Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Дальневосточный федеральный округ

Потенциал развития Дальневосточного макрорегиона связан с его высокой ресурсообеспеченностью (рыбными, лесными, нефтегазовыми и минеральными ресурсами), а также выгодное приморское положение и близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона с интенсивным экономическим ростом.

Экономика Дальневосточного региона базируется в основном на добыче полезных ископаемых и использовании транзитных возможностей региона в силу его экономико-географического положения, что определяет структуру ВРП. Основной вклад в ВРП составляют транспорт и связь (15,1%), добыча полезных ископаемых (15,0%), оптовая и розничная торговля (13,2%). Округ обладает высоким потенциалом развития производства морепродуктов.

Однако, как и в Сибири, использование этих преимуществ ограничено суровыми климатическими условиями, низким уровнем развития инфраструктуры и слабой заселенностью. Стратегической задачей является повышение транспортной доступности, в том числе в экономическом отношении, Дальнего Востока, что требует оптимизации транспортных тарифов на пассажирские перевозки авиационным и железнодорожным транспортом.

Раздел 6. Подсистемы региональной экономики

 

1. Природные ресурсы

2. Трудовые ресурсы

3. Финановые ресурсы

4. Производственный комплекс

5. Инвестиционо-строительный комплекс

6. Социально-бытовой

7. Продовольственный комплекс

8. Рыночная инфраструктура

9. Информационный комплекс

 

Для каждого региона характерна своя структура подсистем региональной экономики. Рассмотрим некоторые из них подробнее.

 

Трудовые ресурсы

Трудовые ресурсы – часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниям, необходимыми для осуществления полезной деятельности.

 

Трудоспособное население (мужчины 15-65 лет, женщины 15-55 лет) имеющие физические возможности трудится.

 

Структура трудовых ресурсов

- экономически активное население

- экономически неактивное население

 

Экономически активное население (рабочая сила) – часть населения, обеспечивающее предложение рабочей силы для производства товаров и услуг (занятые, безработные).

 

Экономически неактивное население:

- учащиеся, студенты, курсанты, обучающиеся в дневных учебных заведениях;

- лица, поучающие пенсию по старости и на льготных условиях;

- лица, получающие пенсию по инвалидности.

 

Подсистема «Трудовые ресурсы» формируется и развивается под действием следующих факторов:

- демографических;

- экономических;

- экологических;

- научно-технических;

- природно-климатических.

 

Спрос на рабочую силу зависит от:

- сокращения производства;

- реорганизация предприятий в результате смены форм собственности;

- сокращения аппарата управления государственных и общественных организаций;

- развития малого бизнеса;

- создания торгово-посреднических фирм;

- коммерческих банков;

- конкуренции – как стимула внедрения достижения научно-технического прогресса;

- перевода производственных процессов на трудосберегающие технологии, приводящие к высвобождению рабочей силы и высоким требованием к ее квалифицированному уровню;

- уровня развития рынка жилья;

- инерционности поведения людей в России;

- отсутствия экономических стимулов межрегиональной миграции;

- количественная и качественная оценка трудовых ресурсов и анализ их половозрастной, квалифицированной, отраслевой структуры;

- активности и роли центров занятости.

 

Рабочая сила наряду с землей и капиталом является первичным производственным фактором. Особенность рабочей силы состоит в том, что ее предложение носит ярко выраженный региональный характер, что отличает ее от предложений двух других производственных факторов земли и капитала, носящих национальный даже международный характер.

Качество рабочей силы зависит от следующих факторов:

- уровня образования;

- состояния трудового законодательства;

- уровня трудовой дисциплины и отношения к труду;

- соотношения между уровнем з/п и производимостью труда.

 

И здесь следует упомянуть такое понятие как «человеческий капитал» (ЧК). ЧК представляет собой меру (воплощенной в человеке) способности приносить доход. В соответствии с теорией человеческого капитала, он включает врожденные способности человека, а также образование и приобретенную профессиональную квалификацию. ЧК является результатом определнного объема инвестиций в человека и генерирует (на некоторый период времени) определенный доход. Возникшая в начале 60-х г.г. XX в. Теория человеческого капитала по сути дела стала методолгогической основой такой научной дисциплины как «экономика образования» (или «экономика знаний»). Именно образование и его эффективность в подготовке кадров специалистов является главным объектом исследования теории ЧК, которая оценивает и объем вложений в ЧК, и объем аккумулируемого человеком капитала в стоимостной и натуральной форме.

 

Регулирование занятости

 

Уровень занятости – отношение общего количества занятых к населению в трудоспособном возрасте.

Продуктивная занятость – занятость в общественном производстве.

Эффективная занятость – использование занятой рабочей силы без потерь, когда получается наибольший материальный результат.

Фрикционная безработица – связанная с добровольной переменой места работы (существует всегда).

Структурная безработица – связанная с изменением структуры производства (несовпадение предложение и спроса на рабочую силу).

Циклическая безработица – связанная с экономическими циклами (спад, депрессия и т. п.).

 

Методы регулирования занятости:

- экономические;

- организационные;

- административно-правовые.

 

Направления регулирования занятости:

- регулирование развитие системы рабочих мест;

- регулирование спроса на рабочие места;

- участие государства в развитии системы образования и профессиональной подготовки и переподготовки кадров.

 

Меры по повышению занятости:

- организация общественных работ;

- поощрение частного предпринимательства и стимулирование самозанятости населения, развитие малого бизнеса;

- переподготовка и профессиональная подготовка по наиболее востребованным специальностям и профессиям;

- использование гибких форм занятости;

- трудоустройство непосредственно на предприятии путем создания новых рабочих мест;

- информация населения о возможности трудоустройства, проведение ярмарок вакансий, дней открытых дверей и т.д.

 

Методическим инструментарием повышения эффективной занятости является система балансовых построений, включающая в свой состав баланс трудовых ресурсов и их эффективного использования, баланс труда, отражающий более точно характер распределения фактических затрат труда по сферам и отраслям н/х, баланс рабочих мест, характеризующий потребность в рабочей силе по отраслям и сферам хозяйственной деятельности.

 

Финансовая подсистема

Относительно обособленная сфера отношений по поводу купли, продажи и размещения свободных финансово-кредитных и денежных средств, регулирование потоков этих средств в соответствии с изменением спроса и предложения.

Финансово-кредитная система – совокупность финансовых институтов, предоставляющих услуги по проведению расчетов, привлечению и размещению денежных средств, их перераспределению между отраслями и регионами (Центральный банк, коммерческие банки, небанковские финансовые структуры).

Задачи:

- осуществление распределительных функций и финансовое обеспечение решения задач комплексного социально-экономического развития;

- регулирование распределительных отношений между предприятиями, местным бюджетом и банковской системы;

- повышение эффективности использования денежных и финансовых ресурсов в процессе кредитования и обращения.

 

Производственный комплекс

Производственные услуги обеспечивает хозяйственный комплекс региона и в том числе:

- промышленность;

- отрасли производственной инфраструктуры.

Промышленность делится на следующие отрасли:

1. машиностроение и металлообработка;

2. черная, цветная металлургия;

3. топливная промышленность;

4. электроэнергетика;

5. химическая и нефтехимическая промышленность;

6.лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленности;

7. легкая промышленность;

8. пищевая промышленность.

 

Данные по объемам промышленного производства в целом по России (в %) за 2005 г. представлены в таблице 5.2.

 

Таблица 5.2. Структура промышленного производства в текущих ценах, %

  2005 г.  
 
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ – всего  
ТЭК    
добыча ТЭ полезных ископаемых 22,2  
производство кокса, нефтепродуктов 8,6  
производство и распределение электроэнергии, газа и воды 12,6  
ПРОИЗВОДСТВО ТОВАРОВ ИНВЕСТИЦИОННОГО СПРОСА 13,2  
машиностроение  
СЫРЬЕВОЙ КОМПЛЕКС    
добыча полезных ископаемых, кроме ТЭ 3,0  
металлургия 15,3  
химическая промышленность 6,1  
лесопромышленный комплекс 3,0  
производство строительных материалов 3,0  
ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ КОМПЛЕКС    
пищевая промышленность 10,8  
легкая промышленность 0,8  

 

Данные отрасли разбиваются на подотрасли. Например, машиностроение включает в себя автомобилестроение, станкостроение, самолетостроение и т.д.; пищевая промышленность может быть молочной, рыбной, мясной и т.п. Специализация отраслей промышленности по регионам определяется многими общественными и экономическими факторами, действующими в данном регионе, основными из них являются: уровень развития производства, технических прогресс, общественно-исторические условия, производственные навыки населения, природные ресурсы.

 

Базовые отрасли – экспортно-ориентированные, первичные, приносят доход в регион из других регионов.

Местные отрасли – обеспечивают внутренние потребности.

 

Спецификой местной промышленности является ее ориентированность на локальные районы сбыта, а также на использование в производстве в основном местных ресурсов. Среди основных отраслей местной промышленности, требующих стимулирования и развития, выделяются приоритетные: строительство жилья и производство стройматериалов, глубокая переработка древесины и воспроизводственное лесопользование, строительство автомобильных дорог, пищевая промышленность.

 

Производственная инфраструктура

Инфраструктура – сочетание действующих сооружений, зданий, сетей и систем, прямо не относящихся к производству материальных благ, но необходимых как для самого процесса производства (производственная инфраструктура), так и для обеспечения повседневной жизни населения (социальная инфраструктуры).

Производственная инфраструктура продолжает процесс производства в сфере обращения и создает новую стоимость. Она включает транспорт, связь, складское и тарное хозяйство, материально-техническое снабжение, инженерные сооружения, теплотрассы, водопровод, коммуникации и сети, газо- и нефтепроводы и т.п.

 

Транспорт – это важная составная часть экономики региона. Значение транспорта определяется его ролью в территориальном разделении общественного труда: специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта. Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства. При размещении производства учитываются потребность в перевозках, масса исходных материалов и готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. Рационализация перевозок влияет на эффективность производства, как отдельных предприятий, так и региона в целом.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что сам он не производит продукции, а только участвует в ее создании, обеспечивая сырьем, материалами, оборудованием производство и доставляя готовую продукцию потребителю.

Основные показатели коммерческих грузоперевозок и пассажирооборота по видам транспорта за 2007 г. в целом по России представлены в таблице 5.3.

 

Таблица 5.3. Основные показатели коммерческих грузоперевозок и

пассажирооборота по видам транспорта

Виды транспорта 2007 г.  
 
Объем коммерческих перевозок грузов – всего (без трубопроводного транспорта), млн. тонн  
в том числе:    
железнодорожный общего пользования  
железнодорожный не общего пользования  
автомобильный  
внутренний водный  
морской  
воздушный 0,7  
Коммерческий грузооборот – всего (без трубопроводного транспорта), млрд. т-км  
в том числе:    
железнодорожный общего пользования  
железнодорожный не общего пользования 7,4  
автомобильный  
внутренний водный  
морской  
воздушный 3,4  
Пассажирооборот транспорта общего пользования – всего, млрд. пасс-км  
в том числе:    
железнодорожного  
автомобильного  
внутреннего водного 0,96  
воздушного  
городского электрического – всего  
в том числе:    
наземного  
метрополитена  

 

Связь разделяется по назначению на две крупные отрасли: почтовая и электрическая.

Почтовая связь занимается перевозкой, доставкой писем, бандеролей, посылок, подписных изданий.

Электрическая связь - это передача звуковых, цифровых, текстовых и визуальных сообщений.

Структура услуг свзи в целом по России за 2007 г. представлена в таблице 5.4.

Таблица 5.4. Структура услуг связи, %

  2007 г.  
 
Объем услуг связи  
в том числе:    
междугородная, внутризоновая и международная телефонная связь 10,9  
местная телефонная связь 12,9  
документальная электросвязь 7,9  
подвижная электросвязь 44,0  
почтовая связь 6,6  

 

Энергетическая система

Показатели оценки состояния и развития электроэнергетики региона:

- величина генерирующих мощностей и их структура по типам электростанций;

- объем производства электроэнергии и дефицитности (или избыточности) энергосистемы по электроэнергии;

- состояние и возраст основного генерирующего оборудования (степень его амортизации), установленного на электростанциях;

- структура топливного баланса электростанций и устойчивость топливоснабжения;

- размещение электростанций по территориям, их тип, мощность и наличие резервов по производству электроэнергии (тепла);

- география линий электропередач и их состояние, размещение трансформаторных подстанций и наличие в них незагруженных мощностей.

 

Особая ответственность региональных органов власти лежит на состоянии и развитии инфраструктуры производственного комплекса – дороги, коммуникации и т.д.

Основные задачи развития производственной инфраструктуры:

- пропорциональность развития основных, вспомогательных и обслуживающих производств, ускоренное наращивание мощностей производственной инфраструктуры;

- концентрация мелких хозяйств инфраструктуры и повышение на этой основе уровня специализации и эффективности производства инфраструктурной продукции и услуг;

- объединение в случае экономической целостности ресурсов для финансирования намечаемых к строительству на территории региона объектов производственной инфраструктуры;

- создание межотраслевых территориально-производственных объединений в регионе;

- рационализация систем управления развитием производственной инфраструктуры, передача нерентабельных производственных подразделений в систему региональных органов управления;

- координация деятельности транспортных организаций, энергетики и теплоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, объектов коммунального хозяйства.

Социально-бытовой комплекс

В основе социально-бытового комплекса лежит социальная инфраструктура:

- торговля;

- жилищно-коммунальное хозяйство;

- общественное питание;

- бытовое обслуживание;

- общее образование;

- дошкольное воспитание;

- медицинское обслуживание;

- обслуживание культурных потребностей населения;

- рекреационное обслуживание;

- услуги связи (для населения);

- пассажирский транспорт.

Торговля – важная составляющая экономики региона, так как она также как транспорт и связь, обеспечивает эффективность производственного процесса в регионе. Назначение торговли заключается в осуществлении операций по закупке продукции у производителей и продажи этой продукции потребителям либо другим производителям. Существует оптовая и розничная торговля.

Суть оптовой торговли заключается в покупке у производителей крупных партий товара и продаже этих партий другим производителям, в том числе предприятиям розничной торговли и предприятиям общественного питания. Оптовый торговец является посредником между производителем и потребителем.

Организации, занимающиеся оптовой торговлей:

- товарные биржи;

- товарно-сырьевые биржи;

- оптовые фирмы.

При розничной торговле продукция может продаваться мелкими партиями либо поштучно. Она осуществляет процесс доведения продукции до конечного потребителя.

 

Жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, образование, здравоохранение, культура и искусство – все эти отрасли относятся к сфере социальной инфраструктуры и создают условия для жизнедеятельности человека. В зависимости от того насколько эффективно функционируют данные отрасли, насколько благополучно их состояние определяется уровень жизни населения в данном регионе.

 

Структура потребления услуг в социально-бытовом комплексе имеет существенные региональные особенности с учетом:

- Спроса (денежные доходы, социально-демографическая структура населения, национально-исторические привычки и традиции и т.д.);

- Предложения (развитие предприятий службы быта, рекреационного комплекса, транспорта и связи и т.д.).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...