Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Диалектическая теория конфликта

Основоположником данного направления является К.Маркс (1818-1883). Он противопоставил идее «социального равновесия» идею «социального изменения».

Первоначальное формирование теории конфликта как определенной системы воззрений на природу общества, его устройство и развитие произошло под влиянием работ К.Маркса. Диалектическая теория конфликта - теория, постулирующая неизбежность классовой борьбы, возникающей в обществе в силу его разделенности на враждующие классы (эксплуататоров и эксплуатируемых), а классовая борьба между ними становится главной движущей силой истории. Конфликты связаны с противоположными интересами социальных групп и берут свое начало в отношениях собственности и ее распределения.

Наиболее видным современным социологом, придерживающимся диалектической теории конфликта, является Ральф Дарендорф. По Дарендорфу, социальный конфликт всегда был и будет присущ любому обществу в силу неизбежного различия интересов. Дарендорф подробно разбирает условия возникновения конфликтов, факторы, определяющие их остроту, реальные и возможные последствия и т.д.

Теория психоанализа

Основоположник данного направления - З.Фрейд. В классическом психоанализе конфликт является важнейшим теоретическим конструктом. Из всех потенциально возможных конфликтов, которые может переживать человек, для психоанализа первичен внутренний, или так называемый «психический конфликт», являющийся постоянным элементом душевной жизни человека и характеризующийся беспрерывным столкновением влечений, желаний, психических систем и сфер личности. Конфликт свойствен человеческой природе, он - явление не случайное, составляющее суть внутренней жизни индивида.

Понимание внутренних противоречий и конфликтов личности - это ключ к объяснению происходящего с человеком. Социальное поведение, с точки зрения психоанализа, детерминировано не столько внешней ситуацией, сколько личностными особенностями человека, и те или иные проблемы его интерперсонального существования имеют внутриличностное происхождение.

Таким образом, конфликт в психоанализе выступает как интрапсихический феномен, возникающий в глубинах психики как следствие внутренних законов ее существования, как явление, которое может быть адекватно описано только в рамках этих законов. Большинство конфликтов имеет неосознаваемый характер (например, патогенные у З.Фрейда или невротические у К.Хорни). В подобных случаях не только реальная сущность конфликта, но и сам факт его существования не осознаются человеком.

Психоаналитическая модель концентрирует внимание на человеческих потребностях, желаниях, стремлениях, которые можно описать в понятиях человеческого сознательного и бессознательного. Влечения и желания не всегда осознаются человеком и часто плохо контролируются, что приводит к возникновению внутренних, глубоко личностных проблем, например, внутриличностным конфликтам и неврозам. Внутриличностный конфликт, в свою очередь, может дать толчок так называемой смещённой агрессии, когда человек для ослабления состояния внутреннего напряжения переносит агрессию на другого. Этим «другим» могут стать либо близкие люди, либо «чужие» социальные группы (этнические, тендерные, статусные), либо всё общество или даже человечество в целом.

Ещё одно предназначение психоанализа: научить человека/клиента психологически защищаться в негативных, жёстких обстоятельствах или снимать психологическую защиту там, где она препятствует нормальному существованию. Если человек попадает в угрожающие его личности условия, он бессознательно пытается защитить собственную психику от болезненных чувств и эмоций. Такое состояние приводит к неадекватному поведению и препятствует принятию решений. Потребность в психологической защите провоцируется возникающей и непрекращающейся тревогой, которая остаётся до тех пор, пока человек полностью не адаптируется к угрожающей ситуации. Тревога сопровождается формированием психологической защиты, которая может быть успешной и неуспешной.

Бихевиоризм

Оппозицией понимания конфликтов как явления интрапсихического происхождения стал перенос акцента на внешние детерминанты их возникновения. Интерес бихевиористов к конфликтам ограничивался главным образом внешне наблюдаемыми конфликтами - межличностными и межгрупповыми. Основным методическим принципом изучения поведения выступал поиск связей между воздействиями («стимулами») и ответной поведенческой реакцией человека, а именно «ситуация → конфликтное поведение».

Первыми исследованиями, сформировавшими традицию изучения конфликтов как реакции на внешние воздействия, стали работы по изучению агрессии и созданию концепции фрустрационной детерминации агрессии. Социально-психологические конфликты понимались прежде всего как особая форма агрессивного ответа (прямо или косвенно проявляемого, сдерживаемого или подавляемого, направленного на причину агрессии или смещенного на другой объект) на фрустрирующую ситуацию, причем первоначальное представление о фрустрации как о препятствии в достижении желаемого было расширено вплоть до того, что фрустрирующей начинает считаться ситуация, когда, например, индивид становится свидетелем агрессии, направленной на кого-то другого.

Непосредственное исследование конфликтов как реакции на те или иные особенности внешней ситуации связано с экспериментальными работами М.Дойча в изучении интерперсональных конфликтов и М.Шерифа в области межгрупповых конфликтов.

Лабораторные исследования М.Дойча строились на основе модели создания внешней ситуации конкуренции (кооперации), которая предполагает разные типы взаимозависимости между участниками эксперимента, варьирование внешних условий (включая стратегии поведения «подставного» партнера) и регистрацию реакций испытуемых на эту ситуацию (особенности коммуникации, выбираемые стратегии поведения, установки по отношению к партнерам и другие параметры, в том числе групповые, если участниками экспериментов были группы).

Результатом этих многочисленных исследований стала теория кооперации и конкуренции. Она строится вокруг двух основных положений: одно из них связано с типом взаимозависимости между целями людей, вовлеченных в данную ситуацию, другое - с типом действий этих людей. Дойч различает два основных типа взаимозависимости целей: способствующая взаимозависимость, где цели соотносятся так, что вероятность или степень достижения цели одним человеком позитивно связаны с вероятностью или степенью ее достижения другими; и противоположная взаимозависимость, где цели соотносятся так, что вероятность или степень достижения цели одним негативно коррелируют с вероятностью или степенью достижения цели другими. Также выделяются два типа действий индивида: эффективные действия, которые улучшают шансы действующего лица на достижение цели, и ухудшающие действия, имеющие противоположные результаты.

М.Шериф стал известен после проведения экспериментов, в которых конфликт создавался в реальных условиях человеческого взаимодействия. Он считал, что агрессия и конфликт не являются самогенерируемыми интрапсихическими событиями. Это состояния отношения, возникающие как следствие транзакций между людьми в ситуациях, когда преследуемые ими цели поддерживаются или блокируются.

Когнитивные теории конфликта

Теория поля К.Левина

Основателем когнитивного направления считается К.Левин, который ввел принципиально иное, чем у бихевиористов, понимание среды, окружающей индивида. В соответствии с теорией поля описание ситуации должно быть скорее «субъективным», нежели «объективным», т.е. ситуация должна описываться с позиции индивида, поведение которого исследуется, а не с позиции наблюдателя. Тем самым Левин преодолел оппозицию «внутреннее-внешнее» в интерпретации источников социального поведения: если психоанализ рассматривал интрапсихические, «внутренние» факторы как главные в регуляции поведения, а бихевиоризм отдавал приоритет ситуативным, «внешним», то Левин фактически объединил их, придав «внешним» (объективным в трактовке бихевиоризма) факторам «внутренний», субъективный характер. С его точки зрения поведение определяет не ситуация, которая может быть описана «объективно» или по согласованному мнению нескольких наблюдателей, а ситуация, как она дана субъекту в его переживании, как она существует для него.

Конфликт, по К.Левину, психологически характеризуется как ситуация, в которой на индивида действуют противоположно направленные, одновременно воздействующие силы примерно равной величины. Случаи, когда индивид находится между двумя позитивными или негативными валентностями или же один и тот же объект одновременно наделен как позитивной, так и негативной валентностью, описывают основные виды внутриличностного конфликта. Межличностные конфликты интерпретируются как конфликты между собственными потребностями человека и внешней вынуждающей силой. В принципе, по мнению Левина, законы развития конфликта едины для всех его разновидностей, однако случай конфликта между собственными и внешне вынуждающими силами имеет специфическую возможность разрушения этой внешней власти.

Теория баланса Ф.Хайдера

Идеи Левина о природе конфликтов стали непосредственным источником теорий когнитивного соответствия, в том числе и теории структурного баланса Ф.Хайдера. Теория Ф.Хайдера посвящена анализу согласованности между системой установок индивида и его знаниями об установках и поведении окружающих. Хайдер анализирует балансные и небалансные состояния в отношениях людей и, исходя из положения о стремлении социального целого к балансу, возможные пути достижения баланса.

Если некий человек Р испытывает симпатию к другому человеку О, который делает нечто X, и если это X позитивно с точки зрения Р, мы имеем случай баланса из трех позитивных отношений. Если человек Р испытывает антипатию к человеку О, который делает нечто X, и если это X негативно оценивается Р, это будет случай баланса из трех негативных отношений. Если же О, к которому Р относится хорошо, делает нечто, к чему Р относится негативно, в этой структуре возникает небалансное состояние и, соответственно, тенденция стремления к балансу.

В соответствии с теорией Хайдера, конфликт возникает тогда, когда установление баланса невозможно в силу того, что определенное отношение единства, предписываемое условиями баланса, для одного человека исключается вследствие существования отношения единства со стороны другого человека, т. е. сущность социально-психологического конфликта в его трактовке - это определенное рассогласование между системой представлений индивида и его знаниями о представлениях и поведении других, между системами представлений разных людей.

Таким образом, модель человека когнитивного акцентирует внимание на способности человека воспринимать и перерабатывать информацию. Согласно этой модели, всё, что происходит с человеком в жизни, проектируется в когнитивных структурах. Любые расхождения между субъективными когнитивными моделями, или субъективным знанием, и внешней информацией приводят к потере психологического равновесия. Основная идея когнитивистской модели заключается в поддержании внутреннего равновесия, что становится возможным в результате анализа внешней информации и самоанализа. Таким образом, знание играет решающую роль в адекватном поведении человека, в умении его противостоять негативным обстоятельствам, находить выход из сложных ситуаций. Человек не просто должен владеть информацией, он должен знать, что с этой информацией делать.

Контрольные вопросы

1. Какая из теорий конфликта рассматривает социальный конфликт как некую патологию в существовании социальных систем:

1) Когнитивные теории.

2) Бихевиоризм.

3) Функционализм.

4) Психоанализ.

2. В какой из теорий конфликты понимаются как особая форма агрессивного ответа:

1) Когнитивные теории.

2) Бихевиоризм.

3) Функционализм.

4) Психоанализ.

3. Конфликт психологически характеризуется как ситуация, в которой на индивида действуют противоположно направленные, одновременно воздействующие силы примерно равной величины, в концепции:

1) К.Левина;

2) Ф. Хайдера;

3) М.Шерифа;

4) М. Дойча.

4. Конфликт как интрапсихический феномен, возникающий в глубинах психики как следствие внутренних законов ее существования, трактуется в:

1) Когнитивные теории.

2) Бихевиоризм.

3) Функционализм.

4) Психоанализ.

5. Автором теории кооперации и конкуренции является:

1) К.Левин;

2) Ф. Хайдер;

3) М.Шериф;

4) М. Дойч.

6. Проведите сравнительный анализ представлений о конфликтах в изученных теориях.

Тема 2

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...