Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Билет 7 Верстка газеты. Виды верстки

«Верстка газеты» — в первом, типо­графском, значении —составление печатной формы полос из гранок текстового набора, заголовков, клише, линеек, украшений и пробельного материала. Монтаж полос производится по указа­ниям редакции в соответствии с графическим планом номера, т.е. типографской верстке предшествует верстка редакционная, т.е. ее графическое изображение. В обоих случаях речь идет о размещении материалов в газете, но в одном случае полосы монтируют работники редакции, графически изобра­жая будущий номер газеты в соответствии с его содержанием и тре­бованиями политического и эстетического характера, а в другом работники типографии технически реализуют указания ре­дакции.

Верстка газеты, таким образом, предстает перед нами двух­этапным процессом, происходящим на разных уровнях формообра­зования—редакционном и типографском, причем результатом это­го процесса является выполнение всех оформительских задач, а не только размещение материалов. Так, термин «верстка газеты» при­обрел универсальное значение и в этом значении стал употребляться как синоним понятия«оформление газеты», а подчас и подменять его.

Объединение нескольких значений в одном термине произошл исторически. Как уже отмечалось выше, оформление газеты дли тельное время было преимущественно делом типографских работников. Они и вершили верстку по нехитрым схемам (один материал располагался вслед за другим, переходя из колонки в колонку). По мере совершенствования искусства газетной графики, редакции взяли на себя главную, началополагающую часть работы по оформлению, так как целеустремленно и красиво оформить газету может только тот, кто знает ее содержание и исхо дит из этого содержания.

Взяв на себя главные функции оформления, работники редакций заимствовали ту терминологию, которая была принята: они тоже «верстают» газету. Между тем у журналистов-оформителей есть свой термин, означающий редакционный этап верстки —«макетирование». Макет — это и есть тот графический план номера, которым руководствуются в типографии при составлении печатной формы. Почему же мы не выделяем второе значение этого термина под его настоящим именем — «макетирование»? Частично это можно объяснить давлением традиции. Но глав­ное заключается в том, что во внешнем облике газеты решающее значение имеет окончательный результат оформления, то есть газетный лист в его готовом виде, где соединились труд и мастерство журналистов и полиграфистов. По отношению к этому окончательному результату макетирование выступает в качестве подготовительного процесса, снимаемого затем типографской версткой. Поэтому и термин «макетирование» оказался как бы в подчиненном, подсобном положении у более универсального и традиционного термина верстка». + в некоторых редакциях макетирование носит самый общий, схематический характер, тогда как верстка всегда конкретна и завершена. Макет в таком случае — эскизный набросок, а верстка — законченное полотно.

Рассматривают следующие виды верстки:

1).постоянная по вертикали и горизонтали,

2).постоянная по вертикали и пере­менная по горизонтали,

3).переменная по вертикали и постоянная по горизонтали,

4).переменная по вертикали и по горизонтали.

Но общепринятые у нас виды верст­ки: вертикальная и горизонтальная, симметричная и асимметрич­ная и т. д. в классификации А. Мейера не учиты­ваются.

О том или ином виде верст­ки можно говорить только установив ее определяющие композиционные критерии - особенности фор­мы материалов и их пространственное расположение на полосе. Конкретнее:

1) конфигурация ма­териалов,

2) расположение материалов по вертикали и горизон­тали,

3) расположение материалов относительно центра полосы.

Формат колонки, количество колонок на полосе и другие раз­мерные характеристики утилизируются в процессе верстки в соот­ветствии с перечисленными критериями как заданные стандартные величины. В этом, размерном, смысле более существен, как при­знак, формат газеты, но никому еще не приходило в голову гово­рить о крупноформатной или малоформатной верстке.

По конфигурации материалов верстка быва­етпрямой(материалы имеют четырехугольную форму, все колонки одинаковы по высоте), ломаной (преобладают мате­риалы ступенчатой формы, колонки разновелики по высоте) и смешанной, когда есть материалы той и другой формы (обыч­но ломаных фигур в этом виде верстки меньше).

По расположению материалов в вертикаль­ном и горизонтальном направлениях верстка бывает вертикальной, горизонтальной, верти­кальной с горизонтальными пересечениями и горизонтальной с вертикальными пересече­ниями. (В последних двух случаях можно говорить о перпенди­кулярной верстке, т. к. преимущество горизонталей над вертикалями и наоборот —вертикалей над горизонталями не всегда под­дается учету.)

По расположению материалов относительно центра полосы (центром у данном случае считается верти­кальная или горизонтальная линия, делящая полосу на две равные части), верстка бывает симметричной и асимметричной.

В верстке газет мы часто видим не один какой-либо вид, а несколько видов, их сочетание. Поэтому нет не­обходимости, говоря о верстке какой-либо газеты, сводить ее тип к одному, пусть и главенствующему признаку и таким образом обеднять ее графическую характеристику.

Если одни одни и те же материалы мы расположим в одном случае горизонтально, а в другом вертикально, изме­нится их акцентировка. В первом случае выделятся, как главные. материалы, расположенные на верхних «этажах» полосы, а материалы на нижних этажах» отойдут на второй план. В случае вертикальной верстки эти акценты менее заметны, потому что в зри­тельном восприятии правой и левой части полосы нет той разницы, какая есть в восприятии верхней и нижней части. Следовательно этот вид верстки сравнительно менее активен по отношению к со­держанию материалов.

Симметричная верстка, если она не формальна, графически уравновешивая противоположные части полосы, уравнивает и их содержательную значимость. Асимметрия, благодаря своему дина­мизму, ярко подчеркивает главное на полосе.

Прямая верстка спокойнее и проще ломаной и смешанной (не в исполнении, а в восприятии). Поэтому большинство наших газет после непро­должительного увлечения ломаной версткой снова стали строиться по методу прямой верстки. Она в большей мере отвечает сдержан­ному, строгому характеру наших газет, хотя и искусно выполнен­ная ломаная или смешанная верстка не нарушает этой строгости, открывая в то же время возможность для более свободного и ди­намичного расположения материалов.

Через верстку реали­зуется композиция газеты.

Композиция газеты

В общем понимании «композиция» — это составление, соединение, расположение. Для оформителя газеты первостепенное значение имеет такое распреде­ление ее компонентов, которое придает газете целостность и помо­гает выявить главное, привлечь к нему внимание чита­теля.

Специфическое в композиции газеты то, что она развернута во времени и пространстве, т. е. су­ществует как длинная цепь номеров, каждый из которых состоит из определенного ряда полос. Применительно к газете мы должны говорить не об одной, а о нескольких композициях, о разных ее уровнях: 1) о композиции газеты как о системе организации и распределении материалов, обусловленных характером и традициями данной газеты, а также перспективными и текущими планами работы редакции; 2) о композиции номера, в которой реализуются общие принципы организации н распределения материалов в зависимости от политических задач дня и плана данного номера; 3) о композиции полосы (в отдельных случаях — разворота) как способе расположения материалов и использовании изобразительных средств в соответствии с конкретным содержанием данной части номера и его общим тематическо-жанровым и графическим ансамблем.

Специфика газетной композиции выражается таким образом в системе организации и распределении материалов, в выявлении главного, в создании единства газеты путем объединения ее разнородных частей: материалов аналитических и информационных, положительных и критических, официальных и авторских, редакционных и рекламных, матерналов на внутренние и международные темы, текстовых и иллюстрационных, больших и маленьких и т. д.

Есть и более развернутое определение композиции газеты: « это такое построение как всего ее оформления, так и отдельных элементов, при котором художественные и полиграфические средства и отдельные элементы оформления выбираются, распределяются и соединяются так, чтобы создать обусловленное содержанием внутреннее единство оформления полосы или всей газеты как художественно-полиграфического произведения искусства». Но неправильно, говоря о газете, рассматривать в качестве этих компонен­тов только художественно-полиграфические средства и элементы оформления. Компонуется в газете прежде всего ее содержание — отдельные материалы, подборки, рубрики и т.д., а художественно-полиграфические средства завершают эту компоновку. Свя­зи и различия между частями, порядок их восприятия, выделяет главное и придает ему выразительность.

План дает основу композиции, сама же она начинается с организации материалов — их распределения и группировки. Печать выработала такие формы организации и подачи материалов: подборка, рубрика (раздел), тематическая полоса, тематический разворот, «газета в газете», специальный номер. В соответствии с этими формами строится очередной номер. В принципе это построение будет повторять построения предыдущих номеров (эта повторяемость и есть композиция газеты), но в деталях и частностях создается нечто новое — композиция номера.

Определив композицию номера, приступают к композиционному построению каждой полосы. Здесь тоже в первую очередь решается вопрос о расположении материалов: что поставить на видных местах полосы — в верхних ее углах, что — в серединой в нижней части, к какому материалу привлечь внимание какими средствами, какой избрать вид верстки и т. д. Способ верстки, шрифтовое к иллюстрационное оформление, характер линеек и украшений, графические акценты — все худо­жественно-полиграфические средства должны быть нацелены на лучшее выявление содержания полосы как части номера, имеющей свои физические границы и свою тематическую самостоятельность (многотемность полосы не исключает этой ее самостоятельности, хотя и подсказывает другие оформительские решения). Построение и графика отдельной полосы должны быть согласованы с композицией и графикой других полос и составлять вме­сте с ними единый оформительский ансамбль. Как композиция отдельного номера строится на основе традиционной композиции данной газеты, так и композиция отдельной полосы взаимосвязана с композицией всего номера.

Итак, композиция газеты — это оформительский принцип газеты, продиктованный ее политическим статусом, ее типом, традициями, перспективными и текущими планами редакции. В отличие от произведений литературы и искусства, газета, как целое, существует во множестве номеров. Композиция объединяет все номера общими оформительскими признаками: системой расположения материалов по полосам, разделам и рубрикам, постоянством и порядковостью этих разделов и рубрик, способами выделения материалов и их индивидуальным оформлением. О композиции газеты можно, таким образом, сказать, что она служит принципиальной оформительской моделью, на основе которой решаются частные вопросы оформления каждого номера.

 

Естественно, что композиция двухполосной многотиражки резко отличается от композиции 16-полосной «Литературной газеты», где за основу композиции принято деление газеты на две секции — литературоведческую и общепублицистическую. Определенные различия мы найдем в композиции городской и районной газеты, утренней и вечерней, общеполитической и ведомственной и т. д. Но в пределах каждой отдельной газеты мы обнаружим большее или меньшее постоянство композиции.

Композиция, как более существенный элемент оформления, является в то же время и более устойчивым, более стабильным элементом.Резкие отступления от принятой композиции могут быть оправданы только чрезвычайными обстоятельствами — историческими событиями; публикацией больших официальных материалов, выпуском юбилейных и тематических номеров и т. д.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...