Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Фед. органы исполнительной власти как субъекты административного праваОрган исполнительной власти (ОИВ) – организация, являющаяся частью госаппарата и осуществляющая исполнительно-распорядительную деятельность в процессе повседневного управления делами общества и государства. К ФОИВ относятся: Правительство РФ, Фед. министерства, службы и агентства. Признаки ОИВ: 1. Организационные (характеризуют создание, образование ОИВ. - любой ОИВ создан на основании действующего законодательства. - представляет собой организацию. - обладает статусом юр. лица. - ОИВ имеет собственное наименование. - наличие штата. - контрольность и подотчетность. 2. Функциональные (характеризуют функции и задачи, осуществляемые ОИВ). - исполнительно-распорядительный характер. - обеспечение эффективного функционирования государства. - обеспечение конституционных прав и свобод в сфере ГУ. - оперативная самостоятельность. 3. Юридические (характеризуют объем прав и обязанностей, которыми владеет ОИВ). - наличие компетенции ОИВ. - деятельность ОИВ является подзаконной. Классификация ОИВ. 1. По способу формирования: - на основе КРФ (гл.6 –правительство) - на основе текущего законодательства. 2. В зависимости от территориального масштаба деятельности: - федеральные ОИВ (министерства, агентства). - региональные ОИВ – те органы власти, которые распространяются на территории федеральных округов. - территориальные ОИВ – органы, которые создаются для управления в субъектах. 3. В зависимости от полномочий ОИВ: - общей компетенции – решают большинство вопросов ГУ (Правительство) - отраслевой компетенции – осуществляют управление в установленной сфере (федеральные министерства). - функциональной компетенции – осуществляют строго определенные полномочия. 4. По способу разрешения компетенции: - коллегиальные ОИВ – органы, где решения принимаются большинством голосов (Правительство). - единоначальные – гос. решения принимаются 1 должностным лицом (министерство). 5. В зависимости от организационно-правовой сферы: - правительство - федеральные министерства, агентства, службы. - республиканские - администрация - мэрия - департаменты - управления - отделы Правительство РФ – орган, возглавляющий ИВ в РФ. Его правовой статус определяется ФКЗ «О Правительстве РФ» от 1997 г. Принципы деятельности: 1. Народовластия (осуществляет власть от имени народа); 2. Обеспечения прав и законных интересов граждан; 3. Федерализма (выполняет функции, предписанные ему Конституцией РФ); 4. Разделения властей; 5. Гласности (открытости). 6 Принцип демократизма (любой гражданин может стать членом правительства). Состав Правительства: - Председатель; - Зам. Председателя; - Фед. министры. Председатель представляет Правительство на территории РФ и за ее пределами; разрабатывает структуру Фед. ОИВ и представляет ее для утверждения Президенту; определяет основные направления деятельности Правительства; ведет заседания Правительства; подписывает акты Правительства. Зам. Председателя участвует в заседаниях Правительства с правом решающего голоса; разграничивает полномочия между членами Правительства; участвует в разработке постановлений и распоряжений Правительства; предварительно рассматривает предложения, вносимые в Правительство; исполняет обязанности Председателя в момент его отсутствия. Фед. министры участвуют в заседаниях Правительства с правом решающего голоса; организуют работу соответствующего министерства; имеют право применять меры поощрения и взыскания к руководителям фед. служб и агентств, входящих в состав министерства; участвуют в разработке гос. политики, проводимой Правительством. На членов Правительства возлагаются следующие правоограничения: 1) не могут быть депутатами законодательного органа; 2) не могут занимать иные должности в гос. органах; 3) не могут заниматься иной оплачиваемой деятельностью; 4) не могут заниматься предпринимательской деятельностью; 5) не могут состоять членами правления хозяйствующих субъектов; 6) не могут получать гонорар за выступления в СМИ в качестве членов Правительства; 7) запрещено использовать материально-технические средства вне служебных целей; 8) не могут получать вознаграждение от физических или юридических лиц за деятельность, связанную с исполнением полномочий; 9) без разрешения Президента получать знаки отличий иностранных государств; 10) обязаны ежегодно подавать в налоговые органы отчет о полученных доходах, об использовании имущества. Общие полномочия Правительства: 1) реализует внешнюю и внутреннюю политику в РФ; 2) обеспечивает единство ОИВ; 3) контролирует деятельность ОИВ; 4) разрабатывает целевые программы социально-экономического развития; 5) реализует право законодательной инициативы. Основная организационно-правовая форма деятельности-заседания (не реже 1 раза в месяц). В обязательном порядке рассматриваются вопросы: О предоставлении федерального бюджета ГД, отчеты, утверждение объема выпуска ценных бумаг, положения о ФОИВ, утверждение номенклатуры товаров в отношении которых применяется гос. регулирование цен. Акты, издаваемые Правительством: 1) постановление – нормативно-правовой акт, регулирующий отношения с большим количеством субъектов; 2) распоряжение – акт Правительства по оперативным вопросам. Прекращение исполнения полномочий: 1. Складывает полномочия перед вновь избранным президентом. 2. Подача правительства в отставку. 3. Решение может принять президент. 4. ГД может выразить недоверие правительству. 5. Отказ правительству в доверии со стороны ГД. Фед. министерство – центральный фед. ОИВ, осуществляющий руководство отдельной отраслью народного хозяйства. В состав министерства входят: фед. министр, его заместители и коллегия, состоящая, как правило, из заместителей и руководящих работников министерства. Это единоначальный орган. Министр в пределах своих полномочий издает приказы, указания, инструкции. Функцией министерства является реализация постановлений и распоряжений Правительства. Создаются в соответствии с указом президента, действуют на основании положений, утвержденных правительством, осуществляют функции: выработка государственной политики, исполняет постановления и распоряжения правительства, осуществляет нормативное регулирование в установленной сфере. Фед. служба – фед. ОИВ, осуществляющий контрольные и надзорные функции, а также специализированные функции в области обороны, обеспечения безопасности, правопорядка, охраны госграницы. Правовое положение: создаются на основании Указа Президента, могут быть подчинены либо Президенту (ФСБ, ФС внешней разведки), либо Правительству (ФС по труду и занятости населения). Руководство осуществляет руководитель или директор. Эти органы являются единоначальными. Не имеют право осуществлять нормативно-правовое регулирование., предоставление гос. услуг и управлять гос. собственностью. Фед. агентство – фед. ОИВ, осуществляющий функции по предоставлению гос. услуг, управлению гос. имуществом, осуществлению правоприменительной деятельности. Создаются по Указу Президента. Являются единоначальными органами. Руководство осуществляет руководитель агентства. Полномочия: - предоставление гос. услуг. - осуществление полномочий собственника в отношении имущества. - реализую гос. политику. - не вправе осуществлять контрольные, надзорные функции. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |