Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие о номинальном, действительном размере. Предельные размеры, отклонения, допуск.

Понятие о номинальном, действительном размере. Предельные размеры, отклонения, допуск.

Номинальный размер — размер, который служит началом отсчета отклонений и относительно которого определяют предельные размеры. Для деталей, составляющих соединение, но­минальный размер является общим. Для деталей, составляющих соединение, но­минальный размер является общим. Номинальные размеры находят расчетом их на прочность и жесткость, а также исходя из совер­шенства геометрических форм и обеспечения технологичности конструкций изделий.

Действительный размер — размер, установленный измерением с допускаемой Погрешностью.

Предельные размеры детали — два предельно допускаемых размера, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер годной детали. Больший из них называют наибольшим предельным размером, меньший — наименьшим предельным размером. Сравнение действительного размера с предельными дает возможность судить о годности детали.

Допуск Т размера — разность между наи­большим и наименьшим предельными размерами или абсолютное значение алгебраической разности между верхним и нижним откло­нениями. Допуск всегда положителен. Он определяет допускаемое поле рассеяния действительных размеров годных деталей в партии, т. е. заданную точность изготовления. С увеличением допуска качество изделий, как правило, ухудшается, но стоимость изготовле­ния уменьшается.

Для упрощения допуски можно изображать графически в виде полей допусков. При этом ось изделия всегда располагают под схемой. Поле допуска — поле, ограниченное верхним и нижним отклонениями.

Для упрощения чертежей введены предельные отклонения от но­минального размера: верхнее предельное отклонение ЕS, еs— алге­браическая разность между наибольшим предельным и номинальным размерами; нижнее предельное отклонение Е1, еi — алгебраическая разность между наименьшим предельным и номинальным размерами. Для отверстия ЕS = Dmax — D; Е1 = Dmin — D.

Для вала еs = dmax — D, еi = dmin — D. Действительным от­клонением называют алгебраическую разность между действитель­ным и номинальным размерами. Отклонение является положитель­ным, если предельный или действительный размер больше номи­нального, и отрицательным, если указанные размеры меньше но­минального.

 

 

Понятие о посадках. Виды посадок. Понятие о зазорах и натягах. Примеры стандартных посадок.

Посадка – характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки

Зазор (S) – разность между размерами отверстия и вала до сборки, если отверстие больше размера вала.

Натяг (N) – разность между размерами вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия.

Посадка с зазором – посадка, при которой всегда образуется зазор в соединении, т.е. наименьший предельный размер отверстия больше наибольшего предельного размера вала или равен ему.

При графическом изображении поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала(см. рис.1.2, в)

Посадка с натягом – посадка, при которой всегда образуется натяг в соединении, т.е. наибольший предельный размер отверстия меньше наименьшего предельного размера вала или равен ему.

При графическом изображении поле допуска отверстия расположено под полем допуска вала(см. рис.1.2, г).

Переходная посадка – посадка, при которой возможно получение как зазора так и натяга в соединении, в зависимости от действительных размеров отверстия и вала. При графическом изображении поля допусков отверстия и вала перекрываются полностью или частично (см. рис.1.2, д).При расчете и выборе посадок конструктора могут интересовать не только предельные зазоры и

натяги, но и средние, обычно наиболее вероятные, зазоры и натяги:

средний зазор: Sc = (Smax +Smin ) / 2 ;

средний натяг: Nc = (Nmax + Nmin ) / 2 .

 

 

 

 



Система отверстия и система вала. Образование посадок. Примеры выбора посадок с зазором, натягом, переходных.

Посадки в системе отверстия – посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков валов с полем допуска основного отверстия (рис. 1.5, а).

Основное отверстие (H) – отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю.

Посадки в системе вала – посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков отверстий с полем допуска основного вала (рис. 1.5, б).

Основной вал (h) – вал, верхнее отклонение которого равно нулю.

Посадки1) основные 2) комбинированные

Выполняются в системе вала или отверстия в одном квалитете точности ,

Выполняются в разных квалитетах точности либо получают сочетанием не основных деталей ,

5 Единица допуска, квалитеты, диапазоны размеров

Единица допуска i выражает зависимость допуска от диаметра, является мерой точности

 

Величина допуска определяется квалитетами точности

Квалитет точности – совокупность допусков с одинаковой точностью, с увеличением квалитета точности точность убывает а допуск увеличивается.

1…4 – применяется в измерительной технике

5…10 – для сопрягаемых поверхностей

11…18 – для свободных не сопрягаемых поверхностей

Допуски для квалитетов 5…..18 устанавливаются по геометрической прогрессии

 

K.t 5 6 7 8 9 10

a 7 10 16 25 40 64

 

a – коэффициент точности, который зависит от квалитета точности

i – мера зависимости допуска

Все размеры на 5 диапазонов разбиты

 

1 0,01…..0,1

2 0,1…..1

3 1…..500

4 500….10000

5 10000…..31500

 

 

Посадки подшипников качения

Подшипник является стандартным изделием, поэтому он изготавливается независимо от посадок, по которым будет устанавливаться на вал и в корпус. Это означает, что наружное кольцо подшипника выполняет роль основного вала. Отверстие внутреннего кольца выполняет роль основного отверстия. Но в подшипниках качения это поле допуска расположено не в «+», как у основного отверстия, а в «-». Это сделано для того, чтобы, используя переходные посадки валов k, m, n при установке подшипника на вал обеспечивали небольшие, но гарантированные натяги.

Поля допусков подшипников обозначаются:

- для наружных колец l0, l6, l5, l4, l2

- для внутренних колец L0, L6, L5, L4, L2

 

Для установки подшипников на вал и в корпус к посадочным поверхностям вала и корпуса предъявляются дополнительные требования, определяемые стандартом

ГОСТ 3325-85:

1) определяется шероховатость поверхности.

2) Допуски на погрешности формы.

3) Допуски на торцевое биение заплечиков вала и корпуса.

4) Точность размеров посадочных поверхностей

Класс точности подшипников Квалитет точности отверстия Квалитет точности вала
0, 6 5, 4 IT 7 IT 6 IT 5 IT 6 IT 5 IT 4

Схема полей допусков подшипников качения 0 и 6 классов точности

 

 

 

Понятие о размерных цепях

Размерная цепь – совокупность функционально связанных размеров, образующих замкнутый контур и участвующий в решении поставленных задач. Размеры в размерных цепях наз. Звеньями и обозначаются заглавными русскими буквами А, Б, В… Размерная цепь состоит из составляющих звеньев (А1, А2 …) и замыкающего (исходного) звена АΔ

Замыкающие звено – звено, полученное последним в процессе обработки детали или сборки узла. Составляющие звенья делятся на увеличивающиеся (с увел. которых увел. замыкающие звено) и уменьшающиеся (с увел. которых уменьшается замыкающие звено)

Виды размерных цепей: 1. Линейная – разм. цепь, которая проектируется на одну прямую линию в натуральную величину 2. Плоскостная – разм. цепь, у которой хотя бы одно звено не проектируется на одну прямую линию в натуральную величину 3. Пространственная – разм. цепь, у которой все размеры проектируются не в натуральную величину 4. Угловая – разм. цепь, все звенья которой являются угловыми величинами.

Задачи, решаемые с помощью разм. цепей:

- при прямой задаче по известному замыкающему звену (номинальному значению и предельным отклонениям) определяются номинальные значения предельного отклонения и допуски составляющих звеньев.

- при обратной задаче по известным составляющим звеньям определяются замыкающие звено, такая задача решается на стадии проверочных расчётов.

Методы расчёта разм. цепей

1. метод полной взаимозаменяемости (максимума/минимума)

2. метод неполной взаимозаменяемости

3. теоретико-вероятностный

4. групповой взаимозаменяемости

5. метод регулирования

6. метод пригонки

 

Tp (относительная опорная длина профиля) – это отношение суммы длин отрезков, отсекаемых в пределах базовой длины в материале детали, линией равноудаленной от средней линии и расположенной на заданном расстоянии от линии выступов профиля.

Контроль шероховатости

Ba ГОСТ 1843-81

В – вид сопряжения

Система допусков для цилиндрических зубчатых передач. Степени и нормы точности зубчатых передач и колес. Боковой зазор. Виды сопряжений и допусков на боковой зазор. Классы отклонений межосевого расстояния.

Данный гост устанавливает 12 степеней точности зубчатых колес и передач. Эти стандарты для каждой степени точности установлены независимые нормы допускаемых отклонений параметров определяющих: 1- кинематическую точность колес и передачи, 2 – плавность работы, 3 – полноту кантакта зубчатых колес в передачи.

H – нулевой бокавой зазор.

E – весьма малый

D – малый

C - уменьшаемый

B – нормальный

А – увеличенный

Выбор степеней точности и вида сопряжения колес в передаче. Принцип комбинирования степеней точности. Комплексные и дифференцированные показатели для контроля зубчатых колес. Кинематическая погрешность передачи.

Три основных метода:

Наибольшая алгебраическая разность значений кинематической погрешности передачи за полный цикл измерения относительного положения зубчатых колес. Выражается в линейных величинах длиной дуги делительной окружности ведомого зубчатого колеса. (изменяряется кинемостометром)

2. Наибольшая кинематическая погрешность зубчатого колеса Fir′ .

В передаче.

Колеса

Же зубчатом колесе.

Зубьев зубчатого колеса.

Погрешность обката Fcr .

Высоких частот.

Его рабочей оси

4.Колебание измерительного межосевого расстояния за оборот зубчатого колеса iri F′′ .

Разность между наибольшим и наименьшим действительными межосевыми расстояниями при двухпрофильном зацеплении измерительного зубчатого колеса с контролируемым зубчатым колесом при повороте последнего на полный оборот

Колеса.

Зацепление.

Отклонение шага fPtr .

Номинальный угловой шаг

Предельные отклонения шага: верхнее +fPt , нижнее −fPt

Мгновенное пятно контакта.

Зубчатых колес.

Суммарное пятно контакта.

Устанавливаемой конструктором

Перекос осей fyr .

Совпадает с рабочей осью

Параметры метрической резьбы

P-номинальный шаг (мм)

Для внутренней резьбы:E,F,G,H

Для наружной d,e,f,g,h

Степени точности резьбы

Для наружной 3-9

Для внутренней 4-8

Классы то4ности резьб:

То4ный 3-5

Средний 6-7

Грубый 8-9

Длины свинчивания резьбы

На резьбовые соединения установлены 3 длины свинчивания:

Короткая S

Нормальная N

Длинная L

Параметры метрической резьбы

Соединений.

К основным параметрам относятся:

• • D – наружный диаметр;

• • d – внутренний диаметр;

• • b – ширина зуба.

Неподвижных соединений.

К основным параметрам относятся:

• • D – наружный диаметр зубьев, номинальный диаметр соединения;

• • m – модуль;

• • z – число зубьев;

• • α = 30° - угол профиля.


C прямобочным профилем

Допуски и посадки шлицевых соединений с прямобочным профи­лем зубьев определяются их назначением и принятой системой центрирования втулки относительно вала.

Посадки шлицевых соединений назначают в системе отверстия по центрирующей цилиндрической поверхности и по боковым по­верхностям впадин втулки и зубьев вала (т. е. по d и b или D и h или только по Ь) назначают по ГОСТПосадки назначают в зависимости от способа центрирования.

Для нецентрирующих диаметровустановлены следующие поля допусков: для D при центрировании по d или b a11 для вала иH12 для втулки; для d при центрировании по D или bН11 для втулки. При указанных полях допусков нецентрирующих диаметров созда­ются значительные зазоры, обеспечивающие сопряжения только по посадочным поверхностям и облегчающие сборку шлицевых соеди­нений.

С эвольвентным профилем

Допуски и посадки шлицевых эвольвентных соединений установ­лены ГОСТ.

При центрировании по наружному диаметруустановлены два ряда полей допусков для центрирующих диаметров окружности впадин втулки Df и окружности вершин зубьев вала da

Допуски нецентрирующих диаметровпри центрировании по боковым поверхностям зубьев принимают такими, чтобы в соеди­нении исключить контакт по этим диаметрам.

Понятие о номинальном, действительном размере. Предельные размеры, отклонения, допуск.

Номинальный размер — размер, который служит началом отсчета отклонений и относительно которого определяют предельные размеры. Для деталей, составляющих соединение, но­минальный размер является общим. Для деталей, составляющих соединение, но­минальный размер является общим. Номинальные размеры находят расчетом их на прочность и жесткость, а также исходя из совер­шенства геометрических форм и обеспечения технологичности конструкций изделий.

Действительный размер — размер, установленный измерением с допускаемой Погрешностью.

Предельные размеры детали — два предельно допускаемых размера, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер годной детали. Больший из них называют наибольшим предельным размером, меньший — наименьшим предельным размером. Сравнение действительного размера с предельными дает возможность судить о годности детали.

Допуск Т размера — разность между наи­большим и наименьшим предельными размерами или абсолютное значение алгебраической разности между верхним и нижним откло­нениями. Допуск всегда положителен. Он определяет допускаемое поле рассеяния действительных размеров годных деталей в партии, т. е. заданную точность изготовления. С увеличением допуска качество изделий, как правило, ухудшается, но стоимость изготовле­ния уменьшается.

Для упрощения допуски можно изображать графически в виде полей допусков. При этом ось изделия всегда располагают под схемой. Поле допуска — поле, ограниченное верхним и нижним отклонениями.

Для упрощения чертежей введены предельные отклонения от но­минального размера: верхнее предельное отклонение ЕS, еs— алге­браическая разность между наибольшим предельным и номинальным размерами; нижнее предельное отклонение Е1, еi — алгебраическая разность между наименьшим предельным и номинальным размерами. Для отверстия ЕS = Dmax — D; Е1 = Dmin — D.

Для вала еs = dmax — D, еi = dmin — D. Действительным от­клонением называют алгебраическую разность между действитель­ным и номинальным размерами. Отклонение является положитель­ным, если предельный или действительный размер больше номи­нального, и отрицательным, если указанные размеры меньше но­минального.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...