Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 1. ПРОБЛЕМА ВЛАСТИ В ФИЛОСОФИИ И ПСИХОЛОГИИ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Психология власти» призван заложить основы применения психологических знаний в объяснении ситуаций осуществления власти, ознакомить учащихся с философской и психологической трактовкой феноменов власти и подчинения, а также с классическими теориями власти и новейшими мировыми исследованиями в данной области.

Курс опирается на материал курсов «Социальная психология» и «Психология личности». Ввиду того, что учебный план предполагает изучение студентами дисциплин «Психология управления» и «Политическая психология», в программе данного курса темы лидерства и управления, а также проблематика политической власти рассматриваются лишь обзорно, на фоне более подробного изучения проблем индивидуального и группового подчинения власти. Спецификой курса является формирование у слушателей навыков самостоятельного поиска, анализа и освоения новейших знаний и технологий в области психологии власти и подчинения.

Цель курса:дать представление о современном состоянии и развитии психологии власти.

Основные задачи курса:

1. Ознакомить студентов с ведущими подходами в исследовании власти.

2. Сформировать представление об основных теориях власти и подчинения.

3. Ознакомить студентов с основными формами осуществления власти.

4. Развить навыки критического анализа информации по проблемам власти.

5. Развить навыки самостоятельного поиска и анализа научной информации по проблемам власти и подчинения.

Формы проведения занятий: лекции, практические и семинарские занятия.

Форма контроля знаний: письменный зачет по теоретическому курсу ивыполнение зачетной работы (подготовка доклада или аналитического обзора по материалам современных научных исследований власти в избранной социальной области: педагогика, медицина, семья, религия, служебные отношения, спорт, торговля и реклама, СМИ, межкультурное взаимодействие, политика, судебно-исправительная система, армия и др.).

Студенты обеспечены программой курса, материалами для чтения в электронном виде, иностранными научными статьями в электронном виде, учебными короткометражными видеофильмами.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

Номер раздела, темы, занятия     Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов Количество аудиторных часов Материальное обеспечение занятия (наглядные, методические пособия и др.) Литература Формы контроля знаний
лекции практические (семинарские) занятия лабораторные занятия КСР
1. Проблема власти в философии и психологии Власть как философская категория. Научные определения власти. Субъект, объект, ресурсы власти. Виды ресурсов власти. Формы и виды власти. Соотношение понятий «власть», «влияние» и «манипуляция». Типы носителей власти.   Учебн. презент. 1, 2, 10, 13, 21 контр. работа
2. Основные подходы к трактовке власти в современной социальной философии и психологии Власть как борьба за ресурсы, подчинение власти как добровольное и осознанное действие, власть как результат скрытого воздействия и оперирования информацией. Концепция «дисциплинарной власти» М. Фуко. Феминистские концепции власти. Исследования власти и влияния С. Московичи. Теория социального давления Б. Латанэ. Исследования мотивации власти. Исследование политической власти.       Учебн. презент. 1, 2, 10, 13, 21 дискусс.
3. Проблема подчинения власти в философии и психологии Представленность проблематики власти и подчинения в научном и обыденном дискурсе. Соотношение понятий «подчинение» (submission), «конформность» (conformity), «уступка» (compliance), «подчинение авторитету» (obedience to authority), «принятие», «личное принятие», «публичная уступчивость», «идентификация», «самопрезентация». Феномен реактивного сопротивления (Дж.У. Брем). Психологические основания классификации видов подчинения.   Учебн. презент. 1–24 контр. работа
4.. Основные подходы к трактовке подчинения в психологии Биологическая обусловленность отношений власти и подчинения. Исследования конформного поведения. Подчинение авторитету. Психоаналитические концепции мазохистского характера и потребности в подчинении. Теория «авторитарной личности». Объяснение властных отношений с позиции бихевиористских теорий и теорий социального научения. Когнитивный подход к влиянию и убеждению. Изучение подчинения в советской психологии. Девиантное и патологическое акцентуирование властных отношений. Исследования «консенсуального» садомазохизма.     Учебн. презент. 1–24 опрос
5. Психологическая модель поведения в ситуации властного воздействия Теоретические и методологические основания модели. Этапы развития властной ситуации. Личностные и социальные характеристики субъекта власти. Личностные и социальные характеристики объекта власти. Характеристики ресурсов власти. Характеристики властной ситуации. Характеристики степени вовлеченности индивида в ситуацию подчинения. Личностная рецептивность и ее влияние на подчинение власти. Стратегии поведения личности в ситуации властного воздействия.       Учебн. презент. 1–24 контр. работа
6. Сферы социального осуществления власти Культурная обусловленность проявления власти и подчинения в социальных группах. Властные отношения в педагогике и здравоохранении. Властные отношения в семье. Властные отношения в организации. Осуществление власти в торговле и рекламе. Дискурс власти в массовой коммуникации. Психологические особенности осуществления политической власти. Легитимное и нелегитимное осуществление власти в армии и институтах судебно-исправительной системы.     Учебн. презент. 1–24 выступл. с докл, перевод ин. источников
  ИТОГО        

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ, ЛАБОРАТОРНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1.

Культурная обусловленность проявления власти и подчинения в больших и малых социальных группах.

Специфика властных отношений в восточных и западных типах культур.

Форма проведения занятия: перевод и групповое обсуждение современных научных статей по проблеме; анализ и обсуждение материалов СМИ и «жизненных историй» по проблеме. Обсуждение новейших исследований вопроса. Выступление с докладами и групповые дискуссии.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 2.

Властные отношения в педагогическом процессе.

Пределы властных полномочий педагога.

Проблема осуществления власти в учреждениях здравоохранения.

Проблема доверия и подчинения пациента лечащему врачу и психотерапевту.

Форма проведения занятия: перевод и групповое обсуждение современных научных статей по проблеме; анализ и обсуждение материалов СМИ и «жизненных историй» по проблеме. Обсуждение новейших исследований вопроса. Выступление с докладами и групповые дискуссии.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 3.

Властные отношения в семье.

Доминирование и подчинение в супружеских отношениях.

Реакция детей на обоснованность власти родителей.

Форма проведения занятия: перевод и групповое обсуждение современных научных статей по проблеме; анализ и обсуждение материалов СМИ и «жизненных историй» по проблеме. Обсуждение новейших исследований вопроса. Выступление с докладами и групповые дискуссии.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 4.

Властные отношения в организации.

Типы власти в организации.

Неформальная власть.

Власть подчиненных.

Форма проведения занятия: перевод и групповое обсуждение современных научных статей по проблеме; анализ и обсуждение материалов СМИ и «жизненных историй» по проблеме. Обсуждение новейших исследований вопроса. Выступление с докладами и групповые дискуссии.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 5.

Осуществление власти в торговле и рекламе.

Дискурс власти в массовой коммуникации.

Психологические особенности осуществления политической власти.

Восприятие политического лидера.

Специфика подчинения политическому лидеру, закону и политическим институтам.

Форма проведения занятия: перевод и групповое обсуждение современных научных статей по проблеме; анализ и обсуждение материалов СМИ и «жизненных историй» по проблеме. Обсуждение новейших исследований вопроса. Выступление с докладами и групповые дискуссии.

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 6.

Легитимное и нелегитимное осуществление власти в институтах судебно-исправительной системы.

Специфика осуществления власти в армии.

Проблема неуставных отношений.

Форма проведения занятия: перевод и групповое обсуждение современных научных статей по проблеме; анализ и обсуждение материалов СМИ и «жизненных историй» по проблеме. Обсуждение новейших исследований вопроса. Выступление с докладами и групповые дискуссии.

 

 


ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КСР

КСР 1.

Темы 1 – 2.

Форма контроля знаний: тестирование или письменный опрос.

Литература:(номера по приведенному в программе списку)

 

КСР 2.

Темы 3 – 5.

Форма контроля знаний: тестирование или письменный опрос.

Литература: (номера по приведенному в программе списку)

 

КСР 3.

Тема 6.

Форма контроля знаний: аналитическое эссе по выбранной тематике с использованием научного цитирования.

Литература:(номера по приведенному в программе списку)


ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Адорно, Т. Исследование авторитарной личности / T. Адорно. – М.; Серебряные нити, 2001. – 416с.

2. Власть: Очерки современной политической философии Запада / отв. ред. В.В. Мшвениерадзе. – М.: Наука, 1989. – 328 с.

3. Зимбардо, Ф. Социальное влияние / Ф. Зимбардо, М. Ляйппе. – СПб.: Питер, 2000. – 448 с.

4. Зимбардо, Ф.-Дж. Стэнфордский тюремный эксперимент / Ф.-Дж. Зимбардо // Эксперименты и жизнь. – СПб., 2007. – С. 4–23.

5. Кернберг, О. Агрессия при расстройствах личности / О. Кернберг. – М., 1998. – 110 с.

6. Конфисахор, А.Г. Психология власти / А.Г. Конфисахор. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2004. – 235 с.

7. Кулинкович, Т.О. Трактовка понятия «подчинение» в психологии / Т.О. Кулинкович // Вестник БГУ. – 2010. – С. 52–58.

8. Кулинкович, Т.О. Консенсуальный садомазохизм как форма реализации отношений власти-подчинения / Т.О. Кулинкович // Психологический журнал. – 2008. – № 3. – С. 48-56.

9. Кулинкович, Т.О. Отражение социальных представлений о власти и подчинении в лексике массовой коммуникации / Т.О. Кулинкович // Философия и социальные науки. – 2010. – № 2.

10. Ледяев, В.Г. Власть: концептуальный анализ / В.Г. Ледяев. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2001. – 384с.

11. Лоуэн, А.Физическая динамика структуры характера / А. Лоуэн. – М., 1996. – 320 с.

12. Милгрэм, С. Эксперимент в социальной психологии / C. Милгрэм. – СПб. : Питер, 2000. – 336 с.

13. Прозоров, В. О семантических горизонтах понятия «власть» /В.О. Прозоров // Логос. – № 39. – 2003. – С 64.

14. Райгородский, Д.Я. Психология и психоанализ власти. В 2-х томах. Хрестоматия / Д.Я. Райгородский. – Самара : Издательский Дом Бахрах, 1999 – 608 с.

15. Райх, В. Анализ личности / В. Райх. – М.: КСП+; СПб.: “Ювента”, 1999. – 345 с.

16. Росс, Л. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии / Л. Росс, Н. Нисбетт. – М. : Аспект Пресс, 1999. – 429 с.

17. Семечкин, Н.И. Социальная психология на рубеже веков: истории, теория, исследования. – ч.1. – 2001.

18. Тернер, Дж. Социальное влияние / Дж. Тернер. – СПб. : Питер, 2003. – 256 с.

19. Фромм, Э. Анатомия человеческой агрессивности / Э. Фромм. – М., 1994. – 354с.

20. Фестингер, Л. Теория когнитивного диссонанса / Л. Фестингер. – СПб.: Речь, 2000. – 357 с.

21. Халипов, В.Ф. Введение в науку о власти / В.Ф. Халипов. – М., 1996. – 380 с.

22. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. – Т. 1; Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского. – М.:"Педагогика", 1986. – 408с.

23. Чалдини, Р. Психология влияния / Р. Чалдини / Пер. с англ. Е.Волкова. - СПб.: Питер Ком, 1999. - 270 с.

24. Юрьев, А.И. Психология власти / А.И. Юрьев. – СПб., 1995. – 370 с.

25. Altemeyer, B. The Authoritarians [Electronic recource] / B. Altemeyer. – Winnipeg, 2006. – Mode of access : http://home.cc.umanitoba.ca/~altemey/. – Date of access : 15.10.2009.

26. Blass, T. Understanding Behavior in the Milgram Obedience Experiment: The Role of Personality, Situations, and Their Interactions / T. Blass // Journal of Personality and Social Psychology. – 1991. – Vol. 60, No. 3. – P. 398–413.

27. Breslow, N. On the prevalence and roles of females in the sadomasochistic subculture: Report of an empirical study / N. Breslow, L. Evans, J. Langley // Archives of Sexual Behavior. – 1985. – Vol.14, № 4. – P. 303-317.

