Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Система экономического районирования

 

Улучшение территориальной организации производства в России с ее обширными пространствами, исключительно разнообразными и богатыми природными условиями и ресурсами, с возросшими масштабами и сложностью хозяйства вызывает объективную необходимость как крупного, так и дробного экономического районирования.

Практическое использование на современном этапе получила трехзвенная таксономияэкономических районов.

1. Крупные экономические районы (макрорегионы) в виде групп республик, краев и областей. В России образовались следующие 11 крупных экономических районов: Северный, Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный (Калининградская область как эксклав считается двенадцатым экономичсеким районом).

Крупные экономические районы-макрорегионы - отличаются масштабами производства и ресурсов, широкой комплексностью хозяйства и высокой степенью его специализации.

В каждом экономическом районе тесно сочетаются отрасли базовых, ведущих и потребительских межотраслевых комплексов. Макрорегионы с большим ресурсным потенциалом имеют более благоприятные условия для повышения финансовой самодостаточности.

Разработка территориальных планов, прогнозные и предплановые расчеты по размещению предприятий, обоснованию региональной специализации и межотраслевых связей, сближению уровней развития хозяйства давно проводятся с использованием сетки этих районов. По ним целесообразно прогнозировать в территориальном разрезе интенсификацию производства, рекомендовать приоритеты технического перевооружения и реконструкции, ресурсосбережения и охраны природы, дислокацию производственных и научно-производственных комплексов и их групп.

Можно говорить о том, что макрорегионы выделяют для долгосрочного территориального социально-экономоческого планирования и прогнозирования.

 

2. Среднемасштабные экономические и административные районы (мезорегионы). К ним относятся все республики в составе России, административные края и области (без а.о.), автономная область и города федерального значения; их-79. В экономическом отношении они также являются специализированными комплексами, но с более ограниченными составом отраслей (производств) и хозяйственными связями. В практике территориального планирования нередко выделяют экономические подрайоны макрорегионов (небольшие группы республик, краев, областей), представляющие собой внутрирайонные хозяйственные зоны, характеризующиеся единством специализации и тесными производственными связями. Подрайонами мезорегионов являются 10 автономных округов.

3. Низовые экономические и административные районы (микрорегионы) – города, городские и сельские административные районы, сельсоветы и т.д.; всего их – около 27 тыс., в том числе городов – 1087, районов 1868. Они представляют собой первичные территориальные звенья в таксономии экономического районирования. В их основе – начальные специализированные территориально – производственные комплексы.

Можно говорить о том, что субъекты РФ выделяют для оперативного регулирования регионального развития.

 

Важная особенность единиц административно-территориального устройства – наличие в них государственных (мезорегионы) и местных – муниципальных и сельских (микрорегионы) органов, осуществляющих функцию управления (регулирования) хозяйственным, социальным и культурным развитием.

Для координации и контроля регионального развития выделяют также Федеральные округа. В настоящий момент их 7: Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный.

 

Характерные черты экономических регионов:

1. В каждом регионе формируется экономический центр, вокруг которого складывается производственная общность поселений, связанных с центром тесными хозяйственными связями; (целостность, комплексность)

Одним из основных признаков регионального определения выступает целостность. Она означаетвполне рациональное использование природно-ресурсного потенциала региона, пропорциональное сочетание различных отраслей, формирование устойчивых внутрирегиональных и межрегиональных производственных и технологических связей, наличие особого сообщества людей с определенными традициями и образом жизни.

 

Комплексность хозяйства региона означает сбалансированность, пропорциональное согласованное развитие производительных сил региона. Это такая взаимосвязь между элементами хозяйства, когда эффективно выполняется основная народнохозяйственная функция - специализация региона, не наблюдается значительных внутрирегиональных диспропорций и сохраняется способность региона осуществлять в своих пределах расширенное воспроизводство на основе имеющихся ресурсов.

Показателями комплексности регионального хозяйства могут быть: процент продукции внутри регионального производства, потребляемый в самом регионе; удельный вес продукции межотраслевого применения; степень использования региональных ресурсов. Комплексность и целостность служат предпосылками относительного обособления регионов в рамках национального хозяйства. Они проявляются в том, что часть воспроизводственных связей ограничивается данной территорией и на этой основе образуется относительная самостоятельность.

2. Любой регион имеет относительную экономическую самостоятельность;

Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально – экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.

3. Каждый регион специфичен (отличается народнохозяйственной специализацией, уровнем своего экономического развития, социальной инфраструктурой).

Для определения региональной специализации, по мнению регионоведов, наиболее существенными показателями являются:

· Индекс уровня специализации региона по отраслям (отношение удельного веса региона в Российской Федерации по производству продукции данной отрасли к удельному весу региона в стране по всей промышленности и сельскому хозяйству);

· Индекс эффективности специализации (отношение объема производства на единицу издержек в регионе к такому же показателю по России);

· Общий индекс специализации (произведение предыдущих частных индексов).

4. Управляемость, непосредственно связанная с административно-территориальным делением страны. И здесь важно подчеркнуть, что управляемости в определенной степени способствует целостность региона, ибо административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, а также многообразие связей - торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают определенной пространственной и временной устойчивостью.

5. Регион- открытая народно-хозяйственная система (не способен самостоятельно поддерживать необходимые темпы и пропорции воспроизводства).

Раздел 5. Региональные особенности хозяйства

Классификация регионов

 

Для эффективного управления экономикой регионов выделяются разнообразные типы регионов.

1. По свойствам, связанным с географическим положением:

- приморские (например, Калининградская область, Приморский край, Мурманская область и др.);

-приграничные (Псковская область, Краснодарский край, Хабаровский край);

-внутренние (Свердловская область, Томская область, Мордовия);

 

2. По выполняемым функциям:

-столичные (Москва, Санкт – Петербург);

-рекреационные (Черноморское побережье Краснодарского края);

 

3. По уровню урбанизации:

-высоко урбанизированные (Тульская, Московская, Нижегородская);

-со среднем уровнем урбанизации (Курская область, Краснодарский край);

-с преобладанием сельского населения (Дагестан, Калмыкия);

 

4. По уровню и типу хозяйственного развития:

-индустриальные (Нижегородская, свердловская область);

-индустриально – аграрные (Волгоградская, Липецкая);

-аграрно – индустриальные (Чувашия, Курганская область);

-аграрные ( Калмыкия, Тува);

 

5. По вопросам и стадиям хозяйственного освоения:

-старопромышленные (Тульская область);

-вторичного индустриального освоения (Белгородская);

-нового освоения (Иркутская область);

-пионерного освоения (Ямало-Ненецкий АО);

 

6. По разнообразию отраслей специализации:

-моноотраслевые (Камчатская область, Ханты – мансийский АО);

-с несколькими отраслями специализации (Камеровская область);

-многоотраслевые (Самарская область);

 

7. По стадиям промышленного освоения:

-ресурсные (Коми);

-базовых отраслей (Вологодская область);

-обрабатывающих отраслей (Ивановская область и др.)

 

8. Социально-экономическая группировка регионов РФ (Центр экономической конюктуры при Правительстве РФ)

-регионы-доноры;

-территории, производящие наибольший объем (долю) промышленной продукции в стране;

-территории, формирующие основную долю налоговых поступлений в бюджетную систему стране;

-территории с максимальным объемом инвестиций;

-крупнейшие территории (с максимальной численностью постоянного населения);

-территории с высокой демографической нагрузкой (отношение численности населения в нетрудоспособном возрасте к численности населения в трудоспособном возрасте);

-территории с максимальным уровнем регистрируемой безработицы;

-территории с низкой покупательской способностью заработной платы;

-регионы крайнего севера и приравненные к ним местности;

-основные угледобывающие регионы.

9. По уровню экномичсекого развития:

- высокоразвитые опорные регионы (Москва, Санкт-Петербург, Ярославская обл.);

- развивающиеся;

- слабо развитые.

10. По текущему состоянию экономики:

- кризисные;

- депрессивные.

 

Итак, Типы регионов, в которых есть особенности по управлению экономикой:

-развитые регионы

-депрессивные регионы

-слаборазвитые регионы

-слабые регионы

-особые регионы

-регионы нового освоения

1. Развитые регионы

Старопромышленные регионы, с высоким докризисным уровнем индустриального развития (Москва, СПб, Нижегородская область). Регионы располагающие большими континентами квалифицированных рабочих, крупными промышленно-производственными фондами, сетью НИИ.

Региональное управление государственной политики должна быть направлена на развитие экономической активности, обеспечение большой свободы и конкуренции товаропроизводителей. Механизм управления развитие акционерных форм при ограничении прямой государственной финансовой поддержки.

2. Депрессивные регионы

Высокий уровень экономического потенциала, высокая квалификация трудовых ресурсов. Но, в связи с изменением экономических условий может быть низкая конкурентоспособность предприятий, нарушение экономических связей, переориентация стратегического курса развития. Глубокий спад производства (Псковская область, владимирская область).

Государственная политики – укрепление устойчивости на основе межбюджетных отношений, упорядочение финансовой помощи, закрепления постоянных источников бюджета, приватизация.

Механическое управление – льготные кредиты, реализация целевых программ, повышенные нормы амортизации, страхование инвестиционных рисков.

3. Слаборазвитые регионы

Низкие параметры хозяйственной деятельности, слабая экономика, низкий уровень производственной базы, низкий уровень жизни (12 республик – Мордовия, Ингушетия, Дагестан)

Региональная политика должна быть направлена на ускоренный экономический и социальный подъем.

Механические управления – инвестиция из федеральных источников на новое строительство в сфере промышленности, быстроокупаемые проекты, в создании инфраструктуры, стимулирование частных инвестиций, жесткое государственное регулирование экономики.

 

4. Особые регионы

Новые приграничные районы 17в., экстремальные регионы, территория после экологических и техногенных катастроф. Государственная политика – распространение государственного формирования экономической деятельности, повышение государственной поддержки, административно-правовое регулирование.

5. Регионы нового освоения

Обладают огромными природно-ресурсным потенциалом, низкий уровень развития предприятий, слабо населены.

Государственная политика основана на государственной поддержке и создания условий для предпринимательской деятельности.

 

Активная региональная в отношении бедствующих территорий должна предусматривать их ускоренный экономический и социальный подъем. Она заключается в реализации комплекса мер государственной поддержки, направленной преимущественно на осуществление некапиталоемких, быстро окупаемых проектов и программ, уменьшение бюджетной дотационности и сокращение разрыва в уровнях экономического и социального развития со средним по стране.

Для экономически отсталых регионов актуальны задачи предотвращения обнищания населения и минимизации отрицательных последствий безработицы, противодействия тенденции ухудшения демографической ситуации и острым проявлениям депопуляции населения, экономического и социального возрождения сельских населенных пунктов.

Основными путями решения этих проблем являются осуществление централизованных инвестиций из федеральных источников на новое строительство, главным образом в сфере промышленности, инфраструктуры (производственной, общехозяйственной и социальной), а так же стимулирование частных капиталовложений в отдельные сектора экономики (включая АПК)посредством льготных кредитов и налогов и т.д. Для регионов с крайне низким уровнем бюджетной обеспеченности разрабатываются программы по созданию льготного режима бюджетных взаимоотношений.

Слаборазвитые регионы требуют усиление механизмов государственного регулирования экономики.

Кризисные регионы представляют серьезную угрозу экономической и национальной безопасности страны (по состоянию уровня жизни, научно-технического потенциала, финансов, правопорядка и т. д.). Исследования СОПС и Института экономики УРО РАН выявили типологию и диагностику регионов по этой проблеме.

В преодолении крупномасштабных деструктивных явлений и тенденций в катастрофичных районах, приобретающих межрегиональный характер, наиболее велика роль государственной поддержки, а расходы на проведение необходимых мероприятий финансируется главным образом из федеральных источников.

В случаях, когда кризисная ситуация имеет местное значение, для ее изживания должны использоваться реальные возможности территориального бюджета и соответствующих внебюджетных фондов.

Главное регулирующее воздействие в чрезвычайных ситуациях оказывают механизмы административно-правового регулирования.

Для кризисных (депрессивных) районов:

· Выделение государственных отечественных и иностранных инвестиций и субвенций в рамках федеральных и региональных программ;

· Использование средств специальных бюджетных и внебюджетных региональных фондов;

· Использование льготных региональных нормативов налоговых отчислений (по налогу на прибыль, НДС и другие) с целью увеличения финансовой базы бюджетов проблемных или приоритетных регионов;

· Привлечения частного отечественного и иностранного капитала, а также средств специальных фондов для решения крупных региональных экономических проблем;

· Депрессивные регионы оптимально сочтены государственной поддержкой и активизированы частным предприятием.

 

В качестве одной из главных установок региональной политики выступает укрепление финансовой устойчивости на основе бюджетного федерализма, урегулирования взаимоотношений с центром (упорядочение федеральной финансовой помощи-трансфертов, усиление роли закрепленных источников поступления налогов и т.д.), а также приватизации государственной собственности по реальной рыночной стоимости и проведения целесообразного оздоровления (санации)убыточных предприятий в ходе процедуры банкротства.

Весьма актуальны в депрессивных регионах поощрение роста частных инвестиций в экономику с вовлечением их преимущественно в наиболее конкурентные проекты – базовые звенья структурных преобразований. Регионализация реформы требует содействия развитию институциональных (организационно-рыночных)структур и инфраструктуры рынка.

Предполагается активное участие федеральных органов власти в регулировании занятости в районах концентрации отраслей естественных монополий (энергетика, связь, железнодорожный транспорт) и ВПК, контроле за ходом приватизации ( акционирования),а также процессах реорганизации убыточных предприятий (банкротств) в центрах высокой социальной напряженности.

Первостепенного внимания требуют предприятия и организации, являющиеся основной жизнедеятельности малых и средних городов, отдаленных и изолированных территорий (закрытые города).

Основными инструментами государственной поддержки депрессивных регионов могут стать: льготные кредиты из централизованных источников или компенсация части процентной ставки по кредитам коммерческих банков при реализации эффективных проектов и программ: введение поощрительных выплат предприятиям за создание новых рабочих мест; использование повышенных ставок амортизационных отчислений по активной части основных фондов; страхование за счет федеральных источников коммерческих рисков при осуществлении инвестиционных проектов и др.

 

Для старопромышленных районов:

· Освобождение от налогообложения части прибыли, направляемой на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий, конверсию военного производства и НИОКР;

· Введение льготной системы амортизационных отчислений;

· Субсидирование расходов на переподготовку работников, высвобождаемых в результате рационализации производства, перепрофилирования предприятий и объявления части из них банкротами;

· Предоставление налоговых льгот и страховых гарантий иностранным инвесторам, содействующим крупным структурным и технологическим изменениям;

· Выделение льготных государственных и коммерческих кредитов;

· Внедрение конкурсной контрактной системы;

· Реализация комплекса экономических стимулирующих мер по поддержке приоритетных направлений предпринимательства.

 

Стратегические промышленные регионы-главное звено регионов «особо важного стратегического значения», выделенных основными положениями региональной политики. Посредством их в первую очередь обеспечиваются геополитические, военно-стратегические интересы, безопасность и обороноспособность страны, поддержание на должном уровне ее военно-экономического потенциала в целях сохранения территориальной целостности и независимости государства.

Сюда относятся крупные центры (в том числе закрытые) и районы ВПК, энергетики, металлургии, химии и ряда отраслей машиностроения, а по уровню и состоянию экономики- многие опорные и депрессивные ныне регионы (Москва, Московская, Нижегородская, Самарская, Свердловская, Тюменская, Омская, и другие области, Алтайский, Красноярский и другие края, Татарстан, Удмуртия и другие республики). Государство прямыми и косвенными методами регулирования(целевые программы, налоговые льготы и др.) должно всемерно укреплять экономику районов и центров военно-промышленного значения.

Государственная региональная политика в опорных регионах должна быть направлена на обеспечение наибольшей свободы и конкуренции товаропроизводителей, всемерной активизации экономической деятельности с учетом имеющихся здесь благоприятных предпосылок. Это предполагает массовое привлечение капитала в производственную сферу, прежде всего в современные отрасли обрабатывающей промышленности с высокими технологиями.

Развитые регионы призваны быть лидерами активных структурных преобразований на принципах экономики постиндустриального типа, формирование наукоемких, высокопроизводительных и ресурсосберегающих, а также экспортных и импортозамещающих производств, сервисных видов услуг.

Среди механизмов регулирования социально-экономического развития опорных регионов важнейшая роль отводится широкому использованию потенциала частнопредпринимательских, особенно коллективной (акционерной), форм рыночного хозяйствования при ограничении прямой государственной финансовой и материальной помощи. Государство призвано посредством налоговой и кредитной политики поощрять акционерные бизнес. В то же время государственные хозяйственные структуры, включая казенные заводы, должны встать на путь национальной коммерциализации своей деятельности. Отлаженные кредитные и налоговые инструменты в этих регионах, как нигде, могут стать важнейшими рычагами хозяйственно – предпринимательской активности. Вместе с тем поощрение иностранных инвестиций должно строиться в основном на принципе внедрения проектов «ноу-хау», самых современных технологий.

 

Экстремальные регионы

Для них важное значение сохраняют выборочный характер хозяйственного освоения, ограничение перерабатывающих производств и сети населенных пунктов, надлежащее развитие производственной и социальной инфраструктуры, особенно транспорта и энергетики. Актуальны активизация традиционных промыслов малочисленных народов Севера, общее сокращение численности занятых и замещение их техническими средствами, распространение экспедиционного (вахтового) метода организации труда.

Указанные направления рационального хозяйствования должны опираться на преимущественное распространение государственных форм экономической деятельности (госкомпании, госконтракты и т.д.) систему обоснованных районных коэффициентов заработной платы, смягчение налогового пресса (в ряде случаев полное освобождение от налогов), на всемерное стимулирование организации бесперебойного продовольственного и материально-технического снабжения в навигационный период. На первом этапе упор делается на снижение демографической нагрузки, смягчение проблемы занятости, а на втором этапе – на повышении эффективности использования трудового потенциала.

Решающую, о существу единоличию, роль в хозяйствовании призваны играть организационные формы и структуры государственной поддержки, прежде всего усовершенствованная система трансфертов.

 

Для регионов, находящихся в экстремальной ситуации:

· Предоставление права предприятиям свободно реализовывать на мировом рынке определенную долю продукции (нефти, газа, золота, алмазов);

· Привлечение целевых кредитов иностранных банков в газовую промышленность Тюменского Севера;

· Формирование тыловых сельскохозяйственных баз для обеспечения продовольствие зоны Севера;

· Увеличение доли валютной выручки, оставляемой в регионах (Дагестан, Кабардино-Балкария, Марий-Эл, Чувашия, Карелия, регионы Дальнего Востока)для обеспечения населения продовольствием, медикаментами, поддержки малоимущих слоев населения;

· Использование специальных региональных фондов и федеральных программ развития регионов;

· Механизм гарантий от политических рисков в форме залога в районах с нестабильной ситуацией;

· Санкции против районов, прекративших перечислять средства в республиканский бюджет РФ (прекращение финансирования всех федеральных расходов на территории, прекращение таможенного оформления всех внешнеторговых грузов, отзыв ранее выданных квот и лицензий на вывоз стратегических видов сырья, прекращение выдачи централизованных кредитов), окажут негативное воздействие на предпринимательскую деятельность в регионах;

 

Говоря об собенностях регионального развития, целесообразно рассмотреть также типологию социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, используемую Министерством регионального развития РФ (таблица 5.1.).

Таблица 5.1. Типология социально-экономического развития

субъектов Российской Федерации

Типология социально-экономического развития субъектов Российской Федерации
Тип Описание Количество субъектов в типе Субъекты РФ
«Регионы-локомотивы роста»   Мировые города 1. Регион осуществляет весомый вклад в прирост ВВП страны; 2. Регион имеет высокий научно-технический потенциал; 3. В регионе (городской агломерации) сформирована стратегическая инициатива, имеющая значение для всей страны; 4. В перспективе 10-12 лет регион может стать центром развития для соседних территорий. Г.Москва Г.Санкт-Петербург
Центры Федерального значения 1.Краснодарский край 2.Красноярский край 3.Ленинградская область 4.Московская область 5.Пермская область 6.Республика Башкортостан 7.Республика Татарстан 8.Свердловская область
«Опорные регионы» Сырьевые   1. Регионы являются сырьевыми зонами России 2. Экспортоориентированные территории 3. В регионе большинство инфраструктурных проектов последнего десятилетия нацелены на обеспечение транзитной экономики 4. Отсутствует высокоорганизованная урбанистической среды жизни 1.Кемеровская область 2.Ненецкий автономный округ 3.Республика Коми 4.Республика Саха (Якутия) 5.Сахалинская область 6.Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ 7.Тюменская область 8.Ханты-Мансийский автономный округ 9.Ямало-Ненецкий автономный округ
Старопромышленные 1. Производства в старопромышленных регионах испытывают тотальный дефицит не столько капитала, сколько реалистичных и конкурентоспособных проектов развития. 2.Старопромышленные регионы характеризуются традиционными индустриальными производствами, переживающими в настоящий момент структурный кризис (устаревшая технологическая база, недостаточное рыночное позиционирование, дефицит кадров и т.п.).. 3.Низкий уровень жизни населения 4. Избыточная инфраструктурная сеть. 1.Белгородская область 2.Волгоградская область 3.Вологодская область 4.Иркутская область 5.Липецкая область 6.Нижегородская область 7.Новосибирская область 8.Омская область 9.Приморский Край 10.Ростовская область 11.Самарская область 12.Томская область 13.Хабаровский Край 14.Челябинская область 15.Ярославская область
Депрессивные регионы Фоновые   1. Низкий уровень жизни населения 2. Устаревшая технологическая база 3. Недостаточное рыночное позиционирование 4. Дефицит кадров   1.Алтайский край 2.Амурская область 3.Архангельская область 4.Астраханская область 5.Владимирская область 6.Воронежская область 7.Еврейская автономная область 8.Калининградская область 9.Калужская область 10.Кировская область 11.Костромская область 12.Курская область 13.Мурманская область 14.Новгородская область 15.Оренбургская область 16.Орловская область 17.Пензенская область 18.Псковская область 19.Республика Бурятия 20.Республика Марий Эл 21.Республика Мордовия 22.Рязанская область 23.Саратовская область 24.Смоленская область 25.Ставропольский край 26.Тамбовская область 27.Тверская область 28.Тульская область 29.Удмуртская Республика 30.Читинская область 31.Чувашская Республика 32.Чукотский автономный округ
  Кризисные   1. Существенное отставание от других регионов страны по уровню социально-экономического развития 2. Высокий уровень безработицы 3.Слабая инфраструктурная обеспеченность роста городских поселений 4. Высокий уровень социальных конфликтов   1.Агинский Бурятский автономный округ 2.Брянская область 3.Ивановская область 4.Кабардино-Балкарская 5.Республика 6.Камчатская область 7.Карачаево-Черкесская 8.Республика 9.Корякский автономный округ 10.Курганская область 11.Магаданская область 12.Республика Адыгея 13.Республика Алтай 14.Республика Дагестан 15.Республика Калмыкия 16.Республика Карелия 17.Республика Северная Осетия-Алания 18.Республика Тыва 19.Республика Хакасия 20.Ульяновская область 21.Усть-Ордынский Бурятский 22.автономный округ Эвенкийский автономный округ
Особые (спецтерритории)   1. Низкая пространственная мобильность 2. Высокий уровень безработицы 3. Экономическая стагнация 4. Сложная политическая ситуация 1.Республика Ингушетия 2.Чеченская Республика

Особого внимания заслуживает харакеристика региональных особенностей хозяйства семи федеральных округов, приведенная в проекте концепции длгосрочного социально-экономического развития Минэкономразвития РФ:

Центральный федеральный округ

Центральный федеральный округ значительно превосходит другие федеральные округа страны по объему суммарного валового регионального продукта, стоимости основных промышленно-производственных фондов, численности промышленно-производственного персонала, научно-техническому потенциалу, развитости производственной и социальной инфраструктуры. В настоящее время на округ приходится около 28% численности занятых в экономике страны (1 место по Российской Федерации), свыше 35% от общего объема валового регионального продукта.

В структуре ВРП в 2005 г. в ЦФО около 50% приходилось на торговлю и обрабатывающие производства. В округе сформировался многоотраслевой хозяйственный комплекс, в котором ведущую роль играют отрасли обрабатывающей промышленности. На округ приходится около 30% (1 место по стране) от общего объема промышленного производства страны. В перспективе в структуре промышленности ведущую роль по-прежнему будут занимать обрабатывающие производства. На Центральный федеральный округ приходится около 30-35% оборота розничной торговли и объема платных услуг при ведущей роли Московской агломерации, характеризующейся высоким уровнем жизни и высоким потребительским спросом.

Динамика демографической ситуации в округе неблагоприятна, как и в целом по стране. При этом по численности населения и качественному потенциалу округ значительно превосходит другие округа.

Все регионы округа характеризуются высоким миграционным притоком (за исключением Тамбовской области), что связано с дефицитом рабочей силы в большинстве растущих отраслей экономики, таких как сфера услуг, промышленность, строительство, транспорт.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...