Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Новые информационные технологии (НИТ)

I. Педагогика как наука

Предмет и объект педагогики.

Слово «педагогика» греческого происхождения. Оно состоит из двух частей: «пейда» - ребенок и «гогос» - вести. В буквальном переводе педагогика – детовождение. Педагогами в Древней Греции назывались рабы, сопровождавшие в школу детей хозяина и присматривавшие за ними. В дальнейшем, в последующие века и эпохи, в европейских странах педагогами стали называть людей, чьей профессией было обучение и воспитание детей, а педагогику – наукой о воспитании. Начиная с античных времен и до XVII века она развивалась в русле философии, а затем вычленилась в самостоятельную науку.

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний о сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

Предмет педагогики – это педагогический процесс или процесс обучения и воспитания. Он представляет собой особую функцию общества, реализуемую в условиях тех или иных социальных систем.

Педагогическая отрасль знаний – одна из древнейших. Она неотделима от развития человеческого общества. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что каждое вступающее в жизнь новое поколение людей овладевало производственным, социальным и духовным опытом предков и, обогащая его, уже в более развитом виде передавало своим потомкам. Чем стремительнее развивалось и усложнялось производство, накапливались научные знания, тем более важное значение приобретала специальная подготовка подрастающих поколений к жизни, их специально организованное воспитание и обучение или целенаправленная передача опыта человечества. Образование и воспитание превратились в объективную потребность общества и стали важнейшей предпосылкой его развития.

Объектом познания в педагогике является человек, развивающийся в результате воспитательных отношений, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека.

Задачи и функции педагогики.

Следует различать научные и практические задачи педагогики.

Задачи педагогической науки – вести исследования, а практические задачи школы, вуза – осуществлять воспитание, образование школьников и студентов.

Приоритетной задачейпедагогической науки является вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, управления образовательными и воспитательными системами. Закономерности в педагогике трактуются как связи между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами. В качестве результатов выступают обученность, воспитанность, развитость личности в конкретных ее параметрах.

В состав постоянных задач педагогической науки входит задача изучения и обобщения практики, опыта педагогической деятельности. Профессиональная воспитательно-образовательная работа является творческой, поэтому любой педагог-практик накапливает рациональные средства эффективного воздействия на учащихся. Многие педагоги создают оригинальные педагогические технологии. Тем не менее, любые образцы творчества педагогов-практиков не могут найти своего места в системе педагогических ценностей без теоретического обоснования и научной интерпретации.

Роль педагогики как науки состоит в том, чтобы проникнуть в сущность педагогических находок, выявить то, что соответствует индивидуальности педагога-новатора и неповторимо, а что может превратиться во всеобщее достояние.

В последнее время в педагогической науке появилось такое понятие, как педагогическая инноватика (от латинского «инновация», что в переводе означает нововведение, новшество). Таким образом, в числе задач педагогики важное место занимает разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

К постоянным задачам педагогической науки относится прогнозирование развития образования на ближайшее и отдаленное будущее. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, усовершенствованием собственно педагогической деятельности.

Одной из существенных задач педагогической науки является внедрение результатов исследований в практику.

Таким образом, главная задача педагогической науки – разработка теоретических, методологических основ инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности.

Наука всегда будет изучать закономерности, разрабатывать все новые, более совершенные модели обучения, анализировать педагогический опыт, искать кратчайшие пути внедрения появляющихся научных разработок, прогнозировать образовательные структуры будущего.

Богаче и разнообразнее те задачи, которые возникают оперативно, под влиянием потребностей практики и самой науки. Многие из них не поддаются предвидению, но требуют быстрого нахождения решения. Примерами таких задач могут быть создание библиотек электронных учебников, разработка стандартов педагогического профессионализма, выявление факторов выбора молодежью профессий, анализ природы типовых конфликтов в отношениях преподаватель–ученик и ряд других.

Исходя из вышеизложенных задач, педагогика как наука выполняет следующие функции: теоретическую, прикладную (по отношению к другим наукам) и практическую (по совершенствованию конкретной практики обучения и воспитания человека).

Методы педагогики.

В настоящее время педагогические исследования осуществляются с помощью целой системы разнообразных методов. К этим методам относятся: педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, изучение учебной документации и продуктов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, изучение и обобщение передового педагогического опыта, социологические методы исследования (анкетирование, рейтинг, компетентная оценка), методы математической статистики, теоретический анализ педагогических идей.

Педагогическое наблюдение применяется в процессе практически любого педагогического исследования. Изучение педагогических явлений требует от исследователей их непосредственного наблюдения, накопления и фиксации фактического материала, относящегося к педагогической работе.

Исследовательская беседа помогает выяснить мнение и отношение как воспитателей, так и воспитуемых к тем или иным педагогическим фактам и явлениям с целью составления более глубокого представления о сущности и причинах этих явлений.

При анализе многих педагогических явлений большое значение имеет изучение учебной документации и продуктов деятельности учащихся. Так, изучая стимулирующую роль оценок знаний учащихся и их успеваемости, нельзя обойтись без анализа ведомостей успеваемости, контрольных, курсовых и дипломных работ.

Педагогический эксперимент как метод исследования заключается в специальной организации педагогической деятельности преподавателей и учащихся с целью проверки и обоснования теоретических предположений или гипотез. Когда гипотеза или предположение находят свое подтверждение на практике, исследователь делает соответствующие теоретические обобщения и выводы.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта основано на анализе и теоретическом осмыслении практики работы лучших учебных заведений и преподавателей, успешно осуществляющих обучение и воспитание. Речь идет о том, что эмпирически, то есть опытным путем, педагоги нередко приходят к важным методическим позитивным результатам, которые не были ранее известны в педагогике. Эти новшества требуют обобщения и подведения под них теоретической основы.

Основные понятия педагогики.

К основным понятиям педагогики относятся: воспитание, развитие, образование, обучение, педагогическая деятельность, педагогическая задача, педагогические технологии.

Воспитание – специальное, целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для усвоения новым поколением общественно-исторического опыта с целью подготовки его к общественной жизни и производительному труду. Понятие «воспитание» – одно из основных в педагогике. Характеризуя объем понятия, выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом, и воспитание в узком смысле – как целенаправленную деятельность, призванную сформировать систему качеств личности, взглядов и убеждений. Воспитание часто трактуется в еще более локальном значении – как решение какой-либо конкретной задачи (например, развитие тех или иных черт характера, познавательной активности). Таким образом, воспитание – это целенаправленное формирование личности на основе:

Ø определенных отношений к предметам и явлениям окружающего мира;

Ø мировоззрения;

Ø поведения (как проявления отношений и мировоззрения).

Выделяются следующие основные виды воспитания: умственное, физическое, трудовое, эстетическое и ряд других (в последнем разделе данного пособия дана классификация форм воспитания по институциональному признаку). Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание, формы и методы.

Таким образом, воспитание – конкретно-историческое явление, тесно связанное с социально-экономическим, политическим и культурным уровнем развития общества и государства.

Развитие – это объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных сил человека. Можно выделить следующие виды развития: физическое, психическое, социальное, духовное. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных управляемых и неуправляемых факторов. Развитие каждого человека то или иное поколение людей обеспечивает через воспитание, передавая свой опыт и опыт предшествующих поколений. В процессе воспитания индивида идет его развитие, уровень которого затем влияет на данного индивида и изменяет его.

Образование – это специально организованная система внешних условий, создаваемых обществом для развития человека. Социально сформированная образовательная сфера – это учебно-воспитательные заведения, учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров. Здесь осуществляются передача и использование опыта поколений согласно целям, программам и структурам с помощью подготовленных педагогов. Все образовательные учреждения в государстве объединены в единую образовательную структуру, что предполагает управление развитием человека.

Образование можно трактовать как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, отношений. В образовании выделяются процессы, которые обозначаются непосредственно как акт передачи и акт восприятия опыта. Важнейшим из них является обучение.

Обучение– процесс непосредственной передачи и восприятия опыта поколений во взаимодействии педагога и учащегося. Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача системы знаний, умений, опыта деятельности, и учение (деятельность ученика) в виде усвоения опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.

Осуществляя воспитание, образование и обучение, люди вступают в определенные отношения – воспитательные. Воспитательные отношения есть разновидность человеческих отношений, направленных на развитие людей посредством воспитания, образования и обучения.

Объединяющим началом воспитания, обучения и образования является педагогический процесс, который организуется и исследуется наукой в рамках конкретной педагогической системы.

Педагогическая деятельность – это управление деятельностью ученика (воспитанника) и процессом взаимодействия с ним. Педагогическую деятельность определяют как решение педагогических задач. Главная особенность педагогической деятельности состоит в специфике ее объекта, в том, что объектом и субъектом деятельности является человек. Поэтому профессию педагога относят к системе «человек-человек».

Педагогическая задача – это результаты осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. У человека как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в процессе решения педагогической задачи в результате должны появиться новые знания, умения или качества личности. Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от состояния незнания к состоянию знания, от непонимания к пониманию, от неумения к умению, от беспомощности к самостоятельности.

Поскольку каждый человек неповторим, постольку решение педагогической задачи сложно и неоднозначно. Все педагогические задачи делятся на два больших класса: задачи по обучению и задачи по воспитанию человека. Задачи обучения – это изложение учебного материала и проверка полученных знаний. Задачи воспитания способны пробудить у человека веру в успех, выработать творческое отношение к учебно-познавательной и трудовой деятельности.

Педагогические технологии – это система деятельности педагога и учащихся в образовательном процессе, построенная на конкретной идее в соответствии с определенными принципами организации и взаимосвязи целей, содержания, методов. В опыте работы школ, вузов и других образовательных систем используются различные виды образовательных технологий.

Сущность традиционных педагогических технологий сводится к процессу передачи готовых известных знаний от преподавателя учащемуся. Однако традиционные технологии могут иметь целый ряд недостатков. Серьезнейший из них – разрыв между требованиями, предъявляемыми к человеку в процессе обучения и в реальной профессиональной деятельности.

Недостатки традиционного обучения призваны устранить новые информационные технологии (НИТ), которые позволяют эффективно структурировать и приблизить к мировым стандартам как содержание образования, так и сам учебный процесс.

Новые информационные технологии неразрывно связаны с компьютерным обучением. Вместе с тем они базируются на определенных закономерностях распространения и усвоения информации. Такой синтез позволяет разработать и применять открытые системы интенсивного обучения как в содержательном аспекте (влияние информатизации образования на содержание обучения), так и в процессуальном аспекте (влияние информатизации образования на учебный процесс).

Таблица 1

Педагогика как система.

Современная педагогика имеет большое число направлений, которые развиваются как ее отрасли, образуя систему педагогических наук: история педагогики, общая педагогика, дошкольная педагогика, педагогика общеобразовательной школы, педагогика высшей школы, специальная педагогика (дефектология), возрастная педагогика, профессиональная педагогика, социальная педагогика, военная педагогика, спортивная педагогика и ряд других.

Являясь самостоятельной дисциплиной, педагогика не может развиваться обособленно от других наук. Исследование многих педагогических проблем требует междисциплинарного подхода, данных других наук о человеке, что в совокупности обеспечивает наиболее полное знание.

Педагогика органично связана с психологией. Существует несколько наиболее важных узлов связи между ними. Главный из них – предметы этих наук. Психология изучает законы развития психики человека, а педагогика разрабатывает законы управления развитием личности. Воспитание, образование, обучение человека есть не что иное, как целенаправленное развитие психики (мышления, деятельности). Следующий важный момент – общность методов исследований педагогики и психологии. Многие научные инструменты психологического поиска с успехом служат решению собственно педагогических проблем (психометрия, парное сравнение, психологические тесты, анкетирование).

О наличии взаимосвязи педагогики и психологии свидетельствуют и базовые понятия психологии, которые, будучи использованными в педагогической лексике, способствуют более точному определению процессов воспитания, образования и обучения.

Как научная дисциплина, педагогика пользуется психологическим знанием для выявления, описания, объяснения, систематизации педагогических фактов. Так, результаты педагогической деятельности изучаются с помощью психологических диагностик (тестов, анкетирования).

Своеобразным мостом между педагогической и психологической науками выступают педагогическая и возрастная психология, психология профессиональной педагогической деятельности, психология управления педагогическими системами и многие психологические исследования других областей образования.

Педагогика тесно связана с физиологией. Для понимания механизмов управления физическим и психическим развитием обучаемых особенно важно знать закономерности жизнедеятельности организма в целом и отдельных его частей, функциональных систем. Понимание закономерностей высшей нервной деятельности позволяет педагогике конструировать развивающие и обучающие технологии, а также инструментарий, способствующий оптимальному развитию личности.

Данные социологии способствуют более глубокому осмыслению проблемы социализации личности. Результаты социологических исследований являются базой для решения педагогических проблем, связанных с организацией студенческого досуга, профессиональной ориентацией и многих других. Будучи наукой об обществе как целостной системе, отдельных ее составляющих, о процессах функционирования и развития общества, социология в область своих теоретических и практико-прикладных исследований включает проблемы образования и воспитания. В структуре социологической науки плодотворно развиваются социология образования, социология воспитания, социология студенчества.

Исходное значение для педагогической науки имеет философия. Она является базой для осмысления целей воспитания и образования в современный период развития педагогического знания. Теория познания позволяет опосредованно, благодаря общности законов, определить закономерности учебно-познавательной деятельности и механизмы управления ею. Философские категории необходимости и случайности, общего, единичного и особенного, а также закономерности взаимосвязи и взаимозависимости, развития и его движущих сил способствуют прогрессу исследовательской педагогической мысли. В связи с углубленным осмыслением феномена образования на современном этапе педагогического знания интенсивное развитие получает одно из философских направлений – философия образования.

Новые, дополнительные возможности для исследования процессов воспитания и обучения открывает перед педагогикой кибернетика. Используя ее данные, педагогическая наука разрабатывает закономерности, способы и механизмы управления учебным процессом.

В педагогических исследованиях активно используются данные и многих других наук – юриспруденции, экономики, информатики, статистики, экологии, этнографии, истории, технических дисциплин.

Педагогика Древнего мира.

Потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям возникла вместе с возникновением человечества. Как только воспитание стало выделяться в самостоятельную общественную функцию, люди начали задумываться над обобщением опыта воспитательной деятельности. Целью и содержанием воспитания в условиях первобытного общества было развитие трудовых навыков, чувства верности интересам рода и племени, передача знаний и традиций, обычаев и норм поведения.

Первые зачатки образования появились в странах Древнего Востока (Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон). Наибольшее распространение там получили три типа школ: жреческие, дворцовые и военные. Жреческие школы создавались при храмах и готовили служителей культа. Дворцовые школы готовили писцов – чиновников для нужд административно-хозяйственного управления. Военные школы готовили военачальников.

Наиболее широким и многопредметным было обучение в жреческих школах, где кроме чтения, письма и счета преподавались право, астрология, медицина, цикл религиозных дисциплин. Обучение было долгим и дорогим, доступным лишь для детей привилегированных общественных слоев. В школах царила жесткая дисциплина, практиковались телесные наказания. На одном из найденных археологами древнеегипетских папирусов запечатлено изречение «Уши мальчика на его спине, он слушает тогда, когда его бьют». Это была уже своеобразная педагогическая идея, определенный подход к воспитанию.

Подлинного расцвета педагогическая мысль и педагогическая практика достигли во времена античности (Древняя Греция и Древний Рим). Именно из Древней Греции ведут свое происхождение термин «педагогика» и многие другие педагогические понятия и термины: «школа» (в буквальном смысле – досуг), «гимназия» (или «гимнасий») – общественная школа физического развития и ряд других. В трудах древнегреческих философов V – IV вв. до н.э. Демокрита, Платона, Аристотеля содержится немало глубоких мыслей по вопросам воспитания.

Родоначальником педагогики Древней Греции можно по праву считать Сократа. Как свидетельствует Платон (ученик и друг Сократа), Сократ учил своих учеников вести диалог, полемику, логически мыслить. Сократ побуждал ученика последовательно развивать спорные положения и приводил его к осознанию абсурдности этих исходных положений, а затем наталкивал на правильный путь и подводил к выводам. Данный метод поиска истины в обучении получил название «сократовский». Главное в методе Сократа – вопросно-ответная система обучения, сутью которой является обучение логическому мышлению.

Философ Платон основал в Афинах собственную школу, где читал лекции ученикам (знаменитая Академия Платона). В педагогической теории Платона выражалась идея: восторг и познание – едино целое, поэтому познание должно приносить радость, а познавательный процесс быть приятным и полезным.

Продолжателем педагогического наследия Платона стал его ученик Аристотель, который создал в Афинах свою школу – Ликей, или перипатетическую школу (от греческого слова «перипатео» - прохаживаюсь). Во время лекций Аристотель имел обыкновение прогуливаться по аллее сада со своими слушателями. Он является автором большого числа научных трактатов по философии, психологии, физике, биологии, этике, социальной политике, истории, риторике.

Аристотель внес огромный вклад в педагогику: ввел возрастную периодизацию, рассматривал воспитание как средство укрепления государства, считал, что школы должны быть государсвтенныыми, где все граждане получают одинаковое воспитание. Семейное и общественное воспитание рассматривал как части целого. Большое внимание Аристотель уделял нравственному воспитанию. В целом он понимал воспитание как единство физического, нравственного и умственного воспитания, причем, по его мнению, физическое воспитание должно предшествовать интеллектуальному.

Но существовал и другой подход к воспитанию, противоположный афинскому, который был реализован в Спарте. Спартанское воспитание предполагало, чтобы все дети с семи лет воспитывались вне родительской семьи, в суровых условиях выживания, физических испытаний, тренировочных боев и сражений, физических наказаний и требований беспрекословного послушания. В чтении и письме учились только самому необходимому, остальное подчинялось одной цели – послушанию, выносливости и «науке побеждать».

Становление философской мысли Древнего Рима, в недрах которой развивались педагогические идеи, происходило под сильным влиянием древнегреческой философии. В Риме всегда высоко ценилась греческая образованность, почитавшаяся как эталон. Вместе с тем римская система воспитания и образования никогда не теряла своей самобытности. Она имела ярко выраженную практическую направленность – подготовку сильных, волевых, дисциплинированных граждан. Девиз «польза» можно назвать главным в римском обучении и воспитании. Основной жизненной целью римского гражданина было сделать определенную карьеру или в политике, или в военном деле, и римская система воспитания и образования была нацелена на обеспечение этой цели.

В трудах таких выдающихся мыслителей и общественных деятелей Древнего Рима, как Катон Старший, Цицерон, Сенека, Квинтилиан можно найти немало интересных педагогических идей.

Римская философия и политическая мысль достигли своего расцвета в I-II веках нашей эры. Яркой фигурой педагогической мысли этого периода является адвокат, политик и оратор Квинтилиан. Его главный труд – трактат «Ораторское образование» – это гораздо больше, чем наставления по изучению риторики и подготовке оратора. Вопросам педагогики посвящены такие разделы трактата, как «О домашнем воспитании мальчика», «О риторическом обучении».

Квинтилиан полагал, что воспитание должно формировать свободного человека. Для этого необходимо обращаться с ребенком бережно и уважительно, ибо ребенок, по его выражению, «подобен драгоценному сосуду». Нельзя прибегать к физическим наказаниям, так как они, считал Квинтилиан, развивают рабские качества. Задача учителя – заменить ученику отца, приучить питомца мыслить и действовать самостоятельно.

Квинтилиан настаивал на необходимости такого образования, которое было бы полезно обществу, цель воспитания видел в серьезной подготовке молодого человека к исполнению гражданских обязанностей.

Научная педагогика ведет свою историю от Квинтилиана, а его знаменитый труд «Ораторское образование» считается первым среди наилучших трудов по педагогике античного периода.

Развитие педагогики в России.

Характер воспитания и образования в России, начиная со времен Киевской Руси (X – XIII вв.), находился под сильным влиянием византийской традиции, чему способствовало принятие в конце X века Русью христианства византийского образца. Элементы византийской культуры и образования перешли в культуру и образование Киевской Руси. Главным средоточием «книжности», образованности были монастыри. Первое поколение «книжно» образованных людей на Руси получило образование именно в монастырских школах, приобщаясь к византийской, античной, библейской мудрости.

Киевские князья поощряли открытие школ в крупных центрах Руси – Киеве, Новгороде, Суздале, Чернигове, Полоцке. Будучи образованными и литературно одаренными людьми, князья и церковные деятели в своих произведениях высказали немало интересных и полезных педагогических идей. Об этом свидетельствуют такие памятники древнерусской литературы, как «Поучение Владимира Мономаха детям», «Изборник Святослава», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона. Согласно историческим источникам, в школах Киевской Руси обучались не только мальчики, но и девочки, а по уровню образованности население Киевской Руси превосходило население Западной Европы. Воспитание русского человека проходило прежде всего в семье и при общении с наставником (эту роль, как правило, выполняли приходские священники, монахи-книжники).

В эпоху Средневековья на Руси (XIV – XVII вв.) педагогическая мысль продолжала развиваться стараниями таких выдающихся деятелей русской культуры, как Иван Федоров, Сильвестр Медведев, Корион Истомин.

Особо следует отметить педагогическую деятельность Симеона Полоцкого. Он был воспитателем царских детей, под его наблюдением воспитывался Петр I. Симеон Полоцкий разработал проект Славяно-греко-латинской академии, которая была открыта в Москве в 1687 году. С. Полоцкий считал главными факторами воспитания пример родителей и учителей, а также окружающую среду. Он выступал против теории врожденных идей, которыми якобы определяется развитие детей, и придавал большое значение воспитанию, которое, по его мнению, должно направляться на формирование чувств и разума человека. С. Полоцкий был знаком с зарубежными прогрессивными педагогическими идеями, в частности, с трудами Я.А. Коменского.

Реформы Петра I во всех сферах жизни русского общества способствовали выходу русской педагогики на качественно новый уровень. Большой вклад в развитие российской педагогической мысли внес М.В. Ломоносов. Он создал целый ряд учебников, по которым занимались многие поколения русских людей («Риторику», «Российскую грамматику»).

Заметный след в российской педагогике оставил выдающийся русский просветитель XVIII – начала XIX вв. Н.И. Новиков. Он первым стал издавать в России журнал для детей "Детское чтение для сердца и ума". Новиков считал, что у детей надо воспитывать уважение к труду, доброжелательность, сострадание к людям. В своей статье «О воспитании и наставлении детей. Для распространения общеполезных знаний для всеобщего благополучия» он впервые в русской педагогической литературе объявил педагогику наукой.

С XVIII века в России начинается профессиональная подготовка учителей. В 1779 году учреждается педагогическая (учительская) семинария при Московском университете, а с 1804 года последовало открытие в России педагогических институтов. Становится необходимым преподавание педагогики как особой научной дисциплины. В 1840 году в Петербурге, в Главном педагогическом институте открывается кафедра педагогики.

Одним из выдающихся русских педагогов XIX века является К.Д. Ушинский. Стержнем его педагогической системы стали требования демократизации образования и обучения, идея народности воспитания, признание творческой силы трудового народа и его прав на образование. В своем главном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» Ушинский дал анализ психологических механизмов внимания, интереса, памяти, воображения, эмоций, воли и мышления, а также обосновал необходимость их учета в процессе обучения. Цель воспитания по Ушинскому – формирование активной и творческой личности, подготовка человека к физическому и умственному труду как высшей форме человеческой деятельности. Его система нравственного воспитания ребенка исключала авторитаризм, строилась на силе положительного примера, на разумной деятельности.

Ушинский утвердил принцип воспитывающего обучения, который представляет собой единство обучения и воспитания. Он по праву считается основоположником научной педагогики в России.

Педагогические принципы Ушинского:

Ø Обучение должно строиться с учетом возрастных и психологических особенностей развития ребенка. Оно должно быть посильным и последовательным.

Ø Обучение должно строиться на основе принципа наглядности.

Ø Ход обучения от конкретного к абстрактному, отвлеченному, от представления к мысли – естественен и основывается на явных психологических законах человеческой природы.

Ø Обучение должно развивать умственные силы и способности учеников, а также давать необходимые в жизни знания.

Оригинальные педагогические идеи выдвигал Л.Н. Толстой, который в своем имении Ясная Поляна организовал начальную школу для крестьянских детей и осуществлял там на практике свои мысли об обучении и воспитании. Большое внимание он обращал на развитие творческой самостоятельности детей, стремился к воплощению в жизнь теории «свободного воспитания», создал учебник для начальной школы «Азбука».

В послереволюционной России строительство системы образования шло в течение почти десятилетия. Все учебные заведения страны были переданы Народному комиссариату просвещения. В 1920 году им был опубликован учебный план единой советской школы, который имел отличительные особенности по сравнению с учебными планами дореволюционной России:

Ø разносторонний состав учебных предметов, включающий гуманитарные, физико-математические и естественные науки;

Ø большое количество учебных часов на язык и литературу, математику или естественные науки;

Ø значительное количество часов на физическое воспитание.

В середине 20-х годов были попытки введения комплексных программ. Весь объем знаний был преподнесен в виде единого комплекса сведений о природе, труде и человеческом обществе. Таким образом пытались заполнить разрыв между различными школьными предметами и соединить обучение с жизнью и практикой. Вводились новые методы и приемы обучения. В школе было две ступени (начальная и средняя), которые в разные годы имели различную продолжительность.

В 30-е годы были четко определены требования к общеобразовательной школе: обеспечить высокий уровень знаний, политехническое обучение в тесной взаимосвязи с прочным усвоением основ наук. Основной формой организации учебной работы становился урок. Школа ориентировалась на образование информационного типа. Был сформулирован социальный заказ: воспитание человека определенного типа. Это определило идеологизацию воспитательной и учебной работы.

Педагогическая теория в эти годы имела ряд характерных особенностей. Основная педагогическая идея того времени – идея трудовой школы, основанная на принципе политехничности и индустриализации. Трудовое воспитание считалось важнейшей частью педагогической практики. Выдающийся советский педагог А.С. Макаренко всю свою научную деятельность связывал с воспитательной практикой. Он смог разработать систему воспитания, которая отвечала задачам строительства нового, социалистического общества. Макаренко создал теорию воспитательного коллектива, в котором формируются присущие данному объединению людей нормы, стиль, отношения. Трудовое воспитание, по мнению Макаренко, является одним из важнейших элементов воспитания. Участие в производительном труде сразу меняет статус ребенка, превращая его во «взрослого гражданина».

Большое внимание в своих работах Макаренко уделял вопросам семейного воспитания, придерживаясь принципа, что воспитать ребенка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. В «Книге для родителей» он доказывает, что семья – это первичный коллектив, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязанностями, в том числе и ребенок. Личный пример родителей и их поступки, отношение к труду, отношения между собой – все это влияет на ребенка, формирует его личность.

Педагогические открытия Макаренко послужили основой для развития социальной педагогики. Свою деятельность он связывал с воспитательной практикой, которую осуществлял в колонии для малолетних правонарушителей (впоследствии трудовая коммуна). Его опыт описан в литературных произведениях «Педагогическая поэма» и «Флаги на башнях».

Большое влияние на развитие советской педагогики 20-30-х годов оказали идеи П.П. Блонского, которого часто называют «советским Песталоцци». Основополагающие педагогические идеи Блонского сводятся к следующему: обучение и воспитание осуществляется на основе знаний закономерностей развития ребенка; необходимо уважать личность ребенка, его потребности и интересы; разностороннее развитие личности ребенка должно включать в себя умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание. Блонский попытался дать полную картину жизни ребенка, рассматривая его как «естественное целое». В учебнике «Педология» он дал представление о своеобразии разных возрастных периодов и связанных с ними особенностей воспитания и обучения. П.П. Блонский – автор первого учебного пособия по педагогик

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...