Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовой статус международных проливов и каналовюМеждународные проливы– это естественные морские проходы, соединяющие между собой части одного и того же моря или отдельные моря и океаны. При установлении правового режима морских проливов государствами учитываются, как правило, два связанных между собой фактора: географическое положение того или иного пролива и его значение для международного судоходства. Проливы, являющиеся проходами, ведущими во внутренние воды государства или проливы, которые не используются для международного судоходства и в силу исторической традиции составляют внутренние морские пути, не относятся к международным. Международными считаются все проливы, используемые для международного судоходства и соединяющие между собой: 1) части открытого моря (или экономических зон); 2) части открытого моря (экономической зоны) с территориальным морем другого или нескольких других государств. В положениях Конвенции ООН по морскому праву оговорено, что она не применяется к проливу, используемому для международного судоходства, если через этот пролив проходит столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в исключительной экономической зоне. Использование такого пути осуществляется на основе принципа свободы судоходства и полетов. Что же касается проливов, используемых для международного судоходства между одним районом открытого моря (или исключительной экономической зоны) и другим районом открытого моря (или исключительной экономической зоны) и перекрываемых территориальным морем прибрежного или прибрежных государств, то в них все суда и летательные аппараты пользуются правом транзитного прохода, которому не должно чиниться препятствий. Транзитный проход в данном случае представляет собой осуществление свободы судоходства и пролета исключительно с целью непрерывного быстрого транзита через пролив. Согласно Конвенции режим транзитного прохода не применяется к проливам, используемым для международного судоходства между частью открытого моря (исключительной экономической зоны) и территориальным морем другого государства (например, пролив Тирана), а также к проливам, образуемым островом государства, граничащего с проливом, и его континентальной частью, если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или исключительной экономической зоне (например, Мессинский пролив). В таких проливах применяется режим мирного прохода. Конвенция ООН не затрагивает правового режима проливов, проход в которые регулируется действующими международными конвенциями, находящимися в силе, которые специально относятся к таким проливам.
Международные каналы – это искусственно созданные морские пути. Они строились обычно для сокращения протяженности морских дорог и уменьшения рисков и опасностей мореплавания. Существующие морские каналы построены на территориях определенных государств, под их суверенитетом. Для некоторых морских каналов в силу их большого значения для международного мореплавания или по историческим основаниям были установлены международные правовые режимы. Такие режимы были установлены для Суэцкого, Панамского и Кильского каналов. Суэцкий канал был сооружен на территории Египта акционерным обществом, созданным французом. В Декларации от 25 апреля 1957 г. правительство Египта, подтвердив свое обязательство «обеспечить свободное и непрерывное судоходство для всех стран» по Суэцкому каналу. Для управления эксплуатацией Суэцкого канала египетским правительством была создана Администрация Суэцкого канала. Которой были установлены максимальные размеры судов, которым разрешается проход по Суэцкому каналу: длина — без ограничений, ширина — 64 м. Капитанысудов или плавучих средств любого типа, находящихся в водах канала, несут ответственность за любой ущерб, прямой или косвенный, который они могут причинить администрации Суэцкого канала. Причем судовладелец или капитан не могут рассчитывать на то, что эта ответственность снимается с них, если они бросят свое судно, находящееся на плаву или затонувшее. АСК имеет правозадержать судно в целях расследования любого иска или возникшего конфликта, а также в случае официальной или неофициальной рекламации или заявления о нарушении правил прохода по каналу. Судно может быть задержано до тех пор, пока, по мнению АСК, его остойчивость, дифферент, крен, а также груз, корпус, двигатели не будут приведены в состояние, гарантирующее достаточную безопасность судна при проходе по каналу. Никакие иски за убытки, нанесенные в результате такой временной задержки судов, не принимаются и не рассматриваются. Панамский канал, расположенный на узком перешейке между Северной и Южной Америкой, был объектом многолетнего американо-английского соперничества. Еще до сооружения канала в 1850 г. между США и Великобританией был подписан договор, по которому обе стороны обязались не подчинять канал в случае его сооружения своему исключительному влиянию и контролю. По соглашению, заключенному в 1903 г. с Республикой Панама, образовавшейся на части территории K°лумбии, США получили право на сооружение и эксплуатацию Канала. США декларировали постоянный нейтралитет Канала с обязательством держать его открытым для судов всех флагов в соответствии с англоамериканским соглашением 1901 г., предусматривавшим, по существу, применение к Каналу положений Конвенции о режиме судоходства на Суэцком канале 1888 г. Ни одно судно не должно проходить по каналу, входить в конечный порт канала и выходить из него, а также маневрировать в водах зоны канала, не имея на борту лоцмана Панамского канала. Для судов, следующих по каналу транзитом, лоцманская проводка бесплатна. Однако если судно, находясь в водах зоны канала, производит грузовые операции, берет на борт и высаживает пассажиров, останавливается для ремонта или делает потом заход в любой из конечных портов Панамского канала, то такое судно обязано оплатить портовый сбор за лоцманскую проводку. За нарушение режима прохода судов установлена административная и уголовная ответственность. На судно вместе со снаряжением, снастями и оборудованием накладывается арест, и оно конфискуется в пользу Панамы. Виновные лица могут быть по решению суда подвергнуты тюремному заключению сроком до 10 лет или оштрафованы на сумму до 10 ООО долл. США. В 1977 г. были подписаны и с 1 октября 1979 г. вступили в силу два новых договора, заключенных между Панамой и