Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международная правосубъектность наций и народов, борющихся за самоопределение.

Классификация межд дог-в

В завис-ти от числа участников

- двухсторонние

-многосторонние: в зависимости от территориальной сферы действия:

- универсальные - распростран на значит территории, охватыв, как правило, несколько континентов и затрагивают множ-во целей - региональные - огранич опред регионом (например, договоры между стран СНГ) - локальные - территории 2-3 гос-

2) в зависимости от возможности присоединения:

- открытые - присоединение к которым возможно для любых гос-в

- закрытые - присоединение к которым зависит от других гос-в - участников.

3) в зависимости от процедуры заключения:

- договоры, ктр подлежат ратификации

- договоры, ктр вступают в силу после подписания

 

 

2) Источник - международно -правовой обычай - пп б п 1 ста 38 - международный суд обязан решать переданные ему споры на основании переданного ему права, при этом суд применяет международный обычай, как док-во всеобщей прак-ки, признанной в кач-ве правовой нормы. Т.о. международный обычай состоит из 2 элементов- 1. практика поведения - некий объективный элемент 2. убежденность в ее юридической обязательности (opinio juris) - признание в кач-ве правовой нормы - субъективный элемент.

 

Практика поведения состоит из опред пост повторяющихся действий гос-в

Дипломатическое, морское право - те отрасли, где очень много международных обычаев.

 

3) источник - общие принципы права - пп. с п. 1 ст 38 - суд, который обязан решать переданные ему споры на основании МП, применяет общие принципы права, признанные цивилизованными нациями.

 

Общие принципы:

-принцип добросовестности

-пр-п справедливости

- пр-п законности

-пр-п защиты прав человека

- пр-п суверенитета над природными ресурсами

- пр-п "договоры должны соблюдаться" - pacta sud servanta

 

Производные источники МП

1) резолюции международных организаций - новый источник, о нем не сказано в ст 38 Статута. Резолюции не обладают той юр силой, ктр обладают международные договоры. С др стороны, с того момента, когда гос становится участником международной организации, оно обязано выполнять решения этой международной организации. Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН по самым животрепещущим вопросам - им придаются нормативный характер и они обладают юр силой - пример, декларация "О предоставлении независимости колониальным странам и народам" - 1960 г.

 

3. Вспомогательные источники МП - пп. d п 1 ст 38 Статута - суд, ктр обязан решать переданные ему споры на основании МП, применяет судебные решения в кач-ве вспомогательного средства для определения правовых норм. Речь идет о решения международного суда ООН, ктр явл именно вспомогательным средством для опред правовых норм. Международный уголовный суд, ЕСПЧ - также.

 

Доктрина наиболее квалифицированных специалистов - пп d п 1 ст 38 Статута - ....., применяет доктрины наиб квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в кач-ве вспомогательного средства для определения правовых норм.

 

Односторонние акты гос-в - данный вид источника не предусмотрен в статье 38, однако, он используется в кач-ве источника. Односторонние декларации либо заявления гос-в по тому или иному вопросу МП. Пример, заявление о признании гос-м, заявление - декларация по поводу протеста против вооруженных действий и др.

 

Создание норм современного МП—это процесс согласования воль государств, имеющий свои стадии:

1) Инициатива государств (длительное, устойчивое, одностороннее следование определенным правилам поведения);

2) Обыкновения—одно или несколько государств следует, но это еще не обычай, т.к. может быть нарушаемо;

3) Международный обычай—до принятия устава ООН на этой стадии все заканчивалось;

4) Договорная стадия, кодификация МП.

 

Существуют несколько точек зрения на понимание создания норм МП:

а) это эволюционное, постепенное, градуальное развитие международных отношений;

б) это процесс сугубо международно-правовой, преобладание влияния политических норм, т.е. мы должны понимать это как 1 из 3:

1-е—это приход к консенсусу;

2-е—это признание не всеми, но большинством;

3-е—это просто следование конфессиональной (в рамках религии) группой государств.

В любом случае должно быть преобладание права над политикой.

 

3.Проблема соотношения международного и внутригосударственного права.

3 главных аспекта в данной проблеме:

1) влияние норм ВП на МП, темпы влияния, характер воздействия и т.п.;

2) влияние МП на ВП;

3) способы приведения в соответствие норм ВП к МП.

В доктрине МП сложилось 2 главные концепции соотношения:

1) монистическая(доктринальная) теория и

2) дуалистическая теория, каждая из которых в зависимости от характера власти в государстве имеет свои особенности.

 

Примат ВП права над МП зависит от политического режима государства, то есть любое тоталитарное, теократическое государство будет предпочитать нормы ВП МПраву. Примат МП и ВП рассматривался двояким образом в названных теориях. В первой (Гегель, Бисмарк) предполагался, что международное право не является особой изолированной системой права, оно лишь средство для выравнивания внешнеполитической позиции государства. Поэтому любое государство, соблюдая принцип суверенитета, неминуемо приходит к признанию верховенства ВП. Нарушение принципа суверенитета со стороны других государств не только подрывает систему норм и принципов МП, но и дестабилизирует политические отношения в целом.

Защитники второй теории: и внутреннее и МП—это независимые, хотя и соприкасаются правовые системы, каждая из которых не имеет превосходства ни в каких чертах или признаках. Вторая теория признает, что современные международные отношения основаны на принципах МП (например, устав ООН) и отношении с ВП должны складываться на условиях достижения компромисса, именно согласованности воль государств.

 

Приоритет второй теории над первой очевиден, но в то же время позволил появиться некоторым школам права, которые попытались найти более глубокие точки соприкосновения между вторым и первым. В результате появилась теория координации: конъюнктурное изменение позиций государства в отношении норм права.

 

Влияние внутренних норм на международные можно оценить как в прогрессивном значении, так и в отрицательном значении. Нормы внутреннего права выражали международную правовую аксиому, согласно которой ни одно государство не вправе ссылаться на данные им обязательства. ВП создало и другую предпосылку: любые государства вправе находить любые средства для приведения в соответствие со своими внешними или международными обязательствами. Главное значение влияние норм ВП на МП состоит в том, что структура МП, характер норм, источников и методов регулирования целиком и полностью инициированы государствами как основными субъектами МП.

 

В отличие от влияния ВП на МП обратное влияние нельзя назвать прогрессивным только потому, что все государства признают принципы устава ООН. Принципы ООН не обязывают государства присоединяться к международному сообществу в лице этой организации. Но устав ООН—это единственный многосторонний договор, который не имел оговорок (вступил в него - исполняй).

 

Способы приведения в соответствие норм МП проявляются на разных стадиях развития государства. Многие государства в своих конституционных актах записывают положения о приоритете МП над ВП и поэтому в своем внутреннем законодательстве используют => способы и средства приведения законодательства в соответствие внутренних норм международным:

1) отсылка к международному договору;

2) трансформации—издание внутреннего правового акта (закона) или даже констатации акта полностью передающего природу норм МП. Эта трансформация может делиться на генеральную (основную - издание внутреннего закона или предпочтение прецедента по конкретным видам обязательств государства) и частичную (частную - предполагает более низкий уровень/ характер внутренних актов);

3) Инкорпорация—это буквальное повторение в правовом акте нормы МП.

Все три способа в целом образуют возможные средства государства, а весь процесс приведения в соответствие в теории МП называют имплантацией.

 

 

4.Международное право в древности.

 

Главным принципом развития международных отношений и создания правовых норм в этих отношениях оказался принцип регионализма. Цивилизации сменяли друг друга, и расцвет каждой из них не означал больших потрясений для развития др. Первое археологическое упоминание о нормах международного общения датируется концом 5 началом 4 вв. до н.э., когда при раскопках древнешумерских городов Ушма и Лган нашли клинописные таблички, в которых говорилось о 8 видах договоров МП.

Первый договор был установлен в 1278 г. до н.э.—это договор о мире и союзе м/у египетским фараоном Рамзесом и царем Хеттского государства Этот договор дал основание историкам МП говорить о наличии 30 видов отношений на рубеже 2 и 1 тысячелетий до н.э.

Своеобразные международные нормы складываются в древнем Китае. Это эпоха феодальной раздробленности. Формируются принципы дипломатического права, права войны, права договоров и территориальных пространств. Системообразующими принципами являлись:

1) принцип «цань» или отношения м/у соседями могли строиться подобно тому, как червяк тутового шелкопряда поедает листок, =>:

а) абсолютное право победителя;

б) отношения к дипломатическим миссиям;

в) отношения к договорам, т.е. разрывы в договорах—нормально. В сер. 1 в. до н.э. этот принц. постепенно был изжит в международных спорах;

2) принцип «жэнь» (не делай другим того, чего не желаешь получить в отношении себя);

3) принцип «ли» (уважение, почтение к др.)—это церемониальный принцип.

Древ. Китай оказал достаточно весомое влияние на развитие МП и, прежде всего, на дипломатическое право, как и древ. Индия; с эпохи Хараппа до монголов.

Были разграничены процедуры:

а) морская блокада;

б) законы Ману, в которых говориться о применении ограничений в выборе средств и методов ведения войны (запрещалось нападать и разрушать культурные сооружения; убивать женщин, детей, стариков; применять отравляющее оружие).

Древ. Индия знала институт неприкосновенности послов и посланников. В отличие от древ. Китая в древ. Индии эти категории были > чётко определены. Древ. Индия дала институт нейтралитета (постоянного или t). В древ. Индии впервые стали закладываться вопросы, связанные с правовым положением иностранцев.

Классический расцвет новой веры в эпоху расцвета древнегреческих полисов—международные отношения (6-4 вв. до н.э). Полис был средоточием всей общественной жизни Греции, т.е. это главный и единственный субъект международных правоотношений. Наибольший вклад в развитие норм МПП в эпоху древ. Греции - полисами были внесены нормы дипломатического права, права войны (включая территориальное пространство), МПП (в период вооружённых конфликтов), правовое положение иностранцев.

Право войны в древ. Греции.

Древ. Греция представляла войну как нечто само собой разумеющееся средство решения конфликтов. Война д.б. должным образом объявлена. Древ. греки делили все войны на 2 категории:

1) регламентированная строго - война м/у полисами; греки м. объединить сосед. полисы для достижения целей: защита собственных идолов, божков, собственности (в т.ч. людской). Для этой защиты создавались 2 объединения:

а) военно-политический союз полисов—симмахия;

б) религиозно-политическое объединение—амфиктиония.

Регламентировались законы и обычаи войны, средства и методы ее ведения (в период Олимпийских игр военные действия прекращались), гуманитарная направленность войны. Полис не м. забрать богов, продать в рабство население, т.е. отдаться под покровительство;

2) война полисов против варваров, в которой не соблюдались никакие регламентации, касающиеся безусловного права победителя.

Древ. Греция любую войну первой категории заканчивала дебилляцией, которая м.б. t (вынести раненых) и окончательной (мирные действия, новый статус кво м/у полисами).

Право иностранцев.

Проксения—это институт защиты и представительства иностранцев в органах полисной власти (за чужеземца). Проксен (житель полиса), давал покровительство иностранцу, получал от полиса полномочия: представительства в суде; решение вопросов о вымороченном имуществе; присутствие в статусе VIP-персоны на играх; личное испрашивание аракула в Дельфах (составлять собственный гороскоп); участие в торжественных обедах.

Древ. Греция знала деление не только по сухопутным границам, но и в отношении делимитации, т.е. определения водных границ.

Клас. завершение развития норм—Римский период республики и империи. В отличие от Греции древний Рим не разделял войны по гуманитарному принципу. Всё, что угодно Риму, угодно богам. Жалости к побеждённым не было. Древ. Рим разработал сложную и длительную церемонию объявления войны (~ 10-12 стадий). Древ. Рим признавал неприкосновенность послов: каждому послу носить лик государя своего. В древ. Риме институт проксении превратился в клиентелу—более циничное предприятие, т.к. до 212 г. н.э. (имп. Каракалла) любой чужеземец, не находящийся под патронажем латинянина, может быть лишён собственности, прав, жизни. В 212 г. были уравнены права иностранцев с латинянами.

 

 

5.Международное право в период средневековья.

 

(V век н.э. (падение Рима) XVII в (окончание 30-летней войны в Европе 1618-1648 гг.)).

В отличие от древности (принцип регионализма), определяющими принципами эволюции норм стали:

1) принцип иерархичности (властная вертикаль четко установила зависимость суверенов между собой);

2) принцип патримониальности (смешение частно-правового и публично-правового начал; переплетение собственника-обладателя и государя как функции: любой государь должен был иметь > всех земель).

Средневековье можно рассматривать по нормам 3 отраслей:

1. вопросы договорного права;

2. вопросы, связанные с территориальным верховенством;

3. проблемы средневековых войн;

1. Средневековье дало миру разбивку договоров на статьи (до сих пор). Любой договор с 13 в. имел разбивку статей; триада частей международного договора: преамбула, заключение и основная часть.

Договорное право очень тесно переплеталось с системами дипломатических сношений. Впервые понятие посол как глава дипломатической миссии появилось в декриталиях Грициана 977 г, до этого послом мог быть от глашатая до комиссара. Договор открыл эру проявлению целых отраслей в МП (развитие торговли).

Консульское право ведет свое начало из практики городов и купцов северной и центральной Италии. Это же государство в 1-е стало применять понятие арбитражных судов в качестве разрешения экономических споров о собственности. Договоры в средневековье имели несколько степеней защиты (видов гарантий). Они скреплялись рукопожатием монархов и клятвой (до 13-нач.14 в.); в классический период Ренесанса - залог ценностей, территории и даже людей как гарантия договора; гарантия верховного римского пантифика и императора Германии (главы государства)—правительственная гарантия. Существовала возможность легального разрыва договора в случае коренного изменения обстоятельств - появление новой императивной нормы права.

2. 13-15в: в Европе складывается централизованное государство, власть которого сосредоточивается в руках светских сюзеренов. При этом светский монарх часто объявляет себя и духовным владыкой (чем > территории, тем > претензий у светского государя). В итоге Европа стала избавляться от целой системы таможенных и прочих поборов. Верховный государь—единственный субъект международных отношений, что вело к регламентации договорного права, военного права, дипломатического права, статуса иностранцев.

Средневековая Европа подчинялась требованию, возникшему в католической церкви, по которому чужеземец, год проживший на определенноё территории без соответствующей буллы (разрешения) епископа, обращался в серва (раба).

Средневековье породило 2 точки зрения на статус открытых морских вод:

1) море не имеет хозяина, следовательно, не принадлежит никому, не подпадает ни под какой суверенитет, следовательно, сила государства заканчивается там, где заканчивается сила его оружия.

2) 1169 г. - булла папы Александра III: море создано всевышним, является общим достоянием, следовательно, не может быть отвоевано или закреплено за кем-нибудь вообще.

3. В период раннего средневековья война как средство разрешения споров не считалась предосудительной, но были попытки поставить её под контроль как со стороны государства, так и со стороны церкви, которая с 8 века н.э. говорила о т.н. божьих днях .

3 основных положения сочинений аббата:

1) война не есть месть, а есть продолжение спора о П и справ-ти;

2) войну может начать и заключить мир лишь светская власть;

3) война в обязательном порядке должна заканчиваться миром, т.к. основанием войн м.б. либо государственная территория, либо безопасность страны, либо население. Проблема войны в средневековье интересна тем, что уже с 14 в. в Южной Европе (Испания, Италия, Греция) были разработаны правила ведения войны на море (средства и методы).

В средневековье проблеме войны уделили большое внимание, но не выделили единства по трактованию норм. Но дали толчок развитию норм в древних отраслях МП.

В 1326 г. в договоре Великого Новгорода с норвежским королём говорилось, что внешняя граница морских вод у 2-х государств будет заканчиваться там, куда долетит ядро, пущенное с берега (это 3 морских мили)—традиция.

 

6.Развитие международного права в период XVII-XIX вв. Гаагские конференции мира 1899 и 1906-1907 гг., юридическое значение их решений.

 

В 17 веке появляются первые персоны, которые внесли свой вклад в науку МП Гроций. Два события, оказавшие на развитие МП существенное влияние:

1) английская буржуазная революция (1640-1687 гг.);

2) окончание 30-летней войны в Европе. Значение Вестфальского мира, а именно в городах Осно и Брюк было подтверждено геополитическое развитие светских государств Европы, в частности, их территориальных границ. Формальным итогом 30-лет. войны было утверждение вероисповедания в Европе, сохранившееся до сегодняшнего дня.

Вестфальский мир в ХХ в. вызвал активное неприятие у двух политически активных сил: Ватикан и Третий Рейх (первым актом европейской политики, подлежащим отмене следовало признать договор 1648 г. и рег-ние лиги наций 1934г.). Вестфальский мирный договор положил начало межгосударственным отношениям в Европе вплоть до сегодняшнего дня. Но в 17 веке это было единственный международный договор, значимый для европейских международных отношений. В 18 веке влияние на развитие норм МП, в первую очередь дипломатического права, оказала Россия, в 1709 г. в парламенте Англии принимают билль о неприкосновенности дипломатических агентов иностранных государств. Боярин Матвеев был отпущен.

17 в. знаменит в развитии норм МП двумя событиями: 1) война за северо-американские колонии, итогом которой была Декларация независимости США 1776 г; 2) 1789 г.великая французская революция.

Американская Декларация написана Джеферсоном, Гамильтоном и др. (13 чел.): провозглашала личность индивида в качестве равного государству субъекта права (в первой французской революции тоже) и послужила отправной точкой для заключения международных договоров м/у США и Францией, США и Англией

 

Великая Французская революция имела два главных акта:

1. Предложение депутата Вольнея;

2. Записки аббата Григуара 1971 г. они предполагали, что:

а) народ является полноправным членом международного общения;

б) индивид—такой же субъект МП, как и государство;

в) государство вправе иметь собственный политический режим, который не отчуждаем извне.

В свою очередь 1-е сводилось к следствиям:

а) права государств на развитие неотъемлемое;

б) государства вправе отстаивать свое право на развитие;

в) политический режим государств не играет роли в МПсубъектности, т.е. неважно, каким образом создано данное государство;

г) право на самоопределение народа.

Вольней предвосхитил развитие МП в 19 в. в качестве основных тем, но формой развития МП 19в. были конгрессы.

 

Первый конгресс 1814-15 гг. в Вене в международном смысле оставил двойное значение:

1. 1-е конгресс разделил классы дипломатов, т.е. классы именуемые как послы, посланники и поверенные в делах (t поверенные);

2. Он легитимировал право на вмешательство во внутренние дела. В 1856 г. после окончания тяжёлой для Российской империи крымской войны канцлер Горчаков спас Россию от унижения и допустил к управлению в стране черноморскими проливами, но было установлено, что проливы делимитаризованы, а =>, прохождение судов возможно только с согласия прибрежных государств; отменилось каперство (т.е. одобренное государством пиратство); на парижском конгрессе говорилось об отмене работорговли; был установлен статус реки Дуная как международной реки. 1878 г.

3-й конгресс: подтверждена независимость Румынии, Словении и др. Заключен ряд договоров о таможенных карантинах м/у Балканами и Европой; закреплён международный статус рек Маас, Рона, Шереда, Сена.

В области кодификации законов и обычаев войны были сделаны дальнейшие шаги к гуманности. Большой вклад в это дело внесли Гаагские конвенции о законах и обычаях войны 1899 и 1907 г. Так, в них отмечалось, что военные действия должны вестись только против комбатантов (сражающихся). Воюющие обязаны заботиться о больных и раненых неприятеля. Запрещенными на войне считались отравленное оружие, а также средства, причиняющие излишние страдания.

1-я Гаагская конференция мира оказывает сильное влияние на нормы международного права. Инициировала Российская Империя. Значение (1906-1907 гг.): приняли не только 13 конвенций о ведении войн, но нормы их оказали влияние как на международное право, так и на внутренне государственное право.

 

7.Система основных принципов современного международного права, их классификация и общая характеристика. Принцип мирного сосуществования государств.

Основные принципы современного МП—это исторически обусловленные основополагающие, императивные, универсальные нормы МП, отвечающие закономерностям развития международных отношений нашей эпохи, обеспечивающие главные интересы человечества, государств, других субъектов МП и в силу этого защищаемые наиболее жесткими мерами принуждения.

!!!Принципы закрепляются в Уставе ООН: ст 2, где фактически большинство принципов закреплено и раскрыто их содержание, затем содерж принципов было уточнено в Декларации "О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН" (Декларация "О принципах МП" 1970 г.)

Десять основных принципов МП:

1. Суверенное равенство государств.

2. Невмешательство во внутренние дела.

3. Равноправие и самоопределение народов.

4. Неприменение силы и угрозы силой.

5. Мирное урегулирование споров.

6. Нерушимость границ.

7. Территориальная целостность государств.

8. Уважение прав человека и основных свобод.

9.Сотрудничество государств.

10. Добросовестное выполнение международных обязательств.

 

Особенности принципов МП:

1) они обязательны для всех без исключения государств и др. субъектов МП;

2) они пользуются приматом относительно всех остальных норм системы МП;

3) имеют обратную силу на любую норму вплоть до ее отмены и непризнания связанных с нею последствий;

4) только деяния, нарушающие принципы МП, рассматриваются как международные преступления;

5) принципы могут быть правовой основой для регулирования межгосударственных отношений, вплоть до применения вооруженной силы.

6) В своей совокупности принципы образуют систему: это наличие смысловой соподчиненности

7)Это высокий уровень нормативного обобщения: принципы способны обеспечить общее правовое регулирование даже в неких новых областях сотрудничества, либо там, где есть пробелы в МП

 

Классификация принципов МП:

I. По форме их закрепления:

1)писанные (территориальной целостности, нерушимости границ);

2)обычные - реализуются в форме обычая (сотрудничества государств по охране окружающей среды).

 

II. По историческому признаку: возникшие в период рабовладения, феодализма, становления капиталистического способа производства, доуставные, уставные, послеуставные (новейшие) (всеобщего и полного разоружения).

 

III. По степени важности защищаемых принципами отношений:

1)обеспечивающие общечеловеческие ценности (системообразующие факторы нашей цивилизации) (уважение прав и основных свобод человека);

2)более связанные с интересами государств (невмешательство во внутренние дела).

 

IV.

1) функциональные—пронизывают всю систему МП, тесно связаны с каждым правоотношением и с каждой нормой МП, являются неотъемлемой частью их действия (сотрудничества, равноправия);

2) специальные (всеобщего и полного разоружения).

 

V. По объекту сотрудничества:

1) защищающие мир и безопасность;

2) обеспечивающие мирное сотрудничество государств;

3) защищающие права человека, народов и наций.

 

Принцип мирного сосуществования государств (всеобщего и полного разоружения под эффективным международным контролем).

Гос-ва обязаны поддерживать международный мир, основанный на справедливых и демократических принципах, проявлять терпимость и жить вместе как добрые соседи, развивать сотрудничество независимо от политических, экономических и социальных систем и от уровня развития.

Принцип закрепляет неотъемлемое право каждого государства на мир и право на безопасность каждого государства независимо от различий в социально-политических системах.

 

Формулировка принципа в том виде, в каком он существует в н.в., сложилась из содержания преамбул практически всех известных договоров, конвенций, соглашений о конкретном разоружении, особенно универсальных договоров открытых для всех государств. Первым является Московский договор о запрещении испытания ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой 1963 г.

Предметом сотрудничества государств по реализации принципа являются конкретные виды вооружений, действия государств или требование воздержаться от определенных действий, связанных с разоружением (ликвидация обычных вооружений, их средств доставки, военных баз на чужой территории, создание действенных мер эффективного контроля за соблюдением достигнутых договоренностей. Государства не должны уклоняться от участия в процессе достижения договоренностей о всеобщем и полном разоружении, от их соблюдения, не должны увеличивать военные бюджеты, должны подчиняться требованиям о проведении инспекций.

 

8.Принцип уважения государственного суверенитета. Принцип суверенного равенства государств.

Принцип уважения государственного суверенинета.

Устав ООН, Декларация 1970 г, Заключительный акт

нормативное содержание принципа:

1. юрисдикция государства над всеми индивидами и юридическими лицами проживающими на его территории.

2. Юрисдикция рассматривать споры в судебном порядке, а также преследовать преступления совершенные на территории государства иностранцами.

3. Юрисдикция обеспечивать неукоснительное соблюдение прав на территории конкретного государства.

4. Право государства свободно использовать и распоряжаться территорией, находящейся под его юрисдикцией и осуществлять всякого рода деятельность необходимую для проживающего на ней населения.

5. Запрет любому государству на вторжение на территорию другого государства

6. Право на иммунитет от юрисдикции иностранных органов (в 1 очередь - это иностранных судов), в отношении актов и действий предпринятых государством в качестве суверена.

Принцип суверенного равенства государств - Устав ООН, Декларация 1970 г, Заключительный акт

Нормативное содержание:

1. Все государства юридически равны

2. Каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету

3. Каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств

4. Территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны

5. Каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, экономические, социальные и культурные системы

6. Каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами

Заключительный акт СБСЕ 1975 года расширил понятие суверенного равенства государств и закрепил, что государства имеют право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двухсторонних или многосторонних договоров, а также имеют право на нейтралитет.

 

9.Принцип неприменения силой, угрозы силой и пропаганды войны. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН (декабрь 1974 г.) об определении агрессии.

 

!!!принцип не применения силы или угрозы силой- его формирование относится к периоду до 2 Мировой войны, значительна роль СССР, ктр разрабатывали содержание в Декретах.

!!!Устав ООН: ст 2 - все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом несовместимым с целями объединенных наций.

Объектом защиты выступают общественные отношения, связанные с ненарушением мира, с соблюдением права сообщества, отдельного индивида на жизнь в ненасильственном мире, с запретом решать спорные вопросы с применением силы.

Все члены сообщества обязаны участвовать в санкциях против агрессора по решению компетентных международных органов ( СБ ООН) или в силу договоров, а также не оказывать материальной и моральной поддержки агрессору.

Государств—жертва агрессии имеет право на индивидуальную и коллективную (по договорам или в рамках универсальных и региональных политических организаций) самооборону, на применение материальных и нематериальных санкций к агрессору, его пособникам, на привлечение к уголовной ответственности индивидов, виновных в планировании, финансировании, развязывании, ведении военных действий.

!!!Устав ООН предусматривает возможность правомерного обращения к вооруженной силе лишь в 2-х случаях:

1. в целях самообороны, если произойдет вооруженное нападение (ст. 51 Устава ООН) - пример, США и Иран - велись споры, была ли агрессия или самооборона.

2. по решению Совета Безопасности в случае угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии (ст. 39-42 Устава ООН).

3. ООН и в частности Генеральная Ассамблея в 1974 году приняла Резолюцию в приложении которой содержится определение агрессии и фактически это ряд действий, которые независимо от объявления войны будут квалифицироваться в качестве акта агрессии. Перечислены 7 конкретных случаях, но и другие случаи могут также быть признаны агрессией.

Агрессия (ст. 3 Определение агрессии - Утверждено резолюцией 3314 (ХХIХ) Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1974 года):

1. Вторжение или нападение вооруженных сил государства на территорию другого государства или любая военная оккупация какой бы временный характер они не носили

2. Бомбардировка вооруженными силами государства территории другого государства или применение любого оружия государством против территории другого государства

3. Блокада портов или берегов государства вооруженными силами другого государства.

4. Нападение вооруженными силами государства на сухопутные, морские или воздушные силы другого государства

5. применение вооруженных сил одного государства, находящихся на территории другого государства по соглашению с принимающим государством, в нарушение условий, предусмотренных в соглашении, или любое продолжение их пребывания на такой территории по прекращению действия соглашения;

6. действие государства, позволяющего, чтобы его территория, которую оно предоставило в распоряжение другого государства, использовалась этим другим государством для совершения акта агрессии против третьего государства;

7. засылка государством или от имени государства вооруженных банд, групп, иррегулярных сил или наемников, которые осуществляют акты применения вооруженной силы против другого государства, носящие столь серьезный характер, что это равносильно перечисленным выше актам, или его значительное участие в них.

 

10.Принцип невмешательства в дела, по сути входящие во внутреннюю компетенцию государств.

Принцип невмешательства - Устав ООН, Декларация 1970 г.

!!!Нормативное содержание:

1. Запрещение прямого или косвенного вмешательства по любым причинам во внутренние или внешние дела любого государства

2. Вооруженное вмешательство направленное против правосубъектности государства или против его политических, экономических, социальных и культурных основ является нарушением МП

3. Ни одно государство не должно организовывать, помогать, разжигать, финансировать или поощрять вооруженную или террористическую деятельность, направленную на изменение строя другого государства, путем насилия, а также вмешиваться во внутреннюю борьбу в другом государстве.

Основывается на независимости государства при осуществлении его внутренних функций. Устав ООН подтвердил существование практики невмешательства государства в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию государства, хотя и ограничил круг субъектов вмешательства только органами ООН. Принцип призван защищать внутреннюю функцию государства, что представляет собой один из аспектов полной и суверенной власти государства, осуществляемой им на своей территории, в пределах своих границ. В соответствии с принципом государство имеет право самостоятельно устанавливать свою политическую и экономическую системы, распоряжаться естественными ресурсами, разрабатывая их самостоятельно или концессионно, вводить режим пребывания иностранцев на своей территории, вводить налоги и сборы, таможенные правила, т.е. суверенно, без вмешательства извне и какого-либо давления разрешать проблемы внутренней жизни физических лиц на своей территории. Обязанности государства в рамках принципа состоят в невмешательстве во внутренние дела других государств, такие как установление формы правления, принятие законов, проведение выборов. 1) Государства обязаны воздерживаться от действий, которые могут рассматриваться как неправомерное давление на государство с целью получения особых прав и преимуществ 2) Финансовое давление, обещание дать привилегии под условием кредитов, а также вещание на его территории без его на это согласия. Эти действия дают последнему или сообществу право на ответные действия, предпринимаемые индивидуально или через международные механизмы ООН и региональных организаций.

 

11.Принцип д

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...