Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Глава I. КОМПЛЕКСНАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧАСТИНСКОГО РАЙОНА

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  
Глава I. Комплексная географическая характеристика Частинского района
Глава II. Обзор литературы по теме исследования
Глава III. Материалы и методика исследования
Глава IV. Результаты исследования и их обсуждение 4.1 Исследуемый биотоп  
4.2. Численность остромордой и травяной лягушек на исследуемой территории
4.3. Термобиология
4.4. Весовая и размерные характеристики остромордой и травяной лягушек
Глава V. Методические рекомендации
Выводы  
Библиографический список  
Приложение  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Существование земноводных или амфибий заслуживает внимания, прежде всего потому, что они занимают особое место в истории наземных позвоночных, будучи первыми и наиболее примитивными обитателями суши.

Среди других позвоночных земноводные - наименее изученная группа. Знания об их образе жизни крайне малы. Внимание ученых, прежде всего, привлекали животные, играющие большую роль в хозяйственной деятельности человека. В этом отношении земноводные не могут конкурировать с птицами и млекопитающими, значение которых в народном хозяйстве давно известно. Наряду с этим нередко бросают камнем в "противную", но, тем не менее, очень полезную для человека лягушку.

Накопившиеся сведения о земноводных свидетельствуют, о том, что они имеют и другое, экономическое значение:

1. Земноводные как истребители вредных животных. Лягушки во взрослом состоянии питаются исключительно животной пищей и, обитая в самых разнообразных местах, приносят пользу в садах, огородах, полях, лесах и лугах, поедая вредных насекомых. В их пищу входят также и переносчики заболеваний, и промежуточные хозяева паразитических червей: комары, москиты, оводы, слепни и их личинки, а также моллюски и черви.

2. Земноводные как кормовая база полезных животных. Корм енотовидной собаки – земноводные. Лягушки составляют более одной трети всех кормов норки - ценного пушного зверя, приуроченного к водоёмам. Охотно поедает земноводных и выдра. Часто попадаются земноводные в желудках барсука и чёрного хоря.

3. Земноводные как лабораторные животные. Простота препаровки лягушки, подходящие размеры и живучесть сделали её издавна излюбленным подопытным. Большинство приборов экспериментальной медицины и биологии рассчитано на это животное. Огромное количество опытов и наблюдений проводилось и проводится над этими "мучениками науки" (Банников, А.Г., Денисова, М.Н.).

Исходя из этого, можно говорить о значимости лягушек в жизни человека и в мире в целом.

Видовое разнообразие амфибий на территории Пермского края представлено 9 видами. Частинский район является наименее изученным районном Пермского края, доступной информации по данной теме нет ни в печатных изданиях, ни в источниках интернета.

Объектом нашего исследования являются два вида лягушек (остромордая лягушка - Rana arvalis и Травяная лягушка - Rana temporaria), обитающих на территории Верх-Рождественского пруда.

Тема работы «Экология амфибий Частинского района».

Нами была сформулирована цель – изучение экологии и морфологии земноводных на территории Частинского района.

Для достижения цели нами были поставлены задачи:

1. Описание типичного биотопа остромордой и травяной лягушек;

2. Изучение морфологических особенностей видов;

3. Изучение термобиологической характеристики среды обитания;

4. Изучение микроклиматических условий местообитания данных видов;

При проведении исследования нами были использованы следующие методы: теоретические, наблюдение, описание, сравнение.

 

Глава I. КОМПЛЕКСНАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧАСТИНСКОГО РАЙОНА

Географическое положение Частинского района

Частинский район находится в юго-западной части Пермского края, на правом берегу Воткинского водохранилища реки Камы. Район расположен на Русской равнине, её восточной окраине, в пределах южной части Оханской возвышенности. Район протянулся с юго-запада на северо-восток более чем на 100км, а с запада на восток, в узкой части более чем 20км.

Площадь района составляет 1629 км², что соответствует 0,5% численности населения края. Плотность населения района составляет 9 человек на 1км².

Самые крайние точки находятся под 57*34 с.ш. – северная; 57*02 с.ш. – южная; 54*15 в.д. – западная; 55*10 в.д. – восточная. Географиченский центр района лежит в точке с координатами 57*18 с.ш. и 54*42 в.д.

