Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и правовой режим интеллектуальной собственности.

 

Цель занятий:

· углубить знания, полученные на лекции, в ходе самостоятельной подготовки о понятии интеллектуальной собственности и системе ее правовой охраны, понятии и источниках права на иные объекты интеллектуальной собственности, их значении и роли.

 

Методические материалы для самоконтроля знаний и умений и задания на самоподготовку (по темам 40-48):

В связи со вступлением с 1 января 2008 г. в действие четвертой части гражданского кодекса в России произошёл ряд изменений касающихся правового регулирования интеллектуальной собственности. Вместе с тем, в ходе сравнительного анализа действующего законодательства об интеллектуальной собственности и четвертой части гражданского кодекса, можно констатировать факт: в четвертой части ГК РФ сохранен не только ряд основополагающих принципов, но и большинство действующих норм об интеллектуальной собственности.

Содержащиеся в четвертой части ГК РФ правила о переходе исключительного (имущественного) права автора на произведение основываются на новом принципе изначального возникновения данных прав только у автора (п. 3 ст. 1228). И только потом данное право может быть передано автором другому лицу по договору, а также перейти к другим лицам по иным основаниям установленным законом.

Четвертая часть ГК РФ содержит ряд нововведений, касающихся вопросов правопреемства, так в соответствии со ст. 1284 не допустимо обращения взыскания на принадлежащее автору и его наследникам исключительное право на произведение в пределах срока его действия. Соответственно будет расширен перечень имущества, на которое судебный пристав исполнитель по исполнительному документу не сможет обратить взыскание. Возникает также вопрос о залоге, правовая природа которого сводиться к обращению взыскания на заложенное имущество, при не исполнении основного обязательства должником. Поэтому сделки залога исключительного права совершенные после вступления в действие четвертой части ГК РФ будут ничтожными на основании ст. 168-169 ГК РФ.

Законодатель в ст. 1226 впервые прямо подчеркивает то, что исключительное право является имущественным. В связи с этим любой правообладатель будет обладать возможностью распоряжаться исключительным правом любым, не противоречащим закону и его существу способом, в том числе путем его отчуждения по договору другому лицу (договор об отчуждении исключительного права) или предоставления другому лицу права использования соответствующих результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации в установленных договором пределах (лицензионный договор) (ст. 1233). Договор о полном отчуждении всех принадлежащих авторам исключительных прав является одним из важнейших нововведений четвертой части ГК РФ, благодаря которому исключительные права автора на произведение могут быть навсегда в полном объеме переданы другому лицу. При отсутствии в таком договоре условия о размере вознаграждения или о порядке его определения договор считается незаключенным. Соответственно можно предположить, что если в силу таких отношений приобретатель исключительного права на произведение будет осуществлять его, то у данного лица возникнет обязательство вследствие неосновательного обогащения на основании п. 2 ст. 1105. С регламентацией такого нового гражданско-правового института расширяются возможности автора передать свое исключительное право на произведение в порядке правопреемства. Данный гражданско-правовой институт, несомненно, повысит интерес многих субъектов гражданского права к объектам авторского права.

Лицензионные договоры приходят на смену традиционным авторским договорам о предоставлении прав на исключительной или неисключительной основе, при чем правило об обязательном указании в авторском договоре конкретных видов прав, способов использования, сроков, территории и т.д., сохраняется лишь для данных договоров. Также в четвертой части ГК РФ сохранен договор авторского заказа. При чем законодатель конкретизирует прежние положения об этом договоре. Так в соответствии с новыми нормами можно сделать вывод: что предметом договора является только материальный носитель произведения, а отчуждение исключительного права на произведение происходит только в том случае если это прямо предусмотрено договором. Представляется логически верным, то, что среди существенных условий данного договора впервые выделено условие о сроке передачи произведения заказчику, так как в договоре заказа сроки всегда являются юридически значимыми.

В четвертой части ГК РФ ограничена ответственность автора по договору об отчуждении исключительного права на произведение и лицензионному договору суммой реального ущерба, причиненного другой стороне (ст. 1290). Поэтому суд, по данным договорам, будет не вправе применять к автору компенсационные санкции, в части возмещения упущенной выгоды, штрафные санкции и положения ст. 395 ГК РФ об ответственности за неисполнение денежного обязательства. Ответственность по договору авторского заказа тоже носит своеобразный характер и выражается в обязанности автора возвратить заказчику аванс, а также уплатить ему неустойку, если она предусмотрена договором. При этом общий размер указанных выплат ограничен суммой реального ущерба, причиненного заказчику (ст. 1290).

Говоря о правопреемстве исключительного права автора нельзя обойти стороной регулирование наследственного правопреемства. К отношениям по наследованию исключительного права на произведение подлежат применению общие положения раздела пятого ГК РФ «Наследственное право», четвертая часть ГК РФ развивает и детализирует данные положения исходя из правовых особенностей исключительного права автора. Так как законодатель относит исключительное право к имущественным правам, то однозначно можно сказать, что оно входит в состав наследства автора (ст. 1283). Однако срок действия исключительного права на произведение наследников и других правообладателей ограничивается нормами статьи 1281. Так в соответствии с общим положением данной статьи, исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. После истечения срока действия исключительного права произведение, как обнародованное, так и не обнародованное, переходит в общественное достояние.

К наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение переходит право следования, которое носит неотчуждаемый характер. При этом личные неимущественные права автора не входят в состав наследства и охраняются бессрочно. Автор имеет возможность указать в завещании лицо, на которое он возлагает обязанность осуществлять защиту и охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения, после своей смерти.

Одной из актуальных новелл четвертой части ГК РФ, касающейся наследования исключительного права автора, является положение о прекращении исключительного права на произведение и переход произведения в общественное достояние, в случае если имущество автора будет признано выморочным.

 

Семинарское занятие (только для студентов) - 2 часа.

 

Вопросы:

1. Интеллектуальная собственность как объект правовой охраны.

2. Основные институты права интеллектуальной собственности.

3. Интеллектуальные права.

4. Действие исключительных и иных интеллектуальных прав.

5. Государственная регистрация результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации.

6. Организации, осуществляющие коллективное управление авторскими и смежными правами.

7. Защита интеллектуальных, личных неимущественных и исключительных прав.

 

Примерные темы рефератов и докладов:

1. Коллективное управление авторскими и смежными правами.

2. Лицензионный договор.

3. Договор об отчуждении исключительного права.

4. Патентные поверенные.

5. Ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения исключительных прав.

 

Практическое занятие (только для студентов) - 2 часа.

Цель занятий:

· углубить знания, полученных в ходе лекции и самостоятельной подготовки;

· выработать навыки работы с нормативными документами, учебной литературой, пособиями путем тестирования, решения задач и выполнения заданий.

Решение задач, рассмотрение практических ситуаций согласно практикума:

 

Практическое задание № 1.

Начинающий писатель А. Алехин обратился в Преображенский межмуниципальный суд ВАО г. Москвы с иском к издательству «Искра» о взыскании с ответчика авторского вознаграждения.

Как выяснилось при рассмотрении дела в суде, А. Алехин отправил в издательство машинописную рукопись своего романа для решения вопроса о его публикации. Издательство приняло рукопись, о чем письменно известило автора. После ознакомления редакции с рукопи­сью А. Алехину было предложено доработать ее с учетом замечаний ре­цензента и представить к 1 сентября 2003 г. А. Алехин выполнил эти требования. Однако 15 декабря 2003 г. издательство вернуло дорабо­танную им рукопись с отказом от ее публикации, сославшись на боль­шую загруженность типографии, а фактически вследствие сомнений в успешной реализации этого произведения из-за неизвестности автора широкому кругу читателей.

На заседании суда представитель издательства не признал иск А. Алехина, пояснив, что редакция осуществила лишь подготовитель­ную работу с целью улучшения качества рукописи, а опубликовать ее на обязана, поскольку договор с автором на издание его произведения не был заключен.

 

Вопросы к заданию:

1. Возникли ли между А. Алехиным и издательством «Искра» договорные отношения?

2. Имеет ли значение для решения описанного конфликта форма, в кото­рую были облечены отношения редакции и автора? Как должны были быть оформлены отношения между А. Алехиным и издательством?

3. Обязан ли был А. Алехин выполнять требования редакции, указанные в задаче?

4. Какое решение должен вынести суд? Составьте мотивированное реше­ние суда.

 

Практическое задание № 2

В период, когда основной состав артистов Саратовского театра опе­ретты находился на летних гастролях, дирекция театра поручила режиссеру-постановщику А. Аничкиной поставить оперетту «Веселая вдова» со вторым составом, пригласив на главные роли выпускников театральных училищ Москвы и Санкт-Петербурга. В процессе подго­товки спектакля к А. Аничкиной обратились редактор местной радио­станции с просьбой разрешить трансляцию первого выступления мо­лодых исполнителей и представитель фирмы «Молодые голоса», кото­рый предлагал записать исполнение некоторых арий спектакля в ком­мерческих целях.

Когда А. Аничкина рассказала об этих предложениях артистам, за­нятым в оперетте, последние выразили свое несогласие по причине на­рушения их права исполнителей. Однако они согласились, чтобы пере­дача в эфир их исполнения, а также запись на фонограмму основных арий были осуществлены не в первом, а в последующих исполнениях оперетты.

 

Вопросы к заданию:

1.По чему местная радиостанция и фирма «Молодые голоса» обратились со своими предложениями к режиссеру-постановщику спектакля, а не к ди­рекции театра?

2.Какие исключительные права исполнителей были бы нарушены в случае передачи в эфир и записи исполнения в коммерческих целях при пером испол­нении оперетты «Веселая вдова»?

3.Как должны быть оформлены отношения о сотрудничестве между ре­жиссером — постановщиком оперетты и радиостанцией, между режиссе­ром-постановщиком и фирмой «Молодые голоса»?

4.Каков порядок распределения вознаграждения за каждый вид использо­вания исполнения оперетты между членами коллектива молодых исполни­телей?


Практическое задание № 3

 

В. Воробьев, работая инженером в научно-исследовательском ин­ституте над выполнением служебного задания, создал счетчик тепла, не содержащий движущихся частей и не нуждающийся в электроэнер­гии. Счетчик представляет собой запаянный в стеклянной колбе проградуированный капилляр, внутри которого помещен столбик ртути, разорванный капелькой электролита. С двух концов в капилляр введе­ны электроды, к которым подключены термопары. Одну термопару ус­танавливают на вводе, другую — на выводе теплосети из квартиры. Раз­ность температур создает ток, который гонит капельку по капилляру.

Заявку на изобретение «Счетчик тепла» В. Воробьев подал в Роспа­тент, указав, что изобретение создано в связи с выполнением служеб­ного задания. Однако ему было отказано в рассмотрении заявки со ссылкой на несоблюдение установленного порядка охраны изобрете­ния, созданного автором в связи с выполнением служебного задания.

Вопросы к заданию:

1.Кто является обладателем исключительного права на изобретение «Счет­чик тепла»? Как осуществляется охрана этого изобретения? Кто вправе подать заявку на это изобретение с целью получения патента?

2.Кто является автором изобретения «Счетчик тепла»?

3.В каком случае автором и обладателем исключительного права на данное изобретение могло бы быть одно и то же лицо?

Контрольные тесты по теме:

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...