Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Современные теории и методики обучения предмету «Физическая культура»

Физическая культура, формируясь как предмет обучения в обще­образовательной школе, приобрела соответствующие функции — цель, содержание образования, формы организации учебного процесса и методы его реализации, дидактические процессы, которые в сово­купности с другими составили бы частную дидактику или мето­дику преподавания. К настоящему времени предмет «Физическая культура» все еще не располагает целостными курсами: нет ни частной дидактики как теории обучения, ни методики как науки о закономерностях преподавания данной дисциплины. Ни одна из них не составляет предмета изучения в центрах подготовки (ин­ститутах, университетах, академиях) и повышения квалифика­ции учителей физической культуры. Учебники или учебные посо­бия по теории и методике физического воспитания или физиче­ской культуре освещают лишь отдельные вопросы (урок как ос­новная форма учебно-воспитательного процесса, программы, пла­нирование, контроль, оценка, учет и т.д.).

Объяснить подобную ситуацию можно тем, что методики раз­личных учебных предметов создавались не одновременно, поэто­му они находятся на разных стадиях формирования. Применительно к школьной физической культуре среди комплекса причин, объяс-


няющих эту ситуацию, можно выделить трудности становления предмета «Физическая культура».

Создание методики физической культуры проходило в услови­ях, когда еще не были разработаны основные системообразую­щие компоненты научно-методических основ самой дисциплины. Так, школьная физическая культура никогда не имела и не имеет в настоящем конкретно сформулированной генеральной цели. На разных этапах становления предмета учебно-воспитательный про­цесс ориентировался на разные цели (национальные системы фи­зического воспитания, коммунистического воспитания, форми­рования нового человека, физкультурного комплекса ГТО и т.д.). Отсутствие такой цели лишало школьную физическую культуру стабильного содержания обучения, так как последнее закономер­но обусловливается целью преподавания. По этой причине часто менялась учебная программа. Учителю физической культуры в 1920— 1990-е гг. не удавалось учить детей с первого по выпускной класс по одной неизменной программе.

Выпадение целевого и содержательного компонентов педаго­гической системы дисциплины привело к тому, что учебно-вос­питательный процесс по физической культуре обслуживается в основном дидактическими процессами, не в полной мере отра­жающими особенности самого предмета.

Эти обстоятельства в комплексе с другими существенно за­трудняют выполнение заказа государства и общества в области физического воспитания учащихся общеобразовательных школ — их физическое совершенствование.

Почему так произошло? Почему свертывались процессы, на­целенные на формирование теории и методики физической куль­туры? Из множества причин можно назвать несколько.

1. Расхождение между декларациями о равенстве (или даже пре­валировании) роли и значения данной дисциплины среди других в директивных документах государства и партии и ее фактической недоооценкой теми, кому предстояло на практике реализовать эти установки (руководители органов образования, администрации школ, местная партийно-государственная номенклатура и др.). Такое несоответствие лишало школьную физическую культуру реальной поддержки со стороны государства, а научно-исследо­вательская работа по созданию методики распылялась, не доходя до цели.

2. Перенос акцента общественных интересов с проблем разви­тия массовой культуры на спортивно-подготовительную направ­ленность физического воспитания со всеми вытекающими отсюда последствиями (повышение приоритета научных поисков в обла­сти спортивной тренировки перед исследованиями по методике физической культуры и соответствующее перераспределение фи­нансирования, материального и морального стимулирования на-


учных и практических работников, сравнительная простота вне­дрения, публикации и др.).

3. Создание видимости того, что научно-теоретические и мето­
дические разработки, подготовленные для спортивной трениров­
ки (процессы обучения двигательным действиям, развития двига­
тельных качеств), или их упрощенные варианты (структура уро­
ка, формы организации деятельности занимающихся на уроках,
методы обучения и развития двигательных качеств и др.) можно
перенести в практику преподавания физической культуры в шко­
ле. Это обусловило подмену реальных компонентов, которые в
совокупности и во взаимосвязи составляли бы методику предме­
та, чужеродными, не в полной мере соответствующими особен­
ностям его функционирования в школе.

4. На определенном этапе (1940—1950-е гг.) была разработа­на методика урока физической культуры. Будучи одним из ос­новных компонентов, он впоследствии превратился в домини­рующий, главный процесс. И как следствие в 1960—1980-е гг. методика урока была представлена как целостная методика пре­подавания физической культуры в школе. Это обстоятельство в совокупности с другими приостановило процесс создания мето­дики физической культуры. Вместо методики как научной дис­циплины теория и практика школьной физической культуры приобрели методику как совокупность методических предписа­ний для педагога по подготовке и проведению урока физической культуры.

5. Не сразу установились философские, педагогические, пси­хологические, биологические и даже теоретические основы физи­ческого воспитания, на которые могла бы опираться формирую­щая методика предмета «Физическая культура».

Подобные научно-теоретические разработки не могли быть созданы без соответствующего развития базовых и смежных наук. (Имеются в виду исследования Н.А. Бернштейна — по физиоло­гии управления движениями; П. К. Анохина — по физиологии функ­циональных систем; П.И.Божович, Л.С.Выготского, П.Я.Галь­перина, В.В.Гальперина, Н.Ф.Талызиной, А.Ц.Пуни — по педа­гогической психологии; Ю.К.Бабанского, В.П.Беспалько, М. А. Да­нилова, В. В. Краевского, В.С.Леднева, И.Я.Лернера, Н.Д.Никан-дрова — по теории образования; В. В. Белиновича, В. К. Бальсевича, М.М.Богена, А.А.Гужаловского, З.И.Кузнецовой, Н.А.Лупан-диной — по теории физического воспитания.)

6. В педагогической науке долгое время действовал негласный
запрет на создание предметных дидактик. Считалось, что как от­
расль педагогики существует лишь общая дидактика. А дидакти­
ческие исследования и их результаты, отражающие специфику
учебно-воспитательного процесса по конкретным дисциплинам,
могут быть представлены лишь как методики преподавания.


Таким образом, требуется модернизация научно-теоретических основ предмета «Физическая культура» как носителя системооб­разующего начала в структуре организации физического воспита­ния в школе, не терпит отсрочки создание и дидактики, и мето­дики его преподавания.

2.3. Место и значение предмета «Физическая культура» в содержании общего образования

В настоящем учебном пособии для обозначения причинности и движущих сил процесса становления теории и практики предмета «Физическая культура» используется термин «фактор»1. Действие тех или иных факторов на рассматриваемое явление выражается в конкретных изменениях теоретических положений, всех или не­скольких, на основе которых организуется учебный процесс.

Предмет «Физическая культура» — элемент структуры содер­жания общего образования — подвержен влиянию и воздействию многих факторов, детерминирующих (определяющих) систему образования в целом и отдельных его составляющих. Вместе с тем степень воздействия разных факторов на каждый элемент струк­туры содержания образования или педагогической (дидактической или воспитательной) системы может быть разным. Одни факторы одинаково влияют на учебные предметы, определяя их место и значение в содержании образования и воспитания, другие оказы­вают разнозначное воздействие.

В ряду факторов, обусловливающих потребность радикально улучшить результативность учебного процесса по физической куль­туре, на первый план выдвигается формирование всесторонне и гармонически развитой личности. Развитие современного обще­ства характеризуется еще более интенсивным совершенствовани­ем машинного производства и повышения его технического уров­ня. Это предъявляет более высокие требования к подготовке и раз­витию подрастающего поколения. Отсюда всестороннее и гармо­ническое развитие личности, будучи объективной потребностью общественного процесса, трансформируется в идеалы современ­ного воспитания — его цель.

Измениться должна целевая ориентация учебного предмета «Физическая культура». Форма, стержень содержания, средства иметоды физического совершенствования становятся важными ком­понентами идеала всесторонне и гармонически развитой лично­сти. Данный фактор входит в число доминирующих в плане влия­ния на формирование теоретико-методологических основ пред-

1 Фактор (от лат. factor — делающий, производящий) — причина, движущая сила какого-либо процесса, явления, определяющая его характер или отдель­ные черты.


мета «Физическая культура», потому что конкретизация целевой ориентации повлечет за собой цепочку последовательных пере­мен содержания образования, средств, форм, методов организа­ции учебного процесса.

Другим доминирующим фактором, оказывающим влияние на школьную физическую культуру, выступает современный науч­но-технический прогресс, который значительно изменит характер производственной, включая аграрный сектор, оборонной, спор­тивной, рекреационной и бытовой деятельности людей.

Трудовая деятельность уже сейчас требует развития таких но­вых двигательных качеств, как быстрота и точность ориентации в получаемой информации, чувство ритма, овладение синхронны­ми быстрыми и точными движениями обеих рук, ограничение их функциональной асимметрии. Отсюда потребность в подготовке детей, подростков, молодежи к жизни в условиях всевозрастаю­щего воздействия научно-технического прогресса.

Вместе с тем научно-техническая революция вызвала и такие явления, как гипокинезия — недостаточная двигательная актив­ность людей со всеми вытекающими отсюда последствиями. В спе­циальной литературе указываются ближайшие и отдаленные по­следствия гипокинезии. В числе первых отмечают нарушения ко­ординации хорошо автоматизированных естественных движений* (ходьба), уменьшение биомассы антигравитационной мускулату­ры, снижение плотности и механической прочности костной тка­ни, ограничение адаптационных возможностей сердца, застой­ные явления в венозных сосудах нижних конечностей, ослабле­ние иммунно-биологических свойств организма.

Говоря об отдаленных последствиях, отмечают сопутствующие отрицательные факторы: эмоциональный и нервно-психический стрессы, отклонения в состоянии здоровья в результате непра­вильного питания, хронической никотиновой интоксикации и др. Совокупность этих причин с недостатком движений ускоряет по­ражение сосудов сердца, мозга, магистральных сосудов ног, ате­росклероз.

По мнению ученых, гипокинезия особенно вредна вдетском возрасте, когда велика биологическая роль движений, своеобраз­ных катализаторов биохимических процессов, связанных с мор­фологическим и функциональным развитием организма детей. Поэтому специалисты по медико-биологическим проблемам фи­зической культуры отмечают важность рационализации физиче­ского воспитания с ориентацией на оптимизацию двигательной активности школьников.

Материалы многочисленных исследований свидетельствуют, что двигательная активность детей школьного возраста распределяет­ся на весь период бодрствования, она саморегулируется, умерен­на по интенсивности и волнообразна по динамике, подвержена


воздействию социального (режим учебы и отдыха, бытовые усло­вия семьи), средового и природного характера (продолжитель­ность дня, температура воздуха, осадки, рельеф местности и др.).

Вызвав дефицит двигательной активности детей школьного воз­раста, научно-технический прогресс породил и ряд биологиче­ских факторов, указывающих на необходимость его компенсации путем совершенствования физического воспитания школьников. Специальная организация двигательной деятельности — единствен­ная возможность реализовать потребности детей в движении.

Таким образом, научно-технический прогресс вносит суще­ственные коррективы в процесс физического воспитания школь­ников, и в первую очередь теоретико-методологические основа­ния предмета «Физическая культура».

Переориентация направленности социально-экономического и политического развития Российского государства актуализирует социальные функции физического воспитания учащейся молоде­жи. Для современного подростка, юноши, молодого человека фи­зическая культура становится наиболее доступным и действен­ным средством коррекции дефектов морфофункционального раз­вития организма, закрепления общественного статуса и престижа личности, гармонизации психофизических способностей, обес­печения социальной защиты, формирования самодисциплины и уверенности в жизни, рекреации и др. Отсюда потребности лич­ности в физическом совершенствовании, реализуемые через учеб­ный предмет «Физическая культура», — важный фактор, кото­рый обусловливает обновление теории и практики преподавания данной дисциплины в общеобразовательной школе.

Другими значимыми факторами модернизации научно-мето­дических основ школьной физической культуры следует считать реформирование экономических устоев и переориентация полити­ческого развития Российского государства. Последние привели к утрате традиционных для россиян на протяжении длительного периода (70 лет) институтов социальной защиты граждан и диф­ференциации общества на очень много имущих и ничтожно мало имущих, обострению межнациональных, межгрупповых (межкла­новых) и межличностных конфликтов. В этих условиях актуализи­ровались проблемы самоутверждения личности учащегося обще­образовательной школы в детской, подростковой и молодежной среде и стремление к развитию и реализации своих психофизи­ческих возможностей. Физическая культура становится наиболее доступным и действенным средством, формой организации и ме­тодом достижения коллективных и индивидуальных устремлений учащейся молодежи.

Серьезную социальную проблему создает состояние здоровья населения, особенно детей. Недостаточная социальная защищен­ность населения обусловила рост заболеваемости детей и подрост-


ков. Ситуация осложняется экологическими катастрофами глобаль­ного и регионального масштабов, оказывающих негативное влия­ние на состояние их здоровья.

В настоящее время меняется военная доктрина Российской Федерации, продолжается военная реформа, это ориентирует пе­ренос части военной (включая физическую) подготовки молоде­жи на ее допризывной этап.

Можно привести много других аргументов в пользу радикаль­ных перемен в теории и методике обучения предмету «Физиче­ская культура» в школе.

Многоаспектность функций и всевозрастающая социально-пе­дагогическая значимость физического воспитания в деятельности учреждений общего образования обусловили потребность в созда­нии подсистемы школьной физической культуры с относи­тельно самостоятельными формами ее организации, такими, как:

- внеклассные формы организации занятий физической куль­турой и спортом;

- физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме школь­ного дня;

- общешкольные физкультурно-массовые и спортивные меро­приятия.

Действенность физического воспитания школьников зависит от правильной постановки учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура», рационального объема массо­вых физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня школы, широкого участия учащихся в различных формах внекласс­ной и внешкольной работы по физической культуре и спорту, оптимального внедрения физических упражнений в повседнев­ную жизнь школьников. Однако возникают неординарные явле­ния. Педагогическая наука и практика четко, казалось бы, ориен­тированы на то, что, где, когда необходимо сделать, а ожидае­мые результаты десятилетиями не достигаются.

Почему так получается?

Среди множества субъективных и объективных факторов, обус­ловивших данную ситуацию, доминирует выпадение цели (основ­ного системообразующего элемента) из компонентов, призван­ных формировать системность преподавания данной учебной дисциплины. То же самое относится и к другим формам организа­ции физического воспитания учащихся общеобразовательных школ.

Где выход из создавшейся ситуации? Крайне важно, во-пер­вых, чтобы каждая форма организации физического воспитания школьников имела четко обозначенную специфическую цель. Эти цели должны быть детализированы в конкретных задачах, кото­рые необходимы для развития других компонентов педагогиче­ских систем, форм организации физического воспитания в школе (содержание и дидактические процессы, обусловливающие реа-


лизацию содержания, решение задач, достижение целей). Во-вто­рых, между формами организации физического воспитания должна существовать функциональная взаимосвязь, отражающая иерар­хию целей и задач, содержание работы, формы организации за­нятий и методы проведения.

Направленность предмета «Физическая культура» (цель, содер­жание, формы организации дидактического взаимодействия пе­дагога и учащихся, методы его реализации) обусловлена специ­фикой функции данной дисциплины в структуре общего среднего образования и определяется спецификой реализации общих це­лей образования.

Предмет «Физическая культура» должен выполнять многоас­пектные функции в составе содержания общего образования. На­правленность, цель, задачи школьной физической культуры за последние 20—25 лет претерпели существенные изменения. К концу 1970-х гг. стала очевидной необходимость признания в качестве ведущей образовательной направленности. К середине 1980-х гг. уже не вызывала сомнений целесообразность ее переориентации в образовательно-инструктивную.

Предмет «Физическая культура» не может компенсировать ги­покинезию. По материалам исследований, урок физической куль­туры компенсирует в среднем 11 % (максимально 40 %) суточной потребности школьников в движениях. Исследователи считают, что даже при ежедневных уроках физической культуры нельзя лик­видировать тот «двигательный голод», который сегодня ощущают школьники.

Поэтому предмет «Физическая культура» нужно рассматривать не только как одну из форм организации занятий, направленных на компенсацию двигательной недостаточности, но прежде всего как «школу движений». Учебно-воспитательный процесс по дан­ной дисциплине должен формировать умения заниматься физи­ческой культурой самостоятельно. Признание приоритета образо­вательной и инструктивной направленности физической культу­ры не есть игнорирование ее оздоровительной, развивающей и воспитательной функций.

Таким образом, общее среднее физкультурное образование учащихся, цель школьного предмета «Физическая культура», до­стигается путем решения взаимосвязанных и взаимообусловлен­ных задач образовательно-инструктивного, оздоровительно-рек­реационного, воспитательно-развивающего характера. Последние могут быть рассмотрены как основные группы педагогических за­дач данной дисциплины.

Рассмотрим комплекс педагогических задач.

К образовательно-инструктивным задачам относятся:

1. Вооружение учащихся знаниями, необходимыми для само­стоятельного использования физических упражнений, факторов


внешней среды, режима учебы, труда и отдыха в целях своего физического совершенствования.

2. Формирование у учащихся двигательных навыков и умений
по основным жизненно важным движениям:

- аналитическая «школа движений» как система элементарных гимнастических упражнений и способов их взаимосвязанного вы­полнения, с помощью которых формируется умение дифферен­цированно управлять отдельными движениями и развивается спо­собность координировать их в различных сочетаниях;

- система упражнений, рассчитанных на освоение основных способов рационального использования сил для перемещения в пространстве, преодоления препятствий и оперирования предме­тами;

- «школа» единоборства, противодействия, взаимодействия в условиях сложных форм двигательной деятельности.

3. Формирование у учащихся умения использовать знания и
двигательные навыки в процессе самостоятельных занятий физи­
ческими упражнениями в семье, по месту жительства, в местах
массового отдыха, труда и другой общественно-полезной деятель­
ности.

К группе оздоровительно-рекреационных задач могут быть отне­сены:

1. Содействие достижению гармоничности в физическом раз­витии школьников.

2. Подготовка организма учащихся к постепенно возрастающим интеллектуальным и физическим нагрузкам.

3. Формирование правильной осанки детей школьного возраста.

4. Содействие повышению устойчивости организма школьни­ков к неблагоприятным воздействиям внешней среды (закалива­ние).

Воспитательно-развивающие задачи включают в себя:

1. Обеспечение оптимального развития двигательных (физиче­ских) качеств (способностей) учащихся.

2. Содействие развитию моральных и волевых качеств учащихся.

3. Содействие формированию социальной активности учащихся.

4. Формирование здорового образа жизни потребности систе­матически заниматься физическими упражнениями в быту.

Предполагается, что комплексное решение указанных задач обеспечит формирование общего среднего физкультурного обра­зования учащихся.

Социальная и биологическая значимость функций предмета «Физическая культура» состоит в том, что он нацеливает на воо­ружение учащихся знаниями, способствует формированию основ­ных двигательных и инструктивных навыков, приучает к система­тическому использованию физической культуры в жизни; содей­ствует развитию двигательных и морально-волевых качеств, а также


оздоравливанию и нормальному росту детского организма. Это позволяет наполнить соответствующим содержанием внепредмет-ные (внеурочные) формы физического воспитания школьников, использовать организационные формы и методы. Физическая куль­тура создает возможности для координации основных компонен­тов педагогических систем внеурочных форм физического воспи­тания, придает им целостность.

2.4. Основные концепцииучебного предмета «Физическаякультура»

К 80-м гг. XX столетия стала очевидной необходимость ради­кального обновления учебно-воспитательного процесса по пред­мету «Физическая культура». К этому времени стабилизировалась и обстановка в области теории и практики образования в плане демократизации управления данным аспектом жизни общества и государства. В печати появились публикации, в которых содержа­лись системы взглядов по улучшению преподавания физической культуры в школе. Многие разработки носили концептуальный характер.

Большинство концепций критически оценивали традиционные для национальной системы физического воспитания (особенно ее школьного звена) подходы к пониманию целевой ориентации предмета «Физическая культура», содержание образования по дисциплине, организацию учебно-воспитательного процесса и методы его практической реализации. В комплексе мер, направ­ленных на радикальное реформирование преподавания предмета «Физическая культура», были выдвинуты идеи переориентации цели предмета с традиционной ее трактовки на формирование лич­ной физической культуры школьников: физкультурное воспитание учащихся, физическую тренировку школьников, формирование культуры здоровья, воспитание привычек здорового образа жиз­ни средствами и методами физической культуры, обеспечение общего среднего физкультурного образования школьников.

Рекомендации по переориентации целевых установок, кото­рые содержались в упомянутых и других концепциях, обусловили потребность в модернизации других значимых элементов научно-методических оснований данной дисциплины (педагогических принципов, содержания образования, форм организации и тех­нологии практической реализации учебно-воспитательного про­цесса).

В качестве важного составляющего обновления системы обуче­ния, воспитания и развития в процессе преподавания школьной физической культуры в концепциях обоснован комплекс прин­ципов ее перестройки — демократизация, гуманизация, интен­сификация, оптимизация учебно-воспитательного процесса, а


также деятельностный подход к разработке содержания образова­ния; адекватности содержания физической подготовки и дидакти­ческого аппарата ее (физической подготовки) обеспечения инди­видуальному состоянию человека, гармонизации и оптимизации физической тренировки со свободой выбора формы активности, основываясь на склонностях и способностях личности; учет осо­бенностей зоны ближайшего географического окружения и куль­турно-исторического опыта в области физической культуры насе­ления на местах функционирования общеобразовательных школ; единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности, поливариативности и многообразия физического воспитания, его оптимизации и др.

Из актуальных проблем на одно из первых мест выдвинулась проблема преемственности в общем и профессиональном образова­нии в сфере физической культуры по всем аспектам (целям, зада­чами, содержанию, средствам и методам) их научно-методиче­ских оснований.

Объект особого внимания во многих концепциях — содержа­ние образования по предмету «Физическая культура». Большин­ство позитивных рекомендаций, которые содержались в них, уже реализованы в государственном стандарте общего среднего обра­зования по его инвариантной области «Физическая культура». Это идеи об альтернативности учебных программ, их многоуровневости или многоступенчатости, учет региональных и местных традиций и климато-географического своеобразия.

По данной проблеме разработана специальная концепция1. В ней высказаны рекомендации, ранее прозвучавшие в упомянутых и других концепциях или уже реализованные в государственном об­разовательном стандарте по дисциплине. Говорится также о необ­ходимости ориентировать содержание образования на развитие фи­зической культуры учащегося, включить учебный материал по формированию умений самостоятельно заниматься физической культурой, предлагается содержание образования привести в со­ответствие с положениями индивидуально-дифференцированно­го подхода с учетом возрастно-половых особенностей, уровня фи­зического развития, состояния здоровья и двигательной подго­товленности. Вместе с тем предпринята попытка представить физ­культурную деятельность как основу для формирования учебного предмета структуры общего среднего образования «Физическая культура».

Интересные идеи концептуально-инновационного характера пред­ставлены в концепциях физического воспитания и спортивной

' Концепция содержания общего среднего образования в сфере физической культуры в 12-летней школе // Физическая культура в школе. — 2000. — № 3.


подготовки, разработанных авторской группой под руководством В.В.Кузина и В.К.Бальсевича (2002). По направленности, уров­ню научно-теоретической обоснованности, социально-педагоги­ческой значимости они имеют перспективу радикально обновить процесс физического воспитания подрастающих поколений в тре­тьем тысячелетии.

Основой повышения эффективности обязательного физического воспитания детей, подростков и молодежи В. К. Бальсевич счита­ет использование технологий оздоровительной, кондиционной и спортивной тренировки при максимально возможной свободе выбора занимающимися вида физической активности, ее формы, показателей физической нагрузки и лично приемлемого уровня планируемых результатов при обязательном выполнении индиви­дуально определенных образовательных стандартов. Научно-тех­нологическая сущность организационно-методических инноваций в физическом воспитании состоит в приоритетной направленно­сти содержания педагогического процесса в общеобразователь­ной школе на усвоение обучающимися нравственных, интеллек­туальных, поведенческих, двигательных, мобилизационных, ком­муникативных, здоровьеформирующих и здоровьесберегающих ценностей физической и спортивной культуры по механизму кон­версии приемлемых элементов элитной национальной и мировой культуры спортивной подготовки в массовое физическое воспи­тание.

Заслуживают внимания проблемы олимпийского образования: место в системе физкультурного образования, значение, сущность, содержание, формы организации и методы осуществления.

Значительное место в содержании олимпийского образования уделено истории игр и их современному состоянию, интеграции спорта и культуры, своеобразию состязаний на Олимпийских иг­рах, направленности идей олимпизма на формирование лично­сти, содействие олимпийскому движению и политике вокруг него. Центральное место уделено изучению Олимпийской хартии.

Среди идей модернизации теории и практики школьной физи­ческой культуры выделились две доминирующие тенденции. Одна из них — ориентация содержания предмета и технологии его реа­лизации на повышение образовательной направленности дисцип­лины, формирование средствами физической культуры личности учащегося, другая — повышение тренировочного эффекта учеб­но-воспитательного процесса.

Большинство концепций внедрены в практику образования, одни — в масштабе страны, другие — в субъектах Федерации или регионах.

В соответствии с теоретическими разработками подготовлены учебные программы: Комплексная программа физического воспи­тания учащихся I —XI классов; Программа физического воспита-


ния учащихся I—XI классов, основанная на одном из видов спорта; Программа «Физическое воспитание учащихся I —XI классов с направленным развитием двигательных способностей»; Физиче­ская культура: образовательная программа для учащихся средней общеобразовательной школы; Программа по физической культу­ре для учащихся I—XI классов; Антистрессовая пластическая гим­настика, Спартанские игры и клубы в системе образования, вос­питания и организации досуга школьников; основы олимпийских знаний; Примерная программа по физической культуре для уча­щихся (начальной, основной, полной) средней школы и др.

Контрольные вопросыи задания

1. Назовите основные детерминанты функций, места и значения пред­мета «Физическая культура» в содержании общего образования.

2. Какие факторы обусловливают гиподинамию школьников?

3. Какие этапы прошла теория и методика обучения предмету «Физи­ческая культура» в своем становлении?

4. Какие обстоятельства явились факторами усложнения процесса формирования методики преподавания физической культуры в школе?

5. Назовите основные группы педагогических задач учебного предме­та «Физическая культура».

6. Назовите основные концепции модернизации учебного предмета «Физическая культура».


ГЛАВА 3

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...