Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стадии заключения международного договора и формы их реализации.

Любому международному соглашению предшествует инициатива субъектов, которая предполагает неоднозначное правовое положение участвующих в переговорах субъектов: участник переговоров не имеет юридических обязательств, участник договора не обязательно инициатор; сторона договора—участие в качестве учредителя договора. Любым переговорам по заключению международного соглашения предшествует процедура предъявления полномочий. Полномочия при заключении договора—это не вверительные грамоты, но это письменное подтверждение на осуществление действий по заключению договора. Обычай международного публичного права: полномочия для заключения договора не предъявляют: а) глава государства;б) глава правительства; в) министр иностранных дел; г) посол в государстве пребывания, но если переговоры и (или) заключение договора велись в этом государстве. Полномочия определяют и фиксируют перспективу субъекта и для подписания и для полноты ведения переговоров. Главный документ, который регламентирует заключение договоров - Венская конвенция 1969 г. «О праве международных договоров», в которых определены 3 стадии заключения международного договора (каждой из этих стадий соответствует определенная форма их реализации):

1 стадия - разработка текста МД, как правило, текст разрабатывается на соответствующих конференциях, либо переговорах. В связи с этим, все формы дипломатических переговоров можно разделить на следующие категории:

1) 2-х сторонние переговоры - преимуществом ктр является тесное взаимодействие 2-х участников - это наиболее эффективный способ достигнуть договоренности по положениям МД. Такие переговоры также делятся на:

а) переговоры через дипломатические каналы - осущ через постоянные дипломатические представительства 1-го гос-ва в другом - "+" - конфиденциальность такие переговоров, Но такие переговоры могут занимать много времени ("-")

б) прямые переговоры между представителями соответствующих государств - не требуют усиленной подготовки и носят конфиденциальный характер:

бб). переговоры на высшем уровне (Саммит):

- переговоры на высшем (между главами гос-в)

- на высоком уровне (между главами Правительств)

2) международные конференции - объединяет значительное количество гос-в по разрешению того или иного вопроса.

Вторая стадия. Установление аутентичности текста, предполагается несколько способов реализации: а) парафирование / предварительное подписание. Эта процедура проставления инициалов представителей стран договора либо в конце текста, либо на каждой его странице; б) подписание adreferendum, т.е. предварительное подписание с целью передачи текста договора на одобрение органом государственной власти. Но всех стадиях государством может быть обозначены так называемые оговорки односторонние заявления субъекта международного права по поводу изменения или прекращения действия в отношении его определения нормативных положений, как правило, основных. Третья стадия Выражение соглашения на обязательность данного договора:Формы выражения соглашения на обязательность данного договора:а) акт ратификации, ратификация—это акт органа государственной власти, выразивший согласие на действительность, действие и неизменность положения договора; ратификация:1) не может быть сколь угодно долгой, обычно должна завершиться в течение 1-2 лет; 2) должно быть в обязательном порядке нотифицированной (письменно), которые передается депозитарию; 3) может повлечь за собой изменение во внутреннем законодательстве с целью приведения в соответствие; б) выражением соглашения является полное подписание; Акты, которые могут последовать вслед за полным подписанием: 1) нотификация (может быть как опубликование, так и неопубликование, выраженное главой государства выражение волеизъявления по поводу присоединения, соглашения к международному договору;2) признание, т.е. акт, публично осуществляемый, который согласен с положениями договора, но который не связан с актом ратификации; 3) протест на определенные международные правовые акты; в) присоединение к договору; г) в рамках монархии—регистрация договора; д) акт официального утверждения международного договора, который в рамках международной организации тождественен акту ратификации.

23.Действие международных договоров. Прекращение и приостановление действия. Договоры и война.

 

Действующий договор—это договор обретший и не утративший юридическую силу. К договорам используют понятие «применение»: считается, что с момента вступления в силу договор действует, но не применяется, пока не возникнет та ситуация, на которую он рассчитан. Например, пока нет вооружённого конфликта, договоры действуют; с его возникновением они начинают применяться. Прекращение действия—он утратил свою обязательную силу в отношениях между его участниками и перестал порождать права и обязанности между ними. Прекращение договора или выход из него могут иметь место в соответствии с положениями договора или в любое время с согласия всех участников по консультации с др. договаривающимися сторонами.Случаи пркращения:1. Истечение срока, на который был заключен договор;2. Исполнение международного договора (договоры о торговле, оказании техпомощи, о товарообороте;3. Денонсация договора—правомерный отказ государства от договора на условиях, предусмотренных соглашением сторон в самом договоре. В РФ это право предоставлено ГД и СФ Федерального Собрания;4. Аннулирование международных договоров—односторонний отказ государства от заключения им договора (недействительность договора, прекращение существования контрагента);5. Наступление отлагательного условия: в этих договорах содержатся условия, при наступлении которых прекращается действие договора;6. Прекращение существования государства или изменение его статуса: могут прекратить свое действие автоматически или в силу специального заявления;7. Сокращение числа участников многостороннего договора, в результате которого оно становится меньше числа, необходимого для вступления договора в силу;8. Возникновение новой императивной нормы общего МП, при ее возникновении любые противоречащие ей нормы подлежат отмене, а сам договор—пересмотру или аннулированию;9. Коренное изменение обстоятельств, если наличие таких обстоятельств составляло существенное основание согласия участников на обязательность для них договора; или если последствие изменения обстоятельств коренным образом изменяет сферу действия обязательств, все еще подлежащих выполнению по договору;10. Приостановление действия договора—временный перерыв в действии договора под влиянием различных обстоятельств. Оно освобождает участников от обязанности выполнять договор в течение всего периода. Приостановление может быть возобновлено автоматически, без подписания дополнительного соглашения, но после устранения обстоятельств, вызвавших приостановку договора. Приостановление в отношении всех участников или отдельного возможно в соответствии с положением самого договора или в любое время с согласия всех его участников, если возможность такого приостановления предусматривается или не запрещается договором; приостановление не влияет ни на пользование др. участниками своими правами, вытекающими из данного договора, ни на выполнение ими своих обязательств; приостановление не противоречит объекту и целям договора. Договоры и война. Вследствие военных действий могут иметь место прекращение или приостановление действия договоров. Как правило, прекращают действие двусторонние договоры о торговле, помощи, ненападении, судоходстве и др. В период войны многосторонние договоры (уставы Всемирного почтового союза, Союза электросвязи и др.) м/у воюющими странами обычно приостанавливаются до заключения мира. С началом войны начинают действовать двусторонние и многосторонние договоры, специально заключенные на случай войны, (о защите жертв войны, о запрещении использования определенных видов оружия и др.). Стороны в военном конфликте также должны выполнять обязательства, вытекающие из их участия в международных договорах (о военных союзах, о нейтралитете). В то же время война не ликвидирует соглашений, обязывающих государство обеспечить дипломатический иммунитет работникам посольств, дипломатическим представительствам, их персоналу, а также должностным лицам международных организаций. После окончания войны, как правило, восстанавливается действие многосторонних договоров применительно к участникам военного конфликта, а вопрос о судьбе двусторонних договоров м/у ними решается заинтересованными государствами.

 

24.Толкование международных договоров: принципы, виды и способы толкования.

 

Толкование договора—это уяснение его действительного смысла и содержания.Основные принципы толкования - совокупность правил и норм субъектов МП в отношении выяснения соответствующих действий данных субъектов целям и смыслу договоров.1. Центральное место—принцип добросовестности (добросовестное выполнение своих соглашений, соблюдение договоров). Венская конвенция 1969 г.: принцип добросовестности означает толкование договора с обычным значением терминов договора как в их контексте, так и в свете объекта и целей договора.2. Принцип эффективности должен распространяться и на решения национальных судов. 3. Принцип правомерности—толкование законов не порождает нарушение прав;4. Единство толкования: нормы договора как и нормы МПП должны толковаться одинаково во всех, а не отдельных случаях;5. Принцип уважения прав субъектов договора: результаты толкования не могут в одностороннем порядке ограничивать права лишь одного из субъектов, если такие нормы имеются, то и толковаться должны ограниченно. При этом ограничение правомочий стороны возможно, если это вытекает из нормы договора, следовательно, всякая неясность толкуется в пользу минимального ограничения прав.6. Принцип справедливости. Правила толкования:I. Основные - правила специальной нормы: если противоречит общей, то приоритет специальной нормы перед общей, хотя толковать расширительно специальную норму не допускается.II. Дополнительные - правила толкования многоязычных текстов: 1) принцип единства текстов на разных языках, любые копии должны толковаться одинаково, несмотря на различные грамматики, лексики, фонетики; 2) равнозначность разноязычных текстов, т.е. равноправие;3) признание официального текста (вступает в силу после опубликования): равноправие разных текстов.

ВИДЫ ТОЛКОВАНИЯ:

1.ВИД

1) официальное

2) неофициальное - ученые-правоведы

2.ВИД

1) аутентичное - осущ сторонами договора и рез-ты такого договора оформляются в виде документа совместным заявлением, декларацией, коммюнике, либо в практич деятельности сторон в рамках реализации договора.

2) международное - осущ международными органами и организациями, подразумеваются организации, ктр участвовали в разработке проекта договора. Либо толкование Международного суда ООН или иные судебные инстанции.

3.ВИД

1) нормативное - касается общего содержания нормы и относится ко всем случаям ее применения

2) казуальное - толкует содержание договора применительно к конкретной ситуации.

Способы толкования:1. Специально-юридическое толкование, т.е. выяснение правовых характеристик международной правовой нормы. Такое толкование предполагает определение типа нормы и её отраслевой принадлежности, также расшифровку юридических фикций и т.д.2. Грамматическое толкование: уяснение смысла нормы путём анализа слов и всего текста с позиции этимологии, лексики, синтаксиса и даже стилистики языка;3. Логическое толкование: анализ на законах и правилах логики, проявляется, когда норму можно толковать двояко, по-разному.4. Историческое толкование: анализ содержания нормы в контексте исторических условий создания. Позволяет устанавливать подлинность смысла, особенно при принятии судебного решения. Толкование наилучшее истекает из того, что предшествует и из того, что следует - применяется римская максима.5. Политическое толкование, т.е. выяснение содержания нормы с учётом политических условий, осуществляющих во времени её действия и с учётом политики участников, т.е. путём анализа взаимодействий политики сторон договора.7. Систематическое толкование—это анализ нормы во взаимосвязи с иными нормами международного права, т.е. в каком разделе акта норма находится и является она общей или специальной. Определение места акта в некоторой системе (отраслевой, межправительственной и т.д.). Согласовывать одни законы с другими—лучший способ их толкования.

 

25.Понятие, цели, функции, специфика международно-правовой ответственности (МПО).

 

Право международной ответственности - отрасль МП, принципы и нормы которой определяют для субъектов МП юридические последствия международно-противоправного деяния, а также причинения ущерба в результате деятельности, не запрещенной МП.

МПО—это неблагоприятные юридические последствия, наступающие для субъектов МП в результате нарушенного им международного обязательства. Проект закона об ответственности разрабатывается с 1956 г. и ещё не разработан.

!!!Вопросы ответственности регулируются - Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 56/83 от 12 декабря 2001 г "Ответственность гос-в за МПД".

Договорное регулирование - Конвенция "О международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами" от 29 марта 1972 г. Венская Конвенция "О гражданской ответственности за ядерный ущерб" от 21 мая 1963 г.

По степени общественной опасности и неблагоприятных последствий для нарушителей- на 1 месте стоят международные преступления: апартеид; агрессия; геноцид; экоцид; военные преступления; преступления против мира и человечности; - на 2 месте: уголовные преступления международного характера: международный терроризм; захват воздушных судов и создание помех для безопасности гражданской авиации; захват заложников; пиратство, в том числе интеллектуальной собственности; работорговля и другие факты использования людей; легализация преступных доходов (отмывание), фальшивомонетчество. - 3 место: международные деликты: поломка авиаприборов, а реально перегон автотранспорта; нарушение торговых обязательств и пр.

Цели МПО

1) сдерживать потенциального правонарушителя

2) побудить правонарушителя выполнять свои обязанности надлежащим образом

3) предоставить потерпевшему возмещение за причиненный ущерб

4) воздействовать на будущее поведение субъектов в интересах добросовестного выполнения своих обязательств

Функции международной правовой ответственности:1. Правовосстановительная или репарационная функция.2. Карательная / репрессивная. Специфика:1) Нет международных актов, но есть проект с 1969 г. об ответственности государств и конвенция 1972 г.2) МПО—это институт, который отличается от ответственности во ВП, есть деление по отраслевым режимам ответственности: а) международное арбитражное право; б) дипломатическое.3) На практике принято акцентировать внимание не на наказании нарушителя, сколько на восстановлении прав потерпевшего.4) Это институт прогрессивного характера, т.е. средства принуждения могут быть применены не только в силу коллективных мер, но и в индивидуальном порядке.

 

26.Основания МПО государств.

 

Вопросы ответственности регулируются - Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 56/83 от 12 декабря 2001 г "Ответственность гос-в за МПД".

Основания ответственности—это то, на основе чего и за что возникает ответственность.Различаются юридические и фактические основания ответственности.Юридическое основание—это совокупность юридически обязательных международно-правовых актов, на основе которых определённое поведение квалифицируется как международное правонарушение.Статья 4 проекта статей об ответственности гласит: «Деяние гос-ва м.б. квалифицировано как международно-противоправное лишь на основании МП. На такую квалификацию не может влиять квалификация этого же деяния как правомерного согласно внутригосударственному праву». Юридические основания могут содержаться в любых источниках МП.Фактическое основание состоит из 2 элементов:а) действие или бездействие,б) такое действие или бездействие представляет собой нарушение международного обязательства этого государстваОснованием МПО субъекта МП является совершение им международного правонарушения. Никакие ссылки государства на национальные законы и правила в оправдание своего поведения, приведшего к нарушению норм МП и нанесению ущерба или вреда, недопустимы, как и ссылки на незнание МП или на неправильное их истолкование или применение должностными лицами государства.Ответственность государства может наступить:1) За принятие закона или др. нормативного акта, противоречащего нормам международного договора, участником которого оно является, или, наоборот, за непринятие закона, которое оно было обязано принять в соответствии со своими международными обязательствами и которое предотвратило бы противоправное событие или действие. 2) Ответственность государства возникает и за бездействие органов власти в случаях, когда своевременное вмешательство властей могло бы предотвратить неправомерные действия.3) В результате предпринятых на его (или с его) территории противоправных действий иного государства или его органов против третьего государства или группы государств. Но, если эти действия были произведены без ведома и согласия государства, то оно несет ответственность только в случае, если его органы не проявили должной внимательности и не пресекли эти действия.4) При превышении полномочий государственными органами или должностными лицами государства, его ФЛ или ЮЛ (компенсации подлежит ущерб, нанесенный иностранному судну, остановленному в открытом море военным кораблем при отсутствии оснований, перечисленных в Конвенциях об открытом море и по морскому праву.5) За действия государственных органов, воинских частей и подразделений, военных кораблей и военных летательных аппаратов во время вооружённых конфликтов, когда в результате этих действий нарушаются нормы Женевской конвенции о защите жертв войны и др. международных конвенций, относящихся к средствам и методам ведения войны.

 

27.Виды и формы МПО государств (в индивидуальном порядке, в порядке коллективных ответных мер). Санкции в современном международном праве.

 

Выды ответственности:

1) политическая

2) материальная

Формы возмещения (ст. 34):

1) реституция

2) компенсация

3) сатисфакция

Применяются либо отдельно, либо в сочетании

Ст. 35 - реституция - гос-во, несущие ответственность за международно-противоправный акт обязано осуществить реституцию, т.е. восстановить положение, ктр существовало до совершения противоправного деяния. В теории выделяют 2 формы реституции:

1- в натуре (восстановление прежнего материального состояния)

- ресторация (восстановление нематериальных благ) - прекращение незаконной оккупации территории, аннулирование каких-либо актов, ктр издавались в нарушение норм МП и т.д.

Компенсация - гос-ва, несущие ответственность МПД обязано компенсировать причиненный этим деянием ущерб, поскольку такой ущерб не возмещен реституцией. Компенсация должна покрывать любой, оценимый в финансовом отношении ущерб, включая упущенную выгоду, в той мере, в какой она будет установлена!

Сатисфакция - гос, несущее ответственность за МПД обязано дать сатисфакцию за ущерб, причиненный этим деянием насколько он не мб возмещен реституцией и компенсацией. Сатисфакция может состоять в признании нарушения, в выражении сожаления, в официальном извинении или в иной подобающей форме. Сатисфакция не дб непропорциональной ущербу и не может принимать форму унизительную для несущего ответственность гос-ва.

Ст. 38 - проценты - в случае, если не выполняется обязательство, то есть возможность начислить проценты - четких требований в части ставки процентов нет, есть требования о том, чтобы достичь надлежащего результата - взаимное согласие гос-в или судебное разбирательство.

 

28.Основания, исключающие ответственность государств.

Обстоятельства, исключающие международную противоправность - устан опред обстоятельства, при ктр субъект не несет ответственности за деяния, ктр не соответствует МП - согласие, самооборона, контрмеры, форс-мажор, бедствия, состояние необходимости (данный перечень явл исчерпывающим и фактичсеки примен к любым ситуациям, в независимости от обстоятельств их возникновения).

1.СОГЛАСИЕ - юридически действительное согласие гос-ва на совершение конкретного деяния другим гос-м исключает противоправность этого деяния в отношении первого гос-ва в той мере, к какой это деяние остается в пределах такого согласия.

1) Юридически действительное согласие д.б. дано лицом или органом, имеющим на это право(глава государства, глава правительства, министр иностранных дел).

2) Юридически действительное согласие даётся в соответствие с МП, т.е без принуждения и иных ситуаций, лишающих его юридической силы.

3) Согласие не может призюмироваться: даётся свободно в явно выраженной форме.

4) Согласие может быть аннулировано точно на таком же основании, что и по Конвенции «О международных договорах» 1969 года (ошибка, обман, заблуждение).

5) По завершении срока действия согласия необходимо возвратиться к прежнему статус кво. Возврат к прежнему состоянию может влечь ответственность.

 

САМООБОРОНА

Являет общим принципом права: силу дозволено отражать силой, но пусть это делается умеренно для самообороны, но не для мести, а чтобы предотвратить ущерб.

 

Ст.21 Об ответственности государств предусматривает, что противоправность деяния исключается, если оно является законной мерой самообороны, принятой в соответствии с Уставом ООН(ст.51 Устава признаёт самооборону как неотъемлемое право и исключение из неприменения силы).

 

1) Самооборона м.б. не только индивидуальной, но и коллективной.

2) Д.б. правомерной (соответствовать Уставу ООН и в рамках МП).

3) Принцип соразмерности и необходимости.

4) Самооборона не оправдывает отступления от некоторых обстоятельств: права человека, права и интересы нейтральных государств.

3.КОНТРМЕРЫ

Контрмеры - ст 22 - противоправность деяния гос-ва, не соответствующего международному обязат-ву в отношении др гос-ва исключается, если и втой мере, в какой это деяние является контрмерой, предпринятой против последнего гос-ва.

Контрмеры—это действия, которые были бы противоправными, если бы не совершались в целях обеспечения прекращения противоправного деяния и получения возмещения ущерба.

 

цель контрмер - побудить др гос-во выполнить свои обязательства, в связи с этим контрмеры ограничены временным невыполнением международных обязательств и должны предприниматься таким образом, чтобы позволить возобновление выполнения соответствующего обязательства. При этом, при применении контрмер, гос-ва не должны затрагивать обязательства, воздеживаться от угрозы силой или ее применения, не должны затрагивать обязательства по защите основных прав человека и иные обязательства, ктр вытекают из императивных норм общего МП. Контрмеры дб пропорциональны (соразмерны) причиненному вреду с учетом тяжести международно-противоправного деяния и затронутых прав. Как только гос-во, ктр несет ответственность выполнит свои обязательства, контрмеры дб прекращены.

4.ФОРС МАЖОР

Форс мажор - статья 23 - противоправность деяния гос-ва не соответсв международному обязательству гос-ва исключается, если это деяние обусловлено форс-мажора, т.е. проявлением непреодолимой силой или непредвидимого события вне контроля данного гос-ва, делающих материально невозможным в данных обстоятельствах выполнения соответсвующего обязательства. Форс-мажор не будет применяться , если эта ситуация или если гос-во приняло на себя риск возникновения данной ситуации.

Часто это проявляется во вторжении воздушных судов ввиду поломок либо нарушения режима прохода судов через территориальные воды.Не подпадают под форс-мажор ситуации политических и экономических кризисов стран. Те ситуации, которые порождены небрежностью или бездействием государств.Форс-мажор как исключающий противоправность деяния м.б. постоянным и временным.

5.БЕДСТВИЕ

Бедствие - ст. 24 - противоправность деяния гос-ва, не соответ международному обязат-ву этого гос-ва исключается, если исполнитель данного деяния не имел в этой ситуации бедствия иного разумного способа спасти свою жизнь или жизнь лиц, вверенных его попечению. Исключение - когда ситуация бедствия обусловлена действиями самого гос-ва. Если соответствующее деяние с вероятностью создаст сравнимую или более серьезную опасность.

6.СОСТОЯНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ

Состояние необходимости - ст. 25 - на состояние необходимости гос-во не может ссылаться как на основание, исключающее противоправность деяния, за исключением случаев, когда данное деяние является единственным для гос-ва путем защиты существенного интереса от серьезной и неминуемой опасности и не наносит серьезного ущерба существенным интересам государства, в отношении ктр существует данное обязательство.

Государства не должны злоупотреблять данным состоянием необходимости или создавать условия, способствующие такому состоянию.

 

29.Проблема объективной ответственности государств.

 

Объективная ответственность—это возмещение материального ущерба в результате невиновных действий, правомерных с т.з. МП.Изменяется характер и составляющие этой ответственности:1) авария как источник повышенной опасности2) повлекшее за собой нарушение нормы МП (экологическая безопасность: корабль сядерным реактором разломался);3) материальный ущерб;4) причинно-следственная связь, цементирующая 1-3.Два основания ответственности: юридический факт (материальный ущерб для государств) и нормативное (по общему правилу применяют международный договор, обычай), но с объективной ответственностью исключительно и только нормативное основание это компенсационное соглашение, предусматривающее порядок, условия и график выплат потерпевшему государству; только при их наличии возможно наступление объективной ответственности.Так, государства договорились признавать обязательность возмещения материального ущерба, нанесенного судами с ядерной энергетической установкой, возникшего не в связи с каким-либо международным правонарушением, а исключительно в силу самого факта причинения такого ущерба.

 

30.Международно-правовая ответственность международных организаций.

 

Ответственность международных организаций возникает из нарушения ими международных обязательств, вытекающих из договоров и других источников международного права. Вопрос об ответственности международных организаций получил отражение в некоторых международных договорах.

Международные организации несут ответственность за несоблюдение уставных и других обязанностей своими органами и международными должностными лицами, за причинение ущерба своими действиями государствам, другим международным организациям и физическим лицам.

В случаях материальной ответственности международных организаций следует исходить из того, что их средства складываются из взносов государств-членов. Здесь возможны два варианта:

1) установление солидарной ответственности организации и государств-членов;

2) установление ответственности самой организации.

 

Ответственность международной организации будет вытекать из факта нарушения ее органами и должностными лица» уставных положений организации, так и общих норм мед родного права. В практике ООН имели место случаи приз этой организацией ответственности за действия, совершеные лицами из состава вооруженных сил ООН.

В настоящее время в международной практике проблема ответственности международных организаций решается преимущественно в плоскости компенсации материального ущерба. Так, в ряде соглашений по космосу — Договоре о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г.; Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство, 1968 г.; Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами, 1972г.— имеются нормы, устанавливающие ответственность международных организаций и участвующих в них государств за ущерб, явившийся результатом космической деятельности.

Поскольку международные организации подчас не могут самостоятельно компенсировать причиненный ими ущерб, возникает вопрос о необходимости солидарной ответственности как самой организации, так и ее государств-членов. Такой вид ответственности, в частности, предусмотрен ст. V Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космическими объектами 1972 г.

Специфика деятельности международной организации может привести к причинению материального ущерба ее должностным лицам, имуществу и помещениям. В этих случаях международная организация может выступать субъектом международных претензий к причинителям ущерба. Это нашло подтверждение в консультативном заключении Международного Суда ООН от 11 апреля 1949 г. «О возмещении ущерба, понесенного на службе ООН». На основании факта убийства израильскими террористами посредника ООН в вооруженном конфликте между Израилем и арабскими государствами графа Бернадота и полковника Серо Международный Суд ООН признал, что Организация Объединенных Наций как субъект международного права и носитель международных прав и обязанностей может осуществлять свои права путем предъявления международных претензий.

 

 

31.Международная уголовная ответственность физических лиц.

 

В современном международном праве признается индивидуальная уголовная ответственность физических лиц за совершенные ими преступления против мира и безопасности человечества.

Ответственность физических лиц за международные преступления наступает при условии, что их преступные деяния связаны с преступной деятельностью государства. Государства, виновные в совершении преступления, несут международную ответственность, а физические лица - уголовную ответственность. Совершение лицом преступных действий во исполнение приказа (своего правительства или начальника) не освобождает его от уголовной ответственности. Для наказания таких лиц применяется как международная, так и национальная юрисдикция.

Официальный статус лица (глава государства или правительства) не освобождает его от уголовной ответственности.

 

ФЛ, совершившие международные преступления, уголовные преступления международного характера и др.международные правонарушения могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с действующими международными договорами, предусматривающими наказания, а так же национальным законодательством гос-ва, гражданами которого они являются или на территории которого проживают. За совершение отдельных преступлений (пиратство, угон воздушного судна) физические лица могут быть привлечены к ответственности по законам гос-в их захвативших. К физическим лицам применимы положения Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества 1968 г.

В целях привлечения физических лиц к уголовной ответственности созданы Международный трибунал для судебного преследования лиц, ответственных за серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории бывшей Югославии, и Международный уголовный трибунал для судебного преследования лиц ответственных за геноцид и другие серьезные нарушения международного гуманитарного права, совершенные на территории Руанды. Эти трибуналы полномочны осуществлять судебное преследование физ.лиц ответственных за убийство, истребление, порабощение, депортацию, заключение в тюрьму, пытки, изнасилование, преследование по политические, расовым или религиозным мотивам и др. бесчеловечные акты.

 

32.Принцип мирного разрешения международных споров. Международная примирительная процедура: добрые услуги, посредничество, следственные и согласительные комиссии.

 

Принцип мирного разрешения международных споров - императивный принцип, закреплен в Уставе ООН, в ряде иных актов - Декларация "О принципах", заключительный акт 1975 г,Конвенция "О мирном решении международных столкновений" 1907 г.

Согласно МП каждое государство и др. субъекты МП обязаны разрешать споры м/у собой мирными средствами т.о., чтобы не подвергать угрозе м/народный мир, безопасность и справедливость.

Понятие международного спора (МС) - разногласие между сторонами по вопросу права или факта, конфликт юр позиций и интересов лиц.

категории МС:

1) особо опасный - продолжение которого может угрожать поддержанию международного мира и безопасности,

2) любые другие споры

Наряду с термином "споры", в Уставе ООН употребляется термин "ситуация", ктр может привести к международным трениям или вызвать спор

Добрые услуги. В качестве действий не участвующей в споре стороны, направленных на установление контактов между спорящими сторонами, добрые услуги могут оказываться как в ответ на соответствующую просьбу одной или обеих спорящих сторон, так и по инициативе самой третьей стороны. в кач-ве такой 3-ей стороны могут выступать гос-ва, правительственная или неправительственная организация, их высшие должностные лица, либо частное лицо.

Посредничество. Оно предполагает непосредственное участие третьей стороны в мирном разрешении спора. Участвуя в переговорах спорящих сторон, посредник призван всемерно содействовать выработке приемлемого для этих сторон решения спора.

Посредничество – стороны вправе принять или отвергнуть предложение посредника, причем предложение

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...