Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Приемы первой медицинской помощи

1. Жгут

2. Давящая повязка

3. Покой

4. Иммобилизация

5. Холод

6. Приподнятое положение поврежденной части тела

7. Максимальное сгибание конечности

8. Поддержание сознания и дыхания

9. Возвышенное положение Ю.Искусственное дыхание

11 .Реанимация

Каждому виду повреждения соответствует прием ПМП, нужно восстановить эти соответствия (напротив каждого вида повреждения указать цифру соответствующего приема ПМП). Карточки с выполненными заданиями сдаются экспертам.

РАБОТА В ГРУППАХ.

Пока эксперты оценивают ваши теоретические знания, мы переходим к практической части. На доске вы видите динамическую таблицу, состоящую из карточек (см. Приложение 2), с указанными на них видами повреждений, требующих немедленной медицинской помощи. Предлагаю вам подойти и выбрать по 2 карточки с заданием для следующей работы. Вам дано 2 минуты на обсуждение задания, после чего от каждой группы должны выйти по 2 человека для его выполнения. (Учащиеся в парах оказывают помощь, демонстрируя тот или иной прием, эксперты следят за выполнением.) Далее следует описание действий. Класс вносит дополнения или поправки при необходимости. По окончании пары меняются. Эксперты фиксируют правильность наложения повязок, точность описания действий, присуждая зачет- незачет за правильно выполненное задание.

РОЛЕВАЯ ИГРА.

Ребята, вы молодцы, не только теоретически знаете материал, но и умеете применять свои знания на практике. А теперь перейдем к последней части нашей работы. Часто нам кажется, что беда, чрезвычайная ситуация может случиться где -то далеко, там, где нас нет, и мы никогда не можем оказаться. Но ведь это может произойти и в обычной жизни: ребенок стянул с плиты горячий чайник на себя, малыш упал с дерева, ударился головой, кто-то споткнулся, кто-то поскользнулся и если именно вы оказались рядом, то что же вы, все-таки, будете делать? Давайте рассмотрим несколько таких жизненных ситуаций.

Ребятам раздаются ситуации (см. Приложение 3) из школьной жизни и предлагается инсценировать их, оценить, принять решение (т.к. 2 часть урока весьма насыщена, потребует много времени, то инсценировку можно заменить коллективным обсуждением, количество ситуаций рассматривается в зависимости от времени.).

Оценивается: анализ ситуации (определение сознания, признаки возможных повреждений), действия по оказанию ПМП. Не следует делать акцент и оценивать артистизм учащихся, а оценить рациональность действий.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

Наш урок подходит к концу. Я думаю, что поставленные задачи мы с вами выполнили. А теперь слово экспертам. Эксперты оценивают действие каждой группы и выставляют зачет/незачет.

Я думаю, что главным итогом являются не оценки, которые вы заработали, а те умения, которые вы сможете применить в сложной жизненной ситуации.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Ваше домашнее задание разработать памятку по оказанию ПМП карманного формата и составить список аптечки первой помощи.

В качестве заключения хотелось бы отметить, что при разработке данной модели урока были учтены все требования программы курса ОБЖ по теме ПМП и использованы традиционные формы урока. Урок включает в себя несколько видов работ (устный контроль, работа в группах и ролевая игра).

 

2.3. Анализ разработанного урока «Оказание ПМП при травмах»

Разработанный урок был апробирована в 7 «А» (15 учащихся) и 7 «Б» (18 учащихся) классах МОУ № 82 г. Екатеринбурга Свердловской области.

При подготовке к уроку, как того требует программа курса ОБЖ, мною была поставлена цель: систематизировать знания умений и навыков уже ранее приобретенных по теме "Оказание ПМП при различных видах повреждений" у учащихся 7-х классов. Для достижения поставленной цели было намечено несколько задач (обучающие, воспитывающие и развивающая), решение которых облегчило реализацию учебного процесса. Правильно поставленная цель и задачи позволили определить степень понимания и наличия, уже ранее приобретенных знаний, а также с помощью игровых ситуаций отработать его на практике.

Ход урока состоит из организационного момента, вступительного слова учителя о ПМП, контроля теоретических знаний по теме ПМП, практической работы в группе, ролевой игры «Поведение в ЧС», подведения итогов и домашнего задания.

Организационный момент необходим для установки контакта с учащимися и для их настроя на работу, однако, затягивать его не стоит.

Вступительное слово учителя о ПМП является очень важным моментом, так как именно этот этап предусматривает постановку целей и задач, которые учащиеся должны решить на протяжении урока.

Данное занятие является обобщающим, поэтому момент контроля теоретических знаний обязателен. Знание теоретического материала играет не маловажную роль, поскольку все последующие этапы урока требуют практической апробации и отработки уже полученных знаний.

Как было сказано выше, следующие этапы направлены на практическое применение теоретических знаний, работая в группах.

Ролевая игра направлена на закрепление как теоретических, так и практических знаний учащихся темы ПМП. Для ролевой игры класс был разбит на 5 групп, одна из которых была группа экспертов. Поскольку урок предусматривал работу учащихся в качестве экспертов им была организована предварительная консультация. Экспертами были назначены более успешные учащиеся, проявившие себя при изучении данного раздела. Функция экспертов - оценка деятельности учащихся на уроке; помощь учителю в коррекции работы групп.

Данный этап работы позволяет поддерживать их активность и стимулирует их интерес к предмету. Практическая часть урока предусматривает хорошее техническое оснащение, поэтому заранее было проверено наличие в кабинете ОБЖ всех необходимых материалов (бинты, жгуты, подручные шины, перевязочный материал, аптечка первой помощи). На наш взгляд, применение наглядных пособий и различных ТСО в работе с учащимися способствовало не только оживлению самого урока и привлечение их интереса и концентрации внимания, но и выработке механической и зрительной памяти.

Подведение итогов играет важную роль в ходе урока, так как учащийся должен знать насколько хорошо он усвоил материал. Мы для себя решили воспользоваться системой оценок зачет - незачет, так как учащийся должен понимать, что, оказывая ПМП пострадавшему, вы не можете допустить ошибки. В данной ситуации помощь оказана или нет. Этот этап урока помогает учащемуся осознать ответственность за свои действия и показать на практике, что не только взрослый, но и ребенок может оказать свою посильную помощь в экстремальной ситуации. Те учащиеся, которым не удалось получить зачет, было предложено еще раз факультативно проделать ту же практическую работу. По итогам результатов проведенного исследования, было установлено, что 3-е учащихся 7 «А» класса (группа № 3) и 2-е учащихся 7 «Б» класса (группа № 2) не справились с заданиями полностью, так как пробел в теоретических знаниях отразился и на практической части занятия. Группа № 2

(4 человека) 7-го «А» класса не справилась с практическими действиями из-за неслаженной работы группы на начальном этапе выполнения задания, что потребовало большей затраты времени не выполнение задания, соответственно работа была проделана некачественно, и эксперты выявили ряд ошибок.

Таблица результатов 7 «А» класса

 

Группа Задание-соответвия Практические действия Ролевая игра
Группа №1 (4 чел.) Зачет Зачет Зачет
Группа №2 (4 чел.) Зачет Незачет Зачет
Группа № 3 (3 чел.) Незачет Незачет Незачет
Группа № 4 (3 чел.) Зачет Зачет Зачет

Таблица результатов 7 «Б» класса

 

Группа Задание-соответвия Практические действия Ролевая игра (ситуация)
Группа №1 (3 чел.) Зачет Зачет Зачет
Группа №2 (3 чел.) Зачет Зачет Зачет
Группа № 3 (3 чел.) Зачет Зачет Зачет
Группа № 4 (2 чел.) Незачет Незачет Незачет

 

Самым заключительным этапом урока является домашнее задание, которое позволяет учащемуся закрепить свои знания по теме ПМП, а учителю отследить, как хорошо закреплен материал темы.

Для оптимизации учебного процесса время для каждого этапа урока было заранее четко определено с той целью, что это позволило постоянно контролировать и регулировать дисциплину учащихся, направлять их действия и мысли в нужном русле, чтобы не отклониться от темы и цели урока.

В заключении хотелось бы отметить, что учащиеся в основном справились с поставленной задачей урока, но исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что более эффективная усвояемость материала оказалась в классе с наименьшим количеством учащихся, так как учитель успевал опросить больше ребят на уроке и проконтролировать их знания и умения, полученные на предыдущих занятиях. Необходимо добавить что, полученные знания во время урока по теме ПМП учащиеся смогут применить на уроках физической культуры и биологии, а также методы и приемы, используемые во время урока, научили ребят работать в группе, оказывая друг другу взаимопомощь.

Итак, практическая апробация разработанного и представленного урока позволяет сделать следующие выводы:

1. При разработке данного урока были учтены все требования программы курса ОБЖ по теме ПМП и использованы традиционные формы урока. Урок включает в себя несколько видов работ (устный контроль, работа в группах и ролевая игра).

2. Проведенный анализ урока позволил установить, что учащиеся в основном справились с поставленной задачей урока, но исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что более эффективная усвояемость материала оказалась в классе с наименьшим количеством учащихся, так как учитель успевал опросить больше ребят на уроке. Полученные знания во время урока по теме ПМП учащиеся смогут применить на уроках физической культуры и биологии, а также методы и приемы, используемые во время урока, научили ребят работать в группе, оказывая друг другу взаимопомощь.


Заключение

 

Проведенное исследование, посвященное обучению комплексу мер оказания первой медицинской помощи, позволяет сделать следующие выводы.

Основная задача оказания первой медицинской помощи - не допустить смерти пострадавшего на месте происшествия. Оказание первой медицинской помощи должно работать на конечный результат — снижение смертельных исходов до прибытия квалифицированного медицинского персонала. Поэтому очевидцу необходимо обладать такими навыками как реанимация, т.е. уметь оказать первую медицинскую помощь без применения специального оборудования. В нашей стране большое внимание уделяется проблеме оказания первой медицинской помощи для создания наиболее эффективных методик. Данным вопросом занимались отечественные и зарубежные ученые, а в часности М. И. Гоголев, И. Н. Данишевский, С. С. Ахуджанов и Ю. Ю. Базаров, Ю. П. Засядько, В. Мошкин, В. Г. Бубнов В. Г. Бубнов и Эндрю М. Мэйсон. Сегодня существует множество разных методик, предложенных для обучения как медицинского персонала, работников МЧС и МВД, но также студентов и школьников. Однако при рассмотрении ряда методик было установлено, что методика оказания первой медицинской помощи врача В. Г. Бубнова является современной и эффективной по сравнению с остальными.

Следуя В. Г. Бубнову, мы согласны с тем, что основные причины неэффективности сторонников других методик заключаются в отсутствии таких составляющих как квалифицированный преподаватель, процесс обучения, оснащение класса, псифактор. Задача педагога построить процесс обучения с учетом всех составляющих, чтобы достигнуть положительных результатов. Основная задача педагога при обучении ребенка курсу ОБЖ, и в частности,
оказанию первой медицинской помощи - это учет возрастных особенностей в
процессе обучения. На начальном этапе ребенку проще привить и заложить все необходимые навыки безопасной жизни. Опираясь на методику оказания
первой помощи В. Г. Бубнова, был разработан и апробирован урок, с учетом
всех методических требований.

Мы считаем, что владение методами и формами обучения позволяет педагогу оптимизировать свою профессиональную деятельность, подняться на более высокий уровень профессионального мастерства. Характер методов, используемых педагогом, задается особенностями решаемой проблемы, возрастными особенностями детей, спецификой взаимодействия.

Поставленная цель и задачи исследования были реализованы.


Список литературы

1. Ахунджанов С. С, Базаров Ю. Ю. Санитарная дружина в системе гражданской
обороны. - Ташкент: ФАН, 1981

2. Байобородов Л. В., Индюков Ю. В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Метод, пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003

3. Белкин А. С. Педагогика детства: Основы возрастной педагогики. -Екатеринбург: Сократ, 1995

 

4. Бубнов В. Г. Научные и практические основы повышения эффективности системы оказания очевидцами (лицами первого контакта) первой медицинской помощи на месте происшествия/ По материалам диссертации в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора медицинских наук.-М., 2001

5. Бубнов В. Г. Основы медицинских знаний для 1Х-Х1 классов обще образовательной школы. Программа курса в рамках предмета «Основы безо­пасности жизнедеятельности». — М.: Просвещение, 1994

6. Бубнов В. Г. Пострадавшие от терроризма и от формализма. — М.: МЧС РФ, журнал «Основы безопасности жизнедеятельности», № 2, 2003.

7. Бубнов В.Г Рядом пострадавший. Ваши действия. Проблемы обучения персонала предприятий и учреждений оказанию первой медицинской помощи. — М.: МЧС РФ, журнал «Основы безопасности жизнедеятельности», № 10, 2000.

8. Булай П. И. Первая помощь при травмах, несчастных случаях и некоторых заболеваниях: Крат, справ. - 3-е изд., доп. -Мн.: Беларусь, 1989

9. Гоголев М. И. Методическое пособие по медико-санитарной подготовке. - М.: Просвещение, 1985

10. Данишевский И. Н. Медицинская подготовка населения. - М.: Медицина, 1980
11.П.Дмитрук Ф. Ликвидировать дефицит дипломированных преподавателей-организаторов ОБЖ. — М.: МЧС РФ, журнал «Основы безопасности жизнедеятельности», № 5, 2002.

12. 3асядько Ю. П. Основы безопасности жизнедеятельности: 7 класс. -Волгоград, Экстремум, 2005

13.Медико-санитарная подготовка учащихся: Учеб. для сред. учеб. заведений/ В. Н. Завьялов, М. И. Гоголев, В. С. Мордвинов и др.; Под ред. П. А. Курцева. - 3-е изд. -М.: Просвещение, 1988

14. Мошкин В. Методы, закономерности и принципы воспитания культуры личной безопасности. — М.: МЧС РФ, журнал «Основы безопасности жизнедеятельности», № 2,2001, стр. 14-19

 

15.Мэйсон Эндрю М. Первая помощь при травмах и несчастных случаях./ Перевод с англ. Н. Григорьевой. - М.: Аквариум, 1998

16.Назарова Т., Шаповаленко В. Так о чем же этот курс? О сущности концептуальной проблемы курса ОБЖ. — М.: МЧС РФ, журнал «Основы безопасности жизнедеятельности», № 6, 2000.

17.Репин Ю. В. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: Учебное пособие/ Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2003

18.Сборник нормативных документов. Основы безопасности

жизнедеятельности/ Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. - М.: Дрофа, 2004

19. Тимофеева С. С. Введение в безопасность жизнедеятельности/ Серия «Учебники, учебные пособия». - Ростов н/Д: Феникс, 2004

20.Федорова В. Н., Кирюшкин Д. М. Межпредметные связи. - М., Педагогика, 1989

21.Шолох В. Врач В. Г. Бубнов. — М.: МЧС РФ, журнал «Основы безопасности жизнедеятельности», № 4, 2000.

Приложение 1

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...