Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Колганова Е. Ю.- зам. директора по УВР

Председатель экспертной группы

_________________________

«Утверждена»

Совет МОУ «СОШ №15»

от «___» ________200__г.

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ

Муниципального образовательного учреждения

« Средняя общеобразовательная школа №15»

«ШКОЛА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»

 

 

Г. Омск – 2008 год

Содержание

1. Информационная справка о школе___________3-11

2. Проблемно-ориентированный анализ________12-45

3. Основные концептуальные положения______46-57

4. Воспитательная программа_______________58-64

5. Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса_________________65-73

6. Система управления развитием школы_____74-81

7. Этапы разработки и реализации программы развития школы_________________________82-83

8. Критерии оценки эффективности программы развития школы самоопределения_________84-87

9. Бизнес-план_____________________________88

10.Список литературы_____________________89

Приложения

Авторы разработки программы:

Романюк Т. В.- директор школы

Колганова Е. Ю.- зам. директора по УВР

Рыбакова Е. Д.- председатель метод. совета

Казюкина Г. В.- зам. директора по ВР

Гейко Л. И.- социальный педагог

Серебренникова В.Н. – педагог-психолог

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА О ШКОЛЕ.

Средняя общеобразовательная школа № 15 города Омска была открыта в 1970 году решением Центрального исполкома города. В 1995 году школа переименована в МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 15» на основании приказа № 28 от 10.03.1995 г. управления образования г. Омска. В 2000 году решением городской мэрии школа №15 (Постановление от 08.08.2000) была реорганизована путём присоединения муниципального образовательного учреждения «Открытая (сменная) общеобразовательная школа №14» города Омска. В 2006 году в число учащихся очно-заочной (вечерней) формы обучения МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» влились учащиеся муниципального образовательного учреждения «Открытая (сменная) общеобразовательная школа №2» города Омска.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии А №221534 от 05 марта 2007года, имеет право реализовывать общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и выдавать аттестаты государственного образца на основании свидетельства о государственной аккредитации АА 026818 от 03 апреля 2007года.

Деятельность учреждения регулируется Уставом муниципального образовательного учреждения, руководствуется Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Типовым положением о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении. С учетом потребностей и возможностей учащихся образовательные программы в МОУ «Средняя общеобразовательная школа №15» осваиваются в следующих формах обучения: очной, очно-заочной (вечерней), экстерната. Также школа осуществляет обучение детей с хроническими заболеваниями и инвалидов на дому, в Омском областном онкологическом диспансере.

Средняя общеобразовательная школа № 15 Центрального административного округа расположена в уютном трёхэтажном здании, окружённом парком, по улице 21 Амурская,17. По инициативе первого директора учебного заведения Е.П. Больных, вокруг школы были посажены деревья. Сегодня школе 36 лет. И огромный парк, разросшийся вокруг здания, напоминает о начинаниях первого директора и первых учеников. В любое время года с учениками школы в парке проводятся уроки-экскурсии по географии и биологии. Во внеурочное время учащиеся с удовольствием ухаживают за деревьями и кустарниками, подкармливают белок и птиц.

Кирпичное здание общей площадью 3246 м.2 имеет 26 классных комнат (включая классные кабинеты и лаборатории), кабинет информатики и вычислительной техники, 3 учебных мастерских, спортивный зал, уютную столовую, актовый зал, библиотеку с читальным залом, медицинский кабинет. Учебные кабинеты оснащены мебелью, учебными пособиями и оборудованием. Библиотечный фонд составляет 12500 экземпляров учебной и художественной литературы. Особая гордость учителей и учащихся – музей истории школы. Ежегодно 1 сентября первоклассники начинают своё знакомство со школой с посещения музея, где для них проводится интересная экскурсия.

В ближайшем соседстве со школой расположена музыкальная школа № 7, Центр технического творчества, детский клуб «Алмаз», детская библиотека имени В.Г. Белинского. Все эти организации дают определённый объём дополнительного образования. Школа является культурно-просветительным центром, организует лекции для родителей, встречи со специалистами правоохранительных органов, медицинских учреждений.

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15» поддерживает тесные контакты с ОмГУ, в школе проходят практику студенты факультетов педагогики и психологии; сотрудничает с педагогическим колледжем и медицинским училищем №1; в тесном взаимодействии со школой находятся КТОС «Центральный 2», учреждения дополнительного образования: Дом техники, Дом творчества «Амурский», Дом творчества «Созвездие», детская организация «Оазис».

В 2006/2007 учебном году открыто 27 классов-комплектов (из них 11 – общеобразовательные классы очной (дневной) формы обучения, 16 – классы очно-заочной (вечерней) формы обучения). Обучение осуществляется на основе Базисного учебного плана 1998 года, с постепенным переходом на Базисный учебный план 2004 года и введением профильного обучения на старшей ступени.

 

Режим работы школы.

Школа работает в две смены.

1 смена – 8.15 – 13.20 (дневная форма обучения);

2 смена – 14.00 – 18.40 (очно-заочная форма обучения) - понедельник, вторник, среда, четверг;14.50 – 18.40 – пятница. Продолжительность урока 40 минут.

Школа работает в режиме шестидневной рабочей недели (8 –11 классы – очная (дневная) форма обучения), пятидневной рабочей недели (1 – 7 классы – очная (дневная) форма обучения и 7 - 8 классы очно-заочной формы обучения), четырехдневной рабочей недели (10-12 классы очно-заочной формы обучения.)

Количественный состав учащихся

Основное общее образование
Начальное общее образование (I ступень обучения) Основное общее образование (II ступень обучения)
1 класс – 1 5 класс - 1
2 класс – 0 6 класс - 1
3 класс – 1 7 класс – 3
4 класс – 1 8 класс - 3
  9 класс - 5
Среднее (полное) общее образование
Средняя школа (III ступень обучения)
10 класс - 3
11 класс - 4
12 класс - 4

 

С 2006 года педагогическим коллективом школы избрано стратегическое направление развития – создание проекта средней школы, работающей на основе самоопределения.

Педагогический коллектив в составе 44 педагогов и 2 совместителей имеет достаточно высокий профессиональный уровень: 12 учителей высшей квалификационной категории (27%), 18 – первой квалификационной категории (41%), 10 – второй квалификационной категории (23%). Не аттестовано 4 педагога (3 – с большим стажем работы) (7%). Таким образом, всего аттестовано 40 педагогов, что составляет 91%.

 

 

Качественный состав (по категории) педагогического

коллектива школы

 

Учеб- ный год Общее количество Количество имеющих вторую категорию Количество имеющих первую категорию Количество имеющих высшую категорию
2004-2005 9/20 % 15/34 % 13/30 %
2005-2006 17/39% 16/36% 9/20%
2006-2007 10/23% 18/41% 12/27%

 

 

Имеют звание «Отличник народного просвещения» - 4 учителя, «Почётный работник общего образования Российской Федерации» - 2 учителя, «Ветеран труда» - 3 человека. Награждены Почётной грамотой Министерства образования Российской Федерации – 3 человека.

Систематическое повышение квалификации педагогов осуществляется на курсах при ФПК ОмГПУ, ИРООО. Учителя школы работают в городских методических сообществах, творческих группах.

 

 

Возрастной состав учителей

25 – 35 лет 9 чел./ 20%
36 – 45 лет 9 чел./ 20%
46 – 55 лет 5 чел./ 12%
Свыше 55 лет 21 чел./ 48%

 

Социальный статус родителей

 

 

 
 
Семьи группы риска 8,7%


Родители- пенсионе-ры 4%
Безработные родители 4,2%
Многодетные семьи 11%
Родители- предпринима тели 19,5%
Родители- рабочие 44,5%
Родители- служащие 25%

 

                       
   
Малообеспеченные семьи 13%
 
   
     
 
 
 
Всего семей учащихся
   
Опекаемые дети 6,2 %
 
 
   
Родители- инвалиды 8%

 

 

 

 


Образовательный уровень родителей

 

 

 

 

Воспитательная работа, направленная на развитие коммуникативной компетентности учащихся, даёт свои результаты. Как показывает диагностика по методике Шиловой, происходит постепенное повышение уровня культуры взаимоотношений в школьном коллективе.

РАБОТЫ ШКОЛЫ.

При создании программы развития педагогический коллектив МОУ «СОШ №15», опираясь на идеи, отражённые в основных документах по модернизации общего образования (Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция профильного обучения РФ, 2002 г., Закон РФ «Об образовании»), ставит своей целью проектирование собственной модели образовательного процесса, обеспечивающего качество образования, соответствующего современному этапу развития российского общества.

Педагогический коллектив, решая задачу обеспечения качественной подготовки учащихся, в соответствии с их образовательными потребностями, выделяет следующие ориентиры:

· гуманистический характер образования, приоритетной ценности жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

· становление гражданского общества;

· воспитание патриотизма, уважения к человеку, бережного отношения к окружающей природе, ценности семьи;

· формирование адекватной современному уровню знаний картины мира у обучающегося.

В соответствии с этим данная программа развития строится, опираясь на личностно-ориентированную парадигму обучения, посредством реализации принципов дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса, демократизации управления школой.

Ожидается, что такой подход будет основой для формирования собственной стратегии развития школы, а также позволит сконцентрировать творческую деятельность учителей по достижению основной цели школы – создание оптимальных условий для доступности качественного образования, развития личности учащихся в соответствии с их образовательными потребностями и возможностями, их успешной социализации.

В качестве механизма реализации программы развития педагогический коллектив использует принципы адаптивной модели школы (мы используем элементы модели школы, предложенной Е.А.Ямбургом), которые позволяют осуществлять совершенствование содержания обучения и организации образовательного процесса, обеспечения качества образования, соответствующего современности. Одной из составляющих модели школы самоопределения является её инновационная деятельность. В этой области школа №15 в качестве приоритетных направлений рассматривает реализацию Концепции профильного обучения на старшей ступени и предпрофильной подготовки на средней ступени обучения, создание единой системы оценивания качества образования. Именно эти направления рассматриваются как ресурс развития школы и механизм реализации основной цели педагогического коллектива.

Анализ успешности обучения школьников показал, что школа, обеспечивая стандарт образования, не в полной мере учитывает потенциальные возможности учащихся в учебной деятельности. Одной из главных проблем, существующих в школе, является проблема снижения качества образования учащихся.

 

В 2006-2007 учебном году.

Уровень обученности школьников по ступеням обучения

В 2005-2006 учебном году.

Уровень обученности школьников по ступеням обучения

В 2004-2005 учебном году.

Обученность учащихся.

Анализ данных обученности учащихся показывает, что достижение первого из планируемых показателей успеваемости (количества учащихся, усваивающих учебные программы) происходит в результате дополнительных занятий со слабоуспевающими учащимися, значительной активизации работы с семьями школьников, принятия мер дисциплинарного воздействия по отношению к «нерадивым ученикам» и др. В этой ситуации «благополучные» учащиеся остаются как бы вне поля зрения педагогического коллектива, вследствие чего ослабляется мотивационное обеспечение их учебной деятельности, что сказывается на ее результатах.

Необходимость коррекции результатов во втором полугодии является следствием таких недостатков в образовательном процессе, как использование неэффективных технологий обучения детей, ориентированных на «средний» уровень; отсутствие необходимой внешней и внутренней дифференциации учащихся в процессе организации их учебной деятельности; недостаточный учет диагностических данных в повседневном образовательном процессе.

Анализируя процесс обучения, следует отметить, что:

- недостаточно уделяется внимание развитию у школьников личностно-смысловой сферы;

- преобладает «усредненный» подход к обучению школьников, практически не учитываются учебные возможности детей;

- доминирует ориентация учителей не на развитие личности, а только лишь на знания.

Одной из причин низкого качества обучения являются пропуски уроков по болезни и без уважительных причин.

 

Учебный год

 
 


50%

           
 
Уровень удовлетворенности – 67%. Из них учебной деятельностью – 50%, личностью учителя- 17%.   Неудовлетворенность –33%. Из них учебной деятельностью –30%, личностью учителя – 3%.
   
30%
 
   
 

 

 


В чём же причина снижения уровня удовлетворённости учащихся учебной деятельностью? Анализируя внеурочную деятельность, цель которой - формирование социально-значимых качеств личности, отметим, что уровень интеллектуальной деятельности во внеурочное время у учащихся недостаточно высок.

 

 

Уровни досуговой занятости учащихся

 

                                       
   
развлекательно – игровой
 
   
асоциальный
 
интеллектуальный
 
спортивный
     
 
 
 
   
творческий
       
     
         
трудовой
 
   
 
         
 
 
 
 

 

 


Отсюда отсутствие таких значимых качеств личности, как целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, оптимизм, коллективистичность. Поэтому межличностные отношения между детьми не всегда имеют социально-ценностную направленность, что ведёт к несформированности отношений учащихся между собой, а также с педагогическим коллективом. Неудовлетворенность учащихся учебной деятельностью, приток из других школ большого количества учащихся с несформированными коммуникативными навыками, привели к снижению уровня социальной направленности учащихся и низкой мотивации к учению. Все это ведет к снижению порога нравственности учащихся, что влияет на межличностные отношения в классном коллективе. Вызывает тревогу увеличение количества учащихся, не адаптировавшихся в коллективе, что подтверждается данными социометрии по методике Дж. Морено.

 

 

Здоровье учащихся.

 

Состояние здоровья учащихся оценивалось по результатам изучения внутри школьной медицинской документации по следующим показателям:

- количество практически здоровых детей;

- количество учащихся с различными отклонениями в состоянии здоровья;

- количество учащихся, имеющих наиболее распространенные заболевания.

Анализ данных показывает, что в школе более 50% учащихся имеют хронические заболевания. Эта цифра стабильно держится в течение двух лет. Исходя из медицинских карт учащихся, установлено, что наибольшее число заболеваний приходится на подростковый возраст. Безусловно, причина такого положения кроется, прежде всего, в особенностях физиологического развития школьников этого возрастного периода. Вызывает тревогу то, что происходит увеличение школьников инфицированных туберкулезом. До 20% учащихся каждого класса направляются на прием к фтизиатру.

Лишь 15% детей по результатам ежегодного медосмотра можно назвать здоровыми. От 20 до 26% учащихся каждого класса имеют слабое зрение. Более 60% детей страдают гиподинамией. Около 40% имеют проблемы, связанные с деятельностью печени, почек, желудочно-кишечного тракта.

 

Уровень воспитанности.

 

Важным показателем результативности образовательного процесса является уровень воспитанности учащихся, который сформирован преимущественно на допустимом уровне. В таблице представлены результаты изучения уровня воспитанности учащихся 1-2 классов и 3-5 классов по методике Н.П. Капустина и диагностическая программа уровней воспитанности учащихся 6-9 классов и 10-11 классов М.И. Шиловой.

 

 

За 2006 – 2007 учебный год

Дневная форма обучения.

 

 

I ступень (1-4 кл.) всего уч. 68 II cтупень (5-8 кл) всего уч. 95 III ступень (9-11 кл) всего уч. 59
уровни восп-ти кол-во уч. % уч. уровни восп-ти кол-во уч. % уч. уровни восп-ти кол-во уч. % уч.
высокий высокий высокий
хороший хороший хороший
средний средний средний
низкий низкий низкий

 

 

Очно-заочная форма обучения.

II ступень (7 - 8 кл.), всего уч. 44 III ступень (9 -12 кл.), всего уч. 90
уровни восп-ти кол-во уч. % уч. уровни восп-ти кол-во уч. % уч.
высокий высокий
хороший хороший
средний средний
низкий низкий

 

Всего изучено учащихся: 222 на I смене и 134 на II смене.

 

 

Уровень воспитанности

Дневная форма обучения

 

 

Уровень воспитанности

Очно-заочная форма обучения

 

 

Большое воздействие на учащихся оказывают общешкольные воспитательные мероприятия. В течение учебного года в школе традиционно проходят мероприятия:

- Праздник 1 звонка «Здравствуй, страна знаний!»; - День здоровья; - КТД «Учитель, перед именем твоим…»; - Новогодние утренники и новогодние дискотеки; - Месячник оборонно-массовой и военно-спортивной работы, посвященный

Дню защитника Отечества; - Экологический субботник в рамках весенней «Недели добра»;

- Предметные недели;

- Патриотическая программа «Цветы и порох», посвященная Дню Победы;

- Праздник последнего звонка «Когда уйдем со школьного двора»;

- Торжественная линейка, посвященная Последнему школьному звонку;

- Торжественный вечер «Звездный сезон», посвященный вручению

аттестатов зрелости.

Каждое из выше указанных мероприятий направлено на осуществление поставленных целей и задач воспитания, и создаёт условия для того, чтобы учащиеся школы смогли успешно развиваться в доступных им видах деятельности.

В таблице 1 представлены результаты анкеты «Жизнь в школе», проводимой в 5-9 классах в 2003-2004 уч. году и в 5-10 класса в 2006-2007 уч. году.

 

 

Вопросы. / Учебный год. Опрошено учащихся. 2005-2006 2006-2007
кол-во 134 % кол-во 132 %
После уроков я стараюсь побыстрее уйти из школы  
Любишь ли ты ходить на школьные вечера
Ты остаешься после уроков пообщаться с учителями-предметниками?
Часто ли в школе проводятся конкурсы, праздники, вечера?
Есть ли у тебя желание и потребность участвовать в школьных делах?
Замечают ли в школе твои успехи?  

 

Уровень культуры многих наших выпускников и учащихся школы желает быть много выше. А одним из факторов является отсутствие достаточной материальной базы для приобщения учащихся к культуре.

Над развитием и совершенствованием трёх составляющих здоровья (физического, психического и нравственного) работают все педагоги школы.

Традиционно проходят внутри школы спортивные мероприятия и соревнования, организованные и проводимые учителями физической культуры:

- первенство класса по ОФП (октябрь, апрель, 3 и 4 класс);

- турнир по перестрелке (ноябрь, март, 3-8 класс);

- турнир по пионерболу (ноябрь, май, 3-6 класс);

- «Веселые старты» на приз Деда Мороза и Снегурочки (декабрь, 3-4 класс);

- игра-соревнование «Юный разведчик» (февраль, 5-6 класс);

- встреча по пионерболу учащихся 4 класса и их родителей (май).

- по баскетболу (октябрь, 8-10 класс);

- по дартсу (декабрь, 5-10 класс).

На протяжении всего учебного года учащиеся среднего и старшего звена посещают спортивный кружок «Меткий стрелок». Младшие школьники 3-5 классов занимаются в спортивных секциях «Коньки» и «Начальная физическая подготовка». Помимо спортивных кружков и секций учащиеся нашей школы посещают УДО спортивной направленности.

Таблица 2 представляет занятость учащихся в свободное время в спортивных кружках и секциях внутри и вне школы.

 

Класс секции МОУ «СОШ № 15» БМХ ГРБ Бокс Футбол Бассейн Всего
Коньки ОФП Стрельба
     
       
         
             
           
         
             

Ежегодно учащиеся нашей школы участвуют в окружных и городских соревнованиях:

- Всероссийском Дне бега;

- в первенстве округа по легкой атлетике, ринкболу, футболу;

- лыжных гонках;

- «Орлята России».

На уроках учителя - предметники не забывают о физкультминутках, которые проводят не только для тела и пальцев рук, но и для мышц глаз, хрусталика и т.д.

Ведётся активная работа среди родителей о признании ими главной жизненной ценности человека – ценности здоровья детей.

Самоуправление, включающее в себя богатство оригинальных воспитательных приемов, способствует получению личного организационного опыта учащихся и их самовоспитанию.

В процессе самоуправления учащиеся реализуют свои коммуникативные способности и приобретают навык непосредственного участия в планировании, проектировании, организации воспитательной деятельности.

В таблице 4 представлен сравнительный анализ занятости учащихся в школьных кружках и секциях в 2005-2006 и 2006-2007 учебных годах.

Учебный год

Название кружков 11А 11Б
ЛМС «Ровесники»              
Кружок «Живые краски»              
Кружок «Домисолька»                    
Кружок «Здоровье»                    
Секция «Баскетбол»                  
Секция «Меткий стрелок»                      
  ВСЕГО: 116 учащихся, 43% занятости.

 

 

Учебный год

 

Название кружков
ЛМС «Ровесники»                      
Кружок «Палитра»                    
Кружок «Домисолька»                    
Кружок «Вдохновение»                    
Фольклорный ансамбль «Карусель»                    
Секция «Меткий стрелок»            
  ВСЕГО: 122 учащихся, 48% занятости  

 

Организация работы с детьми основывается на диагностических данных: общих, мотивационно-потребностных, интеллектуальных, уровней воспитанности учащихся, уровней развития коллектива.

Классные руководители, создавая систему воспитательной работы в классе, большое внимание уделяют формированию здоровых межличностных отношений в классных коллективах через создание внутриклассных традиций, проведение культурных мероприятий.

Внутриклассная внеучебная деятельность отражена каждым классным руководителем в отчете за 2006-2007 учебный год, и результаты ее представлены в таблице 5.

Классы Кол-во воспит. задач Праздни-ки класса Посещение театров и т.д. Диагности-ка Участие в конкурсах Кол-во активных учащихся

 

Воспитание - духовно-практическая деятельность каждого учителя, пронизывающая различные сферы приложения его профессиональных сил, сопряженная с творческим поиском, риском ошибки, свободой выбора и индивидуальной ответственностью.

 

Исследования показывают недостаточно высокий уровень развития нравственных основ личности. Необходима система мер как в дидактической подсистеме, так и во внеурочной деятельности, которая позволит сформировать нравственность, гуманистическое мировоззрение и навыки самовоспитания учащихся школы, опираясь на тесную связь с семьей.

 

 

Профориентация.

 

Одна из важнейших задач социализации личности – задача профессионального самоопределения. Диагностика показывает, что часто профессиональное самоопределение происходит стихийно. Этим обуславливается необходимость профориентационной работы в школе.

Для старшеклассников работает стенд «Варианты твоего будущего». На пятнадцатиминутные беседы по профориентации и после окончания уроков регулярно приглашаются представители и специалисты начальных, средних и высших учебных заведений. В январе – феврале в школе проходит неделя профориентационной работы. Два раза в год учащиеся школы выезжают на форум «Тебе, молодой!».

Систематически классы снабжаются буклетами, рекламными проспектами и просветительской информацией об учебных заведениях.

В кабинете заместителя директора по ВР создан уголок для классных руководителей по профориентации, проводится анкетирование «Куда буду поступать?» с девятиклассниками.

Данные опроса в 2006-2007 учебном году представлены в таблице 3:

 

Класс Кол-во учащихся В 10 класс Поступают Трудоустройство Не определились
9-а - -
9-б - -
9-1
9-2
9-3

 

Выбор профессии ( 9 – 11 классы)

Учебный год.

% выбора Выбор профессии Мотив выбора
  Конкретный Абстрактный Индивидуально значимый Социально значимый
       
   
48%

54%

51%

53%

       

Учебный год.

% выбора Выбор профессии Мотив выбора
  Конкретный Абстрактный Индивидуально значимый Социально значимый
       
   
52%

49%

55%

48%

       

Учебный год.

% выбора Выбор профессии Мотив выбора
  Конкретный Абстрактный Индивидуально значимый Социально значимый
       
   
55%

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...