Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные положения конституционного строя

 

Глава 1 Конституции РФ закрепляет исходные принципы конституционного

регулирования основополагающих сфер жизни и деятельности современной России:

определяет сущность Российского государства, правовое положение личности,

принципы экономических отношений, пользования землей и другими народными

ресурсами, основы политической системы общества, взаимоотношений государства

и религиозных объединений.

Характерная особенность основ конституционного строя состоит в том, что они

составляют первичную нормативную базу для остальных положений Конституции,

всей системы действующего законодательства и иных нормативно - правовых актов

Российской Федерации. Это означает, что другие главы Конституции содержат

нормы, которые направлены на дальнейшее развитие, конкретизацию основ

конституционного строя. В них, в частности, устанавливается компетенция

органов государственной власти Российской Федерации, порядок принятия ими

властных общих нормативно - правовых и индивидуальных решений, формулируются

права и обязанности граждан, иных субъектов права, закрепляются юридические и

иные гарантии реализации основ конституционного строя.

В то же время ни одна действующая норма права, независимо от того, где она

закреплена - в Конституции, законах Российской Федерации, указах Президента

Российской Федерации или постановлениях Правительства, не может противоречить

основам конституционного строя. В случаях несоответствия каких-либо норм

основам такие нормы признаются неконституционными и утрачивают силу. Равным

образом не могут противоречить основам конституционного строя действия и

решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений.

В тех случаях, когда в действующих законах и иных нормативно - правовых актах

отсутствуют необходимые нормы или они противоречат Конституции, гражданин

вправе реализовывать свои права, руководствуясь нормами Конституции, и в

первую очередь положениями, устанавливающими основы конституционного строя,

ибо принцип прямого действия Конституции непосредственно закреплен ст. 15.

Основы конституционного строя России состоят из трех групп норм:

1. регламентирующих деятельность государства и его органов;

2. определяющих правовое положение личности в Российской Федерации;

3. закрепляющих юридическую силу Конституции и порядок ее изменения.

Главное внимание необходимо уделить принципам организации и деятельности

государства, что объясняется его значимостью в современном обществе, а также

необходимостью защиты личности, гражданского общества, их частных интересов

от необоснованного вмешательства государственных органов и должностных лиц.

Основы конституционного строя закрепляют форму Российской Федерации как

государства, устанавливают источник государственной власти и способы

осуществления народовластия, определяют пространственные пределы действия

суверенитета Российской Федерации. Формулируются также принципы федеративного

устройства России, закрепляется принцип разделения властей на

законодательную, исполнительную и судебную и устанавливается круг органов,

осуществляющих государственную власть в Российской Федерации. Особо

выделяется ст. 7, согласно которой социальная политика государства возводится

в ранг конституционной основы, гарантирующей обеспечение достойной жизни и

свободного развития каждого россиянина независимо от его рода занятий и

деятельности.

Государство утрачивает свое безраздельное господство в политической системе

общества. Основы конституционного строя закрепляют в Российской Федерации

идеологическое и политическое многообразие, в том числе многопартийность.

Каждой партии предоставляется возможность беспрепятственно действовать,

разрабатывать собственную идеологию, завоевывать симпатии и поддержку у

населения, рекрутировать членов в свои ряды.

В Конституции закрепляются верховенство Конституции в системе нормативно -

правовых актов и особый порядок внесения изменений и дополнений в положения

главы “Основы конституционного строя”.

Конституция закрепляет экономический строй российского общества, способы

производства, обмена и распределения материальных благ. Конституционные

положения о свободе экономической деятельности, о равенстве частной и

государственной форм собственности, о праве каждого заниматься

предпринимательской деятельностью - все это краеугольные камни экономических

отношений, основанных на свободе частной собственности.

Государственные органы находятся между собой в той или иной взаимосвязи,

определенным образом организованы в единое целое. Эти способы организации

государства и понимаются как его форма. При этом в форме государства выделяют

три основные стороны: форму правления, форму государственного устройства и

политический режим.

Конституционное закрепление Российской Федерации как федеративной

демократической республики означает следующее.

1. В стране действует республиканская форма правления. Все граждане России,

согласно Конституции, имеют право участвовать в формировании законодательной

власти Российской Федерации - Федерального Собрания, а также избрании главы

государства - Президента Российской Федерации.

2. Российское государство представляет собой федерацию, объединяющую 89

субъектов: 21 республику, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального

значения, 1 автономную область, 10 автономных округов. Представительные

(законодательные) органы субъекта Федерации в пределах, предоставленных им

Конституцией, самостоятельно осуществляют полномочия по ряду важнейших

направлений государственно - правовой деятельности, принимают законы и иные

нормативно - правовые акты. В то же время значительную часть вопросов решают

непосредственно федеральные органы государственной власти: Федеральное

Собрание, Президент Российской Федерации и Правительство.

В условиях России, представляющей многонациональное государство, федеративная

форма государственного устройства является наиболее плодотворной, ибо только

Федерация позволяет органично сочетать общие интересы всего

многонационального народа России с интересами каждой республики и других

субъектов Федерации.

3. Российская Федерация - демократическое государство. Россиянам

предоставляется возможность участвовать в делах государства и формировании

его органов, а также предоставляются иные политические права.

Принципиально важным является провозглашение государства Российской Федерации

в качестве правового.

Правовым государством признается демократическое государство, в котором

обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип

разделения властей, а также признаются и гарантируются права и свободы

каждого человека.

Верховенство закона как необходимый принцип правового государства означает не

только признание за Конституцией и иными законодательными актами высшей

юридической силы, их способность устанавливать исходные, первичные нормы

правового регулирования в обществе, но и безусловное подчинение всех членов

общества и государства в целом действующему закону.

Другим непременным признаком правового государства является последовательное

разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Все три

ветви власти действуют самостоятельно и независимо друг от друга таким

образом, чтобы не позволять ни одной из них доминировать над другими либо

сосредоточить власть в руках одного должностного лица.

В правовом государстве признаются и гарантируются права и свободы человека,

закрепленные общепризнанными нормами международного права, а также законами и

иными нормативно - правовыми актами. Это свободы в сфере экономики, политики,

культуры, науки, искусства, право на жизнь, достоинство личности, личную

неприкосновенность и др.

Названные принципы последовательно закреплены в Конституции. Однако в

настоящее время они являются скорее задачей, которую предстоит решить в ходе

реформирования России, нежели свершившимся фактом.

 

Личность и государство

 

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение

и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Данная статья формулирует одну из фундаментальных основ конституционного

строя Российской Федерации. В Конституции понятие "высшая ценность" отнесено

к человеку, его правам и свободам. Характерно, что в таких терминах не

определяется никакой другой правовой институт, входящий в понятие основ

конституционного строя.

При этом личность получает надежную конституционную защиту от любых

посягательств на права человека и гражданина, признаваемые международными.

Конституционным провозглашением прав и свобод человека как высшей ценности

Российская Федерация признала требования демократического международного

сообщества, таких общепризнанных актов международного права, как Всеобщая

декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических,

социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и

политических правах 1966 г. С вступлением России в Совет Европы обрела

значение Европейская конвенция "О защите прав человека и основных свобод" от

4 ноября 1950 г

Основой прав и свобод является человеческое достоинство. Согласно преамбулам

Всеобщей декларации прав человека и Пактов о правах человека признание

достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, их равных и

неотъемлемых прав является основой свободы, справедливости и всеобщего мира.

 

Суверенитет государства

 

Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской

Федерации является ее многонациональный народ.

Признание народа единственным источником власти и носителем суверенитета

является отличительным свойством демократических государств с республиканской

формой правления.

Конституцией устанавливается принцип неделимости суверенитета в Российской

Федерации. Соответственно, любые действия отдельных органов государственной

власти Российской Федерации, волеизъявление населения, составляющего лишь

часть многонационального народа Российской Федерации, не могут считаться

суверенными акциями, совершаемыми абсолютно самостоятельно и независимо от

конституционного строя, установленного Конституцией и федеральными законами.

Провозглашение государственного суверенитета, не основанное на воле

многонационального народа Российской Федерации, противоречит Конституции.

Конституцией определяются две основные формы народовластия в Российской

Федерации: непосредственное (прямое) осуществление власти народом и

осуществление власти через органы государственной власти и органы местного

самоуправления. Непосредственное осуществление власти народа является высшим

выражением народовластия. В то же время каждодневное осуществление

государственной власти на федеральном уровне, уровне субъектов Российской

Федерации, решение местных вопросов требуют образования постоянно действующих

органов государственной власти и органов местного самоуправления. Будучи

сформированными демократическим образом и находясь под контролем населения,

эти органы являются важнейшими каналами осуществления народовластия в

Российской Федерации.

Непосредственное осуществление власти народа путем проведения свободных

выборов - исходный принцип организации системы органов государственной власти

и местного самоуправления. Воля народа, выраженная на выборах, собственно, и

позволяет осуществить демократическую организацию власти в Российской

Федерации.

Путем выборов формируются представительные органы государственной власти

Российской Федерации, субъектов Федерации, представительные органы местного

самоуправления. В соответствии с федеральным законом избирается Президент

Российской Федерации (ст. 81 Конституции).

 

Федерализм

 

Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов

федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных

субъектов Российской Федерации.

Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной

целостности. Каждый субъект Российской Федерации является частью Федерации, и

поэтому принцип целостности и неприкосновенности территории Российской

Федерации, установленный в ст. 4 Конституции, не может быть поставлен под

сомнение в связи с федеративным устройством нашей страны.

Указание на то, что федеративное устройство Российской Федерации основано на

единстве системы государственной власти и разграничении предметов ведения и

полномочий, означает, что в Российской Федерации ее субъекты имеют право на

принадлежащее им и за ними закрепленные предметы ведения и полномочия. Их

определение зависит от ряда факторов.

Прежде всего, объем принадлежащих исключительно Российской Федерации

предметов ведения и полномочий должен быть достаточным для обеспечения защиты

интересов всего многонационального народа России. А они не могут быть

защищены, если Федерация не обеспечит единого правового регулирования в сфере

экономики, социального, культурного развития, если не будут гарантированы

права и свободы человека и гражданина в рамках всего государства, не будет

выработана единая политика в сфере межнациональных отношений.

Федеративное устройство Российской Федерации исходит из права народов на

самоопределение. Данное право является одним из важнейших достижений

современной демократии и относится к общепризнанным нормам международного

права. Но, как и всякая юридическая норма, право на самоопределение может

быть реализовано лишь при соблюдении определенных условий, закрепленных

нормами международного права.

Закрепленный статьей принцип равноправия народов в Российской Федерации

гарантируется равноправием прав и свобод человека и правом каждого определять

и указывать свою национальность.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...