Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие о номинальном, действительном размере. Предельные размеры, отклонения, допуск.Понятие о номинальном, действительном размере. Предельные размеры, отклонения, допуск. Номинальный размер — размер, который служит началом отсчета отклонений и относительно которого определяют предельные размеры. Для деталей, составляющих соединение, номинальный размер является общим. Для деталей, составляющих соединение, номинальный размер является общим. Номинальные размеры находят расчетом их на прочность и жесткость, а также исходя из совершенства геометрических форм и обеспечения технологичности конструкций изделий. Действительный размер — размер, установленный измерением с допускаемой Погрешностью. Предельные размеры детали — два предельно допускаемых размера, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер годной детали. Больший из них называют наибольшим предельным размером, меньший — наименьшим предельным размером. Сравнение действительного размера с предельными дает возможность судить о годности детали. Допуск Т размера — разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолютное значение алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями. Допуск всегда положителен. Он определяет допускаемое поле рассеяния действительных размеров годных деталей в партии, т. е. заданную точность изготовления. С увеличением допуска качество изделий, как правило, ухудшается, но стоимость изготовления уменьшается. Для упрощения допуски можно изображать графически в виде полей допусков. При этом ось изделия всегда располагают под схемой. Поле допуска — поле, ограниченное верхним и нижним отклонениями. Для упрощения чертежей введены предельные отклонения от номинального размера: верхнее предельное отклонение ЕS, еs— алгебраическая разность между наибольшим предельным и номинальным размерами; нижнее предельное отклонение Е1, еi — алгебраическая разность между наименьшим предельным и номинальным размерами. Для отверстия ЕS = Dmax — D; Е1 = Dmin — D. Для вала еs = dmax — D, еi = dmin — D. Действительным отклонением называют алгебраическую разность между действительным и номинальным размерами. Отклонение является положительным, если предельный или действительный размер больше номинального, и отрицательным, если указанные размеры меньше номинального.
Понятие о посадках. Виды посадок. Понятие о зазорах и натягах. Примеры стандартных посадок. Посадка – характер соединения двух деталей, определяемый разностью их размеров до сборки Зазор (S) – разность между размерами отверстия и вала до сборки, если отверстие больше размера вала. Натяг (N) – разность между размерами вала и отверстия до сборки, если размер вала больше размера отверстия. Посадка с зазором – посадка, при которой всегда образуется зазор в соединении, т.е. наименьший предельный размер отверстия больше наибольшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия расположено над полем допуска вала(см. рис.1.2, в) Посадка с натягом – посадка, при которой всегда образуется натяг в соединении, т.е. наибольший предельный размер отверстия меньше наименьшего предельного размера вала или равен ему. При графическом изображении поле допуска отверстия расположено под полем допуска вала(см. рис.1.2, г). Переходная посадка – посадка, при которой возможно получение как зазора так и натяга в соединении, в зависимости от действительных размеров отверстия и вала. При графическом изображении поля допусков отверстия и вала перекрываются полностью или частично (см. рис.1.2, д).При расчете и выборе посадок конструктора могут интересовать не только предельные зазоры и натяги, но и средние, обычно наиболее вероятные, зазоры и натяги: средний зазор: Sc = (Smax +Smin ) / 2 ; средний натяг: Nc = (Nmax + Nmin ) / 2 .
Система отверстия и система вала. Образование посадок. Примеры выбора посадок с зазором, натягом, переходных. Посадки в системе отверстия – посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков валов с полем допуска основного отверстия (рис. 1.5, а). Основное отверстие (H) – отверстие, нижнее отклонение которого равно нулю. Посадки в системе вала – посадки, в которых требуемые зазоры и натяги получаются сочетанием различных полей допусков отверстий с полем допуска основного вала (рис. 1.5, б). Основной вал (h) – вал, верхнее отклонение которого равно нулю. Посадки1) основные 2) комбинированные Выполняются в системе вала или отверстия в одном квалитете точности , Выполняются в разных квалитетах точности либо получают сочетанием не основных деталей , 5 Единица допуска, квалитеты, диапазоны размеров Единица допуска i выражает зависимость допуска от диаметра, является мерой точности
Величина допуска определяется квалитетами точности Квалитет точности – совокупность допусков с одинаковой точностью, с увеличением квалитета точности точность убывает а допуск увеличивается. 1…4 – применяется в измерительной технике 5…10 – для сопрягаемых поверхностей 11…18 – для свободных не сопрягаемых поверхностей Допуски для квалитетов 5…..18 устанавливаются по геометрической прогрессии
K.t 5 6 7 8 9 10 a 7 10 16 25 40 64
a – коэффициент точности, который зависит от квалитета точности i – мера зависимости допуска Все размеры на 5 диапазонов разбиты
1 0,01…..0,1 2 0,1…..1 3 1…..500 4 500….10000 5 10000…..31500
Посадки подшипников качения Подшипник является стандартным изделием, поэтому он изготавливается независимо от посадок, по которым будет устанавливаться на вал и в корпус. Это означает, что наружное кольцо подшипника выполняет роль основного вала. Отверстие внутреннего кольца выполняет роль основного отверстия. Но в подшипниках качения это поле допуска расположено не в «+», как у основного отверстия, а в «-». Это сделано для того, чтобы, используя переходные посадки валов k, m, n при установке подшипника на вал обеспечивали небольшие, но гарантированные натяги. Поля допусков подшипников обозначаются: - для наружных колец l0, l6, l5, l4, l2 - для внутренних колец L0, L6, L5, L4, L2
Для установки подшипников на вал и в корпус к посадочным поверхностям вала и корпуса предъявляются дополнительные требования, определяемые стандартом ГОСТ 3325-85: 1) определяется шероховатость поверхности. 2) Допуски на погрешности формы. 3) Допуски на торцевое биение заплечиков вала и корпуса. 4) Точность размеров посадочных поверхностей
Схема полей допусков подшипников качения 0 и 6 классов точности
Понятие о размерных цепях Размерная цепь – совокупность функционально связанных размеров, образующих замкнутый контур и участвующий в решении поставленных задач. Размеры в размерных цепях наз. Звеньями и обозначаются заглавными русскими буквами А, Б, В… Размерная цепь состоит из составляющих звеньев (А1, А2 …) и замыкающего (исходного) звена АΔ Замыкающие звено – звено, полученное последним в процессе обработки детали или сборки узла. Составляющие звенья делятся на увеличивающиеся (с увел. которых увел. замыкающие звено) и уменьшающиеся (с увел. которых уменьшается замыкающие звено) Виды размерных цепей: 1. Линейная – разм. цепь, которая проектируется на одну прямую линию в натуральную величину 2. Плоскостная – разм. цепь, у которой хотя бы одно звено не проектируется на одну прямую линию в натуральную величину 3. Пространственная – разм. цепь, у которой все размеры проектируются не в натуральную величину 4. Угловая – разм. цепь, все звенья которой являются угловыми величинами. Задачи, решаемые с помощью разм. цепей: - при прямой задаче по известному замыкающему звену (номинальному значению и предельным отклонениям) определяются номинальные значения предельного отклонения и допуски составляющих звеньев. - при обратной задаче по известным составляющим звеньям определяются замыкающие звено, такая задача решается на стадии проверочных расчётов. Методы расчёта разм. цепей 1. метод полной взаимозаменяемости (максимума/минимума) 2. метод неполной взаимозаменяемости 3. теоретико-вероятностный 4. групповой взаимозаменяемости 5. метод регулирования 6. метод пригонки
Tp (относительная опорная длина профиля) – это отношение суммы длин отрезков, отсекаемых в пределах базовой длины в материале детали, линией равноудаленной от средней линии и расположенной на заданном расстоянии от линии выступов профиля.
Контроль шероховатости Ba ГОСТ 1843-81 В – вид сопряжения Система допусков для цилиндрических зубчатых передач. Степени и нормы точности зубчатых передач и колес. Боковой зазор. Виды сопряжений и допусков на боковой зазор. Классы отклонений межосевого расстояния. Данный гост устанавливает 12 степеней точности зубчатых колес и передач. Эти стандарты для каждой степени точности установлены независимые нормы допускаемых отклонений параметров определяющих: 1- кинематическую точность колес и передачи, 2 – плавность работы, 3 – полноту кантакта зубчатых колес в передачи. H – нулевой бокавой зазор. E – весьма малый D – малый C - уменьшаемый B – нормальный А – увеличенный Выбор степеней точности и вида сопряжения колес в передаче. Принцип комбинирования степеней точности. Комплексные и дифференцированные показатели для контроля зубчатых колес. Кинематическая погрешность передачи. Три основных метода: Наибольшая алгебраическая разность значений кинематической погрешности передачи за полный цикл измерения относительного положения зубчатых колес. Выражается в линейных величинах длиной дуги делительной окружности ведомого зубчатого колеса. (изменяряется кинемостометром) 2. Наибольшая кинематическая погрешность зубчатого колеса Fir′ . В передаче. Колеса Же зубчатом колесе. Зубьев зубчатого колеса.
Погрешность обката Fcr . Высоких частот. Его рабочей оси 4.Колебание измерительного межосевого расстояния за оборот зубчатого колеса iri F′′ . Разность между наибольшим и наименьшим действительными межосевыми расстояниями при двухпрофильном зацеплении измерительного зубчатого колеса с контролируемым зубчатым колесом при повороте последнего на полный оборот Колеса. Зацепление. Отклонение шага fPtr . Номинальный угловой шаг Предельные отклонения шага: верхнее +fPt , нижнее −fPt Мгновенное пятно контакта. Зубчатых колес. Суммарное пятно контакта. Устанавливаемой конструктором Перекос осей fyr . Совпадает с рабочей осью
Параметры метрической резьбы P-номинальный шаг (мм) Для внутренней резьбы:E,F,G,H Для наружной d,e,f,g,h Степени точности резьбы Для наружной 3-9 Для внутренней 4-8 Классы то4ности резьб: То4ный 3-5 Средний 6-7 Грубый 8-9 Длины свинчивания резьбы На резьбовые соединения установлены 3 длины свинчивания: Короткая S Нормальная N Длинная L Параметры метрической резьбы Соединений. К основным параметрам относятся: • • D – наружный диаметр; • • d – внутренний диаметр; • • b – ширина зуба.
Неподвижных соединений. К основным параметрам относятся: • • D – наружный диаметр зубьев, номинальный диаметр соединения; • • m – модуль; • • z – число зубьев; • • α = 30° - угол профиля.
C прямобочным профилем Допуски и посадки шлицевых соединений с прямобочным профилем зубьев определяются их назначением и принятой системой центрирования втулки относительно вала. Посадки шлицевых соединений назначают в системе отверстия по центрирующей цилиндрической поверхности и по боковым поверхностям впадин втулки и зубьев вала (т. е. по d и b или D и h или только по Ь) назначают по ГОСТПосадки назначают в зависимости от способа центрирования. Для нецентрирующих диаметровустановлены следующие поля допусков: для D при центрировании по d или b a11 для вала иH12 для втулки; для d при центрировании по D или bН11 для втулки. При указанных полях допусков нецентрирующих диаметров создаются значительные зазоры, обеспечивающие сопряжения только по посадочным поверхностям и облегчающие сборку шлицевых соединений. С эвольвентным профилем Допуски и посадки шлицевых эвольвентных соединений установлены ГОСТ. При центрировании по наружному диаметруустановлены два ряда полей допусков для центрирующих диаметров окружности впадин втулки Df и окружности вершин зубьев вала da Допуски нецентрирующих диаметровпри центрировании по боковым поверхностям зубьев принимают такими, чтобы в соединении исключить контакт по этим диаметрам. Понятие о номинальном, действительном размере. Предельные размеры, отклонения, допуск. Номинальный размер — размер, который служит началом отсчета отклонений и относительно которого определяют предельные размеры. Для деталей, составляющих соединение, номинальный размер является общим. Для деталей, составляющих соединение, номинальный размер является общим. Номинальные размеры находят расчетом их на прочность и жесткость, а также исходя из совершенства геометрических форм и обеспечения технологичности конструкций изделий. Действительный размер — размер, установленный измерением с допускаемой Погрешностью. Предельные размеры детали — два предельно допускаемых размера, между которыми должен находиться или которым может быть равен действительный размер годной детали. Больший из них называют наибольшим предельным размером, меньший — наименьшим предельным размером. Сравнение действительного размера с предельными дает возможность судить о годности детали. Допуск Т размера — разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолютное значение алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями. Допуск всегда положителен. Он определяет допускаемое поле рассеяния действительных размеров годных деталей в партии, т. е. заданную точность изготовления. С увеличением допуска качество изделий, как правило, ухудшается, но стоимость изготовления уменьшается. Для упрощения допуски можно изображать графически в виде полей допусков. При этом ось изделия всегда располагают под схемой. Поле допуска — поле, ограниченное верхним и нижним отклонениями. Для упрощения чертежей введены предельные отклонения от номинального размера: верхнее предельное отклонение ЕS, еs— алгебраическая разность между наибольшим предельным и номинальным размерами; нижнее предельное отклонение Е1, еi — алгебраическая разность между наименьшим предельным и номинальным размерами. Для отверстия ЕS = Dmax — D; Е1 = Dmin — D. Для вала еs = dmax — D, еi = dmin — D. Действительным отклонением называют алгебраическую разность между действительным и номинальным размерами. Отклонение является положительным, если предельный или действительный размер больше номинального, и отрицательным, если указанные размеры меньше номинального.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |