Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Система экономического районирования
Улучшение территориальной организации производства в России с ее обширными пространствами, исключительно разнообразными и богатыми природными условиями и ресурсами, с возросшими масштабами и сложностью хозяйства вызывает объективную необходимость как крупного, так и дробного экономического районирования. Практическое использование на современном этапе получила трехзвенная таксономияэкономических районов. 1. Крупные экономические районы (макрорегионы) – в виде групп республик, краев и областей. В России образовались следующие 11 крупных экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный (Калининградская область как эксклав считается двенадцатым экономичсеким районом). Крупные экономические районы-макрорегионы - отличаются масштабами производства и ресурсов, широкой комплексностью хозяйства и высокой степенью его специализации. В каждом экономическом районе тесно сочетаются отрасли базовых, ведущих и потребительских межотраслевых комплексов. Макрорегионы с большим ресурсным потенциалом имеют более благоприятные условия для повышения финансовой самодостаточности. Разработка территориальных планов, прогнозные и предплановые расчеты по размещению предприятий, обоснованию региональной специализации и межотраслевых связей, сближению уровней развития хозяйства давно проводятся с использованием сетки этих районов. По ним целесообразно прогнозировать в территориальном разрезе интенсификацию производства, рекомендовать приоритеты технического перевооружения и реконструкции, ресурсосбережения и охраны природы, дислокацию производственных и научно-производственных комплексов и их групп. Можно говорить о том, что макрорегионы выделяют для долгосрочного территориального социально-экономоческого планирования и прогнозирования.
2. Среднемасштабные экономические и административные районы (мезорегионы). К ним относятся все республики в составе России, административные края и области (без а.о.), автономная область и города федерального значения; их-79. В экономическом отношении они также являются специализированными комплексами, но с более ограниченными составом отраслей (производств) и хозяйственными связями. В практике территориального планирования нередко выделяют экономические подрайоны макрорегионов (небольшие группы республик, краев, областей), представляющие собой внутрирайонные хозяйственные зоны, характеризующиеся единством специализации и тесными производственными связями. Подрайонами мезорегионов являются 10 автономных округов. 3. Низовые экономические и административные районы (микрорегионы) – города, городские и сельские административные районы, сельсоветы и т.д.; всего их – около 27 тыс., в том числе городов – 1087, районов 1868. Они представляют собой первичные территориальные звенья в таксономии экономического районирования. В их основе – начальные специализированные территориально – производственные комплексы. Можно говорить о том, что субъекты РФ выделяют для оперативного регулирования регионального развития.
Важная особенность единиц административно-территориального устройства – наличие в них государственных (мезорегионы) и местных – муниципальных и сельских (микрорегионы) органов, осуществляющих функцию управления (регулирования) хозяйственным, социальным и культурным развитием. Для координации и контроля регионального развития выделяют также Федеральные округа. В настоящий момент их 7: Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.
Характерные черты экономических регионов: 1. В каждом регионе формируется экономический центр, вокруг которого складывается производственная общность поселений, связанных с центром тесными хозяйственными связями; (целостность, комплексность) Одним из основных признаков регионального определения выступает целостность. Она означаетвполне рациональное использование природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями и образом жизни.
Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция - специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов. Показателями комплексности регионального хозяйства могут быть: процент продукции внутри регионального производства, потребляемый в самом регионе; удельный вес продукции межотраслевого применения; степень использования региональных ресурсов. Комплексность и целостность служат предпосылками относительного обособления регионов в рамках национального хозяйства. Они проявляются в том, что часть воспроизводственных связей ограничивается данной территорией и на этой основе образуется относительная самостоятельность. 2. Любой регион имеет относительную экономическую самостоятельность; Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально – экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования. 3. Каждый регион специфичен (отличается народнохозяйственной специализацией, уровнем своего экономического развития, социальной инфраструктурой). Для определения региональной специализации, по мнению регионоведов, наиболее существенными показателями являются: · Индекс уровня специализации региона по отраслям (отношение удельного веса региона в Российской Федерации по производству продукции данной отрасли к удельному весу региона в стране по всей промышленности и сельскому хозяйству); · Индекс эффективности специализации (отношение объема производства на единицу издержек в регионе к такому же показателю по России); · Общий индекс специализации (произведение предыдущих частных индексов). 4. Управляемость, непосредственно связанная с административно-территориальным делением страны. И здесь важно подчеркнуть, что управляемости в определенной степени способствует целостность региона, ибо административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, а также многообразие связей - торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают определенной пространственной и временной устойчивостью. 5. Регион- открытая народно-хозяйственная система (не способен самостоятельно поддерживать необходимые темпы и пропорции воспроизводства). Раздел 5. Региональные особенности хозяйства Классификация регионов
Для эффективного управления экономикой регионов выделяются разнообразные типы регионов. 1. По свойствам, связанным с географическим положением: - приморские (например, Калининградская область, Приморский край, Мурманская область и др.); -приграничные (Псковская область, Краснодарский край, Хабаровский край); -внутренние (Свердловская область, Томская область, Мордовия);
2. По выполняемым функциям: -столичные (Москва, Санкт – Петербург); -рекреационные (Черноморское побережье Краснодарского края);
3. По уровню урбанизации: -высоко урбанизированные (Тульская, Московская, Нижегородская); -со среднем уровнем урбанизации (Курская область, Краснодарский край); -с преобладанием сельского населения (Дагестан, Калмыкия);
4. По уровню и типу хозяйственного развития: -индустриальные (Нижегородская, свердловская область); -индустриально – аграрные (Волгоградская, Липецкая); -аграрно – индустриальные (Чувашия, Курганская область); -аграрные ( Калмыкия, Тува);
5. По вопросам и стадиям хозяйственного освоения: -старопромышленные (Тульская область); -вторичного индустриального освоения (Белгородская); -нового освоения (Иркутская область); -пионерного освоения (Ямало-Ненецкий АО);
6. По разнообразию отраслей специализации: -моноотраслевые (Камчатская область, Ханты – мансийский АО); -с несколькими отраслями специализации (Камеровская область); -многоотраслевые (Самарская область);
7. По стадиям промышленного освоения: -ресурсные (Коми); -базовых отраслей (Вологодская область); -обрабатывающих отраслей (Ивановская область и др.)
8. Социально-экономическая группировка регионов РФ (Центр экономической конюктуры при Правительстве РФ) -регионы-доноры; -территории, производящие наибольший объем (долю) промышленной продукции в стране; -территории, формирующие основную долю налоговых поступлений в бюджетную систему стране; -территории с максимальным объемом инвестиций; -крупнейшие территории (с максимальной численностью постоянного населения); -территории с высокой демографической нагрузкой (отношение численности населения в нетрудоспособном возрасте к численности населения в трудоспособном возрасте); -территории с максимальным уровнем регистрируемой безработицы; -территории с низкой покупательской способностью заработной платы; -регионы крайнего севера и приравненные к ним местности; -основные угледобывающие регионы. 9. По уровню экномичсекого развития: - высокоразвитые опорные регионы (Москва, Санкт-Петербург, Ярославская обл.); - развивающиеся; - слабо развитые. 10. По текущему состоянию экономики: - кризисные; - депрессивные.
Итак, Типы регионов, в которых есть особенности по управлению экономикой: -развитые регионы -депрессивные регионы -слаборазвитые регионы -слабые регионы -особые регионы -регионы нового освоения 1. Развитые регионы Старопромышленные регионы, с высоким докризисным уровнем индустриального развития (Москва, СПб, Нижегородская область). Регионы располагающие большими континентами квалифицированных рабочих, крупными промышленно-производственными фондами, сетью НИИ. Региональное управление государственной политики должна быть направлена на развитие экономической активности, обеспечение большой свободы и конкуренции товаропроизводителей. Механизм управления развитие акционерных форм при ограничении прямой государственной финансовой поддержки. 2. Депрессивные регионы Высокий уровень экономического потенциала, высокая квалификация трудовых ресурсов. Но, в связи с изменением экономических условий может быть низкая конкурентоспособность предприятий, нарушение экономических связей, переориентация стратегического курса развития. Глубокий спад производства (Псковская область, владимирская область). Государственная политики – укрепление устойчивости на основе межбюджетных отношений, упорядочение финансовой помощи, закрепления постоянных источников бюджета, приватизация. Механическое управление – льготные кредиты, реализация целевых программ, повышенные нормы амортизации, страхование инвестиционных рисков. 3. Слаборазвитые регионы Низкие параметры хозяйственной деятельности, слабая экономика, низкий уровень производственной базы, низкий уровень жизни (12 республик – Мордовия, Ингушетия, Дагестан) Региональная политика должна быть направлена на ускоренный экономический и социальный подъем. Механические управления – инвестиция из федеральных источников на новое строительство в сфере промышленности, быстроокупаемые проекты, в создании инфраструктуры, стимулирование частных инвестиций, жесткое государственное регулирование экономики.
4. Особые регионы Новые приграничные районы 17в., экстремальные регионы, территория после экологических и техногенных катастроф. Государственная политика – распространение государственного формирования экономической деятельности, повышение государственной поддержки, административно-правовое регулирование. 5. Регионы нового освоения Обладают огромными природно-ресурсным потенциалом, низкий уровень развития предприятий, слабо населены. Государственная политика основана на государственной поддержке и создания условий для предпринимательской деятельности.
Активная региональная в отношении бедствующих территорий должна предусматривать их ускоренный экономический и социальный подъем. Она заключается в реализации комплекса мер государственной поддержки, направленной преимущественно на осуществление некапиталоемких, быстро окупаемых проектов и программ, уменьшение бюджетной дотационности и сокращение разрыва в уровнях экономического и социального развития со средним по стране. Для экономически отсталых регионов актуальны задачи предотвращения обнищания населения и минимизации отрицательных последствий безработицы, противодействия тенденции ухудшения демографической ситуации и острым проявлениям депопуляции населения, экономического и социального возрождения сельских населенных пунктов. Основными путями решения этих проблем являются осуществление централизованных инвестиций из федеральных источников на новое строительство, главным образом в сфере промышленности, инфраструктуры (производственной, общехозяйственной и социальной), а так же стимулирование частных капиталовложений в отдельные сектора экономики (включая АПК)посредством льготных кредитов и налогов и т.д. Для регионов с крайне низким уровнем бюджетной обеспеченности разрабатываются программы по созданию льготного режима бюджетных взаимоотношений. Слаборазвитые регионы требуют усиление механизмов государственного регулирования экономики. Кризисные регионы представляют серьезную угрозу экономической и национальной безопасности страны (по состоянию уровня жизни, научно-технического потенциала, финансов, правопорядка и т. д.). Исследования СОПС и Института экономики УРО РАН выявили типологию и диагностику регионов по этой проблеме. В преодолении крупномасштабных деструктивных явлений и тенденций в катастрофичных районах, приобретающих межрегиональный характер, наиболее велика роль государственной поддержки, а расходы на проведение необходимых мероприятий финансируется главным образом из федеральных источников. В случаях, когда кризисная ситуация имеет местное значение, для ее изживания должны использоваться реальные возможности территориального бюджета и соответствующих внебюджетных фондов. Главное регулирующее воздействие в чрезвычайных ситуациях оказывают механизмы административно-правового регулирования. Для кризисных (депрессивных) районов: · Выделение государственных отечественных и иностранных инвестиций и субвенций в рамках федеральных и региональных программ; · Использование средств специальных бюджетных и внебюджетных региональных фондов; · Использование льготных региональных нормативов налоговых отчислений (по налогу на прибыль, НДС и другие) с целью увеличения финансовой базы бюджетов проблемных или приоритетных регионов; · Привлечения частного отечественного и иностранного капитала, а также средств специальных фондов для решения крупных региональных экономических проблем; · Депрессивные регионы оптимально сочтены государственной поддержкой и активизированы частным предприятием.
В качестве одной из главных установок региональной политики выступает укрепление финансовой устойчивости на основе бюджетного федерализма, урегулирования взаимоотношений с центром (упорядочение федеральной финансовой помощи-трансфертов, усиление роли закрепленных источников поступления налогов и т.д.), а также приватизации государственной собственности по реальной рыночной стоимости и проведения целесообразного оздоровления (санации)убыточных предприятий в ходе процедуры банкротства. Весьма актуальны в депрессивных регионах поощрение роста частных инвестиций в экономику с вовлечением их преимущественно в наиболее конкурентные проекты – базовые звенья структурных преобразований. Регионализация реформы требует содействия развитию институциональных (организационно-рыночных)структур и инфраструктуры рынка. Предполагается активное участие федеральных органов власти в регулировании занятости в районах концентрации отраслей естественных монополий (энергетика, связь, железнодорожный транспорт) и ВПК, контроле за ходом приватизации ( акционирования),а также процессах реорганизации убыточных предприятий (банкротств) в центрах высокой социальной напряженности. Первостепенного внимания требуют предприятия и организации, являющиеся основной жизнедеятельности малых и средних городов, отдаленных и изолированных территорий (закрытые города). Основными инструментами государственной поддержки депрессивных регионов могут стать: льготные кредиты из централизованных источников или компенсация части процентной ставки по кредитам коммерческих банков при реализации эффективных проектов и программ: введение поощрительных выплат предприятиям за создание новых рабочих мест; использование повышенных ставок амортизационных отчислений по активной части основных фондов; страхование за счет федеральных источников коммерческих рисков при осуществлении инвестиционных проектов и др.
Для старопромышленных районов: · Освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий, конверсию военного производства и НИОКР; · Введение льготной системы амортизационных отчислений; · Субсидирование расходов на переподготовку работников, высвобождаемых в результате рационализации производства, перепрофилирования предприятий и объявления части из них банкротами; · Предоставление налоговых льгот и страховых гарантий иностранным инвесторам, содействующим крупным структурным и технологическим изменениям; · Выделение льготных государственных и коммерческих кредитов; · Внедрение конкурсной контрактной системы; · Реализация комплекса экономических стимулирующих мер по поддержке приоритетных направлений предпринимательства.
Стратегические промышленные регионы-главное звено регионов «особо важного стратегического значения», выделенных основными положениями региональной политики. Посредством их в первую очередь обеспечиваются геополитические, военно-стратегические интересы, безопасность и обороноспособность страны, поддержание на должном уровне ее военно-экономического потенциала в целях сохранения территориальной целостности и независимости государства. Сюда относятся крупные центры (в том числе закрытые) и районы ВПК, энергетики, металлургии, химии и ряда отраслей машиностроения, а по уровню и состоянию экономики- многие опорные и депрессивные ныне регионы (Москва, Московская, Нижегородская, Самарская, Свердловская, Тюменская, Омская, и другие области, Алтайский, Красноярский и другие края, Татарстан, Удмуртия и другие республики). Государство прямыми и косвенными методами регулирования(целевые программы, налоговые льготы и др.) должно всемерно укреплять экономику районов и центров военно-промышленного значения. Государственная региональная политика в опорных регионах должна быть направлена на обеспечение наибольшей свободы и конкуренции товаропроизводителей, всемерной активизации экономической деятельности с учетом имеющихся здесь благоприятных предпосылок. Это предполагает массовое привлечение капитала в производственную сферу, прежде всего в современные отрасли обрабатывающей промышленности с высокими технологиями. Развитые регионы призваны быть лидерами активных структурных преобразований на принципах экономики постиндустриального типа, формирование наукоемких, высокопроизводительных и ресурсосберегающих, а также экспортных и импортозамещающих производств, сервисных видов услуг. Среди механизмов регулирования социально-экономического развития опорных регионов важнейшая роль отводится широкому использованию потенциала частнопредпринимательских, особенно коллективной (акционерной), форм рыночного хозяйствования при ограничении прямой государственной финансовой и материальной помощи. Государство призвано посредством налоговой и кредитной политики поощрять акционерные бизнес. В то же время государственные хозяйственные структуры, включая казенные заводы, должны встать на путь национальной коммерциализации своей деятельности. Отлаженные кредитные и налоговые инструменты в этих регионах, как нигде, могут стать важнейшими рычагами хозяйственно – предпринимательской активности. Вместе с тем поощрение иностранных инвестиций должно строиться в основном на принципе внедрения проектов «ноу-хау», самых современных технологий.
Экстремальные регионы Для них важное значение сохраняют выборочный характер хозяйственного освоения, ограничение перерабатывающих производств и сети населенных пунктов, надлежащее развитие производственной и социальной инфраструктуры, особенно транспорта и энергетики. Актуальны активизация традиционных промыслов малочисленных народов Севера, общее сокращение численности занятых и замещение их техническими средствами, распространение экспедиционного (вахтового) метода организации труда. Указанные направления рационального хозяйствования должны опираться на преимущественное распространение государственных форм экономической деятельности (госкомпании, госконтракты и т.д.) систему обоснованных районных коэффициентов заработной платы, смягчение налогового пресса (в ряде случаев полное освобождение от налогов), на всемерное стимулирование организации бесперебойного продовольственного и материально-технического снабжения в навигационный период. На первом этапе упор делается на снижение демографической нагрузки, смягчение проблемы занятости, а на втором этапе – на повышении эффективности использования трудового потенциала. Решающую, о существу единоличию, роль в хозяйствовании призваны играть организационные формы и структуры государственной поддержки, прежде всего усовершенствованная система трансфертов.
Для регионов, находящихся в экстремальной ситуации: · Предоставление права предприятиям свободно реализовывать на мировом рынке определенную долю продукции (нефти, газа, золота, алмазов); · Привлечение целевых кредитов иностранных банков в газовую промышленность Тюменского Севера; · Формирование тыловых сельскохозяйственных баз для обеспечения продовольствие зоны Севера; · Увеличение доли валютной выручки, оставляемой в регионах (Дагестан, Кабардино-Балкария, Марий-Эл, Чувашия, Карелия, регионы Дальнего Востока)для обеспечения населения продовольствием, медикаментами, поддержки малоимущих слоев населения; · Использование специальных региональных фондов и федеральных программ развития регионов; · Механизм гарантий от политических рисков в форме залога в районах с нестабильной ситуацией; · Санкции против районов, прекративших перечислять средства в республиканский бюджет РФ (прекращение финансирования всех федеральных расходов на территории, прекращение таможенного оформления всех внешнеторговых грузов, отзыв ранее выданных квот и лицензий на вывоз стратегических видов сырья, прекращение выдачи централизованных кредитов), окажут негативное воздействие на предпринимательскую деятельность в регионах;
Говоря об собенностях регионального развития, целесообразно рассмотреть также типологию социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, используемую Министерством регионального развития РФ (таблица 5.1.). Таблица 5.1. Типология социально-экономического развития субъектов Российской Федерации
Особого внимания заслуживает харакеристика региональных особенностей хозяйства семи федеральных округов, приведенная в проекте концепции длгосрочного социально-экономического развития Минэкономразвития РФ: Центральный федеральный округ Центральный федеральный округ значительно превосходит другие федеральные округа страны по объему суммарного валового регионального продукта, стоимости основных промышленно-производственных фондов, численности промышленно-производственного персонала, научно-техническому потенциалу, развитости производственной и социальной инфраструктуры. В настоящее время на округ приходится около 28% численности занятых в экономике страны (1 место по Российской Федерации), свыше 35% от общего объема валового регионального продукта. В структуре ВРП в 2005 г. в ЦФО около 50% приходилось на торговлю и обрабатывающие производства. В округе сформировался многоотраслевой хозяйственный комплекс, в котором ведущую роль играют отрасли обрабатывающей промышленности. На округ приходится около 30% (1 место по стране) от общего объема промышленного производства страны. В перспективе в структуре промышленности ведущую роль по-прежнему будут занимать обрабатывающие производства. На Центральный федеральный округ приходится около 30-35% оборота розничной торговли и объема платных услуг при ведущей роли Московской агломерации, характеризующейся высоким уровнем жизни и высоким потребительским спросом. Динамика демографической ситуации в округе неблагоприятна, как и в целом по стране. При этом по численности населения и качественному потенциалу округ значительно превосходит другие округа. Все регионы округа характеризуются высоким миграционным притоком (за исключением Тамбовской области), что связано с дефицитом рабочей силы в большинстве растущих отраслей экономики, таких как сфера услуг, промышленность, строительство, транспорт.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |