Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Какой философский подход выражен в нижеследующем высказывании Г.Галилея?

«Думая о материи, ... я не чувствую разумной необходимости в том, чтобы она была белой или красной, горькой или сладкой, звучащей или беззвучной, обладала приятным или неприятным запахом. Эти определения не существенны для нее. Так что если бы нашими путеводителями не были чувства, такие мысли и представления никогда бы у нас не появились. Следовательно, я уверен, что эти вкусы, запахи, цвета и т. д. являются по отношению к вещам не чем иным, как только пустыми именами и имеют своим источником только наши чувства. С устранением живого существа были бы устранены и уничтожены все эти качества. ... Чувства щекотки имеют своим источником нас, а не перышко; если устранить одушевленное или чувственное тело, то это чувство является ничем другим, как только чистым названием. Я уверен, что такой именно вид существования... имеют и другие качества, которые приписываются телам природы, как, например, вкус, запах, цвет и т.д.

Никогда я не стану от внешних тел требовать что-либо иное, чем величина, фигуры, количество и более или менее быстрые движения, для того, чтобы объяснить возникновение ощущения вкуса, запаха и звука; я думаю, если бы мы устранили уши, языки, носы, то остались бы только фигуры, число и движение».

 

1.13 . В истории философии можно встретить множество попыток определения материи. Сравните предложенные ниже варианты и ответьте на вопросы.

а) Дж.-Ст. Милль: «Материя есть постоянная возможность ощущений».

б) В. И. Ленин: «Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

 

Вопросы:

- Сформулируйте отличия ленинского определения материи от того, которое дает английский логик и философ Милль.

- Сопоставьте ленинское определение материи с высказыванием Дж. Беркли: "Существовать - значит быть воспринимаемым"

- Можно ли заменить понятие "материя" понятием "реальность", а материализм - реализмом?

- Можно ли поставить знак равенства между понятием "материя" и "вещество", если нет, то почему?

- Соответствуют ли диалектико-материалистическому подходу утверждения: "Все вещи состоят из материи" и "Вся материя состоит из вещей".

 

Вам предложены пять распространенных определений материи. Сравните их, помня о том, что определение, данное В.И. Лениным, является классическим. Как вы считаете, почему, используя правую вертикальную часть таблицы.

 

1.15 Признание существования материального и идеального является изначальным в истории философии. Обратившись к данным таблицы и, используя дополнительный учебный материал по истории философии, приведите примеры – цитаты из работ различных мыслителей, подтверждающих варианты истолкования. Почему вопрос о соотношении материального и идеального является основным и актуальным до сегодняшнего дня? Может ли идеальное иметь материальную основу, а материальное – идеальную? Ответ поясните.

 

1.16 Как вы оцениваете эти два взаимоисключающие высказывания:

«... все духовное лучше какого бы то ни было продукта природы». Гегель Г. В. Ф. — Соч. — Т. XII. — М.; Л., 1938. — С. 31

«Природа в ее простой истине является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа».

Цит. по: Кузнецов Б. Г. А. Эйнштейн. — М., 1963. — С. 117.

 

1.17 Одной из важнейших и труднейших проблем философского знания является проблема движения и связи материи и движения. Древнегреческий философ Гераклит учил: все в мире находится в непрерывном процессе изменения и превращения в другое, «все течет», «солнце - не только новое каждый день, но вечно и непрерывно новое», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды, и нельзя застигнуть смертную природу в одном и том же состоянии...».

Вопросы:

а) Подумайте, какие затруднения возникают в обосновании научного знания в связи с такой картиной действительности?

б) Кто из античных мыслителей и как попытался сформулировать эти затруднения?

 

1.18 Аристотель выделял четыре рода изменений: возникновение и уничтожение в непосредственном смысле, изменение по количеству - рост и убыль, изменение состояния - качественное превращение, изменение места - пространственное движение.

 

Вопросы:

а) Возможны ли все эти виды изменений в картине мира материалистов XVII-XVII веков?

б) Оцените классификацию Аристотеля с современной точки зрения.

 

1.19 Сопоставьте два представления о движении, найдите общее и различное:

а) «Ничего не происходит сразу и одно из моих основных и достоверных положений - это, то, что природа никогда не делает скачков. Я назвал его законом непрерывности.. Значение этого закона в физике очень велико: в силу этого закона всякий переход от малого к большому и наоборот совершается через промежуточные величины...» Лейбниц Г.В. Соч.:В 4-х т. М., 1983.-Т.2. - С. 56.

«Время-порядок следования событий, пространство-порядок расположения вещей: "Если бы время являлось чем-то вне временных вещей, тогда, конечно, было бы невозможно найти основание для того, почему вещи - при предположении сохранения их последовательности - должны быть поставлены в такие, нежели в другие мгновения. Но как раз это показывает, что мгновения в отрыве от вещей ничто и они имеют свое существование только в последовательном порядке самих вещей».

Лейбниц Г.В. Переписка с Кларком //Соч., - М., 1982. - T.I.

б) «В природе не бывает скачков, и обыденное представление, когда оно хочет постичь некоторые возникновение или прохождение, полегает..., что постигнет их представляя их себе какпостепенное происхождение или исчезновение...

Представление о постепенности возникновения исходит изпред-

или изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как-то, день, месяц, год».

Ньютон И. Математические начала натуральной философии. – С - Петербург, 1989. - С. 30.

 

1.20 Познакомьтесь с суждением Ф Энгельса и ответьте на вопросы:

«Когда мы подвергаем мысленному рассмотрению природу или историю человечества или нашу духовную деятельность, - пишет Ф. Энгельс, - то перед нами сперва возникает картина бесконечного сплетения связей и взаимодействий, в которой ничто не остается неподвижным и неизменным, а все движется, изменяется, возникает и исчезает. Таким образом, мы сперва видим общую картину, в которой частности пока... отступают на задний план, мы больше обращаем внимание на движение, на переходы и связи, чем на то, что именно движется, переходит, находится в связи. Этот первоначальный, наивный, но по сути дела правильный взгляд на мир был присущ древнегреческой философии...»

Вопросы:

а) Как понимали движение древнегреческие философы-материалисты?

б) Почему они не разделяли строго движение и то, что движется?

в) Почему их не интересовала проблема источника движения?

г) Когда и почему стали разделять движение и то, что движется?

д) Кто из греческих философов впервые указал на теоретические трудности описания движения? В чем состояли эти трудности?

е) Кто впервые для характеристики движения ввел время?

 

1.21 Августин Блаженный пытается преодолеть антиномию времени утверждением, что нет ни прошлого, ни будущего и неправильно (а лучше сказать, неточно) говорить о существовании трех времен - прошлого, настоящего и будущего. Правильнее было бы говорить так: «Есть три времени - настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего». Эти три времени, по мысли Августина, существуют только в человеческой душе и нигде в другом месте. Настоящее прошедшего - это память настоящее настоящего - непосредственное восприятие, настоящее будущего - ожидание.

 

Задания:

а) Основываясь на высказывании средневекового философа Августина Блаженного, попытайтесь сформулировать суть антиномии времени.

б) Прокомментируйте мысли философа. Обоснуйте свое согласие или несогласие с его позицией.

 

1.22 Сравните три понимания пространства и времени, найдите общее и отличное, ответьте на вопросы:

а) «Я не мог себе представить, что по устранению тела из занимаемо­го места остается одно место, чуждое всякого материального содержания - и земли, иводы, и воздуха, и тверди небесной, для коей мысли совершенно не существовало беспредметное или пустое пространство»

Августин. Исповедь Ч. I. - Киев, 1998 - С. 482.

б) «Абсолютное пространство по самой своей сущности, безотносительно к чему-либо внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным. Относительное пространство есть его мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется нашими чувствами по положению относительно некоторых тел ...

Абсолютное, истинное математическое время само по себе и по самой своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему протекает равномерно и иначе называется длительность.

Относительное, кажущееся иди обыденное время есть его точная, иди изменчивая, постигаемая чувствами, внешняя, совершаемая при посредстве какого-либо движения мера продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного математического времени, как-то, день, месяц, год».

Ньютон И. Математические начала натуральной философии. С. - Петербург, 1989. - С. 30.

в) «Время-порядок следования событий, пространство-порядок расположения вещей: "Если бы время являлось чем-то вне временных вещей, тогда, конечно, было бы невозможно найти основание для того, почему вещи - при предположении сохранения их последовательности - должны быть поставлены в такие, нежели в другие мгновения. Но как раз это показывает, что мгновения в отрыве от вещей ничто и они имеют свое существование только в последовательном порядке самих вещей».

Лейбниц Г,В, Переписка с Кларком // Соч., - М., 1982, - Т. I. - С. 442/.

Вопросы:

а) В чём состоит основное противоречие в понимании пространства и времени?

б) Различаются ли концепции Августине и Лейбница?

в)С какой целью И.Ньютон вводит понятия абсолютного пространства и абсолютного времени?

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...