Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






МАКЕТИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА

При стандартном формате набора и прямой верстке мо­жет быть до пяти вариантов постановки одного материала. Разуме­ется, публикации большего объема менее подвижны. Но даже круп­ный материал (150-строчное выступление, например, считается большим в малоформатной газете) можно смакетировать минимум четырьмя способами: на две, три, четыре или пять колонок.

Как бы материал ни был поставлен, он будет занимать одну и ту же площадь, выражающуюся произведением количества петитных строк в оригинале на стандартный формат набора. И это произведение есть величина постоянная.

МАКЕТИРОВАНИЕ ПОДБОРКИ

Всякая подборка на первых этапах макетирования, при работе над эскизами рассматривается как единый материал. Однако при дальнейшей работе над макетом следует разверстать заметки в подборке. Варианты их расстановки зависят прежде все­го от того, как поставлена вся подборка в макете. Если она разме­чена на колонку, то заметки ставятся одна под другой в запланиро­ванном порядке.

При разверстке на две колонки возможны такие способы постановки заметок.

1. Симметричная верстка: каждая заметка ставится на две колонки, материалы следуют один под другим согласно плану, как в одноколонном варианте. Разумеется, симметрия здесь отно­сительна, в зависимости от той или иной выключки заголовков, применения наборов с отступом (втяжек) и т. п.

2. Асимметричная верстка «внакрут»: одна заметка следует за другой так же, как при одноколонной раз­верстке; вторая заметка разрывается, ее окончание стоит вверху второй колонки.

3. Верстка с подчеркнутой асимметрией: первая замет­ка разверстывается на две колонки или набирается на удвоенный формат — широкую колонку. Слева внизу ставится клиширован­ная рубрика (плашка) и под ней заметка на одну колонку. Справа, начинаясь на одном уровне (верхнем) с рубрикой, ставится третья информация. В подобных случаях приходится прибегать к набору заметок шрифтами различных кеглей, чтобы иметь возможность поставить плашку. Кстати, клише здесь служит средством разведе­ния заголовков рядом стоящих заметок.

Верстка «внакрут» позволяет применить многие варианты асимметричной и симметричной верстки; предполагает возможную постановку заголовков у нижней границы подборки, трех-, двух­строчные окончания и даже висячие строки на отдельных колонках при горизонтальной верстке (низким подвалом или «чердаком»). Разверстка каждой заметки на число колонок, отведенных под подборку, при макетировании на два-три столбца придает под­борке строгость и является дополнительным средством объедине­ния данных материалов; при разверстке маленьких (не больше 15 строк) заметок на три колонки и средних на четыре и пять столбцов затрудняется восприятие текста. При горизонтальной постановке подборки (на четыре и бо­лее колонок) требуются дополнительные расчеты, если заметки идут одна подле другой, но это наиболее целесообразный с точки зрения восприятия способ постановки заметок.

Но прием «внакрут» неудобен из-за неясности с расположением заголовков и переходящими остатками заметок. Поэтому наиболее эстети­чен (а для верстальщика прост) способ, предусматривающий разноформатицу.

Чтобы выделить подборку на полосе и придать ей целостный вид, мы можем: а) поставить рубрику или шапку, б) отбить подборку линейками или заключить ее в рамку, в) поставить клише, г) единообразно оформить заголовки (разбить на одинаковое количество строк, набрать шрифтом одной гарнитуры, одного кегля и начертания, применить единую выключку), д) единообразно оформить текст, в частности: разверстать все заметки на равное число колонок, набрать все материалы на один формат, применить одну и ту же текстовую гарнитуру, начертание и кегль для набора всех заметок, унифицировать оформления вводных абзацев, эпиграфов и т. д. Подборки, являющиеся постоянными в газете, оформляются та­ким образом, чтобы читатель без труда мог быстро отыскать инте­ресующие его материалы. Для этого выбранный комплекс из пере­численных средств закрепляется за данной подборкой и повторяет­ся из номера в номер. Кроме того, сильными средствами выделения подборки в газете является закрепление за подборкой постоянного места на полосе, постановка подборки в определенный день (или в определенные дни) недели, для чего составляется график публи­кации основных рубрик.

Что же касается тематических полос, то здесь еще большее значение как средство выделения в газете (комплекте номеров) имеет время их появления, то есть каждая тематическая полоса должна выходить в определенный день недели. Здесь же большую роль играют шапки и рубрики, иногда клише (карикатуры на шестнадцатой странице «Литературной-газеты» и на пятой «Прав­ды»). Как одно из главных средств выделения часто используется унификация гарнитур заголовочных шрифтов. Например, в «Прав­де» на четвертой и пятой страницах заголовки материалов набира­ются рублеными шрифтами - таким образом выделяются публика­ции из-за рубежа.

Газеты, применяющие одну-две гарнитуры в заголовках, для выделения тематической полосы могут употребить еще одну, конт­растную и нехарактерную для обычных полос. Например, на фоне традиционного жирного рубленого шрифта в «Нойес Дойчланд» для оформления заголовков полосы «Литература и искусство» применятся гарнитура типа академической светлого начертания.

Крупноплановые портреты лучше помещать в верхней половине полосы. Первая полоса макетируется и верстается последней.

МАКЕТИРОВАНИЕ ПОЛОСЫ

При макетировании полосы употребляется целый ряд приемов. Все они имеют равные права на существование, и использование того или иного из них объясняется конкретными условиями. Общеприняты следующие приемы макетирования.

1. Планово-композиционный. В этом случае материалы разверстываются на бланке в той последовательности, в какой они обозначены в плане, начиная с верхних углов — левого (четные страницы) и правого (нечетные) и кончая соответствующим (рас­положенным по диагонали) нижним углом. Может быть и обратная постановка, начинающаяся с низа полосы.

2. Традиционный прием макетирования. Он предусматривает постановку в чердаке или подвале наиболее крупного материала, который по диагонали уравновешивается другой, сравнимой по размерам публикацией. Подобный метод в редакциях называют «мельницей», «вертушкой».

3, «Гвоздевой» прием макетирования. В данном случае самая ударная, «гвоздевая» публикация ставится в зрительном центре полосы в окружении, как правило, мелких заметок. Макет строится таким образом, чтобы этот материал сразу привлек внимание читателей, даже тогда, когда он не занимает геометрического центра страницы.

Поиски принципиальной схемы разверстки материалов на раз­личных полосах номера могут быть значительно упрощены и даже пропущены, если редакция располагает макетами-стандартами. Для этого необходи­мо: 1) строить страницы по «блочному» принципу, 2) иметь реаль­но действующий график частоты публикаций. В таком случае на каждую страницу номера, выходящего в оп­ределенный день недели, разрабатывается стандартная схема размещения «блоков».

ОСОБЕННОСТИ МАКЕТИРОВАНИЯ ПОЛОСЫ НА ПЯТЬ И ШЕСТЬ КОЛОНОК

Несмотря на общую тенденцию перехода малоформатных газет на шесть колонок, пять колонок еще не полностью исчерпали свои возможности. В некоторых же случаях колонка шириной 2 3/4 кв. имеет определенные преимущества. Во-первых, широкий набор экономичнее. Ширина полосы без пробелов при макетировании на пять колонок — 13 кв. 36 п., а на шесть — 13 кв. 24 п. Уменьшение на цицеро означает потерю 44 строк на 2 кв. 36 п. в номере. Кроме того, узкий набор часто вы­нуждает линотиписта «разгонять» текст, ставить максимально до­пускаемые пробелы между словами - теряется еще не один, десяток строк. Во-вторых, колонка текста, набранно­го боргесом или корпусом на 2 3/4 кв. несомненно более удобочи­таема, чем узкая. В-третьих, при разверстке на пять колонок про­ще избежать нежелательной симметрии по вертикали.

В то же время некоторые издания используют пять колонок чрезвычайно однообразно. Иногда все полосы делаются по одному шаблону: заверстывается материал на первые две колонки, затем на оставшиеся три.

 

Áèëåò 34 Ýòàïû ïîäãîòîâêè òåêñòîâûõ è èëëþñòðàöèîííûõ ìàòåðèàëîâ. Òðåáîâàíèå ê òåõíè÷åñêîìó êà÷åñòâó îðèãèíàëà.

Оригиналы, засылаемые в типогра­фию, должны быть соответствующим об­разом подготовлены.

Текстовые оригиналы переписывают­ся на машинке таким образом, чтобы ко­личество знаков в строке (сюда относят­ся и пробелы между словами и знаки препинания) было кратно числу знаков в строке набора. В большинстве редакций это соотношение равно 2:1. Первая стра­ница оригинала снабжена «паспортом» («фирмой»), который содержит основные сведения о материале: название газеты, отдел, автор, ответственный за подготов­ку публикации, формат набора и т. д. Кроме того, в «паспорте» ори­гинала, сданного в секретариат, должно быть указано количество страниц и на­борных строк. В некоторых редакциях изготовляют линейки для определения числа машинописных строк в оригиналах и определе­ния количества знаков в заголовках. Для определения числа наборных строк подсчитывают все полные машинописные строки, а также концевые, если их длина, превышает половину. Затем полученное число умножают на два и прибавляют оставшиеся короткие стро­ки (в соотношении 1:1). Полученное чи­сло и есть показатель размера (объема) публикации. Размер материала—вели­чина постоянная (в оригинале всегда по­стоянное число знаков). Выражается она произведением числа наборных строк на стандартный формат набора (например, 121 строка петита на 23/4 кв.).

Но не всегда и не все газеты применяют только стандартные форматы набора. Встречается (а иногда бывает просто необходи­ма) разноформатица, т.е. использование колонки нестан­дартной для данной газеты ширины. Чтобы найти нужный формат (или выяснить, сколько строк будет в материале при наборе на заданный нестан­дартный формат) необходимо произведение количества строк стандартного формата на стандартный формат разделить на извест­ное (заданное) количество строк, то есть заданную высоту мате-

риала (или на заданный нестандартный формат). При вычисле­ниях удобнее пользоваться форматами, выраженными в цицеро.

Однако следует придержи­ваться стандартных форматов набора. Самый узкий формат —2 кв. Справа от мате­риала (при разверстке его на две колонки по 6 с лишним квадратов) нельзя оставлять более узкой колонки.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...