Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовой статус международных проливов и каналовю

Международные проливы– это естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или отдельные моря и океаны.

При установлении правового режима морских проливов государствами учитываются, как правило, два связанных между собой фактора: географическое положение того или иного пролива и его значение для международного судоходства. Проливы, являющиеся проходами, ведущими во внутренние воды государства или проливы, которые не используются для международного судоходства и в силу исторической традиции составляют внутренние морские пути, не относятся к международным.

Международными считаются все проливы, используемые для международного судоходства и соединяющие между собой:

1) части открытого моря (или экономических зон);

2) части открытого моря (экономической зоны) с территориальным морем другого или нескольких других государств.

В положениях Конвенции ООН по морскому праву оговорено, что она не применяется к проливу, используемому для международного судоходства, если через этот пролив проходит столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в исключительной экономической зоне. Использование такого пути осуществляется на основе принципа свободы судоходства и полетов.

Что же касается проливов, используемых для международного судоходства между одним районом открытого моря (или исключительной экономической зоны) и другим районом открытого моря (или исключительной экономической зоны) и перекрываемых территориальным морем прибрежного или прибрежных государств, то в них все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода, которому не должно чиниться препятствий. Транзитный проход в данном случае представляет собой осуществление свободы судоходства и пролета исключительно с целью непрерывного быстрого транзита через пролив.

Согласно Конвенции режим транзитного прохода не применяется к проливам, используемым для международного судоходства между частью открытого моря (исключительной экономической зоны) и территориальным морем другого государства (например, пролив Тирана), а также к проливам, образуемым островом государства, граничащего с проливом, и его континентальной частью, если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или исключительной экономической зоне (например, Мессинский пролив). В таких проливах применяется режим мирного прохода.

Конвенция ООН не затрагивает правового режима проливов, проход в которые регулируется действующими международными конвенциями, находящимися в силе, которые специально относятся к таким проливам.

 

Международные каналы – это искусственно созданные морские пути. Они строились обычно для сокращения протяженности морских дорог и уменьшения рисков и опасностей мореплавания. Существующие морские каналы построены на территориях определенных государств, под их суверенитетом. Для некоторых морских каналов в силу их большого значения для международного мореплавания или по историческим основаниям были установлены международные правовые режимы. Такие режимы были установлены для Суэцкого, Панамского и Кильского каналов.

Суэцкий канал был сооружен на территории Египта акционерным обществом, созданным французом.

В Декларации от 25 апреля 1957 г. правительство Египта, подтвердив свое обязательство «обеспечить свободное и непрерывное судоходство для всех стран» по Суэцкому каналу.

Для управления эксплуатацией Суэцкого канала египетским правительством была создана Администрация Суэцкого канала. Которой были установлены максималь­ные размеры судов, которым разрешается проход по Суэцкому каналу: длина — без ограничений, ширина — 64 м.

Капитанысудов или плавучих средств любого типа, находящихся в водах канала, несут ответственность за любой ущерб, прямой или кос­венный, который они могут причинить администрации Суэцкого кана­ла. Причем судовладелец или капитан не могут рассчитывать на то, что эта ответственность снимается с них, если они бросят свое судно, нахо­дящееся на плаву или затонувшее.

АСК имеет правозадержать судно в целях расследования любого иска или возникшего конфликта, а также в случае официальной или неофици­альной рекламации или заявления о нарушении правил прохода по кана­лу. Судно может быть задержано до тех пор, пока, по мнению АСК, его остойчивость, дифферент, крен, а также груз, корпус, двигатели не будут приведены в состояние, гарантирующее достаточную безопасность судна при проходе по каналу. Никакие иски за убытки, нанесенные в результате такой временной задержки судов, не принимаются и не рассматриваются.

Панамский канал, расположенный на узком перешейке между Северной и Южной Америкой, был объектом многолетнего американо-английского соперничества. Еще до сооружения канала в 1850 г. между США и Великобританией был подписан договор, по которому обе стороны обязались не подчинять канал в случае его сооружения своему исключительному влиянию и контролю.

По соглашению, заключенному в 1903 г. с Республикой Панама, образовавшейся на части территории K°лумбии, США получили право на сооружение и эксплуатацию Канала. США декларировали постоянный нейтралитет Канала с обязательством держать его открытым для судов всех флагов в соответствии с англоамериканским соглашением 1901 г., предусматривавшим, по существу, применение к Каналу положений Конвенции о режиме судоходства на Суэцком канале 1888 г.

Ни одно судно не должно проходить по каналу, входить в конечный порт канала и выходить из него, а также маневрировать в водах зоны ка­нала, не имея на борту лоцмана Панамского канала. Для судов, следую­щих по каналу транзитом, лоцманская проводка бесплатна. Однако если судно, находясь в водах зоны канала, производит грузовые операции, бе­рет на борт и высаживает пассажиров, останавливается для ремонта или делает потом заход в любой из конечных портов Панамского канала, то такое судно обязано оплатить портовый сбор за лоцманскую проводку.

За нарушение режима прохода судов установлена административная и уголовная ответственность. На судно вместе со снаряжением, снастя­ми и оборудованием накладывается арест, и оно конфискуется в пользу Панамы. Виновные лица могут быть по решению суда подвергнуты тю­ремному заключению сроком до 10 лет или оштрафованы на сумму до 10 ООО долл. США.

В 1977 г. были подписаны и с 1 октября 1979 г. вступили в силу два новых договора, заключенных между Панамой и США: Договор о Панамском канале и Договор о нейтралитете и функционировании Панамского канала.

Кильский канал, соединяющий Балтийское море с Северным, был построен Германией и открыт для судоходства в 1896 г. До Первой мировой войны Германия относила Кильский канал к своим внутренним водам с распространением на него соответствующего режима. По Версальскому мирному договору был установлен международно-правовой режим Канала. Согласно Версальскому договору Кильский канал объявлялся постоянно свободным и открытым ссоблюдением полного равенства для военных и торговых судов всех государств, находящихся в мире с Германией.

Существуют внутригосударственные правила плавания по Кильскому каналу,пример:

*плавание по каналу разрешено в любое время суток судам всех стран после уплаты установ­ленного сбора;

*иностранные военные корабли должны получать в ди­пломатическом порядке пропуска на право прохода через канал;

*плава­ние по каналу может быть ограничено германскими властями (в настоя­щее время властями ФРГ), если они найдут это необходимым в интересах поддержания канала в пригодном для эксплуатации состоя­нии или по соображениям военной безопасности.

64.Международно-правовые вопросы исследования и использования морского дна и его недр («Район»).

«Район»—это морское дно и его недра, расположенные за пределами экономической зоны и континентального шельфа прибрежных гос-в. Это находится за пределами национальной юрисдикции по Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Конвенция установила следующие принципы для морского дна и его недр: - общее наследие человечества, - ни одно гос-во не может претендовать на суверенитет или суверенные права района ( ни ЮЛ ни ФЛ не может претендовать на часть прав или ресурсов района), - все права и ресурсы принадлежат человечеству от имени которого действует Международный орган по морскому дну (орган), - деятельность должна осуществляться во благо всего человечества, - район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми гос-ми без дискриминации. Деятельность в районе осуществляется с разумным учетом другой деятельности в морской среде с обеспечением безопасности морской и воздушной навигации, охраны человеческой жизни на море, с соблюдением свобод открытого моря. Ни деятельность, ни права, предоставляемые государствам Конвенцией, не затрагивают правового статуса вод, покрывающих Район, или правового статуса воздушного пространства над этими водами.Деятельность Органа осуществляется вместе с государствами-участниками в ассоциации с Органом на основе официального письменного плана работы. Орган осуществляет необходимый контроль над деятельностью в Районе и вправе принять любые меры предусмотренные конвенцией, в случае нарушения. В международном районе морского дна научные исследования осуществляются Международным органом по морскому дну и государствами-участниками Конвенции. В целях стимулирования и развития широкомасштабных морских научных исследований все гос-ва содействуют созданию национальных и региональных научных центров, разработке различных проектов с привлечением научных и технических возможностей большинства гос-в мира.

Правовой режим открытого моря.

Открытое море – это (по Конвенции 1982 г.) морские пространства, находящиеся за пределами исключительных экономических зон прибрежного гос-ва.

Конвенция об открытом море 1958 г. указывает: «Слова „открытое море“ означают все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства». «Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету» и «открытое море открыто для всех наций», т. е. находится в свободном пользовании всех государств.

Конвенция об открытом море 1958 г. определила, что свобода открытого моря включает, в частности:

1) свободу судоходства;

2) свободу рыболовства;

3) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы;

4) свободу полетов над открытым морем;

5) свободу возведения искусственных установок и островов.

Свобода открытого моря включает также свободу морских научных исследований.

Все гос-ва, осуществляя эти свободы, должны учитывать заинтересованность других гос-в в отношении деятельности в Международном районе морского дна. Открытое море используется в мирных целях, и никакое гос-во не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету. Каждое гос-ва имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. Торговое судно в открытом море подчиняется исключительно юрисдикции гос-ва флага. И ни одно гос-во не имеет право вмешиваться в его законную деятельность, но есть исключения установленное Конвенцией 1982 г. военный корабль вправе остановить торговое судно в открытом море и подвергнуть его осмотру, если есть разумные основания подозревать, что это судно занимается пиратством, работорговлей, несанкционированным вещанием, не имеет национальности или имеет ту же национальность, что и данный военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг.Если подозрения оказались необоснованными, судну должны быть возмещены любые причиненные убытки или ущерб. Пиратство—это неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или летательного аппарата (приравнивается к действиям совершаемым военным кораблем, гос-м судном) против лиц или имущества, добровольное участие или подстрекательство. В этом случае любое гос-во может захватить такое пиратское судно или арестовать, находящихся на нем лиц и судить по своим национальным законам. Несанкционированное вещание—это передача, в нарушение международных правил, звуковых, радио, телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населения, за исключением передачи сигналов бедствия. Преследование по горячим следам иностранного невоенного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного гос-ва имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого гос-ва. Такое преследование может начаться только в том случае, если иностранное судно или его шлюпка находятся во внутренних водах, в архипелажных водах, территориальном море или в прилежащей зоне, только при условии, если оно не прерывается. Преследовать может военный корабль или военный летательный аппарат.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...