Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Фед. органы исполнительной власти как субъекты административного права

Орган исполнительной власти (ОИВ) – организация, являющаяся частью госаппарата и осуществляющая исполнительно-распорядительную деятельность в процессе повседневного управления делами общества и государства. К ФОИВ относятся: Правительство РФ, Фед. министерства, службы и агентства.

Признаки ОИВ:

1. Организационные (характеризуют создание, образование ОИВ.

- любой ОИВ создан на основании действующего законодательства.

- представляет собой организацию.

- обладает статусом юр. лица.

- ОИВ имеет собственное наименование.

- наличие штата.

- контрольность и подотчетность.

2. Функциональные (характеризуют функции и задачи, осуществляемые ОИВ).

- исполнительно-распорядительный характер.

- обеспечение эффективного функционирования государства.

- обеспечение конституционных прав и свобод в сфере ГУ.

- оперативная самостоятельность.

3. Юридические (характеризуют объем прав и обязанностей, которыми владеет ОИВ).

- наличие компетенции ОИВ.

- деятельность ОИВ является подзаконной.

Классификация ОИВ.

1. По способу формирования:

- на основе КРФ (гл.6 –правительство)

- на основе текущего законодательства.

2. В зависимости от территориального масштаба деятельности:

- федеральные ОИВ (министерства, агентства).

- региональные ОИВ – те органы власти, которые распространяются на территории федеральных округов.

- территориальные ОИВ – органы, которые создаются для управления в субъектах.

3. В зависимости от полномочий ОИВ:

- общей компетенции – решают большинство вопросов ГУ (Правительство)

- отраслевой компетенции – осуществляют управление в установленной сфере (федеральные министерства).

- функциональной компетенции – осуществляют строго определенные полномочия.

4. По способу разрешения компетенции:

- коллегиальные ОИВ – органы, где решения принимаются большинством голосов (Правительство).

- единоначальные – гос. решения принимаются 1 должностным лицом (министерство).

5. В зависимости от организационно-правовой сферы:

- правительство

- федеральные министерства, агентства, службы.

- республиканские

- администрация

- мэрия

- департаменты

- управления

- отделы

Правительство РФ – орган, возглавляющий ИВ в РФ. Его правовой статус определяется ФКЗ «О Правительстве РФ» от 1997 г.

Принципы деятельности: 1. Народовластия (осуществляет власть от имени народа); 2. Обеспечения прав и законных интересов граждан; 3. Федерализма (выполняет функции, предписанные ему Конституцией РФ); 4. Разделения властей; 5. Гласности (открытости). 6 Принцип демократизма (любой гражданин может стать членом правительства).

Состав Правительства:

- Председатель;

- Зам. Председателя;

- Фед. министры.

Председатель представляет Правительство на территории РФ и за ее пределами; разрабатывает структуру Фед. ОИВ и представляет ее для утверждения Президенту; определяет основные направления деятельности Правительства; ведет заседания Правительства; подписывает акты Правительства.

Зам. Председателя участвует в заседаниях Правительства с правом решающего голоса; разграничивает полномочия между членами Правительства; участвует в разработке постановлений и распоряжений Правительства; предварительно рассматривает предложения, вносимые в Правительство; исполняет обязанности Председателя в момент его отсутствия.

Фед. министры участвуют в заседаниях Правительства с правом решающего голоса; организуют работу соответствующего министерства; имеют право применять меры поощрения и взыскания к руководителям фед. служб и агентств, входящих в состав министерства; участвуют в разработке гос. политики, проводимой Правительством.

На членов Правительства возлагаются следующие правоограничения:

1) не могут быть депутатами законодательного органа;

2) не могут занимать иные должности в гос. органах;

3) не могут заниматься иной оплачиваемой деятельностью;

4) не могут заниматься предпринимательской деятельностью;

5) не могут состоять членами правления хозяйствующих субъектов;

6) не могут получать гонорар за выступления в СМИ в качестве членов Правительства;

7) запрещено использовать материально-технические средства вне служебных целей;

8) не могут получать вознаграждение от физических или юридических лиц за деятельность, связанную с исполнением полномочий;

9) без разрешения Президента получать знаки отличий иностранных государств;

10) обязаны ежегодно подавать в налоговые органы отчет о полученных доходах, об использовании имущества.

Общие полномочия Правительства:

1) реализует внешнюю и внутреннюю политику в РФ;

2) обеспечивает единство ОИВ;

3) контролирует деятельность ОИВ;

4) разрабатывает целевые программы социально-экономического развития;

5) реализует право законодательной инициативы.

Основная организационно-правовая форма деятельности-заседания (не реже 1 раза в месяц).

В обязательном порядке рассматриваются вопросы:

О предоставлении федерального бюджета ГД, отчеты, утверждение объема выпуска ценных бумаг, положения о ФОИВ, утверждение номенклатуры товаров в отношении которых применяется гос. регулирование цен.

Акты, издаваемые Правительством:

1) постановление – нормативно-правовой акт, регулирующий отношения с большим количеством субъектов;

2) распоряжение – акт Правительства по оперативным вопросам.

Прекращение исполнения полномочий:

1. Складывает полномочия перед вновь избранным президентом.

2. Подача правительства в отставку.

3. Решение может принять президент.

4. ГД может выразить недоверие правительству.

5. Отказ правительству в доверии со стороны ГД.

Фед. министерство – центральный фед. ОИВ, осуществляющий руководство отдельной отраслью народного хозяйства. В состав министерства входят: фед. министр, его заместители и коллегия, состоящая, как правило, из заместителей и руководящих работников министерства. Это единоначальный орган. Министр в пределах своих полномочий издает приказы, указания, инструкции. Функцией министерства является реализация постановлений и распоряжений Правительства.

Создаются в соответствии с указом президента, действуют на основании положений, утвержденных правительством, осуществляют функции: выработка государственной политики, исполняет постановления и распоряжения правительства, осуществляет нормативное регулирование в установленной сфере.

Фед. служба – фед. ОИВ, осуществляющий контрольные и надзорные функции, а также специализированные функции в области обороны, обеспечения безопасности, правопорядка, охраны госграницы. Правовое положение: создаются на основании Указа Президента, могут быть подчинены либо Президенту (ФСБ, ФС внешней разведки), либо Правительству (ФС по труду и занятости населения). Руководство осуществляет руководитель или директор. Эти органы являются единоначальными. Не имеют право осуществлять нормативно-правовое регулирование., предоставление гос. услуг и управлять гос. собственностью.

Фед. агентство – фед. ОИВ, осуществляющий функции по предоставлению гос. услуг, управлению гос. имуществом, осуществлению правоприменительной деятельности. Создаются по Указу Президента. Являются единоначальными органами. Руководство осуществляет руководитель агентства.

Полномочия:

- предоставление гос. услуг.

- осуществление полномочий собственника в отношении имущества.

- реализую гос. политику.

- не вправе осуществлять контрольные, надзорные функции.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...