США: Договор о Панамском канале и Договор о нейтралитете и функционировании Панамского канала. Кильский канал, соединяющий Балтийское море с Северным, был построен Германией и открыт для судоходства в 1896 г. До Первой мировой войны Германия относила Кильский канал к своим внутренним водам с распространением на него соответствующего режима. По Версальскому мирному договору был установлен международно-правовой режим Канала. Согласно Версальскому договору Кильский канал объявлялся постоянно свободным и открытым ссоблюдением полного равенства для военных и торговых судов всех государств, находящихся в мире с Германией. Существуют внутригосударственные правила плавания по Кильскому каналу,пример: *плавание по каналу разрешено в любое время суток судам всех стран после уплаты установленного сбора; *иностранные военные корабли должны получать в дипломатическом порядке пропуска на право прохода через канал; *плавание по каналу может быть ограничено германскими властями (в настоящее время властями ФРГ), если они найдут это необходимым в интересах поддержания канала в пригодном для эксплуатации состоянии или по соображениям военной безопасности. 64.Международно-правовые вопросы исследования и использования морского дна и его недр («Район»). «Район»—это морское дно и его недра, расположенные за пределами экономической зоны и континентального шельфа прибрежных гос-в. Это находится за пределами национальной юрисдикции по Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Конвенция установила следующие принципы для морского дна и его недр: - общее наследие человечества, - ни одно гос-во не может претендовать на суверенитет или суверенные права района ( ни ЮЛ ни ФЛ не может претендовать на часть прав или ресурсов района), - все права и ресурсы принадлежат человечеству от имени которого действует Международный орган по морскому дну (орган), - деятельность должна осуществляться во благо всего человечества, - район открыт для использования исключительно в мирных целях всеми гос-ми без дискриминации. Деятельность в районе осуществляется с разумным учетом другой деятельности в морской среде с обеспечением безопасности морской и воздушной навигации, охраны человеческой жизни на море, с соблюдением свобод открытого моря. Ни деятельность, ни права, предоставляемые государствам Конвенцией, не затрагивают правового статуса вод, покрывающих Район, или правового статуса воздушного пространства над этими водами.Деятельность Органа осуществляется вместе с государствами-участниками в ассоциации с Органом на основе официального письменного плана работы. Орган осуществляет необходимый контроль над деятельностью в Районе и вправе принять любые меры предусмотренные конвенцией, в случае нарушения. В международном районе морского дна научные исследования осуществляются Международным органом по морскому дну и государствами-участниками Конвенции. В целях стимулирования и развития широкомасштабных морских научных исследований все гос-ва содействуют созданию национальных и региональных научных центров, разработке различных проектов с привлечением научных и технических возможностей большинства гос-в мира.Правовой режим открытого моря. Открытое море – это (по Конвенции 1982 г.) морские пространства, находящиеся за пределами исключительных экономических зон прибрежного гос-ва. Конвенция об открытом море 1958 г. указывает: «Слова „открытое море“ означают все части моря, которые не входят ни в территориальное море, ни во внутренние воды какого-либо государства». «Никакое государство не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету» и «открытое море открыто для всех наций», т. е. находится в свободном пользовании всех государств. Конвенция об открытом море 1958 г. определила, что свобода открытого моря включает, в частности: 1) свободу судоходства; 2) свободу рыболовства; 3) свободу прокладывать подводные кабели и трубопроводы; 4) свободу полетов над открытым морем; 5) свободу возведения искусственных установок и островов. Свобода открытого моря включает также свободу морских научных исследований. Все гос-ва, осуществляя эти свободы, должны учитывать заинтересованность других гос-в в отношении деятельности в Международном районе морского дна. Открытое море используется в мирных целях, и никакое гос-во не вправе претендовать на подчинение какой-либо части открытого моря своему суверенитету. Каждое гос-ва имеет право на то, чтобы суда под его флагом плавали в открытом море. Торговое судно в открытом море подчиняется исключительно юрисдикции гос-ва флага. И ни одно гос-во не имеет право вмешиваться в его законную деятельность, но есть исключения установленное Конвенцией 1982 г. военный корабль вправе остановить торговое судно в открытом море и подвергнуть его осмотру, если есть разумные основания подозревать, что это судно занимается пиратством, работорговлей, несанкционированным вещанием, не имеет национальности или имеет ту же национальность, что и данный военный корабль, хотя на нем поднят иностранный флаг.Если подозрения оказались необоснованными, судну должны быть возмещены любые причиненные убытки или ущерб. Пиратство—это неправомерный акт насилия, задержания или любой грабеж, совершаемый с личными целями экипажем или пассажирами какого-либо частновладельческого судна или летательного аппарата (приравнивается к действиям совершаемым военным кораблем, гос-м судном) против лиц или имущества, добровольное участие или подстрекательство. В этом случае любое гос-во может захватить такое пиратское судно или арестовать, находящихся на нем лиц и судить по своим национальным законам. Несанкционированное вещание—это передача, в нарушение международных правил, звуковых, радио, телевизионных программ с судна или установки в открытом море, предназначенных для приема населения, за исключением передачи сигналов бедствия. Преследование по горячим следам иностранного невоенного судна может быть предпринято, если компетентные власти прибрежного гос-ва имеют достаточные основания считать, что это судно нарушило законы и правила этого гос-ва. Такое преследование может начаться только в том случае, если иностранное судно или его шлюпка находятся во внутренних водах, в архипелажных водах, территориальном море или в прилежащей зоне, только при условии, если оно не прерывается. Преследовать может военный корабль или военный летательный аппарат. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |