Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ТЕМА 1. ПРОБЛЕМА ВЛАСТИ В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Психология власти» призван заложить основы применения психологических знаний в объяснении ситуаций осуществления власти, ознакомить учащихся с философской и психологической трактовкой феноменов власти и подчинения, а также с классическими теориями власти и новейшими мировыми исследованиями в данной области. Курс опирается на материал курсов «Социальная психология» и «Психология личности». Ввиду того, что учебный план предполагает изучение студентами дисциплин «Психология управления» и «Политическая психология», в программе данного курса темы лидерства и управления, а также проблематика политической власти рассматриваются лишь обзорно, на фоне более подробного изучения проблем индивидуального и группового подчинения власти. Спецификой курса является формирование у слушателей навыков самостоятельного поиска, анализа и освоения новейших знаний и технологий в области психологии власти и подчинения. Цель курса:дать представление о современном состоянии и развитии психологии власти. Основные задачи курса: 1. Ознакомить студентов с ведущими подходами в исследовании власти. 2. Сформировать представление об основных теориях власти и подчинения. 3. Ознакомить студентов с основными формами осуществления власти. 4. Развить навыки критического анализа информации по проблемам власти. 5. Развить навыки самостоятельного поиска и анализа научной информации по проблемам власти и подчинения. Формы проведения занятий: лекции, практические и семинарские занятия. Форма контроля знаний: письменный зачет по теоретическому курсу ивыполнение зачетной работы (подготовка доклада или аналитического обзора по материалам современных научных исследований власти в избранной социальной области: педагогика, медицина, семья, религия, служебные отношения, спорт, торговля и реклама, СМИ, межкультурное взаимодействие, политика, судебно-исправительная система, армия и др.). Студенты обеспечены программой курса, материалами для чтения в электронном виде, иностранными научными статьями в электронном виде, учебными короткометражными видеофильмами. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ, ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1. Культурная обусловленность проявления власти и подчинения в больших и малых социальных группах. Специфика властных отношений в восточных и западных типах культур. Форма проведения занятия: перевод и групповое обсуждение современных научных статей по проблеме; анализ и обсуждение материалов СМИ и «жизненных историй» по проблеме. Обсуждение новейших исследований вопроса. Выступление с докладами и групповые дискуссии. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2. Властные отношения в педагогическом процессе. Пределы властных полномочий педагога. Проблема осуществления власти в учреждениях здравоохранения. Проблема доверия и подчинения пациента лечащему врачу и психотерапевту. Форма проведения занятия: перевод и групповое обсуждение современных научных статей по проблеме; анализ и обсуждение материалов СМИ и «жизненных историй» по проблеме. Обсуждение новейших исследований вопроса. Выступление с докладами и групповые дискуссии. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3. Властные отношения в семье. Доминирование и подчинение в супружеских отношениях. Реакция детей на обоснованность власти родителей. Форма проведения занятия: перевод и групповое обсуждение современных научных статей по проблеме; анализ и обсуждение материалов СМИ и «жизненных историй» по проблеме. Обсуждение новейших исследований вопроса. Выступление с докладами и групповые дискуссии. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4. Властные отношения в организации. Типы власти в организации. Неформальная власть. Власть подчиненных. Форма проведения занятия: перевод и групповое обсуждение современных научных статей по проблеме; анализ и обсуждение материалов СМИ и «жизненных историй» по проблеме. Обсуждение новейших исследований вопроса. Выступление с докладами и групповые дискуссии. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 5. Осуществление власти в торговле и рекламе. Дискурс власти в массовой коммуникации. Психологические особенности осуществления политической власти. Восприятие политического лидера. Специфика подчинения политическому лидеру, закону и политическим институтам. Форма проведения занятия: перевод и групповое обсуждение современных научных статей по проблеме; анализ и обсуждение материалов СМИ и «жизненных историй» по проблеме. Обсуждение новейших исследований вопроса. Выступление с докладами и групповые дискуссии. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 6. Легитимное и нелегитимное осуществление власти в институтах судебно-исправительной системы. Специфика осуществления власти в армии. Проблема неуставных отношений. Форма проведения занятия: перевод и групповое обсуждение современных научных статей по проблеме; анализ и обсуждение материалов СМИ и «жизненных историй» по проблеме. Обсуждение новейших исследований вопроса. Выступление с докладами и групповые дискуссии.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КСР КСР 1. Темы 1 – 2. Форма контроля знаний: тестирование или письменный опрос. Литература:(номера по приведенному в программе списку)
КСР 2. Темы 3 – 5. Форма контроля знаний: тестирование или письменный опрос. Литература: (номера по приведенному в программе списку)
КСР 3. Тема 6. Форма контроля знаний: аналитическое эссе по выбранной тематике с использованием научного цитирования. Литература:(номера по приведенному в программе списку) ЛИТЕРАТУРА Основная 1. Адорно, Т. Исследование авторитарной личности / T. Адорно. – М.; Серебряные нити, 2001. – 416с. 2. Власть: Очерки современной политической философии Запада / отв. ред. В.В. Мшвениерадзе. – М.: Наука, 1989. – 328 с. 3. Зимбардо, Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. – СПб.: Питер, 2000. – 448 с. 4. Зимбардо, Ф.-Дж. Стэнфордский тюремный эксперимент / Ф.-Дж. Зимбардо // Эксперименты и жизнь. – СПб., 2007. – С. 4–23. 5. Кернберг, О. Агрессия при расстройствах личности / О. Кернберг. – М., 1998. – 110 с. 6. Конфисахор, А.Г. Психология власти / А.Г. Конфисахор. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2004. – 235 с. 7. Кулинкович, Т.О. Трактовка понятия «подчинение» в психологии / Т.О. Кулинкович // Вестник БГУ. – 2010. – С. 52–58. 8. Кулинкович, Т.О. Консенсуальный садомазохизм как форма реализации отношений власти-подчинения / Т.О. Кулинкович // Психологический журнал. – 2008. – № 3. – С. 48-56. 9. Кулинкович, Т.О. Отражение социальных представлений о власти и подчинении в лексике массовой коммуникации / Т.О. Кулинкович // Философия и социальные науки. – 2010. – № 2. 10. Ледяев, В.Г. Власть: концептуальный анализ / В.Г. Ледяев. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. – 384с. 11. Лоуэн, А.Физическая динамика структуры характера / А. Лоуэн. – М., 1996. – 320 с. 12. Милгрэм, С. Эксперимент в социальной психологии / C. Милгрэм. – СПб. : Питер, 2000. – 336 с. 13. Прозоров, В. О семантических горизонтах понятия «власть» /В.О. Прозоров // Логос. – № 39. – 2003. – С 64. 14. Райгородский, Д.Я. Психология и психоанализ власти. В 2-х томах. Хрестоматия / Д.Я. Райгородский. – Самара : Издательский Дом Бахрах, 1999 – 608 с. 15. Райх, В. Анализ личности / В. Райх. – М.: КСП+; СПб.: “Ювента”, 1999. – 345 с. 16. Росс, Л. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии / Л. Росс, Н. Нисбетт. – М. : Аспект Пресс, 1999. – 429 с. 17. Семечкин, Н.И. Социальная психология на рубеже веков: истории, теория, исследования. – ч.1. – 2001. 18. Тернер, Дж. Социальное влияние / Дж. Тернер. – СПб. : Питер, 2003. – 256 с. 19. Фромм, Э. Анатомия человеческой агрессивности / Э. Фромм. – М., 1994. – 354с. 20. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер. – СПб.: Речь, 2000. – 357 с. 21. Халипов, В.Ф. Введение в науку о власти / В.Ф. Халипов. – М., 1996. – 380 с. 22. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – Т. 1; Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского. – М.:"Педагогика", 1986. – 408с. 23. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини / Пер. с англ. Е.Волкова. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 270 с. 24. Юрьев, А.И. Психология власти / А.И. Юрьев. – СПб., 1995. – 370 с. 25. Altemeyer, B. The Authoritarians [Electronic recource] / B. Altemeyer. – Winnipeg, 2006. – Mode of access : http://home.cc.umanitoba.ca/~altemey/. – Date of access : 15.10.2009. 26. Blass, T. Understanding Behavior in the Milgram Obedience Experiment: The Role of Personality, Situations, and Their Interactions / T. Blass // Journal of Personality and Social Psychology. – 1991. – Vol. 60, No. 3. – P. 398–413. 27. Breslow, N. On the prevalence and roles of females in the sadomasochistic subculture: Report of an empirical study / N. Breslow, L. Evans, J. Langley // Archives of Sexual Behavior. – 1985. – Vol.14, № 4. – P. 303-317. 28. Burger, J.M. Replicating Milgram: Would people still obey today? / J.M. Burger // American Psychologist. – 2009. – Vol 64, №1. – P. 1–11. 29. Elms, A.C. Social Psychology and Social Relevance / А.С. Elms. – Boston: Little, Brown. – 1972. – P. 111–128. 30. Milgram, S. Behavioral study of obedience / S. Milgram // Journal of Abnormal and Social Psychology. – 1963. – Vol. 67. – P. 371 – 378. 31. Moser, C. Sadomasochism / C. Moser // Journal of Social Work and Human Sexuality. – 1988. – № 7. – P. 43–56. 32. Twenge, J.M. Change over time in obedience: The jury's still out, but it might be decreasing / J.M. Twenge // American Psychologist. – 2009. – Vol 64, №1. – P. 28–31.
Дополнительная 1. Аш, С. Общественное животное. Исследования / С. Аш // Под ред. Э. Аронсона. Том 1. – СПб.: Прайм-еврознак. – 2003. – 448 с. 2. Бессонова, Л.Е. Концептуальная и семантическая природа лексемы “власть” в лексикографическом дискурсе / Л.Е. Бессонова // Система і структура східнослов ` янських мов: Зб. наук. праць. – К.: Знання України, 2005. – С. 149 – 156. 3. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: / Р. Барт / Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова.— М.: Прогресс, 1989—616 с. 4. Болл, Т. Власть / Т. Болл // Полис. – 1993. – № 5. – С. 36–42. 5. Володина, М.Н. Язык СМИ – основное средство воздействия на массовое сознание / М.Н.Володина // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. 1 часть. – Изд-во Моск. ун-та, 2003. – 458 с. 6. Вебер, М. Типы господства и их отношение к экономике / М. Вебер // Социологические исследования. – 1988. – N 5. – 44–56 с. 7. Гозман, Л. Я. Политическая психология / Л.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал – Ростов-на-Дону, 1996. – 315 с. 8. Дымерец, Р.И. Власть символов и символы власти в современной культуре / Р.И. Дымерец // Символы, образы, стереотипы: исторический и экзистенциальный опыт. – Санкт Петербург: Философско-культурологический исследовательский центр „Эйдос”, 2000. – С. 121–133. 9. Дьяконова, Н. А. Особенности авторитаризма и его взаимосвязь с ценностными ориентациями и локусом контроля у российских и американских студентов / Н.А. Дьяконова. М., 2001. уч. ст. к.с.н. СПб, 2000. – C. 135-140 10. Журавлев, А.Л. Социально-психологический анализ исполнительской деятельности / А.Л. Журавлев // Психологический журнал. – 2007. – Т. 28, № 1. – С. 6–16. 11. Канетти, Э. Масса и власть / Э. Канетти. – М., 1997. – 527 с. 12. Кострюкова, О. Н. Cемантический анализ концепта "подчинение" в поле оппозиции "приватное - публичное" / О.Н. Кострюкова, Г.Р. Осипов, А.А. Саренков // Полис (Политические исследования). – 2007. – № 1. – С. 62–70. 13. Ледяев, В.Г. Многомерность политической власти: концептуальные дискуссии / В. Г. Ледяев, О. Ледяева // Логос. – № 4 – 5 (39). – 2003. – С. 23 – 32. 14. Луман, Н. Власть / Н. Луман / Пер. с нем. А.Ю.Антоновского. – М.: Праксис, 2001. – 256 с. 15. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. – Пер. с нем. Е.Герцык и др.— М.: Культурная Революция, 2005.— 880 с. 16. Преснякова, Л.А. Структура личностного восприятия политической власти / Л.А. Преснякова // Полис, 2000. – № 4. – С. 135 – 140. 17. Прозоров, В. О семантических горизонтах понятия «власть» / В.О. Прозоров // Логос. – № 39. – 2003. – С 64. 18. Технология власти: (Филос.-полит. анализ) / отв. ред. Р.И. Соколова. – М.: РАН. Ин-т философии, 1995. – 163 с. 19. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. — М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 669, [3] с. 20. Философия власти / Под ред. В.В. Ильина. – М., 1993. – 271 с. 21. Хомелева, Р.А. К построению онтологической концепции власти: теоретико-методологический подход / Р.А. Хомелева // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2000. – Т. 3, № 1. – С. 54-63. 22. Шейгал, Е.И. Власть как концепт и категория дискурса. Эссе о социальной власти языка / Е.И. Шейнал. - Воронеж: ВГУ, 2001. – С.57 – 64. Литература для аналитического обзора 1. Айзенк, Г. Дж. Сорок лет спустя: новый взгляд на проблемы эффективности в психотерапии / Г.Дж. Айзенк // Психологический журнал. – 1994. – № 4. – С. 14. 2. Гулевич, О. А. Индивидуальные особенности членов группы как причина межгрупповых конфликтов / О. А. Гулевич // Психологический журнал. – 2007. – №2. – С.68-77. 3. Петровский, А.В. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности / А.В. Петровский // Вопросы психол. – 1973. – № 5. – С. 3—17. 4. Цискаридзе, М.А. Имитация и статистическая оценка в процессе прогнозирования / М. А. Цискаридзе, И. А. Рухадзе // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. – М.: Наука, 1977. – с. 144. 5. Цискаридзе, М.А. Субъективная вероятность и время реакции / А.М. Цискаридзе, В. А. Иванников // Вопросы психологии. – 1970. – № 4. – С. 128—131. 6. Яблочкин, Ф.Н. Реклама: производство желания и стратегии власти / Ф.Н. Яблочкин // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С.126-130 7. Adolescent communication with adults in authority / J. Drury // Journal of language and social psychology. - 2003. - Vol. 22. - P. 66-73. 8. Albarracin, D. When communications collide with recipients' actions: effects of post-message behavior on intentions to follow the message recommendation / D. Albarracin, J.B. Cohen, G.T. Kumkale // Pers Soc Psychol Bull. - 2003. - Vol. 29. - P. 834-845. 9. Ali, A.J. The Commandments perspective on power and authority in organizations / A.J. Ali, R.C. Camp, M. Gibbs // Journal of Business Ethics. - 2000. - Vol. 26. - P. 351-361. 10. Alkadry, M.G. Abu Ghraib and the normalization of torture and hate / M.G. Alkadry, M.T. Witt // Public Integrity. - 2009. - Vol. 11, № 2. - P. 135-153. 11. Anderson, W.D. Neuroendocrine mechanisms, stress coping strategies, and social dominance: comparative lessons about leadership potential / W.D. Anderson, C.H. Summers // The annals of the american academy of political and social science. - 2007. - № 614. - P. 102. 12. Arndt, J. The intrinsic self and defensiveness: evidence that activating the intrinsic self reduces self-handicapping and conformity / J. Arndt // Pers Soc Psychol Bull. - 2002. - Vol. 28. - P. 671-683. 13. Applbaum, K. Consumers are patients! Shared decision-making and treatment: non-compliance as business opportunity / K. Applbaum // Transcult psychiatry. - 2009. - № 46. - P. 107-130. 14. Ballou, K. A. The authoritarian reign in american health care / K.A. Ballou, K.J. Landreneau // Policy, Politics, & Nursing Practice. - 2010. - Vol. 11, №1. - P. 71-79. 15. Bandura, A. Moral disengagement in the perpetration of inhumanities / A. Bandura // Personality and social psychology review. - 1999. - № 3. - P. 193-209. 16. Bauer, M.W. Social influence by artefacts / M.W. Bauer // Diogenes. - 2008. - Vol. 55. - P. 68-83. 17. Beliefs About Power and Its Relation to Emotional Experience: A Comparison of Japan, France, Germany, and the United States / L. Mondillon et al. // Pers Soc Psychol Bull. - 2005. - Vol. 31. - P. 1112-1122. 18. Berciano, C.D. Modulating Effects in Learned Helplessness of Dyadic Dominance-Submission Relations / C.D. az-Berciano, F. de Vicente, E. Fontecha // Aggressive behavior. - 2007. - V. 0. - P. 1-9. 19. Berkowitz, L. Evil Is More Than Banal: Situationism and the Concept of Evil / L. Berkowitz // Pers Soc Psychol Rev. - 1999. - Vol. 3. - P. 246-253. 20. Beu, D.S. This is war: How the politically astute achieve crimes of obedience through the use of moral disengagement / D.S. Beu, M.R. Buckley // The Leadership Quarterly. - 2004. - Vol. 15. - P. 551-568. 21. Bocchiaro, P. Defying Unjust Authority: An Exploratory Study / P. Bocchiaro, P.G. Zimbardo // Curr Psychol. - 2010. - Vol. 29. - P. 155-170 22. Brown, J.A. The tortures of mel gibson: masochism and the sexy male body / J.A. Brown // Men and Masculinities. - 2002. - Vol. 5 No. 2. - P. 123-143. 23. Brownlee, K. Obedience, conformity, and deference / K. Brownlee // Res Publica. - 2004. - Vol. 10. - P. 267-274. 24. Brownlie, E.B. Young adults' constructions of gender conformity and nonconformity: a q methodological study / E.B. Brownlie // Feminism Psychology. - 2006. - Vol. 16. - P. 289-306. 25. Buboltz, W.C. Holland code type and psychological reactance / W.C. Buboltz // Journal of Career Assessment. - 1999. - Vol. 7. - P. 161-172. 26. Burger, J.M. The foot-in-the-door compliance procedure: a multiple-process analysis and review / J.M. Burger // Pers Soc Psychol Rev. - 1999. - Vol. 3. - P. 303-325. 27. Burger, J.M. What a coincidence! the effects of incidental similarity on compliance / J.M. Burger // Pers Soc Psychol Bull. - 2004. - Vol. 30. - P. 35-43. 28. Cadsby, C.B. Tax compliance and obedience to authority at home and in the lab: A new experimental approach / C.B. Cadsby, E. Maynes, V.U. Trivedi // Exp Econ. - 2006. - Vol. 9. - P. 343-359. 29. Carnahan, T. Revisiting the stanford prison experiment: could participant self-selection have led to the cruelty? / T. Carnahan, S. McFarland // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2007. - Vol. 33, № 5. - P. 603-614. 30. Caruso, P. Individuality vs. conformity: the issue behind school uniforms / P. Caruso // NASSP Bulletin. - 1996. - Vol. 80, № 581. - P. 83-88. 31. Chambers, C. Masculine domination, radical feminism and change / C. Chambers // Feminist Theory. - 2005. - Vol. 6. - P. 325-346. 32. Cialdini, R.B. Compliance with a request in two cultures: the differential influence of social proof and commitment/Consistency on Collectivists and Individualists / R.B. Cialdini // Pers Soc Psychol Bull. - 1999. - Vol. 25. - P. 1242-1253. 33. Cohrs, J.C. The motivational bases of right-wing authoritarianism and social dominance orientation: relations to values and attitudes in the aftermath of september 11, 2001 / J.C. Cohrs, B. Moschner, J. Maes, S. Kielmann // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2005. - Vol. 31, № 10. - P. 1425-1434. 34. Compliance in chinese and canadian toddlers: a cross-cultural study / G. Li et al. // International Journal of Behavioral Development. - 2003. - Vol. 27. - P. 428-436. 35. Compliance with a request in two cultures: the differential influence of social proof and commitment/Consistency on Collectivists and Individualists / R.B. Cialdini et al. // Pers Soc Psychol Bull. - 1999. - Vol. 25. - P.1242-1253. 36. Conformism moderates the relations between values, anticipated regret, and behavior / J.-E. L?nnqvist et al. // Pers Soc Psychol Bull. - 2006. - Vol. 32. - P. 1469-1481. 37. Conformity and group size: the concern with being right and the concern with being liked / C.A. Insko et al. // Personality and Social Psychology Bulletin. - 1985. - Vol. 11, № 1. - P. 41-50. 38. Cooper, W.H. The strong situation hypothesis / W.H. Cooper, M.J. Withey // Pers Soc Psychol Rev. - 2009. - Vol. 13. - P. 62-72. 39. Coultas, J.C. When in Rome... an evolutionary perspective on conformity / J.C. Coultas // Group Processes Intergroup Relations. - 2004. - Vol. 7. - P. 317-331. 40. Cundiff, N.L. Gender differences in ethnocultural empathy and attitudes toward men and women in authority / N.L. Cundiff, M. Komarraju // Journal of Leadership & Organizational Studies. - 2008. - Vol. 15. - P. 5-15. 41. Darling, N. Adolescents 'as active agents in the socialization process: Legitimacy of parental authority and obligation to obey as predictors of obedience / N. Darling, P. Cumsille, M.L. Martinez // Journal of Adolescence. - 2007. - № 30. - Р. 297-311. 42. DeMaris, A. Partner's stake in conformity and abused wives' psychological trauma / A. DeMaris, C. Kaukinen // Journal of Interpersonal Violence. - 2008. - Vol. 23, №10. - P. 1323-1342. 43. Deutsch, N.L. "Show me an ounce of respect": respect and authority in adult-youth relationships in after-school programs / N.L. Deutsch, J.N. Jones // Journal of Adolescent Research. - 2008. - Vol. 23. - P. 667-688. 44. Doty, R.M. Authoritarianism and american students' attitudes about the Gulf War, 1990-1996 / R.M. Doty // Personality and Social Psychology Bulletin. - 1997. - Vol. 23, № 11. - P. 1133-1143. 45. Dowd, E.T. Psychological reactance in health education and promotion / E.T. Dowd // Health Education Journal. - 2002. - Vol. 61. - P. 113-124. 46. Duckitt, J. Differential effects of right wing authoritarianism and social dominance orientation on outgroup attitudes and their mediation by threat from and competitiveness to outgroups / J. Duckitt // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2006. - Vol. 32, № 5. - P. 684-696. 47. Duncan, L.E. Authoritarianism and gender roles: toward a psychological analysis of hegemonic relationships / L.E. Duncan, B.E. Peterson, D.G. Winter // Personality and Social Psychology Bulletin. - 1997. - Vol. 23, №1. - P. 41-49. 48. Edworthy, J. Linguistic and location effects in compliance with pesticide warning labels for amateur and professional users / J. Edworthy et al. // Human factors. - 2004. - Vol. 46, No. 1. - P. 11-31. 49. Examining conformity to masculinity norms as a function of riasec vocational interests / J.R. Mahalik et al. // Journal of Career Assessment. - 2006. - Vol. 14. - P. 203-213. 50. Existential uncertainty and the will to conform: the expressive basis of coleman's rational choice paradigm / G. Yair // Sociology. - 2007. - Vol. 41. - P. 681-698. 51. Farmer, E. Assessing conformity to standards for treatment foster care / E. Farmer, B.J. Burns, M.S. Dubs, S. Thompson // Journal of Emotional and Behavioral Disorders. - 2002. - №10. - P. 213-222. 52. Fennis, B.M. Interpersonal communication and compliance: the disrupt-then-reframe technique in dyadic influence settings / B.M. Fennis, E. Das, A.Th.H. Pruyn // Communication Research. - 2006. - Vol. 33. - P. 136-151. 53. Gagne, L. Non-rational compliance with social norms: sincere and hypocritical / L. Gagne // Social Science Information. - 2007. - Vol. 46. - P. 445-469. 54. Gilbert, P. The relationship of shame, social anxiety and depression: the role of the evaluation of social rank / P. Gilbert / Clinical Psychology and Psychotherapy. - 2000. - Vol. 7. - P. 174-189. 55. Gilbert, S.J. Another look at the milgram obedience studies: the role of the gradated series of shocks / S.J. Gilbert // Personality and Social Psychology Bulletin. - 1981. - Vol. 7, No. 4. - P. 690-695. 56. Goei, R. The effects of favor and apology on compliance / R. Goei, A. Roberto, G. Meyer, K. Carlyle // Communication Research. - 2007. - Vol. 34. - P. 575-595. 57. Goei, R. The mediating roles of liking and obligation on the relationship between favors and compliance / R. Goei // Communication Research. - 2003. - Vol. 30. - P. 178-197. 58. Goldstein, N.J. Invoking social norms : a social psychology perspective on improving hotels' linen-reuse programs / N.J. Goldstein, V. Griskevicius, R.B. Cialdini // Cornell Hotel and Restaurant Administration Quarterly. - 2007. - Vol. 48. - P. 145-150. 59. Hall, D.L. Why don't we practice what we preach? a meta-analytic review of religious racism / D.L. Hall, D.C. Matz, W.Wood // Personality and Social Psychology Review. - 2010. - Vol. 14, № 1. - P. 126-139. 60. Hamilton, V.L. Orientations toward authority in an authoritarian state: moscow in 1990 / V.L. Hamilton, J. Sanders, S.J. McKearney // Personality and Social Psychology Bulletin. - 1995. - Vol. 21, № 4. - P. 356-365. 61. Hare, A.P. Conformity and creativity: camp david, 1978 / A.P. Hare, D. Naveh // Small Group Research. -1986. - Vol. 17, №3. - P. 243-268. 62. Haslam, S.A. Beyond the banality of evil: three dynamics of an interactionist social psychology of tyranny / S.A. Haslam, S. Reicher // Pers Soc Psychol Bull. - 2007. - Vol. 33. - P. 615-622. 63. Hastings, B.M. Authoritarianism: the role of threat, evolutionary psychology, and the will to power / B.M. Hastings, B. Shaffer // Theory & Psychology. - 2008. - Vol. 18, №3. - P. 423-440. 64. Hinrichs, K. T. Follower propensity to commit crimes of obedience: the role of leadership beliefs / K. T. Hinrichs // Journal of Leadership & Organizational Studies. - 2007. - №14. - Р. 69-76. 65. Hodges, B.H. A nonconformist account of the asch experiments: values, pragmatics, and moral dilemmas / B.H. Hodges, A.L. Geyer // Pers Soc Psychol Rev. - 2006. - Vol. 10. - P. 2-19. 66. Hostages in the home: domestic violence seen through its parallel, the stockholm syndrome / J. Martinez, 2001. - Electronic resourse. - Mode of access: http://www.mincava.umn.edu/documents/clergybook/clergybook.html. - Date of access: 12.08.2010. 67. Hoyt, C.L. Leadership efficacy and women leaders' responses to stereotype activation / C.L. Hoyt, J. Blascovich // Group Processes Intergroup Relations. - 2007. - Vol. 10. - P. 595-616. 68. Individualism, collectivism, and authoritarianism in seven societies / M. Kemmelmeier et al. // Journal of Cross-Cultural Psychology. - 2003. - Vol. 34, № 3. - P. 304-322. 69. Jesuino, J.C. Lost in translation: from influence to persuasion / J.C. Jesuino // Diogenes. - 2008. - Vol. 55. - P. 107-119. 70. Jetten, J. When group members admit to being conformist: the role of relative intragroup status in conformity self-reports / J. Jetten, M.J. Hornsey, I. Adarves-Yorno // Pers Soc Psychol Bull. - 2006. - Vol. 32. - P. 162-173. 71. Just doing business: modern racism and obedience to authority as explanations for employment discrimination / A.P. Brief et al. // Organizational Behavior and Human Decision Processes. - 2000. - Vol. 81, No. 1. - P. 72-97. 72. Karreman, D. Resisting resistance: counter-resistance, consent and compliance in a consultancy firm / D. Karreman, M. Alvesson // Human Relations. - 2009. - Vol. 62. - P. 1115-1144. 73. Katz, G.M. Previous conformity, status, and the rejection of the deviant / G.M. Katz // Small Group Research. - 1982. - Vol. 13, № 3. - P. 403-414. 74. Kellermann, K. A goal-directed approach to gaining compliance: relating differences among goals to differences in behaviors / K. Kellermann // Communication Research. - 2004. - Vol. 31. - P. 397-445. 75. Knights, D. Authority at work: reflections and recollections / D. Knights // Organization Studies. - 2006. - Vol. 27. - P. 699-720. 76. Knights, D. The power of organization or the organization of power? / D. Knights, J. Roberts // Organization Studies. - 1982. - Vol. 3. - P. 47 77. Koster, W. Cultural value orientations and christian religiosity: on moral traditionalism, authoritarianism, and their implications for voting behavior / W.De Koster, J. Van Der Waal // International Political Science Review. - 2007. - Vol. 28, № 4. - P. 451-467. 78. Kray, L.J. Stereotype reactance at the bargaining table: the effect of stereotype activation and power on claiming and creating value / L.J. Kray, J. Reb, A.D. Galinsky, L. Thompson // Pers Soc Psychol Bull. - 2004. - Vol. 30. - P. 399-411. 79. Kreindler, S.A. A dual group processes model of individual differences in prejudice / S.A. Kreindler // Personality and Social Psychology Review. - 2005. - Vol. 9, №2. - P. 90-107. 80. Langdridge, T. A hermeneutic phenomenological investigation of the construction of sadomasochistic identities / D. Langdridge, T. Butt // Sexualities. - 2004. - Vol. 7. - P. 31-53. 81. Lee, E.-J. When and how does depersonalization increase conformity to group norms in computer-mediated communication? / E.-J. Lee // Communication Research. - 2006. - Vol. 33, № 6. - P. 423-447. 82. Leman, P.J. Authority and moral reasons: parenting style and children's perceptions of adult rule justifications / P.J. Leman // International Journal of Behavioral Development. - 2005. - Vol. 29. - P. 265-270. 83. Leyens, J.-P. Asch's social psychology: not as social as you may think / J.-P. Leyens, O. Corneille // Pers Soc Psychol Rev. - 1999. - Vol. 3. - P. 345-357. 84. Lopez-Pintado, D. Social influence, binary decisions and collective dynamics / D. Lopez-Pintado, D.J. Watts // Rationality and Society. - 2008. - Vol. 20, № 4. - P. 399-443. 85. Lord, A.Т. The impact of commitment and moral reasoning on auditors' responses to social influence pressure / A.Т. Lord, F.T. DeZoort // Accounting, Organizations and Society - 2001. - № 26. - P. 215-235. 86. Louis, W.R. Normative influence and rational conflict decisions: group norms and cost-benefit analyses for intergroup behavior / W.R. Louis, D.M. Taylor, R.L. Douglas // Group Processes Intergroup Relations. - 2005. - Vol. 8. - P. 355-374. 87. Maldonado-Denis, M. The puerto ricans: protest or submission? / M. Maldonado-Denis // The annals of the American Academy of Political and Social Science. - 1969. - Vol. 382. - P. 26-31. 88. Mandel, D.R. Instigators of genocide: examining Hitler from a social psychological perspective / D.R. Mandel // Understanding genocide: The social psychology of the Holocaust. - New York: Oxford University Press, 2002. - P. 259-284. 89. Manwell, L.A. In denial of democracy: social psychological implications for public discourse on state crimes against democracy post-9/11 / L.A. Manwell // American Behavioral Scientist. - 2010. - Vol. 53, № 6. - P. 848-884. 90. McFarland, S. A situation's first powers are attracting volunteers and selecting participants: a reply to Haney and Zimbardo / S. McFarland, T. Carnahan // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2009. - Vol. 35, № 6. - P. 815-818. 91. McFarland, S.G. On the eve of war: authoritarianism, social dominance, and american students' attitudes toward attacking Iraq / S.G. McFarland // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2005. - Vol. 31, № 3. - P. 360-367. 92. McFarland, S.G. Russian authoritarianism two years after communism / S.G. McFarland, V.S. Ageyev, N. Djintcharadze // Personality and Social Psychology Bulletin. - 1996. - Vol. 22, № 2. - P. 210-217. 93. Miller, A.G. Accounting for evil and cruelty: is to explain to condone? / A.G. Miller, A.K. Gordon, A.M. Buddie // Pers Soc Psychol Rev. - 1999. - Vol. 3. - P. 254-268. 94. Mudrack, P. Individual personality factors that affect normative beliefs about the rightness of corporate social responsibility / P. Mudrack // Business & Society. - 2007. - Vol. 46, №1. - P. 33-62. 95. Munro, V.E. On power and domination: feminism and the final Foucault / V.E. Munro // European Journal of Political Theory. - 2003. - Vol. 2. - P. 79-99. 96. Na, E.-Y. Attitudes toward law and prisoners, conservative authoritarianism, attribution, and internal-external locus of control: korean and american law students and undergraduates / E.-Y. Na, E.F. Lofius // Journal of Cross-Cultural Psychology. - 1998. - Vol. 29, № 5. -P. 595-615. 97. Navarick, D.J. Reviving the Milgram obedience paradigm in the era of informed consent / D.J. Navarick // The Psychological record. - 2009. - Vol. 59. - P. 155 -170. 98. Navarick, D.J. Time of semester as a factor in articipants' obedience to instructions to perform an aversive task / D.J. Navarick, J.A. Bellone // The Psychological Record. - 2010. - Vol. 60. - P. 101 -114. 99. Neera, K. The Milgram experiments, learned helplessness, and character traits / K. Neera, J. Badhwar // Ethics. - 2009. - Vol. 13. - P. 257-289. 100.Nolan, J.M. Normative social influence is underdetected / J.M. Nolan // Pers Soc Psychol Bull. - 2008. - Vol. 34. - P. 913-923. 101.Owen, J.J. Assessing the factor structures of the 55- and 22-item versions of the conformity to masculine norms inventory / J.J. Owen // American Journal of Men's Health. - 2010. - 102.Packer, D.J. On being both with us and against us: a normative conflict model of dissent in social groups / D.J. Packer // Pers Soc Psychol Rev. - 2008. - Vol.12. - P. 50-72. 103.Palmer, T. The "experimenting agency": the California youth authority research division / T. Palmer, A. Petrosino // Eval Rev. - 2003. - Vol. 27. - P. 228-266. 104.Passini, S. Authority relationships between obedience and disobedience / S. Passini, D. Morselli // New Ideas in Psychology. - 2009. - Vol. 27 - P. 96-106 105.Personal control in organizations: a longitudinal investigation with newcomers / B.E. Ashforth, A.M. Saks // Human Relations. - 2000. - Vol. 53. - P. 311-339. 106.Peterson, B.E. Authoritarianism and attitudes toward contemporary social issues / B.E. Peterson, R.M. Doty, D.G. Winter // Personality and Social Psychology Bulletin. - 1993. - Vol. 19, № 2. - P. 174-184. 107.Peterson, B.E. Implications of authoritarianism for young adulthood: longitudinal analysis of college experiences and future goals / B.E. Peterson, M.D. Lane // Pers Soc Psychol Bull. - 2001. - Vol. 27. - P. 678-690. 108.Pine, L. Creating conformity: the training of girls in the bund deutscher model / L. Pine // European History Quarterly. - 2003. - Vol. 33, № 3. - P. 367-385. 109.Pinel, E.C. I-sharing and a classic conformity paradigm / E.C. Pinel, A.E. Long, L.A. Crimin // Social Cognition. - 2010. - Vol. 28, No, 3. - P. 277-289. 110.Pritzlaff, T. Freedom is a matter of responsibility and authority: an interview with Robert B. Brandom / T. Pritzlaff // European Journal of Political Theory. - 2008. - Vol. 7. - P. 365-381. 111.Quick, B.L. Further evidence that psychological reactance can be modeled as a combination of anger and negative cognitions / B.L. Quick, M.T. Stephenson // Communication Research. - 2007. - Vol. 34. - P. 255-276. 112.Quinn, A. Can accountability produce independence? Goals as determinants of the impact of accountability on conformity / A. Quinn, B.R. Schlenker // Pers Soc Psychol Bull. - 2002. - Vol. 28. - P. 472-483. 113.Reacting to an assumed situation vs. conforming to an assumed reaction: the role of perceived speaker attitude in vicarious dissonance / B. Monin et al. // Group Processes Intergroup Relations. - 2004. - Vol. 7. - P. 207-220. 114.Reciprocity and dating: explaining the effects of favor and status on compliance with a date request / B. Hendrickson, R. Goei // Communication Research. - 2009. - Vol. 36. - P. 585-608. 115.Rudman, L.A. Implicit and explicit attitudes toward female authority / L.A. Rudman, S.E. Kilianski // Pers Soc Psychol Bull. - 2000. - Vol. 26. - P. 1315-1328. 116.Schieman, S. Job Authority and interpersonal conflict in the workplace / S. Schieman, S. Reid // Work and Occupations. - 2008. - Vol. 35. - P. 296-326. 117.Shumway, D.L. Freedom, support, authority, and responsibility: the robert wood johnson foundation national program on self-determination / D.L. Shumway // Focus Autism Other Dev Disabl. - 1999. - Vol. 14. - P. 28-35. 118.Sibley, C.G. Antecedents of men's hostile and benevolent sexism: the dual roles of social dominance orientation and right-wing authoritarianism / C.G. Sibley, M.S. Wilson, J. Duckitt // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2007. - Vol. 33, № 2. - P. 160-172. 119.Simon, B. Beyond dependence: an identity approach to social power and domination / B. Simon, P. Oakes // Human Relations. - 2006. - Vol. 59. - P. 105-139. 120.Skultans V. Authority, dialogue and polyphony in psychiatric consultations: a latvian case study / V. Skultans // Transcult psychiatry. - 2004. - Vol 41(3). - P. 337-359. 121.Sloman, L. Subordination and defeat: an evolutionary approach to mood disorders and their therapy / L. Sloman, P. Gilbert. 122.Smither R.D. Authoritarianism, dominance, and social behavior: a perspective from evolutionary personality psychology / R.D. Smither // Human Relations. - 1993. - Vol. 46, № 1. - P. 43. 123.Stahl, T. Reactions to outgroup authorities' decisions: the role of expected bias, procedural fairness and outcome favorability / T. Stahl, R. Vermunt, N. Ellemers // Group Processes Intergroup Relations. - 2008. - Vol. 11. - P. 281-299. 124.Stormer, F. Acting at work: facades of conformity in academia / f. stormer, к. devine // Journal of Management Inquiry. - 2008. - №17. - P. 112. 125.Takano, Y. Are japanese more collectivistic than americans? examining conformity in in-groups and the reference-group effect / Y. Takano, S. Sogon // Journal of Cross-Cultural Psychology. - 2008. - Vol. 39. - P. 237-250. 126.Taut, S. Resistance to evaluation: a psychological perspective / S. Taut, D. Brauns // Evaluation. - 2003. - Vol. 9. - P. 247-264. 127.The effect of fleeting attraction on compliance to requests / J.M. Burger et al // Pers Soc Psychol Bull. - 2001. -Vol. 27 - P.1578-1586. 128.Tourish, D. Charismatic leadership and corporate cultism at enron: the elimination of dissent, the promotion of conformity and organizational collapse / D. Tourish, N. Vatcha // Leadership. - 2005. - Vol. 1. - P. 455-488. 129.Tremayne, M. Perceived authority and communication channel: experiments with instant messaging / M. Tremayne, X. Chen, N. Figur, J.S. Huang // Social Science Computer Review. - 2008. - Vol. 26. - P. 178-189. 130.Turner, J.T. Factors influencing the development of the hostage identification syndrome / J.T. Turner // Political Psychology. - 1985. - Vol.6, No.4. - P.705-711. 131.Varman, R. Embedded markets, communities, and the invisible hand of social norms / R. Varman, J.A. Costa // Journal of Macromarketing. - 2008. - Vol. 28. - P. 141-156. 132.White, K. Causal attributions, perceived control, and psychological adjustment: a study of chronic fatigue syndrome / K. White // Journal of Applied Social Psychology. - 2006. - Vol. 36, № 1. - P. 75-99. 133.Wicklund, R.A. Internalization of multiple perspectives or dissonance reduction? / R.A. Wicklund, J.W. Brehm // Theory Psychology. - 2004. - Vol. 14. - P. 355-371. 134.Wilson, T.D. Forms of male domination and female subordination: homeworkers versus maquiladora workers in mexico / T.D. Wilson // Review of Radical Political Economics. - 2003. - Vol. 35. - P. 56-72. 135.Yair, G. Existential uncertainty and the will to conform: the expressive basis of coleman's rational choice paradigm / G. Yair // Sociology. - 2007. - № 41. - P. 681. 136.Yair, G. Insecurity, conformity and community: james coleman's latent theoretical model of action / G. Yair // European Journal of Social Theory. - 2008. - Vol. 11, № 1. - P. 51-70. 137.Yariv, E. Students' attitudes on the boundaries of teachers' authority / e. yariv // school psychology international. - 2009. - № 30. - Р. 92-111. 138.Young, M. The routes of moral development / M. Young, J.P. Sheppard // Journal of Business Ethics. - 2007. - Vol. 75. - P. 315-333.
ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ
ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ на _____/_____ учебный год
Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры (протокол № ____ от ________ 200_ г.) Заведующий кафедрой _____________________ _______________ __________________ (степень, звание) (подпись) (И.О.Фамилия)
УТВЕРЖДАЮ Декан факультета _____________________ _______________ __________________ (степень, звание) (подпись) (И.О.Фамилия)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс «Психология власти» призван заложить основы применения психологических знаний в объяснении ситуаций осуществления власти, ознакомить учащихся с философской и психологической трактовкой феноменов власти и подчинения, а также с классическими теориями власти и новейшими мировыми исследованиями в данной области. Курс опирается на материал курсов «Социальная психология» и «Психология личности». Ввиду того, что учебный план предполагает изучение студентами дисциплин «Психология управления» и «Политическая психология», в программе данного курса темы лидерства и управления, а также проблематика политической власти рассматриваются лишь обзорно, на фоне более подробного изучения проблем индивидуального и группового подчинения власти. Спецификой курса является формирование у слушателей навыков самостоятельного поиска, анализа и освоения новейших знаний и технологий в области психологии власти и подчинения. Цель курса:дать представление о современном состоянии и развитии психологии власти. Основные задачи курса: 1. Ознакомить студентов с ведущими подходами в исследовании власти. 2. Сформировать представление об основных теориях власти и подчинения. 3. Ознакомить студентов с основными формами осуществления власти. 4. Развить навыки критического анализа информации по проблемам власти. 5. Развить навыки самостоятельного поиска и анализа научной информации по проблемам власти и подчинения. Формы проведения занятий: лекции, практические и семинарские занятия. Форма контроля знаний: письменный зачет по теоретическому курсу ивыполнение зачетной работы (подготовка доклада или аналитического обзора по материалам современных научных исследований власти в избранной социальной области: педагогика, медицина, семья, религия, служебные отношения, спорт, торговля и реклама, СМИ, межкультурное взаимодействие, политика, судебно-исправительная система, армия и др.). Студенты обеспечены программой курса, материалами для чтения в электронном виде, иностранными научными статьями в электронном виде, учебными короткометражными видеофильмами. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ
|