Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1 МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ФИЛОСОФИИ

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ПО ФИЛОСОФИИ

Учебное пособие

 

Новокузнецк

 

ББК 87я1

Р 134

 

Рецензент:

Кандидат философских наук, доцент,

Заведующий кафедрой рекламы, социальной работы,

педагогики и психологии

Соколова В.Ф.

 

Р 134 Рабочая тетрадь по философии: уч. пособие / Сост. Т.Л. Готьятова, С.В. Ковыршина, Л.Б. Подгорных СибГИУ. – Новокузнецк, 2013. – 191 с.

 

Представлены разнообразные типы заданий: анализ философского текста, составление комментария к источнику, работа с философскими понятиями, составление и прочтение аналитических таблиц, структурно-логических схем, сравнительный анализ философских концепций, точек зрения по изучаемым проблемам.

Предназначена для студентов 2 курса всех специальностей очного обучения.

 

 

© Сибирский государственный

индустриальный университет, 2013

Оглавление

 

1. Предисловие ……………………………………………………….4

2. Тема 1 Мировоззренческая сущность философии и проблема её самоопределения………………………………………………….7

3. Тема 2 Генезис философии, структура философского знания, жанровое своеобразие философского дискурса ………………16

4. Тема 3 Исторические типы философствования ……………….57

5. Тема 4 Проблемы философской онтологии…………………….59

6. Тема 5 Бытие человека как философская проблема …………98

7. Тема 6 Личность. Свобода. Ответственность………………..126

8. Тема 7. Философские проблемы познания…………………….137

9. Тема 8 Проблемное поле философии науки …………………147

10. Тема 9 Проблемное поле философии техники…………..155

11. Тема 10 Общество: сущность, структура, генезис ……158

12. Тема 11 Проблемы философии истории ……………….159

13. Тема 12 Философское осмысление глобальных проблем современности……………………………………………………169

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Самостоятельная работа студентов по освоению любой вузовской дисциплины является неотъемлемой частью учебного процесса. Однако, отсутствие учебно-методических материалов, помогающих эффективной организации самостоятельной работы, серьезно затрудняет ее осуществление.

Составители «Рабочей тетради по философии» попытались восполнить этот «пробел», предложив студентам очной формы обучения учебно-информационные, дидактические и контрольно-измерительные материалы, ориентированные на достижение целей программы самостоятельной работы студентов по философии.

«Рабочая тетрадь по философии» структурирована тематически в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по философии и рабочей программой дисциплины. Она рассчитана на систематическую, последовательную работу студентов по освоению философии в течение осеннего семестра.

Подбирая материал для заданий рабочей тетради, составители пособия исходили из того, что серьезно приобщиться к философскому знанию, богатейшему миру философских понятий, смыслов и символов невозможно только на основе учебника, без непосредственного обращения к произведениям мыслителей прошлых эпох и современности и их самостоятельного осмысления. В то же время, потребности и способности студентов к выполнению такого рода интеллектуальной работы далеко не одинаковы. В связи с этим, главным принципом составления тематических заданий стала их дифференциация по степени сложности. Дифференциация заданий рабочей тетради осуществлялась на основе таксономии целей обучения в когнитивной сфере.

Таким образом, дифференцированный характер заданий позволяет с одной стороны, методически последовательно и дидактически корректно организовать процесс самостоятельной работы студентов, с другой – может стать основой рейтинговой системы контроля качества знаний со стороны преподавателя.

Составители «Рабочей тетради по философии» будут признательны преподавателям и студентам за конструктивные замечания по существу подготовленного материала для самостоятельной работы студентов. Предложения следует направлять по адресу: 654035, Новокузнецк, Кемеровской области, пр. Кирова 42 , кафедра философии СибГИУ.

 

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ УЧЕБНИКИ, УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ, ХРЕСТОМАТИИ, СЛОВАРИ ПО ФИЛОСОФИИ:

 

1. Борисова Е.М. Философия [Электронный ресурс] : учебно-практическое пособие / Е.М. Борисова, Н.И. Джохадзе // Электронный читальный зал - Библиотех : электронно-библиотечная система. – М., [200-]. – .М. : ЕАОИ, 2011. – 414 с.

2. Вечканов В.Э. Философия [Электронный ресурс] : курс лекций. Аудиокнига MP3 / В.Э. Вечканов. – Электронные данные. – М. : КноРус, 2010. – 1 электрон.опт.диск (CD-ROM)

3. Ильин В.В. Философия в схемах и комментариях : учебное пособие для вузов / В.В. Ильин, А.В. Машенцев. – СПб. : Питер, 2010. – 303 с. : ил. – (Учебное пособие).

4. История философии : учебник для вузов / под ред. А.С. Колесникова. – СПб. : Питер, 2010. – 650 с. – (Учебник для вузов).

5. История философии : учебник для вузов / А.В. Белов, Г.В. Драч, В.Н. Дубровин [и др.] ; под ред. В.П. Кохановского, В.П. Яковлева. – 7-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2011. – 731 с. – (Высшее образование).

6. Канке В.А. Современная философия : учебник / В.А. Канке. – 2-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2011. – 329 с. – (Университетский учебник).

7. Кармин А.С. Философия : учебник для вузов / А.С. Кармин, Г.Г. Бернацкий. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2010. – 558 с. : ил. – (Учебник для вузов).

8. Липский Б.И. Философия : учебник для вузов / Б.И. Липский, Б.В. Марков. – М. : Юрайт, 2011. – 495 с. – (Основы наук)

9. Никитич Л.А. История и философия науки [Электронный ресурс] : учебное пособие для вузов / Л.А. Никитич. – Электронные данные. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 1 электрон.опт.диск (CD-ROM). – (Учебная литература для высшего и среднего профессионального образования).

10. Подольская Е.А. Философия. Кредитно-модульный курс / Е.А. Подольская. – М. : Дашков и К, 2010. – 380 с. : ил.

11. Родчанин Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс) : учебник для вузов / Е.Г. Родчанин, В.И. Колесников. – 2-е изд. – М. : Дашков и К , 2010. – 431 с.

12. Светлов В.А. История философии в схемах и комментариях : учебное пособие для вузов / В.А. Светлов. – СПб. : Питер, 2010. – 248 с. : ил. – (Учебное пособие).

13. Философия : учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, В.П. Ратников, В.Ф. Голубь [и др.] ; под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 735 с. – (Золотой фонд российских учебников).

14. Философия : учебно-методический комплекс для подготовки бакалавров. Ч. 1 : Учебник / Ф.Д. Демидов, К.Х. Делокаров, О.А. Митрошенков [и др.] ; под ред. Ф.Д. Демидова ; Российская Академия государственной службы при Президенте Российской Федерации. – М. : ИНФРА-М, 2010. – 431 с. : ил. – (Учебники Российской Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации-бакалавриат).

15. Философия науки : учебное пособие для вузов / А.М. Старостин, В.И. Стрюковский, В.К. Белолипецкий [и др.] ; под ред. А.М. Старостина, В.И. Стрюковского. – М. : Дашков и К , 2010. – 367 с.

16. Хрусталев Ю.М. Философия : учебник для вузов / Ю.М. Хрусталев. – М. : Академия, 2011. – 320 с. – (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат

 

И ПРОБЛЕМА ЕЁ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

1.1 Познакомьтесь с фрагментами текстов А.А. Радугина, А.Г. Спиркина, А.Н. Чанышева (1.Радугин А.А. Философия: Курс лекций / А.А. Радугин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:Центр, 2005. – С. 12 -22. 2. Спиркин А.Г. Философия: учебник для вузов / А.Г. Спиркин. – М.: Гардарики,2008. - С. 15 – 21. 3. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира: Учеб. для вузов / А.Н. Чанышев. – М.: Высш. шк., 2001. – С. 3 – 33)и заполните предлагаемую Вам таблицу. Определите, позиция какого автора Вам наиболее близка.

  А.А. Радугин А.Г. Спиркин А.Н. Чанышев
Определение понятия «Мировоззрение»      
Структура      
Типы, виды, формы      

1.2 Прочитайте следующий отрывок из работы И. Канта и ответьте на вопросы:

«…Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. Ито и другое мне нет необходимости искать и только предполагать как нечто окутанное мраком или лежащее за пределами моего кругозора; я вижу их пред собой и непосредственно связываю их с сознанием своего существования. Первое начинается с того места, которое я занимаю во внешнем чувственно воспринимаемом мире, и в необозримую даль расширяет связь, в которой я нахожусь, с миром над мирами и системами систем, в безграничном времени их периодического движения, их начала и продолжительности.

Второй начинается с моего невидимого Я, с моей личности, и представляет меня в мире, который поистине бесконечен, но который ощущается только рассудком и с которым (а через него и со всеми видимыми мирами), я познаю себя не только в случайной связи, как там, а во всеобщей и необходимой связи. Первый взгляд на бесчисленное множество миров как бы уничтожает мое значение как животной твари,которая снова должна отдать планете (только точке во вселенной) ту материю, из которой она возникла, после того как эта материя короткое время неизвестно каким образом была наделена жизненной силой. Второй, напротив, бесконечно возвышает мою ценность как мыслящего существа, через мою личность, в которой моральный закон открывает мне жизнь, независимую от живой природы и даже от всего чувственно воспринимаемого мира. По крайней мере это яснее можно видеть, чем этот закон, из целесообразного назначения моего существования, которое не ограничено условиями и границами этой жизни. Этим можно, с одной стороны, предотвратить заблуждения еще грубого,неискушенного суждения, с другой стороны, предотвратить взлетыгения,которые... без всякого методического исследования и знания природы обещают мнимые сокровища и растрачивают сокровища настоящие. Одним словом, наука (критически исследуемая и методически поставленная) — это узкие ворота, которые ведут к учению мудрости, если под этим понимают не только то, что делают, но и то, что должно служить путеводной нитью для учителей, чтобы верно и четко проложить дорогу к мудрости, по которой каждый должен идти, и предохранять других от ложных путей; хранительницей науки всегда должна оставаться философия. В утонченных изысканиях ее публика не принимает никакого участия, но должна проявлять интерес к ее учениям, которые могут ей стать совершенно понятными только после подобной разработки».

Кант И. Критика практического разума // Кант И. Собр.соч. в 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1. С. 500-502.

 

Вопросы:

а) Как Вы считаете, почему И. Кант, противопоставляет «жизнь космоса» и внутреннюю жизнь личности и одновременно сопоставляет два типа этих столь различных процессов в их значении для мыслящего человека?

б) Что, по-вашему, могло бы заполнить промежуток между звездным небом и моральным законом? Как вы думаете, есть ли вещи и суждения, совершенно посторонние одному из этих миров?

в) Почему потрясает человека созерцание звездного неба?

г) Кто первый, по-вашему мнению, дал созвездиям названия «овна», «быка», «тельца», «стрельца», «девы»: мореплаватель, полководец, сухопутный путешественник, пастух. Аргументируйте свою точку зрения.

д) Как вы полагаете, сколько небесных объектов видит космонавт, оказавшийся за пределами земной атмосферы? Больше или меньше, чем сельский житель, житель города, астроном, вооруженный специальными приборами?

е) Чем, по-вашему, поражает созерцание звездного неба: порядком, красотой, многообразием, бесконечностью, повторяемостью, загадочностью? Попытайтесь аргументировать свою точку зрения.

ж) Почему, на ваш взгляд, моральный закон открывает личности особую «жизнь, независимую от живой природы и даже от всего чувственно воспринимаемого мира»? Почему этот закон возвышает человека как мыслящее существо? Какие поступки в ваших глазах принижают это значение? Приведите и прокомментируйте примеры из истории об известной жизни. Что, по-вашему, общего в этих разных вариантах принижения достоинства человека?

 

1.3 Прочтите следующий отрывок из работы И. Ильина и ответьте на вопросы:

«...Философия как познавательное творчество есть в особом и углубленном смысле внутреннее делание и притом такое внутреннее делание, предмет которого, — и по сложности, и по значительности своей, и по неуловимости своей для какой бы то ни было внешней и механической проверки, — требует особой напряженной душевно-духовной культуры, особой остроты и чуткости теоретической совести, особой чистоты ока и воли. Философия, как никакая другая наука, стоит перед последними, самыми углубленными и утонченными и притом самыми духовно-значительными проблемами; утверждать что-либо в этой сфере — есть дерзание, и философ, больше, чем кто-нибудь, должен помнить о размерах своей ответственности».

Ильин И. Религиозный смысл философии. Три речи. 1914-1923 // Ильин И. Собр. соч. в 10 томах. М., 1994. Т. 3. С. 22-23.

Вопросы:

 

а) Как связана приводимая характеристика философии с «самосознанием» личности? Что такое, на ваш взгляд, «внутреннее делание»? Как вы полагаете, что нужно для того, чтобы оно состоялось: деньги, комфорт, благополучие и счастье, неудовлетворенность собой, внутренняя тревога? Сознание личной ответственности за использование «дара жизни», за счастье жить?..

б) Почему, на ваш взгляд, работа человека над собой требует известного уровня духовной культуры?

в) Что, по-вашему, имеет ввиду автор под «особой остротой и чуткостью теоретической совести»? Можете ли вы сказать, как проявлялись эти качества в творчестве известных вам мыслителей?

г) Что означает в вашем понимании «особая чистота ока и воли»?

д) Известны ли вам примеры из истории прошлого или современной общественной жизни, характеризующие несоответствие между словами и делами людей, претендующих на роль властителей дум? Какие уроки можно извлечь из этих примеров?

 

1.4 Предлагаем вам познакомиться с суждениями другого русского мыслителя XX в. Н.А. Бердяева и выполнить следующие задания:

 

«Во всяком случае, одно несомненно: философское познание есть духовный акт, в котором действует не только интеллект, но и совокупность духовных сил человека, его эмоциональное и волящее существо. Предрассудок думать, что познание всегда рационально и что нерациональное не есть познание.

Через чувства мы познаем гораздо больше, чем через интеллект. Замечательно, что познанию помогает не только любовь и симпатия, но иногда также ненависть и вражда. Вся оценочная сторона познания - эмоционально-сердечная. Оценке же принадлежит огромная роль в философском познании. Без оценки не познается Смысл. Познание Смысла прежде всего сердечное. В познании философском познается целостное существо человека. Философия возможна лишь в том случае, если есть особый, отличный от научного, путь философского познания. Признание эмоционального познания, познания через чувство ценности, через симпатию и любовь не есть отрицание разума.

Дело идет о восстановлении целостности самого разума, который в средние века, несмотря на интеллектуализм схоластики, был более целостен, так что интеллект часто обозначал дух. Философия должна не отрицать разум, а раскрыть противоречия разума и имманентно обнаружить границы его. Но критерий истины не в разуме, не в интеллекте, а в целостном духе. Сердце и совесть остаются верховными органами для оценки и для познания смысла вещей, философия не есть наука, не есть даже наука о сущностях, а есть творческое осознание духом смысла человеческого существования. Но это предполагает, что сам познающий философ несет в себе опыт о противоречиях человеческого существования.

Опыт человеческого существования в его полноте лежит в основе философии. В этом опыте нельзя отделить жизнь интеллектуальную от жизни эмоциональной и волевой».

Бердяев Н.А. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Философия свободного духа. М., 1994. С. 230-240.

Задания:

а) Выделите в тексте ключевые слова. Сформулируйте коротко основную мысль содержания фрагмента.

б) Согласны ли вы с мнением Н.А. Бердяева, что «вся оценочная сторона познания - эмоционально-сердечная»? Объясните свое видение проблемы.

в) Поясните мысль философа о том, что «критерий истины не в разуме, не в интеллекте, а в целостном духе»?

г) Разделяете ли вы точку зрения Н.А. Бердяева на то, что «осознание духом смысла человеческого существования» предполагает наличие у познающего философа «опыта о противоречиях человеческого существования»? Распространяется ли эта способность на «нефилософов»?

д) Сравните размышления Н.А. Бердяева и И.А. Ильина. Определите их общность и различия.

 

1.6 Проанализировав таблицу «Мировоззрение», выполните задания:

а) Приведите конкретные примеры взаимосвязи основных элементов мировоззрения.

б) Опишите динамику его формирования.

в) Назовите особенности каждого из исторических типов мировоззрения.

г) Сопоставьте философское мировоззрение с мифологическим, религиозным, научным и обыденным, найдите черты сходства и различия.

 

Мировоззрение

 
 
Мировоззрение: -система взглядов человека на окружающий мир и место человека в нем; -предельно общее понимание мира и человека; -основа общественного и индивидуального сознания; -часть содержания любой науки;


Типы
____________________________________

Обыденное Мировоззрение

 
 
Философское мировоззрение


           
   
Религиозное мировоззрение
 
Компоненты  
 
   
Содержание: мироощущение мировосприятие миросозерцание миропонимание  
 


       
 
Познавательный: знания
   
 
 
Ценностно- нормативный: идеалы, убеждения, принципы
 


Научное- ненаучное мировоззрение  

                       
   
 
   
   
Прогрессивное- реакционное мировоззрение
 
 
Эмоционально- волевой: взгляды, установки, настрой
     
Духовное (церковное)- светское мировоззрение
 
   
Оптимистическое- пессимистическое мировоззрение  
 
 
 
Практический: умения,навыки, поступки
 
   
Коллективное- индивидуалис- тическое мировоззрение
     
Патриотическое- космополитическое мировоззрение  
 

 


1.7 Приведите примеры политических, экономических и социально–культурных мифов XXI века и определите их степень влияния на общество.

 

Нет ни одного философа в истории философии, который бы не попытался определить акт философствования через свое личное видение. Проанализируйте каждое из этих суждений и дополните их тремя новыми, отражающими специфику акта философствования.

Ж. Лакруа: «Философствовать – значит универсализировать духовный опыт, переводя его термины, доступные для всех».

М.Хайдеггер: «Философия есть философствование… Она требует, чтобы смотрели не в сторону от неё, но добывали её из неё самой».

Х. Ортега – и – Гассет: «Философствовать – искать целостность мира, завершать её в Универсуме и строить для части целостность, где она могла бы вместиться и успокоиться».

Аристотель: «Если, таким образом, начали философствовать, чтобы избавиться от незнания, то очевидно, к знанию стали стремиться ради понимания, а не ради какой–нибудь пользы».

 

1.13 Заполните таблицу и сформулируйте свой вывод о границах философского знания:

  Философия Наука Искусство Религия
Предмет        
Сущность        
Время возникновения        
Функции        
Роль в обществе        

Тема 2 ГЕНЕЗИС ФИЛОСОФИИ,

СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ,

Прочитайте фрагмент текста из работы «Философия Древнего мира» А.Н.Чанышева, выделите ключевые понятия, объясните концепции происхождения философии, систематизированные А.Н.Чанышевым и определите суть концепции автора. В чем её специфика? Какую из предложенных концепций вы считаете наиболее вероятной?

Парафилософия и ее структура.Философия существовала и существует не в духовном вакууме, а в контексте всех форм духовности и на основе всех форм материальности. Назовем этот контекст парафилософией. В парафилософии различимы две части: мировоззренческая и научная. Одна часть окружающей философию духовности создана в основном воображением (анатомически этому соответствует правое полушарие головного мозга). Мы подчеркиваем, что в основном, потому что и в искусстве в той или иной мере присутствуют моменты рациональности.

А другая часть - в основном рассудком (анатомически этому соответствует левое полушарие головного мозга).

Поэтому в нашей схеме справа от философии расположатся искусство, мифология и религия, или, если взять эти формы духовности в их мировоззренческой сути, художественно-мифолого-религиозный мировоззренческий комплекс, а слева - науки. Между философией и названными формами духовности есть как бы пограничная зона, в которой справа, со стороны философии находятся философия искусства, философия мифологии и философия религии, то есть понимание и истолкование искусства, мифологии и религии с позиций философии, а со стороны религии - теоретическая теология, то есть система защиты религии от философского свободомыслия якобы средствами самой философии: рассуждениями и обоснованиями, однако при сохранении и ради сохранения религиозной догматики, которую следует принимать на веру.

Слева же в пограничной зоне расположатся со стороны философии философия науки, а со стороны наук - самодеятельные философствования ученых-специалистов. В числе же наук мы найдем там искусствоведение, мифологоведение, религиоведение, науковедение и даже философоведение. Философия и философоведение не одно и то же. Философами, как и поэтами, рождаются, а философоведами становятся.

Эти две части парафилософии антагонистичны друг другу.

Науки поддерживают философию как мировоззрение второго уровня. И как только философия утрачивает связь с науками, она скатывается на первый уровень, фактически переставая быть философией, т. е. системно-рационализированным мировоззрением.

Однако роль науки, ее влияние на философию не только благоприятны. Полная победа науки над мировоззренческой парафилософией лишает философию ее мировоззренческого характера. Философия сводится к методологии науки, становится своего рода служанкой науки.

Мировоззренческая парафилософия поддерживает в философии ее мировоззренческий статус, питает философию соками жизни, прежде всего социальной. Но она же влечет философию со второго уровня на первый, лишает ее системности и рационализированности, превращает в лучшем случае в философский иррационализм, а в худшем вообще растворяет в искусстве, мифологии, религии.

В обоих случаях философия становится однобокой, искривленной в ту или иную сторону.

В объективной истории философии немало примеров такой односторонней, хотя по-своему весьма интересной и впечатляющей философии. Но объективная история философии дает нам примеры цельной и гармоничной философии - такой философии, в которой системно-рационализированная форма и мировоззренческое содержание находятся в состоянии равновесия и соразмерности.

Теперь уместно поставить вопрос, что из духовного окружения философии существовало до философии и какую роль оно сыграло при ее возникновении.

Из чего возникла философия

На этот счет существуют две крайние концепции и три средние.

Согласно первой крайней концепции, философия ни из чего не возникала. Она настолько качественно отлична от предшествующих ей форм духовной культуры, что применительно к ней сам вопрос «из чего?» бессмыслен. Философия, таким образом, возникла как бы из ничего. Вторая, противоположная, концепция говорит, что философия была всегда, когда был «человек разумный».

Обе эти крайние концепции, на наш взгляд, неверны. Не случайно у философоведов преобладают средние концепции. Философия была не всегда. Она возникла. Было время, когда философии не было, но было нечто аналогичное ей, так что она возникла не из ничего, а из «нечто».

Но это «нечто» разные философоведы понимают по-разному. И здесь тоже есть свои уже умеренные крайности. Одни утверждают, что философия возникла из мифологии и только из мифологии или даже религии, другие же думают, что философия возникла из знания и только из знания, из начатков наук. Между этими двумя умеренными крайностями помещаются те концепции генезиса философии, которые говорят о двух началах философии: мифологическом и научном.

Но и здесь есть свое разномыслие. Одни принципиально разделяют философию на философский идеализм и философский материализм настолько, что у них и сам генезис философии раздваивается: философия возникла не как таковая, а отдельно как материализм и идеализм. Философский идеализм был продолжением линии веры. Философский материализм был продолжением линии знания. Первую концепцию из числа умеренных мы называем мифогенной. Вторую из числа умеренных - гносеогенной. Третью - дуалистической гносеогенно-мифо-генной концепцией генезиса философии.

Наше понимание.Всем этим концепциям генезиса философии мы противопоставляем свою монистическую гносеогенно-мифогенную концепцию генезиса философии.

В основном почти все согласны с тем, что философии предшествовали искусство, мифология, религия. Также существовала и совокупность норм поведения как разумных, так и неразумных, то есть стихийная нравственность. Но поскольку сама по себе нравственность замкнута на отношениях между людьми, то есть не является мировоззрением, то выше мы исключили ее из рассмотрения видов мировоззрения, поскольку мировоззрения нет там, где нет основного вопроса мировоззрения - вопроса о взаимоотношении человека (людей) и мироздания. Однако нравственность может выводиться из того или иного решения основного вопроса мировоззрения. Тогда она приобретает мировоззренческий аспект.

Проблема профилософской науки.Что касается науки, то многие отрицают возможность существования науки до философии, профилософской науки. Согласно мнению одних, наука возникла вместе с философией, согласно другим - после философии, но все же в древности, согласно мнению третьих - уже только в Новое время, так что у них получается, что Архимед и Евклид не ученые, не представители античной науки.

Те же, кто допускает существование науки в древности, иногда сводят науку к философии, ограничиваясь анализом мнений филосо­фов о науке, игнорируя саму эту науку.

Мы не будем вдаваться в сложный вопрос о том, что следует понимать под наукой. Не будем спорить о словах. Чтобы не увязнуть в спорах, ограничимся тем, что поставим вопрос - существовал и действовал ли до философии рассудок, ум, интеллект, индийский манас, греческий логос? Тем, кто в этом сомневается, мы предложим элементарную задачку из древнеегипетского математического папируса II тысячелетия до н.э. на разделение семи хлебов на восемь равных частей при минимальном числе разрезов. И мы утверждаем, что никакие мифы не помогут решить эту и аналогичные ей простейшие математические задачи. Ибо для этого требуется сообразительность.

И все жизнеобеспечение - плод сообразительности. Вся техническая мудрость, все то искусственное, все то, что создано человеком, все «технэтос» - результат деятельности соображения.

Рождение человека.Оставив в стороне проблему анатомического формирования человека, остановимся лишь на проблеме выделения человека из природы, из животного мира. И здесь необходимо одно уточнение. На наш взгляд, сугубо человеческое - не столько изменение человеком среды его обитания, сколько достраивание им самого себя ради этого изменения. Бобры подгрызают деревья своими естественными зубами. Человек же вооружается созданными им же искусственными орудиями труда и войны.

Дуализм первобытного сознания.Часто говорят о синкретизме, то есть о нерасчлененности первобытного сознания вообще. Это глубокая ошибка. Если и была нерасчлененность, то внутри художественно-мифолого-религиозного мировоззренческого комплекса (ХМРМК). Но в целом же нерасчлененность первобытного сознания кажущаяся. Мы утверждаем, что первобытное сознание дуалистично: в нем издавна существовал глубокий раскол между реальными знаниями - плодом деятельности практического рассудка (соображения) и ХМРМК - плодом мировоззренческого воображения.

Происхождение мировоззрения.Генезису философии предшествовал генезис мифологического мировоззрения. Причина этого генезиса для нас понятна; начав достраивать себя и через эту достройку изменять окружающую среду, человек начал выделяться из природы, что и было, если изъясняться теологическим языком, подлинным «первородным грехом» человека, его самоизгнанием из «безвещного» рая животного самодостаточного существования в ад «вещизма» и «лишнедействия» (животные лишнего не делают, отчего они скорее «sapiens», чем человек), в ад изничтожения природы и самопротезирования вплоть до своей роботизации. Так или иначе, когда человек стал достраивать себя и выделяться из животного мира, в мироздании зародилось новое отношение - практический раскол между ОНО (мирозданием) и МЫ (людьми). Этот практический раскол имел свой духовный аспект в виде стихийно зародившегося основного вопроса мировоззрения, вопроса о взаимоотношении ОНО и МЫ. На этот вопрос человек мог ответить тогда только в меру своих слабых возможностей.

Выделяясь из природы, человек компенсировал это выделение, этот уход из животного рая тем, что в своем воображении очеловечивал природу, т. е. антропоморфизировал и социоморфизировал ее. Антропоморфизм - наделение явлений природы и общественных явлений качествами и даже внешним обликом человека (чему предшествует зооморфизм). Антропоморфизм может быть полным и явным и неполным, неявным. Но такое качество человека, как сознательная целенаправленность, непременно.

«Происхождение» сверхъестественного мира.Поскольку безразличному к нам мирозданию глубоко чуждо все человеческое, перенос (метафора) на нее черт человека и родового общества неизбежно породил в сознании человека сверхприродный, сверхъестественный мир мифологического псевдобытия. В мифологиях всех народов существовали разнообразные мировоззренческие мифы о происхождении мироздания и человека, т. е. космогонические и антропогонические мифы.

Реальное знание.Никакие мифы не могут заменить реального знания, без которого никакое племя, никакой народ не выжил бы. Реальные знания часто существовали в оболочке мифов, магических действий и заклинаний. Например, посевная всегда сопровождалась магическими действиями. Конечно, эти действия не подменяли реальные.

Знания, конечно, могут обслуживать религию. Хронология вычисляет даты религиозных праздников. Математика помогает строить храмы, перестраивать алтари (например, в Индии изменение геометрической формы алтаря было возможно лишь при условии сохранения его площади). Оттого, что одна из довольно сложных математических задач называлась в Древнем Египте задачей бога Ра, она не превращалась в частицу мифологии. Некоторые числа отождествлялись со сверхъестественными существами. Хорошо известно апокалиптическое число 666.

Магия и религия.Мы говорили, что мифологическая часть религии, по существу, ничем не отличается от чистой мифологии. Разница функциональная: мифологическое мировоззрение религиозно, когда оно обслуживает религиозный культ. Однако этот культ может приобрести самостоятельную силу, независимую от воли богов. Тогда религиозный ритуал превращается в магический.

Ведь в религии результат религиозного действия (обычно это жертвоприношение) и просьба (молитва) опосредован свободной волей того или иного бога, который может как принять, так и не принять жертву, тогда как в магии заклинание и деяние принудительны.

Магия и наука.На первый взгляд магия подобна науке. В самом деле, магия предполагает наличие в мире необходимых связей, причинно-следственных отношений. Магия имеет свою технику. Шаман пользуется специальными приспособлениями. Однако подобие магии науке мнимо. Магия исходит из представления, что имитация процесса и сам искомый процесс связаны, так что, имитируя процесс, можно вызвать сам этот процесс (например, разбрызгивание воды может вызвать дождь), что, далее, воздействие на отторженную часть предмета может воздействовать на предмет (сжигая отрезанные волосы, причинить вред бывшему их хозяину), воздействуя на изображение человека, причинить вред самому человеку (поэтому не следует фотографироваться, дарить свои фотографии, а тем более допускать печатание своих фотографий в газетах и журналах). Мы говорим здесь о черной (вредоносной) магии. Но есть и белая (благотворная) магия, в том числе лечебная, которой сейчас пытаются дополнить, а то и заменить научную медицину.

Профилософия.Итак, художественно-мифолого-религиозный мировоззренческий комплекс, с одной стороны, и реальные знания и умения, с другой, и составили профилософию. В самом широком смысле слова профилософия - совокупность развитой мифологии (плод воображения) и зачатков, необходимых для жизнеобеспечения знаний (плод деятельности рассудка).

Такая профилософия - в своей сущности дофилософская парафи-лософия - парафилософия без философии. Конечно, о парафилосо-фии можно говорить лишь тогда, когда образовалась философия. Тогда философия - ядро. А парафилософия - скорлупа. Тогда философия - Солнце. А парафилософия - солнечная корона.

Но если ядра нет, то парафилософия - лишь туманность, в которой еще предстоит зародиться звезде.

В более узком смысле слова профилософия - то, что и в мифологии, и в начатках наук непосредственно послужило генезису философии. В мифологии это стихийная постановка мировоззренчески

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...