Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Техника и технология радиовещания Референко - учебник

 

Лекция № 1

 

Изобрел Попов - одно из СМИ.

 

Радиосигнал

 

Перед появлением радиовещания нужно было изобрести радиосвязь.

 

Технические предпосылки радиосвязи

 

Телеграф - оптическая передача сигнала, Огни между двумя башнями - нужна зона видимости.

 

Электротелеграф - все равно нужно протянуть провод. Связь на военных кораблях возможна только в зоне прямой видимости.

 

Разработка беспроводного телеграфа

 

Передача без проводов - 1-ый в 1774 - Луиджи Гальвани. Теория животного электричества, эксперименты на лягушках. К лягушачьим лапкам привязывал металл, одну лапку «заземлял», другую привязывал на крышу. При приближении грозы лапки начинали дергаться. В 1774 году понял, что это из-за разнородности металлов

 

1832 - Фарадей оставил в лондонской библиотеке письмо, которое нашли спустя десятилетия, в котором писал, что электросигнал возбуждает волну, которая ведет себя как круги, когда бросаешь камень в воду. Волновая теория - гипотеза.

 

Максвелл доказывает волновую природу электрической искры. Опыты Герца - закрепление идеи. Эл. искра возбуждает волну. Как ее зафиксировать?

 

1778г. - Махальский изобретает угольный микрофон. Некоторые считают, что его изобрел Юз. Юз демонстрирует своим профсобратьям передачу электросигнала на 1---150 м. На аксилографе фиксировал сигнал, говоря в микрофон. Не только возбудить, но и поймать искру.

 

7 мая 1895 - прием радиосигнала - День Радио.

 

1895-96 гг Маркони - итальянец в Америке.

Попов - профессор питерского универа, потом в Кронштадте - связь с военными кораблями - занимался этим закрыто, идею не запатентовал, не провел публичный показ, патент достался Маркони.

 

От искры возбуждаются волны. Про антенну Попов ничего не знал, работа проходила на энергии волны. Волна давила на мембрану, сжимавшую металлический порошок. Задачей было, как этот порошок встряхнуть. Звонок дверной стучит по банке (звонок времени Попова), тот решает, что звонок будет встряхивать порошок. Поднять антенну выше. Распространение волны от искрового вибратора. Позднее искровой вибратор запретят - слишком сильные помехи.

 

Азбука Морзе - нет слов. Один раз сигнал не прошел - оказалось в момент передачи между передатчиком и принимавшим кораблем был еще один корабль - радиолокация.

 

АО Маркони - надо финансировать проект. 1894г - кража идеи Попова, Попову предлагается сотрудничество, но он оскорблен и отказывается.

 

Передавать слова?

Назначением микрофона было переводить звуковые сигналы в электрические. Давление на микрофон à давление на ушные перепонки, среднее ухо. Одновременно на 2 уха. Звук идет на аудиторию и отражается в ухо. Каждое получает сигнал с опозданием, это нужно, чтобы знать, где находится излучатель звука.

 

Юз и Махальский. угольная конструкция микрофона.

 

Порошок, сверху фольга. Колебания звука - давление на уголь, спрессовывание, чем >, тем > проходимость звук. сигнала. Не просто точка - сигнал, а промежуточные состояния. Звуковая волна à электросигнал

 

 

Радио - передать звук на расстояние без проводов в отличие от телеграфа

 

Микрофоны

1) По способности преобразования сигнала

угольные

электродинамические бывают катушечного (как в аудитории 201) типа и ленточного

 

Катушечного - магнит, внутри к мембране (фольге) приделана катушка. Катушка пересекает магнитное поле à меняется сигнал.

 

Ленточного - градиента давления (см. ниже) - мембрана - фольга, но действие может быть внутри кольца с любой стороны. Колебание в зависимости от того, откуда давление.

 

конденсаторные - сохраняется заряд.

Под давлением - больше заряд или меньше. самые качественные, для записи музыки. Чувствительны. Высшая категория качества. Музыкальные станции - выше широта сигнала.

 

пьезоэлектрические

Некий Металл может деформироваться, образуется заряд, чувствительны. Маленькие икрофоны для петличек, достаточно частот при разговоре, для обширных аудиторий нельзя.

 

По признаку приема сигнала

приемник давления - диафрагма только в одном направлении (Говорить можно только в одно место микрофона)

У помещения - эффект своей тишины. Нужно ее писать. Меняется звуковой фон, если делать дописку в тишине другого помещения это слышно, получается искусственный вакуум

 

приемник градиента давления - можно говорить с любой стороны - ловит все шумы как голос говорящего

По диаграмме направленности

Всенаправленные Градиент давления, ловит звук со всех сторон, удобно для журналиста, звукорежиссера. Минус - на улице пишутся лишние шумы, потому что по радио нет изображения собеседника, все источники звука становятся равнозначны

Направленные В одну сторону. В конденсаторных можно регулировать направленность диафрагмы

Кардиойные - остронаправленные (прямо в рот) - тяжело. + -ом является то, что, если повернуться спиной к автобусу его шум не запишется. Нужен выбор негудящего помещения, параметры которого близки к параметрам Золотого Сечения

 

По функциональному назначению

вокальные

инструментальные

студийные

репортерские

петличные

настольные

«таблетки» - в центре стола

 

По сбору передачи радиосигнала

кабельные - кабель болтается, меньше возможность поймать шум

радиомикрофоны - без кабеля

 

Если не следить глазами, а только слушать, кажется, что говорящий с микрофоном не перемещается.

 

 

Структура радиостанций

 

Сформировать и передать сигнал

Некоторые могут только передавать - не нормально

 

Аппаратно Студийный Комплекс АПК

1. Аппаратно - Студийный Блок

Студии:

малые 8-25 м - говорить без микрофона, направленный звук ударяется в стенку, отражается, летит обратно. становить микрофон надо там, где сигнал направленного звука = сигналу отраженного

полностью заглушенные Раньше не было риверберегторов (?????) - эффекта объема звука.

 

Аппаратные

2. Аппаратная Вещания

см. продолжение в сл. лекции

 

Лекция № 2

 

1877 - Эдисон

1818 - Паульсон

1903 - телеграфон

 

1)Сбор материала

2)Запись

3)Монтаж

4)Формирование передачи

5) Фоногр

 

16гц - 20000

 

ДВ (АМ) длина - 20 кГц 148-408 кГц

2000км (моно)

 

СВ (АМ) 575-187

КВ - декам 9-11 м

75-49

41-19

16-11

4кв - 65, 9 - 74 МГц

 

FM - 87,5-100

FM - 100-108

_____________________________________________________________________________

 

АСК:

1)АСБ (АПБ = Аппаратно - программный комплекс)

2)АВ

 

1):

  1. малоэфирные - звук заглушен
  2. средние 60-120 м
  3. большие >200м 200-300м некоммерческие госрадиостанции

 

Аппаратные:

Режиссерские

Режиссер руководит процессом. Микшерный режиссерский пульт, с помощью которого можно уменьшать или увеличивать звук. Режиссер решает, какой микрофон включить.

Технические

монтажная

выполняется то же, что литературным редактированием, но в аудиоряде.

 

Машинистка печатает с пленке, на компьютере правят, то что убрали на компьютере вырезают на пленке. Это - линейный монтаж.

Для коммерческих станций это слишком дорого. На пленке делают метки без перепечатывания на компьютер. Там, где метка на удаление, компьютер, который работает со звуком просто пропускает часть записи. Ничего не вырезают.

 

В АСБ формируется часть программы. Чтобы сформировать комплекс программ с рекламой, отбивками, позывными радиостанции, сигналами точного времени нужна АВ.

 

В АПБ происходит выход программы

 

Подготовка радиопередач.

 

1)Сбор материала. Подготовка - просмотр материалов на тему записи, интервью - как каких-то статей, старых публикаций, информации из Интернета, так и прослушивание аудиоинформации, которая могла сохраниться на радиостанции.

+ переговорный процесс - договориться о встрече с тем, у кого берешь интервью

+ выбрать места для записи, чтобы поменьше шума, пробная запись, запись тишины.

2)ЗаписьНужноопределить тип носителя (пленка? чип?), устройство записи, аналоговое или цифровое предпочтительнее.

Аналоговая и цифровая запись

Эдисон - 1-ая запись на фонографе. Круг, оловянная фольга, мембрана, иголка - колебание, процарапывание фольги. Механическая запись

 

1898г Датский инженер Поульсон - магнитная запись

Струна от рояля, намагниченная магнитным карандашом. Звук преобразовывался в электрический сигнал. Поле становилось то больше, то меньше

Иоганн Рейс первым воспроизвел звук.

Поульсон - искусственное ухо создал. Кожа = перепонки. Спицу окунули в раствор ртути. Магнитная головка двигалась вдоль рояльной струны - только несколько секунд записи. Как записывать дольше?

 

Придумал стальную проволоку намотать так, чтобы она с одной катушки перемещалась на другую, при этом магнитная головка оставалась неподвижна. Ленто-протяжный механизм - запись до 30 минут звука. Струна оставалась намагниченной сколь угодно долго. Паульсон получил премию. Но изобретение было плохо применимо - пленка соскакивала с катушек и закручивалась.

 

1938г. фирма «Басф»

Лавсановая пленка - на нее металлический порошок = ферролавсановый слой

Возможна многочасовая запись. Сегодня главенствует в мире - на ней максимум фонограмм, в том числе из гостелефонда. Ферромагнитная пленка не размагничивается. Перезапись с кассеты на нее - качество записи становится хуже.

 

Неравномерность слоя приводит к структурным шумам

+ контактные шумы - пленка трется о головку. От этого не избавиться.

 

Монтаж линейный, перезапись с пленки на мастер-пленку, на главный магнитофон. Программа. При аналог. - монтаж больше трех раз не делают - качество отвратительное.

 

Цифровая запись.

Можно на обычную пленку выполить цифровую запись - стримеры передают на аналоговую ленту цифровой сигнал.

Большой + то, что если шумы, сигнал выпадает, а компьютер меняет и группирует так, что сигнал записывается на другой фрагмент.

+ автоматическая коррекция ошибок

 

3)МонтажМонтаж цифровой записи - нелинейный монтаж. Нет перезаписи кусков, склейки. Есть адрес у каждого куска, поменяв адрес, кусок можно переставить. Исчезают структурные и контактные шумы, качество не ухудшается.

 

Перезапись не больше 10 раз.

 

 

Запись - виды магнитофонов.

студийный, репортерский. Отличаются размером и мобильностью, аналог или цифра.

 

R-DAT - магнитофон. Наклон - площадь пленки увеличивается. Хорошее качество.

 

Встроенный диск.

Магнитооптический диск. Между микрофоном и компьютером должен стоять компрессор - технология сжатия шумов, чтобы донести как можно больше информации. Алгоритм МР-3 (МП-3)

4)Формирование передачи - работа журналиста - водится музыка, отбивки

 

5) Создание фонда фонограмм (Сохранение до 10 лет) Самые удачные записи сохраняются для Минпечати.

 

 

Категория групп качества

(радио продукции, а не радиовещания, что не одно и то же).

 

Мы слышим определенные звуки. Частота = вибрация, звук = волна, преобразуется в электрический сигнал.

 

Громкость и тон звука важны.

 

инфразвук < то, что слышит человек = от 16 до 20.000гц > ультразвук

 

По ГОСТам

Слишком широкий сигнал, высшая категория качества - 40-15000гц

для аналого-цифрового и аналогового вещания

1-ая категория кач-ва - 50-1----гц

 

60-8000гц - разговорная станция

 

Радио-частотный диапазон. Попов и Маркони.

1-ое освоение - длинные километровые волны.

Излучатель - машинные генераторы.

АМ - Амплитудная Модуляция

длина волны 1-20

148-408 кгц

(От частоты зависит, какой звук по качеству получит слушатель, в какой точке земного шара и в какое время будет доступен звук).

 

Распространение до 2000 км. 1-ая категория качества. Госрадиостанции, огромный охват тер-рий, способность огибать препятствия

Интерференция - волна перекрывается другой волной

 

Передачи на длинных волнах можно слушать за пределами города. Коммерческие радиостанции себе не могут позволить - слишком дорого. А для гос-ва длинные волны важны.

 

Ионосфера не прозрачна. Через нее определяется дальность распространения волны. Ионосфера - это «зеркальная пленка», «плазма», туман, который нависает над планетой. Волна теряется по атмосферным осадкам, начинаются промышленные помехи.

 

Гектометровые - средние волны

575 - 187 м

Как и при длинных, ионосфера не прозрачна.

 

Утром она растоплена, волна улетает, распределяясь как прямая линия. Ночью кач-во снижается, волна распространяется дальше

Подходит для городов, где плотность населения больше 1 мил-на жителей

Помехи от промышленности, чувствительность к осадкам.

 

Детаметровые = короткие

несколько диапазонов

 

75-49

 

Для местного вещания (не так грязно)

41-19

16-11

 

Лекция № 3

 

УКВ - 65,9 - 74 мГц

FM - 87,5 - 100

FM - 100-108

 

1)Стереофоническое вещание

2) Внестудийные передачи

 

РЖК

1)Устройство записи/воспроизведения

2)Микрофон

3)Передача

4)Микшер

5)Наушники

 

ТВ

1)1817г - Берцелиус (селен)

2)1839г - Бекнерен(ИЗВИНИТЕ???)/Беккерель - свет в электрический ток

3) 1858г Гейслер

4)1873г - Мэй

1875 - Дж. Керри

1878 - 1880Пайва, Сенлек, Бахметьев

1889 - П. Нипков

1888 - А. Г. Столетов

1907 - Розинг

1925 - Берд, Дженкинс, Термен

1931 - Шмаков

1934 - 35 г - 180/375 строк

1948 - Катаев, Новаловский 675 строк

 

__________________

 

УКВ - 65,9 - 74 мГц

FM - 87,5 - 100

FM - 100-108

 

На западе вещание - верх УКВ диапазона

 

FM - верхняя часть УКВ-диапазона.

Мы ушли в нижнюю, а теперь мы в FM, но частоты заполнены плотно, а нужно сохранять эфирный шаг, чтобы волна не наезжала на волну.

FM прозрачен для ионосферы. сигнал со спутника до земли дойдет. Но нет способности огибать волну.

 

31год Карл Джанский

Передатчики должны получать сигнал в зоне прямой видимости. (Можно далеко). Высшая категория звучания.

 

Стереофоническое вещание

Звук в наши уши попадает со сдвигом во времени - сперва в одно ухо, потом в другое

(Это Виталий Павлович объяснял свой предмет для аудитории как для круглых... гуманитариев)

Бионоральное (?) св-во слуха человека и животного в том, что мы по слуху можем определить направление звука, где находится источник звука, куда перемещается.

Моновещание (из колонок) - это одинаковое звучание, создающее искусственность звука

 

Концерт. Звук вторичного помещения.

Можно перед музыкантами ставить микрофоны, но тогда мы будем слышать только альт или только скрипку.

Вещание из 2-ух динамиков. Эффект искусственной головы с микрофонами вместо ушей. При стереовещании это получается, при моно - нет, сдвиг звука и каша.

Задача была сделать так, чтобы при передаче из моно в стерео и обратно не было эфирной каши.

Решили записывать на микрофоны с разной диаграммой направленности (Например, градиет и градиент давления) и разбросать по колонкам. То есть записать раздельно, а потом на микшерном пульте разбить по колонкам - это и создает стереоэффект (ОРТ)

 

Магнитофон - много каналов,

2 канала вещания - эффект объема вещания.

 

Внестудийные передачи

Нужно рассказать про:

 

 

(1)РЖК (Радио Журналистский Комплект)

 

1)Устройство записи/воспроизведения (Звуковая станция пишет на диск, магнитофон)

2)Микрофон (комплект микрофонов - на случай пресс-конференции, например)

3)Передача - Устройство для передачи. Аналог - репортофон = гибрид телефона с микшерным пультом.

Звуковая станция: файл может сразу лететь в эфир.

4)Микширование - маленький Микшерный пульт. Сегодня цифровой, чтобы не тяжело таскать с собой было.

5)Наушники - комплект. Нужно контролировать качество записываемого звука, чтобы в эфир все шло без лишних помех.

 

(2) Передвижная радиостанция -

мобильное транспортное средство, замечательная аппаратура, но менее компактна.

Микшерный пульт, до 20-30 видов микрофонов, к Абель, чтобы было меньше помех, источник независимой электроэнергии (если нет розетки (съемки в поле), работа за счет электрогенератора), розетка необязательна, стойка переключения передачи - антенна.

 

Телевидение

1880г - Перский - видеотелеграф, оптический телеграф

За 20 лет до возникновения радил были сделаны все открытия для телевидения.

 

 

1)1817г - Берцелиус - открытие селена. Сумел снять заряд и преобразовать его в зрительную информацию

 

2)1839г - Бекнерен(ИЗВИНИТЕ???)/Беккерель - свет в электрический ток

 

 

3) 1858г Гейслер. Гейслеровские трубки.

Бутылка, трубка, вольфрам, нить. Используя безынерционность, создал устройство, позволяющее увидеть сигнал, то есть создал телепроектор.

 

4)1873г - Мэй, Смит. Внутренний фотоэффект - работали с фотопроводимостью селена

 

 

1875 - Джим Керри (только не комик из фильмов).

Экран состоит из ячеек, обладающих определенными св-вами.

1) Генетическое положение

2)Определенная яркость

3)Определенная цветность.

 

На черно-белом экране зажигаются лампочки. Зажигали все лампочки и видели, что они загораются с определенной интенсивностью. Решили разбить изображение на ячейки. От каждой ячейки протянуть провод - мы бы каждый сигнал воспринимали отдельно, а изображение на экране мы бы воспринимали на 100%.

Кино на фото и кино пленке идет со скоростью 24 кадра в секунду. Достаточно 12, но обтюратор (шторка) крутится, кадр сменяет кадр, происходила бы 100% смена информации, а это технически невозможно.

Итак, изображение разбито на ячейки.

 

1878 - 1880 Португалец ди Пайва, француз Сенлек, русский Бахметьев

Теория поэлементности передачи изображения.

Св-во глаза - инертность. Мы не видим 100% изображения на экране. Лучик бежит и чертит 675 линий (не видим как раст), происходит перевод в изображение. Экран уже не светится, а мы видим, будто бы все еще светится. Таким образом передача происходит поэлементно, а мы видим целиком. Таким образом удалось снизить широту сигнала. Не нужно стало прикреплять миллион проводков (по одному на каждую точку)

 

1884 - диск Пауля Нипкова.

Мы видим свет. Из светового нужно сделать оптическое изображение, а из оптического изображения - электросигнал. Сделали так, чтобы селен был на передающей трубке - иноскопе. Можно передать изображение по каналу связи - по радиоволне

Антенна поймала электрический сигнал, передала на телевизор, который снова преобразовал электричество в свет.

Если снимать через решетку, то мы возвращаемся к схеме Керри (Экран, разбитый на ячейки). Нет движения.

 

 

 

Отверстия на диске по спирали Архимеда. Изображение проходит через дырочки. По этой схеме поэлементная передача сигнала.

 

1925 - Берд (Англия) 1-ый передал изображение, Дженкинс (США), Термен (Россия)

В 1-ых телевизорах были именно эти диски, поэтому некоторые бабушки до сих пор стучат по телевизорам, думая, что там диск этот до сих пор стоит и, если постучать, изображение станет лучше.

 

Происходит уменьшение ячейки. (Телевизионной растровой точки).

6 строк, потом 8, 16...

375 на западном оборудовании.

 

 

1907 - Розинг (Россия). Гениальный человек. Посчитал, и справедливо, что, если точка станет слишком маленькой, с нее физически невозможно будет снять заряд.

 

Разработки телевидения.

 

Изобретение электронной разверстки луча (То, что применяется сегодня)

 

Медный купорос налили в ванну, штырь присоединили к ксилографу (трубке). Если трубку двигать в купоросе, луч появляется.

 

11 мая 1911 г - демонстрация.

Снял 4 полосы и в соседнем помещении люди увидели изображение.

 

Но диск Нипкова был проще, работать с электронной разверсткой боялись.

 

Дальнейшая судьба Розинга плачевна - во время революции его объявили врагом народа, и где могила этого выдающегося человека никто не знает.

 

Ученик Розинга Зворыкин уехал в Америку работать - делать трубки - и, к счастью для себя и цивилизации, не вернулся.

 

В Америке 3-мя «отцами телевидения» считают Зворыкина, Сарпова и Пейли.

У нас «отец телевидения» - Шмаков.

 

Сарпов приглашает в свою лабораторию Зворыкина. Подсчитали, что для дела им нужно 100 000 долларов. На деле им их работа обошлась в 50 – 60 мил-онов долларов. Если бы они могли предположить, что будет так дорого, даже не начинали бы.

 

Зворыкин изобретает иконоскоп - устройство для передающей камеры, позволяющее снять заряд селена для передачи.

кинескоп - принимающее устройство.

 

Пустое стеклянное ведро без воздуха с намотанными катушками. Электричество тянет заряд. На покрытии из эленофора при сигнале точка светится - это светится электронный лучик.

 

 

1888 - А. Г. Столетов открывает внешний фотоэффект. Он думал, как оторвать электрон, чтобы передать на экран.

Электронная пушка отрывает.

 

Зворыкин стал миллионером

Пейли - руководитель телекомпании. много сделал для системы коммуникации Америки, кабельного эфирного телевидения.

 

Термен - резидент в Америке. 1917г - миллионер, собирает сведения. Вернулся в Россию - умер в нищете.

 

1931 - Шмаков - 1-ый осуществил телевидение в России

1934 - 35 г - оптико-механическая разверстка в России. 180строк в России/375 строк на западе

1948 - Катаев, Новаловский 675 строк

1965г - стандарт Сикам

 

Лекция № 4

Secam 1961 Г. де Франс 625/25-50

NTS’C 1953 525/30-60

Pal В. Брух 1967 625/ 25-50

 

Адамян Дж. Берд. Толмарк

 

ТЖК:

1) автономный

2) совместный

камера

видеомагнитофон

микрофон

освещение

ВНУ

 

ПТС:

телекамера (33)

аппарат преобразования сигнала

ВМ (>10)

режиссерский пульт

звукозаписывающий пульт

ВНУ

электрич

 

1)режис

2)звукореж

3)инженер

 

ПРТС

1)канал (1-3)

2)ВМ

3)генер

4)ВНУ

5)Антенна

__________________

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...