Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Левое по отношению к вертикальной линии.
Вывод предельно прост: если вы сняли мерседес движущийся по направлению от камеры, но чуть влево, то такой кадр никак не монтируется со следующим, в котором тот же автомобиль едет от нас, но чуть вправо от аппарата. Гладкий переход не получится даже при соблюдении всех других условий межкадрового монтажа (рис. 52). Такое изменение хода движения объекта в соседних кадрах всегда вызывает у зрителя ощущение «рывка» на экране. Но кроме знания описанного принципа монтажа каждому режиссеру, оператору и монтажеру необходимо помнить, что любая перемена направления движения главного объекта с правого на левое мгновенно наполняется смыслом, истолковывается зрителем, как поворот в сюжете. К примеру,—простейшая ситуация. Герой вышел из дома. Пошел по улице и движется вправо на экране. Сменяется кадр — герой идет дальше по другой улице и тоже движется вправо. А в третьем кадре он снят идущим влево. Естественно, что у зрителя есть все основания для вывода о том, что этот человек что-то забыл и решил вернуться домой. Еще пример. Идет сражение. Наступающая конница движется на экране справа налево. А через кадр или два зритель вдруг видит, что конница поменяла направление и скачет в противоположную сторону; он вполне имеет право сделать вывод: испугались, отступают. Такой межкадровый монтаж неизбежно принесет нежелательный для режиссера смысл развития действия. И, что греха таить, подобных примеров можно набрать довольно много, просматривая даже самые известные фильмы. Но если изменение направления движения произошло в момент съемки, и оно зафиксировано на пленку, зритель его увидел и понял причину (изгиб дороги, поворот улицы и т. д.), то обратного толкования хода действия у зрителя уже не возникнет. Для общсг о представления можно дать рекомендацию. Комфортность восприятия стыка соседних кадров с движущимся объектом можно обеспечить, если выполнить съемку с изменением % Рис. 53 направления движения в пределах 90 градусов, но обязательно по одну сторону от вертикали. Третий вариант (рис. 53) оставит у зрителя впечатление самого «гладкого» стыка. Стрелки, показывающие направ- ление движения человека или даже слона, заключены в одной из четвертей экрана. Ошибки в монтаже подстерегают творцов на каждом шагу. Вернулся актер с гастролей, продолжается прерванная работа над сценой прохода по улице. Но съемки идут уже в другом городе. Оператор нашел великолепный уголок, который тонко передает настроение при съемке в режиме, в сумерки, выбрал точку. Приехала на место группа. Поставили камеру. Если режиссер не вспомнит о необходимости сохранить направление движения персонажа, тогда его ждут сложности в монтаже и ослабление эмоционального воздействия сцены. А зрителю потребуется чашечка кофе, чтобы погадать на гуще: что могло произойти и заставить героя двинуться в обратную сторону.
Но если режиссер обнаружит, что оператор не учел направление прохода героя при выборе мизансцены, возникнет конфликт, потому что с другой точки съемки задуманный изобразительный эффект получить невозможно. Кто виноват? Оба! Оператор не подумал о монтаже, когда выбирал точку. Режиссер поленился поехать на предварительный осмотр места съемки и не участвовал в разработке мизансцены. Как это называется? А очень просто — недостаток профессионализма! Условное, векторное изображение движения позволяет нам совместить понимание одновременно двух принципов монтажа. Если в сцене присутствует человек, который следит за движущимся объектом, то не только движение самого объекта необходимо увязывать в соседних кадрах, но и направление взгляда этого человека (взгляд - это тоже вектор). А следовательно, необходимо учитывать зрительскую ориентацию в пространстве, где действуют герои. Примеры можно найти почти в каждом фильме. Но мы возьмем его из картины великого Абеля Ганса «Сирано и д' Артаньян». Отец Сирано прощается с сыном. На крупном плане отцом сказаны последние прощальные слова. Он смотрит вслед уходящему сыну. Следующий кадр: на среднем плане мы видим Сирано, который покидает родной дом. Стык этих кадров показан в раскадрове нарис. 54. Взгляд отца и направление движения сына совпадают. Принцип ориентации в пространстве и принцип соблюдения направления движения объекта демонстрируют в этом примере полное совпадение. Так эту сцену мог бы увидеть человек, если бы он присутствовал при расставании и стоял в нескольких метрах от актеров. Движение на экране представляет собой одну из главных форм, реализующих развитие действия в фильме, передаче, телевизионной постановке или в рекламе. Через поступки героев, проявляющиеся в движении в обширном, сконструированном режиссером пространстве, в значительной мере, а иногда только благодаря этим поступкам, зритель понимает смысл сцены или эпизода, происходит развитие сюжета или мысли автора. Герой может добираться к заветной цели на самолете, потом ехать на ишаке, затем ползти по земле и, наконец, плыть на яхте. И коли ему для достижения цели по требовалось сменить несколько видов транспорта, то кадры разных объектов, связанных с перемещением героя и с ним самим, заключающие в себе движение в одном направлении и смонтированные последовательно, будут выражать движение героя к первоначальной цели. А всякое изменение направления движения будет трактоваться зрителем, как принятие героем нового решения и начало движения к иной цели. Выполнение этого принципа мсжкадрового монтажа не только предопределяет комфортность восприятия стыка двух кадров, но и служит задачам выражения задуманного автором смысла. 1 ' ПРИНЦИП ЧЕТВЕРТЫЙ '•' \ - '•'•'* МОНТАЖ ПО ФАЗЕ г л ДВИЖУЩИХСЯ В КАДРЕ ОБЪЕКТОВ Каждый из принципов монтажа, который соблюдается на стыках кадров внутри одной сцены, должен быть известен режиссеру и оператору до сьсмок, учтен при построении мизансцены и выборе точек съемки. Монтаж по фазе движения объекта требует от создателей экранного произведения дополнительного внимания на самой съемке. В мире все циклично, только длительность циклов имеет различную продолжительность. Лишь у вращающегося гладкого круга нельзя выделить какую-нибудь четко обозначенную фазу движения. Но стоит нанести на круг красное пятно, как в его вращении сразу появятся раз- личные фазы. Фаза, когда пятно наверху, фаза, когда красная отметина находится справа и т. д. Представьте себе, что вам следует снять аттракцион, часто называемый «колесом обозрения». Поставлена задача, снять короткую сцену и последовательностью кадров этой сцены показать, какие эмоции переживают «смельчаки», отважившиеся прокатиться на гигантском колесе, какое впечатление производит этот аттракцион на публику В данном случае безразлично—документалист вы, режиссер игрового кино, мультипликатор или репортер телевидения. Важно, как вы будете соблюдать принцип соединения кадров по фазе движущихся в них объектов. Снимаем дальний план: в кадре — все колесо и даже вы- ,i со кие соседние деревья. Они •1 подчеркивают грандиозность аттракциона. Корзинка, в которой сидят наши герои, красного цвета. Второй красной нет. *«1 Она медленно поднимается вверх, но еще находится в нижней левой четверти круга. Вы останавливаете камеру и считаете, что кадр снят.
Следующий кадр вы снимаете тогда, когда корзинка начнет приближаться к вершине колеса. Конечно, он должен быть значительно крупнее по 2 масштабу и акцентировать, в какой корзинке находятся герои. Таким кадром вполне может быть общий план. Если вы с таким отснятым материалом уехали на студию, то лестных слов в свой адрес от монтажера не надейтесь услышать. Вы допустили ошибку! В двух первых отснятых кадрах не совпадают фазы, в которых находится объект вашего внимания — красная корзинка. В первом она -ниже середины круга, а во втором — необъяснимым образом скакнула к вершине. Зритель это обязательно заметит и ощутит рывок в развитии, казалось бы, непрерывного движения. , • «Рецепт» один — не останавливать камеру в момент съемки первого кадра до тех пор пока красная корзинка пересечет горизонтальный диаметр круга и начнет движение в верхней четверти круга. На раскадровке в первом кадре показан момент завершения съемки, а во втором — момент начала съемки следующего плана (рис. 55). Если первый кадр окажется слишком длинным, и будет создаваться впечатление затянутого развития действия, станет ощущаться чрезмерная медлительность в ходе монтажного рассказа, то можно отрезать начало этого кадра, оставив конечный кусок такой длительности, которая требуется по ритму изложения сюжета. Медленно и тягуче развиваю-; rUC. j о зрителя. Чтобы с помощью монта- жа несколько ускорить ход действия, обычно пользуются так называемой «подрезкой кадров». Это означает, что часть пути, который проходит корзина по кругу все-таки можно вырезать. Но эта «подрезка» должна быть осуществлена только в пределах одной из четвертей круга, чтобы у зрителя сохранить ощущение непрерывности движения объекта. В нашем а случае можно вырезать ту часть пути корзины по кругу, которая обозначена жирной стрелкой (рис. Рис. 57 56). Точка первая—это конечный момент движения красного пятна в первом кадре, а точка вторая — начальное положение нашего движущегося объекта во втором кадре. Сцена развивается дальше. В кадре втором в момент съемки подул ветер. Корзина стала раскачиваться. С высоты послышался визг и женский голос: «Ой, Петечка, я падаю!» Неожиданно раздавшийся возглас служит толчком к переходу на 76 следующий кадр, который должен удовлетворить интерес зрителя и ответить на его немой вопрос: кто это кричит?
Снимаем третий кадр, 1 -и средний по крупности (рис. 57). За частой решеткой, через которую не просунешь и головы, женский силуэт метнулся к мужскому. . 4 J^f^r I — Петя, держи меня крепче! Петя... По интонациям других голо- гис. Do сов, что служат как бы фоном для отчетливых голосов наших героев, становится ясно, что паническое настроение царит среди экскурсантов на вершине колеса. Дальше по сюжету нам предстоит показать, как будут вести себя герои, когда снова вступят на твердую землю, как мимолетная слабость повлияет на их поведение, на их контакт между собой. Это как раз есть то, что интересует зрителя. Но красной корзине еще предстоит долго и медленно совершать вторую полови- /-ну движения по кругу, прежде чем наша пара покинет злополучное колесо. Как быть?
Чтобы сократить экранное время и время ожидания зрителем интересующего его момента, можно вставить кадр — смысловую пере- cf бивку. Так обычно называют план, в котором отсутствуют только что действовавшие лица или объекты. Снимаем четвертый кадр: у билетной кассы стоят новые желающие прокатиться на колесе. Они, улыбаясь, смотрят вверх, посмеиваются над трусихой, уверенные в том, что с ними не случится такого конфуза (рис. 58). Кадр пятый, общий план. Красная корзина останавливается у нижней площадки. Из нее выходят наши герои. Молодой человек подает руку своей спутнице. Та неуверенно ступает правой ногой на деревянный помост, делает два шага вперед и выходит на более крупный план — 2-й средний (рис. 59). Кадр шестой, крупный план. Наконец-то, зритель увидит, что отражается на лице героини после того, как она так необдуманно бросилась в объятия своего спутника. Мимоходом, она кидает взгляд из под-лобья на парня, который идет чуть сзади, чтобы узнать, как он отнесся к ее проявлению слабости: не осуждает ли, не насмехается ли. При этом она успевает сделать еще два шага в сторону от колеса (рис. 60). И седьмой кадр — финальный кадр сцены, пара проходит мимо аппарата и удаляется. Крупность внутри кадра меняется от общего до первого среднего, а потом масштаб уменьшается до дальнего плана. Кадр, вероятно, лучше снять короткофокусным объективом, чтобы он не оказался слишком длинным, а движение в нем выглядело динамичным (рис. 61). Если вы подумали, что при монтаже кадров 5-го, 6-го и 7-го больше думать не о чем, то вы глубоко заблуждаетесь. В конце 5-го кадра героиня только что наступила на правую ногу. При этом се тело качнулось вправо, оно находилось в определенной фазе шага. Если кадр 6-й начнется в момент, когда героиня наступила на левую ногу, то качание се туловища не совпадет по фазе движения с качанием в 5-м кадре. Точно также следует соблюсти совпадение и продолжение фаз движения на стыке 6-го и 7-го кадров. Девушка сделала два шага на крупном плане, следовательно, онаснова находится в фазе, когда правая нога ста- 6 / \ ла опорной. С этого момента
как раз и нужно начинать кадр, продолжающий движение нашей пары. В монтаже всех трех кадров необходимо создать впечатление, что движение и ходьба как бы «гладко» продолжались без какого-либо перерыва во времени, словно были сняты одним куском. В игровом кино для простоты и точности выполнения стыков подобных кадров пользуются простейшим приемом: проводят съемку таких планов с захлсетами. Это означает, что часть действия, на которое придется склейка, снимают два раза. Например, в кадрах 5-м и 6-м, 78 в кадрах 6-м и 7-м, т.е. съемку последующего кадра начинают с повторения действий в конце предыдущего.
Все, что движется циклично и снимается несколькими последовательными планами, должно быть смонтировано с соблюдением фаз цикличности, создавая впечатление непрерывности хода движения и действия. Особенно жестко требуется выполнение этого условия при съемках и монтаже идущего строя солдат. Когда снимется, к примеру, общий план шеренги и крупный план героя, идущего в строю, то само собой разумеется, что движения рук и ног у нашего избранника и всего строя должны быть синхронными. По движениям плеч и головы зритель сразу может заметить, что герой идет не в ногу со своими однополчанами, если фазы взмахов рук не попадут в ритм шага строя.
Требование выполнения принципа монтажа по фазе движущихся объектов распространяется и на соединения кадров со скачущей лошадью и всадником, и на стык кадров с кривошипно-шатунным механизмом паровоза, и на съемку оркестра и его дирижера. Между тем, пока мы пробова- ли различные варианты соединения кадров, выполняя данный принцип, нам удалось выстроить небольшой рассказ в картинках, создать последовательность кадров, которая без слов излагает содержание вполне реальной рядовой сцены, каких в жизни можно увидеть десятки. Но внимание читателя необходимо привлечь не к тривиальному содержанию этой сцены, а к методу и средствам изложения ее содержания. Практически без помощи слов, используя для передачи смысла происходящего пластические образы действия (подразумевается, что картинки не статичные, а перед нами события, которые развиваются в реальном времени на экране), удалось раскрыть пусть неказистое, но содержание целой сцены. Вот она — главная черта экранного произведения: рассказывать не словами или не только словами, а пласти-1 icckhmh образами действия людские истории. Про это принципиаль- ное достоинство экрана почему-то часто стали забывать современные режиссеры кино и телевидения, будто они никогда не слышали и не знают, что лучше один раз увидеть, чем семь раз услышать. |
||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |