Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






КОНФЛИКТЫ: ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

КОНФЛИКТЫ: ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи – происходили между отдельными людьми.

С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бескофликтном обществе.

Возникновение государственности также можно рассматривать как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов.

В древнейших законах хеттского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.е.) содержатся десятки способов разрешения конфликтных ситуаций.

Царь Соломон (965-928 гг. до н.е.) прославился благодаря мудрости и умению избегать и разрешать конфликты.

Сегодня конфликты – повседневная реальность. Для эффективного разрешения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях.

 

Определение конфликта

Конфликт (от латинского conflictusстолкновение) – одновременное столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.

Причинами столкновения могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки (духовность, ценности), властные полномочия.

Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации.

Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т.е. действия, направленные друг против друга.

В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять.

Противоречия могут существовать длительные период и не перерастать в конфликт. Поэтому, необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

Противоборство характеризуется: интенсивностью и формой (насильственная – ненасильственная) столкновения.

· Интенсивность противоборства – вкладываемая участниками конфликта энергия и социальная важность конфликта.

· Форма столкновения – насильственная или ненасильственная, зависит от множества факторов, в том числе и от наличия реальных условий и возможностей.

Виды конфликтов

 

Социальные конфликты

Социальный конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые интересы, потребности и ценности.

Субъекты и участники конфликта

Субъекты и участники конфликта – стороны конфликта, не всегда тождественны:

r Субъект конфликта – это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.

r Участник конфликта может сознательно (или не вполне сознавая цели и задачи противостояния) принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт.

Необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта:

Косвенные участники представляют определенные силы, преследующие в чужом конфликте свои интересы. Они могут:

Ø Провоцировать конфликт и способствовать его развитию;

Ø Содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению.

Ø Поддерживать ту или иную сторону, или обе стороны одновременно.

Выделяют косвенных участников: провокаторов, консультантов, сочувствующих, примирителей. Нередко в зону конфликта вовлекаются и «невинные жертвы»: «Когда паны дерутся – у хлопцев чубы трещат».

Субъекты и участники социального конфликта характеризуются:

· различными рангами;

· различными статусами;

· обладают определенной силой;

· действуют в различном окружении.

Объект конфликта

Объект конфликта – конкретная потребность (причина), мотивация, движущая сила.

Все объекты конфликта подразделяются на три вида:

1. Объекты, которые не могут быть разделены на части; владеть ими совместно с кем-либо невозможно.

2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта.

3. Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно. Это ситуация «мнимого конфликта».

Определить объект в конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять истинные мотивы. Побудившие их к противоборству.

Например: В политической борьбе объектом конфликта является реальная власть в обществе, но каждый из субъектов политического противоборства старается доказать, что основной мотив его конфликтной деятельности – стремление добиться максимально возможных благ для своих избирателей.

Классификация конфликтов

В зависимости от форм, методов и интенсивности проявления:

r Насильственные и ненасильственные

r Открытые и закрытые

В зависимости от времени:

r Затяжные

r Быстротечные

В зависимости от масштабов:

r Локальные

r Широкомасштабные

С учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий ситуации выделяют конфликты:

1. Ложный конфликт – субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин нет;

2. Потенциальный конфликт – существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе (в силу различных причин, к примеру – из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную.

3. Истинный конфликт – реальное столкновение между сторонами.

Выделяют следующие подвиды истинного конфликта:

· Конструктивный – возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий;

· Случайный – возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств;

· Смещенный – возникший на ложном основании, когда истинная причина скрыта. (Например: студент, недовольный низкой оценкой своих знаний, ищет любой повод, чтобы вступить в конфронтацию с экзаменующим преподавателем).

· Неверно приписанный – это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта находится «за кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие к нему отношения.

Межличностные конфликты

Стили поведения субъектов

В ситуации конфликта

Поскольку в реальной жизни не так просто выяснить истинную причину конфликта и найти адекватный способ его разрешения, то целесообразно выбрать определенную стратегию поведения в зависимости от обстоятельств. Существует пять основных стилей поведения при конфликте:

r - конкуренция или соперничество;

r - сотрудничество;

r - компромисс;

r - приспособление;

r - игнорирование или уклонение.

Стиль поведения в конкретном конфликте, определяется той мерой, в которой вы хотите удовлетворить собственные интересы, действуя при этом пассивно или активно, и интересы другой стороны, действуя совместно или индивидуально.

Стиль конкуренции или соперничества – этот стиль наиболее типичен для поведения в конфликтной ситуации. Его можно использовать, если вы делаете большую ставку на свое решение возникшей проблемы, поскольку исход конфликта очень важен для вас:

1 – обладаете достаточной властью и авторитетом, и вам представляется очевидным, что предлагаемое вами решение – наилучшее;

2 – чувствуете, что у вас нет иного выбора и вам нечего терять;

3 – должны принять непопулярное решение и у вас достаточно полномочий для выбора этого шага;

Однако следует сказать, что эта стратегия редко приносит долгосрочные результаты, так как проигравшая сторона может не поддержать решение, принятое вопреки ее воле. Кроме того, тот, кто сегодня проиграл, завтра может отказаться от сотрудничества.

Сотрудничество – наиболее трудный из всех стилей, но вместе с тем наиболее эффективный при разрешении конфликтных ситуаций. Преимущество его в том, что вы находите наиболее приемлемое для обеих сторон решение и делаете из оппонентов партнеров. Такой подход ведет к успеху как в делах, так и в личной жизни. Однако такой стиль требует умения объяснить свои решения, выслушать другую сторону, сдерживать свои эмоции. Отсутствие одного из этих факторов делает этот стиль неэффективным.

Стиль компромисса – суть его заключается в том, что стороны пытаются урегулировать разногласия, идя на взаимные уступки. Этот стиль наиболее эффективен, когда обе стороны желают одного и того же. При использовании этого стиля акцент делается не на решении, которое удовлетворяет интересы обеих сторон, а на варианте, с которым каждый мог бы согласиться.

Стиль уклонения – реализуется обычно, если конфликт не затрагивает прямых интересов сторон или возникшая проблема не столь важна для сторон и у них нет нужды отстаивать свои интересы.

Стиль приспособления означает, что вы действуете совместно с другой стороной, но при этом не пытаетесь отстаивать собственные интересы в целях сглаживания атмосферы и восстановления нормальной рабочей обстановки. В таком случае вы жертвуете собственными интересами в пользу другой стороны. Но это не означает, что вы должны отказаться от своих интересов. Вы просто должны как бы отставить их на некоторое время, а потом, в более благоприятной обстановке, вернуться к их удовлетворению за счет уступок со стороны вашего оппонента или каким-либо иным образом.

Кроме этого, существуют и иные варианты развития событий.

Уход от разрешения конфликта (когда одна из сторон как бы не замечает возникших противоречий);

Сглаживание противоречий (когда одна из сторон либо соглашается с предъявленными ей претензиями – но только в данный момент, либо стремится оправдать себя);

Эскалация напряженности и перерастание конфликта во всеобъемлющее противостояние.

Силовой вариант подавления конфликта, когда одну или обе стороны принуждают силой (или угрозой применения силы) принять тот или иной вариант исхода противоречия.

 

Внутриличностные конфликты

Личность – устойчивая система социально-значимых черт, обусловленных системой общественных отношений, культурой и биологическими особенностями индивида.

Внутриличностный конфликт предполагает взаимодействие двух и более сторон. В одной личности могут одновременно существовать несколько взаимоисключающих потребностей, целей, ценностей, интересов. Все они социально обусловлены, даже если носят чисто биологический характер, так как их удовлетворение связано с целой системой определенных социальных отношений. Поэтому и внутриличностный конфликт является социальным конфликтом.

v При этом следует помнить, что поскольку конфликт внутриличностный, то обе стороны конфликта — субъекты конфликта — находятся внутри личности; однако, объект конфликта может быть как внутренним, так и внешним.

Любое действие человека представляет внутреннее взаимодействие с «Другим» внутри него и противодействие как участнику диалога.

Откуда берется «Другой» внутри личности?

В различных направлениях психологии на этот вопрос отвечают практически одинаково:

Так, психодинамическое направление полагает, что в результате социализации, воспитания и интериоризации требований (законов, предписаний, правил поведения) общества у человека формируется инстанция Супер-Эго, носящая характер внутреннего судьи, совести. Деятельность этой инстанции наиболее очевидна во внутренних диалогах человека, когда он стоит перед моральным, этическим выбором.

Гештальтпсихология и гештальттерапия (Ф.Перлз) также рассматривает появление «другого» под влиянием родительского воспитания.

Психосинтез (Р.Ассаджиоли) рассматривает личность в совокупности внутренних субличностей, которые «действуют» в человеке в зависимости от социальной ситуации.

В реальной жизни человеку постоянно приходится делать выбор в пользу того или иного возможного варианта, отвергая другие.

Выделяют две категории внутриличностных конфликтов: осознанные и неосознаваемые.

КОНФЛИКТЫ: ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

История человеческой цивилизации насыщена различного рода конфликтами. Одни конфликты охватывали целые континенты и десятки стран и народов, другие вовлекали большие и малые социальные общности, третьи – происходили между отдельными людьми.

С древнейших времен люди пытаются решить возникающие противоречия и мечтают о бескофликтном обществе.

Возникновение государственности также можно рассматривать как стремление создать универсальный механизм для предотвращения и разрешения конфликтов.

В древнейших законах хеттского царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.е.) содержатся десятки способов разрешения конфликтных ситуаций.

Царь Соломон (965-928 гг. до н.е.) прославился благодаря мудрости и умению избегать и разрешать конфликты.

Сегодня конфликты – повседневная реальность. Для эффективного разрешения возникающих проблем каждому человеку необходимо усвоить определенный минимум теоретических знаний и практических навыков поведения в конфликтных ситуациях.

 

Определение конфликта

Конфликт (от латинского conflictusстолкновение) – одновременное столкновение разнонаправленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия, фиксируемых ими в жесткой форме.

Причинами столкновения могут быть самые разные проблемы жизни: материальные ресурсы, важнейшие жизненные установки (духовность, ценности), властные полномочия.

Конфликт, по сути, является одним из видов социального взаимодействия, субъектами и участниками которого выступают отдельные индивиды, большие и малые социальные группы и организации.

Конфликтное взаимодействие предполагает противоборство сторон, т.е. действия, направленные друг против друга.

В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия, но эти два явления (противоречия и конфликт) не следует отождествлять.

Противоречия могут существовать длительные период и не перерастать в конфликт. Поэтому, необходимо иметь в виду, что в основе конфликта лежат лишь те противоречия, причиной которых являются несовместимые интересы, потребности и ценности. Такие противоречия, как правило, трансформируются в открытую борьбу сторон, в реальное противоборство.

Противоборство характеризуется: интенсивностью и формой (насильственная – ненасильственная) столкновения.

· Интенсивность противоборства – вкладываемая участниками конфликта энергия и социальная важность конфликта.

· Форма столкновения – насильственная или ненасильственная, зависит от множества факторов, в том числе и от наличия реальных условий и возможностей.

Виды конфликтов

 

Социальные конфликты

Социальный конфликт – это открытое противоборство, столкновение двух и более субъектов и участников социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые интересы, потребности и ценности.

Субъекты и участники конфликта

Субъекты и участники конфликта – стороны конфликта, не всегда тождественны:

r Субъект конфликта – это активная сторона, способная создать конфликтную ситуацию и влиять на ход конфликта в зависимости от своих интересов.

r Участник конфликта может сознательно (или не вполне сознавая цели и задачи противостояния) принять участие в конфликте, а может случайно или помимо своей воли быть вовлеченным в конфликт.

Необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта:

Косвенные участники представляют определенные силы, преследующие в чужом конфликте свои интересы. Они могут:

Ø Провоцировать конфликт и способствовать его развитию;

Ø Содействовать уменьшению интенсивности конфликта или полному его прекращению.

Ø Поддерживать ту или иную сторону, или обе стороны одновременно.

Выделяют косвенных участников: провокаторов, консультантов, сочувствующих, примирителей. Нередко в зону конфликта вовлекаются и «невинные жертвы»: «Когда паны дерутся – у хлопцев чубы трещат».

Субъекты и участники социального конфликта характеризуются:

· различными рангами;

· различными статусами;

· обладают определенной силой;

· действуют в различном окружении.

Объект конфликта

Объект конфликта – конкретная потребность (причина), мотивация, движущая сила.

Все объекты конфликта подразделяются на три вида:

1. Объекты, которые не могут быть разделены на части; владеть ими совместно с кем-либо невозможно.

2. Объекты, которые могут быть разделены в различных пропорциях между участниками конфликта.

3. Объекты, которыми оба участника конфликта могут владеть совместно. Это ситуация «мнимого конфликта».

Определить объект в конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследуя свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять истинные мотивы. Побудившие их к противоборству.

Например: В политической борьбе объектом конфликта является реальная власть в обществе, но каждый из субъектов политического противоборства старается доказать, что основной мотив его конфликтной деятельности – стремление добиться максимально возможных благ для своих избирателей.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...