут

Место проведения –кабинет ОБЖ

Метод проведения –рассказ, показ, игра

Материальное обеспечение:

Бинты; жгуты;

подручные шины; перевязочный материал; карточки с заданиями; динамическая таблица; аптечка первой помощи.

ПЛАН УРОКА:

1. Вводная часть – 5 минут

2. Основная часть – 30 минут

3. Заключительная часть – 5 минут

 

ХОД УРОКА

 

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

Сегодня мы с вами проводим обобщающий урок по теме "Оказание ПМП при различных видах повреждений". Как вы думаете, для чего мы проводим этот урок? Попробуйте сформулировать цель урока? (Учащиеся самостоятельно формулируют цель: определение прочности усвоения полученных знаний, умение применить их на практике. В случае неточности формулировки учитель подводит их к правильному пониманию цели урока).

Очень часто в жизни люди оказываются в таких ситуациях, в которых не знают как себя вести, а от их действий порой зависит благополучие и даже жизнь человека. Вот для того, чтобы быть полезным, а может быть и спасти человека, мы проводим этот урок.

Сегодня у нас на уроке присутствуют эксперты: (представление экспертов - ученики, лучше всех успевающие в данной дисциплине). Они будут помогать нам в решении технических вопросов, а также будут участвовать в оценивании ваших действий.

3. ПРОВЕРКА ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ.

По группам учащиеся выполняют "задания - соответствия" (карточка № 1). Ключи к карточке № 1 заданий-соответствий смотреть Приложение 1 .

Карточка № 1.

Задания - соответствия. Повреждения

• ушиб

• растяжение

• артериальное кровотечение

• венозное кровотечение '

• переломы

• сотрясение головного мозга

• инсульт

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...