Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сравнительная характеристика конституционных проектов первой четверти XIX века

  Общее Особенное
Введение к уложению государственных законов    
Уставная грамота Российской империи    

 

Задание 8:Раздел 2. Тема 4.Программы курса.

Проанализируйте нормативно-правовые документы крестьянской реформы. / Реформы Александра II. Сост. Чистяков О.И., Новицкая Т.Е. М. 1998. С. 37.

 

Методические указания:Прочтите вступительную статью.

1. Изучите «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» от 19 февраля 1861 г.,

2. Определите условия выхода крестьян из крепостной зависимости.

3. Проанализируйте правовое положение крестьян до и после выкупа усадебной оседлости.

4. Охарактеризуйте структуру, состав и компетенцию сельских обществ и волостей.

Задание 9: Раздел 2. Тема 4.Программы курса.

Проанализируйте нормативно-правовые документы Земской реформы. Реформы Александра II. Сост. Чистяков О.И., Новицкая Т. Е., М. 1998. С. 211.

Методические указания:Прочтите вступительную статью.

1. Изучите «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» от 1 января 1864 года.

2. Проанализируйте принципы избирательной системы в земские учреждения.

3. Постройте графическую схему структуры органов местного самоуправления.

4. Охарактеризуйте предметы ведомства и пределы власти земских учреждений.

 

Задание 10: Раздел 2. Тема 4.Программы курса.

Проанализируйте нормативно-правовые документы Городской реформы. Реформы Александра II. Сост. Чистяков О.И., Новицкая Т. Е., М. 1998. С. 231.

Методические указания: Прочтите вступительную статью.

1. Изучите «Городовое положение» 16/28 июня 1970 г.

2. Проанализируйте принципы формирования городских избирательных собраний

3. Охарактеризуйте состав и компетенцию городской думы.

4. Охарактеризуйте состав и компетенцию городской управы и исполнительных комиссий.

5. Рассмотрите функции городского общественного управления.

 

Задание 11.Раздел 3. Тема 1. Программы курса

Проанализируйте Манифест об усовершенствовании государственного порядка. 17 октября 1905 г. // ХИГП. С.435-436. Об изменении положения о выборах в Государственную Думу. 11 декабря 1905 г. // ХИГП. С.436-441. Положения о выборах в государственную Думу. 3 июня 1907 г. // ХИГП С. 454 - 456.

Методические указания:

1. Изучите тексты исторических документов.

2. Составьте сопоставительную таблицу «Изменения в избирательной системе России в годы первой русской революции», опираясь на положения о выборах в государственную Думу 6 августа 1905 г., 11 декабря 1905 г., и 3 июня 1907 г.

3. В процессе сопоставления рассмотрите следующие компоненты и принципы избирательной системы: - избирательные курии; - социальные группы населения, лишенные избирательного права, либо получившие его; - принципы избирательного права, нашедшие отражение в документе; - избирательные цензы. По итогам таблицы сделайте выводы.

4. Анализируя материал таблицы, ответьте на вопрос: в чем на ваш взгляд состояла суть третьеиюньского государственного переворота:

А. в роспуске Государственной Думы; Б. в единоличном издании императором нового избирательного закона; В. в других факторах.

 

Задание 12: раздел 3. Тема 2. Программы курса

Проанализируйте правовые акты, принятые в период с октября 1917 г. по июль 1918 г., определившие правовой статус Совета Народных Комисаров.

Методические указания:

1. Изучите Декрет второго всероссийского съезда Советов «Об учреждении Совета Народных Комиссаров» от 28 октября 1917 г. //Хрестоматия по истории отечественного государства и права. (в дальнейшем ХИОГП) М., 1997. С. 13-14. Конституцию РСФСР 1918 г. //ХИОГП. С.46 – 64.

2. Покажите, как изменился правовой статус СНК к моменту принятия Конституции 1918 года.

Задание 13:раздел 3. Тема 2. Программы курса.

Изучите публикацию А.А. Искандерова «Очерки новейшей истории советского общества»// Вопросы истории. 2002. № 5. С. 69.

Методические указания:

1. Выделите и проанализируйте отрывок статьи: «Октябрь 1917 года: революция или переворот»?

2. Раскройте оценку революции, сделанную как сторонниками, так и ее противниками.

3. Систематизируйте позиции исследователей, относительно сходства и различий Великой Французской и Октябрьской революций. Составьте аналитическую таблицу.

4. Раскройте проблематику взаимодействия революции и демократии.

5. Определите факторы, сопутствующие «легкой победе большевиков».

 

Предлагаемые индивидуальные задания (карточки) по изученному материалу. Примерное время работы – 15 минут.

Самостоятельная работа студента. Анализ отрывка публикации А.А. Искандерова «Очерки новейшей истории советского общества».

1 вариант

Как вы понимаете тезис Д.И. Менделеева, Россия – «страна особая, стоящая между молотом Европы и наковальней Азии, долженствующая так или иначе их помирить». Удалось ли последующим поколениям его реализовать?

2 вариант

Какой была оценка Лениным и Троцким политической ситуации, сложившейся к октябрю 1917 года. Что объединяло этих самых влиятельных большевистских вождей?

3 вариант

В чем заключались разногласия в большевистском руководстве по вопросу об отношении к Октябрьской революции.

 

4 вариант

Какова сущность понятия «Новый класс», введенного в научный оборот югославским политиком и политологом М. Джиласом в 1957 году.

Задание 14:Раздел 3. Тема 4. Программы курса.

Прочтите и проанализируйте статью В.В. Согрина «1985-2005: Три превращения современной России»/ Отечественная история. 2005. № 3. С. 3.

Методические указания:

1. Изучите текст статьи В.В. Согрина, используя прием маркировки текста.

2. Проанализируйте теоретические принципы и подходы изучения проблемы.

3. Выделите этапы реформаторской деятельности М.С. Горбачева. Определите причины неудач и значение «горбачевских» реформ.

4. Раскроите позитивные и отрицательные следствия радикальных реформ, проводимых Б.Н. Ельциным.

5. Проанализируйте выводы автора статьи, относительно «ельцинского» периода правления.

6. Определите основные направления «путинского» курса.

7. Раскройте сущность политических и экономических реформ В.В. Путина.

8. Составьте аналитическую таблицу (см. примерную форму)

9. Сформулируйте выводы.

Таблица

Анализ политических и экономических преобразований (1985-2005 гг.)

  1985-1991 гг. 1991-1999 гг. 1999-2004 гг.
Политические преобразования      
Социально-экономические преобразования      
Позитивные и отрицательные следствия реформ      

 

 

КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Источниковедческая литература

1. История государства Российского. Хрестоматия /отв. ред. Г.Е. Миронов. М.,1998.

2. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. М.,1999.

3. Хрестоматия по истории 1917-1940 гг. М.,1995

4. История отечества в документах 1917-1993 гг. М., 1994.

5. Российское законодательство X –XX вв. / Под ред. И.О. Чистякова. М., 1994.

Учебная литература

1. Боффа Д. История Советского союза. В 2-х томах. М., 1990.

2. Вернадский Г.В. Киевская Русь. Тверь, 1996.

3. Геллер М. Некрич А. Утопия у власти. М., 2000.

4. Данилов А.А., Леонов С.В. История России. Том I, II. М., 1995.

5. Дмитренко В.П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. ХХ век. М., «АСТ». 1995.

6. Жукоцкий В.Д. Диалоги о русской революции, народном единстве и государственных праздниках современной России. Учебное пособие по курсам «Отечественной истории» и «Политологии». Нижневартовск, 2006. – 199 с.

7. Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история: От Екатерины Великой до Александра II. М., 1994.

8. История России с древнейших времен до конца XVII в. / отв. ред. А. Н. Сахаров, А.П.Новосельцев. М., 1996.

9. История России с начала XVIII до конца XIX века / отв. ред. А.Н. Сахаров. М., 1996.

10. История России с древнейших времен до наших дней / отв. ред. В.А. Федоров, В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов. М., 2005.

11. История России XIX – начала ХХ вв./ отв. ред. В.А.Федоров. М., «Зерцало». 1998.

12. История России (1945 – 1999 гг.)/ отв. ред. А.Б. Безбородов М., «АСТ». 2001.

13. Пихоя Р.Г. Советский Союз: История власти. 1945 – 1991 гг. Новосибирск, 2000.

14. Соколов А.К. Курс советской истории 1917 – 1941. М., Высшая школа. 1999.

15. Соколов А.К., Тяжельникова В.С. Курс Советской истории. 1941 – 1991 г. М., Высшая школа. 1999.

16. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М. Университет. 2003.

17. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России с древнейших времен до наших дней. М. «Проект». 1997.

18. Личман Б.В. История России с древнейших времен до II половины XIX в. Екатеринбург. 1994 г.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...