28. Burger, J.M. Replicating Milgram: Would people still obey today? / J.M. Burger // American Psychologist. – 2009. – Vol 64, №1. – P. 1–11.

29. Elms, A.C. Social Psychology and Social Relevance / А.С. Elms. – Boston: Little, Brown. – 1972. – P. 111–128.

30. Milgram, S. Behavioral study of obedience / S. Milgram // Journal of Abnormal and Social Psychology. – 1963. – Vol. 67. – P. 371 – 378.

31. Moser, C. Sadomasochism / C. Moser // Journal of Social Work and Human Sexuality. – 1988. – № 7. – P. 43–56.

32. Twenge, J.M. Change over time in obedience: The jury's still out, but it might be decreasing / J.M. Twenge // American Psychologist. – 2009. – Vol 64, №1. – P. 28–31.

 

Дополнительная

1. Аш, С. Общественное животное. Исследования / С. Аш // Под ред. Э. Аронсона. Том 1. – СПб.: Прайм-еврознак. – 2003. – 448 с.

2. Бессонова, Л.Е. Концептуальная и семантическая природа лексемы “власть” в лексикографическом дискурсе / Л.Е. Бессонова // Система і структура східнослов ` янських мов: Зб. наук. праць. – К.: Знання України, 2005. – С. 149 – 156.

3. Барт, Р. Избранные работы: Семиотика: Поэтика: / Р. Барт / Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова.— М.: Прогресс, 1989—616 с.

4. Болл, Т. Власть / Т. Болл // Полис. – 1993. – № 5. – С. 36–42.

5. Володина, М.Н. Язык СМИ – основное средство воздействия на массовое сознание / М.Н.Володина // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. 1 часть. – Изд-во Моск. ун-та, 2003. – 458 с.

6. Вебер, М. Типы господства и их отношение к экономике / М. Вебер // Социологические исследования. – 1988. – N 5. – 44–56 с.

7. Гозман, Л. Я. Политическая психология / Л.Я. Гозман, Е.Б. Шестопал – Ростов-на-Дону, 1996. – 315 с.

8. Дымерец, Р.И. Власть символов и символы власти в современной культуре / Р.И. Дымерец // Символы, образы, стереотипы: исторический и экзистенциальный опыт. – Санкт Петербург: Философско-культурологический исследовательский центр „Эйдос”, 2000. – С. 121–133.

9. Дьяконова, Н. А. Особенности авторитаризма и его взаимосвязь с ценностными ориентациями и локусом контроля у российских и американских студентов / Н.А. Дьяконова. М., 2001. уч. ст. к.с.н. СПб, 2000. – C. 135-140

10. Журавлев, А.Л. Социально-психологический анализ исполнительской деятельности / А.Л. Журавлев // Психологический журнал. – 2007. – Т. 28, № 1. – С. 6–16.

11. Канетти, Э. Масса и власть / Э. Канетти. – М., 1997. – 527 с.

12. Кострюкова, О. Н. Cемантический анализ концепта "подчинение" в поле оппозиции "приватное - публичное" / О.Н. Кострюкова, Г.Р. Осипов, А.А. Саренков // Полис (Политические исследования). – 2007. – № 1. – С. 62–70.

13. Ледяев, В.Г. Многомерность политической власти: концептуальные дискуссии / В. Г. Ледяев, О. Ледяева // Логос.­­ ­– № 4 – 5 (39). – 2003. – С. 23 – 32.

14. Луман, Н. Власть / Н. Луман / Пер. с нем. А.Ю.Антоновского. – М.: Праксис, 2001. – 256 с.

15. Ницше, Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Ф. Ницше. – Пер. с нем. Е.Герцык и др.— М.: Культурная Революция, 2005.— 880 с.

16. Преснякова, Л.А. Структура личностного восприятия политической власти / Л.А. Преснякова // Полис, 2000. – № 4. – С. 135 – 140.

17. Прозоров, В. О семантических горизонтах понятия «власть» / В.О. Прозоров // Логос. – № 39. – 2003. – С 64.

18. Технология власти: (Филос.-полит. анализ) / отв. ред. Р.И. Соколова. – М.: РАН. Ин-т философии, 1995. – 163 с.

19. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти: Пер. с англ. / Э. Тоффлер. — М.: ООО «Издательство ACT», 2003. — 669, [3] с.

20. Философия власти / Под ред. В.В. Ильина. – М., 1993. – 271 с.

21. Хомелева, Р.А. К построению онтологической концепции власти: теоретико-методологический подход / Р.А. Хомелева // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2000. – Т. 3, № 1. – С. 54-63.

22. Шейгал, Е.И. Власть как концепт и категория дискурса. Эссе о социальной власти языка / Е.И. Шейнал. - Воронеж: ВГУ, 2001. – С.57 – 64.

Литература для аналитического обзора

1. Айзенк, Г. Дж. Сорок лет спустя: новый взгляд на проблемы эффективности в психотерапии / Г.Дж. Айзенк // Психологический журнал. – 1994. – № 4. – С. 14.

2. Гулевич, О. А. Индивидуальные особенности членов группы как причина межгрупповых конфликтов / О. А. Гулевич // Психологический журнал. – 2007. – №2. – С.68-77.

3. Петровский, А.В. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности / А.В. Петровский // Вопросы психол. – 1973. – № 5. – С. 3—17.

4. Цискаридзе, М.А. Имитация и статистическая оценка в процессе прогнозирования / М. А. Цискаридзе, И. А. Рухадзе // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. – М.: Наука, 1977. – с. 144.

5. Цискаридзе, М.А. Субъективная вероятность и время реакции / А.М. Цискаридзе, В. А. Иванников // Вопросы психологии. – 1970. – № 4. – С. 128—131.

6. Яблочкин, Ф.Н. Реклама: производство желания и стратегии власти / Ф.Н. Яблочкин // Виртуальное пространство культуры. Материалы научной конференции 11-13 апреля 2000 г. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С.126-130

7. Adolescent communication with adults in authority / J. Drury // Journal of language and social psychology. - 2003. - Vol. 22. - P. 66-73.

8. Albarracin, D. When communications collide with recipients' actions: effects of post-message behavior on intentions to follow the message recommendation / D. Albarracin, J.B. Cohen, G.T. Kumkale // Pers Soc Psychol Bull. - 2003. - Vol. 29. - P. 834-845.

9. Ali, A.J. The Commandments perspective on power and authority in organizations / A.J. Ali, R.C. Camp, M. Gibbs // Journal of Business Ethics. - 2000. - Vol. 26. - P. 351-361.

10. Alkadry, M.G. Abu Ghraib and the normalization of torture and hate / M.G. Alkadry, M.T. Witt // Public Integrity. - 2009. - Vol. 11, № 2. - P. 135-153.

11. Anderson, W.D. Neuroendocrine mechanisms, stress coping strategies, and social dominance: comparative lessons about leadership potential / W.D. Anderson, C.H. Summers // The annals of the american academy of political and social science. - 2007. - № 614. - P. 102.

12. Arndt, J. The intrinsic self and defensiveness: evidence that activating the intrinsic self reduces self-handicapping and conformity / J. Arndt // Pers Soc Psychol Bull. - 2002. - Vol. 28. - P. 671-683.

13. Applbaum, K. Consumers are patients! Shared decision-making and treatment: non-compliance as business opportunity / K. Applbaum // Transcult psychiatry. - 2009. - № 46. - P. 107-130.

14. Ballou, K. A. The authoritarian reign in american health care / K.A. Ballou, K.J. Landreneau // Policy, Politics, & Nursing Practice. - 2010. - Vol. 11, №1. - P. 71-79.

15. Bandura, A. Moral disengagement in the perpetration of inhumanities / A. Bandura // Personality and social psychology review. - 1999. - № 3. - P. 193-209.

16. Bauer, M.W. Social influence by artefacts / M.W. Bauer // Diogenes. - 2008. - Vol. 55. - P. 68-83.

17. Beliefs About Power and Its Relation to Emotional Experience: A Comparison of Japan, France, Germany, and the United States / L. Mondillon et al. // Pers Soc Psychol Bull. - 2005. - Vol. 31. - P. 1112-1122.

18. Berciano, C.D. Modulating Effects in Learned Helplessness of Dyadic Dominance-Submission Relations / C.D. az-Berciano, F. de Vicente, E. Fontecha // Aggressive behavior. - 2007. - V. 0. - P. 1-9.

19. Berkowitz, L. Evil Is More Than Banal: Situationism and the Concept of Evil / L. Berkowitz // Pers Soc Psychol Rev. - 1999. - Vol. 3. - P. 246-253.

20. Beu, D.S. This is war: How the politically astute achieve crimes of obedience through the use of moral disengagement / D.S. Beu, M.R. Buckley // The Leadership Quarterly. - 2004. - Vol. 15. - P. 551-568.

21. Bocchiaro, P. Defying Unjust Authority: An Exploratory Study / P. Bocchiaro, P.G. Zimbardo // Curr Psychol. - 2010. - Vol. 29. - P. 155-170

22. Brown, J.A. The tortures of mel gibson: masochism and the sexy male body / J.A. Brown // Men and Masculinities. - 2002. - Vol. 5 No. 2. - P. 123-143.

23. Brownlee, K. Obedience, conformity, and deference / K. Brownlee // Res Publica. - 2004. - Vol. 10. - P. 267-274.

24. Brownlie, E.B. Young adults' constructions of gender conformity and nonconformity: a q methodological study / E.B. Brownlie // Feminism Psychology. - 2006. - Vol. 16. - P. 289-306.

25. Buboltz, W.C. Holland code type and psychological reactance / W.C. Buboltz // Journal of Career Assessment. - 1999. - Vol. 7. - P. 161-172.

26. Burger, J.M. The foot-in-the-door compliance procedure: a multiple-process analysis and review / J.M. Burger // Pers Soc Psychol Rev. - 1999. - Vol. 3. - P. 303-325.

27. Burger, J.M. What a coincidence! the effects of incidental similarity on compliance / J.M. Burger // Pers Soc Psychol Bull. - 2004. - Vol. 30. - P. 35-43.

28. Cadsby, C.B. Tax compliance and obedience to authority at home and in the lab: A new experimental approach / C.B. Cadsby, E. Maynes, V.U. Trivedi // Exp Econ. - 2006. - Vol. 9. - P. 343-359.

29. Carnahan, T. Revisiting the stanford prison experiment: could participant self-selection have led to the cruelty? / T. Carnahan, S. McFarland // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2007. - Vol. 33, № 5. - P. 603-614.

30. Caruso, P. Individuality vs. conformity: the issue behind school uniforms / P. Caruso // NASSP Bulletin. - 1996. - Vol. 80, № 581. - P. 83-88.

31. Chambers, C. Masculine domination, radical feminism and change / C. Chambers // Feminist Theory. - 2005. - Vol. 6. - P. 325-346.

32. Cialdini, R.B. Compliance with a request in two cultures: the differential influence of social proof and commitment/Consistency on Collectivists and Individualists / R.B. Cialdini // Pers Soc Psychol Bull. - 1999. - Vol. 25. - P. 1242-1253.

33. Cohrs, J.C. The motivational bases of right-wing authoritarianism and social dominance orientation: relations to values and attitudes in the aftermath of september 11, 2001 / J.C. Cohrs, B. Moschner, J. Maes, S. Kielmann // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2005. - Vol. 31, № 10. - P. 1425-1434.

34. Compliance in chinese and canadian toddlers: a cross-cultural study / G. Li et al. // International Journal of Behavioral Development. - 2003. - Vol. 27. - P. 428-436.

35. Compliance with a request in two cultures: the differential influence of social proof and commitment/Consistency on Collectivists and Individualists / R.B. Cialdini et al. // Pers Soc Psychol Bull. - 1999. - Vol. 25. - P.1242-1253.

36. Conformism moderates the relations between values, anticipated regret, and behavior / J.-E. L?nnqvist et al. // Pers Soc Psychol Bull. - 2006. - Vol. 32. - P. 1469-1481.

37. Conformity and group size: the concern with being right and the concern with being liked / C.A. Insko et al. // Personality and Social Psychology Bulletin. - 1985. - Vol. 11, № 1. - P. 41-50.

38. Cooper, W.H. The strong situation hypothesis / W.H. Cooper, M.J. Withey // Pers Soc Psychol Rev. - 2009. - Vol. 13. - P. 62-72.

39. Coultas, J.C. When in Rome... an evolutionary perspective on conformity / J.C. Coultas // Group Processes Intergroup Relations. - 2004. - Vol. 7. - P. 317-331.

40. Cundiff, N.L. Gender differences in ethnocultural empathy and attitudes toward men and women in authority / N.L. Cundiff, M. Komarraju // Journal of Leadership & Organizational Studies. - 2008. - Vol. 15. - P. 5-15.

41. Darling, N. Adolescents 'as active agents in the socialization process: Legitimacy of parental authority and obligation to obey as predictors of obedience / N. Darling, P. Cumsille, M.L. Martinez // Journal of Adolescence. - 2007. - № 30. - Р. 297-311.

42. DeMaris, A. Partner's stake in conformity and abused wives' psychological trauma / A. DeMaris, C. Kaukinen // Journal of Interpersonal Violence. - 2008. - Vol. 23, №10. - P. 1323-1342.

43. Deutsch, N.L. "Show me an ounce of respect": respect and authority in adult-youth relationships in after-school programs / N.L. Deutsch, J.N. Jones // Journal of Adolescent Research. - 2008. - Vol. 23. - P. 667-688.

44. Doty, R.M. Authoritarianism and american students' attitudes about the Gulf War, 1990-1996 / R.M. Doty // Personality and Social Psychology Bulletin. - 1997. - Vol. 23, № 11. - P. 1133-1143.

45. Dowd, E.T. Psychological reactance in health education and promotion / E.T. Dowd // Health Education Journal. - 2002. - Vol. 61. - P. 113-124.

46. Duckitt, J. Differential effects of right wing authoritarianism and social dominance orientation on outgroup attitudes and their mediation by threat from and competitiveness to outgroups / J. Duckitt // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2006. - Vol. 32, № 5. - P. 684-696.

47. Duncan, L.E. Authoritarianism and gender roles: toward a psychological analysis of hegemonic relationships / L.E. Duncan, B.E. Peterson, D.G. Winter // Personality and Social Psychology Bulletin. - 1997. - Vol. 23, №1. - P. 41-49.

48. Edworthy, J. Linguistic and location effects in compliance with pesticide warning labels for amateur and professional users / J. Edworthy et al. // Human factors. - 2004. - Vol. 46, No. 1. - P. 11-31.

49. Examining conformity to masculinity norms as a function of riasec vocational interests / J.R. Mahalik et al. // Journal of Career Assessment. - 2006. - Vol. 14. - P. 203-213.

50. Existential uncertainty and the will to conform: the expressive basis of coleman's rational choice paradigm / G. Yair // Sociology. - 2007. - Vol. 41. - P. 681-698.

51. Farmer, E. Assessing conformity to standards for treatment foster care / E. Farmer, B.J. Burns, M.S. Dubs, S. Thompson // Journal of Emotional and Behavioral Disorders. - 2002. - №10. - P. 213-222.

52. Fennis, B.M. Interpersonal communication and compliance: the disrupt-then-reframe technique in dyadic influence settings / B.M. Fennis, E. Das, A.Th.H. Pruyn // Communication Research. - 2006. - Vol. 33. - P. 136-151.

53. Gagne, L. Non-rational compliance with social norms: sincere and hypocritical / L. Gagne // Social Science Information. - 2007. - Vol. 46. - P. 445-469.

54. Gilbert, P. The relationship of shame, social anxiety and depression: the role of the evaluation of social rank / P. Gilbert / Clinical Psychology and Psychotherapy. - 2000. - Vol. 7. - P. 174-189.

55. Gilbert, S.J. Another look at the milgram obedience studies: the role of the gradated series of shocks / S.J. Gilbert // Personality and Social Psychology Bulletin. - 1981. - Vol. 7, No. 4. - P. 690-695.

56. Goei, R. The effects of favor and apology on compliance / R. Goei, A. Roberto, G. Meyer, K. Carlyle // Communication Research. - 2007. - Vol. 34. - P. 575-595.

57. Goei, R. The mediating roles of liking and obligation on the relationship between favors and compliance / R. Goei // Communication Research. - 2003. - Vol. 30. - P. 178-197.

58. Goldstein, N.J. Invoking social norms : a social psychology perspective on improving hotels' linen-reuse programs / N.J. Goldstein, V. Griskevicius, R.B. Cialdini // Cornell Hotel and Restaurant Administration Quarterly. - 2007. - Vol. 48. - P. 145-150.

59. Hall, D.L. Why don't we practice what we preach? a meta-analytic review of religious racism / D.L. Hall, D.C. Matz, W.Wood // Personality and Social Psychology Review. - 2010. - Vol. 14, № 1. - P. 126-139.

60. Hamilton, V.L. Orientations toward authority in an authoritarian state: moscow in 1990 / V.L. Hamilton, J. Sanders, S.J. McKearney // Personality and Social Psychology Bulletin. - 1995. - Vol. 21, № 4. - P. 356-365.

61. Hare, A.P. Conformity and creativity: camp david, 1978 / A.P. Hare, D. Naveh // Small Group Research. -1986. - Vol. 17, №3. - P. 243-268.

62. Haslam, S.A. Beyond the banality of evil: three dynamics of an interactionist social psychology of tyranny / S.A. Haslam, S. Reicher // Pers Soc Psychol Bull. - 2007. - Vol. 33. - P. 615-622.

63. Hastings, B.M. Authoritarianism: the role of threat, evolutionary psychology, and the will to power / B.M. Hastings, B. Shaffer // Theory & Psychology. - 2008. - Vol. 18, №3. - P. 423-440.

64. Hinrichs, K. T. Follower propensity to commit crimes of obedience: the role of leadership beliefs / K. T. Hinrichs // Journal of Leadership & Organizational Studies. - 2007. - №14. - Р. 69-76.

65. Hodges, B.H. A nonconformist account of the asch experiments: values, pragmatics, and moral dilemmas / B.H. Hodges, A.L. Geyer // Pers Soc Psychol Rev. - 2006. - Vol. 10. - P. 2-19.

66. Hostages in the home: domestic violence seen through its parallel, the stockholm syndrome / J. Martinez, 2001. - Electronic resourse. - Mode of access: http://www.mincava.umn.edu/documents/clergybook/clergybook.html. - Date of access: 12.08.2010.

67. Hoyt, C.L. Leadership efficacy and women leaders' responses to stereotype activation / C.L. Hoyt, J. Blascovich // Group Processes Intergroup Relations. - 2007. - Vol. 10. - P. 595-616.

68. Individualism, collectivism, and authoritarianism in seven societies / M. Kemmelmeier et al. // Journal of Cross-Cultural Psychology. - 2003. - Vol. 34, № 3. - P. 304-322.

69. Jesuino, J.C. Lost in translation: from influence to persuasion / J.C. Jesuino // Diogenes. - 2008. - Vol. 55. - P. 107-119.

70. Jetten, J. When group members admit to being conformist: the role of relative intragroup status in conformity self-reports / J. Jetten, M.J. Hornsey, I. Adarves-Yorno // Pers Soc Psychol Bull. - 2006. - Vol. 32. - P. 162-173.

71. Just doing business: modern racism and obedience to authority as explanations for employment discrimination / A.P. Brief et al. // Organizational Behavior and Human Decision Processes. - 2000. - Vol. 81, No. 1. - P. 72-97.

72. Karreman, D. Resisting resistance: counter-resistance, consent and compliance in a consultancy firm / D. Karreman, M. Alvesson // Human Relations. - 2009. - Vol. 62. - P. 1115-1144.

73. Katz, G.M. Previous conformity, status, and the rejection of the deviant / G.M. Katz // Small Group Research. - 1982. - Vol. 13, № 3. - P. 403-414.

74. Kellermann, K. A goal-directed approach to gaining compliance: relating differences among goals to differences in behaviors / K. Kellermann // Communication Research. - 2004. - Vol. 31. - P. 397-445.

75. Knights, D. Authority at work: reflections and recollections / D. Knights // Organization Studies. - 2006. - Vol. 27. - P. 699-720.

76. Knights, D. The power of organization or the organization of power? / D. Knights, J. Roberts // Organization Studies. - 1982. - Vol. 3. - P. 47

77. Koster, W. Cultural value orientations and christian religiosity: on moral traditionalism, authoritarianism, and their implications for voting behavior / W.De Koster, J. Van Der Waal // International Political Science Review. - 2007. - Vol. 28, № 4. - P. 451-467.

78. Kray, L.J. Stereotype reactance at the bargaining table: the effect of stereotype activation and power on claiming and creating value / L.J. Kray, J. Reb, A.D. Galinsky, L. Thompson // Pers Soc Psychol Bull. - 2004. - Vol. 30. - P. 399-411.

79. Kreindler, S.A. A dual group processes model of individual differences in prejudice / S.A. Kreindler // Personality and Social Psychology Review. - 2005. - Vol. 9, №2. - P. 90-107.

80. Langdridge, T. A hermeneutic phenomenological investigation of the construction of sadomasochistic identities / D. Langdridge, T. Butt // Sexualities. - 2004. - Vol. 7. - P. 31-53.

81. Lee, E.-J. When and how does depersonalization increase conformity to group norms in computer-mediated communication? / E.-J. Lee // Communication Research. - 2006. - Vol. 33, № 6. - P. 423-447.

82. Leman, P.J. Authority and moral reasons: parenting style and children's perceptions of adult rule justifications / P.J. Leman // International Journal of Behavioral Development. - 2005. - Vol. 29. - P. 265-270.

83. Leyens, J.-P. Asch's social psychology: not as social as you may think / J.-P. Leyens, O. Corneille // Pers Soc Psychol Rev. - 1999. - Vol. 3. - P. 345-357.

84. Lopez-Pintado, D. Social influence, binary decisions and collective dynamics / D. Lopez-Pintado, D.J. Watts // Rationality and Society. - 2008. - Vol. 20, № 4. - P. 399-443.

85. Lord, A.Т. The impact of commitment and moral reasoning on auditors' responses to social influence pressure / A.Т. Lord, F.T. DeZoort // Accounting, Organizations and Society - 2001. - № 26. - P. 215-235.

86. Louis, W.R. Normative influence and rational conflict decisions: group norms and cost-benefit analyses for intergroup behavior / W.R. Louis, D.M. Taylor, R.L. Douglas // Group Processes Intergroup Relations. - 2005. - Vol. 8. - P. 355-374.

87. Maldonado-Denis, M. The puerto ricans: protest or submission? / M. Maldonado-Denis // The annals of the American Academy of Political and Social Science. - 1969. - Vol. 382. - P. 26-31.

88. Mandel, D.R. Instigators of genocide: examining Hitler from a social psychological perspective / D.R. Mandel // Understanding genocide: The social psychology of the Holocaust. - New York: Oxford University Press, 2002. - P. 259-284.

89. Manwell, L.A. In denial of democracy: social psychological implications for public discourse on state crimes against democracy post-9/11 / L.A. Manwell // American Behavioral Scientist. - 2010. - Vol. 53, № 6. - P. 848-884.

90. McFarland, S. A situation's first powers are attracting volunteers and selecting participants: a reply to Haney and Zimbardo / S. McFarland, T. Carnahan // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2009. - Vol. 35, № 6. - P. 815-818.

91. McFarland, S.G. On the eve of war: authoritarianism, social dominance, and american students' attitudes toward attacking Iraq / S.G. McFarland // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2005. - Vol. 31, № 3. - P. 360-367.

92. McFarland, S.G. Russian authoritarianism two years after communism / S.G. McFarland, V.S. Ageyev, N. Djintcharadze // Personality and Social Psychology Bulletin. - 1996. - Vol. 22, № 2. - P. 210-217.

93. Miller, A.G. Accounting for evil and cruelty: is to explain to condone? / A.G. Miller, A.K. Gordon, A.M. Buddie // Pers Soc Psychol Rev. - 1999. - Vol. 3. - P. 254-268.

94. Mudrack, P. Individual personality factors that affect normative beliefs about the rightness of corporate social responsibility / P. Mudrack // Business & Society. - 2007. - Vol. 46, №1. - P. 33-62.

95. Munro, V.E. On power and domination: feminism and the final Foucault / V.E. Munro // European Journal of Political Theory. - 2003. - Vol. 2. - P. 79-99.

96. Na, E.-Y. Attitudes toward law and prisoners, conservative authoritarianism, attribution, and internal-external locus of control: korean and american law students and undergraduates / E.-Y. Na, E.F. Lofius // Journal of Cross-Cultural Psychology. - 1998. - Vol. 29, № 5. -P. 595-615.

97. Navarick, D.J. Reviving the Milgram obedience paradigm in the era of informed consent / D.J. Navarick // The Psychological record. - 2009. - Vol. 59. - P. 155 -170.

98. Navarick, D.J. Time of semester as a factor in articipants' obedience to instructions to perform an aversive task / D.J. Navarick, J.A. Bellone // The Psychological Record. - 2010. - Vol. 60. - P. 101 -114.

99. Neera, K. The Milgram experiments, learned helplessness, and character traits / K. Neera, J. Badhwar // Ethics. - 2009. - Vol. 13. - P. 257-289.

100.Nolan, J.M. Normative social influence is underdetected / J.M. Nolan // Pers Soc Psychol Bull. - 2008. - Vol. 34. - P. 913-923.

101.Owen, J.J. Assessing the factor structures of the 55- and 22-item versions of the conformity to masculine norms inventory / J.J. Owen // American Journal of Men's Health. - 2010. -

102.Packer, D.J. On being both with us and against us: a normative conflict model of dissent in social groups / D.J. Packer // Pers Soc Psychol Rev. - 2008. - Vol.12. - P. 50-72.

103.Palmer, T. The "experimenting agency": the California youth authority research division / T. Palmer, A. Petrosino // Eval Rev. - 2003. - Vol. 27. - P. 228-266.

104.Passini, S. Authority relationships between obedience and disobedience / S. Passini, D. Morselli // New Ideas in Psychology. - 2009. - Vol. 27 - P. 96-106

105.Personal control in organizations: a longitudinal investigation with newcomers / B.E. Ashforth, A.M. Saks // Human Relations. - 2000. - Vol. 53. - P. 311-339.

106.Peterson, B.E. Authoritarianism and attitudes toward contemporary social issues / B.E. Peterson, R.M. Doty, D.G. Winter // Personality and Social Psychology Bulletin. - 1993. - Vol. 19, № 2. - P. 174-184.

107.Peterson, B.E. Implications of authoritarianism for young adulthood: longitudinal analysis of college experiences and future goals / B.E. Peterson, M.D. Lane // Pers Soc Psychol Bull. - 2001. - Vol. 27. - P. 678-690.

108.Pine, L. Creating conformity: the training of girls in the bund deutscher model / L. Pine // European History Quarterly. - 2003. - Vol. 33, № 3. - P. 367-385.

109.Pinel, E.C. I-sharing and a classic conformity paradigm / E.C. Pinel, A.E. Long, L.A. Crimin // Social Cognition. - 2010. - Vol. 28, No, 3. - P. 277-289.

110.Pritzlaff, T. Freedom is a matter of responsibility and authority: an interview with Robert B. Brandom / T. Pritzlaff // European Journal of Political Theory. - 2008. - Vol. 7. - P. 365-381.

111.Quick, B.L. Further evidence that psychological reactance can be modeled as a combination of anger and negative cognitions / B.L. Quick, M.T. Stephenson // Communication Research. - 2007. - Vol. 34. - P. 255-276.

112.Quinn, A. Can accountability produce independence? Goals as determinants of the impact of accountability on conformity / A. Quinn, B.R. Schlenker // Pers Soc Psychol Bull. - 2002. - Vol. 28. - P. 472-483.

113.Reacting to an assumed situation vs. conforming to an assumed reaction: the role of perceived speaker attitude in vicarious dissonance / B. Monin et al. // Group Processes Intergroup Relations. - 2004. - Vol. 7. - P. 207-220.

114.Reciprocity and dating: explaining the effects of favor and status on compliance with a date request / B. Hendrickson, R. Goei // Communication Research. - 2009. - Vol. 36. - P. 585-608.

115.Rudman, L.A. Implicit and explicit attitudes toward female authority / L.A. Rudman, S.E. Kilianski // Pers Soc Psychol Bull. - 2000. - Vol. 26. - P. 1315-1328.

116.Schieman, S. Job Authority and interpersonal conflict in the workplace / S. Schieman, S. Reid // Work and Occupations. - 2008. - Vol. 35. - P. 296-326.

117.Shumway, D.L. Freedom, support, authority, and responsibility: the robert wood johnson foundation national program on self-determination / D.L. Shumway // Focus Autism Other Dev Disabl. - 1999. - Vol. 14. - P. 28-35.

118.Sibley, C.G. Antecedents of men's hostile and benevolent sexism: the dual roles of social dominance orientation and right-wing authoritarianism / C.G. Sibley, M.S. Wilson, J. Duckitt // Personality and Social Psychology Bulletin. - 2007. - Vol. 33, № 2. - P. 160-172.

119.Simon, B. Beyond dependence: an identity approach to social power and domination / B. Simon, P. Oakes // Human Relations. - 2006. - Vol. 59. - P. 105-139.

120.Skultans V. Authority, dialogue and polyphony in psychiatric consultations: a latvian case study / V. Skultans // Transcult psychiatry. - 2004. - Vol 41(3). - P. 337-359.

121.Sloman, L. Subordination and defeat: an evolutionary approach to mood disorders and their therapy / L. Sloman, P. Gilbert.

122.Smither R.D. Authoritarianism, dominance, and social behavior: a perspective from evolutionary personality psychology / R.D. Smither // Human Relations. - 1993. - Vol. 46, № 1. - P. 43.

123.Stahl, T. Reactions to outgroup authorities' decisions: the role of expected bias, procedural fairness and outcome favorability / T. Stahl, R. Vermunt, N. Ellemers // Group Processes Intergroup Relations. - 2008. - Vol. 11. - P. 281-299.

124.Stormer, F. Acting at work: facades of conformity in academia / f. stormer, к. devine // Journal of Management Inquiry. - 2008. - №17. - P. 112.

125.Takano, Y. Are japanese more collectivistic than americans? examining conformity in in-groups and the reference-group effect / Y. Takano, S. Sogon // Journal of Cross-Cultural Psychology. - 2008. - Vol. 39. - P. 237-250.

126.Taut, S. Resistance to evaluation: a psychological perspective / S. Taut, D. Brauns // Evaluation. - 2003. - Vol. 9. - P. 247-264.

127.The effect of fleeting attraction on compliance to requests / J.M. Burger et al // Pers Soc Psychol Bull. - 2001. -Vol. 27 - P.1578-1586.

128.Tourish, D. Charismatic leadership and corporate cultism at enron: the elimination of dissent, the promotion of conformity and organizational collapse / D. Tourish, N. Vatcha // Leadership. - 2005. - Vol. 1. - P. 455-488.

129.Tremayne, M. Perceived authority and communication channel: experiments with instant messaging / M. Tremayne, X. Chen, N. Figur, J.S. Huang // Social Science Computer Review. - 2008. - Vol. 26. - P. 178-189.

130.Turner, J.T. Factors influencing the development of the hostage identification syndrome / J.T. Turner // Political Psychology. - 1985. - Vol.6, No.4. - P.705-711.

131.Varman, R. Embedded markets, communities, and the invisible hand of social norms / R. Varman, J.A. Costa // Journal of Macromarketing. - 2008. - Vol. 28. - P. 141-156.

132.White, K. Causal attributions, perceived control, and psychological adjustment: a study of chronic fatigue syndrome / K. White // Journal of Applied Social Psychology. - 2006. - Vol. 36, № 1. - P. 75-99.

133.Wicklund, R.A. Internalization of multiple perspectives or dissonance reduction? / R.A. Wicklund, J.W. Brehm // Theory Psychology. - 2004. - Vol. 14. - P. 355-371.

134.Wilson, T.D. Forms of male domination and female subordination: homeworkers versus maquiladora workers in mexico / T.D. Wilson // Review of Radical Political Economics. - 2003. - Vol. 35. - P. 56-72.

135.Yair, G. Existential uncertainty and the will to conform: the expressive basis of coleman's rational choice paradigm / G. Yair // Sociology. - 2007. - № 41. - P. 681.

136.Yair, G. Insecurity, conformity and community: james coleman's latent theoretical model of action / G. Yair // European Journal of Social Theory. - 2008. - Vol. 11, № 1. - P. 51-70.

137.Yariv, E. Students' attitudes on the boundaries of teachers' authority / e. yariv // school psychology international. - 2009. - № 30. - Р. 92-111.

138.Young, M. The routes of moral development / M. Young, J.P. Sheppard // Journal of Business Ethics. - 2007. - Vol. 75. - P. 315-333.

 


ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ С ДРУГИМИ ДИСЦИПЛИНАМИ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

 

Название дисциплины, с которой требуется согласование Название кафедры Предложения об изменениях в содержании учебной программы по изучаемой учебной дисциплине Решение, принятое кафедрой, разработавшей учебную программу (с указанием даты и номера протокола)
       
       
       
       

 

 

ДОПОЛНЕНИЯ И ИЗМЕНЕНИЯ К УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЕ ПО ИЗУЧАЕМОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

на _____/_____ учебный год

 

№№ пп Дополнения и изменения Основание
       

 

Учебная программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры

(протокол № ____ от ________ 200_ г.)

Заведующий кафедрой

_____________________ _______________ __________________

(степень, звание) (подпись) (И.О.Фамилия)

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

_____________________ _______________ __________________

(степень, звание) (подпись) (И.О.Фамилия)

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Психология власти» призван заложить основы применения психологических знаний в объяснении ситуаций осуществления власти, ознакомить учащихся с философской и психологической трактовкой феноменов власти и подчинения, а также с классическими теориями власти и новейшими мировыми исследованиями в данной области.

Курс опирается на материал курсов «Социальная психология» и «Психология личности». Ввиду того, что учебный план предполагает изучение студентами дисциплин «Психология управления» и «Политическая психология», в программе данного курса темы лидерства и управления, а также проблематика политической власти рассматриваются лишь обзорно, на фоне более подробного изучения проблем индивидуального и группового подчинения власти. Спецификой курса является формирование у слушателей навыков самостоятельного поиска, анализа и освоения новейших знаний и технологий в области психологии власти и подчинения.

Цель курса:дать представление о современном состоянии и развитии психологии власти.

Основные задачи курса:

1. Ознакомить студентов с ведущими подходами в исследовании власти.

2. Сформировать представление об основных теориях власти и подчинения.

3. Ознакомить студентов с основными формами осуществления власти.

4. Развить навыки критического анализа информации по проблемам власти.

5. Развить навыки самостоятельного поиска и анализа научной информации по проблемам власти и подчинения.

Формы проведения занятий: лекции, практические и семинарские занятия.

Форма контроля знаний: письменный зачет по теоретическому курсу ивыполнение зачетной работы (подготовка доклада или аналитического обзора по материалам современных научных исследований власти в избранной социальной области: педагогика, медицина, семья, религия, служебные отношения, спорт, торговля и реклама, СМИ, межкультурное взаимодействие, политика, судебно-исправительная система, армия и др.).

Студенты обеспечены программой курса, материалами для чтения в электронном виде, иностранными научными статьями в электронном виде, учебными короткометражными видеофильмами.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

Номер раздела, темы, занятия     Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросо

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...