Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оценка эффективности регионального развития

Критерием оценки деятельности властей любого уровня, результативности государственной, региональной и местной политики является их соответствие основному закону развития человеческого общества, соответствие общемировым социальным тенденциям. Мерой реализации этого закона, мерой реализации главной цели общественного развития является социальная эффективность. Социальная эффективность отражает результативность общественного процесса в целом, это конечная, обобщающая характеристика развития какого-либо региона или общества в целом.

Для измерения социальной эффективности, для количественной оценки прогресса, достигнутого обществом, используются самые разные показатели, как частные, так и интегральные, например, следующие:

- экономические (уровень производства валового общественного продукта, уровень реальных доходов и потребительских расходов населения и др.);

- социально-бытовые (обеспеченность жильем, автомобилями, другими товарами длительного пользования и др.);

- социально-демографические (рождаемость, естественный прирост, сальдо миграции, уровень здоровья населения, продолжительность жизни, уровень образования населения);

- социально-гуманистические (свобода, равенство, братство и др.).

В той или иной степени, с той или иной стороны каждый из этих показателей действительно характеризует уровень общественного развития, однако, ни один из них не является обобщающим. Чтобы такой показатель найти, надо, видимо, идти не от теоретических гуманистических абстракций, не от макроэкономических и микробытовых критериев, а от обычного здравого смысла, от общецивилизационных тенденций, проявляющихся в укладе жизни и образе мысли простого человека.

Чего же хочет, к чему стремится большинство жителей Земли? За небольшим исключением люди хотят спокойной и счастливой жизни в довольстве и достатке. Если попытаться найти краткое определение такого состояния, то станет ясно, что люди хотят благополучия. Таким образом, интегральным показателем социальной эффективности является уровень социального благополучия.

Социальное благополучие – состояние субъекта общественного процесса (индивида, территориальной общности, общества в целом), характеризующееся гармонией между ценностями, интересами, потребностями и возможностями для их удовлетворения, то есть спокойной жизнью в довольстве и достатке. Показатель уровня социального благополучия можно найти, вычислив отношение между показателем уровня жизни, характеризующим степень обеспеченности населения какими-либо благами, и показателем уровня социальной напряженности, характеризующим степень неудовлетворенности этой обеспеченностью.

Уровень жизни отражает степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей и выражается в количестве и качестве потребляемых человеком благ и услуг. Уровень жизни населения невозможно описать каким-либо одним показателем.

Для объективной статистической оценки уровня жизни населения можно применить аддитивное преобразование системы нормированных частных показателей с учетом их значимости, учитывающей эластичность этих показателей во времени или в пространстве. В качестве частных статистических показателей уровня жизни можно использовать следующие:

- миграционный прирост (убыль) населения на 1 тыс. жителей, чел.;

- доля лиц с высшим, незаконченным высшим и средним специальным образованием среди населения в возрасте 15 лет и старше, %;

- среднемесячные денежные доходы на 1 жителя, тыс. руб.;

- розничный товарооборот на 1 жителя, тыс. руб.;

- общая площадь благоустроенного жилья на 1 жителя, кв. м;

- число домашних телефонов на 1 тыс. жителей;

- число легковых автомобилей индивидуального пользования на 1 тыс. жителей.

Для субъективной социологической оценки уровня жизни населения региона можно также использовать аддитивное преобразование системы нормированных частных показателей с учетом их веса, учитывающего эластичность этих показателей во времени или в пространстве. В качестве частных социологических показателей уровня жизни можно принять следующие показатели, полученные в процессе социологических опросов:

- доля населения, считающего свое здоровье хорошим или очень хорошим, %;

- среднемесячный денежный доход на одного члена семьи, тыс. руб.;

- доля населения со средним уровнем денежных доходов, %;

- доля населения с денежными доходами выше среднего уровня, %;

- доля населения, считающего себя среднеобеспеченным, %;

- доля населения, считающего себя богаче других, %;

- доля населения, считающего высокие цены наиболее угрожающей проблемой, %.

Интегральная оценка уровня жизни населения региона рассчитывается как среднее арифметическое статистической и социологической оценок.

Социальная напряженность – это состояние общественного сознания и общественного бытия, формирующееся в результате развертывания процесса возникновения, развития и разрешения противоречий между ценностями, интересами и потребностями субъектов общественной жизни и возможностями для их реализации. Уровень социальной напряженности показывает степень развития этих противоречий, степень актуализации социальных проблем. Уровень социальной напряженности, как и уровень жизни, невозможно описать каким-либо одним показателем – для этого целесообразно использовать как частные показатели, иллюстрирующие отдельные аспекты социальной напряженности, так и комплексные, описывающие социальную напряженность как целостный феномен общественной жизни.

Для комплексной объективной статистической оценки уровня социальной напряженности в регионе можно применить аддитивное преобразование системы нормированных частных показателей с учетом их значимости, определенной путем экспертной оценки методом расстановки приоритетов. В качестве частных статистических показателей уровня социальной напряженности можно принять следующие:

- численность лиц нетрудоспособного возраста на 1 тыс. человек трудоспособного возраста, чел.;

- доля зарегистрированных безработных среди экономически активного населения, %;

- средняя продолжительность безработицы, мес.;

- число зарегистрированных преступлений на 10 тыс. жителей;

- уровень раскрываемости преступлений, в процентах;

- число самоубийств на 100 тыс. жителей;

- доля протестного электората среди всех избирателей, в процентах.

Для субъективной социологической оценки уровня социальной напряженности в регионе можно также использовать аддитивное преобразование системы нормированных частных показателей с учетом их значимости, определенной путем экспертной оценки. В качестве частных социологических показателей уровня социальной напряженности можно принять следующие показатели, полученные в процессе социологических опросов:

- доля населения, считающего угрозу безработицы наиболее угрожающей проблемой, в процентах;

- доля населения, считающего преступность наиболее угрожающей проблемой, в процентах;

- доля населения, испытывающего напряжение, раздражение, страх и тоску, в процентах;

- коэффициент удовлетворенности населения своей жизнью;

- доля населения, считающего, что терпеть бедственное положение уже невозможно, в процентах;

- коэффициент социального оптимизма населения;

- уровень доверия населения государственным, правовым и общественным институтам, в процентах.

Интегральная оценка уровня социальной напряженности в регионе рассчитывается как среднее арифметическое статистической и социологической оценок.

 

Раздел 17. Региональная бюджетно-налоговая система

Бюджетная политика – (1) регулирование уровня государственных доходов и расходов в целях воздействия на общий уровень экономической активности, поддержание рыночного равновесия и стимулирование развития отдельных сфер национальной экономики; (2) политика государственных расходов, налоговых ставок и государственных займов.

Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности.

Бюджетный федерализм – такое устройство бюджетной системы страны, при которой каждый из уровней государственной власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий.

Бюджетная система представляет собой совокупность бюджетов трех уровней:

- первый уровень – федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- второй уровень – бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- третий уровень – местные бюджеты (ст.10 БК РФ).


Термин «бюджет» используется для обозначения различных по своей природе определяемых объектов.

1. «отношения» = финансы как экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных средств в целях выплнения функций и задач государства.

2. «документ» = финансовый план

3. «денежный фонд» = финансовые ресурсы

 

Бюджетные отношения региона представляют собой часть финансовых отношений государственных органов власти с государственными, акционерными и частными предприятиями, а также населением по поводу формирования и использования централизованного фонда денежных ресурсов.

Бюджет региона – форма образования и расходования денежных средств в целях обеспечения в регионе функций органов государственной власти.

В соответствии со ст. 14 Бюджетного кодекса РФ каждый субъект Российской Федерации имеет собственный бюджет и бюджет территориального государственного внебюджетного фонда.

Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами), образуют консолидированный бюджет субъекта РФ.

В структуре доходов консодидированного бюджета региона основное место занимает налог на прибыль. Далее, по мере убывания, следуют НДС, подоходный налог с физических лиц, сборы и разные неналоговые доходы, налог на имущество.

 

В целях достижения сбалансированности бюджетов всех уровней используются различные методы бюджетного регулирования:

дотации - межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и (или) условий их использования;

субвенции - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке;

субсидии - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам ведения субъектов и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения;

бюджетный кредит - денежные средства, предоставляемые бюджетом другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации, юридическому лицу (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), иностранному государству, иностранному юридическому лицу на возвратной и возмездной основах;

секвестр – специальный механизм бюджетного регулирования, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем незащищенным статьям бюджета.

 

При определении размера трансфертов субъектам федерации учитывается:

- возможный потенциал доходов регионального бюджета;

- различия в бюджетных расходах, вызванные необходимостью содержать имеющуюся социально-бытовую инфраструктуру;

- различный уровень развития материально-технической базы социальной сферы;

- финансовые ресурсы, получаемые регионом в виде всевозможных налоговых льгот, отсрочек уплаты федеральных налогов и освобождений от них;

- долю региона в использовании федеральных ресурсов, направляемых для реализации федеральных программ;

- финансовые ресурсы, поступающие в регион при перераспределении федеральных внебюджетных средств;

- региональные удорожающие факторы, влияющие на величину бюджетных затрат;

- различия в нормативах, связанных со спецификой расселения населения.

Раздел 18. Региональная структура управления

 

Рассмотрим региональную структуру управления на примере Санкт-Петербурга:

1. Законодательная власть

Высший законодательный (представительный) орган - Законодательное Собрание Санкт-Петербурга.

2. Исполнительная власть

Правительство Санкт-Петербурга - высший исполнительный орган государственной власти, возглавляемый высшим должностным лицом Санкт-Петербурга - Губернатором, и возглавляемые Правительством Санкт-Петербурга иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга, составляющие систему исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга - Администрацию Санкт-Петербурга;

3. Судебная власть

- Уставный суд Санкт-Петербурга

- Мировые суды

 

Также необходимо отметить, что в каждом федеральном округе имеются представительства президента РФ. К их основным функциям относятся:

1. Координация экономической деятельности субъектов РФ в федеральном округе.

2. Контроль за политическим и социально-экономическим положением в регионе.

3. Контроль за исполнением решений федеральных органов власти.

4. Реализация кадровой политики главы государства.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...