Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оптимизация речевых процессов, письма и чтения

Уже были упомянуты проблемы, возникающие у левшат в связи с освоением не только устной, но и письменной речи. Как правило, обучение письму происходит у них с большим скрежетом: пропускаются и заменяются буквы, многие из них пишутся зеркально, слова пишутся слитно и т.д. В следующей главе мы поговорим более обстоятельно о взаимоотношениях левшат с пространством.

Здесь же приведем (в добавление к программе «Дельфины» и другим рекомендациям) несколько важных приемов, позволяющих преодолеть многие их проблемы, связанные с несформированностью речевого звукоразличения фонематического слуха. Эта сфера психической деятельности, будучи одной из серьезных зон риска левшат, крайне пагубно сказывается на обучении в целом. Ведь эта сторона нашей речевой (и шире — психической) деятельности является основой для понимания и усвоения нами смысла сказанного.

При фонетико-фонематической недостаточности ребенок воспринимает (запоминает, повторяет) не то, что ему говорят, а то, что он «услышал». Например, вы ему говорите

слово «лес», а он это воспринимает как «лиса», «влез», «лист»; вместо «игла» — «легла», «мгла», «взгляд».

Иными словами, в каком-то смысле он слышит речь других как иностранную: что-то понял точно, а что-то — приблизительно. Естественно, это самым неблагоприятным образом сказывается на понимании им смысла обращенной к нему речи.

На рисунке 10 приведена выдержка из нейропсихологического протокола, иллюстрирующая сказанное.

Психолог: «Напиши, пожалуйста: "Мишина машина"». (Ребенок начинает рисовать машину.) Психолог: «Что ты делаешь?»

Л.П.: «Вы же просили мышь, которая пляшет на машине!» (Фонематические замены: «напиши» — «пляши», «мишина машина» — «мышь на машине»).

Рис. 10. Выполнение инструкции Л.П. (8 лет)

Ясно, что наиболее чувствительными к недостаточности и несформированности у ребенка фонематического слуха становятся потом — в детском саду и в школе — письмо и чтение. А ведь на эти психические процессы ложится ответственность за оптимальное протекание любого обучения вообще.

Для реализации формирования неречевого, а затем и речевого звукоразличения у детей с фонетико-фонематической недостаточностью речи обратимся к специальным упражнениям, разработанным и многократно доказавшим свою валидность в отечественной логопедии и нейропсихологии.

 

Слуховой гнозис

Процесс формирования слухового гнозиса в онтогенезе дебютирует с узнавания бытовых, природных и музыкальных шумов, а также голосов животных и людей. Поэтому коррекция фонетико-фонематического уровня начинается со знакомства сначала с бытовыми и природными шумами, потом — с музыкальными звуками, мелодиями и т.д. При этом все неречевые звуки обязательно надо сочетать с чувством ритма и лишь затем переходить к этапу автоматизации и дифференциации на слух оттенков и разнообразия звучания окружающего мира.

Нужно отметить, что для формирования любой психической функции, в том числе и восприятия речи, необходимо, с одной стороны, опираться на работу других анализаторов, для того чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации. С другой — для того чтобы обострить работу одного анализатора, необходимо отключить другой, комплементарный ему. Так, для обострения слухового анализатора попросите детей закрыть глаза и попробовать

узнать только что проанализированные звуки на слух без опоры на зрение. Начинать работать с оптимизацией речевых процессов необходимо с наиболее элементарных видов различения на слух «громкого-тихого», «быстрого-медленного», музыкальных фрагментов с различной ритмической и эмоциональной структурой и т.п. Идеально, если при этом дети будут произвольно двигаться, подпевать, дирижировать в такт, танцевать.

*«Чудо-звуки». Прослушайте с ребенком аудиозаписи звуков природы (шум дождя, морской прибой, журчание ручья, капель, голоса животных и птиц и т.д.). Проанализируйте и обсудите услышанные звуки (сходство и различие, где можно их услышать и т.д.). Сначала прослушиваются хорошо отличающиеся между собой звуки, затем — сходные по звучанию. Исследуйте звуковую природу любых предметов и материалов, имеющихся под рукой (постучите, бросьте, поскребите, подергайте и т.д.), варьируя громкость и темп, нарастание и затухание звука. Поиграйте с коробочками, заполненными различными материалами (песок, крупа, скрепки, бумажные шарики и т.п.), которые при сотрясении создают различные шумы. Доведите постепенно количество этих «мелодий» от 1—2 до 7—10.

Попросите ребенка прислушаться к звукам вокруг. Проанализируйте бытовые шумы: скрип двери, телефонный звонок, шум транспорта, свисток, шум кипящей воды, шуршание бумажного и полиэтиленового пакетов и т.д. Он должен научиться распознавать их (так же как и природные шумы, голоса разных людей в разном настроении и т.п.) с закрытыми глазами.

Ребенка постепенно надо приучать удерживать в памяти «голоса» всех этих предметов и их предназначение.

Помните, узнавание и дифференциация сходных по звучанию бытовых и музыкальных шумов являются необходимой предпосылкой формирования фонематического слуха, например, шорох полиэтиленового и бумажного пакетов может являться предтечей дифференцирования звуков «С» и «Ш».

*«Постучалки». Постучите палочкой (деревянной или металлической ложкой и т.п.) по любым предметам и объектам, находящимся в доме. Привлеките внимание ребенка к этим звукам и попросите их запомнить. Дайте ему такие же «палочки» и «озвучьте» вместе с ним, разгуливая по дому (лесу, детской площадке), стол, диван, дерево, стулья, стекло, подоконник, траву, запоминая эти звуки на слух. Следующим моментом упражнения является узнавание этих звуков без опоры на зрение — с закрытыми глазами ребенок отвечает на вопросы: «По чему я постучала? А сейчас? Где еще мы с тобой нашли (встречали) такие звуки? »

*«Угадай, чей звук и откуда он». Дети с закрытыми глазами слушают тишину, узнают и называют бытовые шумы. Например, это скрипит дверь, это капает кран, это тикают часы, а это гудит лампа. А это — коробочка с гвоздиками, песком и т.д.

Постепенно программа усложняется вопросами: где звенит? спереди, сзади, сверху, снизу, сбоку, справа, слева? Можно изменять интенсивность звучания, предлагать другим детям звенеть в колокольчик или пищать резиновой игрушкой. Прекрасной тренировкой здесь является игра в «жмурки», которую можно разнообразить всем спектром звуков.

*«Подбери картинку или игрушку». Бы производите любой из перечисленных шумов, а ребенок угадывает, чем вы стучали (шуршали, гремели, чирикали, играли на фор-

тепиано и т.д.), и подбирает соответствующую картинку, ситуацию или игрушку, а потом сверяет правильность ответа.

* «Узнай свой голос». Записать на магнитофон голоса знакомых, домочадцев, самого ребенка, а потом прослушать кассету вместе, с тем чтобы он узнал свой голос или голоса своих товарищей, знакомых взрослых людей. Слышать собственный живой голос и свой голос на кассете не одно и то же, так как восприятие своего голоса идет через призму своих внутренних ощущений, вибраций и того шумового эффекта, который окружает ребенка в данной ситуации.

Понятно, что здесь можно обсудить с ребенком и нарисовать на бумаге (сверху любого текста) «кривую» своих или его собственных интонаций, мелодию выразительного литературного произведения или речи его любимого киногероя. Показав ему, таким образом, наглядно «чувственную ткань» человеческой речи и потренировавшись изменять ее значение в зависимости от тона и интонации.

Ранее мы уже обсуждали ряд психолого-педагогических технологий, направленных на формирование произвольного внимания. Приведенные только что упражнения могут стать составной частью этих методов.

Итак, описав цикл упражнений, направленный на отработку неречевого слуха, можно приступать к формированию речевого звукоразличения фонематического слуха.

Фонематический слух

* Выделению речевого звука на слух обычно предшествует работа с его утрированным произнесением (вами!), совместным уточнением его произнесения («А как у нас губы раздвинуты, посмотри на меня (в зеркале)? А где у

нас язык? И т.д.», артикуляции. Можно выделять звук хлопками, топотом, любым движением, поднятием цветного флажка и т.д.

*Поиграйте в подвижную игру, научите ребенка чувствовать и выделять звуки телом, переключать внимание с одного звука на другой с помощью смены основных движений, с открытыми и закрытыми глазами. Например: «Прыгни (присядь, замри на месте, топни, встань на одной ноге), если услышишь звук "А"». Или: «Если услышишь звук "С" — присядь на корточки, звук "Ш" — подпрыгни вверх».

*Наша речь реализуется в пространстве и времени сукцессивно, последовательно, линейно. Для того чтобы определить позицию того или иного звука (слога) в произнесенном слове, нужно выделить и «выставить» этот звук из линии, которой обозначается слово. Этого можно достичь, договорившись с ребенком, что, услышав нужный звук, он, например, поднимает руку. Слово можно обозначить полоской на бумаге или прямой линией в воздухе. Значит, выделенный звук должен буквально «выскочить» вперед за рамки прямой линии, чтобы ребенок мог его «увидеть и ощутить».

Когда эти задания ребенком достаточно усвоены и легко самостоятельно выполняются, мы предлагаем усложнить их с помощью разнообразно звучащих и пахнущих игрушек и предметов, для того чтобы речевые звуки ассоциировались с каким-нибудь образом, например, гласный звук — с красной душистой клубникой, звонкий — с куклой Барби в голубом платье и т.д.

Все упражнения можно разнообразить за счет обычного мяча, с силой ударяя и выделяя позицию звука в данной серийной слоговой цепочке.

Например: отхлопывание руками, отстукивание мячом позиции звука в слогах (х — слабая доля, X — сильная доля ритма).

СО—со—со Со—СО—со со—со—СО

X — х — х х — X — х х — х — X

Подобная модификация может быть произведена и с помощью различных музыкальных инструментов.

После того как ребенок научается выделять конкретный звук на слух из слогов и слов и артикулировать его у зеркала, можно перейти к его автоматизации и дифференциации.

*Вы произносите слово с данным звуком, выделяя его голосом, и одновременно с этим кидаете ребенку мяч, который его ловит и кидает обратно, повторяя слово при этом как эхо.

*На следующем этапе ребенку необходимо быть не просто «эхом», но заменять один звук на другой (скала-шкала), давать пары слов, близкие по звучанию (дочка-точка, бочка-почка). В еще более сложном варианте в процессе игры с мячом надо, например, заменить первый (второй, последний...) звук в слове на звук, обозначенный логопедом (хобот-робот, паста-парта, шаг-шар); придумать с данным словом (картинкой, игрушкой) предложение; закончить предложение, начатое вами (во дворе лает ...злая ...собака); «починить» слово (кастан-каштан) и многое другое.

*«Я знаю пять слов...». Эта игра проводится с мячом (обычным, шипованным или с выемками). Ребенок произносит ряд слов, одновременно с каждым словом ударяя мяч об пол.

Примеры приведены ниже.

Упражнение выполняется ведущей рукой Упражнение выполняется не ведущей рукой Упражнение выполняется двумя руками Упражнение выполняется поочередно— то правой, то левой рукой
Язнаю пять слов со звуком «С»: Санки — раз, Сова — два, Салат — три Солнце — четыре, Сом — пять. Я знаю пять слов со звуком «3»: Зонт — раз, Заяц — два, Забор — три, Зубы — четыре, Звезда — пять. Я знаю четыре слова со звуками «С» и «3»: Санки — раз, Зонт — два, Сова — три, Забор — четыре. Я знаю четыре слова со звуками «С» и «3»: Салат — раз, Заяц — два, Слон — три, Зубы — четыре.
Я знаю пять домашних животных: Кошка — раз, Собака — два, Кролик — три, Корова — четыре, Коза — пять. Я знаю пять диких животных: Волк — раз, Ежик — два, Белка — три, Лиса — четыре, Медведь — пять. Я знаю четыре диких и домашних животных: Волк — раз, Кошка — два, Ежик — три, Собака — четыре. Я знаю четыре диких и домашних животных: Белка — раз, Кролик — два, Лиса — три, Корова — четыре.

*«Произнеси и напиши правильно». Попросите ребенка четко произносить наиболее часто смешиваемые им звуки или самые неподдающиеся «словарные» слова и одновременно смотреть на свою артикуляцию в зеркале. Обратите его внимание на различия в положении языка, губ, зубов.

Далее это слово не просто четко артикулируется; после каждого произнесенного звука ребенок должен «в домике, где живет слово, найти каждой букве свою комнату».

К Н И Г А

Этот прием прекрасно можно использовать, работая над ошибками в тетрадях.

*«Звук спрятался». Попросите ребенка запомнить звук, который вы произнесете. Затем произнесите несколько звуков подряд. Ребенок должен поднять руку, если прозвучит нужный звук.

Назовите ребенку несколько слов. Предложите ему поднимать руку каждый раз, когда он услышит нужный звук в начале, в конце, в середине слова.

Попросите ребенка внимательно прослушать слова и найти в них одинаковый звук, например: мох, март, муравей.

*«Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, последний?» Произнесите слово по звукам. Попросите ребенка узнать его. Затем поменяйтесь ролями.

Назовите слово и попросите ребенка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву (звук) вашего (стол — лодка — арбуз — зуб и.т.д). Потом усложните программу: каждое последующее слово должно начинаться с предпоследнего (второго, третьего) звука предыдущего.

Попросите ответить, каким по счету стоит звук в слове. Начните с самых элементарных слов, постепенно усложняя задачу.

*«Зашифрованное слово». Предложите ребенку последовательность слов, из первых звуков которых можно сложить новое слово. (Например: кролик, ослик, фиалка, торт, автобус — кофта.) Попросите его составить такую же «шифровку» для вас. В другом варианте надо запомнить первый звук из слова «крот», второй звук из слова «порт», четвертый звук из слова «торт». «Какое слово получилось?» (Кот.)

*«Похожие звуки — разные слова». Здесь следует подобрать (придумать) слова, внешне звучащие похоже

(дочка-точка, бочка-почка и т.д.), нарисовать или найти на карточках каждое из них.

В следующем варианте предлагается определить на слух и подчеркнуть букву, от замены которой изменился смысл слова.

дом—дым, бак—бок, пить—петь, путь—пять, мак-рак—бак—лак—так, дом—том—ком—ром—сом, день— пень—тень—лень, ром—рог—рот—рок, роза—роса— рота, коза—коса—кожа, пашет—пишет—пышет, палка— полка—пилка, торт—порт—корт—борт—лорд—сорт и т.п.

*Попросите ребенка пальцем стереть с доски (обвести в тетради) правильно написанное слово, в котором он наиболее часто делает ошибки, четко артикулируя каждый звук. То же можно проделать просто в воздухе. Постепенно усложняйте задания, вводя предлоги, увеличивая длину слов, прописывая короткие предложения.

*Напишите на спине (ладони) ребенка букву и попросите его, четко артикулируя, произнести соответствующий звук. То же можно проделать со слогами и словами.

*«Кроссворденок». Придумайте для ребенка простой кроссворд из 4—5 слов. Попросите его заполнить клеточки ответами на ваши вопросы. Предложите ему придумать кроссворд для вас.

Напишите на бумаге слово, в котором буквы перепутаны местами. Попросите ребенка расставить буквы по местам и сказать, какое слово «рассыпалось».

*Предложите ребенку из букв одного длинного слова составить как можно больше других слов. Например, из слова ГОСУДАРСТВО можно составить такие слова, как ГОРА, ГОРОД, РОТ, ДАР, ДУГА, и множество других.

*«Анаграммы». Решите с ребенком анаграммы (слова с перепутанными буквами), а потом исключите лишнее слово, например:

ААЛТЕРК КОЖАЛ ДМОНЧЕА ШКААЧ

(ответ: чемодан, так как все остальные слова обозначают посуду)

НИАВД СЕОТТ СЛОТ ЛЕКСОР

(ответ: тесто, так как все остальное — предметы домашней обстановки)

ЖААРБ ТЯХА НУССК КОДАЛ

(ответ: скунс, так как остальные слова обозначают типы судов)

АТСЕН ТИВОНКР РАКЫШ КООН

(ответ: воротник, остальные слова обозначают части дома)

*«Найди общее окончание слов».

ДР- В- Б-

М- ГЛ- Д-

ТР- (...) Т- К-

(ответ: ель) Ш- Т-

(ответ: ина) (ответ: очка)

*«Конец и начало». Попросите ребенка написать в скобках буквы так, чтобы они стали концом первого слова и началом второго:

МЕ(...)ОКОЛАД (ответ: ШОК),

БАР(...)НО (ответ: СУК),

НО(...)ОЛ (ответ: СОК),

ПОРЯ(...)ТОР (ответ: ДОК),

ПО(...)ОТ (ответ: ТОП),

ОБЫ(...)КА (ответ: ЧАЙ),

ПО(...)АРЬ (ответ: ТОК),

БЕГЕ(...)ОР (ответ: МОТ), ВАМ(...)АМИДА (ответ: ПИР), У(...)ОВА (ответ: ГОЛ), СВИР(...)НИК (ответ: ЕЛЬ), СНА(...)ОВОЙ (ответ: РЯД), ПЕ(...)ОЛ (ответ: СОК), БАЛ(...)ЕДА (ответ: БЕС), ДИКО(...)ЕЦ (ответ: ОБРАЗ), СА(...)ОН (ответ: РАЙ).

*«Поиск». Чаще прибегайте к помощи словаря и книг, которые читает ребенок. Предложите ему находить самые трудные для него слова и словосочетания; слова с одинаковым количеством гласных, слогов, обозначающих животных, и т.п. Находя и записывая эти слова, дети непроизвольно запоминают их написание

*«Противный Ь». Объясните ребенку, что согласный звук бывает мягким и твердым. Мягкость звука обеспечивается двумя способами: 1) с помощью таких гласных, как Я, Е, Ю, И, и 2) с помощью Ь. Предложите ему на слух узнать, какой звук стал мягким благодаря гласному звуку? А какой стал мягким благодаря присутствию Б? Поиграйте с ним, перекидывая мяч: вы ему твердый звук (отдельно или в слове), а он вам — мягкий.

Назовите несколько слов и попросите, чтобы он поднял руку, если в слове есть мягкий звук. Затем усложните задачу: рука поднимается только тогда, когда мягкость обусловлена Б. Покажите, что Б употребляется, чтобы на слух можно было различить «бю-бью», «лю-лью», «на-нья». Придумайте вместе слова на все эти примеры.

Произнесите (напишите) заведомо неправильный текст с употреблением Б и попросите ребенка исправить ваши

ошибки. А кто больше придумает слов с Ь (в середине, в конце слова)?

Следующей зоной риска у левшат является достаточно длительная полоса их жизни, когда ну никак не запоминаются нужные слова в том значении, в котором они употребляются взрослыми. Иными словами, у них достаточно долго не формируется адекватно и не автоматизируется номинативный фактор речи.

О расширении их картины мира, в котором все должно быть пощупано, понюхано, эмоционально оценено, мы уже говорили выше. Без такого обширного «чувственного» кругозора, поверьте, никакое слово, никакой словарный запас свободно использоваться не будет: имени всегда предшествует в нашем сознании образ, который это имя носит. Здесь же коснемся некоторых собственно «речевых» методов преодоления имеющихся затруднений.

Номинативная сторона речи

*Для оптимизации словарного запаса, функций называния существуют традиционные детские игры, прекрасно развивающие эту сферу психической деятельности: лото; «Я знаю пять...», в ходе которой ребенок одновременно с ударом по мячу называет имена, растения, предметы красного цвета, месяцы, животных и т.д. О них мы уже говорили выше (см. с. 194), но здесь упоминаем еще раз несколько в ином ракурсе. В данном случае вы делаете акцент именно на различных группах, классах различных предметов, явлений природы, названий городов и т.п.

*Полезно по описанию попросить ребенка узнать тот или иной предмет (ситуацию, явление природы, еду и т.п.), назвать его, рассказать, какой он еще может быть и что с ним можно делать. Предложить ему закончить словосоче-

тания и дополнить их собственными эпитетами, например: «спелое, сладкое...»; «сладкий, желтый...»; «колючий круглый...»; «колючая, зеленая...» и т.д.

В другом варианте: «Дерево, которое зимой зеленое, — ...», «Мяукает — ...», «Иней на деревьях —...». Или «Хитрый, как...», «Страшный, как...».

*Предложите ребенку узнать по вашему описанию, а затем описать самому (чтобы вы угадали загаданное слово) какой-либо знакомый предмет или явление: подушка, лед, собака, апельсин, град и т.д. — по следующей схеме:

• Какого он цвета, запаха, вкуса? Какого цвета и т.д. еще может быть?

• Какого он размера, формы? Каким еще может быть?

• Из какого материала сделан, каков он на ощупь? Каким еще может быть?

• На что похож? От чего отличается? Где встречается?

• Для чего его можно использовать?

• К какой группе относится (животные, мебель, планеты и т.д.)?

Сначала ребенок загадывает хорошо знакомые ему предметы, а затем — плохо знакомые.

Ясно, что во все эти игры, как и в те, что были описаны выше, гораздо эффективнее играть по правилу «кто больше (быстрее) придумает», с непременным призом (материализованным выигрышем) в финале.

И наконец, научитесь вместе с ребенком четко выговаривать сложные слова и скороговорки! Докажите ему, что красиво говорить это величайшее достоинство, не меньшее, чем столь драгоценные для него «наклейки».

Важно, чтобы он как можно больше слышал красивую, правильную речь. Можно и нужно использовать записи актеров, читающих художественные произведения, с од-

новременным прослеживанием данного произведения по напечатанному тексту.

Подчеркнем еще раз эффективность работы с магнитофоном — ведь таким образом ребенок начинает слушать и слышать себя, у него формируется то, что является самым ценным в самоосознании человека, обратная связь (то самое «зеркало»). Прослушивания собственной речи прекрасно оптимизируют процессы обучения любому предмету: прослушивание собственного чтения с одновременным прослеживанием в тексте, запись текста (диктант) под собственный голос с кассеты.

Очень полезно четкое проговаривание, повторение заученного стихотворения или любого учебного текста перед зеркалом с четкой артикуляцией (хорошо бы и с жесто-мимическим сопрвождением) произносимых слов. Предлагайте такие игры, которые вынуждали бы ребенка подбирать однозначно нужные слова.

Не забывайте, что для расширения своих речевых возможностей у него есть три источника:

1) постоянное общение с вами, в котором вы выступаете в роли акына, говоруна, не умолкающего ни на минуту;

2) закрепление образа слова через комплекс разнообразных ощущений (зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных и т.д.) и манипуляций с ним;

3) как это ни консервативно звучит — бесконечное приобщение к литературе.

Вы должны обсуждать с ним в жанре диалога все, что вы видите, гуляя на улице, смотря телевизор, готовя обед, отдыхая на море и т.д.

Сразу хочу оговориться, что хорошая речь — это классическая речь, а не современные комиксы и мультфильмы, где все разговаривают с «кашей во рту» и только междометиями. Ребенок, осваивающий речь и поведение

в целом, — это маленький магнитофон, и вы получите ровно то, что на нем записали. Поэтому не сетуйте на него, если ребенок «позорит» вас на людях. Вспомните лучше, кто и когда в семье вел себя именно так, как он, негодный, сейчас. Иногда это доходит до курьезов.

Ко мне обратилась бабушка совершенно очаровательного мальчика, который, помимо целого ряда сугубо «левшес-ких» проблем, стал пугать ее (не маму, обратим внимание, а бабушку!) своими ночными страхами и другими странностями поведения. Как показало нейропсихологическое обследование, больше походившее на детективное расследование, бабушка — очень культурный и образованный человек, бывает у внука в гостях. И в очередной свой приход она вдруг обратила внимание на то, что у любимой дочери (то есть мамы ребенка) на книжных полках стоят исключительно дамские романы и «фэнтэзи». Ребенок же (в его 5 лет) на ночь слушает «Гарри Поттера» и под фильм о нем же пытается заснуть.

По свидетельству дочери, ребенок стал существенно спокойнее и не так тревожен во сне после двухнедельного проживания (ввиду ее отпуска) у бабушки. Где, как легко понять, ему читались сказки Пушкина и Андерсена, показывался «Винни-Пух», с ним играли в лото и шашки. Оказалось, что после этого она (дочь) смогла даже отказаться от услуг детского психоаналитика! Что побудило ее обратиться ко мне повторно с искренними поклонами и благодарностями по поводу стабилизации состояния ребенка и семейной жизни! И этот анекдот не такая уж редкость в наше время.

Не так давно рядом со мной в автобусе ехала мама с ребенком, который комментировал все, что он видел, и постоянно задавал маме уточняющие вопросы. Надо сказать, что вопросы были потрясающими по своей глубине и степени схватывания ребенком оцениваемой ситуации. Ответом было молчание, а потом раздраженное: «Да замолчишь ты наконец?!» Мне очень хотелось ей ответить:

«Да, замолчит и очень скоро, только вряд ли вы этому обрадуетесь. Он замолчит рядом с вами, а говорить будет с совсем другими людьми, которые удовлетворят его интерес к происходящему вокруг. И пожинать вы будете плоды их общения с вашим ребенком. Хорошо бы судьба послала ему достойного учителя. Уж больно парень талантлив, если вы, конечно, способны это заметить».

Вообще желательно, чтобы, разговаривая с ребенком-левшой, вы перестали понимать его с полуслова. Он должен рассказывать вам то, что хочет, без «мам, ну ты поняла?..». Задавайте ему массу вопросов, станьте крайне непонятливыми.

Если во время приготовления обеда он рядом, расскажите (покажите) ему: «Для того чтобы сварить макароны, мы должны... первое... второе... третье... и т.д. А если мы положим макароны в холодную воду...» — здесь можно провести наглядный эксперимент. Надеюсь, что каждый педагог или родитель из имеющихся под руками средств сможет сам придумать массу аналогичных упражнений, которые существенно облегчат будущую адаптацию маленькому левше.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...