Район граничит на северо-востоке с Оханским и Осинским районами, а на юго-западе административная граница района совпадает с краевой границей с Удмуртией. Границы района проходят по таежной, сильно пересеченной и малообжитой местности, и почти всюду совпадают с водоразделами рек бассейна реки Камы и её крупного притока Сивы. По гребням Оханской возвышенности средние высоты колеблются от 150м на юге до 250м на севере района. Сухопутная граница составляет 180км.

Основная благоприятная особенность географического положения района в его прикамском положении. Недостатком географического положения района является довольно скромные межрайонные транспортные связи.

Численность населения на 01.01.2016 г. — 12862 человека (Субботин Г.П. Физическая география Частинского района).

Глава II. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Глава IV. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Исследуемый биотоп

В течение 2013 – 2015 годов на территории Верх-Рождественского пруда в весенний период нами были проведены наблюдения.

Верх-Рождество, село в Ножовском сельском поселении Частинского района Пермского края. Расположено на речке Ножовка, правом притоке Камы.

Селение возникло при Верхне-Рождественском железоделательном заводе, основанном заводчиком Демидовым в 1800 году. В то время была построена плотина и создан искусственный водоем. Первоначально – Верхне-Рождественский завод. Селом стало в 1914 году, когда здесь была построена Ильинская домовая церковь.

Пруд, искусственный водоем, сооружаемый для народно-хозяйственных нужд. На территории Ножовского сельского поселения сохранились 2 пруда – Верх-Рождественский и Ножовский.

Верх-Рождественский пруд имеет площадь 60 га. Был создан в 18 веке в 1790-х гг. силами крепостных крестьян Демидовых. Наибольшая глубина – 3,5 м. В результате прорыва плотин вода из прудов нередко «уходила». Верх-Рождественский пруд был восстановлен в 1990 году (Шумилов Е.Н. Ножовский край).

Прибрежные растения:

· Осока острая - Carex acuta L.

· Мя́тлик лугово́й - Poa praténsis

· Тимофе́евка лугова́я - Phleum pratense

· Мя́тлик лугово́й - Poa praténsis

· Ежа́ сбо́рная, или Ежа обыкнове́нная - Dáctylis glomeráta

· Души́стый колосо́к - Anthoxánthum

· Лапча́тка гуси́ная - Potentilla anserina

· Лю́тик е́дкий - Ranúnculus ácris

· Подоро́жник большо́й, или Подорожник бо́льший - Plantágo májorзлаки

· Подоро́жник ланцетоли́стный, или Подорожник ланце́тный - Plantágo lanceoláta

· Тысячели́стник – Achilléa

· Манжетка обыкнове́нная - Alchemilla vulgaris

· Веро́ника дубра́вная - Veronica chamaedrys

· Лю́тик е́дкий - Ranúnculus

· Клевер лугово́й, или клевер красный - Trifolium praténse

· Кле́вер ползу́чий - Trifolium repens

· Гравила́т речно́й - Géum rivále

В прибрежной зоне встречаются деревья и кустарники

· Ива плакучая - Sálix babylónica

· И́ва ко́зья - Sálix cáprea

· Ольха́ се́рая, или Ольха бе́лая - Álnus incána

· Берёза повислая - Betula pendula

· Черёмуха обыкнове́нная Prúnus pádus (Овеснов С.А. Иллюстрированный определитель растений Пермского края)

На данной территории и обнаружены два вида лягушек - остромордая и травяная лягушки в прибрежной растительности.

Термобиология

Нами были собраны данные в дневное время 14 мая 2013 года. Погода – небольшая облачность, температура + 200. Мы измерили температуру воздуха и субстрата около местообитания 7 особей (рис.4).

Рис.4. Температура воздуха и субстрата на 2013 год.

Собранные данные 10 мая 2014 года (утром). Погода – небольшая облачность, температура воздуха + 20 С0. Данные собраны с 15 особей (рис.5).

Рис.5. Температура воздуха и субстрата на 2014 год.

Нами были собраны данные 8 июня 2015 года (утром). Погода – небольшая облачность, температура воздуха + 21 С0. Данные так же собраны с 15 особей (рис.6).

Рис.6. Температура воздуха и субстрата на 2015 год.

Из данных мы выявили среднее значения температуры воздуха и субстрата за каждый год (рис. 7).

 

Рис.6. Среднее значение температур за три год наблюдений.

Средняя температура воздуха во время наблюдений 14 мая 2013 года – 25,4 0С , 10 мая 2014 года - 27,3 0С, 8 июня 2015 года – 24, 10С.

Средняя температура субстрата 14 мая 2013 года – 25,14 0С , 10 мая 2014 года - 24,9 0С, 8 июня 2015 года – 23, 060С.

Глава V. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методические рекомендации составлены к программе авторского коллектива под рук. Т. С. Суховой (Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. - М.:Вентана-Граф, 2009), с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации: Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы/ Пол ред. В.М. Константинова, И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана - Граф, 2013.

На тему «Земноводные» отводится четыре урока:

· «Земноводные: места обитания и внешнее строение»

· «Внутреннее строение земноводных»

· «Годовой цикл жизни земноводных, их происхождение»

· «Многообразие земноводных».

Цель:формирование у учащихся знаний о внешнем и внутреннем строении земноводных, их годовом жизненном цикле, размножении и развитии, а так же их разнообразии и местах обитания.

Формируемые УУД:

• регулятивные УУД - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.

• познавательные УУД - овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; формирование и развитие компетентности в области использования, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

· коммуникативные УУД - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. формирование умения работы с различными источниками информации, умение работать совместно как друг с другом, так и с учителем, умение понимать информацию, представленную в различной форм.

Познавательные: формирование умения работать с различными источниками информации, умения устанавливать причинно-следственные связи и продолжить формирование умений использования схем, таблиц при конспектировании информации.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: формирование познавательных интересов и мотивов, развитие навыков сотрудничества, развитие навыков сотрудничества.

Метапредметные: формирование умения работы с различными источниками информации, умение работать совместно как друг с другом, так и с учителем, умение понимать информацию, представленную в различной форме.

Предметные: усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития, для формирования современных представлений о естественнонаучной картине мира; формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об экосистемной организации жизни, о взаимосвязи живого и неживого в биосфере; овладение понятийным аппаратом биологии; приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов; знание внутреннего и внешнего строения земноводных, их годового жизненного цикла, размножения, развития, мест обитания, многообразия и знание представителей Красной книги Пермского края (Федеральный государственный образовательный стандарт).

Методы обучения:

· словесные ( представлены в виде рассказа с элементами беседы);

· наглядные ( осуществляются за счет иллюстративного материала презентации Power Paint);

· поисковые (за счет частичного поиска какой-либо информации в учебнике);

· контроль и стимулирование учебно-познавательной деятельности (учитель контролирует знания учеников при помощи небольших тестов/опросов и стимулирует за счет оценок).

Методические приемы:

· организационные - осуществляются за счет записи под диктовку учителя, списывание со слайда/доски;

· технические - с помощью демонстрации слайдов, учебных таблиц на классной доске, выход учащихся к доске, запись учителя на доске;

· логические - осуществляются за счет логически изложенного учебного материала, формулирования вопросов.

Средства обучения. При изучении данной темы эффективно использовать такие средства обучения как:

· ТСО- мультимедиапроектор, ноутбук, презентация;

· вербальные – учебник «Биология 7 класс» (автор В.М.Константинов);

· изобразительные – учебные таблицы, презентация.

Внутрипредметные связи.

Курс биологии направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции. Основу структурирования содержания курса биологии составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее многообразие и эволюция, в соответствии с которыми выделены блоки содержания: признаки живых организмов; система, многообразие и эволюция живой природы.

Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Межпредметные связи.

Последовательность изложения учебного материала в 7 классе обеспечивает тесную преемственную связь с курсом географии, физики, химии.

Принципы междисциплинарной интеграции раскрываются на основе использования знаний предметов, изучаемых в соответствии с базисным учебным планом:

-география: сферы Земли, природные зоны, климат;

-русский язык: функции языка как носителя культуры, язык как средство коммуникации; стили речи – научный, публицистический, официально-деловой, художественный; устная речь – доклад, выступление; навыки работы с текстами – сокращение, план, тезисы, выписки, реферат, оценка текста;

Развитие понятий в теме.

Класс Земноводные или Амфибии, парные конечности, подвижные веки, легкие, два круга кровообращения, трехкамерное сердце, смешанная кровь, холоднокровные животные, кожные железы, скелет головы, скелет туловища, скелеты поясов передних и задних конечностей, мускулатура, плавательная перепонка, барабанная перепонка, слезные железы, слизь, резонаторы. Пищеварительная система: двенадцатиперстная кишка, тонкий и толстый кишечник, клоака. Газообмен: легкие, влажная кожа. Полушария переднего мозга. Ихтиостег, головастик, рипидистия, годовой жизненный цикл, оцепенение, икринка, регенерация, развитие с превращением, семенники, яичники. Отряды Земноводных: Бесхвостые, Хвостатые, Безногие.

Самостоятельные работы.Самостоятельные работы могут быть очень разнообразными:

• работа с книгой: рисунок, график, конспектирование, пересказ, план ответа, обобщение по нескольким параграфам, работа с первоисточниками;

• упражнения: ответы на вопросы, отзывы на ответы, тренировочные упражнения;

• решение задач, лабораторные работы;

• проверочные, самостоятельные работы для проверки ранее изученного материала (сочинение, диктант);

• доклады и рефераты;

• индивидуальные и групповые задания на экскурсиях.

Самостоятельная работа с литературой. Для развития умения использовать метод самостоятельной работы с книгой очень важно систематически работать с учебником на уроках. При объяснении учебного материала книгу не следует закрывать, потому что техника чтения у многих учеников низкая, поэтому необходимо детям внимательно читать вместе с учителем определения, задавать вопросы при затруднениях, выделять главные мысли параграфа, работать с рисунками, схемами, таблицами, публикуемыми в учебнике.

Задание может быть направлено на подготовку по учебнику ответов на вопросы, составление плана параграфа или его части, нахождение основных терминов, выделенных курсивом, определений, составление схем и таблиц на основе текста учебника. Например, в 7 классе очень много интересного материала при изучении отрядов животных. Учитель делит класс на группы и дает задания. Например, при изучении темы “Класс Земноводные, или Амфибии”

1) группа учащихся изучает Отряд Безногие. Самостоятельная работа со статьей учебника “Отряд Безногие” по вопросам: в какой части земного шара обитают червяги? Где обитают червяги? Как строение червяг приспособлено к среде их обитания? На основании каких признаков строения червяг относят к земноводным?

2) группа учащихся работает со статьей учебника “Отряд Хвостатые” по вопросам: каковы особенности внешнего строения хвостатых амфибий? Как передвигаются хвостатые амфибии? Как у хвостатых амфибий происходит газообмен? Как размножаются хвостатые амфибии? Как приспособлено строение хвостатых амфибий к среде их обитания?

3) группа учащихся работает со статьей учебника “Отряд Бесхвостые” по вопросам и заданиям: какие приспособления появились у бесхвостых амфибий в связи с большой степенью освоения суши? Какие особенности строения и жизнедеятельности хвостатых амфибий доказывают, что они не смогли стать сухопутными? Рассмотреть рисунок 104 и объяснить, как питается лягушка; как размножаются бесхвостые амфибии.

После работы с текстом учебника проводится обмен информацией.

Неотъемлемой частью учебника являются схемы и рисунки, которые способствуют раскрытию и усвоению основного содержания параграфа, дополняют текст. Работа с иллюстрациями может быть очень разнообразна и включает умения составлять рассказ по рисунку, находить нужные сведения, сравнивать изображенные объекты или процессы.

Задания по работе с рисунками на первых этапах простые. Например, задание: рассмотреть соответствующие рисунки и рассказать о строении. В дальнейшем задания усложняются, учитель предлагает составить рассказ по рисунку, сравнить изображенные объекты, по строению органа определить его функции, установить связь между строением и функциями, выявить черты приспособленности организма к среде обитания, описать изображенный на рисунке опыт и сделать выводы.

Учебником можно пользоваться как руководством при выполнении лабораторных работ.

Самостоятельные работы, направленные на усвоение нового материала и связанные с наблюдением на уроках, проводятся в форме лабораторных занятий. Они развивают наблюдательность, вызывают интерес к учебному предмету и изучению живой природы, активизируют познавательную деятельность школьников, способствуют лучшему усвоению учащимися биологических знаний, практических умений и навыков, приучают к культуре труда.

Лабораторные работы требуют тщательной подготовки к их проведению. Учитель заранее составляет календарный план проведения уроков, в который включает проведение лабораторных занятий. Наиболее целесообразно такое проведение работ, когда каждый учащийся имеет на руках натуральные объекты, текстовую карточку с заданием и немой рисунок. Выполняя работу, учащиеся должны записывать в своих тетрадях ответы на вопросы, поставленные в задании. Во время выполнения той или иной самостоятельной работы учитель контролирует ход работы, делает необходимые пояснения, указывает на ошибки, дает дополнительные вопросы. В связи с тем, что темп выполнения работ у учащихся разный учитель готовит дополнительные задания для тех учеников, которые выполнили работу раньше других. Это могут быть вопросы, устные ответы, на которые учащиеся смогут дать только после чтения соответствующего текста учебника. В других случаях после постановки познавательных задач урока учитель дает карточку – инструкцию, раздаточный материал. При этом учащиеся могут выполнить работу целиком и затем организовать беседу по ее результатам, либо делать работу по частям, например, вначале проработать пункты 1 – 4, а после беседы – остальные. Организуя такую самостоятельную работу, возможно осуществлять дифференцированный подход в обучении, сделав одни пункты заданий, обязательными для выполнения всеми учащимися класса, другие предложить проработать только тем, кто быстро и хорошо справляется с работой.

Важной формой организации обучения биологии являются экскурсии, на которых устанавливается связь теории с практикой, привлекается внимание учащихся к природным явлениям. Общение с природой на экскурсиях способствует эмоциональному восприятию знаний, убеждает в необходимости защиты растений и животных от вредных воздействий человека. Экскурсия состоит из нескольких этапов: подготовки, проведения, подведения итогов, использования результатов в дальнейшем обучении. Подготовка учащихся к экскурсии заключается в том, что учитель сообщает тему и цель экскурсии, распределяет по группам задания для самостоятельной работы. Проводит беседу о содержании и оформлении отчета, о правилах поведения на экскурсии. Для второго этапа экскурсии характерна вступительная беседа и самостоятельная работа учащихся под руководством учителя. Третий этап включает заключительную беседу, составление школьниками отчета.

Самостоятельная работа может быть классной и домашней. Главная функция классной работы – контролирующая, а домашней – закрепляющая. Правильно организованная классная, самостоятельная работа развивает произвольное внимание детей, собственное мышление, формирует самостоятельность как черту характера

К учебникам есть рабочие тетради на печатной основе, и одной из форм самостоятельной работы может быть работа с рабочими тетрадями. учащиеся выполняют задания в тетрадях. Часть номеров учитель задает домой. При проверке этих заданий ставится “+”, если задание выполнено верно, и “-”, если задание неверное. Если выполнение задания затруднено, учащиеся обсуждают его на уроке в форме беседы.

Решение биологических и экологических задач по теме «Земноводные».Примеры биологических задач приведены ниже.

1. Подсчитайте, если одна лягушка в день отлавливает 20 мух, из них 80 % – вредных. Сколько мух отловит лягушка за месяц? За лето?

2. В процессе проведения опытов установили, что при температуре 40 С лягушки делают прыжки длиной 10-15 см, а при температуре 250 С - около 100 см. Почему?

3. В умеренном поясе водится несколько десятков видов земноводных, а в тропиках - 1,5 тысяч видов. Как это объяснить?

Виды домашних заданий по теме.

На данных уроках в качестве домашней работы могут быть использованы такие задания как: чтение параграфов учебника; письменные или устные ответы на вопросы после пройденного параграфа; написание и рассказ небольших докладов; некоторые творческие задания (например, книжка-малютка, рисунок в тетради и т.д.)

Экскурсии по теме.

Конкретной экскурсии по данной теме не запланировано. Но в программе есть такая экскурсия как « Знакомство с многообразием животных в природе», на ней можно поговорить в частности и про земноводных.

ВЫВОДЫ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Банников, А.Г., Денисова, М.Н. Очерки по биологии./ А.Г.Банников, М.Н.Денисова. - М., 1965.

2. Вершинин, В.Л., Определитель амфибий и рептилий среднего Урала, 2007 – 90с.

3. Животные Прикамья: Учебное пособие. – Книга II. – Пермь: «Книжный мир», 2001 – 168с.

4. Зиновьев, Е.А., Программа мониторинга амфибий и рептилий в Пермской области. /Е.А. Зиновьев, А.И. Шепель, Н.И. Летвиненко, М.А. Бакланов//Вестник Пермского университета. – 2004- Вып. 2 – С. 123-126.

5. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы/ Пол ред. В.М. Константинова, И.Н. Пономаревой. - М.: Вентана - Граф, 2013.

6. Константинов В.М., Шаталов С.П., Зоология позвоночных: учебник для студентов высших учебных заведений/ В.М. Константинов, С.П. Шаталов. – М., 2004 - 527с.

7. Красная книга Среднего Урала. Свердловская и Пермская области: Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений. – Екатеринбург, 1996. – 278с.

