Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел I. Общие основы экономического развития общества.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» Рекомендуется для направления подготовки Экономика
Квалификация выпускника - бакалавр
Санкт-Петербург 2012 год 1. Цели и задачи дисциплины. Основная цель курса – дать студентам базовые знания в области экономической теории, методологии познания в области объективных экономических процессов в России и мире; сформировать экономическое мышление, направленное на понимание форм, методов, приоритетов и направлений развития экономики. Задачи: сформировать системное представление о содержании экономических процессов в России и мире; сформировать знания о принципах поведения различных хозяйствующих субъектов в условиях ограниченности экономических ресурсов; формировать представление о механизме функционирования рыночной экономики; развить умение оценивать позитивность (эффективность) мероприятий макроэкономической политики государства и ее влияние на хозяйственные субъекты; выработать практические навыки выбора принятия решений в изменяющейся экономической среде на микро-, мезо-, макроуровнях. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Экономическая теория» относится к вариативной части гуманитарного, социального, экономического цикла образовательной программы направления 08.0100 «Экономика». Для освоения дисциплины требуются знания истории, обществознания и математики в объеме средней школы и дисциплин, изучаемых в 1 семестре: история, психология, социально-экономическая география, информатика. Изучение дисциплины «экономическая теория» создает условия для освоения дисциплин: иностранный язык профессиональный, микроэкономика, бухгалтерский учет, менеджмент, правовое обеспечение хозяйственной деятельности, статистика, институциональная экономика, экономика фирмы, анализ хозяйственной деятельности, макроэкономика, эконометрика, деньги, кредит, банки, экономика труда, финансы, теория выборки и оценка рисков, финансовая статистика, финансовая математика, философия, мировая экономика и международные экономические отношения, история экономических учений, государственное регулирование экономики, маркетинг, экономика России, бизнес-планирование, рынок ценных бумаг, экономика общественного сектора, анализ хозяйственной коньюктуры. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК 1владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. ОК 4способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем ОК 5умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности ОК 6способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь ОК 9способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства ОК 10способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков ОК 11осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности Профессиональные компетенции: ПК 4способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач ПК 6способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты ПК 8способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей ПК 9способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: 1. основные экономические понятия и категории, общее и отличия закономерностей развития природы общества; 2. основные особенности ведущих школ экономической науки; 1. основные особенности функционирования и особенности российской экономики, направления экономической политики государства. Уметь: 2. применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; 3. применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы экономической теории в профессиональной деятельности; 4. ориентироваться в мировом экономическом процессе, анализировать экономические процессы и явления, происходящие в обществе; 5. использовать источники экономической и социальной информации; 6. представлять результаты исследовательской и аналитической работы в виде выступления доклада, обзора, статьи, работы на конкурс. Владеть: 1. навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; 2. навыками экономического мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества, региона, предприятия, домохозяйства; 3. навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении; 4. навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины. Тема 8. Издержки производства Натуральная и стоимостная оценка затрат ресурсов фирмы. Издержки и их классификация. Издержки общества и издержки фирмы. Бухгалтерская и экономическая характеристики издержек производства. Явные и неявные издержки. Краткосрочный период производства. Фиксированные и переменные факторы производства. Максимизация совокупного продукта. Предельный и средний продукты. Мгновенный, короткий и длительный период производства Издержки в коротком периоде. Совокупные издержки: фиксированные (постоянные), переменные, валовые. Средние издержки: фиксированные, переменные, валовые. Предельные издержки. Графическое отображение всех видов издержек. Издержки в длительном периоде. Кривая долгосрочных средних издержек (оберточная кривая). Положительный, отрицательный и нейтральный эффект масштаба. Примерная тематика курсовых работ 1. Роль экономической теории в развитии хозяйства и ее место в системе экономических наук. 2. Трансакционные издержки: сущность, структура и методы снижения. 3. Предпринимательский риск: виды и методы предупреждения. 4. Механизм достижения макроэкономической стабильности в посткризисный период. 5. Инновационный климат в России для национальных и зарубежных инвесторов. 6. Мотивы и стимулы производственной деятельности человека. 7. Структурная трансформация экономики: соотношение плановых и рыночных механизмов организации. 8. Социально-экономические последствия приватизации в России в период перехода к рыночным отношениям. 9. Интеллектуальная собственность: отличительные особенности и проблемы реализации. 10. Структура форм собственности плановой и рыночной экономики и ее связь с экономической политикой. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература 1. Попов А.И. Экономическая теория: Учебник для вузов. 4-е издание. – СПб.: Питер, 2009. – 544 с. 2. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Питер, 2009. – 544 с. б) дополнительная литература 1. Белоусова Л.А., Кирилюк Ж.С., Нодь П.Й. Альтернативные подходы к трансформации хозяйственных систем: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 56 с. 2. Белоусова Л.А., Колесник Е.Г. Доходы от факторов производства и их распределение: учебное пособие. Ч.1.-СПб.:Изд-во СПбГУЭФ, 2008.-68с. 3. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: учебное пособие, 3-е изд. – СПб.: Питер, 2010. – 512 с. 4. Ключников И.К., Молчанова О.А. Ключников О.И. Денежное хозяйство: история и закономерности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 156 с. 5. Ключников И.К., Молчанова О.А. Ключников О.И. Фондовые биржи: вводный курс: Учебно-методическое пособие.- М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2009. – 200 с. 6. Новый курс экономической теории: учебник : в 2 кн. 2-е изд., перераб. и доп. Кн. 1. Рыночная система хозяйствования: микро- и макроэкономика / колл. авт.; авт. Проекта Г.П. Журавлёва ; ТРО ВЭО России, РЭА им. Г.В. Плеханова, Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина М.; Тамбов : Издательский дом ТГУ им. Г.Р.Державина, 2010. – 676 с. 7. Основы теоретической экономики / Под ред. Миропольского Д.Ю. Учебник: Изд-во СПбГУЭФ, 2008, 452 с. 8. Попов А.И, Иванов С.А, Миэринь Л.А Хозяйственная система России: инновационное развитие и экономическая безопасность- СПб: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – 339 с. 9. Практикум по экономической теории: логические схемы и тесты. Изд-е 2-е доп. и перераб. / Под ред. д-ра экон. наук, проф. Добрынина А.И., Белоусовой Л.А., Миэринь Л.А. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ 2009. – 241 с. 10. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы. II том учебника для вузов. Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с. Задача Авансирован капитал: на производственные здания, сооружения и оборудование - 20 млн руб., на закупку сырья, материалов и топлива - 4 млн. руб., на наем рабочей силы - 1 млн руб. Время полного оборота основного капитала - 10 лет. Рабочая сила покупается два раза в месяц, а сырье, материалы и топливо - один раз в два месяца. Определите сумму авансированного капитала и издержки производства. Чем отличаются издержки производства от стоимости авансированного капитала? Рассчитайте число оборотов авансированного капитала за один год. Примерный вариант контрольной работы №2 Выберите правильный ответ: 1. По Марксу та часть прибыли, которая выплачивается собственнику капитала, называется: а) предпринимательским доходом; б) ссудным процентом; в) нормальной прибылью; г) чистой прибылью; д) правильного ответа не указано. Ответ: б. 2. Дифференциация в земельной ренте объясняется: а) различием в плодородии земли; б) различными климатическими условиями; в) различным местоположением; г) все вышеперечисленные варианты верны; д) все варианты неверны. Ответ: г. 3. Цена земли зависит от: а) ставки ссудного процента; б) величины ежегодной ренты; в) величины возможного дохода покупателя земли; г) все вышеперечисленные варианты верны; д) все варианты неверны. Ответ: г. 4. Концепция "заработная плата – цена труда" разработана: а) А. Смитом; б) К. Марксом; в) Т. Мальтусом; г) Дж. Миллем; д) Дж. Кларком. Ответ: а. 5. По величине номинальной заработной платы можно судить: а) об уровне потребления человека; б) о благосостоянии человека; в) о размере семьи человека; г) о величине фирмы; д) об уровне заработной платы. Ответ: д. 6. Низкие личные доходы существуют потому, что: а) работодатели занижают оплату труда наемным работникам; б) налоги являются слишком высокими; в) наемные работники не желают работать г) в экономике наблюдается спад; д) все ответы верны. Ответ: г. 7. Какие из мероприятий по перераспределению доходов традиционно предпринимаются правительством для снижения уровня бедности? а) профессиональное обучение; б) индексация доходов; в) замораживание заработной платы; г) прогрессивное налогообложение; д) все ответы верны. Ответ: г. Задача 1. Фермер-арендатор получает 20 % прибыли на 50 тыс. долл. вложенного в землю капитала. Величина прибавочного продукта, получаемого после реализации продукции, составляет 30 тыс. долл. Определите величину ренты, получаемой собственником земли.
Задача 2. Даны два одинаковых по площади участка земли, в которые вложено по 1 000 долл. Урожайность составила 20 и 30 ц зерна. Если абсолютная земельная рента за каждый участок = 500 долл., определите цену каждого участка при условии, что средняя норма прибыли — 20 %, а норма ссудного процента — 10 %.
Задача 3. Доход предприятия от реализации продукции, работ, услуг составил за год 100 млн рублей. Доход от внереализационных операций – 150 млн рублей за год. Затраты предприятия по реализационным и внереализационным операциям составили 90 млн рублей, в том числе на оплату труда – 50 млн рублей. Необходимо рассчитать: 1) валовой доход, 2) облагаемую прибыль, 3) налог на прибыль (из расчета 35%), 4) чистую прибыль, 5) взносы в бюджет из фонда оплаты труда (из расчета 39%). Задача 4. С трех равных по площади, но различных по плодородию земельных участков собрали урожай картофеля: с 1-го участка – 11, со 2-го – 10, а с 3-го – 8 тонн. При цене картофеля 12 руб. за кг, затраты в расчете на 1 кг составили: на 1-м участке – 5, на 2-м – 7, на 3-м – 9 руб. С каких участков будет получена дифференциальная рента и в каком размере?
Разработчики:
Эксперты:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» Рекомендуется для направления подготовки Экономика
Квалификация выпускника - бакалавр
Санкт-Петербург 2012 год 1. Цели и задачи дисциплины. Основная цель курса – дать студентам базовые знания в области экономической теории, методологии познания в области объективных экономических процессов в России и мире; сформировать экономическое мышление, направленное на понимание форм, методов, приоритетов и направлений развития экономики. Задачи: сформировать системное представление о содержании экономических процессов в России и мире; сформировать знания о принципах поведения различных хозяйствующих субъектов в условиях ограниченности экономических ресурсов; формировать представление о механизме функционирования рыночной экономики; развить умение оценивать позитивность (эффективность) мероприятий макроэкономической политики государства и ее влияние на хозяйственные субъекты; выработать практические навыки выбора принятия решений в изменяющейся экономической среде на микро-, мезо-, макроуровнях. 2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Экономическая теория» относится к вариативной части гуманитарного, социального, экономического цикла образовательной программы направления 08.0100 «Экономика». Для освоения дисциплины требуются знания истории, обществознания и математики в объеме средней школы и дисциплин, изучаемых в 1 семестре: история, психология, социально-экономическая география, информатика. Изучение дисциплины «экономическая теория» создает условия для освоения дисциплин: иностранный язык профессиональный, микроэкономика, бухгалтерский учет, менеджмент, правовое обеспечение хозяйственной деятельности, статистика, институциональная экономика, экономика фирмы, анализ хозяйственной деятельности, макроэкономика, эконометрика, деньги, кредит, банки, экономика труда, финансы, теория выборки и оценка рисков, финансовая статистика, финансовая математика, философия, мировая экономика и международные экономические отношения, история экономических учений, государственное регулирование экономики, маркетинг, экономика России, бизнес-планирование, рынок ценных бумаг, экономика общественного сектора, анализ хозяйственной коньюктуры. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ОК 1владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения. ОК 4способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем ОК 5умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности ОК 6способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь ОК 9способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства ОК 10способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков ОК 11осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности Профессиональные компетенции: ПК 4способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач ПК 6способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты ПК 8способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей ПК 9способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет В результате изучения дисциплины студент должен: Знать: 1. основные экономические понятия и категории, общее и отличия закономерностей развития природы общества; 2. основные особенности ведущих школ экономической науки; 1. основные особенности функционирования и особенности российской экономики, направления экономической политики государства. Уметь: 2. применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности; 3. применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы экономической теории в профессиональной деятельности; 4. ориентироваться в мировом экономическом процессе, анализировать экономические процессы и явления, происходящие в обществе; 5. использовать источники экономической и социальной информации; 6. представлять результаты исследовательской и аналитической работы в виде выступления доклада, обзора, статьи, работы на конкурс. Владеть: 1. навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; 2. навыками экономического мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества, региона, предприятия, домохозяйства; 3. навыками выражения своих мыслей и мнения в межличностном и деловом общении; 4. навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины. Раздел I. Общие основы экономического развития общества. Тема 1. Предмет и метод экономической теории Основные экономические школы XX века. Неоклассическое направление. Монетаризм. Неолиберализм. Кейнсианское направление. Неокейнсианцы. Институционально-социологическое направление. Неоинституционализм. Экономический глобализм. Русская экономическая мысль и её вклад в сокровищницу мировой экономической науки. Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их идеи. Предмет, цели и задачи экономической теории. Определение предмета экономической теории представителями разных школ. Система экономических отношений: социально-экономические, технико-экономические, организационно-экономические, эколого-экономические. Исследование богатства и поведения человека. Изучение редкости, ограниченности ресурсов. Закономерности и факторы экономического роста в пофазной динамике воспроизводства. Структура экономической теории. Нано-, микро-, мезо-, макро- и мегаэкономика – составные части экономической науки и различные уровни экономического анализа. Экономические субъекты и их цели. Взаимосвязь экономической теории с другими науками. Экономическая теория – методологический фундамент системы экономических наук. Функции экономической теории. Методология экономической науки. Методы познания экономических процессов. Диалектический метод, метод научной абстракции, анализа и синтеза, индукции и дедукции. Сочетание исторического и логического, экономико-математическое моделирование, экономический эксперимент. Познание, конструирование и использование системы экономических законов и категорий как метод экономического анализа. Экономическая политика. Тема 2. Исходные категории общественного производства. Значение производства в жизни общества. Естественные и социальные условия жизни. Теория среды хозяйствования. Проблема ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. Благо, продукт, услуга. Классификация потребностей. Виды ресурсов. Кривая производственных возможностей. Простые моменты процесса труда. Производительные силы и производственные отношения. Кооперация, специализация, разделение труда. Основные факторы производства: труд, капитал, земля, предпринимательская способность (деятельность). Взаимозаменяемость факторов производства. Производительность и интенсивность труда. Зависимость роста производства от использования факторов производства. Производственная функция. Функция Кобба-Дугласа. Функция Леонтьева. Изокванта. Изокоста. Фактор времени. Цели и результаты производства. Общественный, необходимый, прибавочный и конечный продукты производства. Эффективность производства. Общественное производство. Воспроизводство. Стадии движения общественного продукта: производство, распределение, обмен и потребление благ. Модель кругооборота ресурсов, продуктов и дохода. Тема 3. Собственность как основа экономических систем. Типы экономических систем. Собственность как экономическая, юридическая и историческая категория. Содержание собственности. Римские права: владение, распоряжение, пользование. Законы собственности и законы присвоения. Экономическая теория ”прав собственности” Р. Коуза и А. Алчиана как система отношений между людьми по поводу их исключения из доступа к материальным и нематериальным ресурсам. Виды собственности. Объективная необходимость многообразия форм собственности. Соответствие форм собственности состоянию производительных сил. Частная и общественная собственность. Частная собственность как основа рыночной экономики. Частная трудовая и частная нетрудовая собственность граждан. Интеллектуальная собственность. Процесс интернационализации отношений собственности. Собственность совместных предприятий. Экономические формы реализации собственности. Проблема разгосударствления и приватизации. Основные способы разгосударствления. Реформа отношений собственности в России на переходном периоде и в современных условиях. Опыт зарубежных стран. Экономическая система общества и основные направления периодизации его социально-экономического развития. Критерии развития экономических систем. Формационный подход. Пять способов производства. Цивилизационный подход: типы цивилизаций, их сходство и различия. Теории смены цивилизаций. Аграрная, индустриальная постиндустриальная , информационная сетевая экономика. Эволюция экономических систем. Развитая, развивающаяся, переходная, дефицитная, социально-ориентированная, корпоративная, смешанная рыночная экономика. Традиционная, командная, рыночная, смешанная экономики. Тема 4. Товарное хозяйство. Теории товара, стоимости, денег. Основные формы общественного хозяйства и их модели. Присваивающее и производящее хозяйство. Натуральное хозяйство, его черты и особенности. Отношения личной зависимости. Товарное хозяйство: причины и условия возникновения, основные черты. Становление отношений вещной зависимости. Простое и капиталистическое товарное производство. Отделение труда от собственности. Превращение рабочей силы в товар. Экономическая теория человека в рыночной экономике. Концепция ”экономического человека” А. Смита. Концепция человеческой природы Дж. Бентама. Маржиналисты о человеке в рыночной экономике. Теории К. Маркса, А. Маршалла, немецкой исторической школы. Концепция В.И. Вернадского. Товар. Свойства товара: стоимость и потребительная стоимость. Субъективистский и объективистский подходы к анализу стоимости. Трудовая теория стоимости А.Смита, Д.Рикардо. Учение К.Маркса о двойственном характере труда, воплощенном в товаре. Современные теории свойств товара и стоимости. Теория предельной полезности. Стоимость, ценность, полезность в маржинальном анализе. Взаимообусловленность теории издержек и теории полезности. . Развитие формы стоимости и появление денег. Сущность денег. Функции денег. Эволюция форм денег: товаро-деньги, металлические, бумажные, кредитные, электронные деньги. Законы денежного обращения. Эволюция денежных систем. Денежные реформы. Демонетизация. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |