Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Северо-Западный федеральный округ

Направлениями специализации Северо-Западного федерального округа преимущественно являются: сфера транспорта, прежде всего, грузового, и логистики; промышленное производство; сфера услуг, включая туристические. Преимущества СЗФО связаны с наличием в его составе второй по величине городской агломерации г. Санкт-Петербурга, соседством с развитыми странами Европейского Союза и выходом к важнейшим морским торговым путям.

Лидером Северо-Западного федерального округа выступают Санкт-Петербург, Ленинградская и быстро развивающаяся Калининградская область.

Основные направления хозяйственного развития Северо-Западного федерального округа на перспективу включают:

- формирование транспортно-транзитной зоны (согласованное развитие портовых комплексов Ленинградской и Калиниградской областей и Санкт-Петербурга, авиационного узла в Санкт-Петербурге, международных и внутрироссийских пассажирских и грузовых перевозок, причём на внутрироссийском направлении важную роль по-прежнему будет играть железнодорожное сообщение, включая скоростное). Преимущества приграничного со странами Евросоюза положения будут усиливаться развитием международных транспортных коридоров, строительством Западного скоростного диаметра, соединяющего морской порт Санкт-Петербурга с Кольцевой автомобильной дорогой и сетью российских автодорог, развитием железнодорожного сообщения Москва–Санкт–Петербург–Хельсинки;

- увеличение пропускной способности действующих на территории округа морских портов при восстановлении транспортной и иной инфраструктуры Северного морского пути;

- развитие предприятий, специализирующихся на высокотехнологичных производственных процессах (машиностроение, энергомашиностроение, электротехническое оборудование, автомобилестроение, двигателестроение, судостроение) и требующих высококвалифицированных трудовых ресурсов, база подготовки которых находится в основном в Санкт-Петербурге, имеющем развитую базу образования и научной деятельности;

- развитие предприятий, специализирующихся на добыче, транспортировке и переработке сырьевых ресурсов (нефте- и газопереработка, химическое производство, металлургия). Будет развиваться добыча нефтегазовых ресурсов на шельфе Баренцева моря с транспортировкой сырья на мировой рынок при продолжении разработки ресурсов Тимано-Печорской провинции;

- развитие туристической инфраструктуры и рекреационных зон в Новгородской, Псковской областях, Карелии, на побережье Финского залива и в Калининградской области. Государственная поддержка необходима для развития известных историко-культурных объектов – Соловецких островов, исторических городов Русского Севера (Каргополь и иные) и т.п. В перспективе возможно более активное туристическое освоение территорий Крайнего Севера (Северный полюс, Земля Франца-Иосифа, архипелаг Шпицберген).

 

Южный федеральный округ

Основными преимуществами ЮФО являются, прежде всего, наиболее благоприятные климатические условия и наилучшие показатели естественного воспроизводства населения (к 2007 г. доля ЮФО в населении России превысила 16%). В настоящее время здесь проживает почти каждый пятый россиянин из числа лиц моложе трудоспособного возраста. В перспективе в условиях ожидаемого дефицита трудовых ресурсов эти преимущества в целом трудоизбыточного региона станут еще более значимыми.

К ограничениям социально-экономического развития региона можно отнести недостаточно развитые транспортную, социальную и инженерную инфраструктуры, низкую финансовую активность (более 70% финансовой деятельности Южного федерального округа сосредоточено в Ростовской области. В целом среди всех федеральных округов ЮФО занимает предпоследнее место, опережая лишь Дальневосточный). Относительно низкое качество трудовых ресурсов, сосредоточенных в трудоизбыточных субъектах округа, потребует развития системы профессионального образования в регионе. Сохраняется достаточно низкая инвестиционная привлекательность вследствие настороженного отношения потенциальных инвесторов к республикам Северного Кавказа.

 


Приволжский федеральный округ

Экономика Приволжского федерального округа имеет диверсифицированный характер. В округе функционируют предприятия обрабатывающей промышленности, добычи и первичной переработки сырья, нефтехимии и нефтепереработки, авиастроения, автомобилестроения, металлургии, судостроения, в сочетании с высоким научно-техническим потенциалом и потенциалом системы образования таких центров как Казань, Нижний Новгород, Самара, Саратов, Уфа.

Объединяющим фактором служит непосредственный выход на Волгу или на ее притоки, хотя транспортная роль этой водной артерии снизилась.

Поволжский макрорегион выделяется полицентричностью и наличием крупных агломераций Нижнего Новгорода, Казани, Самары-Тольятти, что увеличивает емкость внутреннего рынка. Сочетание развитых обрабатывающих отраслей и нефтедобычи (особенно в Татарстане и Самарской области) обеспечивает более устойчивое развитие. Преимуществами также являются относительно развитая инфраструктура и более благоприятные условия для сельского хозяйства в южных регионах. На темпах экономического роста в большинстве регионов Поволжья сказывается внутреннее местоположение, не преодоленный спад состояния обрабатывающих отраслей и замедленный рост постиндустриальной экономики крупных агломераций из-за недостатка инвестиций.

Уральский федеральный округ

Уральский федеральный округ сохранит ярко выраженную индустриальную специализацию и структуру хозяйства. Важнейшими предпосылками социально-экономического развития региона в дальнейшем останется наличие на его территории основной металлургической базы России и развитого нефтегазового комплекса. Регион сочетает такие факторы, как богатые ресурсы недр и наличие потенциала высоких технологий, особенно в отраслях оборонно-промышленного комплекса. Это создает условия для внедрения ресурсосберегающих технологий, освоение производства высокотехнологичной наукоемкой продукции в таких отраслях, как энергетика, авиа- и ракетостроение, материаловедение и электротехника, космические системы управления и связи, приборостроение, нефтедобывающее, транспортное машиностроение, строительная индустрия, пищевая и перерабатывающая промышленность. Потенциал развития сельского хозяйства в основном связан с югом округа – Челябинской и Курганской областями.

Благодаря интеграции в мировую торговлю темпы роста экономики УФО выше, несмотря на удаленность от основных рынков сбыта. Однако в развитии базовых отраслей обрабатывающей промышленности, особенно военно-промышленного комплекса, спад так и не преодолен.

Преимуществом является наличие нескольких крупных полифункциональных агломераций, из которых наиболее успешно развивается ведущий экономический центр Урала – Екатеринбург. Устойчивым развитием отличаются также другие крупные промышленные города (прежде всего, Челябинск), что создает возможности для формирования нескольких центров экономического роста в регионах.

Сибирский федеральный округ

Территория Сибирского федерального округа характеризуется неравномерностью развития территории: в состав округа входят как дотационные регионы – Республика Тыва, Читинская область, так и экономически развитые – Красноярский край, Иркутская область, Кемеровская область, а также регионы с высоким потенциалом инновационного развития – Томская и Новосибирская области, Алтайский край.

Внутренняя экономическая связность СФО низка, входящие в его состав субъекты Российской Федерации существенно различаются по условиям ведения хозяйства, структуре экономики (северные ресурсодобывающие и южные аграрно-промышленные с преобладанием обрабатывающих отраслей) и по уровню социально-экономического развития. Условия для развития обрабатывающей промышленности, транспортная освоенность и заселенность макрорегиона хуже по сравнению с Европейской частью России.

В этой части внутренняя связность транспортной сети макрорегиона и ее интеграция в общую транспортную систему будет повышена при организации железнодорожного сообщения Курган – Новосибирск – Томск, Омск – Новосибирск – Барнаул, Бийск – Горноалтайск, Кемерово – Новокузнецк.

В ресурсодобывающих регионах Севера и Кузбасса приоритетно освоение стратегически важных нефтегазовых и угольных ресурсов в условиях государственной поддержки в форме размещения необходимой транспортной и энергетической инфраструктуры, оптимизации тарифного регулирования и жесткого контроля за соблюдением экологических норм.

Основные зоны модернизации в слабозаселенной Сибири – крупные города, их роль чрезвычайно велика. Крупнейшие агломерации становятся центрами сервисной экономики, прежде всего торговли.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...