Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Левое по отношению к вертикальной линии.

Рис. 52

Вывод предельно прост: если вы сняли мерседес движущийся по направлению от камеры, но чуть влево, то такой кадр никак не монтируется со следующим, в котором тот же автомобиль едет от нас, но чуть вправо от аппарата. Гладкий переход не получится даже при соблюдении всех других условий межкадрово­го монтажа (рис. 52).


Такое изменение хода движения объекта в соседних кадрах всегда вызывает у зрителя ощущение «рывка» на экране.

Но кроме знания описанного принципа монтажа каждому режис­серу, оператору и монтажеру необходимо помнить, что любая переме­на направления движения главного объекта с правого на левое мгно­венно наполняется смыслом, истолковывается зрителем, как поворот в сюжете.

К примеру,—простейшая ситуация. Герой вышел из дома. Пошел по улице и движется вправо на экране. Сменяется кадр — герой идет дальше по другой улице и тоже движется вправо. А в третьем кадре он снят идущим влево. Естественно, что у зрителя есть все основания для вывода о том, что этот человек что-то забыл и решил вернуться домой.

Еще пример. Идет сражение. Наступающая конница движется на экране справа налево. А через кадр или два зритель вдруг видит, что конница поменяла направление и скачет в противоположную сторону; он вполне имеет право сделать вывод: испугались, отступают. Такой межкадровый монтаж неизбежно принесет нежелательный для режис­сера смысл развития действия. И, что греха таить, подобных приме­ров можно набрать довольно много, просматривая даже самые извес­тные фильмы.

Но если изменение направления движения произошло в момент съемки, и оно зафиксировано на пленку, зритель его увидел и понял причину (изгиб дороги, поворот улицы и т. д.), то обратного толкова­ния хода действия у зрителя уже не возникнет.

Для общсг о представления можно дать рекомендацию.

Комфортность восприятия стыка соседних кадров с движущимся объектом можно обеспечить, если выполнить съемку с изменением

%

Рис. 53

направления движения в пределах 90 градусов, но обязательно по одну сторону от вертикали. Третий вариант (рис. 53) оставит у зрителя впе­чатление самого «гладкого» стыка. Стрелки, показывающие направ-


ление движения человека или даже слона, заключены в одной из чет­вертей экрана.

Ошибки в монтаже подстерегают творцов на каждом шагу.

Вернулся актер с гастролей, продолжается прерванная работа над сценой прохода по улице. Но съемки идут уже в другом городе. Опера­тор нашел великолепный уголок, который тонко передает настроение при съемке в режиме, в су­мерки, выбрал точку. Приехала на место группа. Поставили камеру. Если режиссер не вспомнит о необходимости сохранить направление движения персонажа, тогда его ждут сложности в монтаже и ослабление эмоционального воздействия сце­ны. А зрителю потребуется чашечка кофе, чтобы погадать на гуще: что могло произойти и заста­вить героя двинуться в обратную сторону.

Рис. 54

Но если режиссер обнаружит, что оператор не учел направление прохода героя при выборе мизансцены, возникнет конфликт, потому что с

другой точки съемки задуманный изобразительный эффект получить невозможно.

Кто виноват? Оба! Оператор не подумал о монтаже, когда выби­рал точку. Режиссер поленился поехать на предварительный осмотр места съемки и не участвовал в разработке мизансцены. Как это назы­вается? А очень просто — недостаток профессионализма!

Условное, векторное изображение движения позволяет нам совме­стить понимание одновременно двух принципов монтажа. Если в сце­не присутствует человек, который следит за движущимся объектом, то не только движение самого объекта необходимо увязывать в сосед­них кадрах, но и направление взгляда этого человека (взгляд - это тоже вектор). А следовательно, необходимо учитывать зрительскую ориен­тацию в пространстве, где действуют герои.

Примеры можно найти почти в каждом фильме. Но мы возьмем его из картины великого Абеля Ганса «Сирано и д' Артаньян».

Отец Сирано прощается с сыном. На крупном плане отцом сказа­ны последние прощальные слова. Он смотрит вслед уходящему сыну. Следующий кадр: на среднем плане мы видим Сирано, который поки­дает родной дом. Стык этих кадров показан в раскадрове нарис. 54.

Взгляд отца и направление движения сына совпадают. Принцип ориентации в пространстве и принцип соблюдения направления дви­жения объекта демонстрируют в этом примере полное совпадение. Так


эту сцену мог бы увидеть человек, если бы он присутствовал при рас­ставании и стоял в нескольких метрах от актеров.

Движение на экране представляет собой одну из главных форм, реализующих развитие действия в фильме, передаче, телевизионной постановке или в рекламе. Через поступки героев, проявляющиеся в движении в обширном, сконструированном режиссером пространстве, в значительной мере, а иногда только благодаря этим поступкам, зри­тель понимает смысл сцены или эпизода, происходит развитие сюже­та или мысли автора.

Герой может добираться к заветной цели на самолете, потом ехать на ишаке, затем ползти по земле и, наконец, плыть на яхте. И коли ему для достижения цели по требовалось сменить несколько видов транс­порта, то кадры разных объектов, связанных с перемещением героя и с ним самим, заключающие в себе движение в одном направлении и смонтированные последовательно, будут выражать движение героя к первоначальной цели. А всякое изменение направления движения бу­дет трактоваться зрителем, как принятие героем нового решения и на­чало движения к иной цели.

Выполнение этого принципа мсжкадрового монтажа не только пре­допределяет комфортность восприятия стыка двух кадров, но и слу­жит задачам выражения задуманного автором смысла.


1 ' ПРИНЦИП ЧЕТВЕРТЫЙ '•' \

- '•'•'* МОНТАЖ ПО ФАЗЕ г

л ДВИЖУЩИХСЯ В КАДРЕ ОБЪЕКТОВ

Каждый из принципов монтажа, который соблюдается на стыках кадров внутри одной сцены, должен быть известен режиссеру и опе­ратору до сьсмок, учтен при построении мизансцены и выборе точек съемки. Монтаж по фазе движения объекта требует от создателей эк­ранного произведения дополнительного внимания на самой съемке.

В мире все циклично, только длительность циклов имеет различ­ную продолжительность. Лишь у вращающегося гладкого круга нельзя выделить какую-нибудь четко обозначенную фазу движения. Но стоит нанести на круг красное пятно, как в его вращении сразу появятся раз-



личные фазы. Фаза, когда пятно наверху, фаза, когда красная отметина находится справа и т. д.

Представьте себе, что вам следует снять аттракцион, часто назы­ваемый «колесом обозрения». Поставлена задача, снять короткую сцену и последовательностью кадров этой сцены показать, какие эмоции переживают «смельчаки», отважившиеся прокатиться на гигантском колесе, какое впечатление производит этот аттракцион на публику В данном случае безразлично—документалист вы, режиссер игрового кино, мультипликатор или репортер телевидения. Важно, как вы буде­те соблюдать принцип соединения кадров по фазе движущихся в них объектов.

Снимаем дальний план: в кадре — все колесо и даже вы- ,i со кие соседние деревья. Они •1 подчеркивают грандиозность аттракциона. Корзинка, в кото­рой сидят наши герои, красно­го цвета. Второй красной нет. *«1 Она медленно поднимается вверх, но еще находится в ниж­ней левой четверти круга. Вы останавливаете камеру и счи­таете, что кадр снят.

Рис. 55

Следующий кадр вы сни­маете тогда, когда корзинка начнет приближаться к верши­не колеса. Конечно, он должен быть значительно крупнее по 2 масштабу и акцентировать, в какой корзинке находятся ге­рои. Таким кадром вполне мо­жет быть общий план.

Если вы с таким отснятым материалом уехали на студию, то лест­ных слов в свой адрес от монтажера не надейтесь услышать. Вы допу­стили ошибку!

В двух первых отснятых кадрах не совпадают фазы, в которых на­ходится объект вашего внимания — красная корзинка. В первом она -ниже середины круга, а во втором — необъяснимым образом скакнула к вершине. Зритель это обязательно заметит и ощутит рывок в разви­тии, казалось бы, непрерывного движения.


, • «Рецепт» один — не останавливать камеру в момент съемки пер­вого кадра до тех пор пока красная корзинка пересечет горизонталь­ный диаметр круга и начнет движение в верхней четверти круга. На раскадровке в первом кадре показан момент завершения съемки, а во втором — момент начала съемки следующего плана (рис. 55).

Если первый кадр окажется слишком длинным, и будет созда­ваться впечатление затянутого раз­вития действия, станет ощущаться чрезмерная медлительность в ходе монтажного рассказа, то можно от­резать начало этого кадра, оставив конечный кусок такой длительнос­ти, которая требуется по ритму из­ложения сюжета.

Медленно и тягуче развиваю-;
щисся на экране события, и особен­
но в коротких сюжетах, чаще всего
_ _ вызывают рассеивание внимания

rUC. j о зрителя. Чтобы с помощью монта-

жа несколько ускорить ход действия, обычно пользуются так называе­мой «подрезкой кадров». Это оз­начает, что часть пути, который проходит корзина по кругу все-таки можно вырезать. Но эта «под­резка» должна быть осуществле­на только в пределах одной из чет­вертей круга, чтобы у зрителя со­хранить ощущение непрерывнос­ти движения объекта. В нашем а случае можно вырезать ту часть пути корзины по кругу, которая

обозначена жирной стрелкой (рис. Рис. 57

56). Точка первая—это конечный момент движения красного пятна в первом кадре, а точка вторая — начальное положение нашего движу­щегося объекта во втором кадре.

Сцена развивается дальше. В кадре втором в момент съемки подул ветер. Корзина стала раскачиваться. С высоты послышался визг и женс­кий голос: «Ой, Петечка, я падаю!» Неожиданно раздавшийся возглас служит толчком к переходу на 76


следующий кадр, который должен удовлетворить интерес зрителя и

ответить на его немой вопрос: кто это кричит?

fl r\r\

Снимаем третий кадр, 1 -и сред­ний по крупности (рис. 57).

За частой решеткой, через ко­торую не просунешь и головы, женский силуэт метнулся к мужс­кому.

. 4 J^f^r I — Петя, держи меня крепче!

Петя...

По интонациям других голо-

гис. Do сов, что служат как бы фоном для

отчетливых голосов наших геро­ев, становится ясно, что паническое настроение царит среди экскур­сантов на вершине колеса.

Дальше по сюжету нам предстоит показать, как будут вести себя герои, когда снова вступят на твер­дую землю, как мимолетная слабость повлияет на их поведение, на их кон­такт между собой. Это как раз есть то, что интересует зрителя. Но крас­ной корзине еще предстоит долго и медленно совершать вторую полови- /-ну движения по кругу, прежде чем наша пара покинет злополучное ко­лесо. Как быть?

Рис. 59

Чтобы сократить экранное вре­мя и время ожидания зрителем ин­тересующего его момента, можно вставить кадр — смысловую пере- cf бивку. Так обычно называют план, в котором отсутствуют только что действовавшие лица или объекты. Снимаем четвертый кадр: у билет­ной кассы стоят новые желающие прокатиться на колесе. Они, улыба­ясь, смотрят вверх, посмеиваются над трусихой, уверенные в том, что с ними не случится такого конфуза (рис. 58).

Кадр пятый, общий план. Красная корзина останавливается у ниж­ней площадки. Из нее выходят наши герои. Молодой человек подает


руку своей спутнице. Та неуверенно ступает правой ногой на деревян­ный помост, делает два шага вперед и выходит на более крупный план — 2-й средний (рис. 59).

Кадр шестой, крупный план. Наконец-то, зритель увидит, что от­ражается на лице героини после того, как она так необдуманно броси­лась в объятия своего спутника. Мимоходом, она кидает взгляд из под-лобья на парня, который идет чуть сзади, чтобы узнать, как он отнесся к ее проявлению слабости: не осуждает ли, не насмехается ли. При этом она успевает сделать еще два шага в сторону от колеса (рис. 60). И седьмой кадр — финальный кадр сцены, пара проходит мимо аппарата и удаляется. Крупность внутри кадра меняется от общего до первого среднего, а потом масштаб уменьшается до дальнего плана. Кадр, вероятно, лучше снять короткофокусным объективом, чтобы он не оказался слишком длинным, а движение в нем выглядело динамич­ным (рис. 61).

Если вы подумали, что при монтаже кадров 5-го, 6-го и 7-го боль­ше думать не о чем, то вы глубоко заблуждаетесь.

В конце 5-го кадра героиня только что наступила на правую ногу. При этом се тело качнулось вправо, оно находилось в определенной фазе шага. Если кадр 6-й начнется в момент, когда героиня наступила на левую ногу, то качание се туловища не совпадет по фазе движения с

качанием в 5-м кадре.

Точно также следует соблю­сти совпадение и продолжение фаз движения на стыке 6-го и 7-го кадров. Девушка сделала два шага на крупном плане, сле­довательно, онаснова находит­ся в фазе, когда правая нога ста-

6 / \ ла опорной. С этого момента

Рис. 60

как раз и нужно начинать кадр, продолжающий движение на­шей пары. В монтаже всех трех кадров необходимо создать впечатление, что движение и ходьба как бы «гладко» продолжались без какого-либо перерыва во времени, слов­но были сняты одним куском.

В игровом кино для простоты и точности выполнения стыков по­добных кадров пользуются простейшим приемом: проводят съемку таких планов с захлсетами. Это означает, что часть действия, на кото­рое придется склейка, снимают два раза. Например, в кадрах 5-м и 6-м, 78


в кадрах 6-м и 7-м, т.е. съемку последующего кадра начинают с повто­рения действий в конце предыдущего.

Все, что движется циклично и снимается несколькими последова­тельными планами, должно быть смонтировано с соблюдением фаз цикличности, создавая впечатление непрерывности хода движения и действия. Особенно жестко требуется выполнение этого условия при съемках и монтаже идущего строя солдат. Когда снимется, к примеру, общий план шеренги и крупный план героя, идущего в строю, то само собой разумеется, что движе­ния рук и ног у нашего избранника и всего строя должны быть синх­ронными. По движениям плеч и го­ловы зритель сразу может заметить, что герой идет не в ногу со своими однополчанами, если фазы взмахов рук не попадут в ритм шага строя.

76
Рис. 61

Требование выполнения прин­ципа монтажа по фазе движущих­ся объектов распространяется и на соединения кадров со скачущей ло­шадью и всадником, и на стык кад­ров с кривошипно-шатунным меха­низмом паровоза, и на съемку ор­кестра и его дирижера.

Между тем, пока мы пробова-

ли различные варианты соединения кадров, выполняя данный прин­цип, нам удалось выстроить небольшой рассказ в картинках, создать последовательность кадров, которая без слов излагает содержание вполне реальной рядовой сцены, каких в жизни можно увидеть десят­ки. Но внимание читателя необходимо привлечь не к тривиальному содержанию этой сцены, а к методу и средствам изложения ее содер­жания.

Практически без помощи слов, используя для передачи смысла про­исходящего пластические образы действия (подразумевается, что кар­тинки не статичные, а перед нами события, которые развиваются в реальном времени на экране), удалось раскрыть пусть неказистое, но содержание целой сцены. Вот она — главная черта экранного произ­ведения: рассказывать не словами или не только словами, а пласти-1 icckhmh образами действия людские истории. Про это принципиаль-


ное достоинство экрана почему-то часто стали забывать современные режиссеры кино и телевидения, будто они никогда не слышали и не знают, что лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...