Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Конспектирование (работа с первоисточниками)

МЕТЕОРОЛОГИЯ И КЛИМАТОЛОГИЯ

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

 

Методические указания для студентов 1 курса специальности «География»

 

 

Брест


СОДЕРЖАНИЕ

 

Рейтинговая система оценки уровня знаний студентов. 3

Виды самостоятельной работы студентов. 4

Реферат. 4

Коллоквиум.. 6

Контрольная работа. 6

Тестирование. 7

Анализ монографий. 7

Тематическое сообщение. 8

Анализ журнальных статей. 8

Конспектирование (работа с первоисточниками) 8

Изготовление дидактических материалов. 9

Участие в семинарских занятиях. 9

Практическое занятие. 9

Лабораторное занятие. 10

Публикация тезисов, статьи. 11

Темы рефератов по теме «История метеорологии и климатологии». 12

Темы рефератов по разделу «Климат». 13

Тематические сообщения. 14

Самостоятельная работа «Характеристика климата Беларуси». 15

План анализа параграфа школьного учебника. 22

 


Рейтинговая система оценки уровня знаний студентов

 

1. Работа в аудитории

На лекциях 20х5=100
На лабораторных занятиях
3 самостоятельные работы
Коллоквиум
Итого

2. Самостоятельная работа

Реферат «История метеорологии»
Реферат «Климаты Земли»
Анализ климата одного из городов Беларуси
Тематические сообщения
Анализ журнальных статей
Изготовление дидактических материалов
Работа с первоисточником (конспект)
Участие в научно-исследовательской работе
Анализ темы школьного учебника
Ведение словаря понятий и терминов
Пополнение хрестоматии
Итого (минимум)

 

Оценка

Сумма баллов Оценка
больше 90% 9, 10
от 70 до 90% может претендовать на 9
от 50 до 69% 6, 7, 8
от 25 до 49% 4,5
меньше 25% требуется отработка

 


Виды самостоятельной работы студентов

 

Реферат

Реферат представляет собой самостоятельную письменную работу студента. Тема реферата согласуется с преподавателем. Текст реферата должен содержать аргументированное изложение определенной темы (предметной области науки). Реферат содержит следующие разделы:

1. Введение.

2. Основная часть.

3. Заключение.

4. Литература (список используемых источников).

Во введении автор указывает на актуальность темы, приводит ее обоснование. В основной частикратко и логично излагается теоретический аспект реферируемой проблемы, приводятся результаты исследования, которые подтверждают или ставят под сомнение теоретические положения, аргументируется собственный взгляд на данную проблему. В заключенииавтор реферата обобщает положения, высказанные во введении и основной части; формулирует гипотезу о возможности экспериментальной проверки собственной аргументации.

Список используемых источников оформляется по алфавиту (либо в порядке цитирования): автор, инициалы, название работы, место, название и год издания, общее количество страниц. Список должен содержать не менее пяти публикаций, как правило, за последние четыре – пять лет, включая работы, опубликованные по данной проблеме в журналах за последний год.

Объем реферата: 10–15 страниц машинописного текста формата А-4, что соответствует объему параграфа курсовой работы.

Требования к оформлению реферата:

1. Обложка (титульный лист). На обложке пишется наименование учебного заведения, факультета, отделения, номер группы; Ф.И.О. студента, тема; фамилия и инициалы преподавателя, его ученая степень и/или звание; место и год выполнения работы (рисунок).

2. Оглавление. В оглавлении приводятся названия структурных компонентов реферата: ВВЕДЕНИЕ, НАЗВАНИЕ ПУНКТОВ и подпунктов основной части, ЗАКЛЮЧЕНИЕ, СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ с указанием страниц.

3. Нумерация страниц начинается с 3-ей страницы (обложка и оглавление не нумеруются). Расстояние между введением, пунктами основной части, заключением и списком используемых источников одинаковое (2 интервала).

4. Основная часть. В зависимости от содержания и логики изложения материала, основная часть делится на пункты и подпункты.

Реферат следует печатать, соблюдая следующие требования: гарнитура шрифта «Times New Roman», размер шрифта 14 пт, параметры страниц устанавливаются следующие: верх и низ 25 мм, слева 30 мм, справа 15 мм. Межстрочный интервал одинарный.

Текст с абзацного отступа с обязательным выравниванием по ширине и автоматической расстановкой переносов.

Таблицы и рисунки идут по тексту с обязательной сквозной нумерацией (рисунок 1, рисунок 2; таблица 1, таблица 2 …).

Страницы пронумеровать.

Библиографические ссылки в тексте реферата оформляются в квадратных скобках:

• номер библиографической записи [7]. Например, Я.Л. Коломинский [7] в книге «Человек: Психология» отмечал ...

• ссылка с указанием страниц цитируемых работ. Например, «как видно из исследований [7, с. 7]» или [7, С. 7 – 14].

• ссылка на ряд работ. Например, [7; 10; 14].

5. Заключение. Объем заключения обычно не превышает 0,5 – 1 страницу.

6. Список используемых источников. Список источников приводится в алфавитном порядке, оформляется в зависимости от количества авторов.

• Произведения печати одного автора:

1. Будыко, М.И. Изменения климата / М.И. Будыко. – Л.: Гидрометеоиздат, 1974. – 280 с.

• Произведения печати двух авторов с общим заглавием:

1. Хромов, С.П. Метеорология и климатология: учебник / С.П. Хромов, М. А. Петросянц. – М.: Изд-во МГУ, Изд-во “КолосС”, 2004. – 582 с.

• Произведения печати более трех авторов с общим заглавием:

1. Парниковый эффект, изменения климата и экосистемы / под ред. Б. Болина [и др.]. – Л.: Гидрометеоиздат, 1989. – 560 с.

• Работы (статьи) авторов как составная часть книги (сборника, журнала):

1. Кандыбович Л.А., Дроздова Н.В. История развития психологической культуры в аспекте педагогического взаимодействия // Теоретические и прикладные проблемы психологии педагогического межличностного взаимодействия: Материалы Междунар. науч.-практ. конф., 19-20апр. 2002 г. Ч. 1. – Мн.: БГПУ, 2002. – С. 183-185.

 

После оформления списка печатных источников (книги, пособия, учебники, справочники, журнальные статьи) можно оформить список Интернет-ресурсов.

 

учреждение образования «Брестский Государственный университет имени А.С. Пушкина»   Географический факультет   Кафедра географии Беларуси   РЕФЕРАТ по курсу «Метеорология и климатология»   Климат Южной и Юго-восточной Азии Выполнил: студент 1 курса географического факультета, специальность «География» Иванов Андрей Васильевич   Преподаватель: Бондарук С.П.   Брест 2010

Рисунок – Образец оформления титульного листа


Коллоквиум

Коллоквиум (лат. colloquium – разговор, беседа) – это одна из форм деятельности студентов, выполняющая контрольно-обучающую функцию.

Коллоквиум проводится в форме беседы преподавателя со студентами либо как научное собрание с обсуждением докладов на определенную тему. Для обсуждения на коллоквиуме выносятся отдельные разделы, темы, вопросы изучаемой учебной дисциплины, а также рефераты, проекты и другие работы студентов. Другими словами, коллоквиум – это метасеминар или «семинар семинаров», позволяющий интегрировать знания по отдельным темам дисциплины, проанализировать внутрипредметные и межпредметные связи.

Участие студентов в коллоквиуме требует от них умений не только транслировать, но и конструировать новые знания в условиях диалога, обмена мнениями. В свою очередь, преподаватель получает информацию о характере самостоятельной работы студентов, о трудностях и причинах ошибочных представлений по тем или иным вопросам темы, раздела, и главное, выявляет степень правильности, объема, глубины знаний и умений студентов.

Вопросы коллоквиума разрабатываются преподавателем учебной дисциплины. Задания могут варьироваться в соответствии с конкретными дидактическими целями, и задачами.

При возникновении затруднений в беседе студент может обратиться к системе разъяснений, последовательно выводящий его на правильную последовательность действий.

Коллоквиум дает возможность диагностики усвоения знаний, выполняет организующую функцию, активизирует студентов и является одной из наиболее действенных форм обратной связи. Коллоквиум предполагает максимальное использование интерактивных форм и методов, каждый студент должен принять участие в обсуждении в той или иной форме не менее чем 70% учебного материала, выносимого на коллоквиум.

Контрольная работа

Контрольная работа является промежуточной формой контроля знаний студентов и представляет собой письменное выполнение определенных заданий. Она предназначена для проверки знаний студентов по учебной дисциплине, а также служит для закрепления полученных знаний, умений и навыков. В контрольной работе студентам предлагаются вопросы и задачи, сформулированные и разработанные на основании материала, изложенного в лекциях, обсужденного на семинарах или самостоятельно изученного студентами.

Для выполнения контрольной работы студентам предлагаются задания, которые имеют ответы, зафиксированные литературе. В контрольной работе от студента требуется осведомленность в предлагаемых темах, проблемах и вопросах.

В зависимости от специфики изучаемой дисциплины контрольная работа может представлять собой:

• тестовые задания, требующие однозначных ответов на поставленные вопросы;

• решение задач;

• творческая работа по определенному разделу или проблеме изучаемой дисциплины.

Контрольная работа может использоваться в качестве текущей проверки и закрепления знаний, а также как работа, которая обеспечивает допуск к экзамену и позволяет преподавателю контролировать и прогнозировать степень и качество усвоения студентами материала прочитанного курса.

Контрольная работа оценивается преподавателем, предлагавшим задания для этой работы. Оценка производится на основании определения точности и развернутости ответов студента на вопросы и решение задач.

Тестирование

Тестирование – процедура использования тестов с целью контроля усвоения знаний по определенному разделу курса или по курсу в целом. В сфере образования тестирование внедряется в связи с увеличением продолжительности обучения и числа субъектов учебного процесса, усложнением учебных программ, а так же для организации оперативной обратной связи и коррекции методов обучения.

Тестирование в учебном процессе является результатом использования так называемых тестов достижений. Тесты достижений позволяют достаточно объективно и при минимальных затратах аудиторного времени оценить степень владения студентами конкретными знаниями, умениями и навыками. Они имеют три вида: тесты действия, письменные и устные тесты. Тесты действия предназначены для выявления практических умений и навыков. Письменные тесты могут быть представлены на специальных бланках или электронных носителях. Устные тесты достижений представляют собой систему вопросов, предполагающих, как правило, наличие кратких и однозначных ответов. Существуют различные формы тестов: закрытые и открытые. Суть закрытых тестов заключается в выборе правильного ответа из нескольких предложенных вариантов. Открытые тесты основаны на принципе Дополнения недостающей смысловой единицы (термин, имя...), установления соответствия между группами смысловых единиц или правильной последовательности их изложения.

В зависимости от объема изучаемой дисциплины целесообразно проводить от 1 до 4 тестирований. Наиболее эффективно сочетание тестирования и модульного подхода, когда тест-контроль проводится по итогам изучения каждого модуля. Кроме промежуточного испытания тестирование может играть роль итогового контроля (как допуск к экзамену или его альтернатива). Широкое применение тестирование нашло в организации самостоятельной управляемой работы студентов и дистанционного обучения.

Тесты могут предполагать альтернативные и безальтернативные ответы. Они должны быть доступны студентам, и стимулировать их познавательную деятельность. Возможны следующие варианты тестирования: 1) преподаватель (или компьютер) выбирает малое число заданий из большого количества вопросов, например, 30 из 900 имеющихся; 2) он предлагает все задания, когда их число ограничено, как правило, не более 30. В первом случае применяется прогрессивная шкала оценки: процент от общей суммы полученных ответов на вопросы теста. Во втором случае предполагается стопроцентный ответ.

 

Анализ монографий

Монография – это научное исследование автора, коллектива авторов, посвященное одной проблеме или теме.

При анализе монографии необходимо соблюдать следующую последовательность:

1. Ознакомиться с общим построением монографии, ее оглавлением и содержанием, что дает представление о научной проблематике данной монографии.

2. Дать научно обоснованный взгляд автора с точки зрения парадигмы, теории, концепции или научного положения.

3. Определить уровень анализируемой монографии (фундаментальный, прикладной, практический).

4. Обозначить характер исследования: теоретический; теоретико-эмпирический; эмпирический; эмпирико-теоретический.

5. Дать характеристику структурных компонентов (разделов, глав монографии) в целом.

6. Последовательно охарактеризовать все структурные компоненты или углубленно проработать один или несколько из них (по рекомендации преподавателя или по выбору студента).

Анализ монографии должен быть предоставлен в письменном виде (требования к оформлению такие же, как к реферату), объем 10–12 страниц печатного текста.

 

Тематическое сообщение

Тематическое сообщение – устное или письменное изложение студентом основного содержания учебного материала по определенной теме. Тематическое сообщение имеет своей целью конкретизацию и углубление знаний, полученных на лекциях, семинарских и практических занятиях.

Прежде чем приступить к работе над сообщением по определенной теме, необходимо внимательно изучить конспект лекций, просмотреть учебник, чтобы восстановить в памяти содержание и логическую структуру обсуждаемого на практическом занятии материала, ознакомиться с планом семинарского занятия и списком литературы. Поскольку для изучения той или иной темы нередко рекомендуется не один, а несколько источников, то на младших курсах одним из лучших вариантов является чтение (хотя бы беглое) всей литературы, а тематическое сообщение составляется на основе одного, наиболее полного и подходящего по содержанию произведения. На старших курсах целесообразно строить свое сообщение на основе материала из различных источников, освящая и сопоставляя различные взгляды, точки зрения.

В процессе дальнейшей работы необходимо правильно составить и продумать план тематического сообщения, что значительно ускорит и облегчит работу над ним.

Поскольку сообщения по своему назначению могут быть разными: доклад по основному вопросу, дополнение, содоклад, то их построение тоже может быть различным.

Студент, выступающий с содокладом и дополнением, должен внимательно слушать товарища, чтобы избежать ненужных повторений и при необходимости вносить изменения в наличный план сообщения.

Хорошее впечатление производят выступления, которые отличаются четкостью структуры, глубиной, аргументированностью и убедительностью, ясным и грамотным изложением. Поэтому в процессе работы над тематическим сообщением важно уяснить и усвоить подготовленный материал, продумать логику его подачи, выделить главные мысли.

Само изложение тематического сообщения важно ограничить 5–7 минутами. При этом необходимо исключить чтение конспекта.

Анализ журнальных статей

Анализу подлежат публикации в соответствующих профилю дисциплины рецензируемых журналах, сборниках материалов и тезисов научно-практических конференций или коллективных монографиях.

Основные требования аналогичны к анализу монографии с учетом разницы в объеме публикации. Анализ статьи должен осуществляться в соответствии с планом ее автора. При отсутствии структурных компонентов анализирующий должен сам структурировать текст публикации.

 

Участие в семинарских занятиях

Семинар - аудиторная диалоговая форма занятий по одной из тем курса, предполагающая активное участие студентов, как правило, получивших специальные задания. Основной формой семинарских занятий является совместный анализ заранее прочитанного текста, указанного в программе курса, что позволяет студентам приобрести навыки самостоятельной интерпретации и умение аргументировать свою точку зрения.

Главная цель семинарских занятий - использование теоретического знания применительно к особенностям изучаемой отрасли. Если на семинаре студентом используются иные формы учебной деятельности (тематическое сообщение, реферат), он может получить дополнительное количество кредитов.

Практическое занятие

Практические занятия призваны углублять, расширять, детализировать знания, полученные на лекции в обобщенной форме, и содействовать выработке навыков профессиональной деятельности. Данные занятия развивают научное мышление и речь, позволяют

проверить знания студентов и выступают как средство оперативной обратной связи.

Структура практического занятия состоит из следующих компонентов:

1. Повторение теоретических положений в соответствии с планом практического занятия.

2. Применение теоретических положений на прикладном и практическом уровне под руководством преподавателя.

3. Практическое занятие оформляется студентом письменно (правила оформления такие же, как в лабораторной работе).

Если студент проработал материал в учебной аудитории и представил результаты в соответствии с вышеуказанными требованиями, за практическое занятие начисляется 4 кредита.

Лабораторное занятие

Лабораторное занятие - это форма учебной деятельности, служащая для отработки практических действий по тому или иному предмету. Цель лабораторной работы - повторение и проверка экспериментальных данных, эмпирическое подтверждение теоретических и прикладных исследований.

Основная задача лабораторных занятий — формирование конкретных умений и навыков на основе полученных теоретических знаний по предмету. Кроме того, лабораторные занятия дают возможность приобретения студентами навыков ведения исследовательской работы. На занятиях моделируются и обсуждаются практические ситуации, фрагменты будущей деятельности студентов в виде учебных ситуационных задач, отрабатываются различные действия по применению соответствующих знаний.

Лабораторные занятия проводятся как в лабораториях университета, так и на экспериментальных базах факультета.

Контроль на лабораторных занятиях осуществляется посредством оценивания:

• активности студентов в обсуждении и решении практических ситуаций, моделируемых на занятиях.

• умения использовать имеющиеся теоретические знания при выполнении практических заданий.

• степени сформированности навыков исследовательской работы.

На лабораторных занятиях используются различные формы самоконтроля студентов и взаимных проверок студентами правильности выполнения заданий.

Структура лабораторного занятия:

1. Краткое резюме.

2. Теоретическое введение*

3. Изложение эксперимента (моделирование практической ситуации).

4. Результаты эксперимента.

5. Выводы.

6. Список используемых источников.

Резюме представляет собой сжатое изложение основных этапов лабораторной работы и является аннотацией к последующему изложению.

Теоретическое введение – это изложение фундаментальных положений, которых придерживались авторы воспроизводимого эксперимента или на которых базируется моделируемая ситуация.

В соответствии со спецификой изучаемой дисциплины п.п. 1 и 2 могут отсутствовать.

Изложение эксперимента предполагает наличие цели, характеристики объекта (испытуемых), описание стимульного материала и хода эксперимента.

Результаты эксперимента отражают качественное и количественное представление данных, желательно обработанных с помощью методов математической статистики.

В заключении автор делает выводы о соответствии/несоответствии полученных результатов с данными классического исследования.

Лабораторное занятие должно быть представлено в письменной форме (требования к его оформлению такие же, как к реферату) и проводится как в лабораториях университета, так и на экспериментальных базах факультета.

Публикация тезисов, статьи

Подготовка статей и тезисов является заключительным этапом научно-исследовательской работы.

Статьи, как правило, имеют следующую структуру:

1. Название, автор и данные об авторе.

2. Резюме (не более 0,5 страниц).

3. Ключевые слова.

4. Теоретическое введение.

5. Методика исследования.

6. Результаты и их обсуждение.

7. Выводы.

8. Список литературы или используемых источников.

Название должно кратко характеризовать основную тему, указывать на фактические переменные, теоретические результаты исследования и отношения между ними. Данные об авторе включают: фамилию, имя, отчество, название учреждения образования, факультет, курс, а так же Ф.И.О. руководителя, его ученая степень и звание, место работы.

Статье предшествует резюме, которое должно дать краткую информацию в такой форме, чтобы облегчить понимание ключевых моментов и пробудить к ней читательский интерес. Под резюме необходимо привести список ключевых слов без дефиниций (определений).

Изложение раздела «Теоретическое введение» приводится без названия, начиная с обзора наиболее важных источников, истории исследования проблемы, анализа ее разработанности в теоретических и прикладных исследованиях. Далее формулируются цель и задачи вашего исследования; его теоретическая и практическая значимость.

В разделе «Методика исследования» изложение начинается с характеристики выборки, приводится описание организации и проведения эксперимента, используемых диагностических методик и методов математической обработки данных.

«Результаты и их обсуждение» содержат количественный и качественный анализ данных, которые должны быть представлены в виде таблиц или графиков. Материал формулируется максимально сжато. Обсуждение включает оценку и интерпретацию результатов, делается вывод об их статистической достоверности, указывается степень новизны и собственный вклад в исследование научной проблемы.

Раздел «Список литературы» должен соответствовать правилам оформления цитированных источников (см. правила оформления реферата).

Содержание статьи и порядок изложения материала зависит от характера работы (носит она чисто теоретическую или теоретико-эмпирическую направленность). Если это теоретическая работа, то в ней отсутствуют разделы «Методика исследования» и «Результаты и их обсуждение», а раздел «Теоретическое введение» расширяется и рассматривается как основной компонент со своим введением, основной частью и заключением.

Объем статьи, включая список цитированной литературы, обычно не превышает 18 страниц печатного текста (до 32000 знаков); в материалах конференции статьей можно считать публикацию в 5 и более страниц.

Тезисы доклада являются самостоятельной разновидностью научной публикации и представляют собой текст объемом до 5 страниц, в котором кратко сформулированы основные положения доклада. Поэтому в тезисах необходимо выделить самые существенные идеи, сохранив при этом общую логику доклада и его основные положения.


Тематические сообщения

 

1. Парниковый эффект: механизм формирования.

2. Парниковый эффект: за и против.

3. Климатические модели.

4. Киотский протокол.

5. Последствия глобального потепления.

6. Ветроэнергетика.

7. Эль-Ниньо и Ла-Ниньо.

8. Влияние Эль-Ниньо на климат Беларуси.

9. Бора.

10. А.И. Воейков и его вклад в развитие метеорологии.

11. Самые жаркие и самые холодные места на Земле.

12. Шаровая молния.

13. Озоновые дыры.

14. Всемирная Метеорологическая Организация.

15. Всемирная Служба Погоды.

16. Миражи.


Самостоятельная работа «Характеристика климата Беларуси»

При выполнении самостоятельной работы используются данные наблюдений на одной из метеостанций Беларуси, сведения, изложенные в монографии «Климат Беларуси», климатические карты из «Национального атласа Беларуси». Работа выполняется на листах формата А4, графики выполняются на миллиметровой бумаге.

Солнечная радиация. При анализе солнечной радиации обратить внимание на следующие аспекты: значение солнечной радиации для формирования климата и развития физико-географических процессов, факторы, определяющие поступление солнечной радиации.

Для каждой метеостанции определяются географические координаты, полуденная высота солнца в день летнего и зимнего солнцестояния, долгота дня в январе и июне, ее разность, влияние на поступление радиации.

Привести данные о продолжительности солнечного сияния за год, суммарной солнечной радиации (за год, за холодный и теплый периоды), радиационном балансе (за год, за холодный и теплый периоды), суммах фотосинтетически активной радиации. Вычертить графики годового хода суммарной солнечной радиации и радиационного баланса. Объяснить годового хода этих элементов, определить максимальные и минимальные значения этих элементов, рассчитать годовые амплитуды.

Циркуляция атмосферы.Роль циркуляции атмосферы в формировании климата. Типы воздушных масс, которые влияют на климат Беларуси. Значение циклонической и антициклонической деятельности в формировании климата. Распределение атмосферного давления в январе и июле.

Вычертить розы ветров для января и июля. Провести анализ повторяемости ветров в январе и июле. Определить повторяемость лет в сильными ветрами и шквалами, максимальное количество шквалов за год.

Температура воздуха.Рассчитать среднегодовую температуру воздуха, определить годовую амплитуду, максимум и минимум температуры. Сравнить эти данные с режимом температуры в Лондоне и Иркутске (Хромов, Петросянц, § Типы годового хода температуры воздуха, с. 233). Построить график и определить тип годового хода температуры воздуха. По графику выявить даты перехода температуры воздуха через 0º, 5º и 10º весной и осенью, подсчитать количество дней за период с температурой воздуха выше 0º, +5º, +10º, +15º. Определить суммы температур за эти периоды. Привести средние даты первых весенних и последних осенних заморозков, повторяемость заморозков в мае, длительность безморозного периода.

Влажность воздуха.Рассчитать среднегодовые значения относительной влажности воздуха и упругости водяного пара, определить максимум и минимум, годовые амплитуды. Годовой ход влажности воздуха отразить на совмещенном графике (температура, относительная влажность, осадки).

Облачность.Облачность как климатообразующий фактор, ее связь с циркуляцией атмосферы, барическими системами, относительной влажностью воздуха. Рассмотреть годовой ход облачности. Выявить количество пасмурных дней за год по общей и нижней облачности.

Атмосферные осадки.Вычислить годовую сумму осадков, сумму осадков за холодный период (ноябрь – март) и теплый период (апрель – октябрь), их долю от годовой суммы. Выявить месяцы с максимальной и минимальной суммами осадков. Определить количество дней с осадками (0,1 мм и более, 1 мм и более) за год. Оценить вероятность выпадения сильных дождей (полусуточная сумма более 50 мм). Годовой ход осадков отразить на совмещенном графике (температура, осадки, относительная влажность). Объяснить причины годового хода.

Определить даты образования и схода устойчивого снегового покрова, среднюю, максимальную и минимальную высоту снегового покрова, запасы воды в снеге.

Привести данные о количестве дней с туманами за год (среднее и максимальное), а также о количестве дней с грозой за год.

Условия увлажнения.Условия увлажнения оцениваются по гидротермическому коэффициенту Селянинова (ГТК).

ГТК – отношение суммы осадков за период с устойчивой температурой воздуха выше +10º (Р) к сумме температур (t) за этот же период, уменьшенной в 10 раз:

.

Степень увлажнения территории по значениям ГТК:

· более 1,6 – влажная,

· 1,3 – 1,6 – оптимальная,

· 1,0 – 1,3 – слабозасушливая,

· 0,7 – 1,0 – засушливая,

· 0,4 – 0,7 – очень засушливая,

· 0,2 – 0,4 – сухая,

· менее 0,2 – очень сухая.

Проанализировать условия увлажнения по таблицам.

 

В завершение работы отметить, в какой агроклиматической области располагается данная метеостанция, какие сельскохозяйственные культуры можно выращивать в данных условиях.

 

 

Таблица 1 - Продолжительность дня, часы

месяц Широта
52º 53º 54º 55º 56º
январь 8.08 7.56 7.46 7.36 7.24
февраль 9.36 9.30 9.24 9.18 9.13
март 11.34 11.32 11.32 11.32 11.30
апрель 13.36 13.38 13.42 13.46 13.50
май 15.26 15.32 15.40 15.50 16.00
июнь 16.36 16.48 17.00 17.14 17.28
июль 16.26 16.33 16.50 17.02 17.16
август 15.06 15.12 15.20 15.28 15.36
сентябрь 13.12 13.16 13.18 13.20 13.24
октябрь 11.15 11.12 11.10 11.08 11.06
ноябрь 9.20 9.12 9.06 9.00 8.52
декабрь 7.56 7.46 7.34 7.22 7.10

 


Таблица 2 - Продолжительность солнечного сияния

Город   Месяц
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
Полоцк час
  %
Витебск час
  %
Гродно час
  %
Минск час
  %
Слуцк час
  %
Горки час
  %
Брест час
  %
Пинск час
  %
Василевичи час
  %

 

Таблица 3 - Месячные суммы суммарной солнечной радиации, МДж/м2

Город Месяц
январь февраль Март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
Полоцк
Витебск
Гродно
Минск
Слуцк
Горки
Брест
Пинск
Василевичи

 


Таблица 4 - Месячные суммы радиационного баланса, МДж/м2

Город Месяц
январь февраль март апрель май июнь июль август сентябрь октябрь ноябрь декабрь
Полоцк -17 -14 -19 -19
Витебск -27 -21 -17 -20
Гродно -25 -4 -17
Минск -23 -5 -8 -15
Слуцк -28 -15 -6 -21
Горки -21 -21 -17 -15
Брест -10 -15
Пинск -25 -3

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...