8. Овеснов, С.А., Иллюстрированный определитель растений Пермского края/ С.А. Овеснов. – Пермь,2007 – 747с.

9. Особо охраняемые природные территории Пермской области: Реестр. Пермь, 2002.

10. Субботин Г.П., Физическая география Частинского района. Частые, 1998.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт - 2010.

12. Шумилов, Е.Н. Энциклопедический справочник Ножовский край/ Е.Н. Шумилов. – Пермь, 2010 - 155с.

13. Шумилов, Е.Н. У частых островов/ Е.Н. Шумилов. – Пермь, 2004.

14. Юшков Р.А., Воронов Г.А. Амфибии и рептилии Пермской области (предварительный кадастр). Пермь, 1994 - 157 с.

15. http://biofile.ru/bio/17120.html

16. http://rp5.ru

17. http://www.частинскиймр.рф/ekonomika/detail.php?ELEMENT_ID=2719&SECTION_ID=113

18. http://info.permecology.ru/redbook/008_animal.aspx?p1=1&p2=4

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  
Глава I. Комплексная географическая характеристика Частинского района
Глава II. Обзор литературы по теме исследования
Глава III. Материалы и методика исследования
Глава IV. Результаты исследования и их обсуждение 4.1 Исследуемый биотоп  
4.2. Численность остромордой и травяной лягушек на исследуемой территории
4.3. Термобиология
4.4. Весовая и размерные характеристики остромордой и травяной лягушек
Глава V. Методические рекомендации
Выводы  
Библиографический список  
Приложение  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Существование земноводных или амфибий заслуживает внимания, прежде всего потому, что они занимают особое место в истории наземных позвоночных, будучи первыми и наиболее примитивными обитателями суши.

Среди других позвоночных земноводные - наименее изученная группа. Знания об их образе жизни крайне малы. Внимание ученых, прежде всего, привлекали животные, играющие большую роль в хозяйственной деятельности человека. В этом отношении земноводные не могут конкурировать с птицами и млекопитающими, значение которых в народном хозяйстве давно известно. Наряду с этим нередко бросают камнем в "противную", но, тем не менее, очень полезную для человека лягушку.

Накопившиеся сведения о земноводных свидетельствуют, о том, что они имеют и другое, экономическое значение:

1. Земноводные как истребители вредных животных. Лягушки во взрослом состоянии питаются исключительно животной пищей и, обитая в самых разнообразных местах, приносят пользу в садах, огородах, полях, лесах и лугах, поедая вредных насекомых. В их пищу входят также и переносчики заболеваний, и промежуточные хозяева паразитических червей: комары, москиты, оводы, слепни и их личинки, а также моллюски и черви.

2. Земноводные как кормовая база полезных животных. Корм енотовидной собаки – земноводные. Лягушки составляют более одной трети всех кормов норки - ценного пушного зверя, приуроченного к водоёмам. Охотно поедает земноводных и выдра. Часто попадаются земноводные в желудках барсука и чёрного хоря.

3. Земноводные как лабораторные животные. Простота препаровки лягушки, подходящие размеры и живучесть сделали её издавна излюбленным подопытным. Большинство приборов экспериментальной медицины и биологии рассчитано на это животное. Огромное количество опытов и наблюдений проводилось и проводится над этими "мучениками науки" (Банников, А.Г., Денисова, М.Н.).

Исходя из этого, можно говорить о значимости лягушек в жизни человека и в мире в целом.

Видовое разнообразие амфибий на территории Пермского края представлено 9 видами. Частинский район является наименее изученным районном Пермского края, доступной информации по данной теме нет ни в печатных изданиях, ни в источниках интернета.

Объектом нашего исследования являются два вида лягушек (остромордая лягушка - Rana arvalis и Травяная лягушка - Rana temporaria), обитающих на территории Верх-Рождественского пруда.

Тема работы «Экология амфибий Частинского района».

Нами была сформулирована цель – изучение экологии и морфологии земноводных на территории Частинского района.

Для достижения цели нами были поставлены задачи:

1. Описание типичного биотопа остромордой и травяной лягушек;

2. Изучение морфологических особенностей видов;

3. Изучение термобиологической характеристики среды обитания;

4. Изучение микроклиматических условий местообитания данных видов;

При проведении исследования нами были использованы следующие методы: теоретические, наблюдение, описание, сравнение.

 

Глава I. КОМПЛЕКСНАЯ ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧАСТИНСКОГО РАЙОНА

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...