Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Инвестиционно-строительный комплекс

Строительство – это отрасль экономики, обеспечивающая расширенное производство производственных и непроизводственных фондов. Элементами продукции строительства являются строительные, монтажные, проектно-изыскательные, геологоразведочные и буровые работы, а также капитальный ремонт зданий и сооружений.

 

Продукцией строительства в натуральном выражении выступают законченные строительством объекты. Это могут быть здания производственного назначения, нефтяные скважины, мосты, эстакады, жилые дома, здания культурно-бытовых учреждений и т.д.

 

Продукция строительства подавляющей своей частью является результатом капитальных вложений (инвестиций), которые представляют собой затраты, направленные на создание, расширение и возмещение основных производственных фондов и на возмещение, расширение и создание новых непроизводственных фондов.

 

Формирование строительного комплекса во многом зависит от соотношения спроса на финансово-кредитные ресурсы и их предложения, экономического механизма регулирования инвестиционной деятельности, рыночных структур, способствующих проведению региональной инвестиционной политики.

 

Инвестиции — долгосрочные вложения капитала в предприятия различных отраслей экономики:

государственные — цель: обеспечение условий эффективного функционирования экономики;

частные — цель: получение дополнительной прибыли на вложенные средства;

реальные — это прямые вложения в прирост реального капитала в какой-либо отрасли экономики;

финансовые — это вложения капитала в ценные бумаги (акции, облигации и пр.)

 

Структура инвестиций и структура источников инвестиций в основной капитал по комплексам отраслей в целом по России за 2007 г. представлена в таблицах 5.5 и 5.6.

Таблица 5.5. Структура инвестиций в основной капитал по комплексам отраслей, %

  2007 г.
Нефтегазовый комплекс 16,5
Транспорт и связь 21,9
Машиностроение 2,6
Энергетический сектор 7,4
Сырьевой комплекс 7,9
АПК 7,6
Торговля 3,4
Недвижимость 17,3
Образование и здравоохранение 5,0
Прочие 10,4

 

Таблица 5.6. Структура источников финансирования инвестиций в основной капитал, %

  2007 г.
Собственные средства 41,5
Привлеченные средства 58,5
в том числе: средства консолидированного бюджета   18,1
кредиты банков 9,4

Продовольственный комплекс

Основой подсистемы «продовольственный комплекс» является сельское хозяйство. Сельское хозяйство — это совершенно особая сфера производства – наличие земли здесь основное средство производства.

Сельское хозяйство делится на две крупные отрасли: животноводство и растениеводство.

Важной особенностью сельскохозяйственного производства является его сезонность. Это ставит сельское хозяйство в зависимость от природных условий, приводит к неравномерному использованию рабочей силы в течение года, неравномерному поступлению продукции и денежных доходов на протяжении года.

Различие специализации отраслей сельского хозяйства по регионам выражено более ярко, чем в промышленности, так как на размещение и специализацию отраслей сельского хозяйства преобладающее влияние оказывают природные факторы (климатические условия, рельеф данной местности и т.п.) по сравнению с экономическими и социально-демографическими.

Данные по производству основных видов продукции сельского хозяйства в целом по России представлены в таблице 5.7.

Таблица 5.7. Производство основных видов продукции сельского хозяйства

Наименование 2006 г. 2007 г.
Темп роста производства сельского хозяйства, % 103,6 103,3
Зерно (в весе после доработки), тыс. тонн
Сахарная свекла, тыс. тонн
Подсолнечник, тыс. тонн
Картофель, тыс. тонн
Овощи, тыс. тонн
Скот и птица (в живом весе), тыс. тонн
Молоко, тыс. тонн
Яйца, тыс. тонн

 

Рыночная инфраструктура

– посреднические фирмы, коммерческие центры, товарные биржи, складская сеть системы оптовой торговли и материально-технического снабжения, хранилища, холодильники, торговые помещения, торговое оборудование, специализированный транспорт, товарное хозяйство, погрузочно-разгрузочные средства и механизмы, контейнеры и др; ассоциации оптовой торговли, центры по изучению спроса, рекламные агентства, ярмарки.

 

Цель: обеспечение условий для организации движения товаров и материальных ресурсов в регионе.

 

Задачи:

- организация регионального рынка, содействие в нахождении продавцов и покупателей продукции;

- организация аукционов, ярмарок;

- организация систем коммерческой информации;

- изучение спроса на конкретные новые изделия (проведение опросов населения и торговых предприятий);

- изучение возможности производства товаров на предприятиях региона;

- анализ структуры запасов товаров на складах предприятий и организация их сбыта на выгодных условиях;

- формирование систем информации о рынках различных товаров, о производстве и сбыте продукции наиболее важных товарных групп, о производителях и оптовиках с разбивкой по группам товаров и по географическому признаку, о качественных характеристиках потребляемого сырья, о применяемых в отраслях и на конкретных предприятиях региона производственных процессах и т.д.;

- распределение информации о товарах и их свойствах в различных формах (личного контакта производителей с потребителями, использование торговых посредников, средств массовой коммуникации, демонстрации товаров на ярмарках, выставках и др.)

 

Бизнес-инфраструктура

Совокупность организаций и учреждений, призванных обеспечивать надежное, безопасное и бесперебойное функционирование бизнеса во всех его проявлениях.

Информационный комплекс

В основе информационного комплекса лежит организация и проведение регионального социально-экономического мониторинга. Цель: обеспечить органы управления регионом полной, своевременной и достаточной информацией о процессах, протекающих в различных сферах его экономики (наблюдение социально-экономических процессов на территории – анализ – выборка (корректировка) политики – достижение намеченной цели).

 

Задачи:

- организация наблюдения, получение достоверной информации и протекании на территории социально-экономических процессов;

- оценка и системный анализ получаемой информации, выявление причин, вызывающих тот или иной характер протекания социально-экономических процессов;

- обеспечение в установленном порядке органов управления, предприятий, учреждений и организаций независимо от их подчиненности и форм собственности, граждан информацией, полученной при осуществлении социально-экономического мониторинга;

- разработка прогнозов развития социально-экономической ситуации;

- подготовка рекомендаций, направленных на преодоление негативных и поддержку позитивных тенденций, доведения их до соответствующих органов управления и власти.

 

Принципы:

- мониторинг отдельных сфер и направлений развития региона должен осуществляться во взаимосвязи друг с другом;

- последовательное решение всей совокупности задач мониторинга (начиная от наблюдения до разработки рекомендаций);

- непрерывность наблюдения;

- периодичность снятия информации о происходящих изменениях;

- сопоставимость применяемых показателей мониторинга во времени;

- развитие системы регионального социально-экономического мониторинга на основе совершенствования используемого методического инструментария, технического оснащения, расширение наблюдаемых процессов и увеличения числа объектов;

- полнота, достоверность, своевременность и репрезентативность информации, используемая в сфере управления.

 

Ступени мониторинга:

- глобальный – применительно к экономике России, это означает изучение состояния народного хозяйства страны в целом;

- межотраслевой, когда отслеживается ситуация в разрезе крупных межотраслевых комплексов;

- региональный – в разрезе субъектов Федерации;

- локальный – на уровне городов, районов, поселков и населенных пунктов.

 

Структура мониторинга:

- мониторинг качества жизни населения;

- мониторинг вклада региона в решение межтерриториальных и федеральных проблем;

- мониторинг хода реформ на территории;

- мониторинг величины социально-экономического потенциала региона и эффективности его использования.

 

Раздел 7. Межрегиональные связи

 

- это система экономических отношений и интересов регионов, развивающихся в процессе функционирования нардного хозяйства, обусловленная разделением труда и специализацией производств, размещением производительных сил и особенностями природно-географических условий.

 

Уровни

1. Связи между отдельными предприятиями

2. Связи между городами и районами.

3. Связи между регионами.

Формы межрегиональных экономических связей

- материальный товарообмен результатами труда

- взаимовыгодное выполнение регионами работ и услуг

- развитие межрегионального туризма

- проведение одинаковой региональной налоговой, демографической политики

- проведение одинаковой политики ценообразования

 

Проблемы:

1. Переориентация регионов на торговлю с зарубежными странами.

2. Вытеснение импортом отечественных товаропроизводителей с внутреннего рынка.

3. Преобладание в российском экспорте сырьевых ресурсов, а в импорте – потребительских товаров. И как следствие, подавление внешней торговлей межрегиональных поставок.

 

Формы межрегиональной кооперации предприятий

- преприятия-холдинги

(топливная, нефтегазовая промышленность)

- финансово-промышленные группы

(банки + промышленные предприятия)

- банковские кредитные организации

 

Формы межрегиональной интеграции

 

1. Мягкая форма - Межрегиональные ассоциации экономического взаимодействия (МАЭВ)

2. Жесткая форма – государственная структура

 

Межрегиональные ассоциации экономического – новая форма регулирования регионального равзития. Их создание в конце 1990-х г. было обусловлено стремлением создать независимые от региональных лидеров структуры управления. Территории МАЭВ частично совпадают с крупными экономическими районами хотя прослеживается тенденция укрупнения макрорегионов (таблица 7.1.). На сегодняшний день функционирует 8 межрегиональных ассоциаций. Все они существенно различаются по целям, масштабам, формам организации. Общим для всех является структура управления и финансирование из бюджета, формируемого за счет взносов регионов-участников.

Эти добровольные ассоциации координируют усилия региональных властей, направленные на социальо-экономическую стабилизацию и развитие макрорегиона, осуществляют интеграционную политику в масштабах макрорегиона и ведут диалог с федеральными властями по широкому ругу вопросов. Однако ряд авторов отмечает в качестве основных проблем МАЭВ – низкую эффективность деятельности и нечеткость функций.

Таблица 7.1.Экономические районы и МАЭВ

Экономический район Субъекты РФ МАЭВ Субъекты РФ
Северный Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская, Вологодская, Мурманская область «Северо-Запад» Республика Карелия, Республика Коми, Архангельская, Вологодская, Мурманская область, Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Калининградская области, Ненецкий а.о.
Северо-Западный Санкт-Петербург, Ленинградская, Новгородская, Псковская, Калининградская области «Центральная Россия» Москва, Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области
Центральный Москва, Московская, Брянская, Владимирская, Ивановская, Калужская, Костромская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тверская, Тульская, Ярославская области «Черноземье» Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская, Брянская, Новгородская, Орловская, Смоленская, Тульская области
Центрально-Черноземный Белгородская, Воронежская, Курская, Липецкая, Тамбовская области «Большая Волга» Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Республика Татарстан, Нижегородская, Пензенская, Самарская, Саратовская, Ульяновская области
Волго-Вятский Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Чувашская Республика, Кировская, Нижегородская области «Северный Кавказ» Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Севрная Осетия, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область
Поволжский Республика Калмыкия, Республика Татарстан, Астраханская, Волгоградская, Пензенская, Самарская, Ульяновская области «Большой Урал» Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Курганская область, Оренбургская область, Пермская область, Свердловская область, Тюменская область, Челябинская область, Коми-Пермяцкий а.о.
Севро-Кавказский Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Севрная Осетия, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край, Ростовская область «Сибирское соглашение» Республика Алтай, Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Красноярский край, Иркутская, Читинская, кемеровская, Нвосибирская, Омская, Томская, Тюменская, области, Агинский Бурятский а.о., Таймырский а.о., Усть-Ордынский Бурятский а.о., Ханты-Мансийский а.о., Ямало-Ненецкий а.о.
Уральский Республика Башкортостан, Удмуртская Республика, Курганская область, Оренбургская область, Пермская область, Свердловская область, Челябинская область «Дальний Всток и Забайкалье» Респблика Бурятия, Республика Саха, Приморский край, Хабаровский край, Еврейская авт. обл., Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области, Чукотский а.о., Читинская а.о., Агинский Бурятский а.о., Корякский а.о.
Западно-Сибирский Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская область (с Ханты-Мансийским и Ямало-Ненецким а.о.)    
Восточно-Сибирский Республика Бурятия, Республика Тыва, Республика Хакасия, Красноярский край, Иркутская, Читинская области    
Дальневосточный Республика Саха, Приморский край, Хабаровский край, Еврейская авт. обл., Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области, Чукотский а.о.    

 

Раздел 8. Закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил

Производительные силы – система субъективных (человек) и вещественных (средства производства) элементов, выражающих активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии ее богатств, в ходе которого воспроизводятся условия существования человека и происходит процесс его развития.

 

Размещение производительных сил – это распределение производительных сил по территории в соответствии с природными, социальными и экономическими условиями отдельных районов и определяемое особенностями территориального разделения труда. (Расселение и размещение производства (промышленного производства, с/х, непроизводственной сферы и т. д.).

 

Территориальное разделение труда – это закрепление отдельных отраслей за определенными районами, специализация отдельных районов на производстве данного продукта.

 

Различие между районами в естественных условиях – одна из причин территориального разделения.

 

Закономерности размещения производительных сил
1. Рациональное размещение производства Всемерная экономия затрат на производстве продукции, размещение на конкретной территории по возможности всех стадий производства до готового продукта (сокращение перевозок; приближение производства к источникам сырья, энергии; кооперирование и комбинирование производства; безотходные технологии, сбережение и улучшение экологических условий).
2. Комплексное развитие хозяйства экономических районов Сочетание отраслей рыночной специализации, имеющих общероссийское значение; отраслей производства, удовлетворяющих потребности населения, ведущих отраслей и отраслей инфраструктуры.
3. Рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий Необходимое условие эффективного размещения производства в условиях рыночной экономики. Каждый регион может формировать свою, присущую только ему рыночную –специализацию экономики и на основе экономических связей обмениваться продукцией с другими регионами. Объединение и согласование трудовых усилий, сочетание интересов государства и каждого региона. Вопросы создания новых крупных хозяйственных объектов требуют рассмотрения в масштабе всех субъектов РФ, утверждения специальных программ.
4. Выравнивание уровней экономического и социального развития регионов В отсталых регионах могут возникать очаги напряженности дестабилизирующие ситуацию в России. Необходимо усилие государственной протекционистской политики, установление льгот и гарантий.

 

Принципы размещения производительных сил

1. Приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии и к районам потребления. Сокращение и ликвидация дальних нерациональных перевозок; снижение затрат труда; повышение экономической эффективности. (Энергоемкие производства - к источникам топлива, энергии; к источникам сырья – материалоемкие производства; производство легкой и пищевой продукции – к районам потребления; наукоемкие отрасли – к квалифицированным трудовым ресурсам). В интересах экономии издержек на единицу выпускаемой продукции;

2. Рациональное использование природных ресурсов. Наиболее рациональное использование природных ресурсов и производственных фондов национальной экономики с учетом экономических аспектов природопользования, улучшения расселения и обеспечения наиболее полного использования трудовых ресурсов;

3. Первоочередное освоение и комплексное использование эффективных видов природных ресурсов. Соединение программно-целевых и территориально-производственных комплексов (утилизация и безотходные технологии);

4. Углубление концентрации и специализации производства в оптимальных размерах и комплексное экономическое развитие районов страны;

5. Оздоровление экологической обстановки. Экономические регуляторы: законодательная и нормативная база для действия системы экономических ограничений по регионам и экосистемам, в рамках которых должны осуществляться размещение и развитие производительных сил; введение системы экологического налогообложения и платежей за природопользование, стимулирующей экологическое оздоровление, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов; лимиты потребления природных ресурсов, лимиты выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения отходов, а также разработка системы показателей эффективности и комплексности использования природных ресурсов;

6. Использование экономических выгод международного разделения труда.

Совместное финансирование и строительство хозяйственных объектов обеспечивает возможность полнее, рациональнее и эффективнее развивать производственные силы и использовать свои ресурсы;

7. Укрепление обороноспособности страны.

 

Оптимизация размещения промышленных предприятий и комплексов осуществляется по критерию минимума совокупных издержек, связанных с созданием предприятий, организацией кооперативных связей с учетом транспортных издержек, производством продукции и ее компонентов, а также с организацией процессов обмена (торговли).

 

Факторы размещения производительных сил

 

1. Природные:

- сырьевой

Влияет на размещение: добывающей промышленности, черной металлургии, гидролизной, целлюлозно-бумажной промышленности.

- топливно-энергетический

Влияет на размещение: производства ферросплавов, синтетических волокон, каучука, аллюминия, магния, меди, никеля, свинца, синтетического аммиака, гидролизных дрожжей, каустической соды и т.д.

- водный

Влияет на размещение: производства аллюминия, химическая промышленность, теплоэнергетика, отраслей цветной и черной металлургии, сельского хозяйства.

- земельный

Влияет на размещение: сельского хозяйства.

2. Экономические

- транспортный

Влияет на размещение: 1.тяготеющих к источникам сырья отраслей – перевозки их сырья стоят дроже перевозки продукции: лесопильной, целлюлозно-бумажной, гидролизной, черной металлургии. 2. тяготеющих к районам потребления отраслей – перевозки их сырья стоят дешевле перевозки продукции: пивоваренной, мебельной, серно-кислотной, цельно-молочной, хлебобулочной, кондитерской.

- уровень НТП

Влияет на размещение: при освоении природных богатств, в районах дефицитных трудовых ресурсов, в отдаленных и труднодоступных районах, на совершенствование территориального общественного разделения труда.

- территориальные пропорции капитальных вложений

3. Демографические

Влияет на размещение: пр строительстве новых предприятий; на подготовку кадров, на задачи механизации и автоматизации производства.

- системы расселения

- состояние социальной инфраструктуры

- заработная плата

 

Раздел 9. Cущность специализации и комплексного развития

Формы разделения труда

1. специализация

2. концентрация

3. комбинирование

4. кооперация

 

Специализация – это сосредоточение в данных территориальных границах определенных производств, для развития которых именно в данной местности имеются благоприятные условия:

- наличие природно-сырьевой и топливно-энергетической базы;

- обеспеченность необходимыми финансовыми ресурсами;

- уровень квалификации трудовых ресурсов;

- уровень социально-экономического развития (наличие производственной и социальной инфраструктуры)

Концентрация – обусловлена специализацией и это локализация производств определенных видов продукции

Комбинирование – направлено на всестороннее использование всех видов ресурсов территории. Способствует сокращению нерациоанльных перевозок, уменьшению сроков поставки продукции, а следовательно, снижению себестоимости продукции.

Кооперация – это создание производственных комплексов, основанных на технологическом и территориальном единстве предприятий различных отраслей.

 

Комплексы

Базовые - топливно-энергетические (газ, нефть, уголь, электроэнергия, тепловые, атомные электростанции) - металлургические черная цветная металлургия золото- и алмазодобывающая промышленность аллюминиевая промышленность - лесной

 

Межотраслевые - машиностроительные - химические - военно-промышленный комплекс (ВПК) авиационная авиокосмическая промышленность промышленность вооружений помышленность средств связи радиопромышленность электронная судостроительная атомная
Потребительские - агропромышленный комплекс (АПК) земледелие животноводство пищевая промышленность - промышленность товаропотребления лесная текстильная

 

Раздел 10. Прирдно-ресурсный потенциал России

 

Природные ресурсы – компоненты природы, которые используются или могут быть использованы в качестве предметов и средств труда, предметов потребления.

 

Количество, качество и сочетание природных ресурсов определяет природно-ресурсный потенциал региона – ПРП.

 

ПРП региона складывается из следующих составляющих:

1. Территория, характеризующаяся:

- местоположением

- площадью

- совокупностью природных условий

2. Земля

3. Топливо-энергетические ресурсы

4. Сырьевые ресурсы

5. Возобновляемые источники энергии

6. Лесные ресурсы

7. Водные ресурсы

8. Рекреационные ресурсы

Для каждого вида ресурсов существует своя классификация. Так, например, различают 9 категорий земли, которые в свою очередь делятся на 24 вида.

1. сельскохозяйственные земли (3 вида)

2. земли под население (10 видов)

3. земли промышленности

4. земли транспорта, связи, энергетики (5 видов)

5. особоохраняемая территория

6. земли лесного фонда

7. земли водного фонда

8. земли запаса

9. прочие земли

 

Особенностями ПРП страны являются его разнообразие, крупномасштабность и комплексность. Различные виды ресурсов распределены по отдельным регионам страны чрезвычайно неравномерно (таблица 10.1).

Таблица 10.1. Размещение природно-ресурсного потенциала России (%)

Регион Регион
минеральные      
топливные сырьевые лесные земельные гидроэнерге- тические
Европейский север
Центральная Россия
Юг России    
Урал-Приволжье
Западная Сибирь
Восточная Сибирь
Дальний Восток

 

Все ресурсы классифицируются по степени исследованности. Кроме того, рассматриваются две категории ресурсов:

Балансовые – использование таких ресурсов целесообразно.

Забалансовые – использование в настоящее время экономически невыгодно.

 

В Российской Федерации в последнее десятилетие происходит сокращение разведанных запасов полезных ископаемых. Так, по сравнению с 1991 годом они сократились: по меди и никелю – на 5,1-7,5%, по молибдену и вольфраму – на 3,3-4,0%, по сурьме – на 16,3%, по платиноидам – на 7,5%, по алмазам – на 7,8 процента.

По оценке Министерства природных ресурсов (МПР) России, в последние годы прирост запасов нефти и конденсата превышает объем добычи (в 2007 году более чем на 10%), прирост запасов газа в 2007 году превысил объем добычи на 9 процентов.

В 2007 году прослеживается положительная динамика воспроизводства минерально-сырьевой базы по урану, железу, хрому, марганцу, меди. Также наблюдается скачок прироста титана, циркония и бокситов.

Лесной потенциал Российской Федерации является наибольшим из всех стран мира и составляет по запасам древесины около 22% от мировых. Общая площадь лесного фонда России – 1180 млн. га, в том числе покрытая лесом – 7 млн. га. Общий запас древесины в лесах составляет более 81 млрд. куб. м, в том числе спелые и перестойные насаждения – 44 млрд. куб. метров. Лесистость Российской Федерации (отношение покрытой лесом площади к общей площади территории) составляет 45 процентов.

В России сосредоточено более 20% мировых запасов пресных поверхностных и подземных вод. Среднемноголетние ресурсы речного стока России составляют 4262 куб. км в год (10% мирового речного стока, то есть второе место в мире после Бразилии).

Водные ресурсы распределены по территории страны крайне неравномерно, что вызывает трудности водообеспечения. Около 80% речного стока приходится на малоосвоенные в хозяйственном отношении бассейны Северного Ледовитого и Тихого океанов. В то время как на европейской части страны, где сосредоточен основной промышленный и сельскохозяйственный потенциал, формируется около 8% общего годового стока рек.

Прогнозные ресурсы пресных и частично слабосолоноватых подземных вод, оценены в 350 куб.км. На территории страны разведано более 4 тысяч месторождений подземных вод с эксплуатационными запасами около 29 куб. км в год, предназначенными, главным образом, для хозяйственно-питьевого водоснабжения.

 

Раздел 11. Отраслевая структура экономики

 

Различают

1. Отрасли материального производства

- промышленность

- строительство

- сельское хозяйство

2. Непроизводственная сфера

- жилищно-коммунальное хозяйство

- бытовое обслуживание

- пассажирский транспорт

3. Социальное обслуживание

- медицина

- наука и образование

- культура и искусство

- государственное управление

 

Формы территориальной организации промышленности и их краткая характеристика.

 

Формы территориальной организации промышленности
1. Экономическая зона Крупное территориальное образование с характерными природными и экономическими условиями развития производственных сил.
2. Промышленный район Крупная территория с относительно однородными природными условиями, с характерной направленностью развития производственных сил, с соответствующей сложившейся материально-технической, производственной и социальной инфраструктурой.
3. Промышленная агломерация ерриториальное экономическое образование, отличающееся высоким уровнем территориальной концентрацией предприятий различных отраслей, хозяйственных, инфраструктурных объектов и научных учреждений, а также высокой плотностью населения. Преимущества: - высокий уровень концентрации и диверсификации производства обуславливает максимальную эффективность; - максимально эффективное использование систем производственной инфраструктуры. (сокращено территорий – 30%; сметной стоимости – 3%; количество зданий и сооружения – 25%; экономия достигает 20% затрат на общие объекты благодаря созданию единых объектов подсобно-вспомогательного назначения, производственной и социальной инфраструктуры).
4. Промышленный узел Группа производств, компактно размещенных на определенной территории; принимает участие в территориальном разделении труда страны, имеются производственные связи между предприятиями; общность системы расселения, социальной и производственной инфраструктуры.
5. Промышленный центр (областной центр) Предприятия не имеют между собой технологических связей.
6. Промышленный пункт Предприятие, комбинат.

 

Раздел 12. Методы определения отраслей рыночной специализации регионов

 

Максимальный уровень специализации – регион выпускает изделия одного наименования. При этом возникают вопросы:

- сможет ли одна отрасль обеспечить целый регион?

- что делать с безработными?

- какие обслуживающие отрасли должны быть оставлены?

Минимальный уровень специализации – регион является в некотором роде закрытой экономической зоной и развивает все отрасли хозяйства параллельно.

- закрытая экономика – приводит к увеличению затрат на единицу производимой продукции.

Сейчас мир стремится к максимальной специализации, т.к. снижается себестоимость единицы продукции.

 

Степень специализации определяется следующими коэффициентами:

Коэффициент специализации отрасли на территории региона (коэффициент локализации)

Кл ,

 

Если Кл > 1 - то удельный вес отрасли в региональном хозяйстве выше, чем удельный вес этой же отрасли в национальном хозяйстве. Таким образом, данный регион специализируется на данной отрасли.

 

- отрасль региона по показателям:

- валовая товарная продукция

- стоимость основных производственных фондов

- численность промышленно-производственного персонала

 

- все промышленное производство региона

 

- отрасль страны

 

Индекс уровня специализации

Кс =

 

Если Кс > 1, то удельный вес отрасли региона в той же отрасли по стране в целом, выше чем удельный вес регионального хозяйства в хозяйстве страны в целом.

 

Коэффициент уровня развития отрасли в регионе

 

 

Пр – объем потребления продукции отрасли в рассматриваемом регионе

 

Кy > 1 Qp – Пр > 0 отрасль должна реализовывать продукцию за пределами региона.

 

Коэффициент межрайонной товарности

 

 

Во – объем вывозимой продукции отрасли региона.

Если импорт > 30%-50%, можно говорить об угрозе национальной безопасности.

Коэффициент душевого производства

 

Кд =

 

Hp – население региона

Нс – население страны

 

Если Кд > 1, то в регионе отрасль производит продукции больше на душу населения, чем в целом по стране.

 

Раздел 13. Экономическая эффективность производства

Эффективность производства есть результат конкретного производственного процесса в сравнении с затратами на достижение указанного результата, т.е. отношение объема производства к затратам:

 

Э =

Э – эффективность;

Vпроизв. – объем производства;

З – затраты.

 

Объем производства может быть представлен либо как общий результат производственного процесса (валовый продукт), либо как та его часть, которая выражает вновь созданную стоимость:

E = ,

 

где числитель – разница между всей продукцией и затратами.

Под затратами понимаются все объективно необходимые вложения (расходы) овеществленного и живого труда.

 

Если производительность труда есть отношение результата (продукции) к количеству труда, то эффективность – это отношение результата к затратам, а интенсивность производства – отношение результата к неизменному ресурсу, причем числитель и знаменталь могут пониматься как угодно широко.

Так, в качестве результата могут фигурировать продукция, число выполняемых функций, извлекаемых компонентов и т.д. Роль ресурса могут играть труд, сырье, энергия, территория, время и т.п.

В качестве критерия эффективности размещения

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...