Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
МАКЕТИРОВАНИЕ ОТДЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛАПри стандартном формате набора и прямой верстке может быть до пяти вариантов постановки одного материала. Разумеется, публикации большего объема менее подвижны. Но даже крупный материал (150-строчное выступление, например, считается большим в малоформатной газете) можно смакетировать минимум четырьмя способами: на две, три, четыре или пять колонок. Как бы материал ни был поставлен, он будет занимать одну и ту же площадь, выражающуюся произведением количества петитных строк в оригинале на стандартный формат набора. И это произведение есть величина постоянная. МАКЕТИРОВАНИЕ ПОДБОРКИ Всякая подборка на первых этапах макетирования, при работе над эскизами рассматривается как единый материал. Однако при дальнейшей работе над макетом следует разверстать заметки в подборке. Варианты их расстановки зависят прежде всего от того, как поставлена вся подборка в макете. Если она размечена на колонку, то заметки ставятся одна под другой в запланированном порядке. При разверстке на две колонки возможны такие способы постановки заметок. 1. Симметричная верстка: каждая заметка ставится на две колонки, материалы следуют один под другим согласно плану, как в одноколонном варианте. Разумеется, симметрия здесь относительна, в зависимости от той или иной выключки заголовков, применения наборов с отступом (втяжек) и т. п. 2. Асимметричная верстка «внакрут»: одна заметка следует за другой так же, как при одноколонной разверстке; вторая заметка разрывается, ее окончание стоит вверху второй колонки. 3. Верстка с подчеркнутой асимметрией: первая заметка разверстывается на две колонки или набирается на удвоенный формат — широкую колонку. Слева внизу ставится клишированная рубрика (плашка) и под ней заметка на одну колонку. Справа, начинаясь на одном уровне (верхнем) с рубрикой, ставится третья информация. В подобных случаях приходится прибегать к набору заметок шрифтами различных кеглей, чтобы иметь возможность поставить плашку. Кстати, клише здесь служит средством разведения заголовков рядом стоящих заметок. Верстка «внакрут» позволяет применить многие варианты асимметричной и симметричной верстки; предполагает возможную постановку заголовков у нижней границы подборки, трех-, двухстрочные окончания и даже висячие строки на отдельных колонках при горизонтальной верстке (низким подвалом или «чердаком»). Разверстка каждой заметки на число колонок, отведенных под подборку, при макетировании на два-три столбца придает подборке строгость и является дополнительным средством объединения данных материалов; при разверстке маленьких (не больше 15 строк) заметок на три колонки и средних на четыре и пять столбцов затрудняется восприятие текста. При горизонтальной постановке подборки (на четыре и более колонок) требуются дополнительные расчеты, если заметки идут одна подле другой, но это наиболее целесообразный с точки зрения восприятия способ постановки заметок. Но прием «внакрут» неудобен из-за неясности с расположением заголовков и переходящими остатками заметок. Поэтому наиболее эстетичен (а для верстальщика прост) способ, предусматривающий разноформатицу. Чтобы выделить подборку на полосе и придать ей целостный вид, мы можем: а) поставить рубрику или шапку, б) отбить подборку линейками или заключить ее в рамку, в) поставить клише, г) единообразно оформить заголовки (разбить на одинаковое количество строк, набрать шрифтом одной гарнитуры, одного кегля и начертания, применить единую выключку), д) единообразно оформить текст, в частности: разверстать все заметки на равное число колонок, набрать все материалы на один формат, применить одну и ту же текстовую гарнитуру, начертание и кегль для набора всех заметок, унифицировать оформления вводных абзацев, эпиграфов и т. д. Подборки, являющиеся постоянными в газете, оформляются таким образом, чтобы читатель без труда мог быстро отыскать интересующие его материалы. Для этого выбранный комплекс из перечисленных средств закрепляется за данной подборкой и повторяется из номера в номер. Кроме того, сильными средствами выделения подборки в газете является закрепление за подборкой постоянного места на полосе, постановка подборки в определенный день (или в определенные дни) недели, для чего составляется график публикации основных рубрик. Что же касается тематических полос, то здесь еще большее значение как средство выделения в газете (комплекте номеров) имеет время их появления, то есть каждая тематическая полоса должна выходить в определенный день недели. Здесь же большую роль играют шапки и рубрики, иногда клише (карикатуры на шестнадцатой странице «Литературной-газеты» и на пятой «Правды»). Как одно из главных средств выделения часто используется унификация гарнитур заголовочных шрифтов. Например, в «Правде» на четвертой и пятой страницах заголовки материалов набираются рублеными шрифтами - таким образом выделяются публикации из-за рубежа. Газеты, применяющие одну-две гарнитуры в заголовках, для выделения тематической полосы могут употребить еще одну, контрастную и нехарактерную для обычных полос. Например, на фоне традиционного жирного рубленого шрифта в «Нойес Дойчланд» для оформления заголовков полосы «Литература и искусство» применятся гарнитура типа академической светлого начертания. Крупноплановые портреты лучше помещать в верхней половине полосы. Первая полоса макетируется и верстается последней. МАКЕТИРОВАНИЕ ПОЛОСЫ При макетировании полосы употребляется целый ряд приемов. Все они имеют равные права на существование, и использование того или иного из них объясняется конкретными условиями. Общеприняты следующие приемы макетирования. 1. Планово-композиционный. В этом случае материалы разверстываются на бланке в той последовательности, в какой они обозначены в плане, начиная с верхних углов — левого (четные страницы) и правого (нечетные) и кончая соответствующим (расположенным по диагонали) нижним углом. Может быть и обратная постановка, начинающаяся с низа полосы. 2. Традиционный прием макетирования. Он предусматривает постановку в чердаке или подвале наиболее крупного материала, который по диагонали уравновешивается другой, сравнимой по размерам публикацией. Подобный метод в редакциях называют «мельницей», «вертушкой». 3, «Гвоздевой» прием макетирования. В данном случае самая ударная, «гвоздевая» публикация ставится в зрительном центре полосы в окружении, как правило, мелких заметок. Макет строится таким образом, чтобы этот материал сразу привлек внимание читателей, даже тогда, когда он не занимает геометрического центра страницы. Поиски принципиальной схемы разверстки материалов на различных полосах номера могут быть значительно упрощены и даже пропущены, если редакция располагает макетами-стандартами. Для этого необходимо: 1) строить страницы по «блочному» принципу, 2) иметь реально действующий график частоты публикаций. В таком случае на каждую страницу номера, выходящего в определенный день недели, разрабатывается стандартная схема размещения «блоков». ОСОБЕННОСТИ МАКЕТИРОВАНИЯ ПОЛОСЫ НА ПЯТЬ И ШЕСТЬ КОЛОНОК Несмотря на общую тенденцию перехода малоформатных газет на шесть колонок, пять колонок еще не полностью исчерпали свои возможности. В некоторых же случаях колонка шириной 2 3/4 кв. имеет определенные преимущества. Во-первых, широкий набор экономичнее. Ширина полосы без пробелов при макетировании на пять колонок — 13 кв. 36 п., а на шесть — 13 кв. 24 п. Уменьшение на цицеро означает потерю 44 строк на 2 кв. 36 п. в номере. Кроме того, узкий набор часто вынуждает линотиписта «разгонять» текст, ставить максимально допускаемые пробелы между словами - теряется еще не один, десяток строк. Во-вторых, колонка текста, набранного боргесом или корпусом на 2 3/4 кв. несомненно более удобочитаема, чем узкая. В-третьих, при разверстке на пять колонок проще избежать нежелательной симметрии по вертикали. В то же время некоторые издания используют пять колонок чрезвычайно однообразно. Иногда все полосы делаются по одному шаблону: заверстывается материал на первые две колонки, затем на оставшиеся три.
Áèëåò 34 Ýòàïû ïîäãîòîâêè òåêñòîâûõ è èëëþñòðàöèîííûõ ìàòåðèàëîâ. Òðåáîâàíèå ê òåõíè÷åñêîìó êà÷åñòâó îðèãèíàëà. Оригиналы, засылаемые в типографию, должны быть соответствующим образом подготовлены. Текстовые оригиналы переписываются на машинке таким образом, чтобы количество знаков в строке (сюда относятся и пробелы между словами и знаки препинания) было кратно числу знаков в строке набора. В большинстве редакций это соотношение равно 2:1. Первая страница оригинала снабжена «паспортом» («фирмой»), который содержит основные сведения о материале: название газеты, отдел, автор, ответственный за подготовку публикации, формат набора и т. д. Кроме того, в «паспорте» оригинала, сданного в секретариат, должно быть указано количество страниц и наборных строк. В некоторых редакциях изготовляют линейки для определения числа машинописных строк в оригиналах и определения количества знаков в заголовках. Для определения числа наборных строк подсчитывают все полные машинописные строки, а также концевые, если их длина, превышает половину. Затем полученное число умножают на два и прибавляют оставшиеся короткие строки (в соотношении 1:1). Полученное число и есть показатель размера (объема) публикации. Размер материала—величина постоянная (в оригинале всегда постоянное число знаков). Выражается она произведением числа наборных строк на стандартный формат набора (например, 121 строка петита на 23/4 кв.). Но не всегда и не все газеты применяют только стандартные форматы набора. Встречается (а иногда бывает просто необходима) разноформатица, т.е. использование колонки нестандартной для данной газеты ширины. Чтобы найти нужный формат (или выяснить, сколько строк будет в материале при наборе на заданный нестандартный формат) необходимо произведение количества строк стандартного формата на стандартный формат разделить на известное (заданное) количество строк, то есть заданную высоту мате- риала (или на заданный нестандартный формат). При вычислениях удобнее пользоваться форматами, выраженными в цицеро. Однако следует придерживаться стандартных форматов набора. Самый узкий формат —2 кв. Справа от материала (при разверстке его на две колонки по 6 с лишним квадратов) нельзя оставлять более узкой колонки.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |