Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.Ключевые вопросы темы: Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолютизм. Жалованные грамоты дворянству и городам. Экономика России второй половины XVIII в. Расцвет крепостничества. Социальные движения второй половины XVIII в. Россия в войнах второй половины XVIII в. Присоединение новых территорий. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII в. Понятия: просвещенный абсолютизм, «золотой век русского дворянства», привилегии, секуляризация, барщина, оброк, Уложенная комиссия, жалованная грамота, классицизм, барокко, «Наука побеждать», губернии, уезды, дворянские собрания, предводители дворянства, разделы Польши, крепостничество, отходничество, черта оседлости. Даты для запоминания: 1762-1796 гг. — царствование Екатерины II. 1764 г. — указ Екатерины II о секуляризации церковных владений. 1767-1768 гг. — деятельность Уложенной комиссии. 1768-1774 гг. — русско-турецкая война. 1773-1775 гг. — первый раздел Польши. 1773-1775 гг. — крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачева. 1774 г. — Кючук-Кайнарджийский мирный договор России и Турции. 1783 г. — присоединение Крыма к России. 1785 г. — Жалованная грамота дворянству. Жалованная грамота городам. 1787-1791 гг. — русско-турецкая война. 1791 г. — Ясский мирный договор России и Турции. 1793 г. — второй раздел Польши. 1795 г. — третий раздел Польши. 1796-1801 гг. — царствование Павла I. 1797 г. — Указ Павла I о престолонаследии. 1798-1800 гг. — первая коалиция против Франции. 1799 г. — Итальянский и Швейцарский походы Л.В. Суворова. 11 марта 1801 г. — дворцовый переворот. Убийство Павла I. Деятели эпохи: Екатерина II, Г.Г. Орлов, А.Г. Орлов, Г.Л. Потемкин, Е.Р. Дашкова, И.И. Панин, Е.И. Пугачев, А.А. Аракчеев, П.А. Румянцев, Г.А. Спиридов, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, А.Н. Радищев, Н.И. Новиков, М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, И. Ползунов, И.П. Ку-либии, М.Ф. Казаков, В.В. Растрелли, В.И. Баженов, Э.М. Фалькоие, Ф.Г. Волков, Н.М. Карамзин, В.К. Тре-диаковский, А.П. Сумароков, Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, Е.И. Старов, Н.П. Шереметев, П.И. Ковалева-Жемчугова, Ф.И. Шубин, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский, Ф.С. Рокотов, И.П. Аргунов. Задания Задания с выбором ответа Знание дат 1. В каком году было положено начало династии Романовых? 1) 1605 г. 2) 1613 г. 3) 1645 г. 4) 1682 г. 2. Какое ил названных событий произошло позже всех других? 1) подписание Ништадтского мира 2) основание Санкт-Петербурга 3) присоединение к России Крыма 4) Великое посольство Петра I 3. В каком ряду названы годы крестьянских восстаний XVII-XVIII вв.? 1) 1606-1607 гг., 1705-1706 гг. 2) 1613-1645 гг., 1761-1762 гг. 3) 1632-1634 гг., 1768-1774 гг. 4) 1670-1671 гг., 1773-1775 гг. 4. Что из названного произошло в XVII в.? 1) крестьянская война под руководством Е. Пугачева 2) церковный раскол 3) Семилетняя война 4) введение опричнины 5. В каком веке в России появились Сенат, Синод, коллегии? 1) XVI в. 3) XVIII в. 2) XVII в. 4) XIX в. 6. Какое из названных событий произошло в XVIII в.? 1) провозглашение России империей 2) выступление декабристов 3) Соляной бунт 4) принятие Соборного уложения 7. Даты — 1708 г., 1709 г., 1721 г, — отражают основные события войны 1) Ливонской 2) Семилетней 3) Северной 4) русско-турецкой 8. Какое из перечисленных событий произошло раньше всех других? 1) основание Санкт-Петербурга 2) созыв Уложенной комиссии 3) церковный раскол 4) начало царствования Павла I 9. Какие из названных дат отражают историю дворцовых переворотов? 1) 1720 г., 1727 г. 3) 1796 г., 1825 г. 2) 1725 г., 1740 г. 4) 1645 г., 1676 г. 10. Россия стала называться империей 1) с 1709 г. 3) с 1721 г. 2) с 1714 г. 4) с 1725 г. Знание фактов 1. Кто из названных лиц возглавил восстание в 1707-1708 гг.? 1) Степан Разин 3) Кондратий Булавип 2) Емельян Пугачев 4) Иван Болотников 2. Кто из названных монархов впервые присягнул подданным, дал «запись», соблюдение которой закрепил целованием креста? 1) Федор Иоаннович 3) Михаил Романов 2) Борис Годунов 4) Василий Шуйский 3. Что из названного получали дворяне за службу? 1) пожилое 3) поместье 2) вотчину 4) удел 4. Какая из названных территорий вошла в состав России в первой четверти XVIII века? 1) Западная Украина 3) Восточная Сибирь 2) Финляндия 4) Эстляндия 5. Известный полководец, написавший книгу «Наука побеждать» 1) П.А. Румянцев 3) Ф.Ф. Ушаков 2) А.В. Суворов 4) М.И. Кутузов 6. К реформам Петра I относится 1) отмена местничества 2) учреждение патриаршества 3) создание министерства 4) разделение страны на губернии 7. Кто из названных лиц был выдающимся русским портретистом XVIII в.? 1) И. Крамской 3) Ф. Рокотов 2) Л. Рублев 4) И. Репин 8. Последняя в истории России крестьянская война проходила в царствование 1) Алексея Михайловича 2) Петра I 3) Елизаветы Петровны 4) Екатерины II 9. Кто из названных лиц входил в число сподвижников, помощников Екатерины II в государственных делах? 1) Ф. Лефорт, А.Д. Меншиков 2) Г.А. Потемкин, II.И. Панин 3) А.П. Волынский, Э.И. Бирон 4) М.И. Воронцов, П.И. Шувалов 10. Кто из названных правителей пришел к власти в результате дворцовых переворотов? 1) Алексей Михайлович, Петр II 2) Петр I, Павел I 3) Екатерина I, Петр III 4) Елизавета Петровна, Екатерина II 11. Какой из названных сооружений, памятников был возведен в XVIII в.? 1) памятник «Медный всадник» в Санкт-Петербурге 2) царский дворец в Коломенском под Москвой 3) Успенский собор в Московском Кремле 4) храм Василия Блаженного в Москве Знание понятий, терминов, соотношение фактов и понятий 1. Как называли противников церковной реформы патриарха Никона, проведенной в XVII в.? 1) протестантами 2) самозванцами 3) стрельцами 4) старообрядцами 2. Как называлась категория населения России, обязанная выполнять натуральные повинности и платить налоги государству? 1) служилые люди 2) служилые люди по прибору 3) тяглые люди 4) казаки 3. К церковной реформе патриарха Никона относится 1) отделение церкви от государства 2) изменение церковных обрядов 3) учреждение святейшего Синода 4) оформление списка всех русских святых 4. Первый сводный кодекс законов России, принятый в 1649 г., вошел в историю под названием 1) Судебника 2) Жалованной грамоты 3) Соборного уложения 4) Табели о рангах 5. Первая печатная газета, которая стала выходить в России с начала XVIII в., называлась 1) «Куранты» 3) «Домострой» 2) «Ведомости» 4) «Апостол» 6. Согласно принятой в 1722 г. Табели о рангах продвижение по службе зависело от 1) знатности рода 2) личных заслуг 3) богатства 4) размеров земельных владений 7. Распространенный в России в XVIII — начале XIX в. художественный стиль, в котором использовалось наследие античности, назывался 1) модерном 2) русско-византийским стилем 3) классицизмом 4) барокко 8. Какое из приведенных ниже понятий связано с эпохой дворцовых переворотов в России? 1) хованщина 3) опричнина 2) Смута 4) бироновщина 9. Отходниками в XVIII в. называли 1) крестьян, уходивших из родных мест на заработки 2) беглых крестьян 3) переселенцев в Сибирь 4) крестьян, взятых в рекруты 10. В 1726 г. Екатерина I учредила 1) Государственный совет 2) Сенат 3) Верховный тайный совет 4) Земский собор. 11. Секуляризация — это 1) политика оказания экономической помощи предпринимателям 2) активное государственное вмешательство в хозяйственную жизнь 3) политика государства, направленная на поддержку отечественного производства 4) обращение государством церковной собственности в государственную 12. Как называлась политика Петра I, направленная на поощрение развития отечественного мануфактурного производства, защиту интересов русских купцов от иностранных конкурентов? 1) протекционизмом 2) благотворительностью 3) секуляризацией 4) просвещенным абсолютизмом Знание причин и следствий 1. Что из названного относится к причинам крестьянских восстаний середины и второй половины XVII в.? 1) принятие Соборного уложения, завершение юридического оформления крепостного права 2) злоупотребления при проведении рекрутских набегов 3) недовольство введением подушной подати 4) исчезновение юридических различий между вотчиной и поместьем 2. Окончательное оформление крепостничества в России было результатом принятия 1) Табели о рангах 2) Указа о единонаследии 3) Жалованной грамоты дворянству 4) Соборного уложения 3. Старообрядчество в России возникло в результате 1) решений Стоглавого собора 2) переезда митрополита из Киева во Владимир 3) борьбы иосифлян и нестяжателей 4) церковного раскола 4. В результате проведения военной реформы в первой четверти XVIII в. комплектование войска стало осуществляться на основе 1) создания полков иноземного строя 2) набора рекрутов 3) набора стрельцов 4) создания дворянского ополчения 5. Какая из названных войн завершилась подписанием Ништадтского мира? 1) Семилетняя 2) Ливонская 3) Смоленская 4) Северная 6. Что было одной из причин народных выступлений в XVII — «бунташном» — веке? 1) закрепощение крестьян и рост их повинностей 2) расширение казачьей вольности 3) введение рекрутской повинности 4) ликвидация городского самоуправления 7. Что из названного относится к предпосылкам дворцовых переворотов в России? 1) прекращение деятельности земских соборов 2) создание карательных государственных органов-фискалов и прокуратуры 3) ликвидация патриаршества в России 4) изменение традиционной системы престолонаследия 8. Что из перечисленного было одной из причин возникновения заговора против Павла I? 1) ограничение некоторых прав и привилегий дворянства 2) ликвидация Верховного тайного совета 3) введение патриаршества 4) упразднение Сената 9. Что из названного относилось к итогам царствования Павла I? 1) установление нового порядка престолонаследия 2) переход к политике просвещенного абсолютизма 3) получение Россией выхода в Черное море 4) увеличение территории России в результате разделов Речи Посполитой 10. Что из названного относится к результатам деятельности Уложенной комиссии 1767-1768 гг.? 1) принятие нового Уложения 2) одобрение Манифеста о вольности дворянства 3) разработка Манифеста о незыблемости самодержавия 4) роспуск комиссии, не сумевшей выработать новое Уложение 11. Что из названного относится к политике в области образования и просвещения второй половины XVIII в.? 1) учреждение Петербургской академии наук 2) открытие Смольного института благородных девиц 3) открытие Школы математических и навигацких наук в Москве 4) принятие университетских уставов и введение университетской автономии Задания на поиск информации в источнике 1. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите государя, о котором идет речь. «Он пришел к власти в 1613 году в очень тяжелое для страны время. Упадок государственности, разруха и острый кризис во всех сферах жизнедеятельности общества, крушение национальных и религиозных идеалов, непрекращающаяся политическая и гражданская борьба внутри общества, иностранная интервенция <...> — вот, что досталось юному царю. Казалось, непосильная ноша должна была сломить 16-лстпего царя, но он выстоял и, объединив и примирив между собой подданных, «начал заново строить Московское царство»... 1) Михаил Федорович 2) Алексей Михайлович 3) Борис Годунов 4) Федор Иоаинович 2. Прочтите отрывок из записок иностранца, относящихся к концу XVII в., и назовите русского царя, о котором идет речь. «Лишь только я с подобающим почтением представился царю, он спросил меня, однако через посредство толмача, о здоровье моего всемилостивейшего короля; я отвечал ему надлежащим выражением благодарности. Далее он осведомился, не служил ли я во флоте, на что я ответил утвердительно. Вслед за этим он тотчас же сел за стол. Пригласил меня сесть и тотчас же начал разговаривать со мною без толмача, так как сам говорил по-голландски настолько отчетливо, что я без труда мог его понимать». 1) Петр I 3) Петр III 2) Борис Годунов 4) Павел I 3. Прочтите отрывок из речи Петра I перед одной из битв Северной войны и укажите ее название. «Ведало бы российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма или в лучший вид отродиться России. И не помышляли бы вооруженных и поставленных себя быти за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за народ всероссийский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайнего уже фортуны определени от оных ожидает. Ниже бы их не смущала слава неприятеля, якобы непобедимого, которую ложну быти неоднократно сами ж они показали уже. Едино бы сие в оной пред очима, что сам Бог и правда... воюет с нами, о чем уже на многих военных действиях засвидетельствовал им помощию своею сильный в бренах Господь, на того единаго смотрели бы. А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое не дорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благосостояние». 1) Нарва 3) Гренгам 2) Гангут 4) Полтава 4. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императрицу, о которой идет речь. «...Живая и веселая, но не спускавшая глаз с самой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила производить впечатление... она наследовала энергию своего великого отца, строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга, исправно платя за каждую загнанную лошадь...» 1) Анна Иоанновна 2) Елизавета Петровна 3) Екатерина Алексеевна 4) Екатерина Вторая 5. Прочтите отрывок из исторического очерка и укажите фамилию архитектора, о котором идет речь. «В 1754-1762 гг. <...> создал знаменитый Зимний дворец в Петербурге, монументальные формы фасадов которого должны были отражать славу и могущество Российской империи. Сам архитектор писал об этом в донесении Сенату: «Строение каменного Зимнего дворца строится для одной славы всероссийской». 1) Аристотель Фиораванти 2) Василий Баженов 3) Николай Львов 4) Варфоломей Растрелли 6. Кому предназначался Указ Петра I? «Указ, что по отбытии нашего делать. 1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием части и всего имения; то же и ябедникам да последует. 2. Смотреть во всем государстве расходов и ненужные, а особливо напрасные отставить. 3. Денег, как возможно, збирать, понеже денег суть артериею войны... 6. Товары, которые на откупах или по канцеляриям и губер-ням, осмотреть и посвидетельствовать...» а) Берг-коллегии в) Сенату б) генерал-прокурору г) Тайной канцелярии 7. Прочтите отрывок из выступления императора и назовите сражение, о котором идет речь. «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога, поборающего по вас...» 1) Нарва 3) Лесная 2) Полтава 4) Гангут. 8. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, как назывался орган власти, об учреждении которого идет речь. «...Его императорское величество, присутствуя в собрании с архиереями, приметив в некоторых сильное желание к избранию патриарха, о чем неоднократно от духовенства предлагаемо было, вынув одного рукою из кармана к такому случаю приготовленный Духовный регламент и, отдав, сказал им грозно: «Вы просите патриарха, вот вам духовный патриарх, а иротивомыслящим сему (выдернув другою рукою из пожен кортик и ударя оным по столу) вот булатный патриарх!» Потом, встав, пошел вон. После сего оставлено прошение о избрании патриарха и учрежден________________. 1) Сенат 3) Государственный совет 2) Синод 4) Главный магистрат 9. Прочтите отрывок из сочинения историка и определите, о ком идет речь. «Вступив на престол через несколько трупов, она начала «блестящее» царствование. Она была умнее и образованнее всех своих предшественниц, переписывалась с великими европейскими учеными и писателями того времени (Вольтер, Дидро), старалась прослыть покровительницей просвещения и делала это довольно удачно. Перед смертью она хотела лишить престола своего сына Павла, которого она ненавидела и который не терпел ее, но не успела этого сделать: умерла скоропостижно». 1) Екатерине II 2) Елизавете Петровне 3) царевне Софье 4) Лине Иоашювие 10. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, о ком идет речь. «Происходил из простолюдинов, в детстве торговал в Москве пирожками. Случайно попал в Преоб-раженское и стал денщиком юного царя. Природная смекалка, храбрость на поле боя, личная верность и преданность царю сделали его незаменимым для Петра I. Получил звание фельдмаршала, позлее стал генералиссимусом русской армии». 1) Л. Мешпикове 3) А. Орлове 2) Г. Потемкине 4) Ф. Лефорте 11. Прочтите отрывок из документа и укажите его название. «Без суда да не лишится благородный дворянского достоинства. Без суда да не лишится благородный чести. Без суда да не лишится благородный жизни. Без суда да не лишится благородный имения. Да не судится благородный окроме своими равными...». 1) Учреждение для управления губерний 2) Указ о единонаследии 3) Табель о рангах 4) Жалованная грамота дворянству Задания с кратким ответом Установление хронологической последовательности 1. Расположите имена древнерусских князей в хронологической последовательности их правления. A) Ольга Б) Владимир Святославович B) Владимир Мономах Г) Ярослав Мудрый 2. Расположите в хронологической последовательности названные события. A) битва на р. Калке Б) разгром князем Святославом хазар B) Ледовое побоище Г) первый договор князя Олега с Византией 3. Расположите в хронологической последовательности следующие события. A) учреждение патриаршества в России Б) присоединение Новгорода Великого к Москве B) окончание зависимости Руси от Орды Г) учреждение опричнины 4. Расположите следующие термины в хронологическом порядке их появления. A) Государственная дума Б) Боярская дума B) земские соборы Г) полюдье 5. Расположите в хронологической последовательности присоединение к Москве княжеств и земель. А) Нижний Новгород В) Можайск Б) Псков Г) Коломна 6. Располояште имена в хронологическом порядке их жизни и деятельности, А) Дмитрий Донской В) Юрий Долгорукий Б) Иван Грозный Г) Даниил Московский 7. Расположите в хронологической последовательности следующие события. A) отмена крепостного права Б) принятие Соборного уложения B) окончание Смуты Г) Ливонская война 8. Расположите фамилии исторических лиц в хронологическом порядке их деятельности. А) патриарх Никон В) А. Меншиков Б) М. Сперанский Г) А. Курбский 9. Расположите фамилии исторических лиц в хронологическом порядке их деятельности. A) Богдан Хмельницкий Б) патриарх Филарет B) царь Федор Алексеевич Г) царь Федор йоаннович 10. Расположите следующие термины в хронологическом порядке их появления. Запишите буквы, которыми обозначены термины, в правильной последовательности в таблицу. А) кормление В) губерния Б) вервь Г) отруб 11. Расположите в хронологической последовательности события Смутного времени. Запишите буквы, которыми обозначены термины, в правильной последовательности в таблицу. Л) Семибоярщина и приглашение на трон королевича Владислава Б) царствование Бориса Годунова В) царствование Василия Шуйского Г) освобождение Москвы от поляков 12. Расположите в хронологической последовательности события Смутного времени. A) царствование Василия Шуйского Б) вступление в Москву Лжедмитрия I B) освобождение Москвы от интервентов Г) Семибоярщина 13. Расположите имена князей в хронологической последовательности их жизни и деятельности. Л) Иван Калита Б) Дмитрий Донской В) Юрий Долгорукий Г) Иван III 14. Расположите в хронологической последовательности следующие события военной истории России. Л) Северная война В) Семилетняя война Б) Кавказская война Г) Крымская война Задания на группировку исторического материала 1. Какие три из названных событий произошли в царствование Алексея Михайловича? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу. 1) принятие Соборного уложения 2) Северная война 3) разделы Речи Иосполитой 4) Медный бунт 5) Семилетняя война 6) крестьянско-казацкое движение под руководством С. Разина 2. Какие три события имеют отношение к реформам Петра I? 1) создание регулярной армии 2) учреждение коллегий 3) принятие Соборного уложения 4) начало книгопечатания 5) введение гражданского шрифта 6) отмена местничества 3. Какие три из перечисленных события относятся к Северной войне? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу. 1) Гангутское сражение 2) Синоиское сражение 3) Полтавская битва 4) сражение на реке Рымник 5) сражение у деревни Лесной 6) Чесменское сражение 4. Какие три из перечисленных ниже реформ связаны с царствованием Екатерины II? 1) введение свободы предпринимательства 2) создание Верховного тайного совета 3) введение обязательной службы для дворян 4) секуляризация церковных земель 5) ликвидация гетмантства и элементов автономии на Украине 6) создание Государственного совета 5. Какие три события произошли в период правления Ивана III? 1) битва на реке Воже 2) строительство Успенского собора в Москве 3) сооружение стен Московского Кремля из красного кирпича 4) стояние на реке Угре 5) созыв Стоглавого собора 6) завершение Смуты 6. Какие три из перечисленных имен связаны с развитием русской науки в XVIII в.? 1) М.В. Севергин 2) Д.И. Менделеев 3) А.С. Попов 4) М.В. Ломоносов 5) СП. Крашенинников 6) Л.М. Бутлеров 17. Какие три из перечисленных памятников зодчества были созданы в XVIII в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу. 1) Петропавловский собор в Санкт-Петербурге 2) Успенский собор Московского Кремля 3) здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге 4) храм Святой Софии в Новгороде Великом 5) храм Василия Блаженного в Москве 6) Зимний дворец в Санкт-Петербурге 8. Какие три из перечисленных документов были приняты в царствование Екатерины II? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу. 1) Табель о рангах 2) Жалованная грамота городам 3) Указ о единонаследии 4) Жалованная грамота дворянству 5) Указ о престолонаследии 6) «Наказ» 9. Какие из перечисленных имен связаны с русско-турецкими войнами второй половины XVIII в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу. 1) П.Л. Румянцев 2) П.С. Нахимов 3) Г.А. Потемкин 4) М.С. Воронцов 5) А.П. Ермолов 6) Ф.Ф. Ушаков 10. Какие три из перечисленных ниже исторических деятелей в Смутное время проявили себя как патриоты, защитники родной земли от интервенции? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу. 1) Дмитрий Пожарский 2) Василий Шуйский 3) Лжедмитрий I 4) Кузьма Минин 5) Михаил Скоиин-Шуйский 6) Богдан Хмельницкий Задания на установление соответствия между фактами, событиями, явлениями 1. Установите соответствие между деятелями русской культуры и сферами их деятельности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
2. Установите соответствие между именами современников. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
3. Установите соответствие между именами творцов культуры и их произведениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
4. Установите соответствие между названиями произведений, памятников культуры и времен их создания. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
5. Установите соответствие между фамилиями деятелей русской культуры и сферами их деятельности. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
6. Установите соответствие между памятниками зодчества и городами, в которых они созданы. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
7. Установите соответствие между именами государей и понятиями, относящимися и их правлениям. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8. Установите соответствие между событиями и датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
9. Установите соответствие между событиями и датами. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
10. Установите соответствие между именами современников. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Задания для работы с источником 1. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о ком идет речь. «...И в Константинополе во дворце императорском, как иод стенами Корестеня, [она] отличалась ловкостию, находчивостью, хитростию; перехитряет императора, как прежде перехитрила древлян. Император, говорит предание, предложил [ей] свою руку; та не отреклась, но прежде требовала, чтоб он был ее воспреемником; император согласился, но когда после таинства повторил свое предложение, то [она] напомнила ему, что по христианскому закону вос-преемник не может жениться на своей крестнице: «...Ты меня перехитрила!» — воскликнул изумленный император и отпустил ее с богатыми дарами». Ответ: _______________________• 2. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Карамзина и назовите имя князя, о котором идет речь. «Слава его правления раздалась в трех частях мира: древняя скандинавская, немецкая, византийская, арабская летописи говорят о нем. Кроме преданий церкви и нашего первого летописца, память сего великого князя хранилась и в сказаниях народных о великолепии пиров, о могучих богатырях его Илье Муромце и прочих, о коих упоминается в новейших, отчасти баснословных летописях. Сказка не история: но сие сходство в народных понятиях о временах Карла Великого и князя [...] достойно замечания: тот и другой, заслужив бессмертие в летописях своими победами, усердием к христианству, любви к наукам, живут доныне и в сказаниях богатырских». Ответ: _____________________. 3. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите имя атамана казаков, о котором идет речь. «Сей Герой погиб безвременно, но совершив главное дело: ибо Кучум уже не мог отнять Сибирского ханства у великой державы, которая единожды навсегда признала оное своим достоянием...Величавая доблесть его не только в летописаниях, но и в храмах, где мы еще и ныне торжественно молимся за него и за дружину храбрых, которые вместе с ним пали на берегах Иртыша». Ответ: _______________________. 4. Прочтите отрывок из сочинения историка Р.Г. Скрын-никова и укажите, как называлась политика, начало которой положили описанные события. «В воскресенье, 3 декабря, Грозный присутствовал на богослужении в кремлевском Успенском соборе. После окончания службы он трогательно простился с митрополитом, членами Боярской думы, дьяками, дворянами и столичными гостями... Царская семья покинула столицу, увозя с собой всю московскую «святость» и всю государственную казну... Царский «поезд» скитался в окрестностях Москвы в течение нескольких недель, пока не достиг Александровской слободы». Ответ: _______________________. 5. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и напишите имя царя, о котором идет речь. «Такой нравственной неровностью, чередованием высоких подъемов духа с самыми постыдными падениями, объясняется и государственная деятельность ______________. Царь совершил или задумывал много хорошего, умного, даже великого, и рядом с этим наделал еще больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений. Разгром Новгорода по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына и митрополита Филиппа, безобразия с опричниками в Москве и в Александровской слободе, — читая обо всем этом, подумаешь, что это был зверь от природы». Ответ: _______________________. 6. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите государственного деятеля, о котором идет речь. «Главным делом его жизни стало завершение планов Петра Великого по превращению России в черноморскую державу. Присоединение к России Крыма, основание городов и гаваней на новых южных рубежах России, стремительное создание Черноморского флота, хозяйственное освоение Тавриды — обширных причерноморских степей — вот его главные заслуги перед государством, за которые он получил титул светлейшего князя и прибавление к фамилии: Таврический». Ответ: _______________________. 7. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя ученого, о котором идет речь. «Блестящее выступление ученого на публичном собрании Академии в 1749 г. с «Похвальным словом» Елизавете Петровне произвело впечатление на императрицу, которая в августе 1750 г. приняла его в Царском Селе, а полугодом позже пожаловала чином коллежского советника с окладом 1200 рублей в год. У него появился влиятельный покровитель в лице фаворита Елизаветы Петровны Ивана Ивановича Шувалова. Именно ему ученый сумел внушить мысль о необходимости создания в Москве университета. Он составил подробный план организации университета». Ответ: _______________________. 8. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя князя, о котором говорится в тексте. «Памятником исторической мысли княжеско-бояр-ской оппозиции является «История о великом князе Московском», принадлежащая князю (...) и написанная им в Литве, куда он бежал... во время Ливонской войны. Это сочинение тоже посвящено не истории вообще, а конкретному историческому сюжету. Князь старается оправдать свой поступок. Он обвиняет Грозного в преследовании бояр, причем делит историю правления Грозного на два периода — первый, когда Иван IV правил вместе с мудрыми советниками, тогда были достигнуты крупные успехи и во внутренних реформах, и в борьбе с внешними врагами (50-е гг.), и второй, наступивший после падения Избранной рады, когда Грозный стал преследовать своих советников и его постигли неудачи и во внутренних делах, и в Ливонской войне». Ответ: _______________________. Задания с развернутым ответом Задания для работы с источником (С1—СЗ) 1—3. Из исторического источника: «В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси... Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходит< 12 |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |