Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVIII в.

Ключевые вопросы темы: Внутренняя политика Ека­терины II. Просвещенный абсолютизм. Жалованные гра­моты дворянству и городам. Экономика России второй половины XVIII в. Расцвет крепостничества. Социаль­ные движения второй половины XVIII в. Россия в вой­нах второй половины XVIII в. Присоединение новых территорий. Внутренняя и внешняя политика Павла I. Культура народов России и ее связи с европейской и ми­ровой культурой XVIII в.

Понятия: просвещенный абсолютизм, «золотой век русского дворянства», привилегии, секуляризация, бар­щина, оброк, Уложенная комиссия, жалованная грамо­та, классицизм, барокко, «Наука побеждать», губернии, уезды, дворянские собрания, предводители дворянства, разделы Польши, крепостничество, отходничество, чер­та оседлости.

Даты для запоминания:

1762-1796 гг. — царствование Екатерины II. 1764 г. — указ Екатерины II о секуляризации цер­ковных владений.

1767-1768 гг. — деятельность Уложенной комиссии. 1768-1774 гг. — русско-турецкая война. 1773-1775 гг. — первый раздел Польши.

1773-1775 гг. — крестьянская война под предводи­тельством Е.И. Пугачева.

1774 г. — Кючук-Кайнарджийский мирный договор России и Турции.

1783 г. — присоединение Крыма к России.

1785 г. — Жалованная грамота дворянству. Жало­ванная грамота городам.

1787-1791 гг. — русско-турецкая война.

1791 г. — Ясский мирный договор России и Турции.

1793 г. — второй раздел Польши.

1795 г. — третий раздел Польши.

1796-1801 гг. — царствование Павла I.

1797 г. — Указ Павла I о престолонаследии.

1798-1800 гг. — первая коалиция против Франции.

1799 г. — Итальянский и Швейцарский походы Л.В. Суворова.

11 марта 1801 г. — дворцовый переворот. Убийство Павла I.

Деятели эпохи: Екатерина II, Г.Г. Орлов, А.Г. Орлов, Г.Л. Потемкин, Е.Р. Дашкова, И.И. Панин, Е.И. Пу­гачев, А.А. Аракчеев, П.А. Румянцев, Г.А. Спиридов, А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков, А.Н. Радищев, Н.И. Нови­ков, М.В. Ломоносов, И.И. Бецкой, И. Ползунов, И.П. Ку-либии, М.Ф. Казаков, В.В. Растрелли, В.И. Баженов, Э.М. Фалькоие, Ф.Г. Волков, Н.М. Карамзин, В.К. Тре-диаковский, А.П. Сумароков, Г.Р. Державин, Д.И. Фон­визин, Е.И. Старов, Н.П. Шереметев, П.И. Ковалева-Жемчугова, Ф.И. Шубин, Д.Г. Левицкий, В.Л. Борови­ковский, Ф.С. Рокотов, И.П. Аргунов.

Задания

Задания с выбором ответа

Знание дат

1. В каком году было положено начало династии Рома­новых?

1) 1605 г. 2) 1613 г. 3) 1645 г. 4) 1682 г.

2. Какое ил названных событий произошло позже всех других?

1) подписание Ништадтского мира

2) основание Санкт-Петербурга

3) присоединение к России Крыма

4) Великое посольство Петра I

3. В каком ряду названы годы крестьянских восстаний XVII-XVIII вв.?

1) 1606-1607 гг., 1705-1706 гг.

2) 1613-1645 гг., 1761-1762 гг.

3) 1632-1634 гг., 1768-1774 гг.

4) 1670-1671 гг., 1773-1775 гг.

4. Что из названного произошло в XVII в.?

1) крестьянская война под руководством Е. Пугачева

2) церковный раскол

3) Семилетняя война

4) введение опричнины

5. В каком веке в России появились Сенат, Синод, коллегии?

1) XVI в. 3) XVIII в.

2) XVII в. 4) XIX в.

6. Какое из названных событий произошло в XVIII в.?

1) провозглашение России империей

2) выступление декабристов

3) Соляной бунт

4) принятие Соборного уложения

7. Даты — 1708 г., 1709 г., 1721 г, — отражают основ­ные события войны

1) Ливонской

2) Семилетней

3) Северной

4) русско-турецкой

8. Какое из перечисленных событий произошло рань­ше всех других?

1) основание Санкт-Петербурга

2) созыв Уложенной комиссии

3) церковный раскол

4) начало царствования Павла I

9. Какие из названных дат отражают историю дворцо­вых переворотов?

1) 1720 г., 1727 г. 3) 1796 г., 1825 г.

2) 1725 г., 1740 г. 4) 1645 г., 1676 г.

10. Россия стала называться империей

1) с 1709 г. 3) с 1721 г.

2) с 1714 г. 4) с 1725 г.

Знание фактов

1. Кто из названных лиц возглавил восстание в 1707-1708 гг.?

1) Степан Разин 3) Кондратий Булавип

2) Емельян Пугачев 4) Иван Болотников

2. Кто из названных монархов впервые присягнул под­данным, дал «запись», соблюдение которой закре­пил целованием креста?

1) Федор Иоаннович 3) Михаил Романов

2) Борис Годунов 4) Василий Шуйский

3. Что из названного получали дворяне за службу?

1) пожилое 3) поместье

2) вотчину 4) удел

4. Какая из названных территорий вошла в состав Рос­сии в первой четверти XVIII века?

1) Западная Украина 3) Восточная Сибирь

2) Финляндия 4) Эстляндия

5. Известный полководец, написавший книгу «Наука побеждать»

1) П.А. Румянцев 3) Ф.Ф. Ушаков

2) А.В. Суворов 4) М.И. Кутузов

6. К реформам Петра I относится

1) отмена местничества

2) учреждение патриаршества

3) создание министерства

4) разделение страны на губернии

7. Кто из названных лиц был выдающимся русским портретистом XVIII в.?

1) И. Крамской 3) Ф. Рокотов

2) Л. Рублев 4) И. Репин

8. Последняя в истории России крестьянская война проходила в царствование

1) Алексея Михайловича

2) Петра I

3) Елизаветы Петровны

4) Екатерины II

9. Кто из названных лиц входил в число сподвижни­ков, помощников Екатерины II в государственных делах?

1) Ф. Лефорт, А.Д. Меншиков

2) Г.А. Потемкин, II.И. Панин

3) А.П. Волынский, Э.И. Бирон

4) М.И. Воронцов, П.И. Шувалов

10. Кто из названных правителей пришел к власти в результате дворцовых переворотов?

1) Алексей Михайлович, Петр II

2) Петр I, Павел I

3) Екатерина I, Петр III

4) Елизавета Петровна, Екатерина II

11. Какой из названных сооружений, памятников был возведен в XVIII в.?

1) памятник «Медный всадник» в Санкт-Петербурге

2) царский дворец в Коломенском под Москвой

3) Успенский собор в Московском Кремле

4) храм Василия Блаженного в Москве

Знание понятий, терминов, соотношение фактов и понятий

1. Как называли противников церковной реформы пат­риарха Никона, проведенной в XVII в.?

1) протестантами

2) самозванцами

3) стрельцами

4) старообрядцами

2. Как называлась категория населения России, обязан­ная выполнять натуральные повинности и платить налоги государству?

1) служилые люди

2) служилые люди по прибору

3) тяглые люди

4) казаки

3. К церковной реформе патриарха Никона относится

1) отделение церкви от государства

2) изменение церковных обрядов

3) учреждение святейшего Синода

4) оформление списка всех русских святых

4. Первый сводный кодекс законов России, принятый в 1649 г., вошел в историю под названием

1) Судебника

2) Жалованной грамоты

3) Соборного уложения

4) Табели о рангах

5. Первая печатная газета, которая стала выходить в России с начала XVIII в., называлась

1) «Куранты» 3) «Домострой»

2) «Ведомости» 4) «Апостол»

6. Согласно принятой в 1722 г. Табели о рангах про­движение по службе зависело от

1) знатности рода

2) личных заслуг

3) богатства

4) размеров земельных владений

7. Распространенный в России в XVIII — начале XIX в. художественный стиль, в котором использовалось наследие античности, назывался

1) модерном

2) русско-византийским стилем

3) классицизмом

4) барокко

8. Какое из приведенных ниже понятий связано с эпо­хой дворцовых переворотов в России?

1) хованщина 3) опричнина

2) Смута 4) бироновщина

9. Отходниками в XVIII в. называли

1) крестьян, уходивших из родных мест на заработки

2) беглых крестьян

3) переселенцев в Сибирь

4) крестьян, взятых в рекруты

10. В 1726 г. Екатерина I учредила

1) Государственный совет

2) Сенат

3) Верховный тайный совет

4) Земский собор.

11. Секуляризация — это

1) политика оказания экономической помощи пред­принимателям

2) активное государственное вмешательство в хозяй­ственную жизнь

3) политика государства, направленная на поддерж­ку отечественного производства

4) обращение государством церковной собственности в государственную

12. Как называлась политика Петра I, направленная на поощрение развития отечественного мануфактурно­го производства, защиту интересов русских купцов от иностранных конкурентов?

1) протекционизмом

2) благотворительностью

3) секуляризацией

4) просвещенным абсолютизмом

Знание причин и следствий

1. Что из названного относится к причинам крестьян­ских восстаний середины и второй половины XVII в.?

1) принятие Соборного уложения, завершение юри­дического оформления крепостного права

2) злоупотребления при проведении рекрутских на­бегов

3) недовольство введением подушной подати

4) исчезновение юридических различий между вот­чиной и поместьем

2. Окончательное оформление крепостничества в Рос­сии было результатом принятия

1) Табели о рангах

2) Указа о единонаследии

3) Жалованной грамоты дворянству

4) Соборного уложения

3. Старообрядчество в России возникло в результате

1) решений Стоглавого собора

2) переезда митрополита из Киева во Владимир

3) борьбы иосифлян и нестяжателей

4) церковного раскола

4. В результате проведения военной реформы в первой четверти XVIII в. комплектование войска стало осу­ществляться на основе

1) создания полков иноземного строя

2) набора рекрутов

3) набора стрельцов

4) создания дворянского ополчения

5. Какая из названных войн завершилась подписанием Ништадтского мира?

1) Семилетняя

2) Ливонская

3) Смоленская

4) Северная

6. Что было одной из причин народных выступлений в XVII — «бунташном» — веке?

1) закрепощение крестьян и рост их повинностей

2) расширение казачьей вольности

3) введение рекрутской повинности

4) ликвидация городского самоуправления

7. Что из названного относится к предпосылкам двор­цовых переворотов в России?

1) прекращение деятельности земских соборов

2) создание карательных государственных органов-фискалов и прокуратуры

3) ликвидация патриаршества в России

4) изменение традиционной системы престолонасле­дия

8. Что из перечисленного было одной из причин воз­никновения заговора против Павла I?

1) ограничение некоторых прав и привилегий дво­рянства

2) ликвидация Верховного тайного совета

3) введение патриаршества

4) упразднение Сената

9. Что из названного относилось к итогам царствова­ния Павла I?

1) установление нового порядка престолонаследия

2) переход к политике просвещенного абсолютизма

3) получение Россией выхода в Черное море

4) увеличение территории России в результате раз­делов Речи Посполитой

10. Что из названного относится к результатам деятель­ности Уложенной комиссии 1767-1768 гг.?

1) принятие нового Уложения

2) одобрение Манифеста о вольности дворянства

3) разработка Манифеста о незыблемости самодер­жавия

4) роспуск комиссии, не сумевшей выработать но­вое Уложение

11. Что из названного относится к политике в области образования и просвещения второй половины XVIII в.?

1) учреждение Петербургской академии наук

2) открытие Смольного института благородных де­виц

3) открытие Школы математических и навигацких наук в Москве

4) принятие университетских уставов и введение университетской автономии

Задания на поиск информации в источнике

1. Прочтите отрывок из сочинения историка и назови­те государя, о котором идет речь.

«Он пришел к власти в 1613 году в очень тяжелое для страны время. Упадок государственности, раз­руха и острый кризис во всех сферах жизнедеятель­ности общества, крушение национальных и религи­озных идеалов, непрекращающаяся политическая и гражданская борьба внутри общества, иностранная интервенция <...> — вот, что досталось юному царю. Казалось, непосильная ноша должна была сломить 16-лстпего царя, но он выстоял и, объединив и при­мирив между собой подданных, «начал заново стро­ить Московское царство»...

1) Михаил Федорович

2) Алексей Михайлович

3) Борис Годунов

4) Федор Иоаинович

2. Прочтите отрывок из записок иностранца, относя­щихся к концу XVII в., и назовите русского царя, о котором идет речь.

«Лишь только я с подобающим почтением пред­ставился царю, он спросил меня, однако через посред­ство толмача, о здоровье моего всемилостивейшего короля; я отвечал ему надлежащим выражением бла­годарности. Далее он осведомился, не служил ли я во флоте, на что я ответил утвердительно. Вслед за этим он тотчас же сел за стол. Пригласил меня сесть и тот­час же начал разговаривать со мною без толмача, так как сам говорил по-голландски настолько отчетливо, что я без труда мог его понимать».

1) Петр I 3) Петр III

2) Борис Годунов 4) Павел I

3. Прочтите отрывок из речи Петра I перед одной из битв Северной войны и укажите ее название.

«Ведало бы российское воинство, что оной час пришел, который всего Отечества состояние положил на руках их: или пропасть весьма или в лучший вид отродиться России. И не помышляли бы вооружен­ных и поставленных себя быти за Петра, но за госу­дарство, Петру врученное, за род свой, за народ все­российский, который доселе их же оружием стоял, а ныне крайнего уже фортуны определени от оных ожидает. Ниже бы их не смущала слава неприятеля, якобы непобедимого, которую ложну быти неодно­кратно сами ж они показали уже. Едино бы сие в оной пред очима, что сам Бог и правда... воюет с нами, о чем уже на многих военных действиях засвидетель­ствовал им помощию своею сильный в бренах Гос­подь, на того единаго смотрели бы. А о Петре ведали бы известно, что ему житие свое не дорого, только бы жила Россия и российское благочестие, слава и благо­состояние».

1) Нарва 3) Гренгам

2) Гангут 4) Полтава

4. Прочтите отрывок из сочинения историка и назови­те императрицу, о которой идет речь.

«...Живая и веселая, но не спускавшая глаз с са­мой себя, при этом крупная и стройная, с красивым круглым и вечно цветущим лицом, она любила про­изводить впечатление... она наследовала энергию сво­его великого отца, строила дворцы в двадцать четыре часа и в двое суток проезжала тогдашний путь от Москвы до Петербурга, исправно платя за каждую загнанную лошадь...»

1) Анна Иоанновна

2) Елизавета Петровна

3) Екатерина Алексеевна

4) Екатерина Вторая

5. Прочтите отрывок из исторического очерка и ука­жите фамилию архитектора, о котором идет речь.

«В 1754-1762 гг. <...> создал знаменитый Зим­ний дворец в Петербурге, монументальные формы фасадов которого должны были отражать славу и мо­гущество Российской империи. Сам архитектор писал об этом в донесении Сенату: «Строение каменного Зим­него дворца строится для одной славы всероссийской».

1) Аристотель Фиораванти

2) Василий Баженов

3) Николай Львов

4) Варфоломей Растрелли

6. Кому предназначался Указ Петра I? «Указ, что по от­бытии нашего делать. 1. Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием части и все­го имения; то же и ябедникам да последует. 2. Смот­реть во всем государстве расходов и ненужные, а особ­ливо напрасные отставить. 3. Денег, как возможно, збирать, понеже денег суть артериею войны... 6. Това­ры, которые на откупах или по канцеляриям и губер-ням, осмотреть и посвидетельствовать...»

а) Берг-коллегии в) Сенату

б) генерал-прокурору г) Тайной канцелярии

7. Прочтите отрывок из выступления императора и на­зовите сражение, о котором идет речь.

«Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. Итак, не должны вы помышлять, что сра­жаетесь за Петра, но за государство, Петру вручен­ное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказы­вали. Имейте в сражении перед очами вашими правду и Бога, поборающего по вас...»

1) Нарва 3) Лесная

2) Полтава 4) Гангут.

8. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажи­те, как назывался орган власти, об учреждении ко­торого идет речь.

«...Его императорское величество, присутствуя в собрании с архиереями, приметив в некоторых сильное желание к избранию патриарха, о чем неод­нократно от духовенства предлагаемо было, вынув одного рукою из кармана к такому случаю приготов­ленный Духовный регламент и, отдав, сказал им гроз­но: «Вы просите патриарха, вот вам духовный патри­арх, а иротивомыслящим сему (выдернув другою рукою из пожен кортик и ударя оным по столу) вот булатный патриарх!» Потом, встав, пошел вон. После сего оставлено прошение о избрании патриарха и учрежден________________.

1) Сенат 3) Государственный совет

2) Синод 4) Главный магистрат

9. Прочтите отрывок из сочинения историка и определите, о ком идет речь.

«Вступив на престол через несколько трупов, она начала «блестящее» царствование. Она была умнее и образованнее всех своих предшественниц, переписы­валась с великими европейскими учеными и писате­лями того времени (Вольтер, Дидро), старалась про­слыть покровительницей просвещения и делала это довольно удачно.

Перед смертью она хотела лишить престола своего сына Павла, которого она ненавидела и который не терпел ее, но не успела этого сделать: умерла скоропо­стижно».

1) Екатерине II

2) Елизавете Петровне

3) царевне Софье

4) Лине Иоашювие

10. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажи­те, о ком идет речь.

«Происходил из простолюдинов, в детстве торго­вал в Москве пирожками. Случайно попал в Преоб-раженское и стал денщиком юного царя. Природная смекалка, храбрость на поле боя, личная верность и преданность царю сделали его незаменимым для Петра I. Получил звание фельдмаршала, позлее стал генералиссимусом русской армии».

1) Л. Мешпикове 3) А. Орлове

2) Г. Потемкине 4) Ф. Лефорте

11. Прочтите отрывок из документа и укажите его на­звание.

«Без суда да не лишится благородный дворянского достоинства.

Без суда да не лишится благородный чести.

Без суда да не лишится благородный жизни.

Без суда да не лишится благородный имения.

Да не судится благородный окроме своими рав­ными...».

1) Учреждение для управления губерний

2) Указ о единонаследии

3) Табель о рангах

4) Жалованная грамота дворянству

Задания с кратким ответом

Установление хронологической последовательности

1. Расположите имена древнерусских князей в хроно­логической последовательности их правления.

A) Ольга

Б) Владимир Святославович

B) Владимир Мономах

Г) Ярослав Мудрый

2. Расположите в хронологической последовательности названные события.

A) битва на р. Калке

Б) разгром князем Святославом хазар

B) Ледовое побоище

Г) первый договор князя Олега с Византией

3. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

A) учреждение патриаршества в России

Б) присоединение Новгорода Великого к Москве

B) окончание зависимости Руси от Орды

Г) учреждение опричнины

4. Расположите следующие термины в хронологиче­ском порядке их появления.

A) Государственная дума

Б) Боярская дума

B) земские соборы

Г) полюдье

5. Расположите в хронологической последовательности присоединение к Москве княжеств и земель.

А) Нижний Новгород В) Можайск

Б) Псков Г) Коломна

6. Располояште имена в хронологическом порядке их жизни и деятельности,

А) Дмитрий Донской В) Юрий Долгорукий

Б) Иван Грозный Г) Даниил Московский

7. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

A) отмена крепостного права

Б) принятие Соборного уложения

B) окончание Смуты

Г) Ливонская война

8. Расположите фамилии исторических лиц в хроноло­гическом порядке их деятельности.

А) патриарх Никон В) А. Меншиков

Б) М. Сперанский Г) А. Курбский

9. Расположите фамилии исторических лиц в хроноло­гическом порядке их деятельности.

A) Богдан Хмельницкий Б) патриарх Филарет

B) царь Федор Алексеевич Г) царь Федор йоаннович

10. Расположите следующие термины в хронологиче­ском порядке их появления. Запишите буквы, кото­рыми обозначены термины, в правильной последова­тельности в таблицу.

А) кормление В) губерния

Б) вервь Г) отруб

11. Расположите в хронологической последовательности события Смутного времени. Запишите буквы, кото­рыми обозначены термины, в правильной последова­тельности в таблицу.

Л) Семибоярщина и приглашение на трон короле­вича Владислава Б) царствование Бориса Годунова В) царствование Василия Шуйского Г) освобождение Москвы от поляков

12. Расположите в хронологической последовательности события Смутного времени.

A) царствование Василия Шуйского

Б) вступление в Москву Лжедмитрия I

B) освобождение Москвы от интервентов Г) Семибоярщина

13. Расположите имена князей в хронологической по­следовательности их жизни и деятельности.

Л) Иван Калита Б) Дмитрий Донской В) Юрий Долгорукий Г) Иван III

14. Расположите в хронологической последовательности следующие события военной истории России.

Л) Северная война В) Семилетняя война

Б) Кавказская война Г) Крымская война

Задания на группировку исторического материала

1. Какие три из названных событий произошли в цар­ствование Алексея Михайловича? Обведите соответ­ствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) принятие Соборного уложения

2) Северная война

3) разделы Речи Иосполитой

4) Медный бунт

5) Семилетняя война

6) крестьянско-казацкое движение под руководством С. Разина

2. Какие три события имеют отношение к реформам Петра I?

1) создание регулярной армии

2) учреждение коллегий

3) принятие Соборного уложения

4) начало книгопечатания

5) введение гражданского шрифта

6) отмена местничества

3. Какие три из перечисленных события относятся к Се­верной войне? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) Гангутское сражение

2) Синоиское сражение

3) Полтавская битва

4) сражение на реке Рымник

5) сражение у деревни Лесной

6) Чесменское сражение

4. Какие три из перечисленных ниже реформ связаны с царствованием Екатерины II?

1) введение свободы предпринимательства

2) создание Верховного тайного совета

3) введение обязательной службы для дворян

4) секуляризация церковных земель

5) ликвидация гетмантства и элементов автономии на Украине

6) создание Государственного совета

5. Какие три события произошли в период правления Ивана III?

1) битва на реке Воже

2) строительство Успенского собора в Москве

3) сооружение стен Московского Кремля из красно­го кирпича

4) стояние на реке Угре

5) созыв Стоглавого собора

6) завершение Смуты

6. Какие три из перечисленных имен связаны с разви­тием русской науки в XVIII в.?

1) М.В. Севергин

2) Д.И. Менделеев

3) А.С. Попов

4) М.В. Ломоносов

5) СП. Крашенинников

6) Л.М. Бутлеров

17. Какие три из перечисленных памятников зодчества были созданы в XVIII в.? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу. 1) Петропавловский собор в Санкт-Петербурге 2) Успенский собор Московского Кремля

3) здание Двенадцати коллегий в Санкт-Петербурге

4) храм Святой Софии в Новгороде Великом

5) храм Василия Блаженного в Москве

6) Зимний дворец в Санкт-Петербурге

8. Какие три из перечисленных документов были при­няты в царствование Екатерины II? Обведите соот­ветствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) Табель о рангах

2) Жалованная грамота городам

3) Указ о единонаследии

4) Жалованная грамота дворянству

5) Указ о престолонаследии

6) «Наказ»

9. Какие из перечисленных имен связаны с русско-ту­рецкими войнами второй половины XVIII в.? Обве­дите соответствующие цифры и запишите их в таб­лицу.

1) П.Л. Румянцев

2) П.С. Нахимов

3) Г.А. Потемкин

4) М.С. Воронцов

5) А.П. Ермолов

6) Ф.Ф. Ушаков

10. Какие три из перечисленных ниже исторических деятелей в Смутное время проявили себя как пат­риоты, защитники родной земли от интервенции? Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.

1) Дмитрий Пожарский

2) Василий Шуйский

3) Лжедмитрий I

4) Кузьма Минин

5) Михаил Скоиин-Шуйский

6) Богдан Хмельницкий

Задания на установление соответствия

между фактами, событиями, явлениями

1. Установите соответствие между деятелями русской культуры и сферами их деятельности.

К каждой позиции первого столбца подберите со­ответствующую позицию второго и запишите в таб­лицу выбранные цифры под соответствующими бук­вами.

ДЕЯТЕЛИ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
А) Аристотель Фиоравапти 1) иконописец
Б) Афанасий Никитин 2) скульптор и декоратор
В) Андрей Рублев 3) религиозный мыслитель
Г) Нил Сорский 4) купец и путешественник
  5) архитектор и инженер

2. Установите соответствие между именами современ­ников.

К каждой позиции первого столбца подберите со­ответствующую позицию второго и запишите в таб­лицу выбранные цифры под соответствующими бук­вами.

А)'Андрей Курбский 1) Алексей Адашев
Б) Иван III 2) хан Узбек
В) Иван Калита 3) Марфа Борецкая
Г) Дмитрий Донской 4) патриарх Никон
  5) Александр Пересвет

3. Установите соответствие между именами творцов культуры и их произведениями.

К каждой позиции первого столбца подберите со­ответствующую позицию второго и запишите в таб­лицу выбранные цифры под соответствующими бук­вами.

ИМЕНА ПРОИЗВЕДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ
А) Аристотель Фиораванти Б) Иван Федоров В) Андрей Рублев Г) Афанасий Никитин 1) икона «Троица» 2) книга «Апостол» 3) послание Ивану IV Грозному 4) «Хождение за три моря» 5) Успенский собор в Москве

4. Установите соответствие между названиями произве­дений, памятников культуры и времен их создания. К каждой позиции первого столбца подберите со­ответствующую позицию второго и запишите в таб­лицу выбранные цифры под соответствующими бук­вами.

 

ПРОИЗВЕДЕНИЯ,  
ПАМЯТНИКИ ВРЕМЯ СОЗДАНИЯ
А) «Слово о полку Игоревен 1) середина XI в.
Б) «Домострой» 2) конец XII в.
В) икона «Троица» Андрея Рублева Г) храм Святой Софии в Новгороде 3) первая четверть XV в.
4) вторая половина XV в. 5) начало XVII в.

5. Установите соответствие между фамилиями деяте­лей русской культуры и сферами их деятельности. К каждой позиции первого столбца подберите со­ответствующую позицию второго и запишите в таб­лицу выбранные цифры под соответствующими бук­вами.

ФАМИЛИИ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
A) Г.Р. Державин Б) Р.С. Рокотов B) В.И. Баженов Г) И.И. Ползунов 1) театр 2) живопись 3) техника 4) литература 5) архитектура

6. Установите соответствие между памятниками зодче­ства и городами, в которых они созданы.

К каждой позиции первого столбца подберите со­ответствующую позицию второго и запишите в таб­лицу выбранные цифры под соответствующими бук­вами.

ГОРОД ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ
А)Владимир 1) Ферапонтов монастырь
Б) Москва 2) Дмитриевский собор
В) Новгород 3) Десятинная церковь
Г) Киев 4) Архангельский собор
  5) памятник «Тысячелетие России»

7. Установите соответствие между именами государей и понятиями, относящимися и их правлениям.

К каждой позиции первого столбца подберите со­ответствующую позицию второго и запишите в таб­лицу выбранные цифры под соответствующими бук­вами.

ГОСУДАРИ ПОНЯТИЯ
А) Иван Грозный 1) просвещенный абсолютизм
Б) Анна Иоанновна 2) опричнина
В) Екатерина II 3) полки «иноземного строя»
Г) Алексей Михайлович 4) бироновщина
  5) министерства

8. Установите соответствие между событиями и датами. К каждой позиции первого столбца подберите со­ответствующую позицию второго и запишите в таб­лицу выбранные цифры под соответствующими бук­вами.

СОБЫТИЯ   ДАТЫ
А) венчание Ивана IV на царство 1) 1147 г.
Б) Ливонская война   2) 1547 г.
В) Куликовская битва   3) 1462-1505 гг.
Г) княжение Ивана III   4) 1380 г. 5) 1558-1583 гг.

9. Установите соответствие между событиями и датами. К каждой позиции первого столбца подберите со­ответствующую позицию второго и запишите в таб­лицу выбранные цифры под соответствующими бук­вами.

СОБЫТИЯ ДАТЫ
А) восстание древлян 1) 1147 г.
Б) поход войска Батыя в Северо-Вос- 2) 988 г.
точную Русь 3) 964-968 гг.
В) первое упоминание в летописи 4) 945 г.
о Москве 5) 1237-1238 гг.
Г) походы князя Святослава на хазар  

10. Установите соответствие между именами современ­ников.

К каждой позиции первого столбца подберите со­ответствующую позицию второго и запишите в таб­лицу выбранные цифры под соответствующими бук­вами.

КНЯЗЬЯ РЕЛИГИОЗНЫЕ ДЕЯТЕЛИ
А) Иван Великий 1) митрополит Алексий
Б) Дмитрий Донской 2) митрополит Петр
В) Василий II 3) Нил Сорский
Г) Иван Калита 4) митрополит Макарий
  5) митрополит Исидор

Задания для работы с источником

1. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о ком идет речь.

«...И в Константинополе во дворце император­ском, как иод стенами Корестеня, [она] отличалась ловкостию, находчивостью, хитростию; перехитряет императора, как прежде перехитрила древлян. Импе­ратор, говорит предание, предложил [ей] свою руку; та не отреклась, но прежде требовала, чтоб он был ее воспреемником; император согласился, но когда после таинства повторил свое предложение, то [она] напомнила ему, что по христианскому закону вос-преемник не может жениться на своей крестнице: «...Ты меня перехитрила!» — воскликнул изумлен­ный император и отпустил ее с богатыми дарами».

Ответ: _______________________•

2. Прочтите отрывок из сочинения историка Н.М. Ка­рамзина и назовите имя князя, о котором идет речь.

«Слава его правления раздалась в трех частях мира: древняя скандинавская, немецкая, византий­ская, арабская летописи говорят о нем. Кроме преда­ний церкви и нашего первого летописца, память сего великого князя хранилась и в сказаниях народных о великолепии пиров, о могучих богатырях его Илье Муромце и прочих, о коих упоминается в новейших, отчасти баснословных летописях. Сказка не история: но сие сходство в народных понятиях о временах Кар­ла Великого и князя [...] достойно замечания: тот и другой, заслужив бессмертие в летописях своими победами, усердием к христианству, любви к наукам, живут доныне и в сказаниях богатырских». Ответ: _____________________.

3. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите имя атамана казаков, о котором идет речь.

«Сей Герой погиб безвременно, но совершив глав­ное дело: ибо Кучум уже не мог отнять Сибирского ханства у великой державы, которая единожды на­всегда признала оное своим достоянием...Величавая доблесть его не только в летописаниях, но и в храмах, где мы еще и ныне торжественно молимся за него и за дружину храбрых, которые вместе с ним пали на бе­регах Иртыша».

Ответ: _______________________.

4. Прочтите отрывок из сочинения историка Р.Г. Скрын-никова и укажите, как называлась политика, начало которой положили описанные события.

«В воскресенье, 3 декабря, Грозный присутствовал на богослужении в кремлевском Успенском соборе. После окончания службы он трогательно простился с митрополитом, членами Боярской думы, дьяками, дворянами и столичными гостями... Царская семья

покинула столицу, увозя с собой всю московскую «святость» и всю государственную казну... Царский «поезд» скитался в окрестностях Москвы в течение нескольких недель, пока не достиг Александровской слободы».

Ответ: _______________________.

5. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Клю­чевского и напишите имя царя, о котором идет речь.

«Такой нравственной неровностью, чередованием высоких подъемов духа с самыми постыдными па­дениями, объясняется и государственная деятель­ность ______________. Царь совершил или задумывал

много хорошего, умного, даже великого, и рядом с этим наделал еще больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современни­ков и последующих поколений. Разгром Новгорода по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына и митрополита Филиппа, безобразия с опричниками в Москве и в Александровской слобо­де, — читая обо всем этом, подумаешь, что это был зверь от природы».

Ответ: _______________________.

6. Прочтите отрывок из сочинения историка и назови­те государственного деятеля, о котором идет речь.

«Главным делом его жизни стало завершение пла­нов Петра Великого по превращению России в черно­морскую державу. Присоединение к России Крыма, основание городов и гаваней на новых южных рубе­жах России, стремительное создание Черноморского флота, хозяйственное освоение Тавриды — обширных причерноморских степей — вот его главные заслуги перед государством, за которые он получил титул светлейшего князя и прибавление к фамилии: Таври­ческий».

Ответ: _______________________.

7. Прочтите отрывок из сочинения историка и назови­те имя ученого, о котором идет речь.

«Блестящее выступление ученого на публичном собрании Академии в 1749 г. с «Похвальным словом» Елизавете Петровне произвело впечатление на им­ператрицу, которая в августе 1750 г. приняла его в Царском Селе, а полугодом позже пожаловала чином коллежского советника с окладом 1200 рублей в год. У него появился влиятельный покровитель в лице фаворита Елизаветы Петровны Ивана Ивановича Шувалова. Именно ему ученый сумел внушить мысль о необходимости создания в Москве университета. Он составил подробный план организации универси­тета».

Ответ: _______________________.

8. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажи­те имя князя, о котором говорится в тексте.

«Памятником исторической мысли княжеско-бояр-ской оппозиции является «История о великом князе Московском», принадлежащая князю (...) и написан­ная им в Литве, куда он бежал... во время Ливонской войны. Это сочинение тоже посвящено не истории во­обще, а конкретному историческому сюжету. Князь старается оправдать свой поступок. Он обвиняет Грозного в преследовании бояр, причем делит исто­рию правления Грозного на два периода — первый, когда Иван IV правил вместе с мудрыми советниками, тогда были достигнуты крупные успехи и во внутрен­них реформах, и в борьбе с внешними врагами (50-е гг.), и второй, наступивший после падения Избранной рады, когда Грозный стал преследовать своих советников и его постигли неудачи и во внутренних делах, и в Ли­вонской войне».

Ответ: _______________________.

Задания с развернутым ответом Задания для работы с источником (С1—СЗ)

1—3. Из исторического источника:

«В год 6370 изгнали варягов за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «По­ищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву». И пошли за море к варягам, к руси... Сказали Руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша ве­лика и обильна, а порядка в ней нет. Приходит<

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...