Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 3. ЭКРАННЫЙ РАССКАЗ ПЛАСТИЧЕСКИМИ ОБРАЗАМИПРИЕМЫ МОНТАЖА Монтаж «вьщумала» ли i ература и ее провозвестник — человеческий язык 1 1е было тогда ни кино, ни радио, ни i слевидения, ни видео, ни компьютеров Потому что случилось это много тысяч лет назад Слово за слово, два да три десять да сорок Прикладывалось одно слово к другому, ко второму прилаживали третье, потом — четвертое, и получалась фраза, и рождалась мысль, которую человек, автор, стремился передать соплеменникам, соседям За первой фразой следовала следующая, потом последующая, и получался рассказ, байка, миф, легенда, сказка То могли быть и быль, и выдумка А все равно слова нужно было цспля i ь, как в цепочке звенья следующее за предыдущее Иначе ничего не будет понятно Не будет цельности Не выразится смысл «Жили-были дед да баба И была у них курочка Ряба Снесла курочка яичко, да ис простое, а золотое Дед бил-бил, не разбил Баба била-била, не разбила Мышка бежала, хвостиком махнула Яичко упало и разбилось » Всего 23 слова, а целый рассказ1 Сколько картинок себе можно представить1 Конечно, большой научной ценности это открытие собой не предст авляет Но еще 20 тысяч лет на зад, в Каповой пещере на Южном Урале наш далекий предок нарисовал какие-то знаки К одной черточке он пририсовывал другую, потом третью, затем четвертую и, наконец, пятую Получилась вот такая фигура (рш 117) Нам эти треугольники ничего не говорят Мы можем только предположить их значение Асо-rlic 77/ племенникам древнейшего человека они несли глубокий смысл Требование выполнить ритуал на этом месте, поклясться в верности или предупредить соплеменников об опасности Но, чтобы написать на стене пещеры этот знак и заключить в него смысл, его автор должен был произвести сопоставление линий, сделать монтаж из отрезков прямой А его сородичи, чтобы понять содержание загадочного для нас сообщения, должны были сопоставить увиден- ное на стене с образом, хранящимся в их памяти и связанным с ним значением. Он должен был сопоставить куски прямых линий и сделал это во имя передачи своих мыслей братьям по разуму. Эти линии не разбросаны кое-как, а сцеплены в единую систему. Именно поэтому они смогли передавать содержание и его суть. Человечеству потребовалось больше 20, а может быть и 100 тысяч лет, чтобы найти термин, который выражает действие, посредством которого передаются идеи. Люди пережили эпоху шаманства, придумали театр, освоили живопись, создали литературу. И, наконец, им пришлось изобрести и полюбить кино, изучить его сущность, и только тогда понять то, что с момента рождения языка они пользовались монтажом. И еще через тридцать лет, в пору, когда кино завоевало мир, только тогда теоретики обнаружили, что приемы кинематографического рассказа, по сути дела, тс же самые, что и в языке общения, в языке литературы. А сегодня мы знаем, что любое экранное произведение (фильм, телевизионная передача, рекламный ролик или клип) — это всегда рассказ. Рассказ — это последовательность каких-либо "единиц" смысла, цепочка из звеньев, когда каждое следующее крепко соединено с предыдущим. Например, слова в устной или письменной речи. А на экране это — цепочка образов, соединенных в последовательность с учетом требований десяти принципов монтажа или в нарушение этих требований, но обязательно поставленных в единый ряд в соответствии с избранным автором приемом рассказа. — Что за чепуха! — может воскликнуть какой-нибудь «просвещенный» читатель, —100 лет все монтировали кадры, а автор предлагает нам все изменить и монтировать образы! Да, уважаемый читатель! Уже 100 лет, как в экранном творчестве все монтируют, соединяют между собой именно образы. А их, как уже известно из учебника, есть всего две категории (если мы говорим об изображении): статичные пластические образы и пластические образы действия. Они, как раз, составляю г содержание кадров, являются материалом, из которого, как из слов, мы строим рассказ на экране. Мы выбираем и режем кадры по двум главным принципам: чтобы зритель успел понять, что изображено на экране, успел распознать образ, и чтобы образ или его часть имели определенную степень законченности и нашли продолжение в следующем кадре. Сложность 128 образа, точнее говоря, сложность его понимания, определяет длину кадра, время его пребывания на экране. Зритель может не видеть и не замечать стыка кадров. Это ему совсем не требуется для понимания смысла экранного сообщения. Часто бывает необходимо монтировать кадры так, чтобы зритель не ощущал «кусочность», прерывистость зрительного рассказа. И это является профессиональным достоинством произведения, а отнюдь не его недостатком. Непонимание зрителем автора может наступить только в случае, если первый не узнает, не поймет, что изображено на экране, не успеет или не сможет распознать какой образ или какие образы предложены ему с экрана. Поэтому не кадры, как слова в литературе, являются материалом экранного творчества, а образы и их части (признаки). Слова и образы выполняют сходные функции в составлении содержания произведения, но закономерности их восприятия и обращения с ними резко отличаются друг от друга. Какой же «монтаж» «выдумала» литература? Литература «изобрела» целую гамму приемов рассказа, от частного к общему, последовательный рассказ, параллельный рассказ, метафору, ассоциативный рассказ и ряд других. Названия этих приемов заимствовало кино и стало их называть приемами монтажа. Каждым приемом можно воспользоваться для монтажа образов внутри одной сцены или се части. А, как известно, сценой называется отрезок экранного произведения, в котором действие развивается в течение какого-то непрерывного отрезка времени. А дальше — по порядку. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ * ' ; Этот вид монтажа сцен самый простой и самый распространенный. Последовательным монтажом называется такой способ изложения содержания сцены, при котором действие фильма или передачи продолжается без видимых для зрителя разрывов во времени и действии. Это относится к любым видам и жанрам экранного творчества: если снимается игровой фильм, делается документальная передача или создается учебная программа. 4- ., , • У лукоморья дуб зеленый; < • !>' i <-• • И днем и ночью кот ученый •» .• > i . г • mi ' Все ходит по цепи кругом; • ''4 Идет направо — песнь заводит, i 1 Налево — сказку говорит. Пушкин описал все очень просто. 1). На берегу морского залива стоит дуб. 2). К дубу прикована цепь. 3). На конец этой цепи посажен Кот. 4). Кот прохаживается. 5). Когда идет направо, то поет песню. 6). А когда перейдет на левую сторону, то рассказывает сказку. Точно так можно снять этот рассказ для экрана Первым в последовательности займет свое место сложный статичный образ морского залива со стоящим неподалеку от берега большим дубом. Это будет общий план. Все, что следует изложить дальше на таком дальнем плане, окажется для зрителя таким мелким, что это будет трудно разглядеть и попять. Вторым в нашей изобразительной последовательности (в соответствии с «литературным сценарием» А. С. Пушкина) окажется средний план по крупности, часть дуба, но снятая с учетом изменения оси съемки (принцип девятый), с изменением ракурса. Вокруг толстого сука намотана цепь. Обратите внимание, что часть дуба, попавшая во второй кадр, легко узнается зрителем по форме, как часть дерева, увиденного им в первом кадре. В данном случае в этом кадре заключен один сложный образ — залив, состоящий из трех простых, часть моря, берег, дуби еще что-то Об э гом «что-то» мы и должны поведать зрителю дальше. Здесь скрывается некая, может быть и примитивная, но интрига, вызывающая интерес к дальнейшему рассказу. Увидел зритель второй сложный образ (ствол дуба и кусок цепи) и заинтересовался тем, куда ведет эта цепь или что находится на другом се конце. Мы идем навстречу его любопытству и показываем Кота, привязанного к цепи. В этот момент Кот встает и идет направо, да при этом начинает петь. Кот начал двигаться, и мы ведем за ним панораму, чтобы держать его в кадре. Герой совершил сначала одно действие, потом — второе, затем — третье. Встал, пошел, запел... Налицо, к тому же, три образа действия. А кадр всего один. Таким образом состоялся внутрикадровый монтаж образов действий в сопоставлении со статичными образами фона. Но мы не хотим слушать всю сказку Кота. Это слишком долго. Наша задача следовать точно пушкинскому «сценарию». Нам нсобхо-130
димо оборвать действие, чтобы перейти к следующему действию, но так, чтобы для зрителя это не показалось разрывом во времени, грубым переходом от одного к другому. На такой случай кинематограф выдумал прием перебивки (подробно о ней позже) Нужно снять кадр и запечатлеть новый обра 5, где нет Кота, но в котором будет подтверждаться продолжение действия в этом месте. Таким действием может стать движение значительного куска цепи, которая перемещается за Котом вправо и еще гремит звеньями. В этом случае цель будет достигнута: промурлыкал Кот одну музыкальную фразу, и на экране появился новый объект — цепь. Она протащилась со звоном по камням и остановилась. Именно в этот момент можно снова вернуться к Коту. Мурлыка в это время поменял направление движения и в момент съемки начинает рассказывать сказку. Теперь можно счи-тат ь, что мы сняли все, что было записано в «литературном сценарии» (рис 118). Но одновременно мы полностью выполнили требования последовательного монтажа, последовательного рассказа о событии: каждое начало следующего кадра содержало в себе кусок, элемент того образа, который зритель видел в предыдущем кадре. Во втором — это часть Рис. 118 ПНР дуба, в третьем — это цепь, в четвертом — это снова цепь, в пятом — тоже оказалась цепь и сам Кот. Из кадра в кадр мы давали зрителю возможность узнавать «старый» объект действия. При сравнении вы можете обнаружить отличие пушкинской записи от нашей раскадровки. В литературе можно поставить в стык два разных действия, а экран не терпит таких «ходов». Он требует плавности перехода от кадра к кадру, без рывка в действиях одного и того же объекта. Чтобы выполнить это условие, мы воспользовались приемом «перебивка»— кадр четвертый. ОТ ОБЩЕГО К ЧАСТ1 ЮМУ. ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ 4 J При рассмотрении приема последовательного монтажа мы одновременно ознакомились с принципом изложения содержания от общего к частному. Од- 2 нако возможен и обратный ход: от частного к общему. Рассмотрим такой вариант на документальном примере (рис. 119). Прошло название передачи. Дальше — первый кадр (крупный план) — из трубы, торчащей из склона , « земли, обильно выливается жидкость красно-бурого цвета.
Второй кадр (2-й средний) — труба Третий кадр (дальний план) — река 132 уходит к горизонту, неся в себе широкий мутный отравленный поток. Четвертый кадр (дальний план, еще шире) — далеко на левом берегу реки видны дома, а красная река в голубой реке продолжает свой путь. Пятый кадр (дальний план). В дымке стоит силуэт металлургического завода. Домна, высоченная труба, из которой валит черный дым Нагромождение транспортных ходов, стальных конструкций и высоковольтных проводов. Так можно было бы начать передачу о защите окружающей среды. Но автор привел пример из своей собственной режиссерской практики. Этот кусок фильма был вырезан цензурой из его экранной работы в 1970 году. Река носит имя Днепр, а завод — «Запорожсталь». Конечно, это были кадры, которые в то время поражали воображение своей откровенностью. Но нам важно другое. Здесь использован прием рассказа от частного к общему. Но одновременно, это путь мысли от следствия к причине. И то и другое — самые обычные методы литературного изложения материала, но смоделированные в экранном творчестве. Как в съемке Лукоморья, так и в данном документальном приме , ПАРАЛЛЕЛЬНЫЙ МОНТАЖ ,г , , ги Вспомните чарующую пушкинскую «Сказку о царе Салтанс». Князь Гвидон живет на острове Буяне, а царь Салган — за морем, в своем государстве. Корабельщики плавают туда-сюда и рассказывают Салта-ну, как живет Гвидон. Пушкин поочередно рассказывает читателю, то про жизнь сына, то про жизнь отца, то опять про Гвидона и т. д. В сказке по сюжету одновременно текут жизни двух главных героев, а это — параллельный монтаж сцен. У Пушкина сюжет сначала расщепляется на две линии, а в конце снова сходится в единый, когда Салтан приплывает на остров Буян к Гвидону в гости. В этой же сказке есть примеры «параллельного монтажа» действия внутри одной сцены. Прием тот же, а масштаб приема совсем крохотный. Вернулись корабельщики из плавания. , , , , , 1 i Царь Салтан зовет их в гости, '*' " И за ними во дворец 1/1 ' Полетел наш удалец. Видит: весь сияя в злате, '« Царь Салтан сидит в палате ' 1 С грустной думой на лице, ' л А ткачиха с поварихой, > ' ' ' ' 1 С сватьей бабой Бабарихой, • • ''" • • ' Около царя сидят ' ' ' И в глаза ему глядят. За свой стол и вопрошает... Налицо три сюжетных хода в одной сцене. Гости и царь Салтан; Гвидон-комар и то, что он видит; и «ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой», одна из которых потом окривеет от укуса комара. Действие двух групп персонажей и комара происходит параллельно, но в конце сцены три сюжетных хода сольются в переполохе после укуса. По схеме — прием тот же. Полную аналогию схемы мы можем найти в знаменитом фильме Дейвида Уорка Гриффита «Нетерпимость» (1916г.). Великий американский режиссер в самом грандиозном фильме того времени одновременно рассказывает четыре эпизода из истории человечества. «Страсти Христовы», «Варфоломеевская ночь», «Падение ] Вавилона» и «Мать и закон» Последняя новелла—о своей современности. Фильм построен так, что заканчиваются все четыре истории только в конце картины. Открывается лента большим куском из первой новеллы. Затем следует такой же большой кусок из второй. Далее -начало третьей, а потом — четвертой. Следом режиссер возвращает зрителя к продолжению первого эпизода из человеческой истории, к продолжению второго и т. д. Но самым выразительным эпизодом в этом фильме оказалась последняя история. В ней Гриффит использует параллельный монтаж для драматургически обостренного развития сюжета. По ходу истории невинного человека суд приговаривает к смерти за убийство После суда истинный убийца признас i ся жене осужденного в свершении преступления. Она же — главная героиня — мать, которой только что вернули ребенка. Помиловать осужденного может только губернатор Жена и покаявшийся убийца устрсмлются на 134 его поиски. Но глава штата недавно уехал. Мать и убийца садятся в гоночный автомобиль и пытаются догнать поезд с губернатором. А в это же время приговоренный готовится к смерти. Мчится автомобиль. Мчится поезд. ' i Тюремщики готовят орудия смерти. '. < Мчится автомобиль. . i .-, 1 Вагон губернатора. Тюремщики проверяют надежность механизма убиения. Гриффит чередует крупные планы колесо мчащегося автомобиля, руки палача у виселицы, лицо страдающе! о осужденного и т. д. Автомобиль догнал поезд. Губернатор подписывает помилование. Но теперь еще нужно успст ь до казни в тюрьму и там пред ьявить помилование. И снова параллельный монтаж. •, Мчится автомобиль. , / Осужденного ведут на эшафот. . 1, ' Жена и убийца гонят машину. s , • i < Последние приготовления к казни. *• > > >( Когда петля уже была наброшена на шею... По схеме — все как в «Сказке о царе Салтане»: развитие сюжета, его расщепление на параллельные линии, сведение линий в единый узел — невиновный спасен. «Нетерпимость» — классический пример параллельного монтажа. От крытис Гриффит а вошло во вес истории кино. Оказалось, что на экране можно строи гь развитие действия точно так же, как в литературе. Блистательно воспользовался приемом параллельного монтажа М. Калатозов в фильме «Летят журавли» 1957 г.). Тоже классический пример. Героиня картины, Вероника, не успела к момен гу ухода из дома на фронт своего возлюбленного. Прибежала — а его уже нет. Она спешит к месту сбора мобилизованных. Там огромная толпа народа. Плачут матери и жены на плечах сыновей и мужей. Алеша, герой фильма, все время оглядывается по сторонам —-ищет глазами Веронику, надеется ее увидеть. Вероника пробирается через толпу, ищет Алексея в этом огром-1 ном море людей, но безуспешно. Мужчин построили в колонны. Вероника мечется среди провожающих. -, < Алеша крутит головой по сторонам. Вероника бежит вдоль забора за уходящими солдатами. Алеша идет в строю, отправляющимся на фронт. Оглядывается. Мы понимаем, что они совсем рядом. Но увидятся ли? Колонна мужчин уходит все дальше и дальше от места сбора вместе с героем. Наконец ей удалось увидеть его. Но толпа не даст ей пробиться к солдатам. Он оглядывается, не видит се. Вероника кричит ему в след. Но шум толпы и музыка заглушают крик. Он не слышит. Она с отчаянием бросает пакет с печеньем в его сторону. Пакет не долетает и рассыпается на асфальте. Он еще раз оглядывается, по снова не находит се лица. Так и отбывает на фронт — не простившись с возлюбленной даже глазами. Вероника рыдает... Это — одна из сильнейших сцен в бессмертном произведении. Прием параллельного монтажа может быть использован и в телевизионных передачах даже в прямом эфире. Например, в одно время происходит два интересных матча по футболу. Камеры установлены на двух стадионах. Комментаторы по очереди ведут репортаж то с одной, то с другой спортивной арены, переговариваются друг с другом: «А у вас? А у нас...». А режиссер переключает трансляцию изображения в эфир в соответствии с рассказом ведущих. Драматургия передачи состоит в том, что решается вопрос: кто и с кем будет играть в финале. Когда в Москве в августе 1991 года происходили трагические , события, связанные с попыткой государственного переворота, по сути дела, на протяжении многих часов российское телевидение вело параллельный репортаж о событиях в Белом доме и вокруг него. Показывалось «живое кольцо» защитников Белого дома, интервью с участниками, размышления М. Ростроповича, находящегося в самом Белом доме. Молодые журналисты рассказывали о том, что творится и как они это оценивают. Все происходило одновременно, но показывалось по очереди. И вся страна с замиранием сердца, в полном оцепенении следила за развитием событий на протяжении десятков часов. Все зрители понимали — это происходит сейчас, происходит одновременно. Это был героический день для москвичей, отстоявших демократию, и героический параллельный репортаж молодых телевизионщиков. 136 , Параллельным монтажом экранного рассказа называется прием, используя который, режиссер предлагает зрителю поочередно воспринимать экранные образы двух или более событий, происходящих одновременно в разных местах, но объединенных сюжетом. В отдельных случаях, как это сделал Гриффит, события могут быть разнесены даже во времени. Но тогда такой прием можно скорее расценивать как параллельный монтаж хода авторской мысли на разных примерах. Параллельный показ развития двух действий, объединенных одним сюжетным ходом, иногда называют перекрестным монтажом, что является всего лишь разновидностью названия приема. РЕФРЕН В МОНТАЖЕ i < f ' * Рефрен встречается уже в древнегреческой поэзии. Повторяющийся припев широко распространен в народных песнях и, вообще, в различных музыкальных формах. Повтор нашел свое место и в кино. Для простоты воспользуемся теми же примерами. В «Сказке о царе Салтане» Пушкин повторяет одно и тоже четверостишие в нескольких местах своего повес гвования: Ветер на море гуляет г , " ivi 1 -• • И кораблик подгоняет; • >< ! 1 • •- «• Он бежит себе в волнах - ''"".' '' На раздутых парусах. '' " ' ""' Гриффит в «Нетерпимости» между эпизодами разных эпох вставлял один и тот же кадр: женщина, качающая колыбель. Он хотел этим подчеркнуть повторяемость нетерпимости в разные времена и сопровождал этот кадр словами Уитмена: «Ныне, как и прежде, колыбель безостановочно качается, принося одни и те же человеческие страсти, радости и горести». Рефрен может использоваться и как юмористический прием, и как прием глубокого философского осмысления жизни и ее бытия. АССОЦИАТИВНЫЙ МОНТАЖ > , ^ ^ Слово «ассоциация» подразумевает, что при восприятии каких-то двух разных явлений в сознании возникает связь между ними — так его трактует энциклопедия. В нашем случае такая связь может возникнуть, если рядом в монтаже фильма будут поставлены кадры, образы которых вызовут такую связь, подтолкнут зрителя к пониманию принципиально нового смысла или образной характеристики основного хода действия или персонажа или даже целой группы действующих лиц. А для этого у кадров должны быть какие-то общие черты, которые позволят зрителю понять авторскую взаимосвязь этих образов, уловить авторский смысл. В литературе есть прием, который называется сравнением. Чтобы осуществить сравнение, в текст вставляется промежуточное слово: «как», «подобно», «словно» и т. д. «Он пишет, как курица лапой». Это означает плохой почерк у героя. В речи, в письменном творчестве введением слова «как» автор подталкивает читателя или слушателя к осуществлению мысленной ассоциации, мысленного сопоставления образов. Если писатель или поэ г прибегает к приему ассоциации, то он не использует намекающее на сравнение слово, а прямо называет объект рассказа тем или иным «именем»: «Смотри, какой гоголь пошел!». Это вовсе не означает, что автор имеет ввиду Николая Васильевича Он только хотел подчеркнуть, что его герой своим видом показывает надменность, напыщенность, чрезмерную и неоправданную по его положению вычурность внешнего вида. Но для понимания такого речевого оборота читатель должен сам додума гься до авторского смысла без всяких дополнительных слов. Читатель сам обнаруживает и устанавливает связь между внешними особенностями птицы под названием «гоголь» и героем рассказа. Такой литературный прием называется ассоциацией. В экранном творчестве дополнительных слов-кадров нет. Образы по воле автора монтажа, если он хочет дать сравнение, ставятся рядом один за другим, а зритель должен догадаться, что это значит, проассо-циировать их, установить между ними логическую и образную связь. Допустим, что мы решили экранизировать пословицу «пишет, как курица лапой». Для этого нужно снять два кадра. В первом — крупно руку с зажатым между пальцами пером, которое почти безобразными движениями чертит на бумаге буквы послания. А во втором — крупно лапы курицы, которая своей трехпалой конечностью пытается процарапать ссохшуюся землю. Но оказывается, для возникновения эффекта ассоциации, насмешки, иронии, нельзя снять эти кадры как попало. Образы действия в этих кадрах должны вызывать у зрителя мгновенную реакцию сопоставления. Иначе, при ограниченном времени на восприятие экранного сообщения, ассоциация у зрителя может не возникнуть, а автор может оказаться непонятым. 138 I
Чтобы не ставить своего зрителя в глупое положение, режиссер обязан зафиксировать в кадрах некоторые аналогичные признаки того и другого образа действий. В данном случае такими признаками является при идентичном масштабе объекта в кадре направление движения ручки и направление движение лапы курицы, но еще и темп, скорость выполнения движений ручки и когтей домашней птицы (рис. 120). Если в монтажном контексте дважды осуществить сопоставление кадров пишущей руки героя и царапающей землю лапы курицы, то смех в зале можно гарантировать. И если дальше в экранном рассказе случиться, что герой принес это свое послание, скажем, высокому начальнику. А у того, глядящего на документ, вытянулось лицо, то смех обеспечен во второй раз. Зритель вспомнит в этот момент предложенную ранее ассоциацию. С. Эйзенштейн в фильме «Октябрь» mhoi ократно использует этот прием. Его работа просто изобилует ассоциациями, которые вошли в историю кино. Великий мастер стремился с помощью монтажа образов передать весьма сложные идеи. Он поставил перед собой задачу максимально наполнить картину сгустком мыслей. Вот некоторые примеры.
В одном из эпизодов режиссер смон ского батальона, который защищал Зимний дворец в дни октябрьского переворота в Петрограде, желая этим показать или подчеркнуть безобразность, антиэстстичность представителей «разложившегося» буржуазного мира. Он как бы говорит, насмехаясь: ну и «красавицы», ну и «венеры». . В другом эпизоде С. Эйзенштейн сопоставляет выступающих с речами ораторов с игрой на музыкальных инструментах, меньшевика — с арфой, а эсера — с балалайкой. Перед камерой на съемке артисты, игравшие эти роли, в момент произнесения речи определенным образом жестикулировали, чтобы вызвать у зрителей нужные автору ассоциации с музыкальными инструментами. Керенского, к примеру, он сопоставил с механическим павлином с пышно распущенным хвостом, который напыщенно поворачивается из стороны в сторону. В одной из сцен мастер даже попытался с помощью монтажа кадров с изображением божеств и идолов и манипуляций с ними, разоблачить лозунг царской армии «Во имя Бога!», —донести таким образом мысль, что Бога нет. Кадры с фигурами богов были по воле мот ажера поставлены в ряд по как бы нисходящей линии, от наиболее красивой и более детально обработанной фигуры до самой примитивной в своем пласт и-ческом решении. Завершался ряд кадров чурбаном, что и должно было постепенно привести мысль зрителя к пониманию авторской тезы Фильм «Октябрь» не стал вторым «Броненосцем «Потемкиным», не завоевал мир, но хорошо известен всем как один из самых дерзких экспериментов в истории кино. Отсутствие драматургии, сюжета, драматургического хода развития мысли, замененных декларативными монтажными утверждениями и ассоциациями, сделали фильм малопривлекательным и слишком сложным для рядовых зрителей, не вызывающим эмоциональных переживаний. На этом и споткнулась теория «интеллектуального монтажа» С. Эйзенштейна. А все эти сведения к тому, что не следует повторять ошибки прошлого. Можно и сегодня использовать прием ассоциативного монтажа в фильмах, но нельзя строить только на этом, весьма ярком приеме целое произведение. Драматургию одним приемом не заменишь. Ассоциация — острое авторское оружие. Оно может блистательно работать в комедии, в сатирическом фильме или передаче. И тем более в доведенных до гротеска творениях. Однако и на современном рекламном небосводе можно найти удачные ассоциативные изобразительные решения. В рекламном клипе «Аэрофлота» неизменно присутствует летящий по небу слон. Это еще один из возможных вариантов построения ассоциации, происходит замещение одного объекта другим. Зрители знают, что Аэрофлот — авиационная компания. Многие даже летали на его самолетах. Замещение авиалайнера слоном и есть порождение образа мощи и надежности рекламируемой фирмы. Авторы как бы хотят сказать: Аэрофлот действительно всемогущ. 140 • Наиболее яркие и наиболее выразительные ассоциации можно назвать метафорами, а монтажный прием, поднимающий ассоциацию на метафорический уровень, — метафорическим монтажом. ТЕМАТИЧЕСКИЙ МОНТАЖ 4 Такого термина в литературе hci . Но аналогичный прием существует. Давайте вспомним старую задорную песенку. Мы едем, едем, едем В далекие края — f'" Хорошие соседи, ' , " " Веселые друзья. ''"" Нам весело живется, 1 f ' Мы песенку поем. *" 1 ' А в песенке поется ' ' ' Про то, как мы живем. " 1 г Тра-та-та, гра-та-та... >' {' ' Мы везем с собой кота, '' Чижика, собаку. ' ' " "'' ' Петьку забияку, ' *"^< i1'* ' Обезьяну,попугая... ' ' "• "' Вот— ' '• Компания какая!" Перед нами текст незатейливого поэтического произведения. В нем идет речь о том, что некто «мы» везут шее гь животных Всего едущих минимум восемь, потому что «мы» — эт о не меньше двух. Вес они действуют с одной целью — сдут в дальние края. Дружба объединяет их в одну компанию. А дальше следует перечисление, кто в этот коллектив входит Если бы мы решили снять фильм по этому сценарию, то весь припев имел бы тематическую монтажную структуру. Мы бы сняли количество кадров, соответствующее числу персонажей. По кадрам на экране зритель, к тому же, должен был бы осознать, что они едут в одну сторону, с одинаковой скоростью и на одном транспортном средстве. А это означало бы, что соблюден принцип монтажа по направлению движения и принцип сохранения темпа этого движения, движения фона по отношению к героям и рамке кадра. Именно эти обстоятельства убедили бы зрителей, что все они едут вместе. Под приемом тематического монтажа принято подразумевать ка- кой-то кусок фильма, содержащий более четырех кадров, объединенных одной темой. Таких кадров может быть 5,10,15 и больше — в зависимости от авторской задачи. Иногда на этом приеме делаются целые сцены. Но, как правило, для выразительности в осуществлении данного приема только единства темы оказывается недоел аточно. Всегда требуется еще что-то, что придаст набору, последовательности образов эмоциональную наполненность. В советской документалистике часто применялся этот прием. Например, режиссеру захотелось показать энтузиазм, с которым идет строительство завода. Он снимает и ставит один за другим в монтаже такие образы действия, заключенные в кадры' рабочий ударяет киркой по каменистой земле, каменщик кладет кирпич, плотник топором ударяет по бревну, землекоп одни махом выбрасывает землю из траншеи, верхолаз крепит провод к изолятору, прораб чертежом указывает направление рабочему, из кузова самосвала высыпается щебенка, кран проносит над камерой бадью с бетоном, бульдозер вздымает кучу песка и т. д. В результате у зрителя в сознании должен родиться некий обобщенный образ стройки, ко горый можно было бы назвать «работа кипит». Причем, перечисленные кадры, как правило, снимались с определенным подходом. Режиссер выбирал наиболее активные и ярко выраженные моменты действия. Снимались не общие планы, а средние и крупные—1 ак, чтобы движения рук, туловищ, орудий труда занимали достаточно большую площадь экрана. Но наибольший эффект такому приему монтажа обычно придавало совмещение движений по одному направлению или близким друг к другу направлениям, даже так, чтобы создавалось впечатление продолжения одного движения другим. Это трудно описывать словами - нужно видеть и пробовать. На жаргоне кинематографистов этот прием иногда называли «бобслеем» за стремительность смены коротких кадров. Еще одним аналогом такого монтажа может быть перечисление. Например: «Сегодня чукчи и белорусы, китайцы и аборигены Австралии, американцы и арабы пустыни, евреи и японцы смотрят матч века—финальный матч чемпионата мира по фугболу». Соответственно последовательно монтируются резко отличающиеся друг от друга по композиции кадры, в которых зрители увлеченно следят за событиями на телеэкранах. Внешний вид этих людей, костюмы, позы и обстановка должны ярко характеризовать каждую из национальностей, и контрастно отличаться друг от друга. 142 АНАЛИТИЧЕСКИЙ МОНТАЖ Подобный прием тоже можно встретить в литературных произведениях, но в литературоведении он не имеет такого названия. В экранном творчестве, в порядке иронии, его можно посчитать двоюродным братом тематического монтажа. Это—тоже подборка кадров на одну тему, об одном событии, но только разного содержания. Приемом аналитического монтажа называют последовательность кадров, содержащих детали или элементы какой-то сцепы или события без показа этой сцепы общим планом в одном кадре. Такая последовательность создается для того, чтобы у зрителя сложилось впечатление, что он увидел лпу сцену целиком, чтобы в его сознании родилась общая картина происходящего. Этот прием известен со времен немого кино. Д. Вертов таким образом смонтировал сцену подъема флага в пионерском лагере в своей работе под названием «Киноглаз», и был далеко не первым. У него последовательно были поставлены короткие кадры: голова вожатого, пионерка у мачты, мачта и флаг, голова вожатого, надпись — «Флаг поднять!», пионерка у мачты, трубачи, лицо одного пионера, смотрящего на флаг, мачта и флаг, лицо другого пионера, поднимающийся флаг, трубачи, лицо третьего пионера и т. д. В литературе отсутствует как таковая возможность показать (описать) одной фразой общую ситуацию сцены, подобно тому, как это делается в экранном творчестве с помощью съемки общего плана. Читатель по кускам, по деталям выстраивает в своем воображении целое. Но зато каждая описанная в подробностях деталь вызывает на его внутреннем экране более яркую картинку, более эмоционально воспринимается, порождая требуемое автору переживание. Таким приемом часто пользовался Ф. М. Достоевский в своих романах, подробно описывая сложное и напряженное развитие действия в отдельных кульминационных сценах. Сегодня такой прием в экранном творчестве часто применяется, когда снимают «мыльные» телесериалы, чтобы в стесненных декорациях создать впечатление, иллюзию, что действие разворачивается < |
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |