Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Характеристика основополагающих признаков цивилизации

ББК

О.А. Фаненштыль. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ. Практикум для студентов очной и заочной формы обучения специальностей 080801.65 «Прикладная информатика», 080105.65 «Финансы и кредит», 080507.65 «Менеджмент организации», 030501.65 «Юриспруденция», 080504.65 «Государственное и муниципальное управление». Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2006, 21с.

Практикум предназначен для студентов всех специальностей, и призван помочь им в выполнении практических и самостоятельных заданий по «Отечественной истории». В разработке представлены пояснительная записка, практические задания по отечественной истории, перечень источников и дополнительной литературы.

Рекомендовано и одобрено к изданию по решению Учебно-методической комиссии Нижневартовского экономико-правового института (филиала) ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет».

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:О.А. Фаненштыль, старший преподаватель

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Р.А. Бурханов, доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и философии Нижневартовского государственного гуманитарного университета;

Парфенов О.В. кандидат философских наук, доцент кафедры «Культурологи и философии» Нижневартовского экономико-правового института (филиала) Тюменского государственного университета

 

© Издательство НГГУ, 2007

© О.А. Фаненштыль, 2007


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Пояснительная записка
Практические задания
Краткая библиография

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование профессиональной компетенции в рамках изучаемых общепрофессиональных курсов гуманитарных дисциплин, таких как «Отечественная история» предполагает введение в учебный процесс новых форм деятельности студента, позволяющих навыки работы, полученные на лекционных и семинарских занятиях, а так же при подготовке самостоятельных исследований адаптировать к дальнейшей профессиональной деятельности.

Основными требованиями рынка труда к будущему специалисту являются: возможность самостоятельно принимать адекватные и грамотные решения, самостоятельно изучать и внедрять профессиональные новшества, успешно действовать и принимать решения в ситуации неопределенности.

Кроме того, подготовка к эффективной гражданской жизни в демократическом обществе требует от будущего специалиста развития таких важных познавательных навыков, как умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт, приходить к определенным умозаключениям, логично выстраивать цепь доказательств, выражать свою позицию ясно и уверенно, иметь определенное отношение к социальным реалиям. В той связи изучение курса «Отечественная история» предполагает применение различных видов и направлений самостоятельной деятельности студентов.

В частности для изучения ряда проблемных вопросов курса, студентам предлагается провести самостоятельный историографический анализ на основании предложенных источников, монографий и научных публикаций.

В качестве самостоятельного анализа проблемы студентам предлагается написание аналитических рефератов в форме эссе, а так же составление аналитических таблиц и графических схем.

Полученный аналитический материал заносится в рабочую тетрадь. На практическом занятии предлагается самостоятельная работа по карточкам и тестам.

Самостоятельная исследовательская деятельность предполагает различные виды работ: анализ научных публикаций, изучение первоисточников (законодательных актов, летописей, переписки, воспоминаний и др.), тем и разделов учебных пособий.

В зависимости от задач, стоящих перед преподавателем, формы выполнения заданий могут быть различны:

1. Домашние исследования: аналитические эссе, составление планов – конспектов публикаций, выполнение заданий по предложенным источникам и научным публикациям.

2. Практическая работа на семинарских занятиях.

Формой контроля выступают рабочие тетради, самостоятельные работы и тестовые задания.

При выполнении письменных практических работ студент углубленно изучает один из вопросов соответствующего курса, приобретает навыки самостоятельной работы с историческими источниками и специальной литературой.

Для организации самостоятельной работы, студентам предлагаются разработанные практические задания по темам, входящим в программу курса.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1:Квводной части программы курса.

Прочтите и проанализируйте статью А.Н. Полякова «Цивилизация как социальная система: теория, типология и метод»./ Вопросы истории. 2007. № 11. С. 52.

Методические указания:

1. Изучите текст статьи А.Н. Полякова, используя прием маркировки текста.

2. Сопоставьте различные взгляды исследователей на сущностное понимание определения «Цивилизация», соотнесите с общепринятым (позиция Л.И. Семенниковой). Выпишите в рабочую тетрадь определение цивилизации по А.Н. Полякову

3. Выделите основополагающие признаки цивилизации по А. П. Полякову. Составьте аналитическую таблицу (см. примерную форму).

4. Сформулируйте выводы и сопоставьте анализ с позицией Л.И. Семенниковой.

5. Раскройте типологию цивилизаций по работе А.П. Полякова, соотнесите с распространенной типологией Л. И. Семенниковой.

Таблица

Правительствующий Сенат

Методические указания:Прочтите текст вступительной статьи А.А. Преображенского «Эпоха преобразований». С. 9.

1. Изучите тексты нормативных актов: «Об учреждении Правительствующего Сената» от 22 февраля 1711 г. «О власти и ответственности Сената» от 2 марта 1711 г., «О порядке заседаний и делопроизводства в Правительствующем Сенате» от 5 марта 1711 г., «О должности Сената» декабрь 1718 г., «Должность сената» от 27 апреля 1722 года.

2. Выделите этапы становления Сената.

3. Покажите изменения в составе и компетенции Правительствующего Сената в процессе его развития.

II вариант

Учреждения при Сенате (фискалитет)

Методические указания: Прочтите текст вступительной статьи А.А. Преображенского «Эпоха преобразований». С. 9.

1. Изучите тексты нормативных актов: «О генерале рекет-мейстере». от 23 февраля 1722 г., «О фискалах» от 2 марта 1711 г., «Указ о фискалах. И о их должности и действии». От 17 марта 1714 г.,

2. Проанализируйте причины появления института фискалитета.

3. Выделите этапы становления этого учреждения при Сенате.

4. Определите компетенцию и степень ответственности фискалов.

III вариант

Учреждения при Сенате (институт прокуратуры)

Методические указания: Прочтите текст вступительной статьи А.А. Преображенского «Эпоха преобразований». С. 9.

1. Изучите тексты нормативных актов: «Об установлении должности прокуроров в надворных судах и о пределах компетенции надворных судов в делах по доносам фискальским и прочих людей» от 18 января 1722 г., «Должность генерал-прокурора» от 27 февраля 1722 года.

2. Проанализируйте причины становления института прокуратуры.

3. Сопоставьте компетенции институтов прокуратуры и фискалитета. Выделите общее и особенное.

Задание 7: Раздел 2 Тема 3. Программы курса.

Проанализируйте конституционный проект Н.Н. Новосильцева 1820 г. «Государственная уставная грамота Российской империи»//Антология мировой правовой мысли. М. 1999. т. IV. С. 465.

Методические указания:

1. Изучите текст исторического документа.

2. Определите состав и компетенцию органов власти и суда в соответствии с Уставной грамотой.

3. Составьте графическую схему государственного механизма.

4. Раскройте форму государственного устройства.

5.Сопоставьте конституционные проекты Н.Н. Новосильцева и М.М. Сперанского. Выделите общие и особенные признаки. Составьте аналитическую таблицу (см. примерную форму).

Таблица

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Источниковедческая литература

1. История государства Российского. Хрестоматия /отв. ред. Г.Е. Миронов. М.,1998.

2. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М.,1999.

3. Хрестоматия по истории 1917-1940 гг. М.,1995

4. История отечества в документах 1917-1993 гг. М., 1994.

5. Российское законодательство X –XX вв. / Под ред. И.О. Чистякова. М., 1994.

Учебная литература

1. Боффа Д. История Советского союза. В 2-х томах. М., 1990.

2. Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь, 1996.

3. Геллер М. Некрич А. Утопия у власти. М., 2000.

4. Данилов А.А., Леонов С.В. История России. Том I, II. М., 1995.

5. Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. ХХ век. М., «АСТ». 1995.

6. Жукоцкий В.Д. Диалоги о русской революции, народном единстве и государственных праздниках современной России. Учебное пособие по курсам «Отечественной истории» и «Политологии». Нижневартовск, 2006. – 199 с.

7. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: От Екатерины Великой до Александра II. М., 1994.

8. История России с древнейших времен до конца XVII в. / отв. ред. А. Н. Сахаров, А.П.Новосельцев. М., 1996.

9. История России с начала XVIII до конца XIX века / отв. ред. А.Н. Сахаров. М., 1996.

10. История России с древнейших времен до наших дней / отв. ред. В.А. Федоров, В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов. М., 2005.

11. История России XIX – начала ХХ вв./ отв. ред. В.А.Федоров. М., «Зерцало». 1998.

12. История России (1945 – 1999 гг.)/ отв. ред. А.Б. Безбородов М., «АСТ». 2001.

13. Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти. 1945 – 1991 гг. Новосибирск, 2000.

14. Соколов А.К. Курс советской истории 1917 – 1941. М., Высшая школа. 1999.

15. Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс Советской истории. 1941 – 1991 г. М., Высшая школа. 1999.

16. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М. Университет. 2003.

17. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. М. «Проект». 1997.

18. Личман Б.В. История России с древнейших времен до II половины XIX в. Екатеринбург. 1994 г.

 

 

ББК

О.А. Фаненштыль. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ. Практикум для студентов очной и заочной формы обучения специальностей 080801.65 «Прикладная информатика», 080105.65 «Финансы и кредит», 080507.65 «Менеджмент организации», 030501.65 «Юриспруденция», 080504.65 «Государственное и муниципальное управление». Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2006, 21с.

Практикум предназначен для студентов всех специальностей, и призван помочь им в выполнении практических и самостоятельных заданий по «Отечественной истории». В разработке представлены пояснительная записка, практические задания по отечественной истории, перечень источников и дополнительной литературы.

Рекомендовано и одобрено к изданию по решению Учебно-методической комиссии Нижневартовского экономико-правового института (филиала) ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет».

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР:О.А. Фаненштыль, старший преподаватель

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Р.А. Бурханов, доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и философии Нижневартовского государственного гуманитарного университета;

Парфенов О.В. кандидат философских наук, доцент кафедры «Культурологи и философии» Нижневартовского экономико-правового института (филиала) Тюменского государственного университета

 

© Издательство НГГУ, 2007

© О.А. Фаненштыль, 2007


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Пояснительная записка
Практические задания
Краткая библиография

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование профессиональной компетенции в рамках изучаемых общепрофессиональных курсов гуманитарных дисциплин, таких как «Отечественная история» предполагает введение в учебный процесс новых форм деятельности студента, позволяющих навыки работы, полученные на лекционных и семинарских занятиях, а так же при подготовке самостоятельных исследований адаптировать к дальнейшей профессиональной деятельности.

Основными требованиями рынка труда к будущему специалисту являются: возможность самостоятельно принимать адекватные и грамотные решения, самостоятельно изучать и внедрять профессиональные новшества, успешно действовать и принимать решения в ситуации неопределенности.

Кроме того, подготовка к эффективной гражданской жизни в демократическом обществе требует от будущего специалиста развития таких важных познавательных навыков, как умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт, приходить к определенным умозаключениям, логично выстраивать цепь доказательств, выражать свою позицию ясно и уверенно, иметь определенное отношение к социальным реалиям. В той связи изучение курса «Отечественная история» предполагает применение различных видов и направлений самостоятельной деятельности студентов.

В частности для изучения ряда проблемных вопросов курса, студентам предлагается провести самостоятельный историографический анализ на основании предложенных источников, монографий и научных публикаций.

В качестве самостоятельного анализа проблемы студентам предлагается написание аналитических рефератов в форме эссе, а так же составление аналитических таблиц и графических схем.

Полученный аналитический материал заносится в рабочую тетрадь. На практическом занятии предлагается самостоятельная работа по карточкам и тестам.

Самостоятельная исследовательская деятельность предполагает различные виды работ: анализ научных публикаций, изучение первоисточников (законодательных актов, летописей, переписки, воспоминаний и др.), тем и разделов учебных пособий.

В зависимости от задач, стоящих перед преподавателем, формы выполнения заданий могут быть различны:

1. Домашние исследования: аналитические эссе, составление планов – конспектов публикаций, выполнение заданий по предложенным источникам и научным публикациям.

2. Практическая работа на семинарских занятиях.

Формой контроля выступают рабочие тетради, самостоятельные работы и тестовые задания.

При выполнении письменных практических работ студент углубленно изучает один из вопросов соответствующего курса, приобретает навыки самостоятельной работы с историческими источниками и специальной литературой.

Для организации самостоятельной работы, студентам предлагаются разработанные практические задания по темам, входящим в программу курса.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1:Квводной части программы курса.

Прочтите и проанализируйте статью А.Н. Полякова «Цивилизация как социальная система: теория, типология и метод»./ Вопросы истории. 2007. № 11. С. 52.

Методические указания:

1. Изучите текст статьи А.Н. Полякова, используя прием маркировки текста.

2. Сопоставьте различные взгляды исследователей на сущностное понимание определения «Цивилизация», соотнесите с общепринятым (позиция Л.И. Семенниковой). Выпишите в рабочую тетрадь определение цивилизации по А.Н. Полякову

3. Выделите основополагающие признаки цивилизации по А. П. Полякову. Составьте аналитическую таблицу (см. примерную форму).

4. Сформулируйте выводы и сопоставьте анализ с позицией Л.И. Семенниковой.

5. Раскройте типологию цивилизаций по работе А.П. Полякова, соотнесите с распространенной типологией Л. И. Семенниковой.

Таблица

Характеристика основополагающих признаков цивилизации

Отношение человека к труду Отношение к свободе Культурно-экономический уклад
     

Примечание: для анализа используйте учебное пособие Л. И. Семенниковой «Россия в мировом сообществе цивилизаций». М. 2003. С.13 – 45.

Задание 2.К разделу 1. Теме 2. Программы курса.

Прочтите и проанализируйте статью А.Н. Полякова «Древнерусская цивилизация: основы политического строя»/ Вопросы истории, 2007, № 3. С.50.

Методические указания:

1. Изучите статью А.Н. Полякова, используя прием маркировки текста.

2. В историографическом анализе выделите основные взгляды исследователей дореволюционного, советского и постсоветского периодов на причины и механизм формирования государства. Составьте аналитическую таблицу.

3. Определите исходя из концепции И.Я. Фроянова и его последователей форму Древнерусского государства. Изобразите графическую схему государственного механизма.

4. Дайте характеристику компетенции и особому правовому положению князя.

5. Проанализируйте эволюцию институтов власти в Древнем мире.

Предлагаемые индивидуальные задания (карточки) по публикациям. Примерное время работы – 15 минут.

Самостоятельная работа студента

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...